Научная статья на тему 'Политические партии и партийная система России: к вопросу о классификации'

Политические партии и партийная система России: к вопросу о классификации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
688
82
Поделиться
Ключевые слова
ПАРТИИ / ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА / КЛАССИФИКАЦИЯ / ФУНКЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА / ОППОЗИЦИЯ / ИДЕОЛОГИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕМПЕРАМЕНТ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ / РОССИЯ / PARTIES / PARTY SYSTEM / CLASSIFICATION / FUNCTIONS / STATE DUMA / OPPOSITION / IDEOLOGY / POLITICAL TEMPERAMENT / SOCIAL REALITY / RUSSIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гайсина Анастасия Викторовна

Представлен анализ партий и партийной системы современной России. Отмечено, что партии и их взаимоотношения в партийной системе являются неким индикатором, демонстрирующим состояние политической системы и политического режима. Выгявлены этапы и условия возникновения партий, их значение в политическом процессе. Использованы методы политологии, общенаучные, метод классификации в рамках структурно-функционального подхода. Партии и партийная система классифицированы по различным основаниям: количеству партий, идеологической направленности и темпераменту, отношению к социальной действительности, участию в политическом процессе, а также типологизирована оппозиция. Автор обращается к нормативной базе, регулирующей деятельность партий: законы, регулирующие деятельность партий, рассматриваются с точки зрения их соответствия демократическим принципам. Выявлено, что в целом законы соответствуют демократическим принципам, тем не менее партии зачастую лишь имитируют возложенные на них функции. Обозначены причины этого: политическая элита играет огромную роль в партийном строительстве; разделение партий по идеологическому спектру не имеет большого значения, поскольку демократический режим позволяет сглаживать «острые углы» легальными способами участия в политическом процессе; во взаимоотношениях власти и общества продолжает преобладать патернализм; политический дискурс ведется в основном вокруг фигуры президента, что снижает значение других политических институтов. Оппозиция представлена как в парламенте, так и вне его: парламентская продолжает курс партии власти, а внепарламентская функционирует в основном как полулегальная. Сделан вывод, что в России складывается стабильная многопартийная мажоритарная неконкурентная система. Результаты исследования могут быть применены в дальнейшем изучении указанных институтов, в образовательном процессе, а также в совершенствовании российского законодательства и других условий функционирования политической системы

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Гайсина Анастасия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

POLITICAL PARTIES AND THE PARTY SYSTEM OF RUSSIA: ON THE ISSUE OF CLASSIFICATION

The article presents an analysis of the parties and the party system of modern Russia. Parties and their relations in the party system are an indicator of the state of the political system and political regime. The stages and conditions of the emergence of parties, their importance in the political process are outlined. Political science methods, general scientific methods, classification method in the framework of the structural-functional approach are used. In this study, parties and the party system are classified on various grounds: the number of parties, ideological orientation and temperament, attitude to social reality, participation in the political process, as well as the opposition is typologized. In addition, the author refers to the regulatory framework governing the activities of parties: the laws governing the activities of parties are considered in terms of their compliance with democratic principles. The analysis has revealed that the laws, in general, comply with democratic principles. However, parties often only imitate the functions assigned to them. This happens for reasons discussed in more detail in the article: political elite plays a huge role in party building; division of parties on the ideological spectrum is not of great importance today, since the democratic regime allows smoothing the “sharp corners” by legal means of participation in the political process; in the relationship of power and society continues to prevail paternalism; political discourse is mainly around the figure of the President, which reduces the importance of other political institutions, the opposition is represented both in parliament and outside it: parliamentary continues the course of the party in power, and extra-parliamentary operates, often as semi-legal. Thus, a stable multi-party majority non-competitive system is emerging in Russia. The results of the research can be applied in the further study of these institutions, in the educational process, as well as in the improvement of Russian legislation and other conditions of the political system

Текст научной работы на тему «Политические партии и партийная система России: к вопросу о классификации»

Политология

УДК: 323.22/28

DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-2-63-71

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА РОССИИ:

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ

POLITICAL PARTIES AND THE PARTY SYSTEM OF RUSSIA:

ON THE ISSUE OF CLASSIFICATION

Л. В. Гайсина, Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург

gaysina.a.v@mail.ru

A. Gaysina, Ural Federal University, Yekaterinburg

Представлен анализ партий и партийной системы современной России. Отмечено, что партии и их взаимоотношения в партийной системе являются неким индикатором, демонстрирующим состояние политической системы и политического режима. Выгявлены этапы и условия возникновения партий, их значение в политическом процессе. Использованы методы политологии, общенаучные, метод классификации в рамках структурно-функционального подхода. Партии и партийная система классифицированы по различным основаниям: количеству партий, идеологической направленности и темпераменту, отношению к социальной действительности, участию в политическом процессе, а также типологизирована оппозиция. Автор обращается к нормативной базе, регулирующей деятельность партий: законы, регулирующие деятельность партий, рассматриваются с точки зрения их соответствия демократическим принципам.

Выявлено, что в целом законы соответствуют демократическим принципам, тем не менее партии зачастую лишь имитируют возложенные на них функции. Обозначены причины этого: политическая элита играет огромную роль в партийном строительстве; разделение партий по идеологическому спектру не имеет большого значения, поскольку демократический режим позволяет сглаживать «острые углы» легальными способами участия в политическом процессе; во взаимоотношениях власти и общества продолжает преобладать патернализм; политический дискурс ведется в основном вокруг фигуры президента, что снижает значение других политических институтов. Оппозиция представлена как в парламенте, так и вне его: парламентская — продолжает курс партии власти, а внепарламентская функционирует в основном как полулегальная. Сделан выгвод, что в России складыгвается стабильная многопартийная мажоритарная неконкурентная система.

Результаты исследования могут быггь применены в дальнейшем изучении указанныгх институтов, в образовательном процессе, а также в совершенствовании российского законодательства и других условий функционирования политической системы

Ключевые слова: партии; партийная система; классификация; функции; Государственная Дума; оппозиция; идеология; политический темперамент; социальная действительность; Россия

The article presents an analysis of the parties and the party system of modern Russia. Parties and their relations in the party system are an indicator of the state of the political system and political regime. The stages and conditions of the emergence of parties, their importance in the political process are outlined. Political science methods, general scientific methods, classification method in the framework of the structural-functional approach are used. In this study, parties and the party system are classified on various grounds: the number of parties, ideological orientation and temperament, attitude to social reality, participation in the political process, as well as the opposition is typologized. In addition, the author refers to the regulatory framework governing the activities of parties: the laws governing the activities of parties are considered in terms of their compliance with democratic principles.

The analysis has revealed that the laws, in general, comply with democratic principles. However, parties often only imitate the functions assigned to them. This happens for reasons discussed in more detail in the article: political elite plays a huge role in party building; division of parties on the ideological spectrum is not of great impor-

63

© Л. В. Гайсина, 2019

tance today, since the democratic regime allows smoothing the "sharp corners" by legal means of participation in the political process; in the relationship of power and society continues to prevail paternalism; political discourse is mainly around the figure of the President, which reduces the importance of other political institutions, the opposition is represented both in parliament and outside it: parliamentary — continues the course of the party in power, and extra-parliamentary operates, often as semi-legal. Thus, a stable multi-party majority non-competitive system is emerging in Russia.

The results of the research can be applied in the further study of these institutions, in the educational process, as well as in the improvement of Russian legislation and other conditions of the political system

Key words: parties; party system; classification; functions; State Duma; opposition; ideology; political temperament; social reality; Russia

ведение. Значение партий для функционирования демократического режима невозможно переоценить. С точки зрения концепции классической либеральной демократии партия является основным связующим звеном между гражданским обществом и правовым государством. Именно партия обладает особым статусом в структуре гражданского общества: с одной стороны, партия является институтом, аккумулирующим интересы части (групп) общества, со всеми вытекающими отсюда функциями, с другой стороны — партия, попадая в систему органов государственной власти, становится, таким образом, структурным элементом системы государственной власти.

Цели, задачи и методы исследования. Целью данного исследования является анализ современного состояния политических партий и партийной системы России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: обратиться к истории и условиям возникновения партий в России, используя исторический метод; выявить возможные проблемы функционирования партий и партийной системы, применяя структурно-функциональный подход; определить соответствие/несоответствие демократическим принципам организации партий, используя при этом методы сравнительной политологии; проанализировать нормативную базу, регулирующую порядок организации и деятельность партий, применяя институциональный метод. Кроме указанных методов политологии в работе используются традиционные общенаучные методы.

Особое внимание автор уделяет методу классификации в рамках системного (структурно-функционального) подхода, что соответствует цели исследования. Классификация партий по различным основаниям позволяет выявить различные стороны, характеризующие современное состояние партий и партийной системы России.

Термин «партия» происходит от латинских слов pars — «часть» и partire — «делить». Еще до появления политических партий в современном понимании (до XIX в.) словом «партия» обозначались группы, соперничающие между собой за власть или влияющие на нее.

Политические партии следует отличать от политических движений, различных заинтересованных групп, вооруженных объединений, которые не всегда ориентированы на завоевание власти, более аморфны в организационном отношении, нежели партии и, как правило, прекращают свою деятельность, достигнув определенных целей.

Первые партии появились в 70-80-е гг. XVII столетия в Англии, а в других странах — в первой половине XIX в. В России партии возникли чуть позднее, в конце XIX в. Появление партий вообще, как в мире, так и в России, связано с процессами индустриализации и стратификации общества на основе развития капитализма, что и определяло их характер. Политические партии в истории развития отношений общества и государства не всегда играли роль пропорционального представительства интересов всех групп общества, как предполагает теория либеральной демократии. В современной политической науке, изучающей историю

становления партий и партийных систем, как правило, выделяют три этапа формирования партий, предложенные М. Вебе-ром [1]:

1) аристократическая группировка;

2) политический клуб;

3) массовая партия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можно сделать вывод, что отнюдь не «снизу» исходила инициатива создания партий. Так, английские партии, пройдя все три этапа формирования, начинали становление с появления аристократических группировок «тори» (tory) и «вигов» (whigs) [6; 10]. Далее, в связи с расширением избирательных прав, преимущественно в западноевропейских странах, стали появляться политические клубы, отличающиеся более широкой социальной базой и более четкой идеологией, а затем и массовые партии, ориентированные в первую очередь на увеличение количества своих сторонников.

В начале XX столетия в России насчитывалось порядка 150 партий. Основу их легализации положил Манифест 17 октября 1905 г., провозгласивший свободу создания союзов и проведения собраний. Этапы формирования партий соответствовали западноевропейским. За очень короткий срок российские партии прошли все три этапа становления — от аристократических кружков до первой массовой партии РСДРП [4].

В России конца XIX в. набирает популярность идеология марксизма. Это происходит благодаря просветительской работе, которую ведет образованная и оппозиционно настроенная часть интеллигенции, представленная среди прочих и в РСДРП. Таким образом, происходит распространение социалистических идей — от политических закрытых клубов до широких масс трудящихся.

С 20-х гг. XX в. в советской России, а официально — с принятием конституции 1936 г. в СССР установилась однопартийная система. Коммунистическая партия СССР (КПСС, ранее - РСДРП(б), РКП(б), ВКП(б)) была провозглашена «руководящим ядром» государственных и общественных организаций трудящихся,

а в конституции 1977 г. — руководящей и направляющей силой советского общества в целом.

В 1990 г., в результате известных событий, в законе «Об учреждении поста Президента СССР и внесении дополнений в Конституцию СССР» от 14 марта 1990 г. отменена монополия КПСС на политическую власть, но отмечалось ее особое положение среди прочих политических партий. В 1992 г. необходимость в урегулировании противоречия о статусе КПСС отпала в связи с утратой ее значения.

В современной России деятельность партий регулируется положениями ФЗ «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. (в ред. 1 декабря 2012 г. № 95). Закон устанавливает конституционно-правовые основы организации и деятельности политических партий в России.

Определение «партии» в данном законе сформулировано следующим образом: «общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления». В определении отражено как назначение, так и цели политических партий России.

С точки зрения российского законодательства политические партии осуществляют следующие функции:

1) формирование общественного мнения;

2) политическое образование и воспитание граждан;

3) выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

4) выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

5) выдвижение должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

Таким образом, можно сделать вывод, что закон о партиях в РФ соответствует основным демократическим принципам.

Процесс создания и организации партии не сложен. Положения о формировании политических партий закрепляют отмеченный ранее закон. Основными требованиями являются:

- политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов РФ, при этом в субъекте РФ может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

- в политической партии должно состоять не менее пятисот членов, уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях.

Партийное законодательство в России является достаточно либеральным. В настоящее время в стране зарегистрировано около 70 партий. Однако в России политические партии при всем разнообразии не являются значимыми акторами политической системы и творцами государственной политики. В большинстве они не выполняют, а только имитируют функции, соответствующие демократическим принципам:

- представительство социальных интересов;

- выработка вектора общественного развития;

- определение целей и направленности государственной политики;

- сменяемость элит;

- политическая социализация и мобилизация граждан;

- формирование общественного мнения и влияние на него.

Если обратиться к истории, легко найти причины возникновения данной ситуации. Так, на протяжении всего периода формирования современной российской партийной системы, политическая элита в лице Аппарата Президента РФ играла огромную роль в партийном строительстве, что продолжало логику советского периода истории России.

В 90-е гг. государство было вынуждено проводить малопопулярную государственную политику. При этом власть во многом опиралась на политические партии в составе парламента. Через систему аппаратных связей и патрон-клиентских отношений множество парламентариев получали льготы, ресурсы, нужные решения в обмен на поддержку решений государственной власти. Таким образом, происходило формирование прогосударственной «партии» и фактическое сращивание двух структур — партийной и властной вертикалей.

От того, каким способом происходит формирование и рекрутация политической элиты, напрямую зависит тип политического режима. Так, современные западные ученые, основываясь на известной работе Ч. Р. Миллса, анализируют условия существования демократического плюрализма, при этом подчеркивая значение конкуренции и сменяемости власти [15]. Другие исследователи делают упор на анализ методов, применяемых для отбора кандидатов в законодательные органы [16].

В политологии существует множество инструментов анализа партий и партийных систем [5]. В данном исследовании проанализируем партии, представленные в Государственной Думе VII созыва по итогам выборов 2016 г., классифицировав их по различным основаниям. В настоящее время в Думе представлены: Единая Россия (ЕР) — 343 мандата, Коммунистическая партия РФ (КПРФ) — 42, Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) — 39, Справедливая Россия (СР) — 23, Родина — 1, Гражданская платформа (ГП) — 1. Всего в Думе 450 мест, из которых 54,3 % голосов избирателей отдано ЕР [11; 12].

1. По идеологической направленности партии позиционируют себя следующим образом: ЕР — консервативная партия, если понимать этот консерватизм по отношению к существующей политической системе и как центризм. Кроме того, ЕР позиционирует себя как прагматичная партия, не относящая себя ни к «правым», ни к «левым», которая делает ставку на реализацию поставленных целей. Тем не менее по своему политическому курсу ЕР можно расположить в диапазоне между социал-демократией и либерализмом. КПРФ позиционирует себя как партия коммунистической направленности, по факту являясь социал-демократической. В то же время партия делает упор на патриотизм. ЛДПР по идеологической направленности можно отнести к умеренно националистической идеологии, пропагандирующей панславизм и неоимпериализм. В этом смысле ЛДПР также можно назвать консервативной партией, поддерживающей основополагающие идеи Российской империи и советского прошлого. СР — социал-демократическая партия, придерживающаяся идей социальной справедливости в условиях развивающегося капитализма и демократии. Партия Родина поддерживает идеи национализма и традиционализма. ГП поддерживает консервативные, а значит — существующие ценности и идеи классического либерализма в экономической сфере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Традиционно партии делятся по политическому темпераменту на правые, левые и центристские. Это дополняет логику предыдущей классификации. Как правило, к правым относят конфессиональные, монархические, националистические и фашистские партии; к левым — социал-демократические, социалистические и коммунистические партии; к центру — консервативные, по отношению к существующей политической системе, партии.

Возникает вопрос: насколько важным для избирателя является позиционирование партий по идеологическим доктринам? Деление партий по идеологическому спектру, в настоящий момент, имеет меньшее значение, нежели в период становления

партий в XIX в., когда идеологическая направленность, действительно, имела определяющее значение для политического процесса того времени. Сегодня, в относительно стабильный период функционирования политической системы, идеологическая направленность партий имеет скорее пропагандистское значение. Для того чтобы получить голоса избирателей, партии, проводя избирательную кампанию, с помощью простых, ярких лозунгов демонстрируют свою идеологическую позицию, опираясь в первую очередь на чувства избирателей, так как пропаганда предполагает доступные для понимания лозунги и простой визуальный ряд с целью быстрого эмоционального отклика на представленные идеи. У каждой партии есть программа, однако большинство избирателей предпочитают не углубляться в изучение «тонкостей» политики, анонсированных в программе.

Кроме того, традиции монолога, патерналистских стратегий во взаимоотношениях власти и общества, а отнюдь не распределение по идеологическому спектру, задают строгие рамки гражданским инициативам, как отмечают Л. И. Никовская, И. А. Скалабан [7].

Снижение значимости классических идеологий — тенденция, которая касается всех развитых демократических систем. Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, демократия включает возможность существования различных точек зрения на политическую действительность. Она «вбирает» в себя все существующие идеологии, поэтому теряется смысл существования радикально настроенных оппозиционных сил. Во-вторых, в стабильные периоды функционирования политической системы предпочтение в политическом процессе отдается «методу ветвей», т. е. постепенному «приращению» в политике, а не радикальным реформам, необходимость в которых отпадает, поскольку демократическая система позволяет учитывать различные мнения. И лишь когда назревает кризис, реальная оппозиция может активизироваться и увеличить число своих сторонников.

3. Кроме сказанного, можно классифицировать оппозицию среди прочих партий по отношению к социальной действительности: революционная, реформистская, реакционная и консервативная. В истории становления партий и партийных систем есть достаточно примеров этой классификации, но, как уже отмечалось, современная партийная система, построенная в соответствии с демократическими принципами, в стабильные периоды функционирования политической системы будет «поглощать» радикальные интенции посредством перманентной возможности у оппозиции выражать свою точку зрения. Тем не менее наличие постоянной легальной оппозиции по отношению к правящей партии является одним из основных принципов межпартийных взаимоотношений в демократических политических системах.

4. Существует еще одна классификация оппозиции — деление на парламентскую и внепарламентскую. Легальная возможность появления парламентской оппозиции в Думе существует, современное российское законодательство это предусматривает, однако на практике это не всегда возможно. Поэтому реальная оппозиция в России функционирует как внепарламентская.

5. В свою очередь, оппозицию можно также разделить по способам участия в политической жизни — легальная, полулегальная и нелегальная. Так, парламентская оппозиция в России относится к легальной, а внепарламентская — как к легальной, так и к полулегальной. Полулегальной она становится в те моменты, когда действующая власть пресекает попытки выразить несогласие через различные политические акции оппозиции на законных (?) основаниях [13; 14].

6. По участию в политической жизни партии делятся на правящие и оппозиционные. К правящей можно отнести, несомненно, ЕР — это партия абсолютного большинства. Например, Ю. О. Гайворон-ский отмечает, что ЕР занимает обособленную позицию в электоральном пространстве, обозначаемую как «структурное доминирование» [3]. Для утверждения за-

кона нужно большинство депутатов, лишь для принятия конституционного закона нужно 2/3 голосов депутатов, поэтому очевидно, что политика, проводимая партией власти, — непререкаема. Кроме того, представленные в Думе партии нельзя отнести к оппозиционным в полном смысле этого слова. Все они в той или иной степени продолжают политику ЕР.

Партийная система современной России. При анализе партийной системы России воспользуемся следующими классификациями: по числу партий, борющихся за власть и влияние на нее; по соотношению партий с различным политическим статусом; по устойчивости партийной структуры и межпартийным отношениям; по характеру межпартийных отношений.

По числу партий, борющихся за власть, партийная система России является мажоритарной (более 50 % мест в Думе принадлежит Единой России), многопартийной системой с устойчивой партийной структурой и межпартийными отношениями. По характеру межпартийных отношений партийная система является скорее неконкурентной, чем конкурентной.

Если обратиться к современной истории партий и партийной системы в России, то можно сделать вывод, что такая картина является традиционной. Государственная Дума РФ избирается с 12 декабря 1993 г. С начала своего современного этапа существования она избиралась сроком на два года, затем Дума П^ созывов избиралась на четыре года, и с 2011 г. Дума избирается сроком на пять лет. В Думе I созыва (тройка лидеров — ЛДПР, Выбор России (блок праволиберальных партий) и КПРФ) ни у одной из партий не было абсолютного большинства в парламенте, поэтому первую Думу можно отнести к коалиционной партийной системе. Дума II созыва — это уже многопартийная система с доминирующей партией — КПРФ — 149 мест (около 30 %), что, однако, не позволяет проводить свой политический курс без учета мнения остальных партий. В Думе III созыва в 1999 г. снова складывается коалиционная

многопартийная система. И, начиная с 2003 г., можно говорить о мажоритарной многопартийной неконкурентной системе, в которой ЕР получает 223 мандата, что составляет практически половину мест парламента, а уже в 2007 г. ЕР получает квалифицированное большинство — 2/3 от общего числа депутатов (315 мест — 64 %), достаточное для единоличного принятия политических решений, и 238 мандатов в 2011 г. (49 % мест).

Таким образом, в период становления партийной системы с 1993 по 2003 гг. межпартийные отношения можно характеризовать как неустойчивые или переходные. Начиная с 2003 г. по настоящее время устанавливается стабильная многопартийная мажоритарная система во главе с партией власти.

Результаты исследования и область их применения. При многостороннем анализе политических партий и партийной системы современной России выявлены особенности их функционирования, основные характеристики и проблемы, связанные со спецификой политической системы и нормативной базы. В соответствии с этим, результаты исследования могут быть применены в дальнейшем изучении указанных институтов, в образовательном процессе, а также в совершенствовании российского законодательства и других условий функционирования политической системы.

Заключение. Текущий политический тренд на все большую мобилизацию режима мало способствует развитию избирательной системы и становлению политических партий как значимого актора реальной политики.

Так, в современной политической системе центральное место закрепилось за партией власти — Единой Россией: ее административный ресурс настолько значителен и привилегии столь велики, что она ограничивает свое участие в избирательных кампаниях, подчеркивая самопозиционирование вне реальной политической конкуренции. При этом остальные парламентские партии — КПРФ, Справедливая Россия, ЛДПР, хотя и участвуют в процес-

се конкуренции, стараясь опередить друг друга в информационном поле, однако все равно строят свою риторику вокруг фигуры президента, поддерживая существующую государственную вертикаль. Такое сверхвнимание к главе государства приводит к отчуждению власти от граждан, т. к. остальные политические институты становятся малозаметными, малозначительными [8].

Таким образом, происходит некий откат в развитии партийной системы, складывается ситуация, повторяющая 1990-е гг., когда была отменена монополия КПСС на политическую власть, но подчеркивался ее особый статус. Данная ситуация влечет за собой потенциальное сращивание партийного и государственного аппарата.

Именно в отсутствии реальной конкуренции заключается главная проблема развития политических партий в России. На данный момент между парламентской и внепарламентской оппозицией есть существенное неравенство. Парламентские партии обладают большим административным ресурсом, а внепарламентская оппозиция не обладает ни ресурсами, ни политической устойчивостью, что усугубляется ФЗ «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами» (2009). Нормативный акт рассматривает порядок, механизм и правила присутствия в эфире государственных СМИ парламентских партий. Остальные партии, не представленные в федеральном парламенте, законом не учитываются.

Так, закон регулирует распространение информации о деятельности каждой партии в равном объеме, а также объективное освещение всей деятельности.

Прогосударственные теле- и радиоканалы, обладающие большой аудиторией, размещают информацию о фракциях, работе членов руководящих органов парламентских партий, депутатов Государственной Думы и региональных законодательных собраний. Таким образом, закон обеспечивает более серьезное присутствие парламентских партий в информационном пространстве, чем непарламентских [9].

Тем не менее многопартийность, являясь одной из основ конституционного строя России, оценивается исследователями как признак демократической политической системы [2]. Основная задача партии как политического института — быть посредником между обществом и властью. Для

Список литературы_

решения этой задачи следует расширять, а не уменьшать круг выборных должностей. Так, введение прямых выборов мэров, глав муниципальных образований и регионов придаст политическим партиям дополнительный импульс к развитию и становлению реальной политической конкуренции.

1. Вебер М. Политические работы (1895-1919). М.: Праксис, 2003. 421 с.

2. Володина С. В. Многопартийность как основа конституционного строя России. М.: Проспект,

2016. 156 с.

3. Гайворонский Ю. О. Факторы национализации партийной системы современной России // Полис. 2018. № 1. С. 45-61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Денильханов А. X. Зарождение российского парламентаризма: к вопросу о выборах в I—IV Государственные думы Российской империи // Власть. 2018. № 4. С. 116—128.

5. Корниенко С. И., Иванков Э. В. Изучение избирательных процессов в Государственную думу Российской империи третьего созыва на основе геоинформационных систем // Власть. 2018. № 4. С. 68—77.

6. Науменкова Е. Власть и общество: избирательные реформы и их восприятие в Великобритании в последней трети XIX века. СПб.: Алетейя, 2017. 300 с.

7. Никовская Л. И., Скалабан И. А. Гражданское участие: особенности дискурса и тенденции реального развития // Полис. 2017. № 6. С. 43—60.

8. Петухов Р. В. Доверие российского общества к органам местного самоуправления как проблема // Полис. 2017. № 6. С. 61—75.

9. Платонова Н. И. К вопросу об увеличении государственного финансирования политических партий в условиях экономического кризиса в России // Власть. 2017. № 11. С. 88—92.

10. Политические партии Англии: исторические очерки / отв. ред. М. П. Айзенштат. СПб.: Алетейя,

2017. 356 с.

11. Попов П. Л., Сараев В. Г., Черенев А. А, Галес Д. А. Результаты выборов в ГД РФ 2016 г. и перспективы региональной поддержки кандидатов от основных политических партий на президентских выборах 2018 г. // Власть. 2017. № 8. С. 74—82.

12. Попов П. Л., Сараев В. Г., Черенев А. А. От результатов выборов в ГД РФ 2016 года на региональном и макрорегиональном уровнях к оценке перспектив кандидатов основных партий на президентских выборах 2018 года // Власть. 2017. № 11. С. 83—87.

13. Соколов А. В., Левченко И. А. Особенности привлечения ресурсов протестующими // Власть. 2017. № 10. С. 53—59.

14. Млкин С. Г. Протесты и протестующие провинциального города: как к ним относится население? // Власть. 2017. № 11. С. 123—129.

15. Genieys W. C., Wright Mills. The Power Elite. the oxford handbook of classics in public policy and administration [Электронный ресурс] / Ed. by M. Lodge, E. C. Page, S. J. Balla. Режим доступа: http://www. oxfordhandbooks.com/abstract/10.1093/oxfordhb/ (дата обращения: 09.10.2018).

16. Hazan Y. Candidate selection: implications and challenges for legislative behaviour reuven [Электронный ресурс] / Ed. by Sh. Martin, Th. Saalfeld, K. W. Strom. Режим доступа: http://www.oxfordhandbooks. com/abstract/10.1093/oxfordhb/9780199653010.001.0001 / (дата обращения: 09.09.2018).

References_

1. Veber M. Politicheskie raboty (1895—1919) (Political Works (1895—1919)). Moscow: Praxis, 2003. 421 p.

2. Volodina S. V. Mnogopartiynost kak osnova konstitutsionnogo stroya Rossii (Multiparty system as the basis of the constitutional system of Russia). Moscow: Prospect, 2016. 156 p.

3. Gayvoronsky Yu. O. Polis (Polis), 2018, no. 1, pp. 45—61.

4. Denilkhanov A. Kh. Vlast (Power), 2018, no. 4, pp. 116—128.

5. Kornienko S. I., Ivankov E. V. Vlast (Power), 2018, no. 4, pp. 68—77.

6. Naumenkova E. Vlast i obshchestvo: izbiratelnye reformy i ih vospriyatie v Velikobritanii v posledney treti XIXveka (Power and Society: Electoral reforms and their perceptions in Great Britain in the last third of the XIX century). St. Petersburg: Aleteya, 2017. 300 p.

7. Nikovskaya L. I., Skalaban I. A. Polis (Polis), 2017, no. 6, pp. 43-60.

8. Petukhov R. V. Polis (Polis), 2017, no. 6, pp. 61-75.

9. Platonova N. I. Vlast (Power), 2017, no. 11, pp. 88-92.

10. Politicheskie partii Anglii: istoricheskie ocherki (Political parties in England: historical essays); ed. M. P. Aizenshtat. St. Petersburg: Aleteya, 2017. 356 p.

11. Popov P. L., Saraev V. G., Cherenev A. A., Gales D. A. Vlast (Power), 2017, no. 8, pp. 74-82.

12. Popov P. L., Saraev V. G., Cherenev A. A. Vlast (Power), 2017, no. 11, pp. 83-87.

13. Sokolov A. V., Levchenko I. A. Vlast (Power), 2017, no. 10, pp. 53-59.

14. Ushkin S. G. Vlast (Power), 2017, no. 11, pp. 123-129.

15. Genieys W. C., Wright Mills. The Power Elite. the oxford handbook of classics in public policy and administration (Wright Mills. The Power Elite. the oxford handbook of classics in public policy and administration); ed. M. Lodge, E. C. Page, S. J. Balla. Available at: http://www.oxfordhandbooks.com/abstract/10.1093/ oxfordhb/ (Date of access: 09.10.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Hazan Y. Candidate selection: implications and challenges for legislative behaviour reuven [Электронный ресурс]; ed. by Sh. Martin, Th. Saalfeld, K. W. Strom. Available at: http://www.oxfordhandbooks.com/ abstract/10.1093/oxfordhb/9780199653010.001.0001/ (Date of access: 09.09.2018).

Коротко об авторе _ Briefly about the author

Гайсина Анастасия Викторовна, канд. полит. наук, старший преподаватель, Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург, Россия. Область научных интересов: эффективность функционирования политических институтов, методология политической науки, коммуникации, права человека gaysina.a.v@mail.ru

Anastasia Gaysina, candidate of political sciences, senior lecturer, Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia. Sphere of scientific interests: efficiency of political institutions, methodology of political science, communication, human rights

Образец цитирования _

Гайсина А. В. Политические партии и партийная система России: к вопросу о классификации // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2019. Т. 25. № 2. С. 63-71. DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-2-63-71.

Gaysina A. Political parties and the party system of Russia: on the issue of classification // Transbaikal State University Journal, 2019, vol. 25, no. 2, pp. 63-71. DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-2-63-71.

Статья поступила в редакцию: 18.10.2018 г. Статья принята к публикации: 29.01.2019 г.