Научная статья на тему 'Парижское соглашение укрепит национальную политику в области климата'

Парижское соглашение укрепит национальную политику в области климата Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
174
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Парижское соглашение укрепит национальную политику в области климата»

Информация

Information

А.В. Игнатов (Российский институт избирательного права) отметил особенности избирательной системы Великобритании и их сопоставимость с общепринятыми в Европе нормами электорального процесса.

Вызвали большой интерес три доклада по Франции. Если д.ист.н. Ю.И. Рубинский (Центр французских исследований Института Европы РАН) сделал упор на причинах успеха Национального фронта, то к.полит.н. С.М. Фёдоров (Центр проблем социального развития Европы) и к.полит.н А.А. Преображенская (ИМЭМО РАН) рассказали о ситуации в стане французских социалистов и республиканцев. Различные аспекты выборов в некоторых землях ФРГ детально проанализировали д.ист.н. А.А. Синдеев, к.ист.н. Е.П. Тимошенкова (Центр германских исследований Института Европы РАН) и к.полит.н. С.Е. Погорельская (ИНИОН РАН).

Участники круглого стола также не оставили без внимания ситуацию в Южной Европе. Два доклада были посвящены Испании. Их подготовили руководители центра Иберийских исследователей Института Европы РАН В.Л. Верников и д.экон.н. П.П. Яковлев (Институт Латинской Америки РАН). О ситуации в Португалии собравшимся рассказала к.ист.н. Н.М. Яковлева (Институт Латинской Америки РАН). Все выступавшие были едины во мнении о начавшемся тектоническом разломе в политической жизни этих государств, ставшем следствием острейшего социально-экономического кризиса в Испании и Португалии.

На похожую ситуацию в Греции обратил внимание к.ист.н. Ю.Д. Квашнин (ИМЭМО РАН). По его мнению, вряд ли можно рассчитывать на разрядку политической напряженности в этой стране, поскольку социально-экономические проблемы еще крайне далеки от разрешения. Более спокойной представляется ситуация в Италии, хотя, с точки зрения к.экон.н. А.В. Авиловой (ИМЭМО РАН), можно ожидать перемен внутри основных политических игроков страны - Демократической партии и «Вперед, Италия», а также популистского движения «Пять звезд».

В балтийском регионе особый интерес вызывают парламентские выборы в таких странах, как Финляндия, Дания и Швеция. А. Габарта, к.экон.н. (Отдел Центральной и Восточной Европы Института Европы РАН) обратил внимание на резкую активизацию в Польше националистических сил, в риторике которых все четче прослеживаются антироссийские нотки. Другой аспект современного национализма - антимигрантские мотивы - отметила в своем докладе к.ист.н Н.С. Плевако (Центр партийно-политических исследований Института Европы РАН). По ее словам, традиционные правые силы Скандинавии все более склоняются к политике «наведения мостов» с местными радикал-националистами.

По мнению участников, круглый стол стал не только вкладом в научное осмысление ситуации в Европе, но и дал пищу для анализа практическим работниками, связанным по роду деятельности с различными аспектами европейской политики.

Парижское соглашение укрепит национальную политику в области климата

По материалам Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации

В Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации 22 декабря 2015 года обсудили итоги 21-й Конференции стран - участниц Рамочной конвенции ООН по вопросам изменения климата и ожидаемые перемены международной климатической политики для России.

«Климатическая политика России сформировалась после принятия Рамочной конвенции об изменении климата и будет реформирована в связи с принятием парижского соглашения», -считает представитель Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Лариса Корепанова. Эксперт отметила, что в соглашении поставлены две глобальные цели: стремление к повышению температуры не более чем на 2°С и развитие адаптационной политики.

Также Лариса Корепанова рассказала о действиях, которые нужно сделать после конференции в Париже. «В первую очередь мы ждем поручения Правительства о ратификации данного соглашения. Если такое поручение будет дано, то соответствующий орган начнет готовить проект закона в Правительство и разрабатывать комплекс мер. Необходимо определить новую национальную цель и план по ее реализации и достижению», - сказала эксперт. В данной сфере Россия сильно отстает от других стран, и по госрегулированию выбросов парниковых газов у нас сделаны очень маленькие шаги, полагает Лариса Корепанова. Эксперт уверена, что для решения этой проблемы нужна национальная модель государственного регулирования снижения выбросов парниковых газов. Кроме того, в пересмотре нуждается и российская система оценки выбросов газов, полагает специалист.

Представитель Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Динара Гершинкова считает, что парижское соглашение послужит укреплению национальной политики в области климата. По ее мнению, адаптационной части впервые придается

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №8, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #8, 2015_

такое большое значение. «Несколько лет назад был проведен анализ адаптационных мер. Среди них огромную роль для нас играют укрепление системы наблюдения и поддержание национальных метеослужб, которые дают прогнозы и долгосрочную климатическую оценку», -сказала эксперт.

Участники мероприятия сошлись во мнении, что все меры могут быть неэффективными, так как в России на сегодняшний день отсутствует единый федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за реализацию климатической политики, и очень важно его определить. Также, отметили эксперты, нуждается в уточнении и корректировке технологический раздел соглашения, который должен быть связан с механизмом финансирования.

Образовательная среда российских вузов нуждается в совершенствовании

По материалам Национального исследовательского университета

Высшая школа экономики

22 декабря 2015 года на семинаре Института образования ВШЭ ведущий научный сотрудник института Игорь Чириков рассказал о результатах сравнительного анализа образовательной среды исследовательских университетов России, Китая и США. Выводы неутешительны: в России студенты учатся недостаточно интенсивно, а образовательная среда вузов терпима к нечестному поведению.

Как известно, в последние годы развитие университетов во всем мире определяется глобальными рейтингами, авторы которых пытаются в числе прочего учитывать качество образовательной среды. Однако это им не всегда удается, считают авторы исследования Игорь Чириков и младший научный сотрудник Института образования ВШЭ Наталья Малошонок. Например, в Шанхайском рейтинге качество образовательной среды университета определяется количеством выпускников, в разные годы получивших Нобелевскую или Филдсовскую премию, но какое отношение это имеет к нынешнему образовательному процессу? В рейтинге QS предложен другой критерий - количество студентов на одного преподавателя, но здесь связь с реальностью тоже сомнительна. По соотношению преподавателей и студентов в недавнем рейтинге QS Саратовский государственный университет опередил МГУ и другие ведущие российские вузы, но это не означает, что там учат лучше.

Качество образовательной среды также связывают с объемом и результатами научных исследований, которые проводит университет. Так, в рейтинге US News & World Report учитывается количество присужденных степеней и количество защитившихся аспирантов на одного преподавателя. Но, подчеркнул Игорь Чириков, уровень науки в вузе больше важен для тех, кто идет в магистратуру и аспирантуру, но вовсе не обязательно для бакалавров. Не доказана прямая зависимость между качеством научных исследований и качеством образования в бакалавриате - в разных зарубежных исследованиях на этот счет есть разные выводы.

Как заметил профессор Исак Фрумин, никто не доказал, что исследовательский характер университета ухудшает образовательный опыт (в вузах программы 5-100 студенты, в том числе бакалавры, участвуют в исследованиях и разработках). Но авторы исследования убеждены, что слишком большая сосредоточенность университетов на науке и интернационализации создает риск потери их основной миссии - образовательной. Исследовательские университеты пока не могут найти баланс между наукой и преподаванием.

В своем исследовании Игорь Чириков и Наталья Малошонок исходят из того, что хорошая образовательная среда вуза стимулирует интенсивное взаимодействие между студентами и преподавателями, развивает сотрудничество между студентами, стимулирует активное обучение, обеспечивает обратную связь, учитывает разнообразие типов способностей и образовательных траекторий. Эти определения были даны двумя американскими учеными еще в 1987 году. Для студентов такая среда полезна и продуктивна, влияет на их дальнейшую карьеру — это подтверждено сотнями международных исследований процесса обучения. Как отметила профессор Ирина Абанкина, комментируя результаты исследования, в фокусе внимания - «деятельность, активность студентов и преподавателей».

Чтобы получить комплексную оценку образовательной среды ведущих российских университетов в глобальной перспективе, весной 2015 года Институтом образования ВШЭ был проведен опрос 17 тыс. студентов бакалавриата и специалитета в 12 российских вузах, 11 из них - участники программы достижения международной конкурентоспособности 5-100. Студенты получали ссылки на онлайн-анкету и отвечали на вопросы. Это самый масштабный опрос российских студентов за всю историю, участие в нем было добровольным. В разных вузах откликнулось разное количество студентов, результаты опроса в одном из них - ДВФУ - учтены не были из-за низкой активности. По результатам опроса можно делать выводы о ситуации в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.