Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. №1
171
УДК 329(470)
«ПАРТИЯ ВЛАСТИ»: ИСТОРИЯ УСПЕХА ИЛИ ПОПЫТКИ СОЗДАНИЯ «ДВУХПАРТИЙНОЙ РОССИИ»
© Г. М. Амирова
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, 450074, ул. Фрунзе, 32.
Тел./факс: +7 (347) 273 6 7 78.
E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются основные этапы становление и участия «партий власти» в парламентских выборах, попытки реализации идеи «двухпартийной системы» в России. Согласно результатам исследования, российская партийная система при сохранении монополии «партий власти» и оппозиционных сил не соответствует классической двухпартийной модели и больше напоминает многопартийную систему с доминированием той или иной «партии власти».
Ключевые слова: «партия власти», двухпартийная система.
История успешного создания монополии «партии власти» в России, довольно хорошо описанной в публицистической и научной литературе, почти не расходится с представлениями об идеальной «малопартийной системе».
Современная политическая история России свидетельствует о том, что «партия власти» всегда участвовала в выборах в двойном составе: основная партия и её дублёр, стратегия которого постепенно менялась по мере укрепления позиций основной «партии власти» в политической системе страны.
Первые попытки такого рода были предприняты на думских выборах 1993 г., где удвоение «партии власти» было вызвано желанием Кремля уравновесить радикально-реформистский настрой демократов. Блок «Выбор России» премьера Е. Гайдара был ориентирован на либерально-демократические ценности, «Партия российского единства и согласия (ПРЕС)» С. Шахрая, напротив, объединяла умеренных демократов.
В 1995 г. удвоенная версия «партии власти» была впервые продиктована главой государства и возродилась в идее создания в партийном центре двух полюсов: правоцентристского, «Наш дом -Россия» премьера В. Черномырдина, и левоцентристского - Блока И. Рыбкина (спикера Госдумы).
Однако парламентские выборы 1993, 1995 гг. оказались весьма неудачными с точки зрения электоральной победы: «партии власти» не только не добились парламентского большинства («Выбор России», ПРЕС получили 14.5%, 6.1%; НДР - 10.1%, Блок И. Рыбкина - 1.1 %), но и не смогли играть роль «группы вето» в парламенте, постепенно теряя свои голоса на последующих выборах [1, с. 25-26].
В 1999 г. лево-правоцентристская модель «сработала» в полной мере, о чём свидетельствует борьба новой «партии Кремля» - «Единства» с коалицией «Отечество - Вся Россия» (ОВР), созданной вокруг региональных лидеров и претендующей на статус «партии власти». Кроме того, ОВР позиционировала себя не только как левоцентристская «партия власти», но одновременно как оппозиция Кремлю.
Это был первый и единственный случай, когда в условиях конкуренции в Думе оказались одновременно две «партии власти». Но даже в этом «заочном соревновании» ОВР имел целый ряд преимуществ перед «партией Кремля» [2, с. 7]:
1. Ёе возглавляли сразу два харизматических лидера: Ю. Лужков и Е. Примаков.
2. Блок располагал заметным административным ресурсом, благодаря поддержке губернаторов. В условиях слабой центральной власти возможности региональных лидеров вполне хватило, чтобы в ряде субъектов РФ обеспечить ОВР уверенную победу над пропрезидентским «Единством». Например, в Башкортостане это соотношение составило 35.2% против 14.3%, а в Татарстане - 40.6% против 16.6% [3, с. 14].
3. ОВР не имела проблем с доказательством своей оппозиционности, что крайне важно для завоевания симпатий недовольного властью электората.
Несмотря на это, «Единство» выступила достаточно успешно (23.3% голосов против 13.3% - ОВР), благодаря поддержке популярного, на тот момент, премьер-министра В. В. Путина; мощному использованию информационных и административных ресурсов [4, с. 49], в результате чего, благодаря ряду манёвров в Думе, «Единство» добилась сначала изоляции ОВР, а позднее и ее «недружественного поглощения». Победа В. Путина на президентских выборах значительно усилила позиции «Единства», официально подтвердив ее право называться «партией власти». Созданная на базе «Единства» и ОВР центристская коалиция, названная впоследствии «Единая Россия» (2001 г.), обладала в Думе большинством голосов (235 из 450). Это сплочённое парламентское большинство сыграло ключевую роль в принятии в 2000-2002 гг. ряда законов о реформе избирательного законодательства, что значительно укрепило позиции «партии Кремля» на последующих выборах [4, с. 49; 5, с. 87].
В 2003 г. «партия власти» уже реализовала свои основные цели: она получила 37.8% голосов, немно-
172
раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ и КУЛЬТУРОЛОГИЯ
го не дотянув до 40%, «приличных» (по европейским стандартам) для правящей партии; смогла обеспечить в Думе «сфабрикованное сверхбольшинство» (301 депутатское место), благодаря осуществлению латентной коалиционной политики в одномандатных округах [6, с. 11].
«Партия власти» опять выступила в удвоенном составе. Народно-патриотический союз «Родина» и блок «Партия возрождения России - Российская партия жизни» во главе с двумя спикерами - Г. Селезнёвым (Дума) и С. Мироновым (Совет Федерации) - должны были отвлечь на себя часть голосов избирателей у оппозиционных партий (КПРФ, СПС, «Яблоко»). Однако неожиданный успех блока «Родина» (она получила 9% голосов не только за счет электората КПРФ, но и «Единой России») заставил «партию Кремля» осуществить перегруппировку политических сил с целью создания на левом фланге мощной «партии власти», способной формально противостоять политической монополии «Единой России».
Этот партийный проект получил различные оценки экспертов: либо новая «партия власти» создаётся для того, чтобы упредить самодеятельное укрупнение левых; либо для формирования двухпартийной системы в стране, являющейся прямым следствием двухпартийности внутри Кремля.
В результате возобладал второй план, дополненный элементами первого.
В середине 2006 г. на встрече лидеров Российской партии жизни (РПЖ) и «Родины» по вопросу о создании коалиции «актуальных левых» впервые была сформулирована идея построения в стране двухпартийной системы, при которой Кремль мог бы, при необходимости, опираться на любую из двух системообразующих партий: «Единую Россию» и партию С. Миронова. После долгих переговоров в конце 2006 г.-начале 2007 г. произошло окончательное слияние трёх левых партий: РПЖ, часть «Родины» и Российской партии пенсионеров объединились в «Справедливую Россию» во главе с С. Мироновым [7, с. 30]. Чуть позже о вступлении в этот альянс объявили и лидеры партии «Развитие предпринимательства», которые ранее вели переговоры об объединение с СПС и «Народной партией России» [8, с. 38].
«Справедливая Россия», в отличие от предыдущих «партий власти» - НДР, ОВР, быстро набрала популярность и удвоила свою электоральную поддержку за счёт привлечение голосов не только «партии Кремля», но и сторонников других партий: «Родины», КПРФ, ЛДПР.
Прошедшие 11 марта 2007 г. выборы в региональные парламенты подтвердили: во всех 14 кампаниях смогли участвовать лишь четыре партии, имеющие фракции в нынешней Государственной
Думе: «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР [9, с. 21, 23].
Парламентские выборы 2 декабря 2007 г. закрепили монополию «партии власти». «Единая Россия» получила 64.1% голосов [10, с. 2]. Кроме того, в парламент прошли: КПРФ - 11.6%, ЛДПР - 8.2%, «Справедливая Россия» - 7.8%. В совокупности эти партии получили 91.7% голосов избирателей, тогда как в 2003 г. только 70.7% [10, с. 2]. Всё это свидетельствует о том, что представительность парламента возросла на 20%. Остальные партии не сумели преодолеть 7% барьер: Аграрная партия России набрала 2.3%, «Яблоко» - 1.6%, партия «Гражданская сила» - 1.1%, СПС - 1%, «Патриоты России» - 0.9%, Партия Социальной Справедливости - 0.2% и Демократическая партия России - 0.1%. Однако именно парламентские выборы 2007 г. впервые в постсоветской истории обеспечили «партии власти» конституционное большинство. Её победа предопределила успех В. Путина и открыла для него путь сохранения власти.
Создание монополии «партии власти» в России и многие «партийные слияния» в период всего существования (с момента создания и до сегодняшнего дня) вполне соответствуют курсу Кремля на выстраивание в России «малопартийной системы» на базе двух «партий власти». С одной стороны, её основу должны будут составить право- и левоцентристская коалиции; с другой,- не исключается и присутствие, по меньшей мере, двух по-настоящему оппозиционных партий («крайне правых» и «крайне левых») с целью создания оппозиционной деятельности в парламенте.
Поэтому российская партийная система будет, скорее, приближаться не к двухпартийной модели, а к многопартийной системе с преобладанием той или иной «партии власти» в парламенте, так как институциональные изменения последних лет создали благоприятные условия для установления и сохранения монопольного положения любой «партии власти» в ходе последующих электоральных циклов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Никифоров Ю. Н., Никифоров А. Ю. Статус политических партий в постсоветской России: особенности формирования, типология, тенденции развития. Уфа: Восточный университет, 2002. -124 с.
2. Устименко С., Иванов А. // Власть. 2003. № 8. С. 7-11.
3. Камышев Д. // Коммерсант (Власть). 2006. № 29. С. 12-15.
4. Гельман В. Я. // Общественные науки и современность. 2006. № 1. С. 46-58.
5. Лихтенштейн А. В. // Второй электоральный цикл в России 1999-2000 гг. М.: Весь мир. 2002. С. 85-106.
6. Холодковский В. Г. // Полис. 2004. №1. С. 9-10.
7. Камышев Д. // Коммерсант (Власть). 2006. № 41. С. 30-32.
8. Камышев Д. // Коммерсант (Власть). 2007. № 2. С. 38-39.
9. Камышев Д. // Коммерсант (Власть). 2007. № 10. С. 21-26.
10. Смирнов П. // Российская газета. 2007. №48. С. 2-3.
Поступила в редакцию 29.10.2007 г.