Научная статья на тему 'ПАРТНЕРСКИЙ МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ'

ПАРТНЕРСКИЙ МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
219
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ / СОТРУДНИЧЕСТВО / РЕЛИГИИ / МИЛОСЕРДИЕ / ЭКОЛОГИЯ / ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мельник С. В.

В статье рассматривается один из видов межрелигиозного диалога - партнерский диалог, который выражается в сотрудничестве последователей разных религий в социальной сфере. В первой части статьи дается общая характеристика межрелигиозного диалога, и выделяются четыре основных его типа: полемический, когнитивный, миротворческий и партнерский. Во второй части статьи описывается сотрудничество религиозных общин в области «человек», заключающееся в помощи нуждающимся людям. В этом контексте, в частности, рассматривается деятельность Межрелигиозной рабочей группы по оказанию гуманитарной помощи населению Сирии, которая действует при Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. В третьей части статьи исследуются возможные направления совместной деятельности в сфере «общество». В этом контексте, среди прочего, отмечается актуальность для религиозных общин такой задачи как содействие утверждению традиционных нравственных ценностей. В заключительной четвертой части статьи разбирается партнерский межрелигиозный диалог в области «окружающая среда», который находит выражение в экологической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTNER INTERRELIGIOUS DIALOGUE: MAIN AREAS OF COOPERATION OF RELIGIOUS COMMUNITIES IN THE SOCIAL SPHERE

The article examines one of the types of interreligious dialogue - partnership dialogue, expressed in the cooperation of followers of different religions in the social sphere. In the first part of the article provides a general description of interreligious dialogue. The work proposes to distinguish four main types of interreligious dialogue: polemical, cognitive, peacemaking and partner. The second part of the article describes the cooperation of religious communities in the field of "human", which consists in helping people in need. In this context, in particular, the article considers the activities of the Interreligious Working Group on the provision of humanitarian aid to the population of Syria, which operates under the Council for Interaction with Religious Associations under the President of the Russian Federation. The third part of the article examines possible areas of joint activities in the field of "society". In this context, among other things, the author notes the relevance for religious communities of such a task as promoting the establishment of traditional moral values. The final fourth part of the article examines the partner interfaith dialogue in the field of "ecology", which finds expression in environmental activities.

Текст научной работы на тему «ПАРТНЕРСКИЙ МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ»

С. В. Мельник

Институт научной информации по общественным наукам РАН

ПАРТНЕРСКИЙ МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

В статье рассматривается один из видов межрелигиозного диалога -партнерский диалог, который выражается в сотрудничестве последователей разных религий в социальной сфере. В первой части статьи дается общая характеристика межрелигиозного диалога, и выделяются четыре основных его типа: полемический, когнитивный, миротворческий и партнерский. Во второй части статьи описывается сотрудничество религиозных общин в области «человек», заключающееся в помощи нуждающимся людям. В этом контексте, в частности, рассматривается деятельность Межрелигиозной рабочей группы по оказанию гуманитарной помощи населению Сирии, которая действует при Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. В третьей части статьи исследуются возможные направления совместной деятельности в сфере «общество». В этом контексте, среди прочего, отмечается актуальность для религиозных общин такой задачи как содействие утверждению традиционных нравственных ценностей. В заключительной четвертой части статьи разбирается партнерский межрелигиозный диалог в области «окружающая среда», который находит выражение в экологической деятельности.

Ключевые слова: межрелигиозный диалог; сотрудничество; религии; милосердие; экология; общество; социальное влияние; Русская православная церковь.

S. V. Melnik

Institute of Scientific Information for social sciences RAS (INION RAN) (Moscow, Russia)

PARTNER INTERRELIGIOUS DIALOGUE: MAIN AREAS OF COOPERATION OF RELIGIOUS COMMUNITIES IN THE SOCIAL SPHERE

The article examines one of the types of interreligious dialogue - partnership dialogue, expressed in the cooperation of followers of different religions in the social sphere. In the first part of the article provides a general description of interreligious dialogue. The work proposes to distinguish four main types of interreligious dialogue: polemical, cognitive, peacemaking and partner. The second part of the article describes the cooperation of religious communities in the field of "human", which consists in helping people in need. In this context, in particular, the article considers the activities of the Interreligious Working Group on the provision of humanitarian aid to the population of Syria, which operates under the Council for Interaction with Religious Associations under the President of the Russian Federation. The third part of the article examines possible areas of joint activities in the field of "society". In this context, among other things, the author notes the relevance for religious communities of such a task as promoting the establishment of traditional moral values. The final fourth part of the article examines the partner interfaith dialogue in the field of "ecology", which finds expression in environmental activities.

Keywords: interreligious dialogue; cooperation; religion; mercy; ecology; society; social impact; Russian Orthodox Church.

DOI 10.22405/2304-4772-2021 -1 -4-38-56

1. Типы межрелигиозного диалога.

Понятие «межрелигиозный диалог» может использоваться для обозначения различных форм контактов между верующими [43, р. XII]. Автор предложил классификацию межрелигиозного диалога, которая комплексно и структурно описывает виды этого крайне сложного, многогранного феномена [13, 14, 37]. В рамках классификации предлагается различать четыре основных типа межрелигиозного диалога: полемический диалог, когнитивный диалог, миротворческий диалог и партнерский диалог.

Полемический диалог, выражающийся в спорах, диспутах, апологетических сочинениях, был преобладающим в ареале авраамических религий до начала современного этапа межрелигиозного диалога, который начался в конце XIX века. В качестве примера полемического иудео-христианского диалога можно привести известные произведения святого Иустина Философа «Диалог с Трифоном иудеем» (II век) и «Диспут НаХМаНиДа» (XIII век). Полемический диалог, предполагающий стремление «победить» оппонента в споре, продемонстрировать преимущества своей религии, мог провоцировать антагонизм и вражду. В связи с этим на современном этапе межрелигиозного диалога от такой полемической формы взаимодействия на официальном уровне, как правило, отказываются.

Началом современного этапа межрелигиозного диалога принято считать Всемирный парламент религий, прошедший в Чикаго в 1893 году [38, р. 195]. Главной характеристикой современного этапа диалога является то, что верующие разных религий стремятся выстраивать, так или иначе понимаемые, позитивные, созидательные, гармоничные взаимоотношения. Причем это позитивное межрелигиозное взаимодействие не ограничивается отдельными, частными инициативами и встречами, а стало носить регулярный характер.

Во второй половине XIX века появляется и набирает все большую популярность академическая дисциплина сравнительного изучения религий, одним из основоположников которой был Макс Мюллер. Широкое распространение начинает получать когнитивный межрелигиозный диалог, предполагающий изучение, уважительное знакомство с другими религиями. Установка на исследование представлений, познание другой религии позволяла сместить акцент с характерного для полемического диалога и зачастую становящегося конфликтогенным вопроса об истинности и спасительности религий.

Когнитивный межрелигиозный диалог имеет разные виды. Наиболее характерными из них являются те, что в католический классификации обозначаются как «диалог теологического обмена» и «диалог религиозного опыта» («диалог духовности»). Теологический диалог ставит своей целью составление объективного представления о другой религии, получение необходимой для этого информации, устранение ложных стереотипов и предрассудков. Кроме этого, диалог теологического обмена включает в себя сравнение воззрений религий по разным вопросам (представления о Боге, о загробной жизни, грехе, душе, значении священных писаний и пр.). Такое знакомство с другой религией и сопоставление со своей верой, указывает

католическая классификация, осуществляется на уровне «головы» («head»), то есть носит интеллектуальный характер. В духовный же диалог должно быть вовлечено «сердце», участники стремятся прочувствовать, глубоко войти в перспективу опыта другой религии, вплоть до использования ее духовных практик [28]. Цель духовного межрелигиозного диалога может обозначаться как «взаимное обогащение» участников, их «личностный и духовный рост» [41, p. 3-15].

Миротворческий межрелигиозный диалог ставит своей целью укрепление согласия, разрешение конфликтов и гармонизацию отношений между верующими разных религий. Событием, которое ознаменовало развитие миротворческого межрелигиозного диалога в глобальном масштабе, можно считать прошедшую в 1970 году в Киото (Япония) Всемирную конференцию религии и мира (World conference on religion and peace). По итогам конференции была учреждена международная организация с этим названием, а в 1990 -х годах она сменила название на «Религии за мир» (Religions for Peace) и в настоящее время является крупнейшей межрелигиозной структурой. Указанная конференция собрала сотни участников из разных частей мира, в том числе, на мероприятии присутствовала делегация религиозных лидеров из СССР. Примечательно, что, как отмечает исследователь Дж. Гуиноварт-Педесколл, самыми распространенными словами, употребляемыми спикерами на конференции, были «страх», «война» и «ядерная энергия» [32, p. 226]. Инициаторы конференции хотели достичь того, чтобы не только политические, но и религиозные лидеры были вовлечены в миротворчество на местном, региональном и глобальном уровнях. Собственно, богословские, догматические вопросы в рамках миротворческого межрелигиозного диалога выносятся за скобки. То есть в отличие от когнитивного диалога межрелигиозное взаимодействие в рамках миротворческого диалога преследует другие цели и использует другой дискурс, связанный с гармонизацией межрелигиозных отношений, укреплением мира и стабильности.

Одной из самых распространенных форм выражения миротворческого межрелигиозного диалога является проведение различных саммитов и конференций, в которых участвуют религиозные лидеры и официальные представители религиозных общин высокого уровня. Например, во времена СССР в Москве состоялись два крупных международных межрелигиозных мероприятия: Всемирная конференция «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» (1977) и Всемирная конференция «Религиозные деятели за спасение священного дара - жизни от ядерной катастрофы» (1982) [22, с. 68] Сегодня на пространстве Евразии значимой межрелигиозной площадкой является Съезд лидеров мировых и традиционных религий в столице Казахстана. Съезд регулярно проводился при поддержке Президента страны Н. А. Назарбаева, начиная с 2003 года, с периодичностью около одного раза в три года. Приведем, в качестве примера, тематику прошедших съездов: «Религия, общество и международная безопасность» (2006); «Роль религиозных лидеров в построении мира, основанного на толерантности, взаимном уважении и сотрудничестве» (2009);

«Мир и согласие как выбор человечества» (2012); «Диалог религиозных лидеров и политических деятелей во имя мира и развития» (2015); «Религиозные лидеры за безопасный мир» (2018) [24]. Подобные межрелигиозные мероприятия регулярно проводятся по всему миру.

По мере развития миротворческого диалога все больше внимания начинало уделяться не только гармонизации отношений между верующими, но и их сотрудничеству в социальной сфере в более широкой перспективе. Как отметил П. Книттер, такой «диалог начинается не со взгляда внутрь (within) религий, а скорее со взгляда за (beyond) них, на огонь человеческого и планетарного страдания, который жжет все вокруг нас» [38, p. 80]. В рамках партнерского диалога верующие могут сотрудничать в таких сферах как утверждение нравственных ценностей, социальная справедливость, интеграция мигрантов, защита религиозной свободы, вклад в процветание общества и пр.

Итак, в полемическом и когнитивном типах диалога речь идет, соответственно о спорах, чья вера истинна и лучше, или о знакомстве, изучении представлений религий. Миротворческий и партнерский типы диалога выстраиваются вокруг обеспечения мирного сосуществования или сотрудничества верующих разных религий в социальной сфере. В миротворческом и партнерском диалоге в центре внимания находится не сопоставление разных религий как мировоззренческо-ценностных систем, а взаимодействие религий как социальных институтов, то есть вопрос о том, как сделать отношения между верующими людьми, носителями этих разных мировоззрений, более гармоничными и созидательными. В каждом из четерех названных типов диалога можно выделить разные виды.

В данной статье будут рассмотрены основные направления и формы сотрудничества верующих разных религий в рамках партнерского межрелигиозного диалога.

По мнению автора, целесообразным подходом для выявления видов и описания партнерского диалога является определение области, в которой верующие осуществляют сотрудничество. В этом контексте можно выделить три сферы совместной деятельности, которые можно условно обозначить как «человек», «общество», «окружающая среда». Первая сфера («человек») предполагает сотрудничество с целью оказания помощи конкретным группам нуждающихся людей. В центре внимание второго направления - вклад религий в построение справедливых, процветающих обществ. Сотрудничество в сфере «окружающая среда» посвящено экологической проблематике.

2. Сотрудничество в сфере «человек».

Партнерский диалог может выражаться в сотрудничестве верующих, направленном на помощь людям, которые находятся в сложной жизненной ситуации. Это может быть материальная поддержка малообеспеченных людей и лиц без определенного места жительства, помощь в больницах, детских домах или среди престарелых. На Западе подобные межрелигиозные волонтерские проекты весьма распространены. В качестве примера российского опыта можно привести акции сдачи донорской крови последователями разных религий,

проходившие в Москве [2]. Принципами, на основе которых осуществляется совместная деятельность, направленная на поддержку нуждающихся людей, являются общие, основополагающие для верующих разных религий ценности милосердия, сострадания, любви к ближним. Русская Православная Церковь привлекала к обсуждению проблем, связанных с профилактикой ВИЧ/СПИДа, представителей прочих деноминаций христианства и других религий [3]. В целом можно отметить, что в России, в отличие от Запада, подобные межрелигиозные инициативы на низовом уровне достаточно редки. Социальное служение религиозных общин в нашей стране активно развивается, однако оно осуществляется на конфессиональной, а не на межрелигиозной основе [20].

Межрелигиозное сотрудничество в сфере помощи конкретным группам нуждающихся лиц может осуществляться и на институциональном уровне. В рамках Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ действует Межрелигиозная рабочая группа по оказанию гуманитарной помощи населению Сирии. Первое заседание Рабочей группы состоялось 12 апреля 2017 года [23]. В работе группы принимают участие представители Русской Православной Церкви, Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников), Римско-католической церкви, Церкви христиан-адвентистов седьмого дня, Российской и Ново -Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви, ислама, а также иудаизма, буддизма и другие заинтересованные лица из общественных организаций.

22 июня 2017 года из Москвы в Латакию была доставлена первая партия гуманитарной помощи жителям Сирии, собранная совместно российскими религиозными организациями [4]. Примечательно, что Святейший Патриарх Кирилл вскоре после создания группы «благословил направить средства, сэкономленные московскими приходами на покупке цветов ко дню тезоименитства Его Святейшества в текущем году на сбор помощи для пострадавшего населения Сирии» [21]. То есть московским приходам предлагалось не покупать подарки ко дню тезоименитства, а перевести предназначенные для этого деньги на специальный банковский счет. В августе 2017 года в Сирию была направлена вторая партия гуманитарной помощи. Распределение происходило через Российский центр по примирению враждующих сторон, что позволило адресно доставить продукты и медикаменты самым нуждающимся - жителям недавно тогда освобожденного Алеппо и населению одной из зон деэскалации близ Хомса. Работа российских религиозных организаций по направлению в Сирию гуманитарной помощи продолжилась на регулярной основе [7, 8].

В ноябре 2017 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла при Рабочей группе был учрежден Межрелигиозный фонд. 3 - 9 февраля 2018 года делегация Межрелигиозной рабочей группы посетила Сирию и Ливан. В ходе визита была роздана рекордная по объему партия гуманитарной помощи (77 тонн). В ноябре 2018 года Дамаск посетил Председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион. В рамках поездки состоялось совещание представителей традиционных религиозных общин Сирии и межрелигиозной

делегации из России. Крупным проектом, реализованным группой, стало открытие 23 сентября 2019 года общеобразовательной школы в сирийском районе Барза, которая была восстановлена на средства, собранные Межрелигиозной рабочей группой [1].

Упомянутая выше организация «Религии за мир» в связи с пандемией коронавируса создала «Мульти-религиозный гуманитарный фонд» (Multi-religious Humanitarian Fund). Лозунгом «Религий за мир» является слоган «Разные веры - общее действие» («Different faith - common action»), который вырежет основное кредо организации - акцент на конкретной практической работе по злободневным проблемам. Мульти-религиозный гуманитарный фонд поддерживает религиозные общины и поощряет их совместную работу, направленную на преодоление гуманитарных кризисов [39]. В частности, в сентябре 2020 года Фонд поддержал деятельность Межрелигиозного совета Мьянмы по противодействию ковид-19 и организованную им работу добровольцев (в которой участвовали, в том числе, члены молодежных и женских межрелигиозных организаций), закупил медицинское оборудование, средства индивидуальной защиты, продукты для людей, находящихся на карантине [33]. В этом контексте примечательная инициатива Папы Римского Франциска, который обратился к «верующим всей религий объединиться всем вместе духовно 14 мая [2020 года], в день молитвы и поста, чтобы вознести Богу молитвы о преодолении эпидемии коронавируса». К этой инициативе присоединились последователи разных религий со всего мира, в том числе российские мусульмане [15, 16].

Итак, приведенные примеры показывают, что межрелигиозное сотрудничество может иметь место на «низовом» уровне, благодаря инициативам активистов. Партнерский диалог в рассматриваемой области может реализовываться и на «высоком» уровне, а деятельность религиозных общин может курировать государство, как это имеет место в рамках российской Межрелигиозной рабочей группы по оказанию гуманитарной помощи населению Сирии, которая функционирует при Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. В качестве примера партнерского диалога на институциональном уровне в международном масштабе мы указали на проекты, осуществляющиеся «Религиями за мир» посредством созданного этой организацией мульти-религиозного гуманитарного фонда.

3. Сотрудничество в сфере «общество».

Партнерский диалог в сфере «общество» предполагает совместную деятельность верующих с целью достижения тех или иных социальных изменений. Если в области «человек» в центре внимания находится конкретная адресная помощь людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, то в данной сфере акцент делается на изменении самого устройства общества, практик социальной коммуникации, в соответствии с некоторыми идеалами. В этом контексте часто декларируется, что религии стремятся внести вклад в построение справедливых, благополучных, процветающих обществ. На

различных межрелигиозных конференциях и форумах часто звучат призывы к сотрудничеству для утверждения ценностей человеческой жизни (священного дара жизни), прав человека, религиозной свободы, справедливости, традиционной морали, равенства, в том числе гендерного, толерантности, развития образования, преодоления расизма и социального неравенства.

В XX веке получает распространение представление о том, что верующие должны заниматься не только своим внутренним миром, нравственным самосовершенствованием, но иметь «социальную» совесть, интересоваться общественной жизнью, трудиться во имя благополучия всех людей. Примером здесь может служить получившее широкое распространение в Латинской Америке во второй половине прошлого века движение «теология освобождения». В соответствии с этой концепцией, христиане должны бороться с несправедливостью в обществе, бедностью и другими формами социального зла, что может рассматриваться как добродетель и их религиозный долг как людей верующих. Подобные воззрения на религию создают благоприятную почву для развития партнерского межрелигиозного диалога.

Существует множество различных подходов, отвечающих на вопрос, как и в чем религии могут и должны улучшать жизнь общества. В некоторых случаях сотрудничество верующих может выстраиваться вокруг конкретных злободневных социальных проблем. Например, в 1965 году в США около ста протестантских, католических и иудейских священнослужителей создали организацию «Духовенство, обеспокоенное Вьетнамом» (Clergy Concerned about Vietnam). Целью объединения было выражение протеста политике США во Вьетнаме. Когда названная организация начала принимать мирян, она была переименована в «Национальный чрезвычайный комитет духовенства и мирян, обеспокоенный Вьетнамом» («National Emergency Committee of Clergy and Laymen Concerned about Vietnam») [30].

Одной из проблем, на которую нередко предлагают обращать внимание в рамках современного межрелигиозного сотрудничества, является гендерное равенство. В частности, феминистская исследовательница Дж. Х. Флетчер считает, что изменения требуют некоторые аспекты религиозных традиций, «которые (вольно или невольно) оправдывают, поддерживают и увековечивают женоненавистнические практики» [31].

В последние годы имеет место практика привлечения религиозных общин к обсуждению возможностей внесения ими вклада в реализацию Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН. Можно говорить, что эта тема прочно вошла в повестку межрелигиозного диалога на международном уровне. Программа ООН в области устойчивого развития содержит 17 целей, направленных на преодоление бедности, социального неравенства и угнетения, работы в области защиты окружающей среды [26]. В качестве иллюстрации одной из попыток концептуализации работы в указанном направлении можно привести книгу «Голоса религий об устойчивом развитии» («Voices from Religions on Sustainable Development») [44], издание которой было инициировано организацией «Международное партнерство в области роли религий в устойчивом развитии» [35]. Книга состоит из глав, в каждой из которой

излагается позиция той или иной религии (христианства, иудаизма, ислама, бахаизма, индуизма и пр.) относительно ЦУР. То есть в работе, в том числе с помощью приведения цитат из священных писаний, обосновывается, почему с точки зрения данной религии верующие должны содействовать искоренению нищеты, социальной несправедливости, заниматься экологической деятельностью и проч.

Межрелигиозное сотрудничество в сфере «общество» может касаться решения конкретных практических проблем. Например, на заседании Межрелигиозного совета России (МСР) 25 ноября 2019 года обсуждался вопрос о допуске священнослужителей религиозных организаций в СИЗО. Участники заседания пришли к выводу, что допуск священнослужителей в СИЗО крайне затруднен, что не позволяет оказывать пастырскую поддержку находящимся там лицам. Было направлено письмо от МСР на имя Министра юстиции РФ, и начата работа с целью улучшения условий для допуска священнослужителей к верующим, находящимся в СИЗО [23].

Исследователь М.О. Шахов выделяет несколько областей государственно-религиозных отношений: «правовая (законотворчество и правоприменение), экономическая, социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, экологии, охраны общественного порядка, а также отношения с Вооруженными Силами и другими силовыми структурами государства, пенитенциарные учреждениями и т.д.» [27, с. 19]. В каждой из этих сфер может осуществляться межрелигиозное сотрудничество с целью озвучивания позиции религиозных общин и отстаивания их интересов. Например, одним из направлений взаимодействия МСР с государственной властью стало содействие развитию теологического образования и науки в РФ. В частности, обращения с просьбой содействовать легализации специальности теологии были направлены МСР на имя президента страны Владимира Путина в 2013 и 2015 годах. В целом можно констатировать, что признание государством теологии как научной специальности, активное развитие теологического образования и науки, которое мы наблюдаем последние годы, во многом стало возможным благодаря консолидированной позиции религиозных общин нашей страны, которая была высказана ими в рамках МСР. Приведенные примеры указывают на возможный аспект межрелигиозного сотрудничества - взаимодействие с государством для обеспечения более широкого участия религиозных объединений в жизни общества и учета их интересов.

Особое место в рамках партнерского диалога занимает сотрудничество религий для утверждения в обществе нравственных ценностей. Например, религиозные лидеры России в рамках МСР неоднократно выступали с заявлениями по теме традиционных семейных ценностей. [10]. В 2016 году МСР принял заявление «О защите нерожденных детей», в котором говорилось, что с позиций традиционных религий аборт является грехом и призывали принять меры (воспитание, исключение из системы ОМС), чтобы изменить имеющее в нашей стране, по их мнению, негативное положение вещей в этой области [9].

Святейший Патриарх Кирилл говорил о важности нравственного воспитания личности и противодействия так называемому «секулярному» либеральному стандарту в области межличностных отношений. Распространение идеологии, предполагающей отсутствие объективного критерия добра и зла, понимание свободы как вседозволенности, по мнению главы РПЦ, является «кодом самоуничтожения» для человеческой цивилизации [11, с. 22]. Это убеждение связано с тем, что согласно христианскому учению, человек обладает падшей природой, поэтому игнорирование нравственных принципов и ограничений приведет к «раскрепощению страшной, разрушительной энергии человеческой страсти и человеческого инстинкта» [11, с. 10]. В условиях, когда «жизнь по законам страстей, жизнь на основе инстинкта», указывает Святейший Патриарх, «становится доминирующей темой современного искусства, литературы, СМИ, кинематографа, телевидения, рекламы» [11, с. 23] эта угроза увеличивается.

Глава РПЦ утверждает, что наиболее острым конфликтом сегодня выступает не «столкновение цивилизаций», не антагонизм религиозных и национальных культур, не противостояние «Востока и Запада, Севера и Юга», а «столкновение транснационального, радикального, секулярного глобалистского проекта со всеми традиционными культурами и со всеми локальными цивилизациями» [11, с. 157]. Патриарх Кирилл призывает религиозные общины к сотрудничеству с целью формирования совместного ответа на вызов «разрушения общественной морали», что может привести к самым печальным последствиям [12].

Итак, как видно из приведенных примеров, партнерский диалог в сфере «общество» может осуществляться в различных формах как на «высоком», институциональном уровне, так и на «низовом», а концептуальное осмысление оснований для сотрудничества может быть многообразным.

4. Сотрудничество в сфере «окружающая среда».

Еще одним направлением межрелигиозного сотрудничества является экологическая проблематика. Партнерский диалог в этой области осуществляется, в том числе, в рамках участия религиозных общин в реализации Целей устойчивого развития ООН, которые включают в себя защиту окружающей среды [см. напр.: 18, 19].

Вообще, экологическая проблематика в последние несколько десятилетий прочно вошла в повестку межрелигиозного диалога на международном уровне. Например, одно из заседаний Совместной российско -иранской комиссии по диалогу «Православие-ислам», которое состоялось в Тегеране в мае 2018 года, было посвящено теме «Религии и окружающая среда» [5]. Русская Православная Церковь затрагивала тему экологии в отдельном параграфе Основ социальной концепции РПЦ (раздел XIII) 2000 года и Основах учения о достоинстве, свободе и правах человека (2008) (раздел III.5). В 2013 году был принят отдельный документ, который целиком посвящен этой проблематике - «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии» [17]. В документе, в частности, говорится: «Все

человечество несет ответственность за состояние природы - творения Божия... Многообразные проявления греховного отношения к природе характерны для современного «общества потребления», ставящего главной целью получение прибыли. Единственная возможность восстановить здоровье природы состоит в духовном возрождении личности и общества, в подлинно христианском, аскетическом отношении человека к собственным потребностям, обуздании страстей, последовательном самоограничении» [17]. Также указывается на открытость Русской Православной Церкви «к диалогу и соработничеству с общественными, государственными и международными институтами...Следует вести богословское обсуждение проблем экологии с братскими Поместными Православными Церквами, а также обмениваться опытом в этой области в межхристианском и межрелигиозном диалоге». Церковь считает своим долгом «содействовать укреплению в людях, принадлежащих к разным социальным, этнокультурным, возрастным и профессиональным общностям, чувства солидарной ответственности за сохранность Божиего творения и поддерживать их труды в этом направлении» [17]. В Католической церкви среди многих документов, в которых рассматриваются проблемы экологии, можно отметить энциклику папы Франциска 2015 года «Laudato Si'» (О заботе об общем доме) [25].

Осмысление отношения разных религий к природе и экологической проблематике стало отдельным, активно развивающимся направлением исследований. Например, одними из самых известных западных ученых, занимающихся изучением отношения христианства и ислама к природе, являются, соответственно, С. МкФегью (Sallie McFague) и С.Х. Наср (Seyyed Hossein Nasr). С 1970-х годов развивается так называемая экологическая этика (environmental ethics), которая осмысливает моральные аспекты отношений человека и природы [40]. Экологическая этика исследуется и в сравнительном межрелигиозном контексте [42]. Концепции, рассматривающие экологическую проблематику как основу для межрелигиозного диалога, среди прочих, были предложены П. Книттером [36], Т. Берри (Thomas Berry) и А. Шалквиком (A. Schalkwyk) (концепция «экотеологии»), Д. Читамом [29]. Как бы ни осмысливались принципы партнерского диалога в экологической сфере, с общей его целью могут согласиться верующие разных религий - это содействие тому, чтобы экологическая ситуация была благоприятной, то есть чтобы люди перестали наносить вред окружающей среде, но бережно и ответственно относились к природе.

Если попытаться конкретизировать возможные задачи межрелигиозного диалога в данной области, то можно выделить несколько направлений. Во -первых, это осмысление концептуальных оснований для сотрудничества, обсуждение их на различных межрелигиозных конференциях и озвучивание общей позиции по экологической тематике. Второй задачей является воспитание экологического сознания, популяризация экологической этики, ответственного отношения к окружающей среде. Священнослужители, руководители религиозных общин, начав уделять внимание обсуждению экологической проблематики среди своих прихожан, могут существенно

способствовать формированию созидательной позиции по этим вопросам. Третьей задачей является участие религиозных общин в различных экологических программах и проектах. Иногда сами верующие могут инициировать экологические межрелигиозные проекты. Ярким примером здесь может служить реализующийся «Религиями за мир» («Religions for Peace») проект по сохранению тропической лесов.

Проект «Межрелигиозная инициатива по тропическим лесам» («Interfaith Rainforest Initiative») [34] был запущен на встрече в Нобелевском центре мира в Осло в июне 2017 года. Во встрече участвовали христианские, мусульманские, иудейские, буддистские, индуистские и даосские религиозные лидеры, а также эксперты и представители коренных народов из Бразилии, Колумбии, Демократической Республики Конго, Индонезии, Перу.

Последние десятилетия чрезвычайно быстрыми темпами происходит вырубка тропических лесов: «на территории Южной Америки уже вырублено более 40% деревьев, а на Мадагаскаре и в Западной Африке - 90%» [6]. Тропические леса составляют более половины зеленых насаждений Земного шара, в «этих лесах проживает свыше 80% видов животных и птиц» [6]. Обезлесивание этого региона, считают эксперты, может привести к экологической катастрофе, чреватой тяжелыми последствиями для всей нашей планеты.

«Межрелигиозная инициатива по тропическим лесам», как указывается на официальном сайте проекта, «предоставляет религиозным лидерам платформу для совместной работы с коренными народами, правительствами, организациями гражданского общества и бизнесом с целью защиты тропических лесов и коренных народов». В качестве основных направлений работы «Межрелигиозной инициативы по тропическим лесам» выделяются следующие: «достижение консенсуса» (содействие диалогу между религиями для формирования общей моральной и духовной ответственности за защиту тропических лесов), «обоснование необходимости» (создание возможности для религиозных лидеров, ученых и коренных народов обсуждения экологических проблем), «содействие обучению» (обеспечение религиозных лидеров навыками, которые помогут им стать эффективными защитниками тропических лесов), «мобилизация религиозных лидеров», «повышение осведомленности» (продемонстрировать значимость кризиса обезлесения, а также то фундаментальное значение, которое имеют тропические леса в контексте борьбы с изменением климата, достижением устойчивого развития и выживанием планеты), «политика влияния» (воздействие на правительства и компании с целью принятия, выполнения и расширения обязательств по защите тропических лесов), «создание коалиций» (обеспечение участия государства, бизнеса, международных организаций, гражданского общества в решении проблемы), «инспирировать деятельность» (создание всемирного движения за защиту тропических лесов, основанного на ценностях, этике и моральном руководстве религиозных общин) [34].

Итак, можно констатировать, что, наряду с совместной деятельностью в областях, которые были обозначены нами как «человек» и «общество»,

экологическая проблематика стала еще одним из значимых направлений сотрудничества религиозных общин в рамках партнерского диалога.

Литература

1. В Дамаске открыта школа, восстановленная религиозными общинами России [Электронный ресурс] // Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата [ОВЦС]: офиц. сайт. URL: https://mospat.ru/ru/2019/09/25/news 178009/ (дата обращения: 09.09.21).

2. В День донора верующие Москвы провели межконфессиональную акцию по сдаче крови [Электронный ресурс] // Правительство Москвы: сайт. URL: https://www.mos.ru/news/item/39368073/ (дата обращения: 09.09.21).

3. В ОВЦС прошел круглый стол на тему участия Русской Православной Церкви в профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом [Электронный ресурс] // Московская Патриархия: офиц. сайт. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5588890.html (дата обращения: 09.09.21).

4. В Сирию отправлена первая партия совместной помощи от российских религиозных организаций [Электронный ресурс] // ОВЦС : офиц. сайт. URL: https://mospat.ru/ru/2017/06/23/news147833/ (дата обращения: 09.09.21).

5. В Тегеране завершилось одиннадцатое заседание совместной комиссии по диалогу «Православие-Ислам», посвященное проблемам экологии. [Электронный ресурс] // ОВЦС : офиц. сайт. URL: https://mospat.ru/ru/news/47480/ (дата обращения: 09.09.21).

6. Вырубка тропических лесов. Проблема вырубки тропических лесов [Электронный ресурс] // ECOPORTAL. URL: https://ecoportal.info/vyrubka-tropicheskix-lesov/ (дата обращения: 09.09.21).

7. Делегация во главе с митрополитом Волоколамским Иларионом передала гуманитарную помощь в детский интернат в Сирии [Электронный ресурс] // ОВЦС : офиц. сайт. URL: https://mospat.ru/ru/2018/11/18/news 166781/ (дата обращения: 09.09.21).

8. Завершилась межрелигиозная гуманитарная акция в Сирии и Ливане, ставшая беспрецедентной по объему переданной помощи [Электронный ресурс] // ОВЦС : офиц. сайт. URL: https://mospat.ru/ru/2018/02/09/news 156494/ (дата обращения: 09.09.21).

9. Заявление «О защите жизни нерожденных детей» [Электронный ресурс] // Межрелигиозный совет России : сайт. URL: http://interreligious.ru/documents/statements/statements_4.html (дата обращения: 09.09.21).

10. Заявление президиума Межрелигиозного совета России по вопросам защиты прав семьи и ребенка [Электронный ресурс] // Межрелигиозный совет России : сайт. URL: http://interreligious.ru/documents/statements/statements_31.html (дата обращения: 09.09.21).

11. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Подумайте о будущем человечества. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2018. 160 с.

12. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности. М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви : Синодальный информационный отдел Московского Патриархата, 2016. 288 с.

13. Мельник С. В. Классификация типов межрелигиозного диалога // Коммуникология. 2020. Т. 8, № 2. С. 25-51.

14. Мельник С. В. Классификации типов межрелигиозного диалога: анализ существующих подходов // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. № 4 (36). С. 87-118.

15. Обращение к духовным лидерам с братской поддержкой в связи с акцией единения религий в молитве и посте за окончание пандемии [Электронный ресурс] // Совет муфтиев России : офиц. сайт. URL: https://musnm.ru/artides/287/27019/?sphrase id=20933(дата обращения: 09.09.21).

16. Папа Римский Франциск призвал поститься 14 мая ради избавления от COVID-19 [Электронный ресурс] // Духовное управление мусульман РФ : сайт. URL: http:// dumrf. ru/common/event/17082 (дата обращения: 09.09.21).

17. Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии [Электронный ресурс] // ОВЦС : офиц. сайт. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2775125.html (дата обращения: 09.09.21).

18. Представители Русской Православной Церкви приняли участие в X Ассамблее «Религии за мир» [Электронный ресурс] // ОВЦС : офиц. сайт. URL: https://mospat.ru/ru/2019/08/26/news176853/ (дата обращения: 09.09.21).

19. Представитель Русской Православной Церкви принял участие в глобальном форуме Альянса цивилизаций ООН в Нью-Йорке [Электронный ресурс] // ОВЦС : офиц. сайт. URL: https://mospat.ru/ru/2018/11/23/news166963/ (дата обращения: 09.09.21).

20. Религия в современной России: события и дискурсы пандемии: монография / под ред. М. М. Мчедловой. Москва: РУДН, 2021. 352 с.

21. Святейший Патриарх Кирилл благословил московские приходы направить средства, сэкономленные на покупке цветов к дню тезоименитства Его Святейшества, в поддержку пострадавшим жителям Сирии [Электронный ресурс] // ОВЦС : офиц. сайт. URL: https://mospat.ru/ru/news/48488/ (дата обращения: 09.09.21).

22. Силантьев Р. А. Исламо-христианский диалог в досоветский и советский периоды // Религия и современный мир. 2010. № 8. С. 65-73.

23. Состоялось заседание межрелигиозной Рабочей группы по оказанию гуманитарной помощи Сирии [Электронный ресурс] // ОВЦС : офиц. сайт. URL: https://mospat.ru/ru/2017/04/12/news144542/ (дата обращения: 09.09.21).

24. Съезд лидеров мировых и традиционных религий [Электронный ресурс]. URL: http://www.religions-congress.org/ (дата обращения: 09.09.21).

25. Франциск, папа Римский. ЭНЦИКЛИКА Laudato si' (О заботе об общем доме) [Электронный ресурс] // La Santa Sede : сайт. URL: http://w2.vatican.va/content/francesco/ru/encyclicals/documents/papa-

francesco 20150524 enciclica-laudato-si.html (дата обращения: 09.09.21).

26. Цели в области устойчивого развития [Электронный ресурс] // Знай свои цели : сайт. URL: http://sdg.openshkola.org/ (дата обращения: 09.09.21).

27. Шахов М. О. Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. 352 с.

28. Bethune P.-F. Monastic inter-religious dialogue // The Wiley-Blackwell companion to inter-religious dialogue. Chichester: John Wiley & Sons, 2013. P. 3450.

29. Cheetham C. Creation and Religious Pluralism. Oxford : Oxford University Press, USA, 2020. 240 p.

30. Clergy and Laymen Concerned about Vietnam [Electronic resource] // King encyclopedia : site. URL: https://kinginstitute.stanford.edu/encyclopedia/clergy-and-laymen-concerned-about-vietnam-calcav (data of request: 09.09.21).

31. Fletcher J. H. Women in inter-religious dialogue // The Wiley-Blackwell companion to inter-religious dialogue. Chichester: John Wiley & Sons, 2013. P. 168184.

32. Guinovart-Pedescoll J.-O. When Fear becomes Peace: Transforming Interreligious Dialogue into a Social Movement (World Conference on Religion and Peace/1970-1973) // Talking Dialogue: Eleven Episodes in the History of the Modern Interreligious Dialogue Movement / ed. Lehmann K. Berln; Boston: De Gruyter, 2021. P. 203-230.

33. Interfaith COVID-19 Response Provides Medical Supplies, Plants Trees & Counters Misinformation [Electronic resource] // Religions for Peace: site. URL: https://www.rfp.org/interfaith-covid-19-response-provides-medical-supplies-plants-trees-counters-misinformation/ (data of request: 09.09.21).

34. Interfaith Rainforest Initiative [Electronic resource] // IRI DRC : site. URL: https ://www.interfaithrainforest.org/ (data of request: 09.09.21).

35. International partnership on religious and sustainable development [Electronic resource] // PaRD : site.URL: www.partner-religion-development.org/ (data of request: 09.09.21).

36. Knitter P. One Earth, Many Religions: Multifaith Dialogue and Global Responsibility. Maryknoll: Orbis, 1995. 218 p.

37. Melnik S. Types of Interreligious Dialogue // Journal of Interreligious Studies. 2020. № 31. P. 48-72.

38. Moyaert M. Interreligious Dialogue // Understanding Interreligious Relations / ed. D. Cheetham, D. Pratt, and D. Thomas. Oxford: Oxford University Press, 2013. P. 193-217.

39. Multi-Religious Humanitarian Fund [Electronic resource] // Religions for Peace: сайт. URL: https://www.rfp.org/multi-religious-humanitarian-fund (data of request: 09.09.21).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40. Palmer C., McShane K., Sandler R. Environmental ethics // Annual review of environment and resources. 2014. N 39 (1). P. 419-442.

41. Swidler L. The «dialogue of civilizations» at the tipping point: The «dialogosphere» // Journal of ecumenical Studies. 2015. № 50:1. P. 3.

42. That All May Flourish: Comparative Religious Environmental Ethics / ed. Hartman L. Oxford: Oxford University Press USA, 2018. 328 p.

43. The Wiley-Blackwell companion to inter-religious dialogue / ed. C. Cornille. Chichester: John Wiley & Sons, 2013. 512 p.

44. Voices from Religions on Sustainable Development / ed. K. Singh, J. S. Clark. Berlin: German Federal Ministry for Economic Development and Cooperation, 2016. 159 p.

References

1. V Damaske otkryta shkola, vosstanovlennaya religioznymi obshchinami Rossii [A school restored by the religious communities of Russia opened in Damascus]. Otdel vneshnikh tserkovnykh svyazey Moskovskogo Patriarkhata. OVTSR: website. URL: https://mospat.ru/ru/2019/09/25/news 178009/ (accessed: 09 September 21). [In Russian]

2. V Den' donora veruyushchiye Moskvy proveli mezhkonfessional'nuyu aktsiyu po sdache krovi [On Donor Day, believers in Moscow held an interfaith blood donation campaign]. Pravitel'stvo Moskvy: website. URL: https://www.mos.ru/news/item/39368073/ (accessed: 09 September 21).

3. V OVTSS proshel kruglyy stol na temu uchastiya Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi v profilaktike i bor'be s VICH/SPIDom [The DECR hosted a round table on the participation of the Russian Orthodox Church in the prevention and fight against HIV/AIDS]. Moskovskaya Patriarkhiya: official website. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5588890.html (accessed: 09 September 21). [In Russian]

4. V Siriyu otpravlena pervaya partiya sovmestnoy pomoshchi ot rossiyskikh religioznykh organizatsiy [The first batch of joint aid from Russian religious organizations sent to Syria]. OVTSR: website. URL: https://mospat.ru/ru/2017/06/23/news147833/ (access: 09 September 21). [In Russian]

5. V Tegerane zavershilos' odinnadtsatoye zasedaniye sovmestnoy komissii po dialogu «Pravoslaviye-Islam», posvyashchennoye problemam ekologii [The eleventh meeting of the joint commission for the dialogue "Orthodoxy-Islam", dedicated to environmental problems, has ended in Tehran]. OVTSR: website. URL: https://mospat.ru/ru/news/47480/ (accessed: 09 September 21). [In Russian]

6. Vyrubka tropicheskikh lesov. Problema vyrubki tropicheskikh lesov [Tropical deforestation. The issue of tropical deforestation]. ECOPORTAL: website. URL: https://ecoportal.info/vyrubka-tropicheskix-lesov/ (accessed: 09 September 21). [In Russian].

7. Delegatsiya vo glave s mitropolitom Volokolamskim Ilarionom peredala gumanitarnuyu pomoshch' v detskiy internat v Sirii [A delegation led by

Metropolitan Hilarion of Volokolamsk donated humanitarian aid to an orphanage in Syria]. OVTSR: website. URL: https://mospat.ru/ru/2018/11/18/news166781/ (accessed: 09 September 21). [In Russian].

8. Zavershilas' mezhreligioznaya gumanitarnaya aktsiya v Sirii i Livane, stavshaya bespretsedentnoy po ob"yemu peredannoy pomoshchi [An interreligious humanitarian action in Syria and Lebanon has ended, which has become unprecedented in terms of the aid transferred to him]. OVTSR: website. URL: https://mospat.ru/ru/2018/02/09/news 156494/ (accessed: 09 September 21). [In Russian].

9. Zayavleniye «O zashchite zhizni nerozhdennykh detey» [Statement on the Protection of the Life of Unborn Children]. Mezhreligioznyy sovet Rossii: website. URL: http://interreligious.ru/documents/statements/statements 4.html (accessed: 09 September 21). [In Russian].

10. Zayavleniye prezidiuma Mezhreligioznogo soveta Rossii po voprosam zashchity prav sem'i i rebenka [Statement of the Presidium of the Interreligious Council of Russia on the Protection of the Rights of the Family and the Child]. Mezhreligioznyy sovet Rossii: website. URL: http://interreligious.ru/documents/statements/statements 31.html (accessed: 09 September 21). [In Russian]

11. Kirill, Patriarkh Moskovskiy i vseya Rusi Podumayte o budushchem chelovechestva [Cyril, Patriarch of Moscow and All Russia. Think about the future of humanity]. Moscow: Izd-vo Moskovskoy Patriarkhii Publ., 2018. 160 p. [In Russian]

12. Kirill, Patriarkh Moskovskiy i vseya Rusi Svoboda i otvetstvennost': v poiskakh garmonii. Prava cheloveka i dostoinstvo lichnosti [Freedom and responsibility: in search of harmony. Human rights and personal dignity]. Moscow: Izd-vo Moskovskoy Patriarkhii Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi Publ., : Sinodal'nyy informatsionnyy otdel Moskovskogo Patriarkhata Publ., 2016. 288 p. [In Russian]

13. Melnik S. V. Klassifikatsiya tipov mezhreligioznogo dialoga [Classification of Types of Interreligious Dialogue]. Kommunikologiya. 2020. Vol. 8. Issue 2. Pp. 25-51. [In Russian]

14. Melnik S. V. Klassifikatsii tipov mezhreligioznogo dialoga: analiz sushchestvuyushchikh podkhodov [A Typology of Interreligious Dialogue: Analysis of Existing Approaches]. Klassifikatsii tipov mezhreligioznogo dialoga: analiz sushchestvuyushchikh podkhodov [State, Religion and Church in Russia and Worldwide]. 2018. Issue 4 (36). Pp. 87-118. [In Russian]

15. Obrashcheniye k dukhovnym lideram s bratskoy podderzhkoy v svyazi s aktsiyey yedineniya religiy v molitve i poste za okonchaniye pandemii [Appeal to spiritual leaders with fraternal support in connection with the action of uniting religion in prayer and fasting for the end of the pandemic]. Sovet muftiyev Rossii: website. URL: https://muslim.ru/articles/287/27019/?sphrase_id=20933 (accessed: 09 September 21). [In Russian]

16. Papa Rimskiy Frantsisk prizval postit'sya 14 maya radi izbavleniya ot COVID-19 [Pope Francis calls for fasting on May 14 to get rid of COVID-19]. Dukhovnoye upravleniye musul'man RF: website. URL: http://dumrf.ru/common/event/17082 (accessed: 09 September 21). [In Russian]

17. Pozitsiya Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi po aktual'nym problemam ekologii [The position of the Russian Orthodox Church on topical environmental problems]. OVTSR: website. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2775125.html (accessed: 9 September 21). [In Russian]

18. Predstaviteli Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi prinyali uchastiye v X Assambleye «Religii za mir» [Representatives of the Russian Orthodox Church took part in the X Assembly of "Religions for Peace"]. OVTSR: website. URL: https://mospat.ru/ru/2019/08/26/news176853/ (accessed: 9 September 21). [In Russian]

19. Predstavitel' Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi prinyal uchastiye v global'nom forume Al'yansa tsivilizatsiy OON v N'yu-Yorke [Representative of the Russian Orthodox Church took part in the global forum of the UN Alliance of Civilizations in New York]. OVTSR: website. URL: https://mospat.ru/ru/2018/11/23/news 166963/ (accessed: 9 September 21). [In Russian]

20. Religiya v sovremennoy Rossii: sobytiya i diskursy pandemii [Religion in modern Russia: events and discourses of the pandemic]: a monograph, ed. by M. M. Mchedlova. Moscow: RUDN, 2021.352 p. [In Russian]

21. Svyateyshiy Patriarkh Kirill blagoslovil moskovskiye prikhody napravit' sredstva, sekonomlennyye na pokupke tsvetov k dnyu tezoimenitstva Yego Svyateyshestva, v podderzhku postradavshim zhitelyam Sirii [His Holiness Patriarch Cyril blessed the Moscow parishes to use the funds saved on buying flowers for the name day of His Holiness to support the affected residents of Syria]. OVTSR: website. URL: https://mospat.ru/ru/news/48488/ (accessed: 9 September 21). [In Russian]

22. Silantyev R. A. Islamo-khristianskiy dialog v dosovetskiy i sovetskiy periody [Islamic-Christian dialogue in the pre-Soviet and Soviet periods]. Religiya i sovremennyy mir. 2010. Issue 8. Pp. 65-73. [In Russian]

23. Sostoyalos' zasedaniye mezhreligioznoy Rabochey gruppy po okazaniyu gumanitarnoy pomoshchi Sirii [A meeting of the interfaith working group on the provision of humanitarian aid to Syria was held]. OVTSR: website. URL: https://mospat.ru/ru/2017/04/12/news144542/ (accessed: 9 September 21). [In Russian]

24. S"yezd liderov mirovykh i traditsionnykh religiy [Congress of Leaders of World and Traditional Religions]. URL: http://www.religions-congress.org/ (accessed: 9 September 21). [In Russian]

25. Francis, Pope ENTSIKLIKA Laudato si' (O zabote ob obshchem dome) [ENCYCLICA Laudato si '(On taking care of the common home)]. La Santa Sede: website. URL: http://w2.vatican.va/content/francesco/ru/encyclicals/documents/papa-francesco_20150524_enciclica-laudato-si.html (accessed: 9 September 21). [In Russian]

26. Tseli v oblasti ustoychivogo razvitiya [Sustainable Development Goals]. Znay svoi tseli: sayt. URL: http://sdg.openshkola.org/ (accessed: 9 September 21). [In Russian]

27. Shakhov M. O. Pravovyye osnovy deyatel'nosti religioznykh ob"yedineniy v Rossiyskoy Federatsii [Legal basis for the activities of religious associations in the Russian Federation]. Moscow: Izd-vo Sretenskogo monastyrya Publ., 2011. 352 p. [In Russian]

28. Bethune P.-F. Monastic inter-religious dialogue. The Wiley-Blackwell companion to inter-religious dialogue. Chichester: John Wiley & Sons Publ., 2013. Pp. 34-50.

29. Cheetham C. Creation and Religious Pluralism. Oxford : Oxford University Press, USA. 2020. 240 p.

30. Clergy and Laymen Concerned about Vietnam. King encyclopedia: website. URL: https://kinginstitute.stanford.edu/encyclopedia/clergy-and-laymen-concerned-about-vietnam-calcav (accessed: 9 September 21).

31. Fletcher J. H. Women in inter-religious dialogue. The Wiley-Blackwell companion to inter-religious dialogue. Chichester: John Wiley & Sons Publ., 2013. Pp. 168-184.

32. Guinovart-Pedescoll J.-O. When Fear becomes Peace: Transforming Interreligious Dialogue into a Social Movement (World Conference on Religion and Peace/1970-1973). Talking Dialogue: Eleven Episodes in the History of the Modern Interreligious Dialogue Movement. Ed. by Lehmann K. Berln; Boston: De Gruyter Publ., 2021. Pp. 203-230.

33. Interfaith COVID-19 Response Provides Medical Supplies, Plants Trees & Counters Misinformation. Religions for Peace: website. URL: https://www.rfp.org/interfaith-covid-19-response-provides-medical-supplies-plants-trees-counters-misinformation/ (accessed: 9 September 21).

34. Interfaith Rainforest Initiative. IRI DRC: website. URL: https://www.interfaithrainforest.org/ (accessed: 9 September 21).

35. International partnership on religious and sustainable development. PaRD: website. URL: www.partner-religion-development.org/ (accessed: 9 September 21).

36. Knitter P. One Earth, Many Religions: Multifaith Dialogue and Global Responsibility. Maryknoll: Orbis Publ., 1995. 218 p.

37. Melnik S. Types of Interreligious Dialogue. Journal of Interreligious Studies. 2020. Issue 31. Pp. 48-72.

38. Moyaert M. Interreligious Dialogue. Understanding Interreligious Relations. Ed. by D. Cheetham, D. Pratt, and D. Thomas. Oxford: Oxford University Press, 2013. Pp. 193-217.

39. Multi-Religious Humanitarian Fund. Religions for Peace: website. URL: https://www.rfp.org/multi-religious-humanitarian-fund (accessed: 9 September 21).

40. Palmer C., McShane K., Sandler R. Environmental ethics. Annual review of environment and resources. 2014. Issue 39 (1). Pp. 419-442.

41. Swidler L. The "dialogue of civilizations" at the tipping point: The "dialogosphere". Journal of ecumenical Studies. 2015. Issue 50:1. P. 3.

42. That All May Flourish: Comparative Religious Environmental Ethics. Ed. by Hartman L. Oxford: Oxford University Press USA, 2018. 328 p.

43. The Wiley-Blackwell companion to inter-religious dialogue. Ed. by C. Cornille. Chichester: John Wiley & Sons Publ., 2013. 512 p.

44. Voices from Religions on Sustainable Development. Ed. by K. Singh, J. S. Clark. Berlin: German Federal Ministry for Economic Development and Cooperation Publ., 2016. 159 p.

Статья поступила в редакцию 12.09.2021 Статья допущена к публикации 15.12.2021

The article was received by the editorial staff 12.09.2021 The article is approved for publication 15.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.