Научная статья на тему '«Партия власти» в России'

«Партия власти» в России Текст научной статьи по специальности «Политика и политические науки»

638
66
Поделиться
Ключевые слова
ПАРТИЯ ВЛАСТИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ТОТАЛИТАРНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по политике и политическим наукам, автор научной работы — Диких Алина Александровна

В статье выявлены особенности формирования института "партии власти" в России. Проведен сравнительный анализ "партии власти" советского периода и "партии власти" современной России. Исследование основано на двух типах "партии власти": 1) жестко гегемонистская партия и 2) умеренно доминирующая партия. Первый тип по всем признакам совпадает с Коммунистической партией Советского Союза, ко второму типу отнесена партия "Единая Россия". При рассмотрении данных типов пришли к выводу, что они различаются не только признаками, но и типом политической системы. Жестко гегемонистская партия (Коммунистическая партия Советского Союза) является ядром всей политической системы; для умеренно доминирующей партии (Единая Россия) не характерно полное сращивание с государством, ее положение сдвинуто к вершине властной пирамиды. Общим для советского и современного типа "партии власти" является то, что обе партии создавались "сверху", существующей властью, для них характерна опора на власть, которая их породила.

THE PARTY OF POWER IN RUSSIA

The article reveals the peculiarities of the formation of the Institute of the "party of power" in Russia. A comparative analysis of the "party of power" of the Soviet period and the "party of power" in the contemporary Russia. The study is based on two types of the "party of power": 1) severely gegemonist party and 2) moderately dominant party. The first type of all characteristics coincides with the Communist party of the Soviet Union, the second type is attributed to the party "United Russia". When considering the data types came to the conclusion that they differ not only signs, but also the type of political system. Strictly gegemonist party (Communist party of the Soviet Union) is the frame of the entire political system; to moderately dominant party (United Russia) is not characteristic of full identification with the state, its position is shifted to the top of the pyramid of power. Common to the Soviet and modern type "party of power" is the fact that both parties created "from above", the existing power and is characterized by reliance on the power which had brought them forth.

Текст научной работы на тему ««Партия власти» в России»

DOI: 10.12731/2218-7405-2014-1-8 УДК 329

«ПАРТИЯ ВЛАСТИ» В РОССИИ

Диких А.А.

В статье выявлены особенности формирования института "партии власти" в России. Проведен сравнительный анализ "партии власти" советского периода и "партии власти" современной России. Исследование основано на двух типах "партии власти": 1) жестко гегемонистская партия и 2) умеренно доминирующая партия. Первый тип по всем признакам совпадает с Коммунистической партией Советского Союза, ко второму типу отнесена партия "Единая Россия". При рассмотрении данных типов пришли к выводу, что они различаются не только признаками, но и типом политической системы. Жестко гегемонистская партия (Коммунистическая партия Советского Союза) является ядром всей политической системы; для умеренно доминирующей партии (Единая Россия) не характерно полное сращивание с государством, ее положение сдвинуто к вершине властной пирамиды. Общим для советского и современного типа "партии власти" является то, что обе партии создавались "сверху", существующей властью, для них характерна опора на власть, которая их породила.

Ключевые слова: партия власти, политическая элита, демократическая политическая система, тоталитарная политическая система

THE PARTY OF POWER IN RUSSIA

Dikikh A.A.

The article reveals the peculiarities of the formation of the Institute of the "party of power" in Russia. A comparative analysis of the "party of power" of the Soviet period and the "party of power" in the contemporary Russia. The study is based on two types of the "party of power": 1) severely gegemonist party and 2) moderately dominant party. The first type of all characteristics coincides with the Communist party of the Soviet Union, the second type is attributed to the party "United Russia". When considering the data types came to the conclusion that they differ not only signs, but also the type of political system. Strictly gegemonist party (Communist party of the Soviet Union) is the frame of the entire political system; to moderately dominant party (United Russia) is not characteristic of full identification with the state, its position is shifted to the top of the pyramid of power. Common to the Soviet and modern type "party of power" is the fact that both parties created "from above", the existing power and is characterized by reliance on the power which had brought them forth.

Keywords: party in power, the political elite, democratic political system, a totalitarian political system.

Проблема трансформации российской партийной системы активно обсуждается российскими политологами на протяжении последних десятилетий. Одним из главных вопросов является изучение причин появления института «партии власти». Согласно выделенному нами в предыдущих исследованиях «комплексному» подходу, «партия власти» определяется как главенствующая организация, охватывающая и использующая власть, с целью достижения и реализации политическими элитами интересов в политической и общественной сфере [3, с.292]. Следует отметить, что «партия власти» охватывает всю страну

в целом, а также реализует свои интересы «на местах» являя собой всеобъемлющий характер, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Партия власти в России периода «реформ» выступает как раз как главенствующая организация, она завоевывала большинство голосов избирателей используя мощный административный аппарат (особенно на местах), несравнимую с другими партиями финансовую поддержку, включая поддержку крупных государственных компаний и средств массовой информации, особенно государственных.

Для выявления особенностей возникновения данного института в России мы проведем сравнительный анализ "партии власти" советского периода и "партии власти" в современной России. В своем исследовании мы будем основываться на двух типах выделенных нами, относящимся к партиям власти в советской и современной России. Для этого приведем таблицу, где данные типы представлены в сравнении (см. табл.1). Среди представленных типов нас интересует жестко гегемонистская партия в тоталитарной политической системе, которая по всем признакам совпадает с "партией власти" советского типа (КПСС) и умеренно доминирующая партия в демократической политической системе (Единая Россия) - современный тип "партии власти".

Таблица 1. Признаки типов партий власти: сравнительный анализ

Признаки Гегемонистская партия в Доминирующая партия в

типов пар- тоталитарной политической демократической политической

тии власти системе системе

Жестко гегемо- Умеренно геге- Жестко доми- Умеренно доми-

нистская монистская нирующая нирующая

1. Путь соз- Жесткий путь. Жесткий путь. Умеренный Мягкий путь.

дания партии Партия сформи- Путем воору- путь. Инициати- Партия сформи-

рована дейст- женной борьбы. ва создания пар- рована дейст-

вующей властью Такая партия тии идет «свер- вующей властью,

путем воору- может быть про- ху». путем выборов.

женной борьбы должателем уже Образована для Такая партия мо-

существовавших поддержки ли- жет быть продол-

попыток созда- дера, пришедше- жателем уже су-

ния «партии го к власти при ществовавших

власти» и фор- помощи рево- попыток создания

мироваться на люционных дей- «партии власти» и

их основе. ствий. Дальнейший приход к власти осуществляется путем подконтрольных выборов. формироваться на их основе.

2. Связь пар- Полное сращи- Практически За годы сущест- Частичное сращи-

тии с госу- вание с государ- полное сращи- вования партия вание с государ-

дарствен- ством. Закреп- вание с государ- почти слилась с ством. Нехарак-

ными струк- ление в основ- ством. В основ- государствен- терно формальное

турами ном документе ном документе ными структу- ужесточение за-

страны руково- страны закреп- рами, а ее дея- конодательства и

дящей роли лено допущение тельность в зна- конституционное

единственной наличия других чительной мере закрепление связи

партии и ее не- партий при ру- финансируется партии с государ-

разрывной связи ководящей роли из государствен- ством.

с государством. одной, ведущей партии в стране. но-го бюджета.

3. Наличие и Велико значение Частое исполь- Широкое ис- Широкое исполь-

использова- административ- зование силы, пользование ли- зование правящим

ние админи- ного ресурса. является средст- дером партии классом админи-

стра-тивного Используется вом поддержа- административ- стративно-го ре-

ресурса для устрашения ния собственно- ного ресурса в сурса партии в

и поддержания го правления. предвыборных предвыборных

порядка в обще- кампаниях. Ма- кампаниях для

стве. нипуляция ходом и результатом выборов. обеспечения поддержки и победы партии.

4. Ярко выра- Вождь, дикта- Возможно нали- Авторитарный Яркий политиче-

женный, ха- тор, удержи- чие нескольких лидер, объеди- ский лидер в цен-

ризматичес- вающий власть политических няющий вокруг тре и наличие не-

кий лидер при помощи же- вождей, удержи- себя партийную скольких полити-

стких методов вающих власть. верхушку, удер- ческих лидеров

правления. живающий власть благодаря личным качествам и поддержке бюрократического аппарата. партии на местном уровне.

5. Внутренняя Структура не Для структуры Жесткая центра- Допущение уме-

структура подвержена из- характерна уме- лизации на фе- ренной централи-

партии менениям, жест- ренная центра- деральном уров- зации на феде-

ко централизо- лизация и иерар- не. На местном и ральном уровне.

вана. Ориенти- хия политиче- региональном На местном и ре-

рована на кон- ского устройст- уровне допуще- гиональном уров-

кретную лич- ва. Партийные ние некоторой не некоторая сте-

ность (вождя) и деятели задейст- степени децен- пень децентрали-

его волеизъяв- вованы во всех трализации зации.

ления. структурах и держат их под контролем.

6. Наличие Проведение в Проведение в Проведение в Цель партии

общественной жизнь безаль- жизнь решений жизнь решений представлена та-

цели тернатив-ных центра и воли политического ким образом, что-

решений центра вождя. Построе- лидера. Цель по- бы обеспечить

и воли вождя. ние обществен- строена таким себе поддержку

ного строя, ко- образом, чтобы масс, охватив все

торый был бы неустанно под- социальные слои.

неразрывно свя- держивать авто-

зан с руководя- ритет лидера в

щей ролью пар- обществе.

тии.

7.Формирова- Конкретная Идеология явля- Партийная идео- Размытость и не-

ние широкой идеология, кото- ется необходи- логия создана конкретность

идеологии рая является не- мым компонен- таким образом, идеологии, охва-

обходимым том партии, по- чтобы поддер- тывает черты

компонентом зволяющей ей жать авторитет умеренных идео-

партии и опре- поддерживать партийного ли- логий. Партийная

деляет мировоз- руководящую дера. Носит не идеология создана

зрение партий- роль в обществе, только инстру- таким образом,

цев, заменяет затмевая другие менталь-ный ха- чтобы заручиться

знание и мораль. слабовыражен- рактер, но и ис- широкой под-

ные в государст- пользуется во держкой масс

ве партии. внутрипартий- различных слоев

ной борьбе за общества.

власть.

Свой анализ мы начнем с рассмотрения советского опыта создания «партии власти». В СССР сформировалась «партия власти», ей являлась Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС). В разные годы своей деятельности партия имела разные названия: Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП: 1898—1917), Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) (РСДРП(б): 1917—1918), затем Российская коммунистическая партия (большевиков) (РКП(б): 1918—1925), Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) (ВКП(б): 1925—1952) и КПСС (1952—1991). Обращаясь к таблице видно, что "партия власти" советского периода, по всем признакам совпадает с жестко гегемонистской партией (см. табл.1). Рассматриваемый тип партии формировался действующей властью путем вооруженной борьбы. КПСС с начала 1920-х до 1990 года функционировала в тоталитарной политической системе, обладала монопольным правом на политическую власть. Этот статус за партией был закреплен конституционно: в статье 126 Конституции 1936 года Коммунистическая партия провозглашалась «руководящим

ядром всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных» [9, с.310], а в статье 6 Конституции СССР 1977 года КПСС укрепила свой тотальный контроль над обществом и была провозглашена «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций» [10, с.319]. Более наглядно место советского типа "партии власти" в политической системе представлено на Рис. 1. [7, с.145]

Рис. 1. Закрытый (замкнутый) тип политической системы Ядром всей политической системы является единственная партия. Все остальные общественные организации выступают связующим звеном от партии к массам.

При таком способе формирования, партия десятилетиями удерживала власть, не допуская ко власти другие партии и, как мы видим из основ Конституции, срасталась с государственными структурами, тем самым укрепляя свои позиции. Велико было значение административного ресурса, он использовался для устрашения и поддержания порядка в обществе. Партию представлял ярко выраженный лидер, удерживающий власть при помощи жестких методов правления. Внутренняя структура партии не была подвержена изменениям, жестко централизована, ориентирована на конкретную личность (вождя) и его волеизъявления. Партия имела четкую цель, проводила в жизнь безальтернативные ре-

шения центра и воли вождя. В Программе КПСС говорится: "Высшая цель партии — построить коммунистическое общество, на знамени которого начертано: «От каждого — по способностям, каждому — по потребностям». В полной мере воплотится лозунг партии: «Все во имя человека, для блага человека»" [14]. Существовала и конкретная идеология, которая являлась необходимым компонентом партии и определяла мировоззрение партийцев. Перечисленные нами характеристики, являются признаками, относящимися к выделенному нами типу - жестко гегемонистской партии власти. Деятельность КПСС была прекращена Указом президента РСФСР от 6 ноября 1991 года и её организационные структуры распущены.

После провозглашения суверенитета России и принятия Конституции

1993 г. создались условия для формирования политических партий.

В современной российской истории попытки создания «партии власти» осуществлялись на протяжении 1990-х годов. К таким проектам относили: «Выбор России» в 1993 г., «Наш дом - Россия» в 1995, «Единство» и «Отечество вся - Россия» в 1999 и, наконец, в 2003 г. партию «Единая Россия».

Первым опытом создания «партии власти» был гайдаровский блок «Выбор России». Данный блок был сформирован в октябре 1993 г., в этом же году 12 декабря была принята Конституция РФ. «Выбор России» создан из людей поддерживающих идеи правящего класса по осуществлению перемен в экономике (особенно в вопросе частной собственности), с ориентацией на идеи либерализма. На выборах в Государственную Думу I созыва (1993 г.) «Выбор России» набрал (15,51 %), заняв второе место после ЛДПР (22,92%), третье место КПРФ (12,4%) [1]. Создатели данного блока полагали, что он победит на выборах и станет главной политической опорой государства. Данный блок просуществовал до 20 января 1994 года, когда его лидер Е.Гайдар добровольно покинул правительство, т.к. был не согласен с проводимой им политикой. Конец января

1994 г. считается концом первой попытки создания «партии власти». Не только несогласие с политикой правительства стало причиной распада блока - он был

слишком идеологизированным. Созданию современного типа «партии власти», с нашей точки зрения, способствовало формирование широкой идеологии, которая позволяет охватить значительную часть слоев населения, тем самым обеспечивает партии поддержку масс. Тем не менее, летом 1994 года блок «Выбор России» продолжил своё существование, но уже в другом облике, в виде партии «Демократический выбор России», ее лидером по-прежнему оставался Е.Гайдар. Основными идеями партии были: создание общества свободных людей, где права человека являются высшим приоритетом и надежно защищены; эффективная экономика, основанная на частной собственности; формирование демократического государства. Приоритетной целью партии являлось обеспечение в стране социального прогресса и защиты прав граждан. В преддверии приближающихся выборов в Государственную Думу II созыва (1995 г.), партия имела довольно малую поддержку населения и была вынуждена создать новый избирательный блок, названный «Демократический выбор России -Объединенные демократы». Но и тут обновленная партия Е.Гайдара не одержала победу и получила на выборах (3,86%) [1], не набрав 5% голосов избирателей, необходимых для формирования фракции в Государственной Думе по партийным спискам. В феврале 1997 года Егор Гайдар объявил о переходе партии в оппозицию к правительству В.Черномырдина.

Второй попыткой формирования «партии власти» было правоцентристское движение «Наш дом - Россия», которое создавалось В.Черномырдиным -председателем правительства РФ при президенте Б.Н. Ельцине - в апреле 1995 г. К данному проекту присоединились еще ряд высокопоставленных чиновников, которые также приняли участие в формировании новой организации. Как и «Выбор России» образца 1993-го, новое движение опиралось на ресурсы государственной власти и частного капитала. В соответствии с программными документами партии, целью ее существования было укрепление российского государства путем строительства демократической республики, основанной на стабильности и порядке. Идеологическим направлением данного проекта были:

либерализм и центризм. На выборах в Государственную Думу II созыва (1995 г.) партия «Наш дом - Россия» набрала (10,13%), заняв третье место после КПРФ (22,30%) и ЛДПР (11,18%) [1]. Как мы видим, процент голосов у партии «Наш дом - Россия» даже ниже, чем у блока «Выбор России» двумя годами ранее. Данная ситуация может объясняться тем, что сама идея создания «партии власти» была дискредитирована в глазах народа, учитывая опыт и недостатки первого проекта. Тем не менее, данная партия продолжила свое существование. В 1999 г.(24 апреля г. Москва) на VI съезде движения «Наш дом - Россия» была изменена символика и объявлено о консервативных идеях партии, лидером партии был переизбран В. Черномырдин. После поражения на выборах в Государственную Думу III созыва (1999 г.), движение продолжило свое существование через региональные отделения. Напомним, что партия «Наш дом - Россия» в 1999 г. набрала очень низкий процент голосов (1,19%) [1]. Само движение было ликвидировано в мае 2006 г.

По мнению С.Хенкина, партия «Наш дом - Россия» не стала успешной «партией власти», так как не смогла справиться со своим главным предназначением - обеспечить сближение общества и исполнительной власти и способствовать структурированию политического пространства [15].

После того, как партия «Наш дом - Россия» потеряла свои лидирующие позиции, возник вопрос о создании новой «партии власти». Таким проектом выступило созданное в сентябре 1999 г. Межрегиональное движение «Единство», оно было ориентировано на председателя правительства и, в дальнейшем президента РФ, В.Путина. Лидером данного движения выступил С.Шойгу -министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 г.) и член Совета безопасности РФ (с 1996 г.). Будучи во главе «Единства» с января по май 2000 г., был заместителем Председателя Правительства Российской Федерации. На выборах в Государственную Думу III созыва (1999г.) блок «Единство», несмотря на свой еще не большой срок существования, занял второе место и набрал достаточно

весомое количество голосов со стороны населения (23.32%) [1], что позволило ему сформировать вторую по численности фракцию в Государственной Думе. Популярность блока «Единство» с нашей точки зрения была неудивительной, движение учло ошибки предыдущих проектов и направило свои усилия на всю страну, а конкретно- на регионы. Это очень ярко прозвучало в программных идеях партии «Наша цель - единство всех россиян, способных построить обновленное государство, опирающееся, прежде всего на интересы людей и делающее их жизнь достойной. В деле достижения этой цели мы опираемся на регионы» [2, с.99]. Не только эта цель позволила набирать популярность данному блоку, в программе было много идей, которые помогли создать привлекательный имидж. «Единство» предлагало набор внятных и очевидных мер, которые назрели давным-давно, но так и не были реализованы. Согласно мнению Лоскутова В.А. «Единство» стало наиболее успешной «партией власти», потому что создавалось не только для сохранения власти, но и для ее развития и совершенствования [12]. Во время возникновения блока «Единство», параллельно был сформирован еще один избирательный блок «Отечество - Вся Россия» (первоначально движение «Отечество» и политический блок «Вся Россия»), который был возглавлен Ю.М. Лужковым, Е.М. Примаковым, В.А. Яковлевым. Избирательный блок «Отечество - Вся Россия» после его создания придерживался идеологии центризма. На выборах в Государственную Думу III созыва (1999 г.) блок набрал (13,33%) заняв третье место после «Единства» и КПРФ [1]. На самом деле очень долго шла борьба между двумя избирательными блоками «Единством» и блоком «Отечество - Вся Россия», но в итоге всё привело к созданию сильной партии. Межрегиональное движение «Единство» официально было реконструировано в партию 27 мая 2000 г. В 2001 году партия «Единство» совместно с блоком «Отечество - Вся Россия» была преобразована в ныне существующую партию «Единая Россия», которая победила на выборах в Государственную Думу IV созыва (2003 г.) набрав (37.57%) [1].

Делая вывод, следует отметить, что как первый проект «партии власти», так и последующие, создавались действующей властью, теми руководящими структурами, которые непосредственно относились к власти. Как таковая новая партия была сформирована на уже четко отработанной и устойчивой платформе, которая долгое время обеспечивает ей (учитывая ошибки прошлых лет), лидирующие позиции.

С нашей точки зрения, партию Единая Россия по всем признакам можно отнести к умеренно доминирующей партии власти (см. табл.1). Ее характеризует мягкий путь создания, осуществляемый при помощи выборов. Она является продолжателем уже существовавших попыток создания «партии власти» и формируется на их основе. Касаемо связи с государственными структурами, для нее характерно частичное сращивание с государством (см. Рис. 2).

Государство

Партия власти

Л

Политические партии

I

Общественные организации

Рис.2. Открытый (разомкнутый) тип политической системы При данном типе политической системы могут существовать и другие политические партии - это главный отличительный признак в сравнении с закрытым (замкнутым) типом политической системы. "Партия власти" явно доминирует в сравнении с другими партиями и занимает особое место в политической системе России. Ее положение сдвинуто к вершине властной пирамиды. При этом в открытом типе политической системы ветви власти четко разделены.

Формальное ужесточение законодательства в современном типе "партии власти" не используется, также как и конституционное закрепление связи с государством, как это было у КПСС. Правящий класс использует административный ресурс в предвыборных кампаниях для обеспечения поддержки и победы партии. Не обходится партия и без яркого политического лидера, а также наличия нескольких политических лидеров на местном уровне. Важнейшим признаком "партии власти" является расширение социально-политических полей. Среди социальных ориентиров выделяется: создание благоприятных условий для частного предпринимательства, стимулирование развития современных и перспективных, ориентированных на экспорт отраслей промышленности, развитие транспорта, инфраструктур, строительство автодорог. Сюда можно отнести и то, что партия основывается на мягких методах руководства, стимулирует активность и продвижение инициатив гражданского общества. Такая социальная позиция «партии власти» привлекает определенную часть электората. По мнению Исаева Б.А., социальная база, оказывающая определенное давление снизу на политический курс партии, получается предельно широкой и охватывает практически весь политический спектр современной России. Касаемо расширения политических полей, выделяется следующее: установление нормальных рабочих отношений с партиями центристской и правоцентристской ориентации привлекает в «партию власти» все большее количество избирателей [6]. На международном уровне "партия власти" развивает сотрудничество с партиями различной идейно-политической ориентации, за исключением организаций, проповедующих насилие, ксенофобию и религиозно- политический экстремизм. В процессе укрепления международных связей, актуальным является изучение зарубежного опыта партийного строительства с целью использования наиболее эффективных моделей и методов работы иностранных партнеров в собственном партийном строительстве.

Общим для советского и современного типа "партий власти" является то, что властеобразуемые партии создаются «сверху» существующей властью,

также они и начинают «расти» сверху, т.е. с руководящих органов, которые порой являются продолжением государственных органов. Это не означает, что все партии власти ведут к полному сращиванию с государством, уничтожению других политических партий и возврату к тоталитаризму. Такие партии, как и другие партии в государстве, соблюдают нормы и правила, установленные в основном законе страны, участвуют в выборах, соблюдают демократические процедуры. "Партии власти" отличает опора на власть, которая их породила, использование ресурсов, контролируемых существующей властью, других преимуществ, вытекающих из их положения в государстве и обществе (см. Рис. 2).

Список литературы

1. Выборы в Государственную Думу: Результаты-1993, Результаты-1995, Результаты-1999, Результаты-2003 // Политика. Электронное периодическое издание. URL: http://www.politika.su/vybory/vybory.html

2. Грачев М.Н. Парламентские выборы в России: год 1999. Избирательные объединения и блоки, их лидеры и программные документы, результаты выборов. Хрестоматия., М.: НОУ МЭЛИ, 2000. C.100-104

3. Диких А.А. Теоретические аспекты категории «партия власти» // В мире научных открытий. 2012. №4(28) (Гуманитарные и общественные науки). С.287-296.

4. Дюверже М. Политические партии [Пер. с фр.] М.: Академический Проект; 2013. 544 с.

5. Исаев Б.А. Взаимодействие партийной и политической системы и режимы функционирования партийно-политических систем // Демократия и управление: Информационный бюллетень исследовательского комитета РАПН по сравнительной политологии (СП-РАПН). 2008. №2 (6). С.79-83.

6. Исаев Б.А. Партия власти в системе «государство - гражданское общество» современной России // Реформы в России и Россия в реформирующемся мире: Материалы науч. конференции. СПб., 2006. С. 29-43.

7. Исаев Б.А. Теория политики: Учебник. СПб.: Питер, 2006. С.129-148, 148-171.

8. Исаев Б.А. Характерные черты и особенности «партии власти» России. // Политические институты в современном мире. Материалы Всероссийской конференции с международным участием 10-11 декабря 2010 года. СПб.: Изд-во СПбГУ. С.143-145.

9. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) (утратил силу) // СПС «Консультант плюс». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/onHne.cgi?req=doc;base=ESU;n=3007

10. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических республик (принята 07.10.1977 г.) (утратил силу от 08.12.1991) // СПС «Консультант Плюс». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=514;fld=134;dst =4294967295; rnd=0.35218150268129855

11. Коргунюк Ю.Г. От "партии власти" к политической партии: предпосылки обретения "Единой Россией" политической субъектности // Политические институты в современном мире. Материалы Всероссийской конференции с международным участием 10-11 декабря 2010 года. СПб.: Изд-во СПбГУ. С.183-184.

12. Лоскутов В.А. Партия власти или краткий курс политологии для начинающих партийных функционеров // Чиновник. 2002. № 2 (18). URL: http://chinovnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2002/02/02/

13. Программа Всероссийской партии «Единая Россия». Принята Съездом 1 декабря 2001 года. URL: http://www.minjust.ru/ru/activity/nko/partii/ER/

14. Программа Коммунистической партии Советского Союза. Принята XXII съездом КПСС, М . : Политиздат,1974. - 144 с.

15. Хенкин С. «Партия власти»: российский вариант // Pro et Contra. 1996. Т.1. №1. С.32-45

16. Dalton Russell J "The quantity and the quality of party systems party system polarization, its measurement, and its consequences" , Comparative Political Studies, no. 41 (2008): 901.

17. Harmel, R. and Janda, "An Integrated Theory of Party Goals and Party Change", Journal of Theoretical Politics, Vol. 6. (1994): 259.

18. Katz R. S., Mair P. "Changing Models of Party Organization and Party Democracy: The Emergence of the Cartel Party", Party Politics, no. 1 (1995): 15.

19. Pempel T.J. (ed.), Uncommon Democracies: The One Party Dominant Regimes (Ithaca: Cornell University Press, 1990).

20. Reuter O., Remington T. "Dominant Party Regimes and the Commitment Problem: the Case of United Russia", Comparative Political Studies, no. 42 (2009): 505.

References

1. Vybory v Gosudarstvennuyu Dumu: Rezul'taty-1993, Rezul'taty-1995, Rezul'taty-1999, Rezul'taty-2003 [Policy. The electronic periodical]. http ://www.politika. su/vybory/vybory.html

2. Grachev M.N. Parlamentskie vybory v Rossii: god 1999. Izbiratel'nye ob"edineniya i bloki, ikh lidery i programmnye dokumenty, rezul'taty vyborov [Parliamentary elections in Russia: the year of 1999. Electoral associations and blocs, their leaders and policy documents, the results of the elections]. Moscow, 2000. pp.100-104.

3. Dikikh A.A. Teoreticheskie aspekty kategorii «partiya vlasti» [V mire nauchnykh otkrytiy], no 4(2012). 287-296.

4. Dyuverzhe M. Politicheskiepartii [Political parties]. Moscow, 2013.

5. Isaev B.A. Vzaimodeystvie partiynoy i politicheskoy sistemy i rezhimy funktsionirovaniya partiyno-politicheskikh system [Democracy and governance]. no. 2 (2008): 79-83.

6. Isaev B.A. Partiya vlasti v sisteme «gosudarstvo - grazhdanskoe obshchestvo» sovremennoy Rossii [The party of power in the state and civil society» of modern Russia]. SPb, 2006. pp. 29-43.

7. Isaev B.A. Teoriya politiki [Theory of politics]. SPb, 2006. pp. 129-148, 148-171.

8. Isaev B.A. Kharakternye cherty i osobennosti «partii vlasti» Rossii [The characteristic features and peculiarities of the «party of power» in Russia]. SPb, 2010. pp. 143-145.

9. Konstitutsiya (Osnovnoy Zakon) Soyuza Sovetskikh Sotsialisticheskikh respublik (1936) [Consultant plus]. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=3007

10. Konstitutsiya (Osnovnoy Zakon) Soyuza Sovetskikh Sotsialisticheskikh respublik (1977) [Consultant plus]. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=514;fld=134;dst= 4294967295;rnd=0.35218150268129855

11. Korgunyuk Yu.G. Ot "partii vlasti" k politicheskoy partii: predposylki obreteniya "Edinoy Rossiey"politicheskoy sub"ektnosti [From the "party of power" to a political party: prerequisites acquisition of "United Russia" political subjectivity]. SPb, 2010. pp.183-184.

12. Loskutov V.A. Partiya vlasti ili kratkiy kurs politologii dlya nachinayushchikh partiynykh funktsionerov [Official], no. 2 (2002): http://chinovnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2002/02/02/

13. Programma Vserossiyskoy partii «Edinaya Rossiya» (2001) [Program of the all-Russian party «United Russia»]. http://www.minjust.ru/ru/activity/nko/partii/ER/

14. Programma Kommunisticheskoy partii Sovetskogo Soyuza (1974) [The program of the Communist party of the Soviet Union]. Moscow, 1974.

15. Khenkin S. «Partiya vlasti»: rossiyskiy variant [Pro et Contra], no.1 (1996): 32-45.

16. Russell J. Dalton "The quantity and the quality of party systems party system polarization, its measurement, and its consequences", Comparative Political Studies, no. 41 (2008): 899-20.

17. R. Harmel, and K. Janda, "An Integrated Theory of Party Goals and Party Change", Journal of Theoretical Politics, Vol. 6. (1994): 259-87.

18. R.S. Katz, P. Mair "Changing Models of Party Organization and Party Democracy: The Emergence of the Cartel Party", Party Politics, no. 1 (1995): 5-28.

19. T.J. Pempel (ed.), Uncommon Democracies: The One Party Dominant Regimes. Ithaca: Cornell University Press, 1990.

20. O. Reuter, T. Remington "Dominant Party Regimes and the Commitment Problem: the Case of United Russia", Comparative Political Studies, no. 42 (2009): 501-526.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Диких Алина Александровна, преподаватель кафедры социологии

Санкт-петербургский государственный технологический университет (технический институт)

Московский пр. д.26 г. Санкт-Петербург, 198013, Россия

e-mail: alinadic86@mail. ru

SPIN-код в SCIENCE INDEX: 7300-8420

DATA ABOUT THE AUTHOR

Dikikh Alina Aleksandrovna, Lecturer of the sociological faculty

Saint-Petersburg State Institute of Technology (Technical University) 26 Moskovskij pr., Saint-Petersburg, 190013, Russia Рецензент:

Исаев Борис Акимович, Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор социологических наук, профессор кафедры конфликтологии философского факультета СПбГУ