Model of innovation-oriented cluster of supra-regional level «textile and garment manufacture» with the center in Ivanovo
кусственных волокон, льняных и хлопчатобумажных тканей. Вместе с тем, увеличиваются объёмы производства постельного белья, востребованного на региональном и межрегиональных рынках.
Ведущими предприятиями отрасли, располагающими резервами для наращивания объёмов производства выпускаемой продукции и развития инновационного потенциала являются: ОАО «Юрьев-Польская ткацко-отделочная фабрика «Авангард», специализирующаяся на производстве мебельно-декоративных тканей, гобеленов, подкладочных и сорочечных тканей, так называемых «шотландок», махровых хлопчатобумажных тканей, полотенец; ООО «ТК «Городищен-ская отделочная фабрика» и ООО «ТФ «Медтекс», выпускающие марлю медицинскую и перевязочные материалы; ОАО Холдинговая компания «Владимирский текстиль», специализирующаяся на производстве брезента различных артикулов с теми или иными видами пропиток; ООО «Предприятие нетканых ма-
териалов», выпускающее на основе льняных и синтетических волокон нетканые полотна; ЗАО «Собинская швейная фабрика», сделавшая акцент на производстве одежды для специальных служб, ветровок, брюк, платьев, пальто и полупальто женских; ООО «Детская одежда» и широко известная за пределами Владимирской области Ковровская швейная фабрика по производству стильных мужских костюмов, пиджаков и брюк с торговой маркой ОАО «Сударь».
Предприятия текстильной и швейной промышленности Рязанской области специализируются на производстве различного вида тканей, трикотажных изделий, текстильных обоев, хлопчатобумажных носков и перчаток. Крупнейшим предприятием отрасли является «Кораблинская мануфактура».
Модель инновационно-ориентированного кластера «Текстильное и швейное производство», сформированного в пространстве «Региона сотрудничества» представлена на Рисунке 1.
Условные обозначения:
Инновационный центр Текстильного института ИВГПУ
Учреждения высшего и среднего профессионального образования Прядильное и ткацкое производство Щ Швейное производство ^^ Предприятия льняной про -
мышленности __ Предприятия обувной и кожевенной промышленности
Рисунок 1. Модель инновационно-ориентированного кластера надрегионального уровня «Текстильное и швейное производство» с центром в г. Иваново
Section 7. Regional economy
Список литературы:
1. Шеркунов С. А. Формирование кластеров надрегионального уровня как формы реализации интеграционного взаимодействия субъектов Российской Федерации/С. А. Шеркунов//2Ыог raportow naukowych. «Osi^gniçcia naukowe, rozwoj, propozycje na rok 2014» (29.12.2014-30.12.2014). - Warszawa: Wydawca: Sp. z o. o. «Diamond trading tour», 2014. - С. 6-8.
2. Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24 сентября 2009 года № 853 «Об утверждении Стратегии развития лёгкой промышленности России на период до 2020 года» [Электронный ресурс]/Справочная правовая система «Консультант плюс». Версия: Проф.
3. Постановление Правительства Ивановской области от 8 августа 2014 года № 331-п «О прогнозе социально-экономического развития Ивановской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» [Электронный ресурс]/Справочная правовая система «Консультант плюс». Версия: Проф.
4. Закон Ивановской области «О Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года: областной закон: [принят Иван. обл. Думой 25 февраля 2010 года] [Электронный ресурс]. -№ 22-ОЗ/Справочная правовая система «Консультант плюс». Версия: Проф.
5. Распоряжение Администрации Костромской области от 27 августа 2013 года № 189-ра « Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года» [Электронный ресурс]/Справочная правовая система «Консультант плюс». Версия: Проф.
6. Аналитическая записка об итогах социально-экономического развития Владимирской области в 2014 году; Комитет по экономической политике Администрации Владимирской области [Электронный ресурс]. -Владимир, 2014. - 28 с. - URL: http://www. avo. ru - Официальный сайт Администрации Владимирской области. - Дата обращения 5 мая 2016 года.
Participatory budgeting: international experience
Section 8. Finance, money circulation and credit
Guz Natalia Alekseevna Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow) Chair of Theory of Finance PhD, associate professor,
E-mail: guzn@mail.ru Tsareva Ludmila Mikhailovna Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow) Chair of Audit and Control PhD, associate professor,
E-mail: l.mila.ts@mail.ru
Participatory budgeting: international experience
Abstract: The publication contains extensive information of the current foreign experience of participatory budgeting, which represents the considerable interest for the governmental representatives of the different level, local authorities, scientists, experts and the public.
Keywords: participatory budgeting, public finances, private-public partnership.
Гузь Наталья Алексеевна кандидат экономических наук, доцент кафедры «Теория финансов»,
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (г. Москва), E-mail: naguz@fa.ru Царева Людмила Михайловна кандидат экономических наук, доцент кафедры «<Аудит и контроль»,
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (г. Москва), E-mail: l.mila.ts@mail.ru
Партисипаторное бюджетирование: обзор зарубежного опыта
Аннотация: Статья содержит сведения об актуальном зарубежном опыте партисипаторного бюджетирования, представляющем значительный интерес для представителей государственной власти различного уровня, местных органов власти, ученых, экспертов и общественности.
Ключевые слова: партисипаторное бюджетирование, общественные финансы, частно-государственное партнерство.
Партисипаторное бюджетирование (далее — ПБ) — практика, появившаяся в 1989 г. в городе Порту-Алегри (Бразилия) как форма непосредственной демократии и предполагающая участие граждан в решениях о выборе приоритетов расходования бюджетных средств. До 21% средств городского бюджета Порту-Алегри распределяются через механизмы ПБ.
За годы реализации практики в Порту-Алегри около 7000 предложений жителей были успешно реализованы, в то время как около 70-80 тыс. требований не были выполнены, во многом, по причине неосуществимости предлагаемых гражданами идей. Бюджетные средства распределяются между районами на основе:
Section 8. Finance, money circulation and credit
а) проранжированного списка приоритетов граждан по принципу «один человек — один голос»;
б) числа жителей;
в) качества инфраструктуры или доступных служб
[5].
Партисипаторное бюджетирование — практика, реализуемая преимущественно на муниципальном уровне. Существует, по меньшей мере, пять критериев отнесения проектов к ПБ:
1. Обсуждение бюджетных вопросов.
2. Участие представителей местной власти.
3. Серийный процесс реализации.
4. Публичное общественное обсуждение с участием граждан.
5. Организация публичной отчетности [1].
Перу. В 2003 году в стране впервые был принят
Закон о Партисипаторном бюджете [4]. В последующие годы парламент страны совершенствовал нормы закона, упростив изначально предусмотренную процедуру ПБ с восьми до четырех этапов.
На сегодняшний день в законе предусмотрены следующие стадии: подготовительная (регистрация, обучение); согласительная; координационная; формализация принятия решений.
Предлагаемые региональные проекты должны быть связаны с планами развития, подразумевать существенные результаты, стоить не менее 1 млн. долларов США и быть полезными, по крайней мере, двум входящим в регион провинциям и 5% населения.
Исландия. В Исландии (Рейкьявик) практика ПБ появилась на базе проекта активистов «Лучший Рейкьявик» («Better Reykjavik»). Более 40 000 (из 120 000 человек населения города) приняли участие в дебатах, выдвинув свыше 1000 конструктивных идей накануне местных выборов в 2010 году. В 2012 году был запущен проект «Лучшие соседские сообщества» («Better Neighborhoods»), в рамках которого жители представляют свои идеи о том, как потратить часть городского бюджета в их соседском сообществе.
ПБ в Исландии основано на использовании высокоскоростного широкополосного интернета, доступ к которому есть практически у каждого жителя страны. Граждане следят за публичным обсуждением и могут менять свои приоритеты в онлайн-голосова-нии в последнюю минуту [2].
Польша. В Польше первая инициатива, имеющая общие черты с принципом ПБ, возникла в г. Плоцке в 2003 г. как частно-государственное партнерство между муниципалитетом, группами активистов и местными компаниями — Леви Страусс и PKN Orlen (главная нефтехимическая компания Польши, штаб-квартира расположена в Плоцке). Задачей проекта была разработка «Стратегии устойчивого развития города Плоцка до 2012 года», основанная на детальной оценке городских нужд. Процесс координировался в рамках Программы Развития ООН [3].
Таблица 1. - Основные этапы партисипаторного бюджетирования в Польше
Период Регион Мероприятия
2003-2005 Плоцк «Форум Плоцка» при поддержке НКО начал распределять гранты для проектов гражаднских инициатив
2005-2007 Остров Великопольский Ассоциация «Добрососедский грантовый фонд» помимо предоставления грантов развернула образовательную деятельность — тренинги, курсы и лекции
2009 Муниципалитеты Польши Принят специальный закон, регулирующий деятельность сельских фондов, чьи средства направляются на реализацию инструментов прямой демократии в селах (возможность голосовать за приоритетные проекты)
2011 Сопот Запущены первые проекты партисипаторного бюджетирования
2014 Варшава, Краков, Гданьск Реализуются проекты партисипаторного бюджетирования
Китай. В Китае в городе Чэнду провинции Сы-чуань реализуется крупнейший эксперимент по ПБ в стране и, возможно, в мире. Местные сообщества получают ссуды от государственного инвестиционного фонда «Инвестиционная компания малых городов Чэнду» и решают, куда их потратить. Максимальный размер суммы кредита в 7 раз превышает первона-
чальный взнос сообщества. Жители не только самостоятельно отбирают проекты, но и решают, на какую сумму брать кредит и как использовать полученные ресурсы. Кредиты возвращаются в течение семи лет.
Республика Корея. Впервые упоминается ПБ в южнокорейском Законе о местных финансах 2005 года. На сегодня — процессом ПБ охвачен каждый третий
The real situation of foreign direct investments (FDI) in Ukraine
муниципалитет. В Республике Корея ПБ активно внедряется через интернет с использованием цифрового портала «Digital Budget and Accounting System» («D-Brain») [6].
Правительство страны поощряет внедрение ПБ на национальном уровне. Несмотря на наличие универсальных правил, которые регламентируют процесс ПБ по всей стране, качество последнего отличается по населенным пунктам. С целью преодоления качественного разрыва, например, в Йонсу-Гу организованы бюджетные школы, в обязанности которых входит обучать местных жителей основам партисипа-торного бюджетирования.
Выводы. В числе долгосрочных эффектов ПБ следует отметить:
1. Рост удовлетворенности населения качеством социальных услуг.
2. Минимизация иждивенческих настроений со стороны населения и активизация его участия в местном развитии, укрепление взаимного доверия населения и органов местного самоуправления.
3. Эффективность бюджетных решений:
а. Проекты в рамках ПБ — экономичнее тех же проектов, но реализуемых без вовлечения населения. Кроме того, такие объекты бережнее эксплуатируются.
б. Методика ПБ — это управленческий инструмент, позволяющий выявлять самые острые и насущные вопросы на местах, часто невидимые из центра, требующие немедленного вмешательства.
Таким образом, вовлечение населения в распределение бюджетных средств приводит к:
- повышению открытости деятельности органов местного самоуправления;
- информированности и финансовой грамотности населения;
- развитию социального партнерства органов местного самоуправления и общества в бюджетной сфере, создавая механизм повышения гражданской активности;
- созданию условий для развития институтов гражданского общества.
Список литературы:
1. Вагин В. В., Гаврилова Н. В., Шаповалова Н. А. Инициативное бюджетирование: международный контекст российской версии//Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015. № 3.
2. Bjarnason R. Better Reykjavik/Open Policy Making. 15 October 2014 (https://openpolicy.blog.gov. uk/2014/10/15/better-reykj avik/).
3. Keblowski W., van Criekinger M. Participatory Budgeting Polish-Style. What kind of policy practice has travelled to Sopot, Poland?//Hope for Democracy. In Loco Association, 2014. P. 369.
4. Participatory Budget Framework Act (Law 28056) 2003.
5. Sintomer Y., Herzberg C., Allegretti G. Learning from the South: Participatory Budgeting Worldwide - an Invitation to Global Cooperation. Updated Version. Bonn: InWEnt gGmbH, 2013. P. 27.
6. The Budget System of Korea//Ministry of Strategy and Finance. Republic of Korea. 2014. Режим доступа: http://english.mosf.go.kr/upload/pdf/TheBudgetSystemofKorea.pdf
Serzhanov Vitalii Victorovych Uzhhorod National University (UzhNU), Ph. D, Assoc. Prof., Dean of the Faculty of Economics Kostov'yat Hanna Igorivna, Uzhhorod National University (UzhNU), PhD student, teacher of «Finance and Banking» Department,
E-mail: kostovyat@gmail.com
The real situation of foreign direct investments (FDI) in Ukraine
Abstract: The real situation of foreign direct investments attraction in the economy of Ukraine is analyzed in the article. The impact of foreign direct investments (FDI) on economic development of Ukraine