УДК 342.10
ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Барашева Е. В., Степаненко А. С.
Восточно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Иркутск, Россия
Аннотация. Исследуются институт парламентского контроля в Российской Федерации, перспективы его развития. Проведен анализ нормативной базы в данной области, а также «правительственного часа» на пленарном заседании Государственной Думы, посвященном во многом заслушиванию парламентариями доклада Генерального прокурора о состоянии законности и соблюдении социальных гарантий и прав граждан. Выяснены основные проблемы в функции парламентского контроля, намечены пути их решения и перспективы дальнейшего развития.
Ключевые слова: парламентский контроль, парламент, надзор, депутатский запрос, парламентские слушания, правительственный час.
PARLIAMENTARY CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS
Barasheva E. V., Stepanenko A. S.
East Siberian Branch of the Russian State University of Justice, Irkutsk, Russian Federation
Аbstract. This article is devoted to the study of the institution of parliamentary control in the Russian Federation, the prospects for its development. The analysis of the regulatory framework in this area, as well as the analysis of the "government hour" at the plenary session of the State Duma, devoted largely to the hearing by parliamentarians of the report of the Prosecutor General on the state of legality and observance of social guarantees and citizens' rights. Based on the results of the study, the main problems in the function of parliamentary control became clear, but also ways of their solution and prospects for further development were outlined.
Keywords: parliamentary control, parliament, supervision, parliamentary inquiry, parliamentary hearings, government hour.
Сегодня на политической карте мира трудно найти государство, где бы отсутствовал представительный орган — парламент. Парламентаризм в истории России уходит своими корнями далеко в XII в., когда в Новгородском княжестве впервые собиралось народное собрание, вече, для принятия коллективного решения по наиболее важным вопросам. С тех пор институт парламентаризма прошел долгий и сложный путь до его нынешней трансформации в действующий российский парламент — Федеральное Собрание РФ.
С принятия в 1993 г. Конституции прошло 29 лет, за это время поменялся образ России, ее уклад политической жизни, и внесение поправок в 2020 г. было жизненно необходимо для дальнейшего развития страны. Укрепление баланса между всеми тремя ветвями власти стало ключевой целью принятия этих поправок. Для реализации указанной цели в Конституцию была введена ст. 103.1, закрепляющая институт парламентского
контроля1. Для определения основных тенденций развития парламентского контроля необходимо определить понятие
парламентского контроля. Парламентский контроль — это деятельность обеих палат парламента, их комитетов, комиссий, депутатов, сенаторов по контролю за соблюдением конституции и законов, по укреплению законности, правопорядка, противодействия коррупции, выявлению ключевых проблем и повышению эффективности госуправления. Для того чтобы парламентский контроль был эффективным и не носил декларативный характер, необходимо проанализировать существующие формы парламентского контроля, среди основных можно выделить:
1) заслушивание Государственной Думой ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности в рамках так называемого правительственного часа;
1 О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти : закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ // Собр. законодательства РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.
2) рассмотрение Государственной Думой годовых отчетов Центрального банка РФ и принятие решений по ним;
3) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты РФ, заместителя Председателя Счетной палаты РФ, аудиторов Счетной палаты РФ;
4) заслушивание Советом Федерации ежегодных докладов Генерального прокурора РФ о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.
Исходя из перечисленных выше форм, можно смело утверждать, что механизмов для осуществления парламентского контроля достаточно и по своему характеру они четко следуют принципам разделения властей, независимости субъектов парламентского контроля [1, с. 5].
Если говорить о результатах проведения парламентского контроля, то ярким примером можно считать итоги правительственного часа, который проходил на пленарном заседании Государственной Думы 16 ноября 2021 г.; с докладом о состоянии законности и соблюдения социальных гарантий прав граждан выступил Генеральный прокурор Краснов Игорь Викторович. С центральной трибуны в зале пленарных заседаний Генеральный прокурор поднял такие острые социальные проблемы, как защита детей сирот, защита детей в интернет-среде, затянувшееся решение проблемы участников долевого строительства, прозвучала
озабоченность и в отношении
недобросовестных концессионеров. В связи с этим председатель Государственной Думы РФ Володин Вячеслав Викторович предложил создать несколько рабочих групп: «Вопрос обеспечения жильем детей-сирот. Давайте вместе с Генеральной прокуратурой займемся решением этого вопроса и, если вы не будете возражать, со стороны Государственной Думы создадим рабочую группу во главе с Кузнецовой Анной Юрьевной, заместителем Председателя Государственной Думы»1.
Исходя из информации, представленной выше, тенденция в развитии парламентского контроля видится в усилении связей обеих палат парламента с другими надзорными органами, более тесная работа поможет
1 В Государственной Думе прошел «правительственный час» с участием Генерального прокурора РФ / / Государственная Дума : офиц. сайт. URL: http://duma.gov.ru/news/52719 (дата обращения: 13.12. 2021).
сконцентрировать внимание на
трудноразрешимых проблемах, но с сохранением основных принципов их работы.
Нельзя обойти стороной и вопрос долевого строительства. Вот уже несколько лет не утихает проблема дольщиков, оставшихся без жилья. Она затрагивает все слои населения, недобросовестные застройщики обманным путем заработали на обычных гражданах. В 2017 г. руководство Государственной Думы выступило инициатором проведения парламентских слушаний (еще одна форма парламентского контроля), на них были приглашены обманутые дольщики (227 человек) из проблемных регионов (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирская область, Краснодарская область), в этих регионах проблема в сфере долевого строительства стояла наиболее остро. На слушаниях в Государственной Думе присутствовали представители Банка России, Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), Министерства строительства и ЖКХ России, вел слушания В. В. Володин2. Слушания проходили согласно Регламенту Государственной Думы в открытой форме. Результатами этих слушаний стали поправки в действующее законодательство,
регламентирующее участие субъектов долевого строительства; по фактам нарушения законодательства Государственная Дума направила свои запросы в
правоохранительные органы, чтобы те, в свою очередь, дали правовую оценку данным фактам и приняли по ним соответствующее решения.
Государственная Дума, прежде всего, представительный орган и имеет партийную окраску; по итогам выборов в VIII созыв Государственной Думы парламентскими стали 5 партий, правящей партией стала «Единая Россия», второе место заняла КПРФ, на третьем месте расположилась «Справедливая Россия — за правду», почетное четвертое место заняла ЛДПР, и замыкает этот список партия «Новые люди». Несмотря на такое количество партий, в парламенте, по сравнению с США (в их парламенте всего две партии — демократы и республиканцы), ведущую роль играет партия большинства, количество занимаемых мандатов в Государственной Думе позволяет
2 В Госдуме состоялись парламентские слушания на тему «Формирование эффективных законодательных механизмов защиты прав и законных интересов участников долевого строительства // Государственная Дума : офиц. сайт. URL: http://duma.gov.ru/news/13975 (дата обращения: 13.12.2021).
ей принимать решения вне зависимости от того, согласны или не согласны с этим решением другие партии. При голосовании на должность (будь то председатель правительства, федеральный министр или аудитор счетной палаты) другим партиям не хватает голосов для назначения своего члена партии, требуется поддержка правящей, так же и со снятием с должности — если правящая партия не даст свои голоса, то человек, занимающий должность, продолжит свою деятельность.
Для решения вопроса баланса сил в парламенте следует закрепить законодательно квоту для партий — ни одна партия не может занять более 40 % мест в Государственной Думе, тогда остальные 60 % поделят между собой другие партии, в таком случае будут создавать внутрипарламентские коалиции, союзы, и при принятии любого решения, поставленного на голосование, начиная от законопроекта до назначения на должность министра, будут учтены интересы каждой партии, равным образом распределятся профильные комитеты Государственной Думы.
Парламентский контроль в сфере бюджетных отношений, пожалуй, можно считать одним из приоритетных направлений контроля со стороны парламента, 24 ноября 2021 г. в окончательном третьем чтении Государственная Дума приняла закон о федеральном бюджете на 2022 г. и плановый период 2023—2024 гг.; не может не радовать то, что бюджет будет профицитным. Крупной статьей расхода стала социальная сфера, и в ней, как и в других, парламент должен четко отслеживать корректное исполнение главного финансового документа страны. Новой вехой станет цифровизация всех бюджетных трансфертов, парламентарии на отчетах Счетной палаты могут проанализировать проблемные участки, сделать вывод о работе регионов по работе с бюджетными средствами и, если понадобится, провести все необходимые процедуры по стабилизации бюджетных отношений. Главное, чтобы деньги работали на граждан, парламенты на местном уровне должны вовремя брать под свой контроль администрацию губернатора, глав районов и мэров городов.
В функции парламентского контроля должна быть заложена система сдержек и
противовесов, парламент не должен брать на себя репрессивные функции, он должен выступать превентивным органом неверной правоприменительной практики. Палаты парламента должны стать государственной площадкой для обсуждения самых разных проблем, начиная от вопросов пробуксовки законов на местном уровне до международных парламентских дискуссий. Федеральное собрание идет рука об руку с народом России, именно на парламент как на представительный орган граждане возлагают свои надежды по решению их проблем. Депутаты и сенаторы не должны оставаться равнодушными к гражданам и их просьбам, существующие депутатские запросы призваны обратить внимание органа, в который этот запрос поступил, на существующую проблематику. Необходимо создавать гарантии скорого разрешения вопроса и устанавливать ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей в том числе и самими парламентариями, которые безответственно относятся к своим полномочиям, в корыстных целях пользуются своим статусом.
Список литературы
1. Бурдуков М. Ю., Гончаров М. В. Современные проблемы парламентского контроля в Российской Федерации // Уральский журнал правовых исследований. 2021. № 2. С. 3—12.
Барашева Елена Викторовна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры общетеоретических и государственно-правовых дисциплин, Восточно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Иркутск, Россия, e-mail: barahevaev@bk.ru
Barasheva Elena Viktorovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of General Theoretical and State-Legal Disciplines, East Siberian Branch of the Russian State University of Justice, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: barahevaev@bk.ru
Степаненко Алексей Сергеевич - доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ВосточноСибирский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Иркутск, Россия, e-mail: mail@esbrsuj.ru
Stepanenko Alexey Sergeevich - Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines, East Siberian Branch of the Russian State University of Justice, Irkutsk, Russian Federation,
e-mail: mail@esbrsuj.ru