Научная статья на тему '«Партия власти»: история успеха или попытки создания «двухпартийной России»'

«Партия власти»: история успеха или попытки создания «двухпартийной России» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
369
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ПАРТИЯ ВЛАСТИ" / ДВУХПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА / "PARTY-IN-POWER" / TWO-PARTY SYSTEM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Амирова Г. М.

В статье рассматриваются основные этапы становление и участия «партий власти» в парламентских выборах, попытки реализации идеи «двухпартийной системы» в России. Согласно результатам исследования, российская партийная система при сохранении монополии «партий власти» и оппозиционных сил не соответствует классической двухпартийной модели и больше напоминает многопартийную систему с доминированием той или иной «партии власти».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Party-in-power: history of success or attempts to create two-party Russia?

In the present, the foundation of the multiparty system has been laid in Russia. The participation of parties-in-power in a political process allows to reveal and determine the variants of Russian party system development depending on common prospects of the country progress, on the type of political system and its functioning regime.

Текст научной работы на тему ««Партия власти»: история успеха или попытки создания «двухпартийной России»»

Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. №1

171

УДК 329(470)

«ПАРТИЯ ВЛАСТИ»: ИСТОРИЯ УСПЕХА ИЛИ ПОПЫТКИ СОЗДАНИЯ «ДВУХПАРТИЙНОЙ РОССИИ»

© Г. М. Амирова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, 450074, ул. Фрунзе, 32.

Тел./факс: +7 (347) 273 6 7 78.

E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются основные этапы становление и участия «партий власти» в парламентских выборах, попытки реализации идеи «двухпартийной системы» в России. Согласно результатам исследования, российская партийная система при сохранении монополии «партий власти» и оппозиционных сил не соответствует классической двухпартийной модели и больше напоминает многопартийную систему с доминированием той или иной «партии власти».

Ключевые слова: «партия власти», двухпартийная система.

История успешного создания монополии «партии власти» в России, довольно хорошо описанной в публицистической и научной литературе, почти не расходится с представлениями об идеальной «малопартийной системе».

Современная политическая история России свидетельствует о том, что «партия власти» всегда участвовала в выборах в двойном составе: основная партия и её дублёр, стратегия которого постепенно менялась по мере укрепления позиций основной «партии власти» в политической системе страны.

Первые попытки такого рода были предприняты на думских выборах 1993 г., где удвоение «партии власти» было вызвано желанием Кремля уравновесить радикально-реформистский настрой демократов. Блок «Выбор России» премьера Е. Гайдара был ориентирован на либерально-демократические ценности, «Партия российского единства и согласия (ПРЕС)» С. Шахрая, напротив, объединяла умеренных демократов.

В 1995 г. удвоенная версия «партии власти» была впервые продиктована главой государства и возродилась в идее создания в партийном центре двух полюсов: правоцентристского, «Наш дом -Россия» премьера В. Черномырдина, и левоцентристского - Блока И. Рыбкина (спикера Госдумы).

Однако парламентские выборы 1993, 1995 гг. оказались весьма неудачными с точки зрения электоральной победы: «партии власти» не только не добились парламентского большинства («Выбор России», ПРЕС получили 14.5%, 6.1%; НДР - 10.1%, Блок И. Рыбкина - 1.1 %), но и не смогли играть роль «группы вето» в парламенте, постепенно теряя свои голоса на последующих выборах [1, с. 25-26].

В 1999 г. лево-правоцентристская модель «сработала» в полной мере, о чём свидетельствует борьба новой «партии Кремля» - «Единства» с коалицией «Отечество - Вся Россия» (ОВР), созданной вокруг региональных лидеров и претендующей на статус «партии власти». Кроме того, ОВР позиционировала себя не только как левоцентристская «партия власти», но одновременно как оппозиция Кремлю.

Это был первый и единственный случай, когда в условиях конкуренции в Думе оказались одновременно две «партии власти». Но даже в этом «заочном соревновании» ОВР имел целый ряд преимуществ перед «партией Кремля» [2, с. 7]:

1. Ёе возглавляли сразу два харизматических лидера: Ю. Лужков и Е. Примаков.

2. Блок располагал заметным административным ресурсом, благодаря поддержке губернаторов. В условиях слабой центральной власти возможности региональных лидеров вполне хватило, чтобы в ряде субъектов РФ обеспечить ОВР уверенную победу над пропрезидентским «Единством». Например, в Башкортостане это соотношение составило 35.2% против 14.3%, а в Татарстане - 40.6% против 16.6% [3, с. 14].

3. ОВР не имела проблем с доказательством своей оппозиционности, что крайне важно для завоевания симпатий недовольного властью электората.

Несмотря на это, «Единство» выступила достаточно успешно (23.3% голосов против 13.3% - ОВР), благодаря поддержке популярного, на тот момент, премьер-министра В. В. Путина; мощному использованию информационных и административных ресурсов [4, с. 49], в результате чего, благодаря ряду манёвров в Думе, «Единство» добилась сначала изоляции ОВР, а позднее и ее «недружественного поглощения». Победа В. Путина на президентских выборах значительно усилила позиции «Единства», официально подтвердив ее право называться «партией власти». Созданная на базе «Единства» и ОВР центристская коалиция, названная впоследствии «Единая Россия» (2001 г.), обладала в Думе большинством голосов (235 из 450). Это сплочённое парламентское большинство сыграло ключевую роль в принятии в 2000-2002 гг. ряда законов о реформе избирательного законодательства, что значительно укрепило позиции «партии Кремля» на последующих выборах [4, с. 49; 5, с. 87].

В 2003 г. «партия власти» уже реализовала свои основные цели: она получила 37.8% голосов, немно-

172

раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ и КУЛЬТУРОЛОГИЯ

го не дотянув до 40%, «приличных» (по европейским стандартам) для правящей партии; смогла обеспечить в Думе «сфабрикованное сверхбольшинство» (301 депутатское место), благодаря осуществлению латентной коалиционной политики в одномандатных округах [6, с. 11].

«Партия власти» опять выступила в удвоенном составе. Народно-патриотический союз «Родина» и блок «Партия возрождения России - Российская партия жизни» во главе с двумя спикерами - Г. Селезнёвым (Дума) и С. Мироновым (Совет Федерации) - должны были отвлечь на себя часть голосов избирателей у оппозиционных партий (КПРФ, СПС, «Яблоко»). Однако неожиданный успех блока «Родина» (она получила 9% голосов не только за счет электората КПРФ, но и «Единой России») заставил «партию Кремля» осуществить перегруппировку политических сил с целью создания на левом фланге мощной «партии власти», способной формально противостоять политической монополии «Единой России».

Этот партийный проект получил различные оценки экспертов: либо новая «партия власти» создаётся для того, чтобы упредить самодеятельное укрупнение левых; либо для формирования двухпартийной системы в стране, являющейся прямым следствием двухпартийности внутри Кремля.

В результате возобладал второй план, дополненный элементами первого.

В середине 2006 г. на встрече лидеров Российской партии жизни (РПЖ) и «Родины» по вопросу о создании коалиции «актуальных левых» впервые была сформулирована идея построения в стране двухпартийной системы, при которой Кремль мог бы, при необходимости, опираться на любую из двух системообразующих партий: «Единую Россию» и партию С. Миронова. После долгих переговоров в конце 2006 г.-начале 2007 г. произошло окончательное слияние трёх левых партий: РПЖ, часть «Родины» и Российской партии пенсионеров объединились в «Справедливую Россию» во главе с С. Мироновым [7, с. 30]. Чуть позже о вступлении в этот альянс объявили и лидеры партии «Развитие предпринимательства», которые ранее вели переговоры об объединение с СПС и «Народной партией России» [8, с. 38].

«Справедливая Россия», в отличие от предыдущих «партий власти» - НДР, ОВР, быстро набрала популярность и удвоила свою электоральную поддержку за счёт привлечение голосов не только «партии Кремля», но и сторонников других партий: «Родины», КПРФ, ЛДПР.

Прошедшие 11 марта 2007 г. выборы в региональные парламенты подтвердили: во всех 14 кампаниях смогли участвовать лишь четыре партии, имеющие фракции в нынешней Государственной

Думе: «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР [9, с. 21, 23].

Парламентские выборы 2 декабря 2007 г. закрепили монополию «партии власти». «Единая Россия» получила 64.1% голосов [10, с. 2]. Кроме того, в парламент прошли: КПРФ - 11.6%, ЛДПР - 8.2%, «Справедливая Россия» - 7.8%. В совокупности эти партии получили 91.7% голосов избирателей, тогда как в 2003 г. только 70.7% [10, с. 2]. Всё это свидетельствует о том, что представительность парламента возросла на 20%. Остальные партии не сумели преодолеть 7% барьер: Аграрная партия России набрала 2.3%, «Яблоко» - 1.6%, партия «Гражданская сила» - 1.1%, СПС - 1%, «Патриоты России» - 0.9%, Партия Социальной Справедливости - 0.2% и Демократическая партия России - 0.1%. Однако именно парламентские выборы 2007 г. впервые в постсоветской истории обеспечили «партии власти» конституционное большинство. Её победа предопределила успех В. Путина и открыла для него путь сохранения власти.

Создание монополии «партии власти» в России и многие «партийные слияния» в период всего существования (с момента создания и до сегодняшнего дня) вполне соответствуют курсу Кремля на выстраивание в России «малопартийной системы» на базе двух «партий власти». С одной стороны, её основу должны будут составить право- и левоцентристская коалиции; с другой,- не исключается и присутствие, по меньшей мере, двух по-настоящему оппозиционных партий («крайне правых» и «крайне левых») с целью создания оппозиционной деятельности в парламенте.

Поэтому российская партийная система будет, скорее, приближаться не к двухпартийной модели, а к многопартийной системе с преобладанием той или иной «партии власти» в парламенте, так как институциональные изменения последних лет создали благоприятные условия для установления и сохранения монопольного положения любой «партии власти» в ходе последующих электоральных циклов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Никифоров Ю. Н., Никифоров А. Ю. Статус политических партий в постсоветской России: особенности формирования, типология, тенденции развития. Уфа: Восточный университет, 2002. -124 с.

2. Устименко С., Иванов А. // Власть. 2003. № 8. С. 7-11.

3. Камышев Д. // Коммерсант (Власть). 2006. № 29. С. 12-15.

4. Гельман В. Я. // Общественные науки и современность. 2006. № 1. С. 46-58.

5. Лихтенштейн А. В. // Второй электоральный цикл в России 1999-2000 гг. М.: Весь мир. 2002. С. 85-106.

6. Холодковский В. Г. // Полис. 2004. №1. С. 9-10.

7. Камышев Д. // Коммерсант (Власть). 2006. № 41. С. 30-32.

8. Камышев Д. // Коммерсант (Власть). 2007. № 2. С. 38-39.

9. Камышев Д. // Коммерсант (Власть). 2007. № 10. С. 21-26.

10. Смирнов П. // Российская газета. 2007. №48. С. 2-3.

Поступила в редакцию 29.10.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.