Научная статья на тему 'Партисипация как важный фактор повышения эффективности и результативности публичного управления субъектом Российской Федерации'

Партисипация как важный фактор повышения эффективности и результативности публичного управления субъектом Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
666
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТИСИПАЦИЯ / УРОВЕНЬ ПАРТИСИПАЦИИ / ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И НАСЕЛЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кайль Я.Я., Епинина В.С.

В статье рассматривается актуальность использования партисипации в целях повышения эффективности и результативности публичного управления. Для характеристики партисипации публичного управления регионом предложен ряд показателей, позволяющих дифференцировать уровни ее развития. Дан анализ развития партисипации в регионах Южного федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Партисипация как важный фактор повышения эффективности и результативности публичного управления субъектом Российской Федерации»

УДК 338.24.01

ПАРТИСИПАЦИЯ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ СУБЪЕКТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*

Я. Я. КАЙЛЬ, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления E-mail: kailjakow@mail. ru

В. С. ЕПИНИНА, старший преподаватель кафедры менеджмента E-mail: v. epinina@rambler. ru Волгоградский государственный университет

В статье рассматривается актуальность использования партисипации в целях повышения эффективности и результативности публичного управления. Для характеристики партисипации публичного управления регионом предложен ряд показателей, позволяющих дифференцировать уровни ее развития. Дан анализ развития партисипации в регионах Южного федерального округа.

Ключевые слова: партисипация, уровень пар-тисипации, публичное управление, взаимодействие власти и населения, эффективность публичного управления, качество жизни.

В современных условиях совершенствование государственного менеджмента призвано служить социальному благополучию общества - решению неотложных социально-экономических проблем, повышению уровня и качества жизни населения. В Российской Федерации реализуются различные направления реформирования федеральной исполнительной власти, каждое из которых содержит мероприятия, связанные как с совершенствовани-

* Статья представлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Волгоградском государственном университете.

ем традиционной организации государственного управления, так и с внедрением новых инструментов управления. В настоящее время в Российской Федерации идет смена парадигмы административного управления страной. Институты публичного управления активно интегрируются с институтами гражданского общества.

Политический курс, выбранный руководством страны, направлен на развитие процесса парти-сипации - активизацию привлечения населения к участию в публичном управлении, расширение форм и инструментов такого участия. В этих целях на федеральном уровне приняты соответствующие нормативно-правовые акты и программы [5]. В структуру правительства введена должность министра по связям с «открытым правительством», сформированы общественные и экспертные советы. Законопроекты, непосредственно затрагивающие интересы людей, имеющие значение для всего общества, становятся предметом широкого публичного обсуждения (предметом общественной экспертизы). Благодаря концепции «Российская общественная инициатива» гражданам предоставлена возможность предложения собственной формулировки проекта, который потенциально может стать нормой закона. Дальнейшее развитие получает институт омбудсменов.

Поскольку государственные органы субъектов Российской Федерации и муниципалитеты должны быть максимально доступными для граждан, так как ответственны за ключевые объекты инфраструктуры, от которых зависят комфортные условия жизни каждого гражданина, в последнее время на региональном и муниципальном уровнях наблюдаются положительные изменения в характере взаимодействия органов публичной власти и населения. Активная работа по продвижению концепции «открытого правительства» на региональном уровне проводится с 2012 г. через формирование модуля «открытый регион». Развитие партисипации происходит за счет экспансии возможностей использования в публичном управлении информационных технологий. В целях избегания принятия решений, не одобряемых общественным мнением, и совершенствования публичного управления реализуются региональные (например в Приморском крае, Волгоградской области) и муниципальные (в городах Ярославле и Зеленограде) проекты взаимодействия власти и общества с использованием технологии краудсор-синга. При каждом органе исполнительной власти создаются общественные советы. идет работа по созданию в регионах института уполномоченного по правам человека, ребенка, предпринимателей.

Целесообразность использования партисипа-тивного подхода в публичном управлении не вызывает сомнений. общий интерес во взаимодействии проявляется в виде взаимной потребности власти и населения в сотрудничестве друг с другом, основанном на доверии и определении конкретной роли каждого в процессе взаимодействия. однако до сих пор отсутствует конкретизация того, какова значимость влияния партисипации на публичное управление.

В современной теории публичного управления известны три подхода к формированию его основных принципов: правовой, политический и менеджерский. В статье рассматривается только менеджерский (управленческий) подход, который в качестве основных ценностей публичного управления как целенаправленной деятельности органов власти по выполнению соответствующих задач и функций определяет его результативность и эффективность.

Под результативностью публичного управления понимается степень достижения органами власти запланированных результатов, соответствие результатов целям, т. е. выполнение и достижение

поставленных целей. эффективность управления представляет собой один из основных показателей совершенства управления и определяется посредством сопоставления результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Подобная точка зрения позволяет проанализировать эффективность публичного управления субъектом Федерации, получаемую в результате участия населения в двух измеримых составляющих деятельности публичного управления: социальной и экономической.

Социальная эффективность публичного управления определяется степенью достижения целей деятельностью с учетом общественных целей и отражает соответствие публичного управления требованиям внешней среды с учетом влияния, которое оно оказывает на состояние общества, его социальную жизнь. экономическая эффективность публичного управления определяется как отношение стоимости объема предоставленных услуг к стоимости объема привлеченных для этого ресурсов и отражает внутреннее положение дел в системе государственного управления, ее собственную деятельность.

эффективность и результативность публичного управления, качество жизни населения зависят от уровня партисипации публичного управления, т. е. уровня привлечения населения к участию в публичном управлении, создания для этого всех необходимых и достаточных условий.

оценка уровня партисипации публичного управления в общем виде осуществляется посредством исследования основных показателей (табл. 1). Все показатели, при помощи которых может быть оценен уровень партисипации публичного управления, связаны с величиной трансакционных издержек взаимодействия акторов партисипативных отношений (органов власти и населения), которая минимизируется при переходе от низкого уровня партисипации к более высокому.

При каждом уровне партисипации наблюдаются различные характеристики эффективности и результативности публичного управления и качества жизни населения.

Так, например, высокому уровню партиси-пации соответствуют высокая эффективность и результативность публичного управления, высокое (желаемое) качество жизни населения. Средний уровень партисипации рассматривается как условие обеспечения допустимой эффективности и

Таблица 1

Характеристика уровней партисипации публичного управления субъектом Российской Федерации

Показатель Уровень партисипации

Низкий Средний Высокий

Источники возникновения и фиксирования целей государственного управления Только «сверху» - государственные Преимущественно «сверху» Внутреннее состояние общества и волнующие его проблемы, т. е. «снизу» -общественные

Вовлеченность населения в процессы администрирования Органы власти не привлекают, мало привлекают или формально привлекают население к публичному управлению Органы власти привлекают население, но не во все процессы администрирования, в которые возможно это привлечение Органы власти максимально приближены к населению и привлекают его в максимально допустимой степени в управление делами государства

Форма партиси-пативных отношений (стадия развития системы участия граждан в государственном управлении) Информирование - односторонние отношения, предоставление сведений о деятельности органов власти Консультации - двусторонние отношения, при которых устанавливается обратная связь, организация различных форм взаимодействия с населением Диалог - отношения, построенные на партнерстве с правительством, при котором граждане активно вовлечены в процесс формирования политики

Учет мнения и пожеланий населения при принятии управленческих решений Учитываются в очень малой степени или не учитываются Влияние на принятие решений имеют отдельные эксперты и лишь в тех пределах, в которых власть готова допускать такое влияние Учитываются в полной мере

Степень доступности информации о деятельности органов власти для населения Доступ к информации органов власти затруднен или вовсе отсутствует Доступ к информации ограничен, данные подлежат частичной автоматизированной обработке Информационная открытость органов власти, публичность принятых решений; вся информация о деятельности органов власти является открытой, необходимые исключения из права на доступ к информации сведены к минимуму

Использование сервисов социальных сетей для взаимодействия с населением Блог (микроблог, видеоблог) высшего должностного лица субъекта РФ отсутствует либо заведен на волне «интернетизации» чиновников, редко обновляется, записи представляют собой сухую официальную сводку новостей из жизни чиновника либо (в случае с видеоблогом) нарезку из теленовостей, как ресурс для общения с жителями не используется, функция комментирования чаще всего недоступна Блог (микроблог, видеоб-лог) высшего должностного лица субъекта РФ ведется не чиновником, а его пресс-службой, в обращениях проблемные темы затрагиваются редко, ответы на комментарии пользователей отсутствуют либо возможность комментирования не предусмотрена сайтом Имеется блог (микроблог, видеоблог) высшего должностного лица субъекта РФ, через который чиновник лично следит за мнением граждан и реагирует на их просьбы и жалобы; постоянно публикуется новая актуальная информация; эффективно функционирует форма для обратной связи - ответов граждан

Онлайновое сотрудничество органов власти с населением Использование минимального набора онлайновых инструментов для сотрудничества с гражданами при выработке, реализации и оценке результатов политики органов власти субъекта РФ Использование определенных онлайновых инструментов для сотрудничества с гражданами при выработке, реализации и оценке результатов политики органов власти субъекта РФ Активное использование специальных онлайновых инструментов для привлечения граждан к разработке и принятию органами власти решений, для осуществления общественного контроля и оценки результатов деятельности органов власти субъекта РФ

Окончание табл. 1

Показатель Уровень партисипации

Низкий Средний Высокий

Использование органами власти различных инструментов для получения обратной связи от граждан Характер взаимосвязи преимущественно односторонний: «сверху вниз»; обратная связь с населением минимальна или вовсе отсутствует Возможность обратной связи граждан с органами власти по вопросам их политики и предоставления услуг в электронной форме в виде виртуальной приемной, обеспечение публикации обращений, замечаний и предложений граждан по вопросам стратегии и политики органов власти Наличие инструментов участия граждан в выработке и принятии решений органами власти (виртуальная приемная, опросы, обследования, доски объявлений, чаты, блоги, дискуссионные форумы и др.), привлечение граждан к выработке и принятию решений органами власти в электронной форме; наличие календаря -указателя предстоящих мероприятий, предусматривающих участие граждан в выработке и принятии решений органами власти в электронной форме; обеспечение публикации обращений, замечаний и предложений граждан по вопросам стратегии и политики органов власти

Подотчетность (ответственность) власти населению Ограничена Обнародование сведений, показывающих, каким образом была использована информация, полученная в ходе консультаций с гражданами Обязательные отчеты о произведенной деятельности и проектах будущих решений; граждане располагают достаточной информацией, которая позволяет им оценивать действия, предпринимаемые органами власти

Наличие общественных Советов с участием представителей гражданского общества при органах исполнительной власти Отсутствуют Формально созданы Организованы и успешно функционируют

Развитие территориального общественного самоуправления Организации ТОС отсутствуют или их количество минимальное Реализуются мероприятия по организационно-методическому и информационному обеспечению деятельности органов ТОС, мероприятия по обеспечению условий исполнения организациями ТОС уставной деятельности Утверждена долгосрочная целевая программа по развитию ТОС в субъекте РФ, осуществляется ежегодная финансовая поддержка из бюджета субъекта РФ, реализуются мероприятия по стимулированию организаций ТОС для решения вопросов уставной деятельности и обмена опытом, мероприятия по обеспечению организациями ТОС осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения; организации ТОС имеют собственные информационные ресурсы

Примечание: ТОС - территориальное общественное самоуправление.

результативности публичного управления, гарантирующее приемлемое качество жизни населения. Низкий уровень партисипации предполагает низкую эффективность и результативность публичного управления, низкое (недопустимое) качество жизни населения.

низкий уровень партисипации, по мнению авторов, является пограничным между отсутствием заинтересованности органов власти в привлечении

населения к участию в публичном управлении и минимально допустимой на практике реализацией партисипативных отношений и должен рассматриваться как недопустимый, требующий оперативных действий по его повышению. Высокий уровень пар-тисипации представляет собой одну из актуальных тенденций публичного управления.

Информация об эффективности и результативности публичного управления, а также о качестве

жизни населения может быть получена органами публичной власти при осуществлении мониторинга удовлетворенности населения уровнем потребления материальных благ, индивидуальными условиями жизни, положением дел в государстве (рис. 1).

В случае если наблюдается низкая эффективность и результативность публичного управления, которым соответствует недопустимое качество жизни населения, принимается решение о расширении масштабов партисипации и повышении уровня ее внедрения в публичное управление. Желаемое качество жизни населения наблюдается при высокой эффективности и результативности публичного управления и не требует повышения уровня партисипации - принимается решение об оптимизации ее уровня.

Рис. 1. Регулирование органами публичной власти уровня партисипациив зависимости от эффективности и результативности публичного управления, качества жизни населения

100

Высокая ^-s

^-N.

Средняя

Ч- er"-

Низкая

Ч-1

Желаемое

Приемлемое

Недопустимое

100

Эффективность и результативность публичного управления

Качество

жизни населения

Рис. 2. Условия регулирования органами публичной власти уровня партисипации в зависимости от эффективности и результативности публичного управления и качества жизни населения, %

Необходимо отметить, что каждой характеристике эффективности и результативности публичного управления соответствует определенная характеристика качества жизни населения (рис. 2). Повышение качества жизни населения предполагает реализацию общесистемных мер и повышение эффективности и результативности публичного управления. Следовательно, существуют два условия регулирования органами публичной власти уровня партисипации:

1) эффективность и результативность публичного управления;

2) соответствующее качество жизни населения.

Проанализируем уровень партисипации публичного управления в субъектах Южного федерального округа (табл. 2).

Представленная информация показывает, что Ростовская область и Краснодарский край являются наиболее населенными субъектами Южного федерального округа. наименее населенными регионами являются Республика Адыгея и Республика калмыкия.

Наибольшую степень доступности информации о деятельности органов власти для населения имеют Республика калмыкия, Волгоградская и Ростовская области, наименьшую - Республика Адыгея. Среди 83 субъектов Российской Федерации высший показатель по данному критерию принадлежит Рязанской (28 баллов) и Воронежской областям (27 баллов), наихудший - Республике Башкортостан (3 балла).

Повышение

Оптимизация

100

Регулирование

уровня партисипации

0

0

Таблица 2

Уровень партисипации публичного управления в субъектах Южного федерального округа

Показатель Республика Адыгея Республика Калмыкия Краснодарский край Астраханская область Волгоградская область Ростовская область

Численность населения, чел. 442 451 286 689 5 284 464 1 014 972 2 594 825 4 260 643

Степень доступности информации о деятельности органов власти для населения, баллов 9 21 11 15 22 23

Использование сервисов социальных сетей для взаимодействия с населением, ед. 0 2 0 6 0 4

Рейтинг информационной открытости глав субъектов РФ 0,3641 (61-е место) 0,3589 (63-е место) 0,4459 (33-е место) 0,5344 (11-е место) 0,4148 (43-е место) 0,3424 (69-е место)

Онлайновое сотрудничество органов власти с населением 0 0 1 0 0 0

Использование органами власти различных инструментов для получения обратной связи от граждан 11 11 20 16 1 11

Индекс открытости правительства регионов России 0,0918 (76-е место) 0,1474 (34-е место) 0,1576 (27-е место) 0,1650 (21-е место) 0,0924 (73-е место) 0,1633 (23-е место)

Количество организаций ТОС, в том числе юрлиц (по данным на 2010 г.) 100/20 нет 5 867/60 32/32 1 917/ 1 030 366/38

Объем ежегодной региональной финансовой поддержки ТОС нет нет 100 тыс. руб. (победителю краевого конкурса) 100 тыс. руб. 210 млнруб. Нет

Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ (по итогам 2011 г) 74-е место 79-е место 13-е место 64-е место 35-е место 21-е место

Уровень партисипации низкий низкий средний средний средний средний

Источник: составлено по данным [3, 4, 8, 9].

Анализ использования сервисов социальных сетей для взаимодействия с населением показывает относительно низкую заинтересованность органов власти анализируемых регионов в данном процессе: в Республике Адыгея, в Волгоградской области отсутствуют блоги высшего должностного лица субъекта РФ.

В Краснодарском крае есть официальный сайт губернатора, на котором размещен его видеоблог, где можно задавать свои вопросы. Есть микроблог губернатора в Twitter, где в октябре 2012 г. он провел Твиттер-конференцию [6], по результатам которой все конкретные обращения и просьбы были переданы для рассмотрения.

У губернатора Ростовской области также есть микроблог в Twitter, с помощью которого он узнает мнения граждан о работе властей города и области. Он сам смотрит записи и часто дает поручения разобраться специалистам, руководителям направлений по тем или иным вопросам [1]. Согласно рейтингу губернаторов-блогеров в Livejournal [10], по качественным и количественным показателям, активности губернатора, участию подписчиков в жизни блога и некоторым другим важным параметрам губернатор Астраханской области занял 2-е место среди 13 глав регионов, которые ведут свой блог на платформе Livejournal. Кроме того, у него есть личный сайт, аккаунт в Контакте и в Facebook.

Абсолютный приоритет по данному показателю принадлежит Ульяновской (29 баллов) и Пензенской (25 баллов) областям, где диалог с населением ведется ежедневно. Следует отметить, что Ульяновская область в августе 2012 г. приступила к запуску механизмов системы «Открытого правительства» на территории региона. Главной целью системы является организация эффективного взаимодействия власти и гражданского общества, внедрение реальных инструментов участия последнего в процессе принятия решений. Так, жители Ульяновской области имеют следующие возможности взаимодействия с органами региональной и муниципальной власти:

- граждане могут официально обратиться к губернатору или в любой орган региональной или муниципальной власти;

- получить консультации по телефону, через электронную или традиционную почту;

- участвовать в разработке нормативных актов;

- обсуждать различные вопросы напрямую с ответственным руководителем (через блог);

- виртуально принимать участие в заседании регионального правительства;

-направлять публичные обращения в муниципалитет;

- принимать участие в работе Общественной палаты Ульяновской области [7].

По рейтингу информационной открытости глав субъектов в Южном федеральном округе лидером стал губернатор Астраханской области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ онлайнового сотрудничества органов власти с населением демонстрирует его полное отсутствие, что характерно для всех 83 субъектов Российской Федерации. Следует отметить, что в Волгоградской области в октябре 2012 г. стартовал краудсорсинговый проект «Общество и власть: вместе на благо Волгоградской области». Целью проекта является повышение уровня жизни людей, расширение возможностей их самореализации, включения в решение задач, которые стоят перед регионом, формулирование текущих задач и перспективных направлений деятельности региональных органов власти и управления.

При характеристике результатов оценки использования органами власти различных инструментов для получения обратной связи от граждан можно констатировать, что значение данного показателя не менее 20 баллов имеют из 83 субъектов Российской Федерации всего 9, в числе которых - Краснодарский край. Наименьшее значение показателя - всего 1 балл - у Волгоградской области.

Таким образом, по сводному индексу открытости правительства регионов России среди анализируемых субъектов Российской Федерации Южного федерального округа лидерами являются Астраханская (21-е место в общем рейтинге), Ростовская (23-е место) области и Краснодарский край (27-е место). Существенно отстают от лидеров Волгоградская область (73-е место) и Республика Адыгея (76-е место).

Однако следует отметить, что уровень партиси-пации характеризуется не только открытостью правительства (хотя это и является одним из главных условий организации партисипации в публичном управлении), но и другими показателями, в частности - развитием ТОС.

Взаимодействие власти и населения через ТОСы является одной из самых перспективных и действенных форм партисипации. Привлечение населения к участию в решении вопросов, направленных на местное развитие, включение его в орбиту деятельности представителей органов местного самоуправления становятся механизмами оптимизации системы управления и результативности местных бюджетов, что способствует более эффективному и незатратному управлению, выработке и принятию более экономичных и результативных решений. Органы ТОС как субъекты участия населения в местном самоуправлении, максимально приближенные к населению, знающие о проблемах развития соответствующей части территории муниципального образования, могут вносить в органы местного самоуправления предложения о том, на решение каких первостепенных проблем следует направить муниципальные средства. Данная форма партисипации в публичном управлении предоставляет населению инструмент по решению вопросов местного значения, а органам публичной власти - инструменты информирования об имеющихся проблемах и эффективного осваивания средств местного бюджета. Органы ТОС являются также каналом, способствующим преодолению отчуждения населения и власти.

Взаимодействие органов местного самоуправления и субъектов ТОС способствует более эффективному использованию бюджетных средств, особенно это касается вопросов местного значения конкретного поселения. Экономический эффект при выделении на развитие ТОС бюджетных средств в размере полтора миллиона рублей измеряется десятками миллионов рублей.

Влияние на эффективность расходования бюджетных средств усиливается с переходом на муниципальном уровне управления от городского округа

к городскому, а затем и сельскому поселению. Так, например, экономия средств для бюджета района составила почти 400 тыс. руб. в год за счет инициативы граждан поселка Хозьмино, Вельского района Архангельской области, по модернизации системы отопления - замене изношенной системы отопления на автономные мини-котельные и печи. Жители поселка начали сами отапливать свои жилые помещения, а мощностей старых котельных стало хватать для отопления школы, больницы и клуба [2].

Самостоятельное проведение органами власти мероприятий по решению проблем развития городского округа, городского или сельского поселения требует 100 % финансирования и оплаты из местного бюджета. Вместе с тем отметим опыт г. Биробиджана, в котором начат эксперимент по апробации системы муниципального гранта. Данная технология конкурса социально значимых проектов среди органов ТОС городского округа связывает воедино три важнейших сектора экономики - государственный, коммерческий (обеспечивается возможность участия бизнеса в поддержке конкурса, т. е. в улучшении социальной среды города) и некоммерческий сектор. Сделано это в целях более качественного решения социально значимых проблем местного сообщества, позволяя тем самым эффективно использовать бюджетные средства, выделяемые на развитие социальной сферы и одновременно привлекать дополнительные ресурсы (материальные, финансовые, трудовые). Проведенный в 2010 г. муниципальный конкурс показал, что на каждый выделенный рубль бюджетных средств на реализацию проектов заявителями было привлечено дополнительно 4,5 руб., т. е. налицо целевое, адресное, частичное инвестирование ресурсов местного бюджета и активная работа по привлечению внебюджетных источников для решения социальных проблем. Конкурсная технология обеспечивает и весомые выгоды населению города, которые в общем плане можно определить как снижение социальной напряженности, повышение качества социальных услуг.

Оценивая эффективность расходования бюджетных средств в результате развития партисипации, необходимо отметить, что важным результатом является не только качество управления бюджетными расходами в плане эффективного их расходования, но и конечные результаты, а именно - привлечение населения к решению вопросов жизнедеятельности территории, на которой оно проживает, удовлетворение своихсоциально-бытовых потребностей, принятие управленческих решений с учетом мнения

большинства населения, повышение в конечном счете уровня и качества его жизни.

По оценке темпов развития организаций ТОС Волгоградская область занимает лидирующее положение . Во всех муниципальных образованиях области по состоянию на 01.10.2012 действовали 1957 организаций ТОС, 1138 из которых имели статус юридического лица [11]. В регионе разработана нормативно-правовая база развития ТОС, реализуется долгосрочная областная целевая программа «Развитие территориального общественного самоуправления Волгоградской области на 2011-2015 годы», организуются областные смотры-конкурсы - «Образцовое территориальное общественное самоуправление», «Лидер территориального общественного самоуправления» и др.

В целом анализ показателей позволяет констатировать, что развитие партисипации в публичном управлении Республики Адыгея и Республики Калмыкия находится на очень низком уровне в сравнении с другими субъектами Российской Федерации. Однако это не означает, что данный процесс отсутствует на этих территориях, как таковой. Оценка уровня партисипации в субъектах Российской Федерации показывает, что в шести из них данный процесс только начинает развиваться.

Открытое взаимодействие власти и населения через выявление общественного мнения, встречи с населением, регулярную публичную отчетность, консультации, привлечение к участию в деятельности общественных (экспертных) советов, поддержание общественной инициативы позволяет минимизировать административные барьеры, достигнуть оперативности и результативности действий, создать условия, в результате которых у населения появляется мотивация к участию в публичном управлении.

Активная обратная связь органов публичной власти и населения через партисипацию делает более плодотворным совместное сотрудничество и функционирование всей системы публичного управления, а именно:

- улучшает качество принимаемых решений;

- повышает уровень соответствия государственных решений интересам различных групп населения;

- повышает комфорт и качество жизни, обеспечивает соответствие результатов решений ценностям, целям, потребностям власти;

-усиливает доверие к центральному правительству, местной администрации и к реализуемым ими решениям;

- обеспечивает эффективнее использование бюджетных средств, получение оптимальных результатов управления при минимальных затратах ресурсов, сокращение затрат на содержание госаппарата, решение текущих вопросов и определение задач на перспективу, привлечение населения к более активной борьбе с коррупционными стратегиями, уменьшение коррупции, объективную оценку работы министерств и ведомств;

- создает действенный механизм контроля и оценки эффективности и результативности деятельности системы органов исполнительной власти и их должностных лиц (особенно в части оказания ими публичных услуг населению), антикоррупционные барьеры;

- обеспечивает повышение уровня удовлетворенности граждан предоставляемыми им государственными услугами.

Таким образом, развитие партисипации в публичном управлении обеспечивает населению повышение уровня и качества жизни, увеличивает возможности его участия в процессе принятия решений, эффективный общественный контроль за расходованием бюджетных средств. Тем самым обеспечивается сокращение затрат на содержание госаппарата, уменьшение коррупции, достижение более открытой, прозрачной, ответственной, внешне подотчетной работы органов публичной власти, доступность и свободный обмен информацией, получение качественных госуслуг.

Безусловно, исследование партисипации как важного фактора повышения эффективности и результативности публичного управления субъектом Федерации является достаточно актуальным, динамично развивающимся процессом, который требует дополнительных исследований в области уточнения показателей, характеризующих его изменение. Предложенная авторами характеристика уровней партиси-пации публичного управления субъектом Федерации отражает только часть показателей, применяемых при оценке современных процессов развития партисипа-ции, не исключает их расширения и уточнения.

используя выявленную зависимость уровня партисипации от эффективности и результативности публичного управления, органы власти получают возможность регулирования и управления процессами повышения качества жизни населения, в том числе, как следствие, - повышения эффективности расходования бюджетных средств, снижения транс-акционных издержек, развития государственно-частного партнерства.

Проведенный анализ уровня партисипации публичного управления в субъектах ЮФО демонстрирует существенные различия в региональном развитии партисипативного подхода. Это говорит о том, что в настоящее время ни один из шести субъектов не достиг высокого уровня партисипации, а в Республике Адыгее и Республике Калмыкия партисипативный процесс не легитимизирован и находится в зачаточном состоянии. Данное положение подтверждается их местом в рейтинге социально-экономического положения субъектов Российской Федерации.

Используемые характеристики и показатели позволяют придать значительную динамику развитию и поставить четкие ориентиры достижения высокого уровня партисипации в субъектах РФ, которые способствуют повышению эффективности и результативности публичного управления и, как следствие, -повышению уровня и качества жизни населения.

Список литературы

1. Василенко Э. Губернатор Василий Голубев продолжит вести блог в Твиттере. URL: http//www. donnews. ru/Gubernator-Vasiliy-Golubev-prodolzhit-vesti-blog-v-Tvittere_9371.

2. Гражданское участие в местном самоуправлении. М.: Изд. дом «Авангард», 2008.

3. Индекс открытости правительства регионов России и рейтинг субъектов РФ на его основе: июнь 2012 г URL: http//www. eregion. ru/opengov.

4. Информация о развитии территориального общественного самоуправления в субъектах Южного федерального округа по итогам 2010 г URL: http//www. tosvo. volganet. ru/folder_1/folder_4.

5. Кайль Я. Я., Епинина В. С. Актуализация партисипативного подхода к формированию системы публичной власти в современной России// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 33. С. 57-63.

6. Ковалевская Е. Ткачева атаковали тролли. URL: http//www. rg. ru/2012/10/18/reg-ufo/tvitter. html.

7. Открытое Правительство Ульяновской области. URL: http//. ulgov. ru/society.

8. Рейтинг информационной открытости глав субъектов РФ: ноябрь 2012 г. URL: http//www/amicable. ru/ news/2012/12/06/4675/reyting-informatsionnoy-otkryitosti-glav-subektov-rf-noyabr-2012/.

9. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ:итоги 2011 г. URL: http//www. vid1.rian. ru/ig/ratings/rating_regions_2012.pdf.

10. Составлен рейтинг губернаторов-блогеров в livejournal. URL: http//www. governors. ru/?regmode= &region= 30&okrug=4&razdel=main&statja=417728.

11. Территориальное общественное самоуправление Волгоградской области. URL: http//www. tosvo.volganet.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.