Научная статья на тему 'Парламентаризм как культурный концепт'

Парламентаризм как культурный концепт Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
259
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРЛАМЕНТАРИЗМ / ПАРЛАМЕНТСКАЯ КУЛЬТУРА / КОНЦЕПТ ПАРЛАМЕНТСКОЙ КУЛЬТУРЫ / RLIAMENTARISM / PARLIAMENTARY CULTURE / CONCEPT OF PARLIAMENTARY CULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Назарова Юлия Владимировна

В статье проводится анализ парламентаризма как культурного концепта; рассматриваются различные подходы к пониманию парламентской культуры, раскрывается содержание концепта парламентской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARLIAMENTARISM AS A CULTURE CONCEPT

The article reviews the analysis of the parliamentarism as a culture concept; conception of the parliamentary culture; content of the concept of parliamentary culture.

Текст научной работы на тему «Парламентаризм как культурный концепт»

УДК 130.2.

Ю.В. Назарова (Тула, ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого») Тел: (4872) 35-74-37, e-mail: [email protected]

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ КАК КУЛЬТУРНЫЙ КОНЦЕПТ

В статье проводится анализ парламентаризма как культурного концепта; рассматриваются различные подходы к пониманию парламентской культуры, раскрывается содержание концепта парламентской культуры.

Ключевые слова: парламентаризм, парламентская культура, концепт парламентской культуры.

Развитие парламентаризма в странах Западной Европы, США и Канады в последние десятилетия показало, что границы института парламентаризма значительно расширились: область парламентской культуры вбирает в себя не только культуру парламентария, но и смыслы политических отношений в контексте дилемм и стратификаций, рождающих различные политические конфликты, войны, революции, что невозможно решить вне парламентских регуляций. Комплексное рассмотрение парламентской культуры имеет значение с той точки зрения, что она является выражением становления и развития гражданского общества. В этом смысле парламентскую культуру можно охарактеризовать как глобальный социальный и культурный проект создания единого гражданского общества. В связи с этим актуальным является комплексное рассмотрение парламентской культуры как культурного концепта.

Парламентская культура в современных исследованиях определяется как понятие. Это - социально-политический феномен, связанный с политическими отношениями [1], составная часть политических отношений, корпоративная и профессиональная культура [2], институциональная и неинституциональная сфера, в основе которых личностные ценности, мотивации субъектов [3].

Парламентская культура в некоторых исследованиях представлена как система ценностных установок и мотиваций, которые обуславливают эффективность деятельности парламента как представительной власти: «доминирующие в обществе идейные и социально-политические установки относительно роли и значения представительной власти, её ответственности перед обществом, условиях формирования и общественной эффективности (курсив мой - Ю.Н.)» [4].

В целом парламентская культура представлена в исследованиях в контексте общих политологических проблем [4], в разработках по парламентской культуре отсутствует системный, комплексный характер исследований, который объединил философские, политические,

социологические, лингвокультурологические подхода: к изучению парламентской культуры.

Таким образом, констатируя различные подходы в понимании смысла парламентской культуры, можно сказать, что парламентская культура - социокультурный феномен, который, являясь существенным элементом гражданского общества в различных исторических и культурных дискурсах, включает в свой содержательный ареал политические отношения, выражающие интересы различных социальных групп, их ценностные экономические, мировоззренческие, нравственные установки и мотивации, уровень политической культуры, формирующие отношение к представительской власти. Эти черты характеризуют неинституциональный (объективный) элемент парламентской культуры. С другой стороны, парламентская культура включает институциональные характеристики, такие как институт парламента как институт власти, политический режим, политическое управление, публичная политика, этика публичной политики, этическая культура, политическая система и т.д.

Парламентская культура как система института власти содержит элементы собственной культуры, такие как этическая культура, этический режим, этическая кодификация и регламентация, которые являются механизмами регуляции деятельности парламента. В системе собственно парламентской культуры выделяют «внутреннюю (организационную) культуру самого парламента как учреждения и общественную культуру внешнюю по отношению к самому парламенту, то есть культуру среды, в которой представительное собрание существует» [5].

Внешняя культура парламентаризма зависит от сложившихся традиций общества, его ценностей, традиций, обычаев, религиозных и нравственных представлений, всего наследия национальной истории.

Следовательно, парламентская культура - охватывает широкий спектр социальных, культурных, правовых отношений, более того, парламентская культура воспроизводит через законотворчество правовой порядок и, в определенной степени, корректирует социальные отношения, регламентируя их в правовом и в политическом поле. В этой связи можно утверждать, что парламентская культура, выступая конструктом, в значительной степени изменяет социум, влияет на общественное развитие, способствуя становлению и укреплению гражданского общества. Одновременно развитие парламента как института в значительной степени зависит от социокультурных факторов.

Таким образом, бытие парламентской культуры образует единое поле, в котором существуют и действуют различные общественные силы, фокусируясь в институциональных структурах, в ценностных установках общественного сознания, коммуникативных практиках. Бытие парламентской культуры проявляется через сущее, событийность,

формируя, конструируя и конституируя ценностные инварианты. Парламентская культура в этом смысле представляется как единое социальное поле, которое проецируется через ценностные смыслы гуманистических либеральных идей, в рамках общекультурного социального проекта глобального демократического социума, проявляющиеся в культурно-коммуникативных антропологических практиках.

Историческое развитие ценностных оснований парламентаризма дает возможность рассматривать феномен парламентской культуры как явление, имеющее исторический и культурный смысл, то есть концепт, который проявляется, во-первых, как институт власти, основывающийся на ценностях демократии и представляющий собой механизм регулирования общественными и процессами, во-вторых, парламентская культура - это сложное политическое образование, в котором происходит процесс постоянного движения и взаимообмена: от общественных и политических событий, происходящих в социуме, до диалогов общества с институтом парламента, обсуждения и принятия законов и законодательных актов. В этом смысле парламентская культура обладает способностью законотворчества как своеобразного самовыражения интересов общества и парламента. Наконец, парламентская культура - это ценностный ареал, который включает в себя идеалы и ценности гражданского общества, сформированные в процессе культурного и исторического развития, которые основаны на демократизме и правах человека. В - третьих, парламентская культура, ее ценностные идеалы и принципы, как сущностное отражение потребностей и целей политических и общественных отношений и запросов, выражены в языке, в текстах и документах правового и политического характера. В - четвертых, парламентская культура включает в свой контент понятия: политические отношения, правовые отношения, закон, законодательные акты, демократические институты и ценности, парламент как институт, ценности парламентской культуры, парламентская этика, профессиональную и политическую культуру парламентария, этическое кодифицирование, этическое и правовое обучение и т.д. В - пятых, парламентская культура является существенной характеристикой гражданского общества: развитие парламентской культуры, ее институциональные особенности и структура, в конечном итоге, определяют содержание и развитие гражданского общества в целом.

Концепт определяется в современной науке как «сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека», с одной стороны, с другой «концепт - это то, посредством чего человек - рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» -сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее», что позволяет рассматривать его как «основную ячейку культуры в

ментальном мире человека [6, 40]. Поэтому культурный концепт, «всегда представляет собой часть целого, несущую на себе отпечаток системы в целом... Концепт - микромодель культуры, а культура - макромодель концепта» [7,41].

Концепт отличается от понятия в том, что «в отличие от формы «схватывания» в понятии (ШеПесШБ), которое связано с формами рассудка, есть производное возвышенного духа (ума), который способен творчески воспроизводить, или собирать (сопшреге) смыслы и помыслы как универсальное, представляющее собой связь вещей и речей, и который включает в себя рассудок как свою часть. Концепт как высказывающая речь, т.о., не тождествен понятию» [8]. В современных лингвокультурологических исследованиях концепт выделяют как «многомерную ментальную единицу с доминирующим ценностным элементом». Концепт группируется вокруг некой «сильной» (т.е. ценностно акцентуированной) точки сознания, от которой расходятся ассоциативные векторы». Таким образом, «лингвокультурные концепты представляют собой базовые единицы картины мира, в которых фиксируются ценности как отдельной языковой личности, так и лингвокультурного общества в целом» [9, 59-61].

Концепт парламентской культуры представляет собой синтез понятийных характеристик и ценностных экзистенциальных элементов, антропологических практик, проявляющихся в различных дискурсах.

Концепт парламентской культуры выстраивается не только в текстах, документах декларациях, кодификациях, но и обусловлен коммуникативными речевыми и психологическими практиками, однако, ценностный аспект является центральным.

В целом парламентская культура отождествляется с ценностным содержанием политической культуры. Практики парламентской культуры связаны с реализацией этих ценностей. Одновременно и социокультурные ценности, в свою очередь, оказывают влияние на практику парламента, это находит свое отражение в сознании и поведении граждан, что, в конечном, итоге, репрезентируется в общественном сознании через оценку деятельности парламента.

Становление концепта парламентской культуры понимается нами как развитие философско-теоретических положений, изложенных в историко-философском корпусе философских сочинений и практике парламентаризма.

Подытоживая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

1.Парламентская культура - это социокультурный феномен, являющийся существенным элементом гражданского общества в различных исторических и культурных дискурсах. Парламентская культура включает в себя как неинституциональные, так и

институциональные элементы. Неинституционалъный (объективный) элемент парламентской культуры включает в свой содержательный ареал политические отношения, выражающие интересы различных социальных групп, их ценностные экономические, мировоззренческие, нравственные установки и мотивации, уровень политической культуры, формирующие отношение к представительской власти. Институциональный элемент находит свое выражение в институте парламента как институте власти, политическом режиме, политическом управлении, публичной политике, этики публичной политики, этической культуре, политической системе и т.д.

2. Таким образом, и парламентская культура охватывает широкий спектр социальных, культурных, правовых отношений, воспроизводя правовой порядок через законотворчество и корректируя социальные отношения, в правовом и в политическом поле. Таким образом, парламентская культура, выступает конструктом, изменяя социум и влияет на общественное развитие, в контексте становления и укрепления гражданского общества.

3. Парламентская культура представляется как единое социальное поле, которое проецируется через ценностные смыслы гуманистических либеральных идей, в рамках общекультурного социального проекта глобального демократического социума, проявляющиеся в культурно-коммуникативных антропологических практиках

4. Парламентская культура может быть рассмотрена как концепт по следующим причинам: феномен парламентской культуры имеет исторический и культурный смысл, кроме того, оно связано и с конструированием новых смыслов, проявляющихся через культурные тексты, теории, документы.

5. Концепт парламентской культуры представляет собой синтез понятийных характеристик и ценностных экзистенциальных элементов, антропологических практик, проявляющихся в различных дискурсах, обусловленный коммуникативными речевыми и психологическими практиками, однако, ценностный аспект является центральным.

Литература

1. Ачкасов В.А. «Взрывающаяся архаичность»: традиционализм в политической жизни России. СПб.: СПбГУ, 1997. 160 с.

2. Елисеев С.М. Легитимность власти: источники, структура и динамика развития в посткоммунистическом обществе : автореф. дис. ... д-ра полит. наук : 23.00.02. СПб., 1997. 408 с.

3. Воробьев И.В. Становление института парламентаризма в современной России: взаимодействие депутатского корпуса и

аппарата Государственной Думы : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 23.00.02. М., 2004. 198 с.

4. Ковбенко Л.Н. Парламентская культура в современном российском политическом процессе: условия и факторы развития : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 23.00.02. СПб., 2009.26 с.

5. Полуян Л.Я., Фасеев И.Ф. Организационная культура представительных собраний (парламентская культура - что это такое?) [Электронный ресурс] // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация / Научно-исследовательский институт социальных систем. 1996. №6-7 (14). URL: http://www.niiss.ru/mag10 organiz cultur.shtml .

6. Степанов Ю.С. Концепт. Константы: словарь русской культуры: опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 352 с.

7. Зусман В.Г. Концепт в культурологическом аспекте

// Межкультурная коммуникация. Н.Новгород: Деком, 2001. С. 38-53.

8. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. . Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. М.: Сов. энцикл., 1983. URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc philosophy/.

9. Коровина А.Ю. Образно-перцептивные характеристики лингвокультурного концепта «superiority» // Актуальные проблемы филологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, октябрь 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 59-61.

Y. V. Nazarova

PARLIAMENTARISM AS A CULTURE CONCEPT

The article reviews the analysis of the parliamentarism as a culture concept; conception of the parliamentary culture; content of the concept of parliamentary culture.

Keywords: parliamentarism; parliamentary culture; concept of parliamentary

culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.