Научная статья на тему 'Парижский Парламент - Высший апелляционный суд средневековой Франции'

Парижский Парламент - Высший апелляционный суд средневековой Франции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3116
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕВЕКОВОЕ ГОСУДАРСТВО ФРАНЦИИ / ПАРИЖСКИЙ ПАРЛАМЕНТ / СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАРИЖСКОГО ПАРЛАМЕНТА / MEDIEVAL STATE OF FRANCE / THE PARIS PARLIAMENT / METHODS OF FORMATION OF THE PARIS PARLIAMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Волкова Е. Г.

В статье рассматриваются вопросы о месте Парижского парламента в системе государственных органов средневековой Франции, эволюции способов его формирования, а также раскрывается роль короля и высшей знати в комплектации парламентских кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Paris Parliament - the highest appellate court of medieval France

The article examines the place of the Paris parliament in the system of government of medieval France, the evolution of the ways of its formation, and explores the role of the king and the nobility in the appointment of the parliamentary staff.

Текст научной работы на тему «Парижский Парламент - Высший апелляционный суд средневековой Франции»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2015. № 2

Е.Г. Волкова, аспирант кафедры истории государства и права юридического факультета МГУ*

парижский парламент - высший апелляционный суд средневековой франции

В статье рассматриваются вопросы о месте Парижского парламента в системе государственных органов средневековой Франции, эволюции способов его формирования, а также раскрывается роль короля и высшей знати в комплектации парламентских кадров.

Ключевые слова: средневековое государство Франции, Парижский парламент, способы формирования Парижского парламента.

The article examines the place of the Paris parliament in the system of government of medieval France, the evolution of the ways of its formation, and explores the role of the king and the nobility in the appointment of the parliamentary staff.

Keywords: medieval state of France, the Paris parliament, methods of formation of the Paris parliament.

Средневековое государство Франции (IX—XVIII вв.) отличалось множественностью юстиций. Параллельно существовали, развивались и функционировали сеньориальная юстиция, городская юстиция, торговая юстиция, церковная юстиция, университетская юстиция (Парижского университета)1 и, конечно же, королевская юстиция.

В связи с усилением королевской власти в XIII в. происходит становление единой системы королевской юстиции, которая выглядела следующим образом: низшим судом первой инстанции являлся суд прево, далее судебно-административными чиновниками короля были бальи на севере (Лангедойль) и сенешали на юге (Лангедок) Франции (к данному уровню относился также суд прево Парижа); вершиной судебно-административной пирамиды являлся Парижский парламент, созданный в 1260 г. в ходе реформ короля Людовика IX Святого (1226—1270) путем выделения из королевской курии (Curia regis) трех самостоятельных органов: Большого совета (le Grand Conseil), осуществлявшего общее руководство и контроль над отдельными отраслями управления, Счетной палаты (la Chambre des comptes), высшего органа финансового управления, и Парламента (le Parlement) — верховного суда2.

* [email protected]

1 Verger J. Les Universites au Moyen âge. P., 1973. P. 168.

2 AubertF. Le Parlement de Paris (1314-1422). Р., 1890. P. 5.

Парижский парламент состоял из трех больших подразделений: Высшей (судебной) палаты (la Grand chambre), которая выносила непосредственно решения и приговоры; следственной палаты3 (la Chambre des enquêtes), ведущей расследование дел, и палаты прошений (la Chambre des requêtes)4, рассматривавшей ходатайства, жалобы и прошения со всего королевства.

Парижский парламент выступал высшей судебной инстанцией средневековой Франции, совмещая в себе суд первой инстанции для «королевских случаев» (cas royaux)5 и апелляционный суд для всех подданных королевства, своеобразным органом конституционного контроля, обладал огромными административными, финансовыми полномочиями, полномочиями в сфере международных сношений.

Обладая столь многочисленными и весомыми государственными полномочиями, Парижский парламент нередко противостоял королю в решении важнейших вопросов королевства, проведении внутренней и внешней политики средневековой Франции.

Данное противостояние, «перетягивание каната власти» между Парижским парламентом и королем, можно проследить, в том числе рассматривая вопрос о способах формировании Высшего суда королевства. Данная проблема в отечественной историко-правовой литературе практически не исследована.

В литературе по истории государства и права средневековой Франции встречаются работы, посвященные формированию Парижского парламента. Так, французский ученый Ф. Обер выделял следующие способы формирования Парламента, состоящего из советников короля, — назначение; представление; выборы6.

Однако на основе анализа королевских ордонансов, судебной практики Парижского парламента, а также обычаев самой парламентской корпорации можно выделить — весьма условно — следующие способы формирования Парламента в средневековой Франции:

1) назначение советников короля;

2) выборы советников короля с последующей кооптацией;

3) наследование мест в Парижском парламенте;

4) покупка парламентских мест.

Почему «весьма условно»? Во-первых, дело в самой природе Высшего суда королевства: исторически короли считались единственны-

3 См.: Мачковский Г.И. Французско-русский юридический словарь. М., 1998. С. 183.

4 AubertF. Le Parlement de Paris. P. 6.

5 Ордонансом от 8 октября 1371 г. установлен следующий перечень «королевских случаев»: государственная измена, изготовление фальшивой монеты, а также все случаи, которые так или иначе затрагивают интересы и права короля.

6 Aubert F. Histoire du Parlement de Paris de l'origine a François I (1250-1515). Р., 1894. P. 44-45.

ми законными и справедливыми судьями. В частности, в знаменитых Кутюмах Бовези подчеркивается, что король как суверен является высших арбитром и судьей во Франции. Так, согласно § 1214—1215, 1883, только король может быть и судьей, и обвинителем в своем собственном суде, и нельзя апеллировать на его решения7.

И все же, «при бесспорном приоритете личного суда короля, он с конца XIII в. превратился в главу "мужающего тела" судебных институтов королевства»8. Со времени отделения от королевской курии специального судебного органа — Парижского парламента — именно он начинает представлять короля и осуществлять правосудие от его имени, олицетворяя образ короля-судьи, являясь «продолжением тела» короля, воплощающего правосудие. Однако существование Высшего суда королевства никогда не означало, что король не может вершить суд, когда пожелает. Более того, процедура выборов советников Парламента никогда не отменяла право короля назначать людей на все должности в государственном аппарате, тем более в Парижский парламент, который так был близок к персоне монарха.

Во-вторых, как покупка, так и наследование парламентских мест всегда были «теневыми» способами формирования Парижского парламента, существовавшими с XV в. наряду с формальными выборами советников Высшего суда королевства.

В данном контексте необходимо объяснить употребление термина «советники короля» в обход привычному для чиновников, отправляющих правосудие, термина «судьи». Дело в том, что чиновники Парижского парламента не называли себя судьями, а именовались «советниками короля» («les conseillers du roi»), видя истоки своей работы в окружающем короля совете избранных. Нередко и сам Парламент назывался «Советом короля в Парламенте», подчеркивая свою генетическую связь с Curia Regis. Некоторые ученые считают, что определяющим фактором выбора титулатуры парламента и его членов является специфический французский вариант становления верховной власти: судит сам король, а парламентарии лишь дают советы9.

Возвращаясь к порядку формирования Парижского парламента, прежде всего стоит отметить, что изначально, начиная с момента образования (XIII в.) и до середины XIV в., члены Парламента ежегодно назначались королем после консультации с канцлером и членами Большого совета до начала очередной сессии Парламента, т.е. действовал порядок назначения членов суда. Такие назначения оформ-

7 Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т. 1: Древний мир и Средние века / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М., 2003. С. 586, 597.

8 Цатурова С.К. Священная миссия короля-судии, ее вершители и их статус во Франции XIV—XV вв. // Священное тело короля: Ритуалы и мифология власти. М., 2006. С. 81.

9 Там же. С. 78-95.

лялись специальными письмами короля (les letters de roi), которые записывались секретарем Парижского парламента, после чего последний выдавал документы о вступлении чиновника в должность. Так, в XIII в. в Высшую палату парламента (la Grand chamber) были назначены президентами герцог Бургундии Жоффруа де ла Шапель, граф де Сен-Поль Мэтью Вандом, архиепископ Нарбонны Рено Бар-бу, епископ Парижа Симон де Нель, королевскими прокурорами Симон де Бюси, Пьер де Вилебресм10.

На смену ежегодным назначениям нового состава Парламента на каждую сессию в середине XIV в. пришла система выборов советников короля с последующей кооптацией, т.е. с введением новых членов суда по мере освобождения должностей без проведения дополнительных выборов в течение всей работы сессии.

Появление практики выборов чиновников королевской власти историки связывают с влиянием античной традиции, в частности идей Аристотеля о том, что выборы являются единственной гарантией отбора наиболее достойных людей. Не случайно король Карл V Мудрый (1364—1380) поручил философу, своему воспитателю Никола Орезму перевести труды Аристотеля на французский язык11.

Ордонансом от 8 апреля 1342 г.12 предусматривались выборы советников Парламента специальной комиссией под председательством короля, состоящей из канцлера, председателей палат Парламента — Высшей палаты (la Grand chambre), следственной палаты (la Chambre des enquêtes) и палаты прошений (la Chambre des requêtes)13, а также десяти чиновников-клириков и десяти мирян Большого совета. Комиссия составляла список выбранных кандидатов в Высший суд королевства и представляла данный список королю. Король в свою очередь утверждал список, как правило, ничего не меняя.

Выборы применялись практически ко всем должностям в Парламенте — от президентов до секретарей суда, уравнивая тем самым его чиновников.

Три года спустя Ордонансом от 11 марта 1345 г.14 (ст. 2—3) выборы членов Парижского парламента полностью перешли под власть самого Парламента, но, разумеется, право короля назначать чиновников своего аппарата не отменял ни один ордонанс. Такой порядок

10 AubertF. Histoire du Parlement de Paris de l'origine a François I (1250-1515). P. 384391.

11 См.: Цатурова С.К. Офицеры власти: Парижский Парламент в первой трети XV века. М., 2002. С. 53-54.

12 Ordonnances des rois de France de la troisième race, recueillies par ordre chronologique. T. II. Р., 1723-1849. P. 173-176.

13 Aubert F. Le Parlement de Paris. P. 6.

14 Ordonnances des rois de France de la troisième race, recueillies par ordre chronologique. T. II. P. 219-228.

формирования парламента продолжался вплоть до правления Карла VI Безумного (1380-1422)15.

При Карле VI в процедуру формирования Парижского парламента были внесены следующие изменения. Так, Ордонанс от 5 февраля 1389 г.16 закрепил важное уточнение выборов советников короля: отныне король не может назначить ни одного чиновника суда без согласия канцлера и Парламента.

Причина данного уточнения вполне понятна. Известно, что король Франции Карл VI Безумный с 1393 г. страдал расстройством психики, причем течение болезни было весьма неровным: временами он приходил в себя, но периоды «затмения разума» наступали столь же внезапно и длились месяцами. Заболев в возрасте 24 лет, Карл VI прожил 54 года, из них 42 находясь на троне17. По этой причине члены Парижского парламента старались сделать участие короля в формировании Высшего суда королевства подконтрольным, тем самым избегая случайных, неразумных назначений советников Парламента.

Так, 19 ноября 1400 г. избран на должность гражданского секретаря Никола де Бай, который в протоколе так сообщил о своих выборах: «В этот день состоялись выборы на должность секретаря Парламента, и выбор пал на меня, недостойного»18.

Однако, несмотря на формальное закрепление выборов советников Парижского парламента, имели место многочисленные вмешательства короля в данную процедуру и давление знати.

Обычно вмешательство короля оформлялось письмами-дарами, которые выдавались кандидатам на вакантную должность. В мае 1403 г. освободилось место третьего президента, были проведены выборы, и большинство голосов набрал Робер Може, однако королю захотелось отдать это место Жану де Рюильи. Никола де Бай, будучи секретарем Парламента, так записал в протоколе на полях: «Король выше выборов»19. 26 мая 1403 г. Парламент вновь возвращается к этому вопросу. На заседании Высшего суда королевства канцлер доложил, что ему пришлось напоминать королю о «королевских ордонансах, установленных и не единожды подтвержденных королем», в соответствии с которыми должность в Парламенте получает тот кандидат, кто

15 Aubert F. Histoire du Parlement de Paris de l'origine a François I (1250-1515). P. 57.

16 Ordonnances des rois de France de la troisième race, recueillies par ordre chronologique. T. VII. P. 224.

17 См.: Цатурова С.К. Офицеры власти: Парижский Парламент в первой трети XV века. С. 13.

18 Journal de Nicolas de Baye, greffier de Parlement de Paris, 1400-1417. Т. 1. P., 1885, 1888. P. 1.

19 Ibid. P. 64.

на выборах набрал большинство голосов, но все же «король приказал ему поставить печать на документе» о назначении де Рюильи20.

В 1413 г. вспыхнуло антифеодальное городское восстание в Париже, участники которого «кабошьены» (названы так по прозвищу одного из вождей Кабоша («Caboche» в переводе с французского языка означает «башка», настоящее имя — Симон Лекутелье)) добились принятия 26-27 мая 1413 г. Парламентом Ордонанса о реформах, известного как «l'Ordonnance cabochienne»21. В соответствии с данным Ордонансом состав Парижского парламента объявлялся молодым и неопытным, и, дабы избежать проникновения в Парижский парламент таких членов, был установлен новый многоступенчатый порядок выборов. Так, канцлер и члены Большого совета назначали двух или трех советников, основной функцией которых было выдвижение и отбор кандидатов в зависимости от профессионального опыта, заслуг, образования, хорошей репутации. Далее советники отправляли запрос в Парламент, который должен был утвердить данный список кандидатов и организовать выборы. Специальная комиссия в составе членов Большого совета, четырех советников Высшей палаты, четырех советников следственной палаты, членов палаты прошений, членов Счетной палаты в присутствии канцлера избирала будущих членов Парижского парламента из списка, утвержденного Высшим судом королевства. Избранным считался кандидат, получивший большинство голосов. В ситуации, когда несколько кандидатов набирали равное количество голосов, последнее слово было за канцлером. Далее результат выборов утверждался королем и публиковался22.

Важно отметить, что хотя Ордонанс от 26 мая 1413 г. был отменен уже в сентябре, порядок формирования Парижского парламента, который был установлен данным Ордонансом, сохранился вплоть до 1432 г.

Описанные выше события происходили на фоне Столетней войны с Англией. Генрих V (1413-1422), король Англии, захватил большую часть Нормандии, за пять лет английский король подчинил себе примерно половину территории Франции. В 1420 г. Генрих встретился на переговорах с безумным королем Карлом VI, результатом которых стало подписание договора в Труа, согласно которому Генрих V объявлялся наследником короля Франции Карла VI Безумного в обход законного наследника дофина Карла (в будущем — короля Карла VII Победоносного (1422-1461)). После заключения договора в Труа вплоть до 1801 г. короли Англии носили титул королей Франции.

20 Ibid. P. 65-66.

21 URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k55621t/f5.image.r=.langFR (дата обращения 29.04.14).

22 Aubert F. Histoire du Parlement de Paris de l'origine a François I (1250-1515). Р. 59, 60.

Несмотря на данные изменения в государственном механизме средневековой Франции, в Парижском парламенте продолжали действовать выборы советников Высшего суда королевства, однако теперь требовалось одобрение результатов выборов герцогом Бедфор-дом23 — регентом.

Война привела к увеличению случаев прямых назначений советников Парижского парламента. Так, после вступления в Париж войск герцога Бургундского на должность канцлера был назначен Эсташ де Л'Атра, ставленник бургиньонов, который уже в 1420 г. добился должности епископа Бовэ24. Именно в этот период должность канцлера перестает быть выборной: теперь канцлера, как правило, назначал король, в большинстве случаев пожизненно. 2 декабря 1422 г. герцог Бедфорд назначил по своему усмотрению советником некоего Симона де Шамплуисана; 9 февраля 1433 г. Роберт Пьедефер был назначен советником Высшего суда королевства без проведения выборов по письму короля Англии и Франции.

Параллельно с Парижским парламентом образовался в Пуатье (1418—1436) аналогичный судебный орган под руководством Карла VII Победоносного, куда уехала часть парламентских чиновников, правда, из числа явных арманьяков25.

После победы французских войск и капитуляции английского гарнизона в 1453 г. в Бордо Столетняя война закончилась. По возвращении Карла VII в Париж происходит слияние парламентов.

Король, помня, что многие члены Парижского парламента были назначены узурпатором, опасался, что при проведении выборов в Высший суд королевства в его состав могут попасть сторонники англичан или герцога Бургундского. Поэтому Ордонансом от 2 апреля 1438 г.26 он отменяет систему выборов и восстанавливает прямые назначения советников короля.

Однако Парламент не хотел просто так уступать прерогативу формировать свой состав. Король пошел на уступки: фактически выборы советников Парижского парламента допускались: например, 9 января 1438 г. был единогласно избран Мишель Клостр советником в Высший суд королевства.

Укрепив свою власть в королевстве, Карл VII Ордонансом от 28 октября 1446 г. формально восстанавливает выборы советников

23 Филипп Бургундский не получил никакой официальной должности в королевстве после захвата Парижа, регентом страны стал брат Генриха V Джон Ланкастер, герцог Бедфорд.

24 Цатурова С.К. Офицеры власти: Парижский Парламент в первой трети XV века. С. 145.

25 Neuville D. Le Parlement royal a Poitiers (1418-1436). Р., 1878. С. 1-2.

26 IsambertF.-A. Recueil des anciennes lois françaises. Т. VIII, 1821-1833. Р., 1830. С. 105.

Парижского парламента. Но на практике все было несколько иначе: во-первых, действовало негласное правило, в соответствии с которым Парламент выбирал на вакантное место трех подходящих кандидатов, а король выбирал одного из них советником в парламент; во-вторых, как и прежде, имели место прямые назначения советников Парижского парламента королем. 10 мая 1454 г. были назначены советниками в Парламент: миряне Роберт Тибо, Жан де Монтиньи, Жан Анри, клирики Жан Шамбон, Пьер Клютан, Рауль Пишон27.

Людовик XI Благоразумный (1461—1483) 12 ноября 1465 г. подтверждает положения Ордонанса от 28 октября 1446 г., но с учетом сложившейся практики. Как и прежде, Парижский парламент отбирал трех кандидатов в члены суда, список кандидатов направлял королю, последний в свою очередь выбирал подходящего советника на вакантное место. Несмотря на формально действующие выборы советников Парижского парламента, король Людовик XI в большей степени, чем его отец, известен многочисленными нарушениями выборов членов Парламента, а также принципа несменяемости судей Высшего суда королевства. Например, в нашумевшем деле уважаемого судьи Парижского парламента Мартина де Бельфае, который был ложно обвинен в бесчестье и предательстве, лишен поста и заключен в тюрьму по просьбе Оливье ле Дейма — фаворита короля Людовика XI28, реакция Парламента была соответствующей: в обход древнего права короля осуществлять помилование Парижский парламент самостоятельно выносит решение о реабилитации судьи Мартина де Бельфае и других жертв произвола29. В ответ король еще больше подчиняет себе выборы советников Высшего суда королевства: 11 февраля 1484 г. Парламент избирает трех кандидатов на вакантное место в Парламент: Жана Авриля, Жана Симона и Мартина Рузе, направляет список королю для выбора советника Парламента, однако тот назначает в Парламент трех советников вне этого списка — Жака дю Лака, Луи де Бурбона и Этьена Порше.

Король Карл VIII Любезный (1483—1498) формально подтверждает прежние правила формирования Парижского парламента, однако вместе с тем продолжает политику своих предшественников. После смерти советника-клирика Парламента Гийома Эрло на его место был назначен в соответствии с королевским письмом от 9 ноября 1492 г. Луи Дорей. Парижский парламент напомнил королю, что советники в Высший суд королевства должны избираться законным путем, и потому назначает на 12 ноября выборы, в которых участво-

27 Aubert F. Histoire du Parlement de Paris de l'origine a François I (1250-1515). P. 50-51.

28 Legeay. Histoire de Louis XI. T. II. P., 1874. P. 288.

29 FilholR. Les archives du Parlement de Paris source d'histoire. P., 1947. P. 43.

вали адвокат Парламента Жан Эмери (44 голоса), Жан Фамиш (41 голос) и Луи Дорей (30 голосов). Несмотря на наименьшее количество голосов, Луи Дорей все же был назначен советником Парламента в угоду королю30.

Как уже было сказано выше, с первой половины XV в. должность канцлера перестает быть выборной, отныне канцлер назначается королем, как правило, пожизненно. Начиная с конца XV в. перестает быть выборной и должность первого президента Парижского парламента. В 1497 г. после смерти первого президента Лавакри Карл VIII, решив установить еще больший контроль над Парламентом, утверждает принцип назначения первого президента Парижского парламента непосредственно королем. Однако парламентарии, пытаясь противостоять незаконному назначению, провели выборы, избрали трех кандидатов, но король демонстративно назначил четвертого.

Таким образом, уже в начале XVI в. две руководящие должности Парижского парламента были назначаемые королем, что усилило его влияние на Высший суд королевства, остальные же оставались выборными.

В целом, такая политика королей средневековой Франции продолжалась вплоть до ликвидации прокоролевского судебного органа во время Французской революции 1789 г.

Наследование парламентских мест как способ формирования Парижского парламента оформилось в XV в., когда произошло, по выражению Ф. Отрана, так называемое «сужение дверей Парижского Парламента»31. Предпосылками данного явления послужили прямые назначения королем советников Высшего суда королевства, практика отказа от должности в пользу конкретного лица, а также введение пожизненного жалования советникам парламента32. В результате парламентская среда в основном стала достоянием отдельного круга семей, стала наследственной; в Парижском парламенте образовались целые парламентские династии, создалось целое новое сословие — дворянство мантии (noblesse de robe), создалась некая парламентская партия со своими привилегиями и благородным образом жизни.

Согласно данным исследований Ф. Отрана, в период 1405—1417 гг. 73,8% советников Парламента находились в кровном родстве, создавая тем самым целые кланы: дед, отец и сын. К 1413 г. из 97 парламентариев 49 находились в родстве33.

30 Aubert F. Histoire du Parlement de Paris de l'origine a François I (1250-1515). Р. 57.

31 Autrand F. Naissance d'un grand corps de l'État: Les gens du Parlement de Paris, 1345-1454. Р., 1981. P. 30.

32 Цатурова С.К. Офицеры власти: Парижский Парламент в первой трети XV века. С. 79, 84.

33 Autrand F. Op. cit. P. 46-49.

В XV—XVI вв. происходят важные изменения в формировании Высшего суда королевства: стала общим явлением купля-продажа судейских должностей.

Так, согласно ст. 40 Ордонанса 1499 г. «О суде и охране порядка в королевстве», «хотя ордонансами запрещено покупать судейские должности, эти ордонансы обходят под видом некоторых отставок, полученных от нас или предшественников наших» 34.

Купля-продажа судейских должностей являлась преступной и недопустимой деятельностью, новоиспеченные советники Парламента приносили присягу в том, что они не платили денег за свою должность. Возникла необходимость создать некую юридическую конструкцию, которая бы покрывала данную коррупционную деятельность. Уже в начале XVI в. стало неотложным правилом, что советник, получивший от короля судейскую должность, давал королю в долг определенную сумму денег. Поначалу речь шла действительно о долге, который со временем возвращался, правда, обладатель должности советника Парижского парламента не имел права требовать от короля возвращения долга, но все же до середины XVI в. такая процедура рассматривалась как «система кредитования», а не купля-продажа парламентских мест.

К 50-м гг. XVI в. при Генрихе II в обстановке порожденного войной общего финансового кризиса советники парламента перестали рассчитывать на возвращение долга: теперь такие денежные суммы стали рассматриваться не как займы, а как цены продаваемых судейских должностей.

Приведем некоторые цифры. Должность советника Парижского парламента в 1597 г. стоила 11 тыс. ливров, в 1606 г. — 36 тыс. ливров, в 1616 г. — 60 тыс. ливров, в 1635 г. — 120 тыс. ливров35.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Парижский парламент, образованный в 1260 г. в ходе реформ короля Людовика IX Святого путем выделения из королевской курии (Curia regis), был одним из самых влиятельных учреждений того времени. Он обладал многочисленными полномочиями во всех сферах жизни общества и государства, тем самым имея возможность не только оказывать влияние на важнейшие политические события королевства, но и противостоять королю в решении различных государственных вопросов, в том числе и в решении вопроса формирования своего кадрового состава.

Список литературы

1. Мачковский Г.И. Французско-русский юридический словарь. М., 1998.

34 IsambertF.-A. Recueil des anciennes lois françaises. T. XI: 1821-1833. P., 1830. P. 343.

35 Histoire économique et sociale de la France. P., 1977. C. 201.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Цатурова С.К. Офицеры власти: Парижский Парламент в первой трети XV века. М., 2002.

3. Цатурова С.К. Священная миссия короля-судии, ее вершители и их статус во Франции XrV-XV вв. // Священное тело короля: Ритуалы и мифология власти. М., 2006.

4. Aubert F. Le Parlement de Paris (1314-1422). Р., 1890.

5. Aubert F. Histoire du Parlement de Paris de l'origine a François I (12501515). Р., 1894.

6. Autrand F. Naissance d'un grand corps de l'État: Les gens du Parlement de Paris, 1345-1454. Р., 1981.

7. FilholR. Les archives du Parlement de Paris source d'histoire. Р., 1947.

8. Histoire économique et sociale de la France. T. 1. Р., 1977.

9. IsambertF.-A. Recueil des anciennes lois françaises. Т. VIII, XI: 1821-1833. Р., 1830.

10. Journal de Nicolas de Baye, greffier de Parlement de Paris, 1400-1417. Т. 1. P., 1885,1888.

11. Legeay. Histoire de Louis XI. Т. II. Р., 1874.

12. Neuville D. Le Parlement royal a Poitiers (1418-1436). Р., 1878.

13. Ordonnances des rois de France de la troisième race, recueillies par ordre chronologique. T. II, VII. Р., 1723-1849.

14. Verger J. Les Universites au Moyen âge. P., 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.