Научная статья на тему 'Партнерство как принцип обучения, воспитания и молодежной политики'

Партнерство как принцип обучения, воспитания и молодежной политики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Партнерство как принцип обучения, воспитания и молодежной политики»

5. История создания и развития научных

школ кафедры «Технология производства приборов и систем управления летательных аппаратов» / Под ред. В.М. Суминова. - М., 2000.

6. Как это было... Воспоминания создате-

лей отечественной лазерной техники. — М., 2006.

7. Арутюнов В., Стрекова Л., Цыганов С. Инновации и система корпоративного образования: вклад университета // Высшее образование в России. — 2005. — №1.

А. ХОВРИН, доцент, проректор

В массовом сознании, носителем которого являются и представители профессорско-преподавательского состава вузов, до сих пор доминирует весьма «зауженный», однобокий взгляд на миссию системы высшего профессионального образования в современном обществе. Обобщенно он выражается в том, что главной целью нашей деятельности считается аккумуляция теоретического, эмпирического, прикладного знания и его трансляция будущим поколениям.

Конечно, формирование профессио-

Партнерство как принцип обучения,воспитания и молодежной политики

нально-квалификационного состава населения, подготовка работников, обладающих высшим профессиональным образованием, а также лиц, имеющих научную квалификацию, является важной социальной функцией высшей школы. Однако к этому ее цель не сводится. Как ведущий социальный институт она призвана выполнять функцию социализации молодежи — сегодня в гораздо большей степени, чем ранее. Ведь для демократического общества и государства, выступающих в роли социальных заказчи-

56

Высшее образование в России • № 8, 2007

ков образовательных услуг вузов, важно в итоге процесса обучения получить не только специалиста, способного к дальнейшему профессиональному росту, но прежде всего - гражданина, способного успешно адаптироваться к интенсивно меняющейся социальной, экономической и политической реальности, нацеленного на созидательную деятельность в социуме, усвоившего нравственные нормы и принципы общественного бытия. Важно воспитать творческую личность, обладающую умениями вести толерантный диалог, достигать разумных компромиссов, владеющую технологиями социального партнерства и сотрудничества.

Нужно признать, что решение данной задачи в нынешних условиях затруднено в силу ряда причин. Среди них:

■ современное студенчество стратифицировано по целому ряду признаков (экономическая обеспеченность, статус родителей, регион происхождения и проживания, социальная активность личности, отношение к власти, религии и др.);

■ произошедшие общественные трансформации привели к дисфункции традиционных агентов социализации (семья, школа, профсоюзы и др.), налицо низкая эффективность деятельности новых (общественные объединения, политические партии, профильные органы государственного и муниципального управления и т.д.);

■ молодежь вместе со всем обществом утратила значительную часть ранее действовавших социальных ценностей и пока не до конца сформировала новые, вследствие чего наблюдается широкая вариативность моделей поведения, жизненных стратегий, социальных практик, среди которых заметно представлены и различные девиации;

■ значительное влияние на процессы социализации студенчества сегодня оказывают факторы глобализации и перехода от индустриального общества к информационному.

Вместе с тем современные студенты по-прежнему являются наиболее прогрессив-

ной и творческой частью российской молодежи, некой «прединтеллигенцией», гармонично сочетающей в себе профессиональное и общекультурное «измерения». Они могут быстро ориентироваться в меняющейся социальной среде, имеют обширные контакты с различными демографическими и профессиональными группами общества. Им присущ высокий уровень социальной, политической и экономической мобильности. Студенты способны к самообучению, самовоспитанию, самоорганизации и, более того, могут оказывать определенную помощь своим коллегам, вузу, местному сообществу, социуму в целом в решении актуальных задач развития.

Таковы социальные и психологические условия и предпосылки, определяющие стратегию деятельности вуза по организации обучения, воспитания молодежи, реализации своей молодежной политики.

Целью обучения молодого человека в высшей школе является его оснащение традиционным комплексом «знания, умения, навыки », содержание которого определяется требованиями государственного образовательного стандарта. Помимо этого необходимо формировать готовность молодого специалиста к индивидуальной и коллективной деятельности, развивать его способности самостоятельно принимать решения и нести ответственность за их исполнение, адекватно действовать в нестандартных профессиональных и жизненных ситуациях, мобилизовать различные ресурсы для выполнения производственных и личностных задач, мыслить эвристически, креативно, инновационно.

Выполнение данной задачи обеспечивается применением компетентностного подхода к подготовке специалиста. При этом формирование компетентной в различных аспектах личности должно осуществляться, на мой взгляд, на основе использования субъект-субъектного педагогического подхода. Суть его заключается в том, что обучающиеся и обучающие являются равноправными участниками, партнерами обра-

зовательных отношений. Поэтому вполне допустимо определить этот подход и как «партнерский». Он является «антиподом» традиционного субъект-объектного подхода, в котором преподаватель в рамках од-нополюсно ориентированной модели передачи знаний доминирует над обучаемым.

В «партнерской» модели образования предполагается, что обучающийся - это уникальная целостная личность, стремящаяся к максимальной самореализации своих возможностей (самоактуализации), способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение этого качества и является главным результатом обучения и воспитания. Становясь субъектом процесса своего обучения, студент получает мощнейший стимул для придания ему творческого и в значительной мере индивидуализированного характера.

Кроме того, корректно выстроенное коллективное и межличностное педагогическое общение позволяет студентам быстрее адаптироваться к условиям вуза и, что не менее важно, научиться формулировать, а затем публично декларировать и оттачивать в открытом, доброжелательном диалоге свои взгляды. При этом формируется умение слушать других, взаимодействовать с ними, обсуждать как профессиональные, так и общественно и личностно значимые темы -ценные грани коммуникативной и социально-психологической компетентности.

В условиях партнерства педагог -это старший товарищ, наставник, ориентирующий обучающегося на понимание личностной значимости получаемых знаний, на осознание им своей активной роли в обучении и персональной ответственности за его результаты, а также на открытость и доверительность отношений, возникающих в педагогическом процессе.

Яркой иллюстрацией, подтверждающей актуальность и целесообразность организации обучения в вузе на партнерской основе, является плани-

руемый переход к двухуровневой системе ВПО, где на уровне магистратуры 60-70% времени будет отводиться самостоятельной работе студентов.

Партнерские отношения как принцип педагогической практики требуют от преподавателя более высокого уровня педагогической, социальной и психологической компетентности, мобилизации личных усилий, интенсивной творческой работы, регулярного использования средств саморефлексии и педагогического анализа и, конечно же, дополнительных временных затрат. Однако эти усилия не проходят даром, в конечном счете они приводят к новому качеству - формированию специалиста, максимально готового к профессиональной работе в динамично меняющейся производственной и общественной среде.

Не менее плодотворно применение партнерского подхода и в вузовском воспитании. Более того, в ситуации незавершенности общественного перехода, когда не до конца определены цели и идеалы жизнедеятельности современного российского общества, когда молодые зачастую думают и действуют успешнее взрослых, своевременно откликаясь на те или иные тенденции общественного развития, когда они полностью адаптированы к повседневному использованию разнообразных информационных ресурсов, ориентация на партнерские отношения в решении воспитательных задач становится просто неизбежным.

58

Высшее образование в России • № 8, 2007

Соответствующим структурам вуза, конечно, необходимо воздействовать на молодежь, добиваясь формирования идеалов патриотизма, гражданской ответственности, семейных и коллективных ценностей. Однако нужно понимать, что сегодня мы взаимодействуем с молодежью, которую все реже можно отнести к числу «жертв реформ». Для большинства студентов нестабильность, непредсказуемость общественных процессов являются нормой. Многие смогли выработать социальный иммунитет по отношению к «негативу», источником которого является изменчивая внешняя среда, и, кстати, многому в этом смысле могут научить взрослых. Поэтому воспитывать «гражданина», «патриота», «профессионала», «семьянина» сегодня необходимо по-другому, иначе.

Это значит — адресно,целенаправлен-но, вариативно, педагогически адекватно. При этом в отношении некоторых студентов по-прежнему необходимо применение жестких воспитательных мер корректирующей направленности. В отношение других — более успешных, чем первые, но недостаточно личностно и социально зрелых — следует реализовывать традиционный субъект-объектный подход. Ну а со студентами, способными отвечать и за себя и за других, готовыми к самореализации, к социально-му творчеству, новаторству, — развивать партнерство.

Ясно, что в этом случае речь идет не только о собственно педагогическом партнерстве, но и о более широком феномене — социальном партнерстве. Ведь вузы —

это не только центры подготовки кадров и трансляторы культуры, но и общественные субъекты, выполняющие ряд функций по реализации государственной молодежной политики (ГМП).

Ведущей идеей ГМП является создание государством комплекса условий, необходимых для творческого, социального, экономического развития российской молодежи, заметной частью которой является студенчество. Вместе с тем государство рассматривает молодых людей, их общественные объединения в этой сфере как своих полноправных партнеров, финансово, организационно, информационно поддерживая их позитивную деятельность.

Социальное партнерство с полноправным участием студенчества позволяет:

■ обеспечить более эффективное воспитание студента не только путем адресного воздействия со стороны преподавателей, но и путем саморазвития обучающихся, достигаемого включением их в процессы решения актуальных социальных проблем конкретных студенческих коллективов, местного сообщества;

■ создать позитивный социально-психологический климат в вузе, регионе с целью формирования демократических взаи-

моотношений между различными участниками реализации ГМП;

■ содействовать становлению социально компетентной личности, владеющей не только избранной профессией, но и опытом конструктивного взаимодействия с коллегами, представителями других профессионально-демографических категорий населения;

■ существенно усилить воспитательный и общественный потенциал университета.

Социальное партнерство в вузе предполагает организацию грамотно спроектированной совместной деятельности «взрослых» и «молодых». Она должна проявляться во всемерной поддержке администрацией различ-ныхмолодежных инициатив, в развитии студенческого самоуправления, наполнении его работы конкретными, полезными самим молодым людям, вузу, государству, обществу делами, акциями, проектами.

Социально ориентированные молодежные инициативы могут быть реализованы и в самом вузе, и за его пределами, могут быть обращены к различным демографическим и социальным группам населения (организация помощи ветеранам, ведение социально-педагогической работы с детьми и подростками и т.д.).

Ярким примером социального партнер-

ства является деятельность Московского студенческого педагогического отряда, созданного в 1999 г. на базе «МАТИ» - Российского государственного технологического университета им. К.Э. Циолковского. Сегодня это общественное формирование объединяет около тысячи студентов из почти сорока вузов самого разного профиля.

Потребность оказывать помощь детям в их социальном и личностном становлении, сделать их детство и юность более интересными, творческими, насыщенными приятным общением со старшими товарищами объединила орган студенческого самоуправления, администрацию университета, московские профсоюзы, управы нескольких районов города и Департамент семейной и молодежной политики Москвы. Совместно с представителями студенческого актива участники педагогического движения непосредственно влияют на формирование плана воспитательных, да и вообще всех молодежных мероприятий.

Таким образом, социальное партнерство администрации с вузовской молодежью - одна из значимых инноваций в деятельности современных учреждений высшего профессионального образования. Эта инновация должна стать хорошей традицией высшей школы.

А. ГРАБИЛЬНИКОВ, профессор, проректор

Современные экономические процессы, основанные на принципах глобализации и интернационализации, пронизывают все виды деятельности. Не остается в стороне от них и образование. Сегодня многие российские вузы активно интегрируются в международный рынок образовательных услуг, преодолевая при этом подчас весьма жесткую конкуренцию со стороны образо-

МАТИ и международное

образовательное

пространство

вательных систем Европы, США, Австралии и других стран. Небезразлична ситуация на международном образовательном рынке и для нашего университета, поскольку средства, получаемые от обучения иностранных граждан, являются серьезной статьей дохода МАТИ. Рассмотрим общую ситуацию.

Распад СССР разрушил сложившуюся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.