УДК: 35 ГРНТИ: 04
ПАРТИСИПАТИВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИНЯТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
А. Н. Агеева
Томский государственный университет Россия, 634050 г. Томк, пр. Ленина, 36
Н Агеева Анна Николаевна - annaageeva0001@gmail.com
Партисипативный стиль муниципального управления предполагает активное участие граждан в управлении и использование определенных социальных технологий. В данной работе представлены социальные технологии парти-сипативного участия населения в принятии муниципальных управленческих решений, которые показали свою эффективность в таких странах как Франция, США, Германия и Канада, и которые также могут быть использованы в управленческой практике муниципальных органов управления Российской Федерации.
Ключевые слова: муниципальное управление, партисипативность, социальные технологии, муниципальное образование, партисипативное управление.
PARTICIPATORY SOCIAL TECHNOLOGIES FOR MUNICIPAL MAKING DECISIONS IN FOREIGN COUNTRIES
A. N. Ageeva
Tomsk State University
36 Lenin Ave., 634050 Tomsk, Russia
H Ageeva Anna - annaageeva0001@gmail.com
Partisipative style of municipal management assumes active involvement of citizens in management and use of social technologies. The article reviews participatory social technologies for municipal making decisions, which have shown their effectiveness in countries such as France, the USA, Germany and Canada, and which can also be used in the management practice of the municipal government of the Russian Federation.
Keywords: municipal management, participation, social technologies, municipal formation, participatory management.
В связи с развитием современного общества, во всем мире, наблюдается все большая заинтересованность граждан участвовать в управлении общественными делами. Это обусловлено различными факторами, в том числе такими как:
- высокой значимостью знаний в современном обществе, и как следствие, повышение уровня образования граждан, что позволяет гражданам самостоятельно находить решения в значимых них вопросах;
- развитием демократических институтов, и как следствие, сокращению дистанции между гражданином и властью;
- развитием социальных потребностей граждан, что в результате привело к повышению требований населения к качеству государственных и муниципальных услуг;
- развитием институтов гражданского общества, что дало предпосылку к поиску различных форм и методов взаимодействия государства и общества;
Таким образом, можно говорить о том, что современное общество - это общество интеллектуальное, активное и инициативное, готовое участвовать в управлении общественными делами. Поэтому наиболее адекватным для современного социального управления является партисипативный стиль управления.
Под партисипативностью понимается активное участие граждан, их вовлеченность в управлении общественными и государственными делами. При этом вовлеченность должна основываться на социальном партнерстве и сотрудничестве и подразумевает совместную деятельность граждан с органами власти по вопросам реализации прав граждан
и формирования среды жизнедеятельности, в которой они проживают. [1, с. 30].
В настоящее время большинство развитых и развивающихся демократических стран накопили достаточный опыт взаимодействия власти и населения. Опыт многих из них показал, что патисипативное управление в публичной сфере влечет за собой множество положительных эффектов: повышение качества жизни населения, сокращение издержек связанных с содержанием государственного аппарата, повышение уровня доверия в власти и т.д.
На наш взгляд, особенно актуален партисипативный стиль управления на муниципальном уровне, так как местные органы управления являются наиболее приближенными к населению, что позволяет им выстаивать более эффективный диалог с жителями муниципалитета.
Партисипативный стиль государственного и муниципального управления предполагает использования различных социальных технологий участия населения в государственном и муниципальном управлении.
Под социальной технологией подразумевается совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в процессе социального планирования и развития, решения разного рода социальных проблем. [2]
Технологии социального участия предполагают определенный порядок действий. Так, процедурами социальной технологии у В. А. Захарова, [3, с.25] выступают:
1. Определение проблемы, требующей совместного решения;
2. Появление заинтересованности в совместной работе;
3. Определение структуры соответствующих участников с каждой стороны;
4. Появление готовности каждой из сторон вести конструктивный диалог;
5. Определение нормативно-правового статуса общественных объединений и органов местного самоуправления в процессе взаимодействия;
6. Установление «связующего элемента» между общественными объединениями и муниципальными органами власти для получения конструктивного диалога.
Многие зарубежные страны уже давно активно используют технологии социального участия как на государственном, так и на местном уровне. И как показал анализ зарубежной практики, именно на местном уровне, социальные технологии партисипативного участия населения показали наибольшую эффективность и результативность.
В России о социальных технологиях заговорили относительно недавно, и на сегодняшний день еще наблюдается низкая заинтересованность со стороны органов местного управления в партисипативном принятии решений, несмотря на готовность граждан участвовать в управлении.
Поэтому проблема заключается в следующем: партиси-пативные социальные технологии участия населения в муниципальном управлении на сегодняшний день мало используются в России, и о них известно немного. Именно поэтому необходимо изучение зарубежного опыта в использовании социальных технологий на местном уровне.
Целью исследования является выделение алгоритмов партисипативных социальных технологий, используемых на муниципальном уровне за рубежом, с тем, чтобы облегчить трансфер этих технологий в российскую практику.
Для достижения данной цели было проанализировано четыре социальные технологии участия населения на местном уровне в таких странах как Франция, США, Германия и Канада.
Поскольку научные представления о социальных технологиях подразумевают определенный алгоритм действия, а также нормативное закрепление, рассмотрим те технологии, которые обладают такими признаками, и которые были успешными в зарубежных странах.
В Европе на протяжении уже 20 лет существует такая форма участия граждан, как партисипативное бюджетирование. Такая форма участия населения в Европе применяется в разных городах - как в относительно крупных, так и более мелких. Партисипативный бюджет (Participatory Budget) - местный бюджет, разработанный и утвержденный с участием общественности - это финансовый план совместного управления, осуществляемого гражданами и местными органами власти [4]. Так, в Париже, в 2014 году, был разработан самый большой партисипативный бюджет в мире. Технология партисипативного бюджетирования в Париже, предполагала определенный алгоритм действий [5]:
Первый этап - выделение денежных ресурсов органами власти. Так, в Париже, на данный проект было выделено 65 миллионов евро.
Второй этап - этап сбора идей. Гражданам на протяжении двух месяцев предлагается представить свои проектные идеи, связанные с улучшением городского пространства, через Интернет или специальные учреждения.
При этом, ограничений для предложений не было, не принимались только те проекты, которые были технически
не осуществимы.
Третий этап - рассмотрение и оценка проектов. Специально подготовленная рабочая группа на протяжении двух месяцев занималась рассмотрением предложенных гражданами проектов. Членами рабочей группы являлись инженеры, строители, представители бизнеса и органов государственного и муниципального управления, и другие лица, которые обладали специальными знаниями, которые необходимы для осуществления предложенных проектов.
Четвертый этап - представление проектов для ознакомления гражданам. Проекты, которые прошли этап рассмотрения, были представлены на специальной Интернет-площадке, а также, в помещениях местной администрации Парижа. В течении двух месяцев горожане могли ознакомиться с данными проектами и выбрать наиболее понравившиеся.
Пятый этап - голосование. В течении месяца, горожане могли проголосовать за наиболее понравившийся проект на в Интернете, или в специально организованных пунктах голосования.
Шестой этап - реализация проектов. На этом этапе проекты, набравшие наиболее количество голосов, реализуются за счет выделенных ресурсов.
Одним из современных приемов привлечения населения в процессы управления государством и муниципалитетом является краудсорсинг. На сегодняшний день органы публичного управления во всем мире активно используют технологии краудсорсинга в своей деятельности. Термин «краудсорсинг» (от англ. crowd - толпа и sourcing - источник, использование ресурсов) означает передачу отдельных производственных функций неопределенному кругу лиц на основании публичной оферты, не подразумевающей заключение трудового договора [6]. Краудсорсинг по типу решаемых задач принято делить на три специфических направления: «краудкриэйшн» (crowcreation), «краудвотинг» (crowvoting) и «краудфандинг» (crowdfunding) [7, с. 109]. Краудкриэйшн направлен на представление идей, концепций, решений. Краудвотинг в большей степени связан с политическим управлением, это может быть опрос общественного мнения, голосование, оценивание проектов. Краудфандинг предполагает добровольное объединение денежных средств или других ресурсов для финансирования проектов или мероприятий.
В США в 2012 году был запущен масштабный краудфан-динг проект, который позволяет гражданам профинансировать проекты, связанные с улучшением городской среды [8]. Данная технология предполагает следующий алгоритм:
1. Создание Интернет-ресурса. В 2012 году был создан портал «Citizinvestor», который позволяет размещать на сайте различные проекты, касающиеся улучшения городского пространства того или иного штата.
2. Размещение проекта на сайте. Любой правительственный орган или их официальные партнеры могут размещать проекты на сайте. На сайт размещаются те проекты, которые поддерживаются местными органами управления и гражданами, но не имеют необходимых средств для его завершения.
3. Финансирование проекта. Граждане, могут пожертвовать свои денежные средства, на любой понравившийся им проект. При этом, сбор средств организован так, что деньги с добровольцев не будет взиматься, если проект не достигнет ста процентов своей цели финансирования. Только когда проект достигает ста процентов своей цели финансирования в конкретный срок, денежные средства списываются со счета добровольцев.
4. Реализация проекта. После того как необходимые средства собраны, орган, который осуществлял сбор средств на проект, занимается его реализацией. При этом, администратор сайта гарантирует что денежные средства будут потрачены именно на данный проект, и ведет контроль за расходом денежных средств.
Одним из популярных приемов участия граждан в государственном и муниципальном управлении является Форсайт. Форсайт — это систематический, совместный процесс построения образа будущего в средне- и долгосрочной перспективе, нацеленный на повышение качества принимаемых в настоящий момент решений и координацию совместных действий (FOREN Guide) [9]. Успешный опыт применения Форсайта показала провинция Квебек - один из наиболее экономически развитых регионов Канады. Форсайт-проект «Перспективы науки, технологий и общества» стартовал в Квебеке в 2003 году. Проект состоял из двух фаз: Форсайт-исследования и разработка стратегий. Технология проведения данного Форсайта состояла из следующих этапов [10]:
1. Опрос граждан. Для определения проблем, с которыми регион может столкнуться в ближайшие 20 лет, были проведены серии опросов, которые позволили выявить круг наиболее актуальных проблем, волнующие местных жителей сегодня и в будущем.
2. Опрос экспертов. На этом этапе привлекались эксперты, обладающие специальными знаниями, принимающие активное участие в общественной жизни, и отличающиеся оригинальностью предлагаемых идей. Опрос экспертов проводился в виде семинара. При этом, в своих предложениях, эксперты опирались на результаты опроса граждан.
3. Выявление приоритетных проблем. На данным этапе было привлечено научное сообщество Квебека, задача научного сообщества состояла в том, чтобы выявить наиболее приоритетные и решаемые проблемы. Опрос проводился онлайн, и так, перечень проблем был сокращен с 40 до 10.
4. Поиск способа решения проблем. На этом этапе, специализированные комитеты провели работу по поиску наиболее адекватных способов решения выявленных проблем, результатом работы стали доклады, в которых детально очерчивались проблемы и имеющиеся научно-технологические возможности для их решения.
5. Разработка стратегии развития. Основная цель этой фазы - разработать для каждой задачи соответствующую стратегию научно-технологического развития. Стратегии ориентированы на долгосрочную перспективу. Для их подготовки сформирован комитет из десяти экспертов, половина из которых представляет науку, другая - потребителей научных разработок.
6. Реализация стратегий развития. Результаты Форсайт-исследований в рамках данного проекта стали основой для практических действий относительно будущего науки и технологий в Квебеке.
В мире также используют методики взаимодействия граждан и общества с помощью творчества. Например, в Германии используется такая методика взаимодействия власти и общества, как выставка в формате «Глазами граждан» [11], которая направлена на привлечение населения к участию в управлении территорией через эмоционально-личностное и эстетическое восприятие существующих проблем. Так, технология проведения выставки состоит из следующих этапов:
1. Выбор и конкретизация темы. Темой для выставки должны являться важные общественные проблемы, которые волнуют население. Например, это могут быть такие темы как
загрязнение местности, высокий уровень преступности, не развитая инфраструктура и т.д. При этом проблемы должны затрагивать различные группы интересов.
2. Составление концепции и плана проекта. Цели у проекта могут быть различными: привлечение внимания к проблеме, побуждение к общественной дискуссии, стимулирование к решению проблем и т.д. В зависимости от целей, на этом этапе разрабатывают концепцию и план проекта.
3. Разработка руководства по проведению интервью. Письменное руководство по проведению интервью, должно содержать подтемы и вопросы, которые необходимо затронуть в интервью.
4. Выбор групп интересов и привлечение их к интервью. Основной целью данного этапа является охватить максимально широкий спектр имеющихся взглядов, мнений, интересов и предлагаемых решений.
5. Проведение интервью. При подготовке выставки в формате «глазами граждан» используются полуструктурированные интервью с опорой на руководство по проведению интервью.
6. Фотографирование. Параллельно с интервью опрашиваемых фотографируют, эти фотографии в последующем будут использоваться на выставочных постерах.
7. Оценка интервью. После проведения интервью необходимо отредактировать текст интервью, при этом не упуская важных для содержания высказываний.
8. Оформление выставочных постеров и подготовка выставки. Постеры должны вызывать отклик и интерес граждан, а в идеале - побуждать к дискуссии. Поэтому фотографии и текст интервью должны быть интересными.
9. Открытие выставки. Открытие выставки должно сопровождаться активной PR-кампанией, для привлечения большего числа посетителей.
10. Комбинирование выставки с другими выставочными форматами, подразумевающими личное участие; оценка. Выставка в формате «глазами граждан» может быть интегрирована с различными опросами граждан, семинарами, дискуссиями, беседы с экспертами и т.д. Именно сочетание выставки с другими формами вовлечения граждан позволит усилить эффект вовлечения населения в проблемы, которые освещались на выставке.
Помимо представленных в данной статье социальных технологий участия населения в местном управлении, в зарубежной практике на сегодняшний день имеется достаточный опыт взаимодействия населения и органов управления, который необходимо изучать и использовать в муниципалитетах России. Тогда, муниципальное управление в России выйдет на качественно иной уровень, позволяя гражданам и органам местного управления совместно решать местные проблемы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мартынова С.Э. «Сервисная» модель муниципального управления в социологической интерпретации: Монография. СПб. : Социально-гуманитарное знание, 2015. 348 с.
2. Давидов Ю.Н. [и др.] Современная западная социология: словарь. М.: Политиздат, 1990. 432 с
3. Захаров В.А. Управление взаимодействия общественных объединений и муниципальных органов власти при реализации проектов местного значения: автореф. дис. ... канд. соц. наук / В.А. Захаров. М, 2009. 23 с.
4. Сентоме Ив Партисипативный бюджет: концепция, тенденция и перспективы: Доклад, на научно-практическом семинаре:
«Партисипативный (открытый) бюджет: Европейский опыт и российская реальность». Екатеринбург, 11 июня 2013 г.
5. Pauline Veron, Why Paris is Building the World's Biggest Participatory Budget // URL: https://newcities.org/why-paris-is-building-the-worlds-biggest-participatory-budget.
6. Копыченко Г.С. Управление конкурентоспособностью муниципальных образований: дис. ... канд. эконом. наук / Копыченко Галина Сергеевна. М., 2014. 232 с.
7. Коробова А. Краудсорсинг для государственного управления // Технологии и средства связи. 2012. № 6.
8. Citizinvestor, Inc // QRZ.RU: Citizinvestor 2012-2017. URL: http://www. citizinvestor.com.
9. Крюков С.В. Форсайт: от прогноза к формированию будущего // Terra Economicus. 2010. Т. 8. № 3.
10. Биккулов А.С., Салазкин М.Г. Форсайт в Канаде: два уровня // Форсайт. 2007. №2.
11. Биргит Бём. Выставка в формате «глазами граждан». Методическое руководство в десяти шагах // U RL: http://www.krasimr. ru/userfiles/lib/18/525e3bcf0807b.pdf.
Поступила в редакцию 23.08.2017