Научная статья на тему 'Парные погребения Бояновского могильника'

Парные погребения Бояновского могильника Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
350
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЯНОВСКИЙ МОГИЛЬНИК / ПОГРЕБАЛЬНАЯ ОБРЯДНОСТЬ / ПОГРЕБЕНИЯ / ПРИКАМЬЕ / ПАРНЫЕ ПОГРЕБЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Парные погребения Бояновского могильника»

АНТРОПОЛОГИЯ, ЭКСПЕРИМЕНТ

И

«

н

и

и

эК

О §

« к

о Ь М о

ІҐ

8

§

§

Ё

Н.Г. Брюхова ПАРНЫЕ ПОГРЕБЕНИЯ БОЯНОВСКОГО МОГИЛЬНИКА

Пермский филиал Института истории и археологии УрО РАН, г. Пермь

Бояновский могильник можно по праву считать одним из ценнейших источников информации по вопросам погребальной обрядности населения Прикамья в ломоватовскую эпоху. В 1951, 1953 гг. на могильнике были произведены раскопки отрядом КАЭ ПГУ под руководством В.А. Оборина. В 2005-2008 гг. работы на памятнике были продолжены отрядом КАЭЭ ПГПУ под руководством А.В. Данича. За время исследования могильника было вскрыто около 180 погребений, отнесенных к IX -XI вв. (Данич 2007, с.22-25).

Несмотря на плохую сохранность костных останков в погребениях, тщательный анализ и фиксация уцелевшего антропологического материала позволяет, в большинстве случаев, интерпретировать особенности положения покойного во время совершения погребального обряда.

Если основным, т.е. наиболее часто встречаемым на рассматриваемом памятнике способом погребения, считать одиночные захоронения по обряду ин-гумации, то случаи, когда мы сталкиваемся с отклонениями от «обычного» ритуала можно назвать «особенными». В данном случае хочется рассмотреть, как «особые» - парные погребения Бояновс-кого могильника.

В 2007 году обнаружены 6 могильных ям, в которых, судя по костным ос-

© БрюховаН.Г., 2008 -195-

танкам, были похоронены по два человека.

Погребение № 105: В погребении захоронены мужчина, умерший в возрасте 25-35 лет и ребёнок 6+\-3 месяцев. Мужчина был уложен на спину, головой на север, ноги вытянуты. Руки погребённого были согнуты в локтях: левая кисть лежала в абдоминальной области, а правой рукой мужчина «приобнимал» ребёнка.

Погребение № 114: В погребении обнаружены зубы двух индивидов (в северной части ямы, по разные стороны от условной оси). Останки принадлежат взрослому человеку, умершему в возрасте 20-30 лет (индивид № 1) и ребёнку, умершему в возрасте 7лет +\-24 месяца (индивид №2). Оба человека были похоронены одновременно в одной могильной яме. Ребёнок был уложен с правой стороны от взрослого.

Погребение № 116: В погребении обнаружены костные останки двух индивидов. Условные оси каждого костяка параллельны друг другу и условной оси погребения. Останки принадлежат взрослому человеку, умершему в возрасте 30-40 лет и ребёнку, умершему в возрасте 4 года +\-12 месяцев. Оба человека были похоронены одновременно в одной могильной яме. Ребёнок был уложен с правой стороны от взрослого.

Погребение № 127: В могильной яме обнаружены костные останки двух индивидов (по разные стороны от условной оси). В северо-западной четверти могильной ямы найдены 13 зубов (жевательных) обеих челюстей индивида №1. В северо-восточной четверти погребения лежали 4 зуба (жевательные) верхней челюсти индивида № 2.

В погребении были захоронены два человека примерно одного возраста 2030 лет. По археологическим данным, пол обоих индивидов реконструируется как

женский. Оба человека были похоронены одновременно в одной могильной яме, уложены параллельно друг другу, головами на север.

Погребение № 128: В погребении были захоронены два мужчины, возраст индивида № 1 не определен, индивид № 2 умер в возрасте 40-60 лет. Оба человека были похоронены одновременно в одной могильной яме, уложены параллельно друг другу, головами на север.

Погребение № 135: В погребении обнаружены костные останки двух человек (по разные стороны от условной оси). Пол погребенных определить не удалось. Индивид № 1 умер в возрасте 16-25 лет, индивид № 2 - в возрасте 2030 лет (Брюхова 2007).

Одноактность использования всех погребений подтверждается планигра-фически и стратиграфически. Опираясь на случаи, где возможна половозрастная идентификация погребенных, мы получаем одно парное погребение женщин (№ 127), одно - мужчин (№128) и три могилы, в которых захоронены ребенок и взрослый (№ 105, № 114, № 116), в двух из них ребенок уложен рядом с мужчиной (№ 105 и № 116) ( Рогинский, Левин 1978). Во взрослых погребениях покойные были уложены параллельно друг другу, головами на север. В погребениях с детьми во всех случаях ребенок находился справа от взрослого.

Два парных погребения взрослых являются могилами однополых индивидов. Возможно, это связано с отличиями в проведении похоронного ритуала для женщин и мужчин. Не исключено, что в обряде похорон для разных полов есть такие особенности, которые не позволяют проводить одновременное захоронение мужчины и женщины.

Явная неординарность одновременного погребения нескольких человек вынуждает исследователей искать воз-

можные объяснения этому феномену. Стоит отметить, что кроме парных погребений на исследованной части могильника были зафиксированы кенотафы и вторичные захоронения. Наличие костей со следами рубленых ран во вторичных погребениях наводит на мысль о том, что население, использовавшее могильник, пережило ситуацию, связанную с военными столкновениями. Может быть, и появление части парных погребений связано с захоронением одновременно погибших людей (Бужило-ва 2005).

Что касается одновременных погребений с детьми, то хочется обратить внимание на то, что дети похоронены рядом с мужчинами (в двух случаях, где пол взрослого определен). Вероятно, это также можно связать с одновременной смертью людей, наступившей в результате трагических событий.

Еще одной гипотезой одновременного уложения в могилу ребенка и взрослого, может быть не одновременная смерть индивидов, а одновременное их захоронение. Такой случай может иметь место, когда для похорон (обряд, приезд на кладбище, рытье могилы) только ребенка физические затраты слишком велики. Например, в силу неблагоприятных погодных условий (зима, распутица). Тогда умершего ребенка временно оставляют не похороненным до благоприятной погодной ситуации или до смерти взрослого (родственника), с которым его можно захоронить в одной могиле. Косвенным подтверждением этой версии служит раскопанный в 2008 г. участок детских погребений, который мог появиться в результате проведения примерно в одно время «отложенных» похорон.

Еще раз хочется обратить внимание на то, что дети во всех трех погребениях находились с правой стороны от

взрослого. Такая ситуация отмечена и на других могильниках ломоватовской эпохи. Например, парное погребение № 57 Деменковского могильника так описано В.Ф. Генингом «погребенная женщина лежала вытянуто на спине, левая рука положена вдоль тела, а правая поднята и согнута так, что обнимала костяк ребенка...» (Генинг 1964, с. 135-136). На том же Деменковском могильнике в 2007 г. под руководством А.Ф. Мельничука раскопаны смежные погребения 163 и 163 а, где в пределах одних очертаний, но на разной глубине, зафиксированы кости молодой женщины и ребенка. Костяк ребенка и в этом случае находился с правой стороны от взрослого. Мы можем предположить, что факт положения ребенка справа являлся принципиальным в погребальном обряде.

Это может пролить свет на положение «валетом» двух женщин из парного погребения (№32) могильника Пыш-тайн. Судя по закономерности в положении костей и уровню их фиксации, погребение является парным с одновременным захоронением. В могилу были уложены два человека параллельно друг другу, тела вытянуты по линии ЮВ-СЗ. Ноги одного рядом с ногами другого, головами в разные стороны. Обе женщины уложены так, чтобы каждая относительно другой была с левого боку, то есть никого нельзя было положить по правую руку. Может быть это связано с наличием - отсутствием кровного родства.

Подведу итоги:

1) появление парных погребений на данном участке Бояновского могильника может быть связано с одновременной гибелью людей в ходе военных столкновений;

2) все описанные парные погребения взрослых (где определен пол) однополые, что можно связать с отличиями в проведении похоронного ритуала для

женщин и мужчин.

3) одной из причин захоронения детей с взрослыми может выступать нецелесообразность физических затрат на похороны одного ребенка, из-за неблагоприятных погодных условий;

4) при захоронении вместе взрослого и ребенка расположению ребенка с правой стороны от взрослого придавалось особое значение.

Е.О. Святова ПАЛЕОДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КЛАДБИЩА НОВОГО ВРЕМЕНИ г. КАМЕНСК-УРАЛЬСКОГО

ОГУК «НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области», г. Екатеринбург

Весной 2001 г. в краеведческий музей г. Каменск-Уральского Свердловской области поступил череп с проникающим ранением и оставшейся в полости мозговой коробки железной стрелой. Череп был обнаружен при проведении земляных работ, направленных на благоустройство площади перед Свято-Троицким Собором, и происходил из разрушенного погребения. Этот факт позволил приостановить строительные работы, однако часть кладбища была уже разрушена, поскольку, по свидетельствам очевидцев, строителям неоднократно попадались человеческие кости.

По договору с администрацией г. Каменск-Уральского летом 2001 г. сотрудниками археологического отдела НПЦ Свердловской области было проведено исследование территории, позволившее вскрыть значительный участок кладбища (476 кв. м). Кладбище располагалось на правом берегу р. Каменка, в пределах Троицкого городка, к северу от первой деревянной Троицкой церкви, функционировавшей в течение чуть более 100 лет (1701-1820 гг.). Этим же временем (XVIII - нач. XIX вв) были датированы и вскрытые в ходе работ захоронения.

По результатам археологических исследований Каменский могильник был определен как христианское право© Святова Е.О., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.