Научная статья на тему 'ПАРЛАМЕНТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ РОССИИ НА ПЛОЩАДКЕ БРИКС В ПЕРИОД 2022-2024 ГОДОВ'

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ РОССИИ НА ПЛОЩАДКЕ БРИКС В ПЕРИОД 2022-2024 ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИКС / Парламентская дипломатия / внешняя политика России / институционализация / BRICS / Parliamentary diplomacy / Russian foreign policy / institutionalization

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Семенов В.А., Ярмошевич А.А.

В статье исследуется площадка БРИКС как инструмент российской парламентской дипломатии. Главное внимание обращается на то, что в рамках БРИКС отсутствует институционализированная межпарламентская площадка для эффективного использования парламентской дипломатии. Делается вывод, что для российских властей БРИКС, в изменившийся международной обстановке, представляет один из множества вариантов реализации национальных интересов и не является главным. Констатируется, что Россия активизировала свою внешнеполитическую активность на площадке БРИКС, однако аспект парламентской дипломатии это затронуло заметно меньше.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA'S PARLIAMENTARY DIPLOMACY ON BRICS PLATFORM IN PERIOD 2022-2024

Article examines the BRICS platform as an instrument of Russian parliamentary diplomacy. The main attention is drawn to the fact that within the BRICS framework there is no institutionalized inter-parliamentary platform for the effective use of parliamentary diplomacy. It is concluded that for the Russian authorities, BRICS in the changed international situation represents one of many options for realizing national interests and is not the main one. It is stated that Russia has intensified its foreign policy activity on the BRICS platform, but the aspect of parliamentary diplomacy has been affected much less.

Текст научной работы на тему «ПАРЛАМЕНТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ РОССИИ НА ПЛОЩАДКЕ БРИКС В ПЕРИОД 2022-2024 ГОДОВ»

УДК 327 Семенов В.А., Ярмошевич А.А.

Семенов В.А.

к.филос.н., доцент кафедры международных отношений и политологии (МОиП) Санкт-Петербургский государственный экономический университет

(г. Санкт-Петербург, Россия)

Ярмошевич А.А.

студент 4 года обучения направления международные отношения Санкт-Петербургский государственный экономический университет

(г. Санкт-Петербург, Россия)

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ РОССИИ НА ПЛОЩАДКЕ БРИКС В ПЕРИОД 2022 - 2024 ГОДОВ

Аннотация: в статье исследуется площадка БРИКС как инструмент российской парламентской дипломатии. Главное внимание обращается на то, что в рамках БРИКС отсутствует институционализированная межпарламентская площадка для эффективного использования парламентской дипломатии. Делается вывод, что для российских властей БРИКС, в изменившийся международной обстановке, представляет один из множества вариантов реализации национальных интересов и не является главным. Констатируется, что Россия активизировала свою внешнеполитическую активность на площадке БРИКС, однако аспект парламентской дипломатии это затронуло заметно меньше.

Ключевые слова: БРИКС, Парламентская дипломатия, внешняя политика России, институционализация.

Введение.

В свете кризиса российско-украинских отношений и нарастания конфликта с Коллективным Западом Россия нуждается в укреплении международных отношений со странами «Глобального Юга». Одной

из ключевых площадок, позволяющих реализовать данную цель, выступает платформа БРИКС. Обозначив вектор объективного национального интереса Российской Федерации на международной арене, возникает вопрос, используемого для решения данной задачи инструментария. В дипломатическом арсенале России достаточно видное место занимает такой инструмент, как парламентская дипломатия. Во всяком случае, такая точка зрения достаточно популярна как в российском научном сообществе [1, с.54-60], [2], так и в политических кругах [3], [4].

Логично было бы предположить, что в ситуации агрессивного санкционного давления со стороны стран Запада произойдет усиление международного взаимодействия с Глобальным Югом посредством платформы БРИКС, в частности, и с использованием инструментов парламентской дипломатии. Особенно актуальным данный вопрос раскрывается в свете председательства России в БРИКС в этом году, равно как и тех возможностей, которые обеспечивает статус страны-председателя. С другой стороны, учитывая ведомственную и политическую культуру в РФ и относительную слабость законодательной ветви власти, склонность политического руководства России к активному использованию инструмента парламентской дипломатии находится под вопросом. Способен ли российский политический истеблишмент перестроиться, имея мотивы и возможности, или актуальность парламентской дипломатии для российских элит определяется по остаточному принципу?

Таким образом, научной проблемой данного исследования выступает динамика использования Россией инструментария парламентской дипломатии. Гипотеза может быть сформулирована следующим образом: в 2024 году Россия активизирует использование своего международного инструментария (в первую очередь, парламентской дипломатии) на площадке БРИКС.

Методология.

Исходя из поставленной гипотезы, можно выделить три задачи. Во-первых, сравнить общую динамику международной активности России

на площадке БРИКС с учетом ее председательства в 2024 году, чтобы доказать факт роста этой активности. Во-вторых, выделить из общей массы активностей примеры реализации парламентской дипломатии. В-третьих, сопоставить рост общей международной активности России на площадке БРИКС с динамикой применения Россией инструментов парламентской дипломатии, а также провести сравнение активности (парламентской и непарламентской) в рамках БРИКС с аналогичными активностями на другой площадке с развитой парламентской дипломатией России, которую можно было бы использовать в качестве эталона (например, СНГ).

Классифицируя инструментарий парламентской дипломатии по критерию институционального охвата (в качестве кого парламентарии реализуют парламентскую дипломатию), то можно выделить шесть уровней:

1) Индивидуальный (международные межличностные связи парламентариев)

2) Групповой (осуществление парламентской дипломатии в составе парламентских групп, комитетов, и таки далее)

3) Ассоциативный (парламентская дипломатия, осуществляемая посредством международных парламентских ассоциаций или политических организаций, например, сформированных по общему по идеологическому спектру)

4) Национальная (дипломатические воздействия, исходящие от парламента в целом, например, резолюции парламента по международным вопросам)

5) Наднациональная (при наличии наднационального парламентского органа, например, Европарламент)

6) Международно-институциональная (ассамблеальная, например, МПА СНГ)

Из представленного перечня далеко не все варианты представляется возможным измерить. Пятый уровень отпадает априори, по причине отсутствия членства России в интеграционном объединении, обладающим

наднациональным парламентским органом. Первый уровень (индивидуальные связи) носит достаточно неформальный характер, что делает его индикацию если не полностью невозможным, то, как минимум, чрезмерно трудоемким процессом, для осуществления которого у нас отсутствует достаточный объем исследовательских ресурсов. Таким образом, из всего перечня мы можем осуществить индикацию только на групповом, ассоциативном, национальном, и международно-институциональном уровнях.

Временная локализация: БРИКС был создан в 2009 году, парламентские форумы БРИКС регулярно проводятся с 2015 года, целенаправленное освещение деятельности БРИКС посредством создания информационного ресурса председательствующей страной происходит с 2020 года. То есть, информация о активности на площадке БРИКС в период с 2015 по 2020 год носит фрагментарный и ситуативный характер.

Информационная база исследования. В рамках сбора информации о активности парламентской дипломатии России на площадках БРИКС, можно выделить несколько групп источников. Во-первых, это непосредственно официальный сайт БРИКС [5]. Во-вторых, ежегодно, с 2021 по 2024 года, председательствующая страна БРИКС формирует собственный ресурс информирования о активностях на этой площадке [6], [7], [8], [9]. В-третьих, информация такого рода может содержаться на ведомственных ресурсах Государственной думы РФ [10], МИДа РФ [11], и Россконгресса [12]. Также для проведения сравнения парламентской дипломатии России на площадке БРИКС с эталоном будут рассмотрены сайты, обеспечивающие информационное сопровождение деятельности СНГ.

Методы исследования. Во-первых, это сбор статистических данных на основе перечня официальных открытых источников, представленных выше. В силу ограниченности доступных исследовательских ресурсов основной акцент будет сделан на институциональном характере организуемых ивентов на площадке БРИКС (наличие/отсутствие парламентской составляющей в цели организуемого мероприятия). Оценить степень присутствия индивидуальной

и некоторых форм групповой парламентской дипломатии в рамках не имеющих парламентского характера мероприятиях при этом не представляется возможным. Во-вторых, предполагается использование кросстемпорального сравнительного анализа (по статистике ивентов на площадке БРИКС за период 2021-2024 годов). В-третьих, предполагается сравнение активности парламентской дипломатии на площадке БРИКС с аналогичной активностью на другой площадке, а именно, СНГ. Выбор СНГ обусловлен наличием там более благоприятных условий для развития парламентской дипломатии России, что позволило бы использовать его в качестве некого эталона успешной парламентско-дипломатической платформы с участием России.

Результаты.

Обзор результатов работы с информационной базой исследования. Источник первой группы, а именно официальный сайт БРИКС [5], в силу своего технического состояния (не работает поисковик), а также специфики организации и наполнения контентом, в отношении задач исследования является несостоятельным. Источники второй группы внесли наибольший вклад в сбор материалов исследования. Относительно источников третей группы, сайты Государственной думы РФ [10], МИДа РФ [11] также показали свою несостоятельность относительно задач исследования. С одной стороны, на сайте МИДа [11] используется агрегация абсолютно любых новостей и сообщений с тегом БРИКС, что технически усложняет процесс анализа информации, а с другой стороны преобладает ведомственная специфика органа исполнительной власти. В отношении сайта Государственной думы РФ [10] наблюдается в принципе слабая освещенность кейсов парламентской дипломатии. В то же время, сайт Россконгресса [12] представляет куда больший интерес, поскольку именно данная структура выступает в качестве технического организатора большинства проводимых мероприятий (в 2024 году). Что позволяет провести дополнительную перекрестную проверку информации, представленной на информационном ресурсе, созданном Россией, как председательствующей страной.

Статистика ивентов на базе БРИКС. В Таблице 1 представлена сводная статистика, собранная при анализе проводимых ивентов на базе БРИКС. Статистика представлена в общем количественном и в процентном (относительно общего количества ивентов в году) измерении.

Таблица 1. Статистика ивентов на площадке БРИКС в период с 2021 по 2024 годы.

№ Тип мероприятия Кол-во ивентов/процент ивентов от общего числа

2021 (Индия) 2022 (Китай) 2023 (ЮАР) 2024 (Россия)

Общие показатели ивентов на площадке БРИКС

1. Общее количество ивентов 138/100% 187/100% 200/100% 248/100%

2. Встречи рабочих групп/механизмов 68/49,28% 84/44,92% 98/49% 157/63,3%

3. Форумы/Конференции 29/21,01% 60/32,09% 41/20,5% 51/20,6%

4. Встреча лидеров государств 0/0% 0/0% 0/0% 1/0,4%

5. Встреча шерп/су-шерп 4/2,9% 5/2,67% 11/5,5% 3/1,2%

6. Встреча министров/глав ведомств 36/26,09% 38/20,32% 50/25% 36/14,5%

Из них парламентская дипломатия составляет:

1. Встречи рабочих групп/механизмов 0/0% 1/0,53% 0/0% 1/0,4%

2. Форумы/Конференции 1/0,72% 1/0,53% 1/0,5% 1/0,4%

3. Всего ПД 1/0,72% 2/1,06% 1/0,5% 2/0,8%

Стоит отметить, что данные, представленные в таблице 1, были взяты из ресурсов, формируемых председательствующими странами, и методика учета отдельных позиций может отличаться. Это в первую очередь касается календарей мероприятий, в которых ЮАР, КНР, и Индия не включили встречу лидеров государств в то время, как в российском календаре она учитывалась.

На Рис. 1 представлена динамика роста активности на площадке БРИКС с 2021 по 2024 год. Как мы можем видеть, в целом наблюдается рост, однако он не носит ярко выраженного взрывного характера.

300 250 200 150 100 50 0

2021 (Индия) 2022 (Китай) 2023 (ЮАР) 2024 (Россия)

Рис. 1. Общая динамика ивентов на площадке БРИКС с 2021 по 2024 годы.

Для сравнения нами была рассмотрена динамика мероприятий в рамках парламентской дипломатии на площадке СНГ. Следует отметить, что организация информационного сопровождения деятельности площадки также носит сугубо утилитарный характер: основной интернет-портал СНГ [13] выдает информацию о проводимых на площадке ивентах фрагментарно. Например, содержащиеся там перечень анонсированных мероприятий примерно в два раза меньше, чем тот же перечень на сайте Исполнительного комитета СНГ [14]. При этом календарь анонсов на сайте Исполнительного комитета СНГ демонстрирует исключительно предстоящие события на ближайшие три месяца и рассматривает исключительно события, связанные с подготовкой проектной документации. Наконец, имеется сайт МПА СНГ [15], дающий свой перечень проводимых на базе СНГ мероприятий сквозь свою институциональную призму. Подобная институциональная обособленность структур СНГ затрудняет формирование сводной статистики. Если отталкиваться от анонсов исполкома СНГ, то при экстраполяции анонсированной активности за три месяца (45 мероприятий на август-октябрь 2024 года), мы получим примерно 120-150 мероприятий на весь год. При этом из заявленных мероприятий только одно может быть отнесено

к парламентской дипломатии. Однако если мы обратимся к данным, представленным на сайте непосредственно МПА СНГ, то увидим существенно более высокий уровень активности (см. Таблицу 2).

Таблица 2. Статистика ивентов, проводимых на платформе МПА СНГ.

№ Тип мероприятия Кол-во/процент

Общие показатели ивентов (МПА СНГ- 2024)

1. Общее количество ивентов 40/100%

2. Встречи рабочих групп/комиссий/экспертных советов 21/53%

3. Форумы/Конференции/семинары/круглые столы 13/33%

4. Мониторинговые мероприятия 6/15%

Из них парламентская дипломатия составляет:

1. Встречи рабочих групп/комиссий/экспертных советов 14/35%

3. Форумы/Конференции/семинары/круглые столы 7/18%

4. Мониторинговые мероприятия 6/15%

Выводы.

На основании представленных результатов можно сделать следующие выводы. Во-первых, гипотеза о росте активности на площадке БРИКС подтвердилась, хотя и нельзя с уверенностью утверждать, что этот рост обусловлен исключительно оперативной международной обстановкой. В целом, председательство Китая, а теперь и России поднимает планку объемов активностей на площадке БРИКС, но какая часть этого роста обусловлена международным статусом председательствующей страны, а какая катализирована международной обстановкой и потребностями - само по себе является отдельной научной проблемой. Тем не менее, динамика роста почти в 20% является достаточно существенной вне зависимости от причин.

Во-вторых, не смотря на рост общего числа ивентов на площадке БРИКС, количество ивентов, на институциональном уровне относящихся к парламентской дипломатии, осталось практически неизменным.

В-третьих, при сравнении с парламентской дипломатией на площадке СНГ можно отметить, что и там основная активность сосредоточена вокруг МПА СНГ, в то время как для исполнительного комитета СНГ парламентский вектор - это всего лишь один из множества векторов.

Таким образом, мы можем прийти к выводу, что, хотя Россия в целом и активизировала свою активность на площадке БРИКС, пользуясь преимуществами председательствующей страны, аспект парламентской дипломатии в институциональном измерении это практически не затронуло.

Обсуждение.

Рассматривая достигнутые в ходе исследования результаты, можно отметить, что парламентская дипломатия в рамках БРИКС недостаточно институционально развита. На текущий момент парламентская дипломатия в рамках БРИКС представляет одно из узких тематических направлений, и в этом качестве не требует высокой активности по организации мероприятий. Наиболее вероятной причиной является функциональная наполненность межпарламентских процессов. То есть, для России и партнеров по БРИКС традиционно более характерно развитие международного сотрудничества в двухсторонних форматах, и потому часть функционала парламентской дипломатии приходится на эту составляющую. С другой стороны, страны БРИКС не обладают географической близостью, и потому им сложнее формировать единое интеграционное пространство (что также ведет к перекосу в пользу двухсторонних форматов).

Таким образом, если парламентская дипломатия в условиях интеграционного образования выполняет в первую очередь функции гармонизации и унификации национальных законодательств, а также обеспечивает экспертизу соблюдения реализации и исполнения интеграционных инициатив законодательного характера, то возникает вопрос насыщенности этого процесса. Но даже если таковая насыщенность присутствует (например,

в рамках СНГ), то и там возникает вопрос специализированной платформы для реализации парламентской дипломатии (МПА СНГ).

Поэтому ключевым условием институционального плана для активизации парламентской дипломатии в рамках БРИКС является создание межпарламентской платформы, подобной МПА СНГ (хотя, конечно же, по обозначенным выше причинам ее функциональная актуальность будет существенно ниже).

К подобной точке зрения приходят и другие отечественные исследователи. Так, Е. Громогласова [2] отмечает, что хоть на уровне официоза существует консенсус относительно необходимости постоянного диалога по межпарламентской линии (что и было отражено в совместном заявлении по итогам первого парламентского форума БРИКС в 2015 году), однако форма институциональной реализации данной инициативы вызывает споры и противоречия. Так, парламент Республики Индии приостановил проект создания парламентской ассамблеи БРИКС из-за сомнений в правильности и столь острой необходимости в излишней формализации. В то же время, как отмечает Е. Громогласова, в течении шести парламентских форумов идея создания международно-институциональной структуры в рамках БРИКС принадлежала именно российскому парламенту.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Варлен М. В. О возрастающей роли парламентской дипломатии в многополярном мире // Lex Russica. 2019. №7 (152). С. 54-65;

2. Громогласова Е. Нужна ли регламентация Парламентскому форуму БРИКС? // РСМД, официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/nuzhna-li-reglamentatsiya-parlamentskomu-forumu-briks/ (дата обращения: 10.08.2024);

3. Косачев К. Объединение БРИКС позволит гармонизировать систему международных отношений // Совет Федерации Федерального Собрания Российской

Федерации, официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://council.gov.ru/events/news/148443/ (дата обращения: 10.08.2024);

4. Трембицкий А. Парламентская дипломатия будет способствовать развитию международного диалога по вопросам низкоэмиссионной энергетики // Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://council.gov.ru/events/news/148467/ (дата обращения: 10.08.2024);

5. Новостной раздел // БРИКС, официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://infobrics.org/news/ (дата обращения: 10.08.2024);

6. Календарь событий // БРИКС-Россия 2024, официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://brics-russia2024.ru/calendar/ (дата обращения: 10.08.2024);

7. Календарь событий // БРИКС-Южная Африка 2023, официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://brics2023.gov.za/events-calendar/ (дата обращения: 10.08.2024);

8. Календарь событий // БРИКС-Китай 2022, официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://brics2022.mfa.gov.cn/eng/zg2022/EC2022/ (дата обращения: 10.08.2024);

9. Календарь событий // БРИКС-Индия 2021, официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://brics2021.gov.in/index#intro (дата обращения: 10.08.2024);

10. БРИКС // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://duma.gov.ru/search/?term=%D0%91%D0%A0%D0%98%D0%9A%D0%A1 (дата обращения: 10.08.2024);

11. БРИКС // Министерство иностранных дел Российской Федерации, официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://w.mid.ru/ru/foreign_policy/briks/ (дата обращения: 10.08.2024);

12. БРИКС // Фонд Росконгресс, официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://roscongress.org/search/?wh=session&date=year&q=%D0%91%D0%A0%D0%98% D0%9A%D0%A1 (дата обращения: 10.08.2024);

13. Новости СНГ // Интернет-портал СНГ, официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://e-cis.info/news/564/ (дата обращения: 10.08.2024);

14. График проведения мероприятий и заседаний // Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств, официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://cis.minsk.by/anounces (дата обращения: 10.08.2024);

15. Мероприятия МПА СНГ // Межпарламентская ассамблея стран-участников Содружества Независимых Государств, официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://iacis.ru/meropriyatiya/meropriyatiya_mpa_sng (дата обращения: 10.08.2024).

Semenov V.A., Yarmoshvich A.A.

Semenov V.A.

Associate Professor of the Department of International Relations and Political Science Saint Petersburg State University of Economics (St. Petersburg, Russia)

Yarmoshvich A.A.

Saint Petersburg State University of Economics (St. Petersburg, Russia)

RUSSIA'S PARLIAMENTARY DIPLOMACY ON BRICS PLATFORM IN PERIOD 2022-2024

Abstract: article examines the BRICS platform as an instrument of Russian parliamentary diplomacy. The main attention is drawn to the fact that within the BRICS framework there is no institutionalized inter-parliamentary platform for the effective use of parliamentary diplomacy. It is concluded that for the Russian authorities, BRICS in the changed international situation represents one of many options for realizing national interests and is not the main one. It is stated that Russia has intensified its foreign policy activity on the BRICS platform, but the aspect of parliamentary diplomacy has been affected much less.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: BRICS, Parliamentary diplomacy, Russian foreign policy, institutionalization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.