Научная статья на тему 'ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2020 В СИНГАПУРЕ: ИТОГИ, УРОКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2020 В СИНГАПУРЕ: ИТОГИ, УРОКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
264
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНГАПУР / ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ / ПАРТИЯ НАРОДНОГО ДЕЙСТВИЯ / РАБОЧАЯ ПАРТИЯ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SINGAPORE / PARLIAMENTARY ELECTIONS / PEOPLE'S ACTION PARTY / WORKERS' PARTY / POLITICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Астафьева Екатерина Михайловна

Статья посвящена всеобщим парламентским выборам в Сингапуре, состоявшимся 10 июля 2020 г. Автор обращается к анализу процедуры выборов в условиях пандемии коронавируса COVID-19 и проблемам, возникшим в ходе их проведения. Особое внимание уделено итогам выборов в условиях роста политического влияния оппозиции. В заключение автор рассматривает возможные перспективы политического развития Сингапура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARLIAMENTARY ELECTIONS 2020 IN SINGAPORE: RESULTS, LESSONS AND POLITICAL DEVELOPMENT PROSPECTS

The article is devoted to the general parliamentary elections in Singapore, held on July 10, 2020. The author refers to the analysis of the election procedure in the context of the COVID-19 coronavirus pandemic and the problems that arose during their holding. Particular attention is paid to the results of the elections in the context of the growing political influence of the opposition. In conclusion, the author examines the possible prospects for the political development of Singapore.

Текст научной работы на тему «ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2020 В СИНГАПУРЕ: ИТОГИ, УРОКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _2020, Том III, № 3 (48). С. 167-175._

DOI:10.31696/2072-8271-2020-3-3-48-167-175

Парламентские выборы 2020 в Сингапуре: итоги, уроки и перспективы политического развития

Астафьева Екатерина Михайловна

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения Российской академии наук, Россия, Москва, katy-ast@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-8091-407X

Аннотация: Статья посвящена всеобщим парламентским выборам в Сингапуре, состоявшимся 10 июля 2020 г. Автор обращается к анализу процедуры выборов в условиях пандемии коронавируса COVID-19 и проблемам, возникшим в ходе их проведения. Особое внимание уделено итогам выборов в условиях роста политического влияния оппозиции. В заключение автор рассматривает возможные перспективы политического развития Сингапура.

Ключевые слова: Сингапур, парламентские выборы, Партия народного действия, Рабочая партия, политическое развитие

Parliamentary Elections 2020 in Singapore: Results, Lessons and Political Development Prospects

Ekaterina M. Astafieva

PhD in History, Senior Researcher at the Center for Southeast Asia, Australia and Oceania Studies, Institute of Oriental Studies RAS, Russia, Moscow, katy-ast@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-8091-407X

Abstract: The article is devoted to the general parliamentary elections in Singapore, held on July 10, 2020. The author refers to the analysis of the election procedure in the context of the COVID-19 coronavirus pandemic and the problems that arose during their holding. Particular attention is paid to the results of the elections in the context of the growing political influence of the opposition. In conclusion, the author examines the possible prospects for the political development of Singapore.

Keywords: Singapore, parliamentary elections, People's Action Party, Workers' Party, political development

10 июня 2020 г. в Сингапуре состоялись 13-е всеобщие парламентские выборы. Голосование, как и вся предшествующая ему предвыборная кампания, проходило в непростых условиях пандемии коронавируса. Борьба на выборах в парламент велась за 93 места. Наряду с правящей Партией народного действия (ПНД), вы-

© Астафьева Е.М., 2020.

двинувшей 93 кандидатов, своих 98 кандидатов выставили 10 оппозиционных партий, также баллотировался 1 независимый кандидат1. Результаты выборов были официально обнародованы 11 июля 2020 г. Несмотря на надежды правящей Партии народного действия под руководством Ли Сянь Луна на получение в столь непростых условиях безоговорочной поддержки электората, за кандидатов от ПНД было отдано 61,2% голосов избирателей - 83 места в парламенте, 10 мест (11,22% голосов) заняли кандидаты одной из старейших оппозиционных партий Сингапура - Рабочей партии во главе с Притамом Сингхом. Необходимо также указать, что несмотря на то, что Партия прогресса Сингапура не получила ни одного места в парламенте, за нее отдали свои голоса 10,18% избирателей. Остальные оппозиционные партии получили незначительное число голосов2.

Выборы 10 июля прошли на фоне беспрецедентных мер обеспечения безопасности в области общественного здравоохранения, принятых для предотвращения распространения инфекции СОУГО-19, которые, к сожалению, привели к росту очередей на избирательных участках и продлению времени голосования на два часа (до 10 вечера). Несмотря на то, что для работы на избирательных участках было привлечено на 20% служащих больше чем в 2015 г. и увеличено само количество избирательных участков, утром в день голосования на 199 из 1097 участков образовались длинные очереди, на 47 избирательных участках очереди сохранялись весь период голосования. В основном это было связано с мерами по соблюдению личной безопасности граждан (измерение температуры, дезинфекция рук, надевание одноразовых перчаток), а так же из-за нарушений рекомендованных временных рамок для явки на участки самими избирателями. Кроме того, граждане должны были самостоятельно сканировать свои удостоверения личности на устройствах, специально установленных для проведения этих выборов, однако из-за пандемии ознакомление избирателей с работой данных устройств проведено не было, и у многих сингапурцев данная процедура вызвала затруднения3. К путанице и задержке привело также размещение в некоторых помещениях двух избирательных участков.

Как отмечали многие избиратели, на прошлых выборах процесс голосования был и удобным, и быстрым, вся процедура не занимала и 10 минут. На этих выборах, согласно официально проведенному опросу, 80% из 1000 с лишним респондентов проголосова-

ли менее чем за 30 минут, в то время как 9% потребовалось для голосования 45 минут или более. Чем больше затягивался процесс голосования, тем больше росло недовольство. Хуже всего дело обстояло на крупных избирательных участках. Уже в день голосования Управление по выборам принесло свои извинения сингапурцам за причиненные неудобства и пообещало провести тщательное расследование причин случившегося4.

Через два месяца после выборов, 10 сентября 2020 г., Управление по выборам официально признало ошибки, допущенные в организации, и заверило, что к следующим выборам, назначенным на сентябрь 2023 г., будет не только увеличено количество техники и специалистов, но и сокращено число избирателей на крупных участках. Однако здесь возникает вопрос, почему этого не было сделано на прошедших выборах. К тому же, в заявлении Управления ни слова не было сказано о прецеденте продления времени для голосования. По какой же причине возникла такая необходимость, и почему об этом было объявлено менее чем за час до 8 вечера, когда голосование первоначально планировалось закончить? По официальным данным, к 8 часам вечера в голосовании приняли участие 98% сингапурцев. Время между 7 и 8 часами вечера было первоначально предназначено для определенных групп избирателей, включая тех, кто находился в отпуске по болезни и людей с признаками острой респираторной инфекции. Таким образом, продление срока голосования могло бы подвергнуть избирателей ненужному риску, хотя, необходимо указать, что впоследствии не было зарегистрировано ни одного случая заражения на выборах.

Решение Управления по выборам о продлении времени голосования до 10 вечера было подвергнуто резкой критике со стороны некоторых оппозиционных партий. С осуждением этого шага выступили представители Сингапурской демократической партии, партии «Голос народов», Партии национальной солидарности, Партии народной власти, Партии прогресса Сингапура и других. Это решение называлось ими возмутительным и полностью выходящим за рамки, в высшей степени неправильным и пр. Однако, со стороны Рабочей партии - главной оппозиционной силы, поступило заявление о том, что продление времени голосования останется без комментариев с её стороны.

Представители оппозиции утверждали, что на большинстве избирательных участков нет никаких очередей, и, следовательно, нет оснований для всеобщего двухчасового продления голосования.

Главные опасения высказывались ими в отношении утраты контроля за процедурой опечатки урн, поскольку многие из наблюдателей не рассчитывали находиться на избирательных участках столь продолжительное время.

Реакция лидера Сингапурской народной партии Стива Чиа была более сдержанной: «Мы сожалеем о таких внезапных незапланированных продлениях, но сделаем все необходимое для обеспечения целостности избирательных урн и процесса голосования в оспариваемых нами избирательных округах», - сказал он5.

Г-н Десмонд Лим, председатель Сингапурского демократического альянса, заявил, что был «очень удивлен», услышав о продлении часов голосования. «Насколько нам известно, такого никогда не было в истории сингапурских выборов. На самом деле мы задаемся вопросом, допускает ли Закон о выборах принятие такого решения [Управления по выборам] о продлении в одностороннем порядке», - отметил он. «Урны для голосования были оставлены без надзора наших наблюдателей в течение длительного времени, и мы требуем надлежащего обоснования этого действия», - заявил он6.

В ответ на эти заявления Управление по выборам сообщило, что, несмотря на продление времени голосования, никаких изменений в процедурах голосования и подсчета голосов нет. «Кандидаты и партии смогут продолжать осуществлять свои права и обязанности по обеспечению честных и открытых выборов... Кандидаты и наблюдатели будут по-прежнему допущены на избирательные участки в течение всего времени и могут присутствовать при опечатывании избирательных урн в конце голосования и сопровождать транспортировку опечатанных избирательных урн с избирательных участков в центры подсчета голосов. В центрах подсчета голосов кандидаты и наблюдатели также могут контролировать процесс подсчета голосов, высказывать свое мнение об отклоненных бюллетенях и ставить свои печати или подписи на опечатанных избирательных урнах после объявления результатов голосования», - сообщили представители Управления .

Комментарии на эту тему продолжились и после завершения дня голосования. По мнению Юджина Тана, адъюнкт-профессора Сингапурского университета менеджмента и назначенного члена парламента 12-го созыва, установление временных рамок для голосования, как показала практика, работает только в теории. Треть избирателей, проголосовавших в утренние часы, выделенные для

пожилых сингапурцев, были людьми молодыми. Они просто хотели пораньше проголосовать, чтобы иметь в своем распоряжении остаток государственного праздника. По его мнению, проблемы в день голосования не повлияли на честность выборов. Он также отметил, что, несмотря непредвиденные трудности, почти 96% местных избирателей, имеющих право голоса, проголосовали за избрание своих представителей в парламент. Это была самая высокая явка избирателей со времени всеобщих выборов 1997 г. .

Теперь обратимся к анализу причин столь низкой, по сравнению с ожидаемой, поддержкой кандидатов правящей ПНД, - уровень поддержки партии и действующего правительства снизился почти до показателей 2011 г.9, что после победоносных выборов 2015 г.10 было

весьма неожиданным. Немалую роль, как оказалось, в этом сыграла сложная эпидемиологическая ситуация в стране, поскольку большая часть агитационных мероприятий была перенесена в интернет и на вещательные средства массовой информации, были запрещены традиционные митинги, значительно была снижена интенсивность и объем агитационной кампании «от двери до двери»11. Однако этот фактор, сыгравший против ПНД, как ни парадоксально, обеспечил успех Рабочей партии, в распоряжении которой были прекрасно отлаженные механизмы агитации через социальные сети. В рамках успешной стратегии разработки контента для производства видеороликов, политических мемов и инфогра-фики, Рабочая партия непрерывно транслировала сообщения непосредственно своей целевой аудитории. Также внимание электората сумели привлечь еще две оппозиционные партии - Партия прогресса Сингапура и Сингапурская демократическая партия (получила 4,45% голосов). Таким образом, можно сделать вывод о том, что прошедшие выборы показали явное отставание ПНД от оппозиционных партий в сфере связей с общественностью, в способности донести свои сообщения до целевой аудитории, что в конечном итоге отразилось на результатах. Именно лучшую связь с кандидатами, как один из факторов их выбора, указали избиратели в округах, где победила оппозиционная Рабочая партия.

В общем и целом можно говорить о том, что выборы 2020 г. подняли многие актуальные вопросы, касающиеся будущего политической жизни в Сингапуре. В условиях обещанного ПНД перехода власти к команде так называемого «руководства 40» («четвертого поколения») встает вопрос, сможет ли в будущем правящая партия изменить схему своей политической игры, в полной мере ис-

пользуя все рычаги влияния на электорат в Сингапуре. Сейчас в стране подрастает совершенно новое поколение, и всем без исключения политическим партиям придется вовлекать это поколение в политическую жизнь, говоря при этом на понятном им языке, на темы, которые их интересуют, и на платформах, на которых они взаимодействуют. Правящей партии придется глубоко задуматься о том, как вернуть себе сердца и умы избирателей, если она не примет снижение своей популярности и потерю большего числа избирательных округов как неизбежную будущую тенденцию. Очевидно, что отказ от некоторых «старомодных» тактик может привести к завоеванию электората12.

Результаты этих выборов обнажили вопрос доверия сингапурцев к «руководству 4G». Проигрыш кандидатов от ПНД в округе группового представительства Сенгкан привел к потере правящей партией трех политических должностных лиц из команды «40». Для намеченного Ли Сянь Луном процесса передачи власти это сильный удар. И возникает вопрос, передаст ли премьер-министр бразды правления в течение следующих двух лет, как он указывал ранее, дав обещание помочь Сингапуру пережить кризис пандемии коронавируса, прежде чем передать эстафету своему преемнику? На пресс-конференции после оглашения окончательных результатов Ли Сянь Лун заявил: «Естественно, я разочарован тем, что ПНД проиграла в округе Сенгкан ... [команда] всегда знала, что это будет тяжелый бой. Но сенгканские избиратели высказались, и мы уважаем их решение. Это, однако, большая потеря для моей коман-

13

ды и для лидеров "40" ("четвертого поколения" ПНД)» .

Некоторая утрата позиций ПНД побудила лидера партии Ли Сянь Луна пойти на весьма важный шаг - своего рода институциа-лизацию сингапурской оппозиции - признание Притама Сингха, руководителя Рабочей партии, официальным лидером оппозиции. Заявленная цель этого шага - желание правящей ПНД предоставить оппозиции ресурсы и поддержку для выполнения ее работы, по сути, для построения более сильной и лучшей оппозиции, что в некоторой степени вызывает недоумение, поскольку противоречит здравому смыслу, ведь цель каждой партии - стремиться улучшить свое положение по сравнению со своими оппонентами. Может быть, это своего рода попытка поставить оппозицию под свой контроль? Хотя, по мнению самих сингапурцев, с точки зрения улучшения политической ситуации в стране, это весьма мудрое действие в интересах страны и ее народа. Есть мнение, что таким обра-

зом возможно сформировать единый политический фронт для решения стоящих перед Сингапуром задач. Необходимо, однако, указать, что пока не совсем понятно, какие привилегии, поддержка и ресурсы будут предоставлены Притаму Сингху, каким образом сможет оппозиция принимать участие в законодательной и управленческой деятельности. Налицо необходимость принятия специального закона, регулирующего как деятельность самой официально признанной оппозиции, так и действий правительства по государственной поддержке этой структуры.

Сам Притам Сингх заявил о готовности работать с другими оппозиционными партиями и ПНД на благо страны. Прошедшие выборы стали самыми успешными для Рабочей партии: она не только сохранила свои позиции в округах Хуганг и Аль-Джуниед (на прошлых выборах Рабочая партия набрала 12.48% голосов, победив в этих двух округах и заняв 6 мест в парламенте14), но и выиграла у ПНД в округе Сенгкан, укрепив свое положение в качестве ведущей оппозиционной партии. Для ПНД эта победа Рабочей партии - повод задуматься не только об ошибках, допущенных в период проведения предвыборной кампании, но и в целом о периоде нахождения у власти с 2015 по 2020 г. Как представляется, основная проблема состоит в постоянном стремлении ПНД к политическому доминированию, что всё больше расходится с растущей потребностью электората в политической конкуренции как важнейшем компоненте прочной системы управления. Все больше избирателей, особенно тех, кто родился после 1980 г., недовольны однопартийным доминированием и патерналистским стилем правления ПНД15.

При всем этом, несмотря на потерю голосов избирателей, всё же можно говорить о том, что сингапурцы в целом отдают предпочтение ПНД и признают технократические способности её представителей. Хотя видна серьезная озабоченность электората по поводу того, способна ли партия управлять с ориентацией на потребности народа, а не на свои представления о том, что и как должно происходить в стране. Как подчеркивает Юджин Тан, «то, как осуществляется политика, часто оставляет у сингапурцев впечатление, что правительство ПНД настолько убеждено в своих добрых намерениях и результатах политики, что игнорирует более глубокие проблемы народа. Речь идет не только о хорошем управлении, которое ожидается или даже требуется, но и о том, как управлять таким образом, чтобы учитывать интересы сингапурцев как по форме, так и

по существу»16. Поясним, здесь речь идет о первых безальтернативных президентских выборах в 2017 г.17 и весьма жестком Законе о защите от онлайн-лжи и манипуляций (2019)18. И проведенные выборы, и принятие вышеупомянутого закона стали своего рода демонстрацией того, что ПНД не доверяет сингапурцам самим делать выбор и решать для себя что правда, а что нет. Решение избирателей в поддержку оппозиции на этих выборах стало ответной реакцией на настроения, сложившиеся в сингапурском обществе. С одной стороны, налицо поддержка правящей партии, но с другой -желание создать систему сдержек и противовесов ПНД путем введения в парламент представителей оппозиции.

Обращаясь к анализу предвыборного Манифеста ПНД19 очевидно, что главное внимание в нём было уделено проблеме противодействия пандемии коронавируса, однако интересы избирателей, выходящие за рамки насущных потребностей, явно не были учтены. ПНД попыталась использовать кризис, вызванный коронавирусом, в своих интересах, однако пандемия обнажила многие проблемы сингапурского общества, такие как неравенство доходов, проблемы, с которыми сталкиваются семьи и отдельные люди в системе, которая декларировала, что каждый сингапурец имеет значение.

В заключение можно сделать вывод о том, что выборы 2020 г. стали переломными для Сингапура. Безусловно, делать долгосрочные прогнозы сейчас довольно сложно, и пока еще рано говорить о формировании двухпартийной, а тем более многопартийной системы в Сингапуре, при том, что оппозиция заняла лишь 10 мест в парламенте страны. Но эти выборы показали, что политическое развитие Сингапура получило новый импульс, и правящей партии придется учитывать мнение не проголосовавших за неё избирателей и корректировать свою политику с учетом их интересов, поскольку времени на отвоёвывание позиций к следующим выборам у ПНД не так уж и много - они назначены на 2023 г. Сможет ли ПНД эффективно сотрудничать с Рабочей партией в парламенте, покажет время, но уже сейчас можно сказать, что от гибкости позиции ПНД будет зависеть многое, в том числе и её политическое будущее и, вообще, будущее всей политической системы Сингапура.

1 Астафьева Е.М. Сингапур: предвыборная кампания 2020 // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2020, Том I, № 1 (46). С. 407. 001:10.31696/20728271 -2020-1 -1 -46-407-412

2

Channel News Asia, URL: https://www.channelnewsasia.com/news/specialreports/sg-votes/results

Today Online, 10.09.2020. URL: https://www.todayonline.com/singapore/elections-department-pledges-changes-future-election-process-survey-shows-3-10-voters

4 Today Online, 13.07.2020. URL: https://www.todayonline.com/singapore/elections-department-conduct-thorough-review-what-went-wrong-polling-day?cid=h3_referral_inarticlelinks_03092019_todayonline

5 Today Online, 10.07.2020. URL: https://www.todayonline.com/singapore/ge2020-opposition-parties-criticise-extension-voting-hours-10pm-calling-it-outrageous?cid=h3_referral_inarticlelinks_03092019_todayonline

6 Today Online, 10.07.2020.

7 Today Online, 10.07.2020.

о

Today Online, 15.09.2020. URL: https://www.todayonline.com/commentary/despite-elds-lengthy-statement-ge2020-some-key-questions-remain-unanswered

9 Today Online, 13.07.2020. URL: https://www.todayonline.com/commentary/ge2020-what-next-pap-and-singapore-politics?cid=emarsys-today_TODAY%27s%20evening% 20briefing%20for%20July%2013,%202020%20%28INACTIVE%29_newsletter_1307202 0_today

10 Подробнее см.: Астафьева Е.М. Сингапур: всеобщие выборы 2015 // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2015, №28, С. 104-118.

11 Подробнее см.: Астафьева Е.М. Сингапур: предвыборная кампания 2020 // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2020, Том I, № 1 (46). С. 407-412.

D0I:10.31696/2072-8271-2020-1-1-46-407-412

12

Today Online, 13.07.2020. URL: https://www.todayonline.com/commentary/ge2020-what-next-pap-and-singapore-politics?cid=emarsys-today_TODAY%27s%20evening% 20briefing%20for%20July%2013,%202020%20%28INACTIVE%29_newsletter_1307202 0_today

13

Today Online, 11.07.2020. https://www.todayonline.com/singapore/sengkang-grc-major-loss-4g-team-says-pm-lee

14 Астафьева Е.М. Сингапур: всеобщие выборы 2015 // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2015, №28, С. 106.

15 Today Online, 13.07.2020. URL: https://www.todayonline.com/commentary/ge2020-assessment-message-voters-PAP-other-parties-watershed-poll?cid=h3_referral_ inarticlelinks_03092019_todayonline

16 Today Online, 13.07.2020. URL: https://www.todayonline.com/commentary/ge2020-assessment-message-voters-PAP-other-parties-watershed-poll?cid=h3_referral_ inarticlelinks_03092019_todayonline

17

Подробнее см.: Астафьева Е.М. Безальтернативные президентские выборы в Сингапуре в 2017 г. и первая женщина президент: а была ли возможна альтернатива? //

Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2017, №36, С. 140-145.

18

Подробнее см.: The Straits Times. 01.04.2019. URL: https://www.straitstimes.com/ politics/parliament-up-to- 10-years-j ail-for-individuals-and-1 -million-fine-for-firms-under-draft-law

19 См.: PAP Manifesto 2020 - with Sign Language, 27.06.2020, URL: https://www.youtube.com/watch?v=s42eJTmYopo&feature=youtu.be; URL: https://s3-ap-southeast-1.amazonaws.com/pap-dr-wp/2020/06/pap-manifesto-2020-our-lives-our-jobs-our-future.pdf

Статья поступила в редакцию 01.10.2020, принята к публикации 15.10.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.