Научная статья на тему 'ПАРТИТУРЫ ДЛЯ НАРОДНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ: СТРУКТУРА, ПРИНЦИПЫ ГРАФИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ, МЕТОДЫ ИНСТРУМЕНТОВКИ'

ПАРТИТУРЫ ДЛЯ НАРОДНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ: СТРУКТУРА, ПРИНЦИПЫ ГРАФИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ, МЕТОДЫ ИНСТРУМЕНТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
137
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТИТУРА / ИНСТРУМЕНТОВКА / ОРКЕСТРОВАЯ ФАКТУРА / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МЕТОД ОРКЕСТРОВКИ / НАРОДНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Оводок С.С.

профессиональная деятельность руководителей народно-инструментальных коллективов предусматривает создание оркестровок, переложений, аранжировок и обработок музыкальных произведений для оркестров и ансамблей народных инструментов различных составов, что возможно лишь на основе знания теоретических основ инструментовки. В данной работе на основе подробного анализа структуры партитур для народно-инструментальных коллективов рассматривается функциональность музыкальной ткани, раскрываются способы фактурообразования, а также специфика тембровых и регистровых сочетаний отдельных инструментов и инструментальных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCORES FOR FOLK INSTRUMENTAL GROUPS: STRUCTURE, PRINCIPLES OF GRAPHIC DESIGN, METHODS OF INSTRUMENTATION

the professional activity of the heads of folk instrumental collectives provides for the creation of orchestrations, arrangements, arrangements and treatments of musical works for orchestras and ensembles of folk instruments of various compositions, which is possible only on the basis of knowledge of the theoretical foundations of instrumentation. In this work, based on a detailed analysis of the structure of scores for folk instrumental groups, the functionality of the musical fabric is considered, the methods of texture formation are revealed, as well as the specifics of timbre and register combinations of individual instruments and instrumental groups.

Текст научной работы на тему «ПАРТИТУРЫ ДЛЯ НАРОДНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ: СТРУКТУРА, ПРИНЦИПЫ ГРАФИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ, МЕТОДЫ ИНСТРУМЕНТОВКИ»

4. Немцева О.А. Формирование навыков импровизации в классе баяна и аккордеона на специальных учебных занятиях музыкальной направленности (на примере популярной музыки) // Музычнае i тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання, 2011. № 2 (36). С. 41-47.

5. Шитикова Р. Г., Ли Юнь. Музыкальная аранжировка: к содержанию понятия // Культура и цивилизация, 2017. Том 7. № 2А. С. 38-55.

ПАРТИТУРЫ ДЛЯ НАРОДНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ: СТРУКТУРА, ПРИНЦИПЫ ГРАФИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ, МЕТОДЫ ИНСТРУМЕНТОВКИ Оводок С.С. Email: Ovodok6122@scientifictext.ru

Оводок Сергей Сергеевич - доцент, кафедра народно-инструментальной музыки, Белорусский государственный университет культуры и искусств, г. Минск, Республика Беларусь

Аннотация: профессиональная деятельность руководителей народно-инструментальных коллективов предусматривает создание оркестровок, переложений, аранжировок и обработок музыкальных произведений для оркестров и ансамблей народных инструментов различных составов, что возможно лишь на основе знания теоретических основ инструментовки. В данной работе на основе подробного анализа структуры партитур для народно-инструментальных коллективов рассматривается функциональность музыкальной ткани, раскрываются способы фактурообразования, а также специфика тембровых и регистровых сочетаний отдельных инструментов и инструментальных групп. Ключевые слова: партитура, инструментовка, оркестровая фактура, функциональный метод оркестровки, народно-инструментальные коллективы.

SCORES FOR FOLK INSTRUMENTAL GROUPS: STRUCTURE, PRINCIPLES OF GRAPHIC DESIGN, METHODS OF INSTRUMENTATION Ovodok S.S.

Ovodok Sergey Sergeevich - Associate Professor, DEPARTMENT OF FOLK INSTRUMENTAL MUSIC, BELARUSIAN STATE UNIVERSITY OF CULTURE AND ARTS, MINSK, REPUBLIC OF BELARUS

Abstract: the professional activity of the heads of folk instrumental collectives provides for the creation of orchestrations, arrangements, arrangements and treatments of musical works for orchestras and ensembles of folk instruments of various compositions, which is possible only on the basis of knowledge of the theoretical foundations of instrumentation. In this work, based on a detailed analysis of the structure of scores for folk instrumental groups, the functionality of the musical fabric is considered, the methods of texture formation are revealed, as well as the specifics of timbre and register combinations of individual instruments and instrumental groups.

Keywords: score, instrumentation, orchestral texture, functional method of orchestration, folk instrumental groups.

УДК 7.78.785.166

Партитура - это система записи нотных станов, на которых в определенном порядке размещены партии - хоровые, оркестровые или ансамблевые. Структура оркестра или ансамбля графически отображается в партитурах при помощи акколад, различающихся между собой по функциям. Так, общая акколада служит для охвата всех станов партитурной строки, групповая акколада - для отдельных инструментальных групп, добавочная - для объединения станов однородных или близко родственных между собой инструментов, фигурная - для инструментов, не составляющих группы [2].

Графическое оформление партитуры способствует четкому пониманию принципов строения музыкальной ткани, где верное распределение инструментов помогает в определении целости формы. Отметим, что композиторы при сочинении музыки изначально ориентируются не только на конкретный тембровый инструментальный состав оркестра (ансамбля), но и учитывают количество инструментов, озвучивающих отдельные партии. При инструментовке или переложении также необходимо опираться на вышеназванные критерии, что позволит выстроить общую линию развития произведения, установить необходимый динамический баланс и распределить кульминации.

Хотя состав оркестров или ансамблей может быть различным, однако порядок расположения инструментов в партитуре всегда определяется общепринятыми правилами. Безусловно, существует сложившийся временем эталон составов, что позволяет унифицировать репертуар по типам и видам оркестров (например, произведения для симфонических, духовых, эстрадных, народных оркестров и др.). В то же время, существуют составы оркестров, чаще народных, которые не подходят к уже сформированным стандартам. На практике оркестры смешанного состава формируются из тех музыкантов, которые имеются в конкретной музыкальной организации или административном регионе.

В составах оркестров, показанных в примере 1, все инструменты охватывают диапазон звучания в количестве семи октав, поэтому при составлении партитур для смешанного состава важно, чтобы в нее входили инструменты разной тесситуры и заполняли всю оркестровую вертикаль. В партитурах для ансамблей народных инструментов сохраняется принцип, изложенный выше, хотя инструментальный состав может складываться более свободно и разнообразно, не ограничиваясь количеством и тембровым качеством инструментов (пример 2).

Существуют два метода в написании инструментовки: сонорный, где каждому элементу фактуры поручается своя тембровая характеристика, и функциональный, основанный на изменении и разработке музыкальной ткани, где тембровые краски характеризуются подвижностью. Г. Банщиков справедливо отмечает, что отдельный звук, не включенный в контекст музыкального содержания, не может нести художественную нагрузку, в то время, как совокупность звуков, подчиненных определенное логике, представляют собой функцию музыкальной ткани [1, с. 10].

Пример 1. Составы оркестров народных инструментов

Ансамбль русских

народных инструментов Ансамбль

аккордеонов

Фольклорный ансамбль

Смешанный ансамбль народных исктрументов

Соло Аккордеон I Аккордеон И Аккордеон III Аккордеон IV Аккордеон V Гитара бас Ударные

Пример 2. Составы ансамблей народных инструментов

Горизонтальные последовательности в музыкальной фактуре отвечают за функции мелодии, подголоска, противосложения. Они всегда улавливаются на слух, и в инструментовке всегда выводятся на первый план. Подчеркнем, что мелодическая линия относится к горизонтальной функции, независимо от того, записана она в один мелодический голос или в два интервальных. Горизонтальная мелодия звучит во времени, поэтому длительность каждого звука мелодии, является характерной особенностью или символом горизонтальной мелодической функции.

В народно-инструментальной музыке элементы мелодии часто внедрены в интервальный рельеф вариации и вложены в другие элементы фактуры, в результате чего появляются «скрытые» мелодические голоса. В оркестровых партитурах их следует показывать в отдельных партиях, в то время, как в малых составах ансамблей оправданным будет сохранение скрытого голосоведения, которое приобретет смысловое содержание (пример 3). Аккорды и интервалы относятся к вертикальной гармонической функции, характерной особенностью которой является тон, связанный с аккордом в одновременном созвучии с такой тональной характеристикой как, прима, терция, квинта и т.д. Вертикальная последовательность имеет следующие характерные признаки: звуки выстраиваются вертикально один под другим и образуют гармонические созвучия, которые организовываются в определенной ритмической последовательности (пример 4):

Пример 3. И. Штраус. Полька «Трик-трак»

Пример 4. В. Городовская. Концертная пьеса «Выйду на улицу»

Для того чтобы голоса соединились в единую вертикальную функцию, необходимо сходство в общем характере звучания и в ритмической организации, в противном случае голоса следует относить к разным функциям, например, к функции мелодии и функции контрапункта (пример 5):

Домры малые I

Домры малые II

Домры альтовые ]

Домры альтовые II

т

I

т

т

-#

Пример 5. В. Городовская. Русский вальс

Раскрывая соотношение функциональности элементов фактуры с тембральным характером звука, Г. Банщиков сформулировал три закона оркестровки, согласно которым всякое изменение в развитии музыкальной ткани должно сопровождаться изменением ее тембрового оснащения или характера звучания; различные, одновременно звучащие функции ткани, должны отличаться друг от друга своим тембровым оснащением или характером звучания; элементы музыкального материала, относящиеся к единой функции, должны иметь одинаковое или максимально близкое тембровое оснащение или характер звучания [1, с. 31-40]. Исходя из этого, при создании партитуры, необходимо грамотно распределять имеющиеся тембровые ресурсы, от верного использования которых зависит решение художественных задач. Например, показ новой функции в фактуре, должен сопровождаться вступлением нового тембра. В наиболее значимых

моментах, например, в оркестровом crescendo или в фактурном показе кульминации необходимо использовать дополнительные тембры инструментов. Также следует учитывать, что у струнных каждая струна имеет свою тембровую характеристику. В однотембровом составе оркестровых групп (домры, цимбалы и др.), распределение функций происходит за счет их тесситурного разграничения, а также применения различных способов звукоизвлечения и приемов игры. Подчеркнем, что тесситурная дифференциация в одной тембровой группе используется, как наиболее различимый способ, где «верхние, средние и нижние голоса музыкальной ткани легко дифференцируются в сознании на высотные регистры благодаря звуковысотному слуху, который присущ человеческому восприятию» [3, с. 9].

Таким образом, создание партитур основывается на противопоставлении оркестровых функций при сохранении внутрифункционального единства. Горизонтальные и вертикальные функции в многотембровом и однотембровом составе выделяются при помощи различных средств выразительности, к которым отнесем закрепление элементов фактуры за определенными партиями, ритмическую организацию и динамическую контрастность, штриховое разнообразие и тесситурное различие.

Список литературы /References

1. Банщиков Г. Законы функциональной инструментовки. СПб: Композитор, 1999. 240 с.

2. Карцев А.А., Оленев Ю.М., Павчинский С.Э. Руководство по графическому оформлению нотного текста. М.: Музыка, 1973. 169 с.

3. ХолоповаВ. Фактура: Очерк. М.: Музыка, 1979. 87 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.