Страницы истории
Удк 330.83
иностранный концессионный капитал в период новой экономической политики
Л. И. ЮЗВОВИЧ, кандидат экономических наук, доцент кафедры страхования E-mail: yuzvovich@bk. ru Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Новая экономическая политика (НЭП) занимает в историческом развитии России важное место. Это обусловлено, прежде всего, тем, что НЭП представляет собой эффективное проведение комплексного реформирования экономики. В этом смысле изучение опыта НЭПа очень актуально в настоящее время как для анализа результатов современного реформирования российской экономики, так и для определения путей экономической политики.
Ключевые слова: концессии, новая экономическая политика, иностранные инвестиции, частные инвестиции, государственно-частное партнерство.
Начальный период существования советского государства характеризовался глубоким экономическим кризисом и падением производства во всех отраслях промышленности. После октября 1917 г. перед Россией встали проблемы восстановления народного хозяйства страны. Для преодоления кризиса были необходимы инвестиции. Обращение к внешним источникам капитала было обусловлено его недостатком внутри страны. Среди возможных форм экономического сотрудничества России и развитых зарубежных стран советским правительством рассматривались займы, торговля, концессии [4]. При этом сложное внешнеполитическое положение советского государства обусловливало преимущество концессии перед другими рассматриваемыми формами привлечения иностранного капитала. Придя к власти, большевистское правительство
провело национализацию промышленных предприятий, банков, ввело государственную монополию внешней торговли и аннулировало внешние займы прежних российских правительств. Эти мероприятия значительно обострили отношения между Советской Россией и западными странами. Напряженность в отношениях присутствовала на всем протяжении рассматриваемого периода. В этих условиях предоставление России денежных и товарных кредитов было крайне затруднено, что делало невозможным и развитие внешней торговли в масштабах, необходимых для восстановления промышленности России.
Учитывая сложившиеся обстоятельства, советское правительство выдвигало концессию как компромисс, который мог предоставить иностранному предпринимателю необходимые гарантии в форме договора на эксплуатацию конкретного промышленного предприятия, а России - необходимые капиталы для восстановления и развития промышленности.
Под концессиями понимается система договоров между государством и частным инвестором в отношении государственной или муниципальной собственности или монопольных видов деятельности. Таким образом, предметом (и одним из отличительных признаков) концессии является государственная или муниципальная собственность, а также вид хозяйственной деятельности, на который распространяется монополия государства.
То есть под концессией понимают акт, посредством которого государство наделяет частное лицо правом участия в осуществлении некоторых из своих функций в хозяйственной сфере.
Первые официальные предложения концессий были сделаны российской стороной 14.05.1918 США и 15.05.1918 - Германии. В эти же дни Совнарком РСФСР рассмотрел вопрос о концессиях и признал участие иностранного капитала в разработке отечественных ресурсов страны. С этого момента стали постепенно определяться конкретные государственно-правовые основы будущей концессионной политики [2, 3]. В первой правительственной программе развития экономических связей с капиталистическими государствами в части концессий излагались следующие условия:
— концессии предоставляются лишь для создания новых предприятий с учетом общего плана развития народного хозяйства;
— концессионеры должны соблюдать советское законодательство: продавать часть произведенной продукции Правительству РСФСР по рыночным ценам;
— за советским государством оставлялось право участия в доходах и выкупа предприятий по истечении срока.
Основные условия привлечения иностранного капитала в советскую промышленность на концессионной основе разрабатывались на протяжении 1918—1920 гг. Эта работа завершилась принятием 23.11.1920 декрета Совета народных комиссаров «Об основных экономических и юридических условиях концессий». Эти условия заключались в следующем:
1) концессионер имел право на часть произведенной продукции с возможностью вывозить ее за границу;
2) в случае осуществления концессионером крупных инвестиций в основной капитал ему предоставлялись торговые льготы и преимущества;
3) сроки концессий гарантировались достаточными, чтобы концессионер окупил затраты и получил прибыль;
4) имущество концессионного предприятия защищалось от национализации, конфискации, реквизиции;
5) правительство гарантировало невозможность одностороннего изменения концессионного договора;
6) концессионер получал право найма на предприятие советских рабочих и обязывался соблюдать советское трудовое законодательство. В декрете говорилось о намерении заключить концессионные договоры не вообще с кем-либо, а с солидными, заслуживающими доверия иностранными промышленными обществами и организациями. В соответствии с этим декретом в 1921 г. Арманду Хаммеру была предоставлена концессия на разработку Алапаевских асбестовых рудников сроком на 20 лет. В 1923 г. были подписаны концессионные договоры на разработку лесных угодий и экспорт лесоматериалов с германскими, голландскими и норвежскими лесопромышленниками. В 1925 г. были заключены концессионные договоры на разработку Чиатурских залежей марганца, на добычу золота и других полезных ископаемых с английской компанией «Лена Голдсфилдс» сроком на 30 лет. Это была самая крупная концессия, в которую был вложен иностранный капитал на 13 млн руб. [5].
Концессии в Советской России в период НЭПа широко использовались во многих отраслях экономики: в обрабатывающей и добывающей промышленности, сельском хозяйстве, железнодорожном строительстве и т. п. По количеству концессий и по вложенному капиталу 1-е место занимала обрабатывающая промышленность (24 концессии, 29 млн руб.), добывающая (14 концессий, 28 млн руб.), сельское хозяйство (7 концессий, 2,0 млн руб.), торговля (7 концессий, 1,5 млн руб.). Эффективность концессионной политики была столь велика, что был разработан специальный план, чтобы добиться с их помощью сбалансированного развития различных секторов экономики на основе передовых технологий [6]. Этот план, к сожалению, не был реализован по политическим причинам.
За 6 лет в период с 1921 по 1927 г. статистика по созданным концессионным предприятиям представлена в таблице.
Основное число концессионных соглашений было подписано с компаниями Англии—28 %, США— 25,2 %, Германии — 13,5 %, а также Франции, Японии. Наибольший интерес иностранный капитал проявлял к металлообрабатывающей, легкой и пи-
динамика концессионных предприятий
в россии в период нЭПа
Год, период Число концессионных предприятий
1921 5
1924 55
1925—1927 82
щевой промышленности. Привлекательность этих сфер объяснялась простотой сбыта продукции на мировых рынках, быстротой оборачиваемости капитала. Наименее охотно формировались концессии на организацию машиностроительных производств (из-за их капиталоемкости, отсутствия квалифицированной рабочей силы, трудностей с организацией поставок комплектующих частей и т. д.).
В лесной промышленности из 5 концессионных договоров 3 реализовались в форме смешанных обществ с участием советского и иностранного капитала и 2 - как «чистые» концессии, т. е. с участием только иностранного капитала. Соглашения со смешанными обществами «Англолес» и «Голландолес» были подписаны в 1922 г., с обществом «Норвеголес» в 1923 г. Срок договоров составлял 20 лет. Эти общества получили участки на севере европейской части страны - в бассейнах Северной Двины и Онеги. Общая площадь этих концессий составила 4,7 млн га. Договор о «чистой» концессии «Мологолес» с участием германского капитала был подписан в 1923 г. на срок 20 лет. Концессия получила участок вдоль железной дороги Мга - Рыбинск, а также по берегу р. Мологи в Тверской и Вологодской губерниях. Площадь осваиваемых лесов в рамках данной концессии составила 1 млн га. Вторая «чистая» концессия была предоставлена японскому обществу «Рорио Рингио» в 1927 г. в Приморье, также на срок в 20 лет. Площадь лесов по этой концессии составила 1,1 млн га.
Передаваемые в концессию участки оставались в собственности государства, что давало ему возможность соблюдать свои интересы. Договоры обеспечивали платежи концессионеров в казну в виде лесной ренты, отчислений от выручки концессионеров за проданную продукцию, налогов.
Причины убыточности лесных концессионных предприятий были обусловлены просчетами относительно рыночной конъюнктуры, а также недостаточной осведомленностью советских хозяйственных органов о состоянии лесных ресурсов на передаваемых в концессию участках.
Серьезную проблему представлял сбыт готовой продукции как на внутрисоюзном рынке в связи с его узостью, так и на рынке мировом ввиду конкуренции со стороны капиталистических предприятий. В качестве общих условий сотрудничества с иностранными предпринимателями назывались: — предоставление концессионеру вознаграждения
долей произведенного им продукта с правом
вывоза за границу;
— предоставление льгот и преимуществ концессиям, применяющим особые технические усовершенствования в крупных размерах;
— предоставление концессий на сроки, достаточные для полного возмещения затрат предпринимателя на организацию производства;
— гарантия от национализации и конфискации для имущества, вложенного в предприятие;
— предоставление концессионеру права найма рабочих и служащих для своих предприятий на территории РСФСР «с соблюдением Кодекса законов о труде или специального договора, гарантирующего соблюдение по отношению к ним определенных условий труда, ограждающих их жизнь и здоровье»;
— гарантия Правительства РСФСР концессионеру не допустить одностороннего изменения какими-либо распоряжениями или декретами Правительства условий концессионного договора. Концессионная политика проводилась специальными органами советского государства. В 1922 г. были созданы концессионный комитет при Госплане и комиссия по смешанным обществам при Совете труда и обороны (СТО). В 1923 г. их объединили в Главный концессионный комитет при СНК СССР. Положение о концессионном комитете РСФСР было утверждено постановлением СНК РСФСР от 25.01.1928. Концессионный комитет РСФСР ведал вопросами концессии, объекты которых находятся на территории РСФСР и имеют республиканское или местное значение [7]. Он разрабатывал проекты концессионных договоров. Договор концессии означал договор на аренду определенного государственного имущества (участка земли, строений, дорог, шахт, оборудования и т. д.) в целях организации на средства иностранного предпринимателя производства какой-либо продукции. В договоре оговаривались следующие моменты:
— срок действия соглашения;
— номенклатура и объем производимой продукции;
— размер и сроки ввоза в СССР капитала, необходимого для организации соответствующего производства;
— размеры отчислений от прибыли;
— порядок реализации готовой продукции;
— обязанности концессионера соблюдать советские законы и нормы, касающиеся производственной деятельности, найма рабочей силы;
— право правительства прекратить до срока действие договора в случае нарушения концессионером его важнейших положений.
По истечении срока договора основной капитал концессии безвозмездно переходил к правительству.
Политика привлечения иностранного капитала в начале 1920-х гг. допускала наряду с концессиями создание смешанных обществ с участием иностранных компаний. В 1922 г. были созданы советско-германские смешанные общества по внешней торговле и транспорту, в 1923г. — смешанные общества «Рус-Англолес» и «Рус-Голландлес», занимавшиеся в Архангельской области добычей и экспортом леса. В 1926 г. было создано советско-германское смешанное общество «Русгерстрой», которое вело строительные работы на территории страны. В 1929 г. было подписано соглашение с американской фирмой «Форд» о технической помощи в производстве автомобилей [8].
С советской точки зрения «чистые» концессии имели определенные преимущества перед смешанными обществами из-за стремления ограничить размер иностранной собственности на советской территории, так как «чистая» концессия в отличие от смешанного общества не создавала для иностранцев права собственности (концессионное предприятие считалось государственным имуществом, сданным в аренду).
Итоги работы иностранных концессий в России в целом были весьма скромными. В 1928 г. инвестированный концессионерами капитал составил около 60 млн руб. В 1928 г. из 7 778 млн руб. капиталовложений в промышленность на долю концессионеров приходилось 45,3 млн руб., или 0,75 %. В объеме продукции, реализованной промышленностью СССР, доля реализованной концессионерами продукции составляла лишь 1 %. Вместе с тем в ряде отраслей значение концессий было очень велико. К концу 1927 г. они добывали 40 % марганца, 35 % золота, более 62 % свинца, около 12 % меди, производили 22 % одежды, насыщали товарный рынок, создавали рабочие места. В среднем из 13 руб. вновь созданной стоимости только 1 руб. вывозился за границу, остальные 12 руб. оставались в России.
Достоинства концессионной формы управления объектами:
1) концессии снимают финансовую нагрузку с государства, поскольку концессионер принимает на себя обязательства по осуществлению всех затрат по финансированию, управлению и текущему ремонту сооружений, переданных в концессию;
2) концессии устанавливают достаточно жесткие, долгосрочные, юридически оформленные отношения между государством и концессионером;
3) концессионные соглашения позволяют привлекать частный капитал, в том числе иностранный, без потери стратегического контроля за жизненно важными системами и объектами страны.
Недостатки концессионной деятельности в
России:
1) принципиальная разница интересов: в то время как государство стремилось привлечь концессионеров в наиболее капиталоемкие отрасли с замедленным оборотом капитала, эти отрасли оказались для них непривлекательными, и наоборот;
2) слабость российской валюты (отсутствие ее котировки на международных финансовых рынках, что являлось своего рода валютным ограничением);
3) недоверчивое, придирчивое, иногда враждебное отношение местных органов к концессионным предприятиям. Иногда наблюдалось недопустимое отношение хозяйственных органов к передаче концессионерам предоставляемого в их пользование по договору имущества. Так, при передаче заводов и приисков обществу «Лена-Голдфилдс» часть имущества, подлежащего передаче, была специально вывезена, часть построек не передана, инвентарные книги от концессионера скрыты. Серьезный конфликт возник с тем же обществом по вине административных органов, которые своевременно не обеспечили прииски необходимой охраной и не приняли других мер по борьбе с бандитизмом. В результате концессионер предъявил Государственному концессионному комитету иск на значительную сумму — 800 тыс. руб.;
4) слабая защищенность концессионного капитала в СССР, так как концессионный договор оговаривал лишь часть условий иностранной предпринимательской деятельности. Другая часть условий (подчас решающих) возникала из нормотворчества центральных и местных органов государственной власти, что было их суверенным правом, ограничить которое концессионный договор не мог. Так, 10.09.1926 был принят декрет, обязавший концессионные предприятия приобретать облигации государственного займа на сумму до 60 % их резервного
капитала. Несколько позже новым декретом они были освобождены от данной процедуры; 5) отсутствие политической стабильности, что также не могло не сказаться на привлекательности СССР как места вложения капиталов. Так, в отчете правительства за 1927-1928 гг. говорилось, что основная причина падения числа концессионных предложений в этот период заключается в сложном международном положении, характеризующемся в первую очередь попытками английского правительства добиться финансово-экономической блокады СССР. Таким образом, несмотря на острый дефицит ресурсов, в СССР не были созданы условия для нормального функционирования иностранного капитала. Декларируемые правительством основные условия на самом деле зачастую оказывались не более чем заявлениями, иногда просто безответственными.
В силу подобной политики концессионные договоры не получили своего дальнейшего развития, и к 1937 г. все концессионные договоры были аннулированы.
В заключение хотелось бы отметить, что в первые годы новой экономической политики существовали реальные возможности для привлечения иностранного капитала в Россию: советское руководство заявляло о желании сдавать национализированные предприятия в концессию, и многие иностранные фирмы, в том числе самые крупные, были готовы откликнуться на эти декларации. У них был дореволюционный опыт работы в России, специалисты, знающие российские условия и средства, необходимые для восстановления ранее принадлежавших им предприятий. На практике же эти намерения не удалось реализовать.
В числе причин этого следует, прежде всего, назвать противоречивость концепции НЭПа. Признавая необходимость существования смешанной экономики, власти стремились сохранить в руках государства ведущие предприятия в базовых отраслях промышленности и предоставить им благоприятные условия для развития, ограждая от возможной конкуренции со стороны концессионных предприятий. Отрицательные последствия такой конкуренции преувеличивались, а ее положительные стороны игнорировались. Немалую роль играли и идеологические факторы, желание не допустить обогащения иностранцев за счет российских природных ресурсов и предотвратить распространение буржуазных
взглядов, связанное с развитием крупного частного сектора.
Сказывалось и крайне тяжелое экономическое положение в 1921—1922 гг., разруха, неурожай, высокая инфляция. В такой обстановке заключать многолетние концессионные соглашения можно было только на трудных для страны условиях. Их можно было бы улучшить при оздоровлении экономики за счет собственных усилий. Но, когда такое оздоровление наступило, и весной 1924 г. была успешно завершена денежная реформа, возникло своеобразное «головокружение от успехов». У руководства появилась уверенность, что можно будет за счет внутренних источников решить и другую сложную задачу — обновление основного капитала. Все эти препятствия для привлечения иностранного капитала можно было преодолеть только в рамках общей политики. Если бы даже сохранялась концепция социализма как строя, не совместимого с частной собственностью, но было бы понимание того, что для строительства такого общества потребуется много лет, как это предполагал Ленин при переходе к НЭПу, то тогда возможность успешного решения первоочередных задач по восстановлению и развитию производительных сил еще бы существовала. Тогда можно было бы (исходя из экономической целесообразности и соображений экономии сил и времени) находить оптимальные размеры привлечения иностранного капитала. Однако руководство страны пошло другим путем. И хотя в стране удалось без внешней помощи восстановить довоенный уровень производства, а затем провести индустриализацию, но все это было достигнуто за счет огромных жертв со стороны населения и подрыва сельского хозяйства.
Таким образом, иностранный капитал должен привлекаться на условиях, которые обеспечивают интересы страны, но при этом важно стремиться к достижению компромисса с инвесторами. В противном случае, как показывает исторический опыт, защита отечественных интересов за счет игнорирования запросов партнеров превращается в свою противоположность, фактически блокируя приток капиталов.
В настоящее время принятие закона о концессиях имеет принципиальное значение для эффективного управления государственной собственностью в разных видах экономической деятельности под контролем государства без передачи ее в частную собственность, т. е. обеспечивает корректировку программы приватизации, разработку природных
ресурсов, проведение реальной реформы коммунально-бытового хозяйства, правовую основу для процедуры банкротств и последующего заключения контрактов с временными управляющими, проводящими санацию предприятия и т. п. Финансовый механизм концессионного соглашения может сыграть в инвестиционных процессах положительную роль, закрепить позитивные тенденции и помочь выйти на траекторию устойчивого экономического роста [1].
Многие из потенциальных инвесторов, например Внешэкономбанк и ЕБРР, считают государственно-частные проекты, в том числе осуществляемые с использованием концессий, приоритетными и сохраняют возможности для финансирования перспективных проектов по развитию инфраструктуры. Данное обстоятельство должно быть использовано региональными и муниципальными властями для строительства новых высокотехнологичных и качественных объектов инфраструктуры в сферах транспорта, энергетики, здравоохранения, спорта, туризма и т. д.
Список литературы
1. Азизов А. Возможности использования концессионных соглашений в условиях кризиса // Корпоративный юрист. 2009. № 5.
2. Сабанти Б. М. Развитие финансов и финансовой науки в России. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1986.
3. Сабанти Б. М. Теория финансов: учеб. по-соб. М.: Менеджер, 1998.
4. Терещенко Ю. А. История России XX — начала XI вв. М., 2004.
5. Тимошина Т.М. Экономическая история России. М., 1998.
6. Шмелев К. Ф. Финансовая политика дореволюционной России и Советского Союза // Вестник финансов. 1926. № 1.
7. Эвентов Л. Иностранные капиталы в русской промышленности. М., Л., 1931.
8. Экономическое положение России накануне Великой Октябрьской революции. Документы и материалы. М., Л., 1957. Ч. 2.
Вниманию руководителей и менеджеров высшего и среднего звена, экономистов, финансистов, преподавателей вузов и аспирантов!
Журнал «Финансы и кредит»
ISSN 2071-4688
Выпускается с 1995 года. Включен в перечень ВАК.
Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
Журнал реферируется ВИНИТИ РАН.
Формат A4, объем 80-100 с. Периодичность - 4 раза в месяц.
ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»
34131 71222 45029
За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail: [email protected]
Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru
www.fin-izdat.ru