Научная статья на тему 'ПАРТИЙНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В СОСТАВЕ СОВРЕМЕННОГО ПАРЛАМЕНТА (КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ)'

ПАРТИЙНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В СОСТАВЕ СОВРЕМЕННОГО ПАРЛАМЕНТА (КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
71
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАКЦИИ / СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПАРЛАМЕНТА / ПАРТИЙНЫЙ СОСТАВ ПАРЛАМЕНТА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ПАРЛАМЕНТА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА / ФРАКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ / ПАРТИЙНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Червонюк Владимир Иванович

В новейших условиях организация и деятельность институтов публичной власти в конституционном механизме демократического государства подчинена значительному влиянию «партийного» государства - политически институционализированной системы с ее базовым институтом - политическими партиями (партийной системой). Сложившаяся под воздействием данного фактора партийная система страны создает основу для формирования парламента, в определенной мере копирующего партийную структуру данной страны. Партийная (фракционная) структура современного парламента, или деление депутатов на фракции (партийные объединения), является титульной особенностью всех современных парламентов. Партийная структура парламента оказывает влияние на структурный состав самого парламента, его руководящие звенья; партийный состав парламента, предопределяет способы формирования парламентских комитетов (комиссий); фракции (партийные объединения) оказывают значительное влияние на организацию деятельности парламента, его функционирование и осуществляемые парламентские производства. Одновременно партийная (фракционная) структура парламента указывает на то, что в современных конституционных системах действует, можно сказать, принцип партийно-политического равновесия. Представлена характеристика влияния фракций на устройство и организацию деятельности парламента, сформулированы предложения по рационализации устройства палат Федерального Собрания - парламента России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTY ASSOCIATIONS IN THE MODERN PARLIAMENT (CONSTITUTIONAL AND LEGAL ANALYSIS)

In the modern conditions, the organization and activity of public authorities in the constitutional mechanism of a democratic state is subordinated to a considerable influence of the «party» state - a politically institutionalized system with its basic institution - political parties (party system). The party system of the country formed under the influence of this factor, creates the basis for the formation of a parliament, to a certain extent copying the party structure of this country. The party (factional) structure of the modern parliament, or the division of deputies into factions (party associations), is the titular feature of all modern parliaments. The party structure of parliament influences the structural composition of parliament itself, its governing bodies; the party composition of the parliament determines the ways of forming parliamentary committees (commissions); factions (party associations) have a significant influence on the organization of the activities of parliament, its functioning and parliamentary proceedings. At the same time, the party (factional) structure of parliament indicates that in modern constitutional systems, the principle of party-political balance operates, one might say. The characteristic of factions influence on the structure and organization of the activities of parliament is presented, proposals are formulated to rationalize the structure of the chambers of the Federal Assembly - the Parliament of Russia.

Текст научной работы на тему «ПАРТИЙНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В СОСТАВЕ СОВРЕМЕННОГО ПАРЛАМЕНТА (КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ)»

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-228-234 NIION: 2003-0059-2/23-647 MOSURED: 77/27-003-2023-02-846

Партийные объединения в составе современного парламента (конституционно-правовой анализ)

Владимир Иванович Червонюк

Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия, v.chervonyuk@yandex.ru

Аннотация. В новейших условиях организация и деятельность институтов публичной власти в конституционном механизме демократического государства подчинена значительному влиянию «партийного» государства — политически институционализированной системы с ее базовым институтом — политическими партиями (партийной системой). Сложившаяся под воздействием данного фактора партийная система страны создает основу для формирования парламента, в определенной мере копирующего партийную структуру данной страны. Партийная (фракционная) структура современного парламента, или деление депутатов на фракции (партийные объединения), является титульной особенностью всех современных парламентов. Партийная структура парламента оказывает влияние на структурный состав самого парламента, его руководящие звенья; партийный состав парламента, предопределяет способы формирования парламентских комитетов (комиссий); фракции (партийные объединения) оказывают значительное влияние на организацию деятельности парламента, его функционирование и осуществляемые парламентские производства. Одновременно партийная (фракционная) структура парламента указывает на то, что в современных конституционных системах действует, можно сказать, принцип партийно-политического равновесия. Представлена характеристика влияния фракций на устройство и организацию деятельности парламента, сформулированы предложения по рационализации устройства палат Федерального Собрания — парламента России.

Ключевые слова: фракции, структурная организация парламента, партийный состав парламента, политические группы парламента Европейского Союза, фракции Государственной Думы Федерального Собрания, партийное представительство в Совете Федерации

Для цитирования: Червонюк В. И. Партийные объединения в составе современного парламента (конституционно-правовой анализ) // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 2. С. 228-234. https://doi. org/10.24412/2073-0454-2023-2-228-234.

Original article

Party associations in the modern Parliament (constitutional and legal analysis)

Vladimir I. Chervonyuk

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

v.chervonyuk@yandex.ru

Abstract. In the modern conditions, the organization and activity of public authorities in the constitutional mechanism of a democratic state is subordinated to a considerable influence of the «party» state — a politically institutionalized system with its basic institution — political parties (party system). The party system of the country formed under the influence of this factor, creates the basis for the formation of a parliament, to a certain extent copying the party structure of this country. The party (factional) structure of the modern parliament, or the division of deputies into factions (party associations), is the titular feature of all modern parliaments. The party structure of parliament influences the structural composition of parliament itself, its governing bodies; the party composition of the parliament determines the ways of forming parliamentary committees (commissions); factions (party associations) have a significant influence on the organization of the activities of parliament, its functioning and parliamentary proceedings. At the same time, the party (factional) structure of parliament indicates that in modern constitutional systems, the principle of party-political balance operates, one might say. The characteristic of factions influence on the structure and organization of the activities of

© Червонюк В. И., 2023

parliament is presented, proposals are formulated to rationalize the structure of the chambers of the Federal Assembly — the Parliament of Russia.

Keywords: fractions, structural organization of the Parliament, party composition of the parliament, political groups of the Parliament of the European Union, factions of the State Duma of the Federal Assembly, party representation in the Federation Council

For citation: Chervonyuk V. I. Party associations in the modern Parliament (constitutional and legal analysis). Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(2):228-234. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2073-0454-2023-2-228-234.

Демократическое устройство современных государств предполагает, что существующие партийные системы неизменно находят отражение (в буквальном смысле присутствуют) в организации парламента, его устройстве, в осуществляемых им производствах. Способ формирования состава современного парламента посредством демократических свободных выборов изначально предопределяет партийную принадлежность его депутатского корпуса. Вне зависимости от применяемого в той или иной стране типа (а в ее пределах — вида) избирательной системы выборы так или иначе происходят путем партийного представительства. В этой связи существующая в стране партийная система создает основу для формирования парламента, можно сказать, в определенной мере копирующего партийную структуру данной страны. Фактор нахождения (присутствия) в парламенте политических партий, формирование его депутатского корпуса на сугубо партийной основе, как представляется, является главным для понимания организации и функционирования парламента. При этом не меняет дела то обстоятельство, что в составе современных парламентов есть и так называемые независимые депутаты, поскольку существенного влияния на деятельность парламента, как показывает анализ проблемы, они не оказывают и составляют незначительную часть от общего (конституционного) состава парламента [1, с. 551; 2]. Существенными преимуществами перед независимыми депутатами обладают депутаты, представленные в парламенте от политических партий.

Следовательно, дифференциация состава парламента по партийной принадлежности входящих в него депутатов объективно задана и с этой точки зрения партийные объединения в составе парламента — вполне объяснимая конституционная реальность. Отсюда следует: свое воздействие на организацию и деятельность парламента политические партии оказывают через свои представительства в парламенте — фракции (партийные, депутатские объединения). Отмеченное указывает на то, что в структуре парламента партийные фракции — это важнейший компонент в организации легислатуры.

При этом, как следует из специальных исследований, характер влияния фракций на реализацию парла-

ментом его конституционных полномочий, осуществление парламентских производств, среди которых законодательное производство относится к числу приоритетных, определяется, в первую очередь, комплексом разнообразных факторов, к числу которых относят: а) общее количество членов фракции; б) наличие устойчивой политической партии, стоящей за фракцией; в) наличие ярких и авторитетных парламентариев в составе фракции; г) уровень солидарности членов фракции во время голосования; д) число руководящих должностей в структуре палат парламента, закрепленных за членами фракции; е) характер взаимодействия с другими депутатскими объединениями, участием в коалициях; и) степень сотрудничества с исполнительными органами власти.

Фракционный состав парламента предполагает его структурирование, не совпадающее в том числе с принципом бикамерализма

Это группирование парламентариев по их принадлежности к тем или иным политическим партиям, прошедшим в парламент. Это также объединения парламентариев, прошедших в парламент хотя и не в составе партийных списков, но созданных на основе признаваемых ими в качестве солидаризующих идей.

Фактор влияния политических партий на организацию законодательной власти настолько значительный, что уже на начальных этапах формирования парламента, вслед за принципом бикамерализма, в своей организации парламент подразделяется на два крупных подразделения, соответствующего по своему численному составу завоеванным той или иной политической силой мандатам в парламенте. Так, в Соединенном Королевстве Великобритании (гораздо в меньшей степени в странах, воспринявших Вестминстерскую модель правления), где достаточно давно сложилась классическая двухпартийная система (правда, в начале XXI в. эта традиция несколько дополнена новациями — появлением 2,5-партийных систем), функционируют две партийные силы — правительственное большинство (правящая партия) и «официальная оппозиция Ее величества» — партия, которая завоевала на очередных парламентских выборах меньшее количество мандатов по сравнению с правящей партией.

В ряде современных государств, в той или иной мере наследующих так называемую Вестминстерскую систему правления, парламенты устроены подобным образом. В частности, согласно Конституции Королевства Бутан, партия, обеспечившая на всеобщих выборах большинство мест в Национальной ассамблее, объявляется правящей партией, а вторая партия — партией оппозиции (п. 7 ст. 15) [3, с. 134]. Иногда национальные основные законы включают в нормативный текст рубрики, из которых прямо вытекает юридическое признание оппозиционной партии. Так, Конституция Федеративной Демократической Республики Непал содержит ст. 57А. «Оппозиционная партия», которая хотя и не содержит дефинитивной нормы, но тем не менее прямо указывает на легализацию оппозиционной партии [3, с. 564]. Понятие «оппозиционных Правительству политических партий» содержит Конституция Республики Сингапур от 3 июня 1959 г. (ст. 39) [4, с. 711]. В некоторых случаях рассматриваемое понятие можно вывести так называемым логическим путем — на основе уяснения действительного смысла конституционного положения или на основе взаимосвязанного толкования нескольких положений основного закона. К примеру, согласно Конституции Республики Кыргызстан, «фракция, имеющая более половины депутатских мандатов, или коалиция фракций... выдвигает кандидата на должность Премьер-министра» (ст. 84. 1) [3, с. 474]. Понятно, что Конституция данной страны признает существование фракции (коалиции фракций), имеющих меньшинство, или оппозицию в парламенте.

Что касается стран с многопартийными системами, каковых в мире подавляющее большинство, то здесь в парламенте имеет место представительство нескольких партий. Соответственно в парламентах стран Восточной Европы — Польши, Венгрии, Чехии, Словакии и др. создаются партийные фракции или группы, равно как и партийные клубы.

Влияние фракций на формирование парламента

Оказывая влияние на формирование парламента, партийные системы существенно влияют на внутреннюю организацию и деятельность парламента. При этом структурная организация парламента охватывает его руководящее звено, постоянные и временные органы парламента (его палат), создаваемые на партийной и внепартийной основе, единоначальные и коллегиальные структуры, создаваемые раздельно каждой из палат (в двухпалатном парламенте) или имеющих совместную природу и др. [5, с. 206; 6, с. 124; 7, с. 147] Соответственно, обобщенно влияние фракций на устройство парламента представлено в различных формах.

Во-первых, фракционная структура парламента оказывает влияние на структурный состав самого парламент, его руководящие звенья. По общему правилу, руководители фракций участвуют в руководя-

щих органах палаты. Соответственно руководящий орган палат парламента формируется в зависимости от партийного расклада в парламенте и в каждой из его палат. Председатель палаты парламента (спикер) — это всегда, как правило, лицо, являющееся лидером или представителем политической партии, представленной большинством в парламенте (коалиции победивших партий). Высший руководящий орган палаты формируется из числа представителей фракций. Представитель наиболее крупной фракции обычно избирается председателем палаты, а представители крупных партий занимают должности заместителей председателя. Кроме того, фракции, делят между собой посты заместителей председателя палаты, председателей постоянных (профильных) комитетов и комиссий. Причем эта договоренность оформляется, по общему правилу, «пакетным соглашением» после переговоров между различными фракциями, вслед за парламентскими выборами [8, с. 60-61].

В частности, в Парламенте Чехии создается руководящий коллегиальный орган палаты, каким в других странах выступает совет палаты, бюро или президиум. В его состав входят: председатель палаты, заместители председателя палаты и представители всех политических клубов на пропорциональной основе. Точно так же формирующийся в Парламенте Чехии «политический совет, являющийся неофициальным совещательным органом, воплощающим политическую самоорганизацию палаты» (собирается перед заседанием палаты, решает организационные вопросы, выясняет позиции клубов по рассматриваемым законопроектам), состоит из председателя палаты, его заместителей и представителей всех клубов, либо иных уполномоченных лиц [9, с. 71].

Подобный порядок формирования руководящих органов воспринят Государственной Думой Федерального Собрания РФ (ч. 2 ст. 13 Регламента Государственной Думы).

Во-вторых, партийный состав парламента предопределяет способы формирования парламентских комитетов (комиссий). Фракции имеют, как правило, пропорциональное от своей численности представительство в постоянных комиссиях палаты. Данное правило существует в ФРГ, Бельгии, Финляндии, Франции, Норвегии, Швейцарии, Швеции и др. Соответственно, комплектование состава парламентских комитетов осуществляется в соответствии с партийным составом палаты и с учетом численности фракций и групп и соотношения между ними в палатах, т. е. на основе системы пропорционального представительства партий. Таким образом, персональный состав парламентских комиссий (комитетов) адекватен партийно-политическому «раскладу» в самом парламенте. Соответственно, состав комиссий (комитетов) зеркально соответствует политическому составу пала-

ты (Франция, Дания и др.).

К примеру, в парламенте Чехии число комитетов и количество их членов устанавливаются палатой на первом пленарном заседании с учетом мнений политических клубов (18 — в нижней палате и 9 — в Сенате). Все они формируются по пропорциональному принципу в зависимости от численности политических клубов.

С некоторыми оговорками можно сказать, что парламентская комиссия (комитет) в миниатюре должна отображать сам парламент или его палаты. Именно это обстоятельство явилось основанием для предоставления постоянным комиссиям палат парламента Италии, «составленным таким образом, чтобы пропорционально отразить соотношение парламентских групп» (ч. 3 ст. 72 Конституции 1947 г.) [10, с. 309], постоянным комиссия палат Генеральных кортесов (ст. 75 Конституции Испании 1978 г.) право принимать законы (кроме конституционных, избирательных, разрешающих ратификацию международных договоров, учреждающие бюджет, балансы расходных смет и законы об исполнении бюджета, а также о законодательном делегировании, о разрешении на ратификацию международных договоров).

В-третьих, кроме влияния на структурирование и состав парламента, фракции (партийные объединения) оказывают значительное влияние на организацию деятельности парламента, его функционирование и осуществляемые им парламентские производства. Это в особенности касается решения ключевых проблем парламентской деятельности: назначения на должность главы правительства; распределение парламентских «портфелей», т. е. назначение председателей парламентских комитетов (комиссий), а также их состава; принятие решения об инвеституре; принятие решения, связанного с одобрением (неодобрением) политики правительства (вынесение вотума недоверия, резолюции порицания), инициирование процедуры импичмента как в отношении главы государства, так и других должностных лиц; решение комплекса вопросов, связанных с собственно законодательной деятельностью, по своему характеру и значению не совпадающих с вопросами, решаемыми парламентскими комитетами (комиссиями). Как правило, распределение времени во время дебатов также зависит от принадлежности к фракции и от ее численного состава.

Фракционная структура характерна и для строения парламента в составе Европейского Союза. Фракции Европейского парламента — политические группы депутатов в Европейском парламенте (всего 751 в парламенте восьмого созыва). При этом объединение депутатов в группы происходит не по национальному признаку, а по их партийной принадлежности [11]. Фракция может быть формальным представительством общеевропейской партии (европейской партии)

в Парламенте. В других случаях она может быть коалицией из европейских партий, национальных партий и независимых политиков.

Согласно предпоследним парламентским выборам, состоявшимся в 2014 г., Парламент Евросоюза действующего, восьмого созыва, или «восьмой парламент (2014-2019 гг.) был представлен следующими фракциями: 1) «Европейская народная партия (ЕНП)» — альянс, включающий Европейскую народную партию (ЕНП), а также не являющейся общеевропейской Национальную партию; альянс располагает 221 мандатом в парламенте восьмого созыва (против 270 мандатов в парламенте 7-го созыва в 2009-2014 гг.); 2) «Прогрессивный альянс социалистов и демократов (С&Д)», представленный Партией европейских социалистов (ПЕС), а также не являющихся членами общеевропейской партии тремя национальными партиями; располагает 191 мандатом (против 190 мандатов в парламенте 7-го созыва). Это наиболее крупные альянсы в составе Европарламента. Кроме того, в его состав входят: 3) «Европейские консерваторы и реформисты (ЕКР)» — альянс, располагающий в Парламенте ЕС 70-ю мандатами (против 53-х в парламенте 7-го созыва) и включающим такие партии, как Альянс европейских консерваторов и реформистов (АЕКР), Европейское христианское политическое движение (ЕХПД) и двух независимых депутатов; 4) «Альянс либералов и демократов за Европу (АЛДЕ)», состоящий из Европейской партии либеральных демократов и реформаторов (ЕЛДР) Европейской демократической партии (ЕДП) и 5 национальных партий, не являющихся членами общеевропейской; располагает 67-ю мандатами (против 85 в парламенте 7-го созыва); 5) «Европейские объединённые левые/Лево-зелёные Севера (ЕОЛ/ ЛЗС)», включающие Европейских левых (ЕЛ) Северный альянс зелёных и левых (САЗЛ), а также 10 национальных партий, не являющихся членами общеевропейской; располагает 52 мандатами (в парламенте 7-го созыва 34 мандата); 6) альянс — «Зелёные - Европейский свободный альянс (Зелёные ЕСА)», включающий Европейскую партию и Европейскую партию зелёных (ЕПЗ), Европейский свободный альянс (ЕСА), а также 2 национальные партии, не являющиеся членами общеевропейской партии и 2 независимых депутатов: располагает 50 мандатами (против 59 в парламенте 7-го созыва); 7) альянс «Европа за свободу и прямую демократию (ЕСПД)» — включает Альянс за Прямую Демократию в Европе (АПДЕ) и 1 национальную партию, не являющуюся членом общеевропейской партии; располагает 48 мандатами (в парламенте 7-го созыва 34 мандата); 8) альянс «Независимые депутаты (N1) Движение за Европу Наций и Свободы (ДЕНС), включающий 14 национальных партий и располагающий 52 мандатами (в парламенте 7-го созыва включал 12 национальных партий, завоевавших 29 мандатов).

Партийный (фракционный) состав Парламент Евросоюза действующего, девятого, созыва, или «девятый Парламент (2019-2024 гг.) представлен следующим образом: «Европейская народная партия» располагает 182 мандатами, «Прогрессивный альянс социалистов и демократов» (Партия европейских социалистов) — 154, «Альянс либералов и демократов за Европу» — 108, «Зелёные - Европейский свободный альянс» — 74, «Партия идентичности и демократии» — 73, альянс «Европейские консерваторы и реформисты» — 62, альянс «Левые в Европейском парламенте» — 41, партии «Альянс за мир и свободу» и «Инициатива коммунистических и рабочих партий» — 57 мандатами [12; 13].

Партийные образования в составе российского парламента

В Российской Федерации, представленные в Государственной Думе Федерального Собрания депутатские объединения, обозначаются следующим образом: «фракции» и «депутатские группы» — в составе Палаты первого - четвертого созывов, «фракции» — в составе Палаты пятого и шестого созывов.

То обстоятельство, что Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусматривает, что «225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам» (ч. 2 ст. 3), то есть вводит (точнее говоря, возвращает вновь) смешанную избирательную систему [14]1, одновременно означает неизбежное появление в составе Государственной Думы Федерального Собрания седьмого созыва наряду с фракциями (парламентскими партиями) и депутатских объединений, не являющихся фракциями2 (ранее именовавшихся депутатскими группами и представленные в основном так называемыми «независимыми» парламентариями). Примечательно, что уже в ч. 8 ст. 7.1. Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», введенной Федеральным законом от 12 мая 2009 г. № 94-ФЗ, было определено, что депутаты Государственной Думы, избранные в составе федерального списка кандидатов политической партии и не входящие во фракции в Государственной Думе, вправе образовывать депутатские объединения, не являющиеся фракциями. При этом действие данного положения распространя-

1 Согласно Регламенту Совета Федерации (ч. 3 ст. 4 в ред. постановления Совета Федерации от 18 июня 2008 г. № 223-СФ) «в Совете Федерации не допускается создание формализованных фракций, парламентских объединений, а также организация и ведение любой деятельности в интересах политических партий» [15, с. 8].

2 В составе Государственной Думы Федерального Собрания 7 созыва

был избран один так называемый неаффилированный депутат, в составе палаты восьмого созыва было избрано 2 депутата.

ется до дня истечения срока полномочий Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва (ч. 8 ст. 71) [16]. Следовательно, создание депутатских объединений в составе Государственной Думы 7-го и 8-го созывов оказывается невозможным. Действующая редакция Регламента палаты (ст.ст. 16-18) оперирует исключительно понятием фракции.

В специальной литературе справедливо отмечается, что если формирование Государственной Думы политическими партиями является в какой-то мере устоявшейся практикой, применяемой в зарубежных странах, то влияние политических партий на верхнюю палату российского парламента — Совет Федерации — представляется в целом далеким от тех принципиальных позиций, которые сформулированы в Конституции Российской Федерации, прежде всего от принципов разделения властей, народовластия и свободы выборов [17, с. 12]3. Между тем в отличие от российского парламента, где в Совете Федерации нет партийных объединений и его организация основана на иных началах, во многих зарубежных странах (Италия, Испания, Польша, Франция) такие партийные формирования существуют. Обращается внимание, что в Палате лордов британского Парламента созданы и действуют три партийные объединения: консерваторов, лейбористов и либерал-демократов. В США — это сенатское большинство с лидером Сената и оппозиция, также имеющая своего лидера [8, с. 59-60].

Руководствуясь положениями статей 3, 10-11, 13, ч. 1 ст. 95 Конституции РФ, а также сформулированными в Федеральном законе от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» целями политических партий (ст. 4), логичным будет вывод о целесообразности формирования в составе Совета Федерации партийных групп (фракций и иных партийных объединений). Как представляется, реализация этой идеи согласуется с конституционной нормой о представительном характере законодательного органа страны (ч. 1 ст. 94 Конституции РФ), способствует развитию внутрипарламент-ской демократии и, в конечном счете, сориентирована на усиление эффективности деятельности федерального органа законодательной власти. Вопрос о том, как на это обстоятельство может повлиять назначение в состав Совета Федерации в соответствии с конституционными поправками 2020 г. не более 30 представителей Российской Федерации (п. «в» ч. 2 ст. 95 Конституции РФ), думается, требует специального анализа.

Вывод

Таким образом, особенность структурной организации современного парламента заключается в том,

3 Присоединяясь к мнению других специалистов, Волкова Е. А. считает, что «нынешний Совет Федерации постепенно превращается «из палаты регионального представительства в палату представительства корпоративных интересов», и всё более теряет свой представительский характер».

что наряду с учреждением основных его подразделений, своего рода «рабочих» органов, именуемых парламентскими комитетами и/или комиссиями, а также руководящими органами (председатель палаты, совет, бюро, президиум палаты и др.) одновременно в структуре парламента создаются и такие объединения парламентариев, которые формируются исключительно на основе общей партийной принадлежности. С этой точки зрения в современных конституционных системах, можно сказать, действует принцип партийно-политического равновесия. В этой связи положение § 1 ст. 58 Конституции Федеративной Республики Бразилия от 5 октября 1988 г. о том, что «при формировании бюро и каждой комиссии обеспечивается, насколько возможно, пропорциональное представительство парламентских партий или блоков, которые состоят в соответствующей палате» [18, с. 256], является своего рода общим началом, характеризующим соотношение политических сил в современном парламенте.

Следовательно, фракционная структура парламента, или деление депутатов на фракции, можно сказать, является титульной особенностью всех современных парламентов.

Список источников

1. Сравнительное конституционное право / отв. ред. В. Е. Чиркин. М. : Издательская фирма «Манускрипт», 1996.

2. Червонюк В. И. Конституционное право зарубежных стран зарубежных стран : учеб. пособие / В. И. Червонюк, К. К. Гасанов М. : ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2015.

3. Конституции государств Азии : в 3 т. Т. 2 : Средняя Азия и Индостан, 2010.

4. Конституции государств Азии : в 3 т. Т. 3 : Дальний Восток, 2010.

5. Маклаков В. В. Конституционное право зарубежных стран. общая часть : [учеб. для студентов юрид. вузов и фак.] / В. В. Маклаков. М. : Волтерс Клувер, 2006.

6. Червонюк В. И. Законодательная власть в зарубежных странах : учебное пособие в 2 ч. Ч. 1. Организация законодательной власти. М. : Московский университет МВД России, 2009.

7. Чиркин В. Е. Законодательная власть в зарубежных странах. М. : Норма, 2009.

8. Чиркин В. Е. Верхняя палата современного парламента : сравнительно-правовое исследование / В. Е. Чиркин. М. : Норма, 2009.

9. Лазарева М. Н. Современный парламент Чехии / М. Н. Лазарева. Вологда, 2012.

10. Избранные конституции зарубежных стран : учеб. пособие для бакалавров / отв. ред. Б. А. Страшун. М. : Издательство Юрайт ; ИД

Юрайт, 2013.

11. Европейский Союз : основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями. М. : ИНФРА-М, 2008.

12. ruwiki.press>pl/Frakcje_w_Parlamencie_ Europejskim.

13. deru. abcdef.wiki>wiki/Liste_der_Mitglieder_des_9.

14. Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 8. Ст. 345.

15. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. М. : Издание Совета Федерации, 2014.

16. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. от 12 мая 2009 г. № 94-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 20. Ст. 2391.

17. Волкова Е. А. Конституционно-правовые аспекты участия политических партий в формировании и деятельности парламента России : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.

18. Конституции государств Америки : в 3 т. Т. 3 : Южная Америка.

References

1. Comparative constitutional law / ed. V. E. Chirkin. M. : Publishing company «Manuscript», 1996.

2. Chervonyuk V. I. Constitutional law of foreign countries of foreign countries : studies. manual / V. I. Chervonyuk, K. K. Hasanov M. : UNITY-DANA, 2015.

3. Constitutions of Asian states : in 3 vol. Vol. 2 : Central Asia and Hindustan, 2010.

4. Constitutions of Asian states : in 3 vol. Vol. 3 : Far East, 2010.

5. Maklakov V. V. Constitutional law foreign countries. general part : [studies. for law students. universities and fac.] / V. V. Maklakov. M. : Volters Kluver, 2006.

6. Chervonyuk V. I. Legislative power in foreign countries : textbook in 2 hours 1. Organization of legislative power. Moscow: Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2009.

7. Chirkin V. E. Legislative power in foreign countries. Moscow: Norm, 2009.

8. Chirkin V. E. The upper chamber of the modern parliament : comparatively-legal research / V. E. Chirkin. M. : Norm, 2009.

9. Lazareva M. N. The Modern Parliament of the Czech Republic / M. N. Lazareva. Vologda, 2012.

10. Selected constitutions of foreign countries : studies. handbook for bachelors / ed. by B. A. Strashun. M. : Yurayt Publishing House ; Yurayt Publishing House, 2013.

11. European Union : fundamental acts in the edition of the Lisbon Treaty with comments. M. : INFRA-M, 2008.

12. ruwiki.press"pl/Frakcje_w_Parlamencie_ Europejskim.

13. deru.abcdef.wiki>wiki/Liste_der_Mitglieder_ des_9.

14. Federal Law № 20-FZ of February 22, 2014 «On Elections of Deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation» // Collection of Legislation of the Russian Federation.

2014. № 8. Art. 345.

15. Regulations of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation. Moscow : Edition of the Federation Council, 2014.

16. Federal Law № 3-FZ of May 8, 1994 «On the status of a Member of the Federation Council and the status of a Deputy of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation» (with amendments. dated May 12, 2009 № 94-FZ) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2009. № 20. Art. 2391.

17. Volkova E. A. Constitutional and legal aspects of the participation of political parties in the formation and activity of the Parliament of Russia : abstract. dis. ... cand. jurid. sciences. M., 2011.

18. Constitutions of the States of America: in 3 vol. Vol. 3 : South America.

Информация об авторе

В. И. Червонюк — профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор.

Information about the author V. I. Chervonyuk — Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Professor.

Статья поступила в редакцию 31.08.2022; одобрена после рецензирования 05.10.2022; принята к публикации 02.12.2022.

The article was submitted 31.08.2022; approved after reviewing 05.10.2022; accepted for publication 02.12.2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конституционное право России. Учебник. Под науч. ред. Б. С. Эбзеева, В. О. Лучина; под общ. ред. К. К. Гасанова, Л. Т. Чихладзе. 471 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Учебник подготовлен с учетом изменений, внесенных в Конституцию Российской Федерации в 2020 г., а также изменений, внесенных в законодательство Российской Федерации в связи с конституционной реформой.

Дан комплексный анализ основных конституционно-правовых институтов, раскрыта их правовая природа. Рассматриваются наиболее актуальные современные теоретические разработки конституционно-правовой науки и правоприменительной практики.

Исследованы новые для конституционных норм понятия, проанализировано изменение правового статуса органов публичной власти.

Для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.