МЕТОДЫ И СРЕДСТВА
4.Морфологические признаки Paragarma-nia mali Oud. (по Hughes, 1961)
5. Cheyletus eruditus Schrank (по Hughes, 1961)
больше, чем A. mckenziei. Длина дорсального щита самок A. cucu-meris - 395 мк, ширина - 210 мк (рис. 2а). У самок A. mckenziei - соответственно 345 и 190 мк (рис. 1а);
A. cucumeris имеет слабо-сетчатую скульптуру спинной поверхности щита, у A. mckenziei ее нет, хотя отмечаются редкие, разбросанные по всему щиту, мелкие, округлой формы образования (метки);
сперматека у A. mckenziei с удлиненной шейкой, до 23 мк в длину (рис. 1е и 3б). A. cucumeris имеет короткую шейку сперматеки, переходящую сразу в расширяющуюся воронку колоколовидной, чашеобразной формы (рис. 2е и 3а);
поры на вентро-анальном отделе щита у A. mckenziei круглые, сближенные (рис. 1б). У A. cucumeris они широко расставленные, мелкие (рис. 2б); длина 5-й постлатеральной (= РМ3
задняя медиальная, по ICZN, 1985) щетинки на дорсальном щите A. cucumeris равняется 70 мк (рис. 2а), у A. mckenziei - 51 мк (рис. 1а);
неподвижный палец клешни хели-цер у A. mckenziei с 3 зубцами (2 субапикальных и 1 апикальный - на вершине пальца; рис. 1в). Однако Karg (1993) описывает самок с 4 зубцами. У A. cucumeris неподвижный палец хелицер с 4 зубцами (3 субапикальных и 1 апикальный - на вершине коготка) (рис. 2в).
Существуют определенные различия и в строении стернального щита (рис. 1г и 2 г), а также четвертой пары ног (рис. 1д и 2д).
Г. Доссе (Dosse, 1958) считает наиболее надежным и удобным для идентификации этих видов отличительным признаком строение спер-матеки. Наш опыт это подтверждает.
Важно также отличать амблисей-усов от других видов, попадающих в разводочные емкости.
Так, клещи рода Paragarmania (рис. 4) имеют несколько большие размеры тела, чем у амблисейусов. Длина самки - 470-600 мк. Дорсальный щит с 34-36 парами щетинок. Вентро-анальный щит удлиненно-треугольный, с 3-5 парами вентральных щетинок, помимо 3 околоанальных. У самок P. dentriticus подвижный палец хелицер самок с одним зубцом, у P. mali - с двумя.
Клещи, относящиеся к семействам Cheyletidae и Uropodidae, могут быть обнаружены невооруженным глазом или под бинокулярным микроскопом. На препаратах клещи семейства Cheyletidae имеют характерные черты строения (рис. 5) и легко отличимы от амблисейусов.
Для предупреждения попадания в разводочные емкости посторонней фауны необходимо прогревать субстрат в термостате при температуре 85 °С в течение 2,5 ч в 3-литровых стеклянных банках, полностью заполненных отрубями и закрытых полиэтиленовыми крышками; непро-гретые отруби хранить вдали от мест разведения мучного клеща и амбли-сейуса. В помещениях для разведения мучного клеща и амблисейуса нельзя разводить другие виды фитофагов и энтомофагов.
УДК 632.937
Паразитические и теплицах
Л.П. КРАСАВИНА,
ведущий научный сотрудник ВИЗР
Э.Э.ГРИГОРЬЕВА,
аспирант
А.И. АНИСИМОВ,
заведующий кафедрой
биологической защиты растений
Санкт-Петербургского
государственного аграрного
университета
Оранжереи ботанических садов и аналогичные им теплицы отличаются от промышленных овощеводческих теплиц сложным набором культур и длительным существованием растительных ассоциаций. Такому типу соответствуют теплицы агро-экологического центра «Санкт-Петербургская Усадьба», на базе которого мы проводили опыты и наблюдения.
Этот центр находится в черте Санкт-Петербурга и является учреждением дополнительного образования. Там проводятся уроки по растениеводству, овощеводству, экологии и зоологии, постоянно присутствуют дети в возрасте до 16 лет, поэтому обработки пестицидами строго запрещены. Центр имеет четыре теплицы общей площадью 850 м2, зимний сад и 0,5 га земли для опытных полей. Теплицы под стеклом используют для круглогодичного выращивания разных декоративных и овощных культур. Одна из теплиц преобразована в оранжерею с большой коллекцией комнатных растений (400 видов из 92 семейств). Кроме того, имеется большой зимний сад с декоративными тропическими и субтропическими культурами (61 вид из 34 семейств) и лимонарий (37 видов из 19 семейств). Полив, подкормка растений, уход за ними и сбор урожая выполняются вручную. Защита растений осуществляется в основном физическим, агротехническим и биологическим методами.
РАЗВЕДЕНИЕ ЭНТОМОФАГОВ В ТЕПЛИЦАХ
афидииды в оранжереях со сложным набором культур
Сотрудники лаборатории биологической защиты растений центра на протяжении 12 лет, с 1995 г, последовательно выпускали в теплицы разные виды афидиид, активно заражающих тлю. В частности, Aphidius gifuensis и Lysiphlebus japonica использовали в 1995 и 1996 гг., а L. testaceipes с 1995 по 2000 г Ежегодно, начиная с 1999 г, но в разных количествах и в разных теплицах выпускали A. matricariae, A. colemani, L. fabarum и Praon voluc-re. В отношении двух последних видов отмечали естественный залет в теплицы с прилежащих территорий. Выпускали также и афелинид, в частности Aphelinus asychis (с 1999 г + естественный залет). Закрепились в теплицах и заселяли тлю в зимний период без специальных выпусков только Praon volucre и L. fabarum.
Lysiphlebus fabarum был впервые внесен в теплицы центра в 1996 г. Г.И. Дороховой. На протяжении нескольких последующих лет его выпуски повторяли. Первые колонии персиковой тли на китайской розе (Hibiscus spp.) в 2003 г. были обнаружены 7 апреля, и в них уже встречался лизифлебус. Его плотность была невысокой - 0,2 особи на лист, тем не менее мы не стали проводить дополнительные выпуски, а решили проследить, как закрепившийся афидофаг справляется с тлей.
Численность тли за первые 8 дней увеличилась в 1,5 раза. Однако уже через две недели, к 21 апреля, ли-зифлебус резко снизил ее, о чем свидетельствует существенное увеличение плотности мумий афидофа-га. На протяжении двух последующих недель мы обнаруживали только единичные особи живой (непара-зитированной) тли. К 12 мая тля была уничтожена практически полностью, а лизифлебус оставался в теплице. Таким образом, сохраняющийся в теплицах лизифлебус спо-
собен эффективно сдерживать рост численности персиковой тли на растениях китайской розы. Небольшого нарастания численности вредителя в начальные сроки его появления можно избежать или уменьшить дополнительным выпуском этого паразита или других энтомофагов тлей.
В 2004 г нами установлены еще 2 случая подавления персиковой тли на китайской розе закрепившимся в теплице лизифлебусом. Залет афи-дофага извне был невозможен, так как в начале апреля еще лежал снег, а к середине ноября ночные заморозки продолжались уже более месяца.
После уничтожения персиковой тли на китайской розе закрепившийся в теплице лизифлебус стремился отыскать ее на других растениях. Одним из них в 2003 г был олеандр, на котором персиковая тля появилась в конце мая, но Lysiphlebus fabarum не дал возможности вредителю размножиться.
Еще раз подчеркиваем, что во всех этих случаях речь идет об эффективном подавлении тли лизифлебусом, не связанном с его дополнительными выпусками в теплицы и наблюдаемом в периоды, когда этот энтомо-фаг на территории, прилежащей к теплице, не встречался или в принципе не мог встречаться по климатическим условиям.
Помимо лизифлебуса в теплицах центра стабильно поселился Praon volucre. В теплицах со сложным набором культивируемых растений он нашел необходимую экологическую нишу для круглогодичного поддержания своей жизнедеятельности. Нами зафиксирован случай подавления им персиковой тли на томатном дереве в феврале 2004 г. Эффективность праона была весьма высокой.
Мы провели опыты по сравнению эффективности естественно живущих и выпускаемых энтомофагов.
Была выбрана теплица, в которой весной 2003 г. лизифлебус не был обнаружен. В ней провели выпуски хищной галлицы Aphidoletes aphi-dimyza. Здесь на растениях китайских роз 7 апреля персиковая тля насчитывалась в единичных экземплярах. И сразу же в теплицу было внесено 5000 коконов галлицы (по 500 в 10 местах).
К 16 апреля в колониях тли были обнаружены личинки и яйца галлицы в относительно небольшом количестве. Численность персиковой тли за это время увеличилась почти в 5 раз. К 21 апреля численность галлицы сильно возросла, а плотность тли начала снижаться. Сделанные 29 апреля учеты показали, что галлица фактически справилась с тлей, численность тли упала до уровня ниже исходного. К 5 мая тля на китайской розе была практически полностью уничтожена, а галлица перешла на другие растения в поисках жертвы.
Поскольку исходная плотность персиковой тли на растениях китайских роз в теплицах, где выпускали галлицу и сохранялись колонии лизифлебуса, была различной, для сравнения полученных результатов рассчитали уровни изменения численности тли относительно исходной.
Эффективность лизифлебуса на растениях гибискуса была гораздо выше, чем у хищной галлицы. Этот паразит не позволял фитофагу сильно увеличивать плотность своей популяции и гораздо быстрее приводил к ее снижению до минимального уровня.
Таким образом, два вида афидиид (Lysiphlebus fabarum и Praon volucre) постоянно живут в теплицах агроэкологического центра «Санкт-Петербургская Усадьба» и без дополнительных выпусков могут подавлять периодически появляющуюся в это время на декоративных культурах персиковую тлю. Эффективность естественного контроля этого вредителя сравнима или выше, чем при выпуске хищной гал-лицы.