Научная статья на тему 'ПАРИЖСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ И ТЭК: ПОЧЕМУ НЕФТЯНИКИ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ?'

ПАРИЖСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ И ТЭК: ПОЧЕМУ НЕФТЯНИКИ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПАРИЖСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ И ТЭК: ПОЧЕМУ НЕФТЯНИКИ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ?»

И. МАНДРЫКИНА

ПАРИЖСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ И ТЭК:

ПОЧЕМУ НЕФТЯНИКИ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ?

Ирина МАНДРЫКИНА -

обозреватель журнала «Энергетическая политика»

Премьер-министр России Дмитрий Медведев в середине сентября подписал постановление о принятии Россией Парижского соглашения по климату. По данным Минприроды России наша страна стала 187-й из 197-ми стран РКИК ООН, официально принявшей на себя обязательства по снижению выбросов парниковых газов. При этом, документ подписан, минуя процедуру ратификации. Как говорится на сайте правительства, Соглашение не содержит оснований для ратификации, предусмотренных российским законодательством. Таким образом, документ не проходил обсуждение и одобрение в Государственной Думе и Совете Федерации. Впрочем, эксперты отмечают, что объем обязательств России перед мировым сообществом от этого меньше не стал.

I аше законодательство предполагает разные * й способы, как Россия может принять на себя С С обязательства, связанные с международны-

I ми отношениями. Ратификация - только один из вариантов, и он обязательный лишь в том случае, если соглашение предполагает вступление в какую-либо международную организацию, затрагивает вопросы территориальных споров или предполагает необходимость разработки новых законодательных актов. Поскольку прямо в Парижском соглашении не указано ни одно из этих условий, мы приняли на себя обязательства без ратификации», - пояснил директор Центра экологических инвестиций Михаил Юлкин.

То, что вариантов для маневра эта форма присоединения к сторонам Парижского соглашения не оставляет, подтвердили и в Минприроды. «В форме принятия согласие на обязательность положений Парижского соглашения, помимо России, также выразили шесть сторон РКИК ^^^^^^^^^^^^^ ООН, а именно Белоруссия, Исландия, Япония, Нидерланды, ОАЭ и США. Несмотря на то, что соглашение имеет рамочный характер и не содержит международных обязательств, реализация Парижского соглашения по климату потребует от нас выполнения амбициозных задач. Необходимо определить национальную цель по сокращению антропогенных выбросов и увеличению поглощения парниковых газов,

адаптировать российскую экономику к наблюдаемым и ожидаемым изменениям климата», - прокомментировали в пресс-службе министерства.

В ведомстве уточнили, что теперь правительству предстоит утвердить национальную стратегию долгосрочного развития с низким уровнем выбросов парниковых газов с горизонтом планирования минимум до 2050 года.

Россия стала 187-ой из 197 стран РКИК ООН, официально принявшей на себя обязательства по снижению выбросов парниковых газов

Таблица 1.

Страны экономического сотрудничества и страны с переходной экономикой, принявшие на себя особые обязательства по ограничению выбросов

Страны с экономикой Страны,

Страны экономического сотрудничества - присоединившиеся

члены соглашения переходного периода к инициативе

в 1998 году

Австралия; Австрия; Бельгия; Германия; Греция; Дания; Европейское сообщество; Ирландия; Исландия; Испания; Италия; Канада; Люксембург; Нидерланды; Новая Зеландия; Норвегия; Португалия; Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии; США (в 2017 г. заявили о выходе из соглашения, процесс завершится к 2020 г.); Турция; Финляндия; Франция; Швейцария; Швеция; Япония.

Белоруссия; Болгария; Венгрия; Латвия; Литва; Польша; Россия; Румыния; Словакия; Словения; Украина; Хорватия; Чешская Республика; Эстония.

Лихтенштейн; Монако; Словакия; Словения; Хорватия; Чешская Республика.

Суть проблемы

Парижское климатическое соглашение принято в декабре 2015 года по итогам 21-й конференции Рамочной конвенции об изменении климата. По сути, оно заменило собой Киотский протокол, который был рассчитан на сокращение выбросов парниковых газов в промышленно развитых странах и странах с переходной экономикой на 5,2% по сравнению с 1990 годом. Однако в ходе реализации протокола выяснилось, что по уровню экономического развития ряд развивающихся стран -те же Сингапур, Южная Корея, Саудовская Аравия, Катар и другие - превосходят многие страны с переходной экономикой, и требовать сокращения выбросов от одних, игнорируя других, несправедливо. В итоге было принято решение, с одной стороны, продлить действие Киотского протокола до 2020 года, а с другой - со временем заменить его новым соглашением, действие которого будет распространяться на все государства, независимо от степени их экономического развития.

Формально Парижское соглашение должно было заменить Киотский протокол по истечении срока его действия, однако из-за слабости последнего, фактически действует с момента вступления в силу в 2015 году. Особенностью соглашения является отсутствие установленного срока действия - его задачи рассчитаны до конца XXI века.

Участники соглашения условились «не допустить повышения средней температуры на планете к 2100 году более чем на 2 °С от доиндустриального уровня и сделать все возможное для удержания потепления в пределах 1,5 °С», то есть, по сути, удержать колебания в пределах от 1,5 °С до 2 °С. В настоящее время средняя температура на 0,75 °С выше, чем среднегодовые показатели в 1850-1900-х годах.

Глобально же цель соглашения состоит в сокращении выбросов парниковых газов до такого уровня, чтобы во второй половине XXI века прийти к абсолютному балансу между антропогенными выбросами и их поглощением - то есть, абсорбироваться должно 100% выбросов парниковых газов.

Источник: https://unfccc.int/resource/docs/convkp/convru.pdf/

Соглашение не предоставляет странам-участницам готовый «список подвигов», необходимых для достижения целей - каждая страна разрабатывает такие меры самостоятельно, но при этом каждые пять лет обязана ужесточать требования к заявленным вкладам в смягчение климатических изменений.

Россия определила свой национальный вклад в снижение уровня выбросов парниковых газов в 2016 году при подписании Парижского соглашения. Это ограничение антропогенных выбросов париковых газов к 2030 году до уровня 70% от показателя 1990 года при условии максимально возможного учета поглощающей способности лесов.

При этом наиболее развитые страны плюсом к своим обязательствам ежегодно выделяют дополнительное

финансирование на поддержку развивающимся государствам в вопросах смягчения климата через Зеленый климатический фонд (Green Climate Fund). По состоянию на октябрь 2019 года общий объем пожертвований в фонд составил 18,7 млрд долл. Россия не относится ни к одной из перечисленных категорий стран, однако вносит свои средства добровольно.

Список стран, принявших обязательства по финансированию помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой: Австралия, Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Дания, Европейское сообщество, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Великобритания, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.

Будущие обязательства России

В 2009 году Россия утвердила Климатическую доктрину, а в 2011 году - план ее реализации на период до 2020 года, в которых, в частности, были указаны меры по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов и по подготовке к ратификации Парижского соглашения. Большинство из них возложены на Минэкономразвития России.

Таблица 2. Примеры заявленных национальных целей по сокращению выбросов и увеличению абсорбции парниковых газов на период до 2025 (2030) года

В частности, министерство должно разработать проект указа президента об утверждении цели ограничения выбросов парниковых газов к 2030 году и проект федерального закона о государственном регулировании таких выбросов. Разработка проекта стратегии долгосрочного развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года и проекта национального плана адаптации к неблагоприятным изменениям климата также возложены на Минэкономразвития. Минприроды досталась лишь разработка плана по сокращению выбросов парниковых газов из-за обезлесения и деградации лесов, а также усиления мер по сохранению, устойчивому управлению и увеличению накопления углерода в лесах.

При этом, по данным Минприроды, по сравнению с 1990 годом - базовым годом РКИК ООН и Киотского протокола - совокупные выбросы в нашей стране снизились практически в половину - на 49% с учетом поглощения лесными экосистемами, на 32% - без их учета.

Задачи, которые Россия планирует выполнить в рамках реализации Парижского соглашения:

- каждые пять лет предоставлять в секретариат РКИК ООН определяемые на национальном уровне вклады в реализацию Парижского соглашения. Включают в себя национальную цель по сокращению антропогенных выбросов и увеличению

Источник: М. Юлкин -«Низкоуглеродное развитие.

От теории к практике»

Страны Предполагаемые вклады в смягчение изменений климата до 2025 (2030) года

Промышленно развитые страны

США (вышли из соглашения в 2017 году) К 2025 году сократить выбросы ПГ на 26-28% от уровня 2005 года

Канада К 2030 году сократить выбросы ПГ на 30% от уровня 2005 года

Германия К 2030 году сократить выбросы ПГ не менее чем на 40%, а по возможности - на 55%, от уровня 1990 года

Франция К 2030 году сократить выбросы ПГ на 40% от уровня 1990 года

Норвегия К 2030 году сократить выбросы ПГ на 40% от уровня 1990 года

Россия К 2030 году сократить выбросы ПГ до уровня 70-75% от объема выбросов 1990 года при условии максимального учета поглощающей способности лесов

Крупнейшие развивающиеся страны

Бразилия К 2025 году сократить выбросы ПГ на 37% от уровня 2005 года, в том числе за счет увеличения доли ВИЭ до 45%, выполнения работ по облесению и лесовосстановлению на площади 12 млн га

Мексика К 2030 году сократить выбросы ПГ на 22-36% от базовой линии

Китай К 2030 году сократить удельные выбросы ПГ на 1 долл. ВВП на 65% с выходом на пик по абсолютной величине выбросов ПГ не позднее 2030 года. Для этого предусматривается увеличение установленной мощности солнечных электростанций до 100 ГВт, ветровых -до 200 ГВт, более широкое использование природного и сжиженного газа, реализация мер по энергосбережению в зданиях, регулирование выбросов HFC-23, увеличение запаса углерода в лесах на 4,5 млрд м3

Таблица 3. Топ-20 глобальных компаний-загрязнителей

1 Название Объем Инвестиции в возобновляемые Выбросы Прогноз роста производства в 20182030 гг. Прогноз объема

о компании производства источники энергии в 1965-2017 гг. выбросов

Н в 2018-2030 гг.

Saudi AramCo п3.6 млн баррелей Проекты по возобновляемым нефтяного источникам энергии стоимостью Ад эквивалента 1,51 млрд долл., Предложенные

р в день в 2019 году

59 262 млн тонн CO2, 4,38% мирового объема

7,2%

27 035 млн тонн CO2

В июне 2018 года Chevron

Technology Ventures открыла фонд

2,93 млн баррелей Future Energy Fund со 100 млн 43 345 млн

2 Chevr0n США нефтяного долларов. Компания заявляет, . , эквивалента что также инвестировала 1,1 тонн CO2, 3,2% 20% 7 288 млн тонн

от мирового CO2

в день млрд долларов в проекты объема

по улавливанию и хранению

углерода

9,7 млн баррелей 43 230 млн

Газпром, нефтяного и тонн СО2, 3,19% „ 18 381 млн тонн

г.. нет данных 3%

Россия эквивалента от общемирового СО2

в день объема

В мае Exxon объявила

о выделении 100 млн долл.

3,7 млн баррелей на технологии сокращения 41 904 млн тонн

ExxonMobil, 4. нефтяного выбросов за 10 лет. Компания CO2, 3,09% 35% 10 446 млн тонн

4. США эквивалента в день также заявила, что намерена использовать ветер и солнечную энергию на своих нефтяных месторождениях в Техасе от мирового объема CO2

National 4 млн баррелей 35 658 млн

Iranian Oil Co, нефтяного Нет данных тонн CO2 2,63% 9,7% 15132 м™ Тонн

Иран

I I I AJ.LA lili |_»|/\ -l./'U ^ .—.

эквивалента от мирового ' CO2

в день объема

2,35 млн баррелей _ 34 015 млн

BP, Велико- нефтянЬГо около 0,5 млрд долл. тонн CO2, 2,51% 7 634 млн тонн

б|эитаиия эквивалента зиа3тпПартоВрРанм1ммЫ1КамилраллЬлноЬп1Х отмирового 201% 734 СО

в день затрат BP на 15-16 млрд долл. объема

3,6 млн баррелей , \ 31 948 млн тонн

Royal J нефтяного 1-2 млРд долл. в год (2018-19 гг^ co2 2 36% 9 403 млн ТОнн

Dutch Shell, "ефваненто. или 4-6% от его ежегодных оС02;р203в6%о 37,6°% 9,403млн тонн

.. эквивалента - от мирового ' CO2

Нидерланды в день в 2018 году инвестиций в 25-30 млрд долл. объема

2,5 млн баррелей 22 645 млн

Ретех, нефтяного н тонн СО2, 1,67% - % 3 577 млн тонн

9. Мексика эквивалента ет данных от мирового 23° СО2

в день объема

Petroleos de 1,6 млн баррелей 15 745 млн тонн

Venezuela (PDVSA), нефтяного эквивалента Нет данных CO2, 1,16% от мирового -12,7% 2,505 млн тонн CO2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Венесуэла в день объема

4,1 млн баррелей К 2030 году компания намерена 15 632 млн

PetroChina, нефтяного получать 10% своего дохода тонн СО2, 1,15% - % 8 985млн тонн

Китай эквивалента от возобновляемых источников от мирового ° СО2

в день энергии объема

Номер Название компании Объем производства Инвестиции в возобновляемые источники энергии Выбросы в 1965-2017 гг. Прогноз роста производства в 20182030 гг. Прогноз объема выбросов в 2018-2030 гг.

12. Peabody Energy, США 509 589 тонн (около 460 000 тонн) в 2018 году «Почти ничего» (цитата по The Guardian) 15 385 млн тонн СО2, 1,14% от мирового объема Нет данных Нет данных

13. Conoco Phillips, США 1,2 млн баррелей нефтяного эквивалента в день В 2018 году компания приобрела Lightsource (солнечная генерация) за 200 млн долл. 15 299 млн тонн С02, 1,12% от общемирового объема 11% 3 094 млн тонн С02

14. Abu Dhabi National Oil Company, ОАЭ 2,1 млн баррелей нефтяного эквивалента в день Нет данных 13 840 млн тонн СО2 (и метана, преобразованного в СО2), 1,01% от мирового объема 22,4% 6,224 млн тонн С02

15. Kuwait Petroleum Corporation, Кувейт 2,7 млн баррелей нефтяного эквивалента в день Нет данных 13 479 млн тонн СО2 (и метана, преобразованного в СО2), 1% от общемирового объема 7,3% 6,897 млн тонн С02

16. Iraq National Oil Co, Ирак 1,5 млн баррелей нефтяного эквивалента в день Нет данных 12 596 млн тонн в эквиваленте СО2, 0,93% от мирового объема Нет данных Нет данных

17. Total SA, Франция 2,3 млн баррелей нефтяного эквивалента в день Данных по возобновляемым источникам энергии нет, но говорится о «низкоуглеродистой энергии» в 1,5-2 млрд долл. 12 352 млн тонн в эквиваленте СО2, 0,91% от общемирового объема 12,2% 5 830 млн тонн С02

18. Sonatrach, Алжир 2,4 млн баррелей нефтяного эквивалента в день Нет данных 12 302 млн тонн С02, 0,91% от мирового объема -17,8% 3 637 млн тонн С02

19. BHP Billiton, Австралия 331 505 баррелей нефтяного эквивалента + 189 041 тонна угля (термического и металлургического) в день Нет данных 9802 млн тонн эквивалента СО2, 0,72% от общемирового объема Нет данных Нет данных

20. Petrobras, Бразилия 2,6 млн баррелей нефтяного эквивалента в день Нет данных 8 676 млн тонн С02, 0,64% от мирового объема 12,8% 5,427 млн тонн С02

Источник: https://www.theguardian.com/environment/201g/oct/0g/what-we-know-top-20-global-polluters/

поглощения парниковых газов, также могут включать цели и планы по адаптации к воздействиям изменения климата на период 10-15 лет;

- каждые 5 лет пересматривать последующий национальный вклад в сторону все большей амбициозности;

- укреплять адаптационные возможности, повышение сопротивляемости и снижение уязвимости к изменениям климата, включая разработку или укрепление соответствующих планов, политики и/или вкладов;

- до 2020 года представить в секретариат РКИК национальную стратегию долгосрочного развития на период до 2050 года и последующую перспективу с низким уровнем выбросов парниковых газов;

- каждые два года отчитываться о климатической политике и мерах, о достигнутом прогрессе в сокращении выбросов парниковых газов, прогнозных оценках выбросов и поглощения, оценке уязвимости к изменениям климата, планам и мерам по адаптации к изменениям климата и оценке их эффективности, а также предоставлению добровольной технологической и/или финансовой помощи развивающимся странам.

Нефтяники против выбросов

Принято считать, что менее всего в реализации Парижского соглашения заинтересованы компании топливно-энергетического комплекса, работающие с углеводородным сырьем, а не с возобновляемыми источниками энергии. Эти же компании - и это уже не клише - лидеры по количеству выбросов парниковых газов в атмосферу.

Вместе с тем говорить, что компании не осознают

важность снижения выбросов парнико- _

вых газов для своего бизнеса, было бы, как минимум, некорректно. В частности, в 2017 году BP, Eni, ExxonMobil, Repsol, Shell, Statoil, Total и Wintershall объявили о том, что берут на себя обязательства по снижению выбросов метана при разработке запасов природного газа во всем мире. Компании совместно подписали «Руководящие принципы по снижению выбросов метана в производственно-сбытовой цепочке природного газа». В марте 2018 года данный документ подписал «Газпром».

Руководящие принципы были разработаны совместно с Фондом защиты окружающей среды ООН, Международным энергетическим агентством (МЭА), Международным газовым союзом и рядом других организаций. Кроме того, в их подготовке принимали участие Колумбийский университет, Фонд защиты окружающей среды, Международный газовый союз, Международная организация нефтегазовой кли-

В 2017 году BP, Eni, ExxonMobil, Repsol, Shell, Statoil, Total и Wintershall взяли на себя обязательства снизить выбросы метана при разработке месторождений газа во всем мире

матической инициативы, Фонд инвестиций в климат, Институт «Скалистых гор», Институт устойчивого развития газовой отрасли, Институт энергетики и ресурсов, Техасский университет в Остине.

Основным направлением работы компаний по данным принципам стало сокращение выбросов метана. «Обеспечение доступа к источникам энергии в условиях решения проблемы глобального изменения климата является одной из самых больших вызовов XXI века. Сегодня природный газ играет важную роль в удовлет-

_ ворении мирового спроса на энергию.

Поскольку природный газ состоит в основном из метана, мощного парникового газа, его роль в переходе к будущему с низким содержанием углерода будет зависеть от того, как нефтегазовая промышленность сокращает выбросы метана», - отмечается в сообщении.

Таким образом, компании признали, что для того, чтобы природный газ и далее играл ключевую роль в удовлетворении спроса на энергоносители и одновременно не спровоцировал бы глобальных климатических изменений из-за выбросов мощного парникового газа - метана - компании должны последовательно сокращать объемы его выбросов.

«Многочисленные исследования показывают, насколько важно быстрое сокращение выбросов метана, если мы хотим справиться с растущим спросом на энергию и решить комплексные экологические задачи», -приводятся в совместном пресс-релизе нефтяных ком-

паний слова руководителя отдела энергетики и климата программы ООН по окружающей среде Марка Рад-ка. - «Документ, содержащий руководящие принципы, является прекрасной основой для решения этих задач по всей цепочке природного газа, особенно, когда речь идет о представлении данных о реальном снижении выбросов».

Помимо обязательств по снижению выбросов метана компании также обязались повысить точность данных и прозрачность этих данных, а также продвигать разумную политику и правила в отношении выбросов метана. В преамбуле отмечается, что руководящие принципы

является относительно низкоуглеродным топливом, применение которого в энергетике и на транспорте способствует сокращению выбросов парниковых газов, «Газпром» одновременно рассматривает как опцию возможность производства и поставки на европейский рынок в перспективе до 2030 года низкоуглеродного метано-водородного топлива, а в перспективе до 2050 года - водородного топлива, получаемого путем переработки природного газа.

Российский нефтяной гигант - «Роснефть» - также не остался в стороне от экологических инициатив. В частности, в 2002 году компания и Международный

Освещение городов, вид из космоса

дополняют и взаимно усиливают другие инициативы в этой сфере.

В частности, в 2018 году «Газпром» впервые провел независимый аудит своего отчета о выбросах парниковых газов по международным стандартам и объявил о том, что в 2017 году этот показатель сократился по сравнению с 2013 годом на 12,9%, а в целом за последнее десять лет - более чем на 40%.

Компания также намерена содействовать сокращению выбросов парниковых газов в рамках принятой ЕС долгосрочной климатической стратегии до 2050 года. Подчеркивая, что трубопроводный природный газ

банк реконструкции и развития подписали соглашение о намерениях по заключению договоров о покупке сокращений выбросов, получаемых по проекту утилизации попутного нефтяного газа. Тогда «Роснефть» выразила готовность поставить углеродным фондам в 2008-2012 гг. 15 млн единиц сокращения выбросов по цене не менее 8 долларов за тонну СО2-эквивалента.

Позже «Роснефть» сообщила, что в 2009 году стала первой крупнейшей российской компанией, которая реализовала положение 6-й статьи Киотского протокола о возможности извлечения дохода от имеющихся квот на выбросы.

В 2012 году инвестпроекты «Роснефти» по утилизации попутного нефтяного газа были утверждены Министерством экономического развития России. Это, по сути, позволило компании приступить к продаже единиц сокращения выбросов парниковых газов (ЕСВ), полученных в результате реализации ^^^^^^^^^ программ по утилизации попутного нефтяного газа на месторождениях в Западной Сибири. Покупателем стала инвестиционная компания Carbon Trade & Finance SICAR S.A.

Почти сразу после присоединения России к Парижскому климатическому соглашению к проработке вопроса о снижении выбросов парниковых газов приступил «ЛУКОЙЛ». Но компания сразу оговорилась, что будет исходить не только из лучшего международного опыта, но и экономической целесообразности. Соответствующее решение совет директоров компании утвердил на заседании 16 октября, сформулировав вопрос как необходимость «адаптации компании к климатическим изменениям».

На текущем этапе топ-менеджмент компании ознакомился с климатическими сценариями, глобальными трендами и позициями других стран в области сокращения выбросов парниковых газов, обсудили развитие климатического законодательства в России и позицию инвестиционного сообщества по вопросу климата. Также на повестке стоял вопрос об объемах фактического снижения выбросов парниковых газов предприятиями «ЛУКОЙЛа» за последние годы, их основные источники и предварительная оценка потенциальных возможностей компании по снижению таких выбросов в долгосрочной перспективе.

функциональные возможности инфраструктуры. Под фундаментами зданий и промышленных объектов оттаивающий грунт теряет несущую способность, в итоге сооружения уже не могут нести нагрузку, заложенную на этапе проектирования. «По некоторым оценкам, за пе-

Исследования показывают, что для ограничения роста средней температуры более чем на 2°С от доиндустриального уровня значительная часть разведанных запасов углеводородов никогда не должна быть извлечена

риод с 2015 по 2025 год снижение несущей способности грунтов на территории Ямала может снизиться на 50% от уровней 1965-1975-го годов. В районе Уренгоя грунты могут потерять до 75% текущей несущей способности», -продолжает аналитик.

Однако глава Минэнерго России Александр Новак прокомментировал эти предположения достаточно однозначно: Россия приняла Парижское климатическое соглашение не из-за угрозы нефтедобычи, а потому что понимает необходимость защиты окружающей среды.

Сжигание ПНГ на факеле

А есть ли подвох?

Несмотря на международные соглашения и участие в них отечественных нефтяных и газовых гигантов, в том, что Россия приняла «правила игры» и обязалась сокращать выбросы парниковых газов вместе со всем мировым сообществом, многие эксперты увидели подвох. В частности, собеседники агентства Bloomberg предположили, что основной причиной присоединения России к Парижскому соглашению стала угроза нефтедобыче страны. По данным аналитиков издания, из-за таяния вечной мерзлоты снижается несущая способность фундаментов сооружений в арктической зоне, где расположена значительная часть российских нефтегазовых месторождений.

«Уже сейчас порядка 45% объектов российского нефтегазового сектора, расположенные в районах Крайнего Севера и не рассчитанных на изменения климата, попадают в зону риска», - поддерживает эту позицию аналитик Института развития технологий ТЭК Илья Надточей.

По его мнению, отступление вечной мерзлоты в районах Крайнего Севера уже сейчас существенно снижает

А

«В рамках подготовки к принятию Парижского соглашения Минэнерго проводились неоднократные консультации и обсуждения с компаниями ТЭК и экспертным сообществом в части принятия мер климатического регулирования и социально-экономических последствий их введения. По результатам таких обсуждений было сформировано консолидированное мнение о необходимости принятия российской стороной Парижского соглашения, при условии учета на международном уровне интересов страны в области противодействия изменениям климата», - прокомментировали в ведомстве.

При этом, по данным министерства, отечественная энергетика уже соответствуют логике низкоуглеродного будущего. «На текущий момент более 80% выработки электроэнергии в нашей стране осуществляется на источниках с низкой удельной эмиссией парниковых газов (АЭС, ГЭС, парогазовые установки, тепловая ко-генерация электрической и тепловой энергии). По доле низкоэмиссионных технологий в электроэнергетике Россия существенно опережает большинство других стран. Таких показателей удалось достичь в первую очередь за счет трансформации энергетики страны», -отмечают в министерстве.

С учетом мирового опыта, в России стартовал процесс перехода на принципы наилучших доступных технологий (НДТ), отмечают в Минэнерго. В частности, он закладывался при подготовке нового механизма привлечения инвестиций в модернизацию тепловых электростанций, который стартовал в России в 2019 году - именно соответствие оборудования таких станций принципам НДТ позволит обеспечить рост экологической эффективности объектов ТЭК.

«Российские нефтяные компании проводят активную работу по внедрению энергосберегающих технологий и снижению общих объемов выбросов, внедряя современные технологии и обеспечивая герметичность используемых мер вместимости для хранения и перемещения сырья и продуктов переработки. В этой связи задача ужесточения экологического контроля для нефтяных компаний не является технологическим вызовом», -комментирует доцент кафедры международной кооперации РАНХиГС Тамара Сафонова.

«О выгоде или невыгоде в данном случае речи не идет. Участниками Парижского соглашения являются государства. И государства определяют сами, каким будет национальный вклад в сокращение антропогенных выбросов и увеличение поглощения парниковых газов, и какие меры на национальном уровне необходимо принять. Главная задача бизнеса - внедрять энергоэффективные и низкоуглеродные технологии, способствующие снижению «углеродного следа» при реализации проектов, предлагать экологически безопасные технологические решения, связанные с разведкой,

добычей и транспортировкой полезных ископаемых при возрастающих рисках изменения климата», - добавили в Минприроды России.

Возобновляемые источники энергии и их роль

«Исследования показывают, что для ограничения роста средней температуры более чем на 2 °С от доин-дустриального уровня значительная часть разведанных сегодня запасов углеводородов никогда не должна быть извлечена - а это около 50% разведанных запасов газа и 30% запасов нефти. Одним из наиболее эффективных механизмов декарбонизации является прекращение субсидирования ископаемого углеводородного топлива и перенаправление субсидий в сектор возобновляемых источников энергии, что в российских условиях просто невозможно», - полагает аналитик Института развития технологий ТЭК Илья Надточей.

Еще более категоричен генеральный директор Центра экологических инвестиций Михаил Юлкин, который полагает, что без перехода на ВИЭ российские нефтяные компании обречены на крах.

«Больше, чем мы, никто не продает в мир такое количество ископаемого топлива, а это как раз то, от чего мир собирается уйти. Чтобы выполнить цели Парижского соглашения, ничего из этого - нефть, газ, уголь - мир не должен сжигать. Соответственно, ничего из этого мир не должен у нас покупать. Я думаю, что проблемы с продажей российской нефти начнутся лет через пять, как и с углем, проблемы с газом начнутся лет через 10-15, не больше. Я не говорю, что покупателей российского топлива не останется совсем, но это будет очень турбулентный рынок», - комментирует Юлкин.

Вместе с тем, говорить о том, что Россия не инвестирует в развитие возобновляемых источников энергии - некорректно. В частности, в октябре 2018 года вице-премьер РФ Дмитрий Козак дал поручения по продлению поддержки «зеленой генерации» на 2025-2035 годы, в феврале этого года Минэкономразвития предложило изменить схему поддержки проектов ВИЭ после 2024 года, что, в свою очередь, должно обеспечить конкурентоспособность оборудования для зеленой энергетики и помочь экспорту.

Проект федерального бюджета России на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов предусматривает направление 49,7 млрд руб. на развитие энергетики. В программу входят несколько подпрограмм, среди которых повышение энергетической эффективности, модернизация электроэнергии, развитие нефтяной, газовой отраслей, угольной и торфяной промышленности, а также развитие возобновляемых источников энергии.

Россия должна к 2020 году представить в ООН

национальную стратегию развития с низким уровнем выбросов парниковых газовдо 2050 года и последующую перспективу

1. https://www.theguardian.com/environment/201g/oct/09/ what-we-know-top-20-global-polluters

2. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ kyoto.shtml

3. https://unfccc.int/resource/docs/convkp/convru.pdf

4. https://docs.wixstatic.com/ugd/af2e10_5gc66864dd-844818gb5e757bgedcc02g.pdf

5. https://unfccc.int/files/meetings/paris_nov_2015/application/ pdflparis_agreement_russian_.pdf

6. https://docs.wixstatic.com/ugd/af2e10_5gc66864dd-844818gb5e757bgedcc02g.pdf

7. https://ccacoalition.org/en/resources/reducing-methane-emissions-across-natural-gas-value-chain-guiding-principles

8. https://ccacoalition.org/en/resources/reducing-methane-emissions-across-natural-gas-value-chain-guiding-principles

д. https://www.shell.com.ru/shell-media-center/shell-news/2017-news-and-media-releases/companies-signed-methane-reduction-principles.html

10. https://www.greenclimate.fund/what-we-do/portfolio-dashboard

11. https://www.gazprom.ru/press/news/2018/march/ article4l2884/

12. https://ec.europa.eu/info/law/better-regulation/initiatives/ ares-20l8-37420g4/feedback/Fl3767_en?p_id=2656l2

13. https://www. rosneft. ru/press/releases/item/l776зз/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.