Совместные проекты государства и частного капитала, получающие в последнее время все большее распространение, зачастую преподносятся как совершенно новое для России явление. Между тем наша страна в период НЭПа накопила значительный опыт подобного сотрудничества. Его анализ крайне необходим для того, чтобы избежать ошибок, уже имевших место в истории, и реализовать
лучшие наработки, полученные в то время.
Макаров И.Н.
канд. экон. наук, ст. преподаватель кафедры бухгалтерского учета и финансов Липецкого государственного технического университета
международные концессии
в эпоху нэпа
партнерство государства и частного капитала
в советской россии
Спецификой концессионной деятельности Советской России периода НЭПа является то, что экономико-правовые условия и политика государства были определены стоявшей тогда задачей создания тяжелой промышленности и кардинальной модернизации всех отраслей.
«Восстановление русского производства в собственных интересах иностранного капитала»
Объекты, которые предстояло передать в концессию, а также ресурсная база, определялись советским правительством исходя из критериев технического состояния предприятий. При этом их количество увеличивалось с ростом нехватки финансовых ресур-
сов государства, необходимых для восстановления и развития народного хозяйства.
Характерной чертой концессий, практикуемых в период НЭПа, являлось привлечение в качестве частной стороны исключительно представителей иностранного капитала. Подобная практика приобрела распространение с 1922 г., когда началось соперничество зарубежных компаний в деле «восстановления русского производства в собственных интересах иностранного капитала» [1].
Анализ концессионной практики НЭПа показывает, что чаще всего концессии предоставлялись в сфере разработки природных ресурсов. Наиболее известные примеры:
^российское предпринимательство, 2008, № 10 (1)
- асбестовая концессия «Аламе-рико» на Урале (договор был заключен в 1921 г.);
- «Кузбасс-Аик», занимавшаяся разработкой угольных месторождений Кузнецкого бассейна (заключение договора также состоялось в 1921 г., функционирование предприятий концессии показало их превосходство над государственными по всем параметрам);
- концессия Г. Синклера, не состоявшаяся по причине японской оккупации (предварительный договор на разработку нефтегазовых месторождений на острове Сахалин был подписан в 1922 г.) (2);
- «Большое Северное телеграфное общество» - в качестве частной стороны выступали датские предприниматели (годы функционирования 1921-1946);
- «Индоевропейское телеграфное общество» («Индо») было образовано частным капиталом совместно с английским в 1922 г.;
характерной чертой концессий, практикуемых в период НЭПа, являлось привлечение
в качестве частной стороны исключительно
представителей иностранного капитала
чаще всего концессии предоставлялись в сфере разработки природных ресурсов
- «Дерулюфт» (1921 г. немецкой стороне было предоставлено право эксплуатировать воздушные линии);
- «Дерутра» (1921 г., эксплуатация морских путей, происхождение частного капитала также немецкое);
- «Юнкерс-Укрвоздухпуть» (Германия), «Океанское бюро путешествий» (Великобритания), «Рус-ско-Канадско-Американское пассажирское агентство» (1922 г. и позднее).
В отмеченных сферах концессии заключались, как правило, на срок 20-36 лет и предусматривали привлечение иностранных финансовых ресурсов, технологий, оборудования, специалистов. При этом в большинстве случаев эффективность функционирования была выше государственных предприятий, действующих в аналогичных условиях.
Сельскохозяйственная концессия Круппа
Отдельный интерес для изучения представляет концессия в сфере сельскохозяйственного производства (концессия Круппа), заключенная в 1922 г. Согласно первоначальным условиям, ее продолжительность должна была составить 36 лет, а объем привлеченного капитала 40 тыс. фунтов стерлингов.
экономическая история
Концессионеры были обязаны организовать работу зернового хозяйства, создать и оборудовать мастерские и соорудить производственные помещения. Им разрешалось привлечение из иностранных граждан в количестве не более 75% от общей численности служащих и не более 50% рабочих. По завершении срока концессии необходимо было безвозмездно передать в собственность государству все имущество, за исключением животных, 85% стоимости которых государство должно было компенсировать (3).
Первоначальный договор был пересмотрен в 1927 г. вследствие природных условий (почвенные характеристики на части площадей, переданных в концессию оказались непригодными для ведения зернового хозяйства). Анализ результатов работы данной концессии показал ее высокую эффективность, достигнутую посредством введения новых технологий организации труда и внедрения новой техники. В качестве основных недостатков были признаны исключительно
эффективность концессионных предприятий была выше, чем государственных,
действовавших в аналогичных условиях
иностранный (немецкий) состав администрации и, как следствие, недостаточный учет местных условий ведения хозяйственной деятельности (3).
Лесохозяйственные концессии
Сотрудничество государственных структур с иностранным капиталом в период НЭПа в сфере лесного хозяйства имело несколько отличий от иных отраслей (3, 4, 5):
1. В данной сфере была широко распространена такая форма ГЧП1 как совместное предприятие (СП). В проектах, наряду с иностранным частным капиталом, в равной доле или с некоторым перевесом, как правило, небольшим, участвовал государственный капитал в лице государственного треста «Северолес».
2. Главным источником капиталов СП являлись денежные средства, полученные посредством реализации национализированных лесных запасов.
3. С целью ведения беспрепятственной хозяйственной деятельности образованных обществ за пределами СССР и придания им статуса полноценного юридического лица были проведены переговоры с бывшими собственниками лесных угодий.
4. Основой для привлечения частных капиталов в отрасль послужили предложения, разработанные еще в дореволюционный период, что существенно упростило организацию СП.
1 ГЧП - государственно-частное партнёрство - прим. ред.
российское предпринимательство, 2008, № 10 (1)
48
Совершенствование форм партнерства
Из 163 договоров ГЧП, заключенных в период с 1919 г. до 1 ноября 1927 г., действие 50 было прекращено. Из 113 оставшихся 24 предполагали участие иностранного капитала в форме АО, действующих за пределами СССР или функционирующих в стране и представлявших собой «изъятие из действующих законов (Добролет, Хладэкспорт, Электросельстрой)», а также финансирование частным капиталом экспортных операций (5, с. 53]. В табл. 1 приведено распределение договоров ГЧП по сферам деятельности. Из нее видно, что в обрабатывающей промышленности, наряду с классическими концессиями, практически столь же распространенными оказались
по завершении срока концессии необходимо было безвозмездно передать в собственность государству все имущество
договоры технической помощи. Они предусматривали предоставление в распоряжение СССР на возмездной основе патентов, технических и технологических секретов, новшеств, а также обучение персонала самым на тот период современным способам производства.
№ п/п Сфера деятельности Форма партнерства Всего
Классические концессии Совместные предприятия Техническая помощь
1 Торговля 3 6 - 9
2 Лесное хозяйство 1 5 - 6
3 Сельское хозяйство 4 1 - 5
4 Промыслы 3 - - 3
5 Горная промышленность 17 - 2 19
6 Обрабатывающая промышленность 23 2 21 46
7 Транспорт и связь 2 1 - 3
8 Строительство - 1 - 1
9 Итого 53 16 23 92
Таблица 1
Распределение по сферам экономики форм государственно-частных партнерств, действующих на 1 ноября 1927 года [5, ^ 54].
экономическая исто!
договоры технической помощи предусматривали предоставление в распоряжение СССР на возмездной основе патентов, технических и технологических секретов, новшеств Механизмы
взаимодействия власти и частного капитала
Эволюция организационной структуры механизма, обеспечивающего взаимодействие власти и частного капитала в период НЭПа, представляет собой результат влияния государственной политики. Она была направлена на административное регулирование всех сфер хозяйственной деятельности, с одной стороны, и продиктована необходимостью обеспечения гибкости взаимодействия с частным капиталом - с другой. Первоначально специальный орган, занимающийся делами концессий, был создан при Госплане в 1921 г. В 1923 г. при Совнаркоме был образован Главный концессионный комитет. Вместе с тем вопросами смешанных обществ занимались другие структуры (5). На наш взгляд, подобная организация работы представляется неоптимальной, и обусловленной в большей степе-
ни политическими, чем экономическими причинами. Анализ концессионного опыта СССР периода НЭПа показывает, что данная форма хозяйствования была весьма эффективной в ряде отраслей. Это, в частности, АПК2, горная и обрабатывающая индустрии и пр. В лесном хозяйстве весьма продуктивной оказалась такая форма партнерства как совместное предприятие. Опыт Советской России показал, что оптимальной является структура механизма, предполагающая создание специальных органов по вопросам ГЧП по отраслям, в компетенции которых находятся все формы партнерства.
Литература
1. Известия. - 1923. - 27 января.
2. Фурсенко А.А. Династия Рокфеллеров. - Л.: Наука, 1970. - 488 с.
3. Дергачева Н.П. Концессии. - М.: Прибой, 1925. - 138 с.
4. Гаевский П.М. Лесные концессии и колонизация на Севере // Известия. - 1923. - 30 марта.
5. Бутковский В.П. Иностранные концессии в народном хозяйстве СССР. - М.-Л.: Государственное издательство, 1928. - 123 с.
2 АПК - агропромышленный комплекс - прим. ред.
российское предпринимательство, 2008, № 10 (1)