Научная статья на тему 'Партийные технологии политизации общества'

Партийные технологии политизации общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
443
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
партия / политизация / политическая технология / parties / Politicization / political technologies

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Данилов М. В.

Статья посвящена анализу партийных технологий вовлечения граждан в политику. На материалах экспертных интервью рассматриваются актуальные вопросы значения членства в партиях, методы работы с избирателями, стратегии взаимодействия с группами интересов, роль партий в рекрутировании политической элиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article analyzes some party technologies of involving citizens in politics. Some urgent problems of membership in parties, methods of working with the body of electors, strategies of interacting with groups of intersts and the role of parties in recruiting the political elite are considered on the material of experts' interviews.

Текст научной работы на тему «Партийные технологии политизации общества»

УДК 32.01

ПАРТИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОЛИТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА © М. В. Данилов

Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского Россия, 410012 г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

Тел.: + 7 (8452) 2616 96, факс: +7 (8452) 27 85 29.

Е-шаП: super9999@yandex.ru

Статья посвящена анализу партийных технологий вовлечения граждан в политику. На материалах экспертных интервью рассматриваются актуальные вопросы значения членства в партиях, методы работы с избирателями, стратегии взаимодействия с группами интересов, роль партий в рекрутировании политической элиты.

Ключевые слова: партия, политизация, политическая технология.

Партийные технологии вовлечения граждан в политику и вытекающая из них политизация населения могут исследоваться на двух уровнях. Во-первых, на уровне изменения политического сознания людей, придания ему определенной идеологической направленности через агитационные и пропагандистские технологии. В этом случае политизация выражается в интенсификации политической самоидентификации граждан с тем или иным политическим течением. Во-вторых, исследование возможно на бихевиоральном уровне. Здесь предполагается, что партийная деятельность может влиять на поведение граждан. Данный аспект предполагает наличие измеримых показателей политизации: членство в партиях, участие в партийных мероприятиях, голосование за партию. Рассмотрим, каким образом происходит расширение числа членов современных российских партий, опираясь на данные государственной статистики и проведенного нами экспертного опроса лидеров саратовских региональных отделений политических партий, депутатов и партийных функционеров.

Первый блок вопросов, на которые было предложено ответить экспертам, касался роли количества членов для деятельности современных партий. Такой интерес обусловлен тем, что с развитием информационных технологий и, прежде всего, телевидения в политической науке стало распространяться мнение, что для эффективной партийной деятельности обширное партийное членство не так важно. Результативную агитационную кампанию можно выстраивать, опираясь не на организационную структуру партий, а на инструменты массовых коммуникаций. На практике же мы наблюдаем острую конкурентную борьбу партий не просто за избирателя, а именно за новых членов. Другими словами, политизационная активность партий проявляется в стремлении вовлечь в политическую деятельность широкие слои населения, причем желательно в форме истинных партийцев.

Эксперты сошлись во мнении, что увеличение членства для современных партий - это не самоцель, оно должно сыграть свою положительную роль в достижении власти, в избирательной кампании, в момент голосования. Большое количество членов партии облегчает подготовку к выборам,

позволяет политическим структурам «набирать мышечную массу» (здесь и далее в кавычках и курсивом - цитаты из экспертных интервью. - М. Д.). Партийцы - это гарантированный электорат партии, который практически наверняка поддержит ее на любых выборах. Эта ситуация характерна не только для «Единой России», но и для любой партии в принципе.

Если с мотивацией вступления в ряды партии власти все относительно ясно, то с членством в оппозиционных партиях ситуация иная. Лидер регионального отделения одной из парламентских партий высказался в этом ключе следующим образом: «Забитых и запуганных бюджетников в Саратове много, следовательно, и численность «Единой России» будет расти так, как нужно. Говоря об оппозиции, то здесь численность тоже иногда весьма условна. Человек может вступить в партию, но потом не ходить не то что на митинги, даже на выборы. И наоборот... Однако в случае с оппозицией динамика численности все-таки является реальным, а не мифическим показателем работы».

«Единая Россия» увеличивала число своих членов в середине 2000-х годов в основном за счет массового вовлечения в нее бюджетников, прежде всего, учителей. При этом политизация данной социальной группы достигалась в основном административными методами. В настоящее время технологии несколько изменились. Основным направлением работы стала политизация социума за счет проведения «неполитических» акций. Квинтэссенцией данного принципа стал лозунг «Верьте только делам».

Оппозиция в основном работает более традиционными методами. Как отметили независимо друг от друга два саратовских оппозиционных политика, есть два основных пути: условно говоря, публичный и непубличный. Публичный - частые массовые мероприятия (митинги и пикеты), в рамках которых народу активно предлагают вступить в партию. Этот путь достаточно результативен в количественном отношении, но его недостаток заключается в снижении качества привлеченных партийцев. Непубличный - это та работа, которую руководители первичных организаций, члены местных советов проводят, общаясь с людьми, осущест-

вляя какие-либо внутренние мероприятия, и точечно вовлекают в партию именно тех людей, в которых партия заинтересована в данный момент. Здесь акцент сделан не столько на количество, сколько на качество партийных неофитов.

Таким образом, опрошенные эксперты были практически единодушны во мнении, что увеличение числа членов партии является важнейшим фактором предвыборной борьбы. При этом объективные данные показывают, что не существует сильной корреляции между численностью партии и результатами голосований. Если оценить данные о размерах партийных рядов, размещенных на официальном сайте Министерства юстиции РФ, то можно сделать вывод, что проблемы численности волнуют в основном «Единую Россию» и «Справедливую Россию». Остальные довольствуются показателями, достаточными для удовлетворения формальным требованиям Так, на 1 января 2011 года численность «Единой России» составила 2 009 937 человек, «Справедливой России» -

414 558 человек, в КПРФ было 154 244 члена [1]. Численность играет важную роль в мобилизации сторонников партий власти, является одним из критериев оценки успешности работы региональных отделений.

Численность партийных рядов определяет конкретные методы вовлечения граждан в политику вообще и к избирательным процедурам в частности. Информация о них была также получена из экспертных интервью. Одним из наиболее интересных методов политизации граждан является методика, применяемая «Единой Россией» под условным названием «1+10» и «1+5». Смысл ее заключается в следующем: каждый член партии должен обеспечить явку на выборы и голосование за соответствующего кандидата и саму партию десяти своих знакомых. Каждый сторонник партии соответственно пяти человек из своего круга общения (родственники, знакомые, друзья, коллеги, соседи). Член партии составляет список лиц, агитируемых им, проводит с ними агитационно-разъяснительную работу, подчеркивает необходимость голосования за партию. В день выборов осуществляется контроль за людьми из списков как со стороны самого «патрона», так и со стороны избирательных комиссий, членами которых являются представители партии. Таким образом, достигается двойной эффект. С одной стороны, член партии следит за своими подопечными, а с другой, сама партия контро -лирует своих членов. Результативность данного метода потенциально достаточно высокая. Так, в идеале 42 тысячи членов партии в Саратовской области могут мобилизовать 420 тысяч избирателей. На практике чаще всего не удается реализовать принцип «1+10». В реальности эффективность данного метода в полтора-два раза меньше, чем заявленная.

Одним из факторов, который ограничивает возможности оппозиционных партий и, в частно -сти, крупнейшей из них - КПРФ, является скудность по сравнению с партией власти ресурсной базы. Как отметил первый секретарь Новосибирского обкома КПРФ А. Е. Локоть: «По определению, у нашей оппозиционной партии неравенство ресурсов: финансовых, административных, людских. Поэтому для победы в одномандатных округах нужны нестандартные подходы» [2, ст. 25]. Очевидно, что политическая деятельность, как и всякая конкурентная борьба по определению не предусматривает равенства ресурсов. Поэтому сетования представителей КПРФ выглядят политическим лукавством. Важнее другое: оппозиция в условиях ограниченности материальных возможностей поставлена перед необходимостью поиска новых подходов к избирателю. Политизация граждан и вовлечение их к активной политической деятельности партией власти и оппозицией осуществляется в принципиально разных условиях. Можно говорить, что для «Единой России» - это среда наибольшего благоприятствования, а для оппозиции она весьма агрессивна.

Партийная масса как для «Единой России», так и для оппозиции важна не только с точки зрения электоральных целей, но и при организации разнообразных массовых акций. В «Единой России» существует так называемая «мобилизационная карта», то есть план организации людей на различные акции. Такой порядок позволяет организовать мероприятие буквально в течение полутора часов. Для более масштабных акций обычно организуется подвоз людей из районов области в областной центр, а из областных центров - в столицу. Аналогичным образом строится работа в КПРФ. Как отметил В. Ф. Рашкин на семинаре-совещании с руководителями региональных отделений партии: «В крупных городах должна быть команда 150-200 человек, которая бы отреагировала на ситуацию в городе в течение полутора-двух часов по системе обзвонки: то есть, где место дислокации, куда подъехать быстро, с какими плакатами. Если у вас будет отработана технология сбора, вы сами увидите, как быстро можно среагировать на ситуацию в городе и собрать данные пикеты или митинг. Вы только один раз попробуете, потом получите результаты и займетесь дальше этой работой» [3, ст. 35]. Таким образом, партийным инструментом вовлечения граждан в политику выступает отмобилизованное ядро, готовое создавать информационные поводы и привлекать к себе внимание окружающих.

Среди методов включения граждан в политическую жизнь особо следует выделить институт сторонников партии «Единая Россия». Сторонниками партии являются лица, которые в силу тех или иных обстоятельств (в том числе установленных законом) не могут быть членами партии. Кроме

того, для вступления в партию необходим шестимесячный стаж нахождения в сторонниках [4]. Институт сторонников - это своеобразное связующее звено между партией и населением. На начало 2011 года в Саратовской области насчитывалось 51 682 сторонника «Единой России». Типичный портрет среднестатистического сторонника «Единой России» выглядит следующим образом: гражданин сравнительно молодого возраста, занятый в бюджетной сфере, готовый участвовать в массовых акциях и оказывать кандидатам от партии поддержку на выборах. То, что эта поддержка может быть достаточно эффективной, подтверждает факт принятия программы мобилизации «1+5», то есть более пятидесяти тысяч сторонников «Единой России» в Саратовской области могут потенциально мобилизовать до 250 тыс. избирателей. Кроме того, было принято решение, что количество зарегистрированных сторонников партии должно быть не менее 10% избирателей, проживающих в муниципальных районах Саратовской области, включая шесть районов города Саратова. Этот принцип положен и в основу оценки эффективности местных советов сторонников.

Институт сторонников «Единой России» продолжает ту же логику, что мы обнаружили ранее: политизация населения «неполитическими» средствами. Участие в совете сторонников - это квазипартийная, квазиполитическая деятельность, декларируемые цели которой, скорее, не политические, а социальные. В этом плане данный институт позволяет политизировать те общественные сегменты, для которых прямое участие в политике невозможно или нежелательно.

Принципиально важным является вопрос о том, каким образом партии взаимодействуют с различными социальными группами, как выстраивают свои стратегии по привлечению новых членов и избирателей исходя из демографических, этнокон-фессиональных, профессиональных и иных особенностей той или иной общности. Первый уровень, на котором осуществляется такая работа, можно условно обозначить как «программный». Эксперты от «Единой России» подчеркивали, что составление партийных программных документов происходит в тесном взаимодействии с представителями заинтересованных групп. В частности, при написании разделов, связанных с культурой, активно привлекаются известные и авторитетные деятели из этой сферы. «Они знают проблемы изнутри, знают, что сегодня больше всех беспокоит. И когда мы через этих людей получаем направления деятельности, мы говорим, что это мы будем делать, этот вопрос мы поставим. Уже потом дальше стилистически увязываем все в общую картину, и у нас появляются различные разделы программы. Эта программа, она не мертвая, она входит в план законодательной работы, в планы исполнительной власти. И когда мы идем на сле-

дующие выборы, первое, с чем обращаемся к избирателю - это информация об итогах исполнения этой программы».

Эксперты от «Единой России» признали, что наиболее четко работа по вовлечению граждан в политику построена с представителями бюджетной сферы: учителями, врачами, работниками культуры. Данные социальные группы восприимчивы даже к небольшим положительным изменениям в жизни. По словам одного из опрошенных депутатов Саратовской областной думы от «Единой России», агитационное воздействие на избирателей подкрепляется и мерами материальной поддержки: «Можно пример привести, когда мы со своим партийным проектом заходили в ряд муниципальных образований, и депутатские деньги мы целевым образом отдавали на школы. Сначала Саратову, потом Балашову, мы зашли в Энгельс с этим проектом. Это не так много, но миллион рублей каждый депутат от фракции отдавал. Это тридцать с небольшим миллионов. Но у нас были и другие среды, например, по пенсионерам мы приняли партийное решение, потом его проводили через думу. Это вопрос, связанный с ветеранами труда, потому что многие люди, проработавшие на предприятии по сорок лет и более, не имели каких-то правительственных наград и были лишены возможности стать ветеранами труда. Было много таких проблем, вопросов». В избирательном цикле, начавшемся в 2011 году, для «Единой России» выделяются три приоритетные группы: молодежь, сельские жители, пенсионеры. Работа с ними строится по отработанному сценарию: принятие популярных решений различными уровнями власти, их активный РЯ как «партийных проектов».

Экспертам был задан прямой и жесткий вопрос о возможности ситуации «торга» между партией и группой интересов, в ходе которого партия обменивает свои места в избирательных списках на поддержку со стороны данной группы. Эксперты признали, что подобные контакты - это обычная практика, но в целом открестились от слова «торг», предпочитая заменить его на более нейтральное «партнерство». «Эти вещи проводятся не спонтанно, с какой попало организацией эти торги происходить не могут. Здесь действуют другие принципы. У нас, например, есть партийная установка, что в списках должно быть не меньше 20% молодежи. Есть молодежные организации, студенческие, «Молодая гвардия», профсоюзные студенческие комитеты и так далее. Вот эти 20% мы с ними собираем. В обмен на то, что мы мобилизуем часть этих людей, которые идут на выборы. У нас есть соглашения, к примеру, с обществом борьбы за трезвость, союзом офицеров запаса, другими структурами, которые нас поддерживают, мы включаем их представителей в наши списки». В буквальном смысле слова «торги», по мнению опрошенных экспертов, возможны на более

низком, муниципальном уровне. Они могут происходить с бизнесменами, которые берут на себя обязательства по финансированию избирательной кампании. Кроме того, в частных беседах интервьюируемые признавали возможность «торга» внутри самой партии власти, когда сосуществуют внутри нее отдельные группы и кланы, которые борются за места в представительных органах.

Наиболее проблемным является взаимодействие партии власти с этническими группами интересов. «У партии подписан ряд соглашений с НКО, национально-культурными автономиями. И мы находимся в партнерских отношениях. Хотя, возникают различные напряженные ситуации. Например, в Александрово-Гайском районе есть село, жители которого все - казахи. И они на местных выборах собирались поддерживать только своего и были довольно агрессивно настроены по отношению к нашему кандидату - русской женщине. Пришлось с ними вести переговоры, договариваться. В Питерском районе есть село чисто татарское. Аналогичная ситуация. Пришлось подключать Муккадаса Бибарсова - главу Духовного управления мусульман Поволжья. Так что разные ситуации могут быть».

В целом аналогичным образом строится работа с заинтересованными группами и в оппозиционных партиях. «Справедливая Россия» также пошла по пути подписания различных соглашений с некоммерческими организациями, представляющими различные сегменты гражданского общества. При этом есть структуры, жестко ориентированные на партию и фактически аффилированные с ней, например благотворительная организация «Лучик надежды» депутата Госдумы Киры Лукьяновой. Другие НКО стремятся найти поддержку у любых партий для решения своих проблем. «Сейчас получается такая ситуация, что они идут и общаются и с нашей партией, и с другими, пытаются также попробовать дополнительные ресурсы привлечь. И все наши взаимодействия, и контакты, к сожалению, переходят в плоскость денег. Они просят помочь им, дать автобус для перевозки инвалидов, выделить канцтовары, игрушки, если это связано с больными детьми, подарки на Новый год и т.д. Поэтому, к сожалению, все это носит однобокий характер. Но мы пытаемся перестроить нашу работу в русле не просто коммерциализации наших отношений, а эффективного сотрудничества по решению тех проблем, которые ставят эти общественники».

Главной целевой аудиторией, на которую изначально была нацелена работа «Справедливой России» по вовлечению граждан в политику, была бюджетная сфера. В период становления партии бюджетники достаточно активно поддерживали партию и охотно вступали в нее. Однако к концу 2000-х годов активный приток в партию представителей бюджетных учреждений прекратился. Сами

партийные лидеры связывают это с усилением давления, которое оказывает власть на школьных учителей, работников здравоохранения и культуры. В результате значительная часть потенциально политически активных граждан стала опасаться сотрудничать с оппозицией, боясь за сохранение своего рабочего места или продолжения успешной карьеры.

Тему активного воздействия власти на сознание населения продолжили и представители ЛДПР. «Под воздействием черного РК сложилось ошибочное представление, что ЛДПР - партия маргиналов. Это абсолютно не так. В нынешних условиях привязывать партии к какой-то конкретной социальной группе неразумно. ЛДПР - партия молодежи, мужская партия, партия людей, недовольных положением дел в стране и отчетливо понимающих, что альтернатив ЛДПР просто нет. А такие люди есть в любой социальной группе примерно в равных пропорциях. Агитация ведется не в отношении какой-то конкретной социальной группы. А вот воздействия на бизнес, молодежь, пенсионеров и т.п., действительно, различны. О «торге» говорить как-то даже нелепо. а вот о включении предложений, поступающих от кого-либо в программу, мы сами и начали говорить. «Как нам обустроить Саратов» - программа на выборах в Гордуму 13 марта 2011 года - почти наполовину состоит из наказов. Эту программу мы и писали вместе с самими саратовцами, про саратовцев и для саратовцев».

Важнейшее направление партийной работы по вовлечению граждан к активной политической жизни состоит в выполнении партиями функций «политического лифта», канала рекрутирования элиты и управленческой школы для бюрократии. Мнения экспертов по данным вопросам разошлись, причем наиболее существенные расхождения обнаружились не между представителями «Единой России» и оппозиции, а внутри самой партии власти. Были высказаны две полярные позиции, одна из которых заключается в том, что на данный момент не существует каких-либо внепартийных каналов попадания в политическую элиту, а другая состоит в признании возможности внепартийного элитооб-разования.

В плане подготовки управленческих кадров и политизации высших слоев общества эксперты также признали значительную роль политических партий. Так, сама работа в партийных структурах способствуют развитию управленческих навыков: «Партия является прекрасной школой управленческой. Могу об этом уверенно судить даже по собственному опыту. Я была заместителем главы района по социальной сфере, потом главой администрации района, потом стала руководителем исполкома. Вот уже более полутора лет работаю в данной должности. Я чувствую, как я выросла в профессиональном отношении за это время. Я вижу, как растут профессионально те люди, с которыми я работаю здесь. Думаю, что каждого из них ждет большое управленческое будущее. Любой

человек, который знакомиться с управлением партией даже на самом низовом уровне вынужден вникать в проблемы, решать их, выстраивать коммуникации, планировать свою деятельность. Поэтому партии являются очень важной площадкой подготовки управленческих кадров».

Кроме того, определяющее значение имеет проект «Единой России» «Кадровый резерв», который, по мнению экспертов, оказался весьма успешным. К середине 2011 года в проекте приняло участие около 30 тысяч человек. По нашему мнению, данная инициатива представляет собой точечную работу с одной из целевых групп, направлена на вовлечение в политику наиболее амбициозных, профессионально подготовленных и потенциально полезных для партии людей.

Таким образом, партийные механизмы вовлечения граждан в политику и связанная с ними политизация общественных отношений основываются на ряде объективных и конъюнктурных обстоятельствах. К числу условий объективно форматирующих действия партий по политизации общества следует отнести четко выраженную тенденцию к олигополизации партийной системы, в результате чего сужается спектр неподконтрольных власти проявлений партийной активности. Конъюнктурные факторы связаны с конкретными партийными механизмами политизации сознания и поведения граждан и состоят во включении в программные документы различных актуальных требований, расширении членства в партии, создании сети аффилированных структур гражданского общества, взаимодействии с наиболее политически активными социальными группами (профессиональными,

демографическими, этноконфессиональными). Базовый принцип партийной деятельности по политизации общественных отношений, который нам удалось выявить, состоит в стремлении воздействовать на политическое сознание и поведение граждан через «неполитические» акции, сознательное дистанцирование от политической тематики, переключении на обыденную, повседневную и бытовую направленность. В результате «Единая Россия» выступает главной структурой политической актуализации требований всех профессиональных, демографических, этноконфессиональных и прочих групп, вынуждена аффилировать значительный сегмент НКО и позиционировать себя уже не как «простая» политическая партия, но как базовый «над-политический» институт российского общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Список зарегистрированных политических партий. Официальный сайт Министерства юстиции РФ иЯЬ: http://www.minjust.ru/ru/activity/nko/partii/. Просмотр от

22.04.2011.

2. Локоть А. Е. Выступление на совещании с представителями региональных отделений // Вестник организационнопартийной и кадровой работы КПРФ. 2010. №8. С.24-26.

3. Рашкин В. Ф. Выступление на совещании с представителями региональных отделений // Вестник организационнопартийной и кадровой работы. 2010. №8. С.33-36.

4. Положение о сторонниках Всероссийской политической партии «Единая Россия». Утверждено решением Президиума Генерального совета Всероссийской политической партии «Единая Россия» от 21.01.2009. Протокол №01 // Официальный сайт Совета сторонников «Единой России» иЯЬ: http://www.storonniki.info/?page_id=1137. Просмотр

23.04.2011.

Поступила в редакцию 06.05.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.