Научная статья на тему 'ПАРАМЕТРЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ И ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ'

ПАРАМЕТРЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ И ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
89
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ЖУРНАЛИСТИКА / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Блохин Игорь Николаевич

Постановка вопроса о необходимости и характеристиках профессиональной идеологии журналистики вызвана требованиями укрепления интеграции общества и ростом значения медиапространства в человеческой жизни. Журналистика как социальный институт обеспечивает интеграцию исполнением непротиворечивых профессиональных функций, использованием общего языка массовой коммуникации, единых и доступных медиатехнологий. В определении параметров идентификации профессиональной идеологии журналистики используются данные психологических исследований деятельности, выводы о взаимозависимости условий труда и технологических изменений, результаты анализа профессиональной этики и характеристик идентичности журналиста. Цель исследования заключается в обосновании методологии изучения профессиональной идеологии журналистики, которая представляет собой основной объект изучения. В структуре идеологии главное внимание уделяется ее неизменным универсальным компонентам и сущностным характеристикам. Методологически исследование опирается на принципы системного институционального анализа, позволяющие описать журналистику как целостный и устойчивый феномен, а также на подходы в рамках ролевого анализа профессиональной идентичности - функционально-социологический, коммуникативно-психологический и культурно-антропологический. На первом этапе определяется модель анализа с выделением ядерных компонентов идеологии и характеристик ее периферии. На втором этапе предлагаются траектории идентификации профессиональной идеологии, позволяющие выявить внутренние (профессиональные) и внешние среды (нормативно-правовая, социальная, образовательно-педагогическая, научно-теоретическая) ее порождения. На третьем этапе определяются параметры идентификации профессиональной идеологии журналистики (миссия, стратегия, тактика, ценностный базис) и их отражения как компонентов, форм выражения, регуляторов деятельности и способов реализации. На четвертом этапе выделяются индикаторы параметров оценивания профессиональной идеологии, среди которых наибольшее внимание уделяется ее универсальным характеристикам. В комплексе вариативных параметров определяются организационные, текстологические, социально-политические и культурно-образовательные индикаторы. На пятом этапе определяются персональные параметры оценивания профессиональной идеологии на уровне личности журналиста: ориентации, установки, статусы и роли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARAMETERS OF IDENTIFICATION AND EVALUATION OF THE PROFESSIONAL IDEOLOGY OF JOURNALISM

The question of the necessity and characteristics of the professional ideology of journalism is caused by the requirements of strengthening the integration of society and the growing importance of the media space in human life. Journalism as a social institution ensures integration by performing professional functions, using a common language of mass communication, unified and accessible media technologies. In determining the parameters of the identification of the professional ideology of journalism, data from psychological studies of activity, conclusions about the interdependence of working conditions and technological changes, the results of the analysis of professional ethics and the characteristics of the identity of a journalist. The purpose of the study is to substantiate the methodology of studying the professional ideology of journalism, which is the main object of study. In the structure of ideology, the main attention is paid to its unchanging universal components and essential characteristics. Methodologically, the research is based on the principles of systemic institutional analysis, which make it possible to describe journalism as an integral and stable phenomenon, as well as approaches within the framework of the role analysis of professional identity - functional-sociological, communicative-psychological, cultural-anthropological. At the first stage, an analysis model is determined with the allocation of the nuclear components of the ideology and the characteristics of its periphery. At the second stage, the trajectories of identification of professional ideology are proposed, which allow identifying internal (professional) and external environments (regulatory, social, educational-pedagogical, scientific-theoretical) of its generation. At the third stage, the parameters of identification of the professional ideology of journalism (mission, strategy, tactics, value basis) and reflection their components, forms of expression, regulators of activity and methods of implementation are determined. At the fourth stage, indicators of the parameters of professional ideology assessment are highlighted, among which the greatest attention is paid to its universal characteristics. Organizational, textual, socio-political, cultural and educational indicators are determined in the complex of variable parameters. At the fifth stage, personal parameters of assessing professional ideology at the level of a journalist's personality are determined: orientations, attitudes, statuses and roles.

Текст научной работы на тему «ПАРАМЕТРЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ И ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ»

УДК 304.444 EDN KVECAF

DOI 10.17150/2308-6203.2023.12(2).183-198 Научная статья

Параметры идентификации и оценки профессиональной идеологии журналистики

Блохин И.Н. ©

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, i.blokhin@spbu.ru

Аннотация. Постановка вопроса о необходимости и характеристиках профессиональной идеологии журналистики вызвана требованиями укрепления интеграции общества и ростом значения медиапространства в человеческой жизни. Журналистика как социальный институт обеспечивает интеграцию исполнением непротиворечивых профессиональных функций, использованием общего языка массовой коммуникации, единых и доступных медиатехнологий. В определении параметров идентификации профессиональной идеологии журналистики используются данные психологических исследований деятельности, выводы о взаимозависимости условий труда и технологических изменений, результаты анализа профессиональной этики и характеристик идентичности журналиста. Цель исследования заключается в обосновании методологии изучения профессиональной идеологии журналистики, которая представляет собой основной объект изучения. В структуре идеологии главное внимание уделяется ее неизменным универсальным компонентам и сущностным характеристикам. Методологически исследование опирается на принципы системного институционального анализа, позволяющие описать журналистику как целостный и устойчивый феномен, а также на подходы в рамках ролевого анализа профессиональной идентичности — функционально-социологический, коммуникативно-психологический и культурно-антропологический. На первом этапе определяется модель анализа с выделением ядерных компонентов идеологии и характеристик ее периферии. На втором этапе предлагаются траектории идентификации профессиональной идеологии, позволяющие выявить внутренние (профессиональные) и внешние среды (нормативно-правовая, социальная, образовательно-педагогическая, научно-теоретическая) ее порождения. На третьем этапе определяются параметры идентификации профессиональной идеологии журналистики (миссия, стратегия, тактика, ценностный базис) и их отражения как компонентов, форм выражения, регуляторов деятельности и способов реализации. На четвертом этапе выделяются индикаторы параметров оценивания профессиональной идеологии, среди которых наибольшее внимание уделяется ее универсальным характеристикам. В комплексе вариативных параметров определяются организационные, текстологические, социально-политические и культурно-образовательные индикаторы. На пятом этапе определяются персональные параметры оценивания профессиональной идеологии на уровне личности журналиста: ориентации, установки, статусы и роли.

Ключевые слова. Профессиональная идеология, журналистика, социальный институт, идентификация, идентичность.

Финансирование. Материалы обсуждены на XXVI международной научно-практической конференции «Журналистика XXI века» (Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, 1819 ноября 2022 г.). Публикация статьи профинансирована СПбГУ, приказ № 4657/1 от 26.04.2022.

Информация о статье. Дата поступления 06 февраля 2023 г.; дата поступления после доработки 03 марта 2023 г.; дата принятия к печати 17 марта 2023 г.; дата онлайн-размещения 23 июня 2023 г.

Original article

Parameters of Identification and Evaluation of the Professional Ideology of Journalism

Igor N. Blokhin ©

Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russian Federation, i.blokhin@spbu.ru

Abstract. The question of the necessity and characteristics of the professional ideology of journalism is caused by the requirements of strengthening the integration of society and the growing importance of the media space in human life. Journalism as a social institution ensures integration by performing professional functions, using a common language of mass communication, unified and accessible media technologies. In determining the parameters of the identification of the professional ideology of journalism, data from psychological studies of activity, conclusions about the interdependence of working conditions and technological changes, the results of the analysis of professional ethics and the characteristics of the identity of a journalist. The purpose of the study is to substantiate the methodology of studying the professional ideology of journalism, which is the main object of study. In the structure of ideology, the main attention is paid to its unchanging universal components and essential characteristics. Methodologically, the research is based on the principles of systemic institutional analysis, which make it possible to describe journalism as an integral and stable phenomenon, as well as approaches within the framework of the role analysis of professional identity — functional-sociological, communicative-psychological, cultural-anthropological. At the first stage, an analysis model is determined with the allocation of the nuclear components of the ideology and the characteristics of its periphery. At the second stage, the trajectories of identification of professional ideology are proposed, which allow identifying internal (professional) and external environments (regulatory, social, educational-pedagogical, scientific-theoretical) of its generation. At the third stage, the parameters of identification of the professional ideology of journalism (mission, strategy, tactics, value basis) and reflection their components, forms of expression, regulators of activity and methods of implementation are determined. At the fourth stage, indicators of the parameters of professional ideology assessment are highlighted, among which the greatest attention is paid to its universal characteristics. Organizational, textual, socio-political, cultural and educational indicators are determined in the complex of variable parameters. At the fifth stage, personal parameters of assessing professional ideology at the level of a journalist's personality are determined: orientations, attitudes, statuses and roles.

Keywords. Professional ideology, journalism, social institution, identification, identity.

Funding. The materials were discussed at the XXVI International Scientific and Practical Conference "Journalism of the XXI century" (St. Petersburg State University, St. Petersburg, November 18-19, 2022). The publication of the article was funded by St Petersburg University, Order No. 4657/1 dated April 26, 2022.

Article info. Received February 06, 2023; revised March 03, 2023; accepted March 17, 2023; available online June 23, 2023.

Обоснование проблемы

Необходимость обращения к анализу феномена профессиональной идеологии журналистики обусловлена комплексом противоречий и вызовов, с которыми сталкивается современное общество. Наблюдается ослабление социальной интеграции, проявляющееся в отчуждении человека от производственных отношений, индивидуализации трудовой деятельности и профессиональных практик, переносе форм организационной активности и персональной репрезентации в медиапростран-ство. Отмеченные тенденции были усугублены опытом общественной саморегуляции в условиях пандемии COVID-19, когда степень медиатизации производственных процессов и профессиональных отношений достигла критических значений. Процессы отчуждения и атомизации актуализируют значение институтов социальной коммуникации, важнейшим из которых является журналистика, обладающая необходимым интегративным потенциалом. Отдельный аспект актуальности проблемы состоит в определении квалификационных требований к специалисту и общественной востребованности функций журналистики в условиях государственной суверенизации, национализации профессии и социальных институ-

тов гражданского общества, науки, образования.

Возможности журналистики в интеграции общества обусловлены целым рядом ее характеристик, проявляющихся как на инструментальном, так и на институциональном уровнях. К инструментальным признакам следует, прежде всего, отнести использование журналистами средств государственного языка межнационального общения, обеспечивающим интеграцию евразийского цивилизационного пространства, а также языков этнических сообществ, способствующих сохранению национальной самобытности, консолидации в разнообразии, эффективной коммуникации ценностно дополняющих друг друга культур. Также к инструментальным характеристикам относится использование журналистами технологических средств, для которых в контексте интеграции имеет значение их доступность для населения, единство и совместимость программных принципов функционирования. На институциональном уровне потенциал участия журналистики в интеграции обеспечивается исполнением функций информирования, просвещения, ценностного ориентирования, обеспечения социального взаимодействия, регулирования общественных отношений. Перечень приведенных характери-

стик позволяет судить о совокупной целостности журналистского сообщества, обеспеченной единством фундаментальных профессиональных ценностей. Соответственно, в поле научных исследований требует решения проблема определения параметров идентификации профессиональной идеологии, обеспечивающей единство сообщества журналистов и гарантирующей устойчивость и необратимость интеграции общества в целом.

Новизна данной работы заключается в предложении комплексного системного подхода, позволяющего интегрировать различные теоретико-методологические установки в исследованиях журналистики. Представленная классификация параметров оценивания профессиональной идеологии может служить основой для дальнейших эмпирических исследований журналистской деятельности.

Теоретическое обоснование

Для определения методологии идентификации и оценки профессиональной идеологии журналистики использованы теоретические подходы, представленные в четырех группах источников. Авторы источников первой группы [1-3] оперируют алгоритмами, выработанными в рамках психологических исследований журналистской деятельности и условий редакционного труда, выражением которых являются профессиограм-мы и нормативные модели требований к специалисту. Вторую группу составляют источники в областях экономической социологии, теориях организации и медиаменеджмента, акцентирующих внимание на взаимообусловленности эффективности профессиональной деятельности

и технологических трансформаций [4-9]. К третьей группе следует отнести исследования, посвященные этическим проблемам деятельности журналиста в контекстах противоречий редакционных требований и личного саморегулирования, профессионального образования и практики, свободы самовыражения и ответственности [10-12]. Четвертая группа источников непосредственно представлена анализом феномена профессиональной идеологии, как в нормативном значении [13-18], так и во взаимосвязи с идентичностью журналиста, выражение которой варьируется в зависимости от социальных, культурных, политических и технологических условий деятельности [19-23].

Методология исследования

Целью данной работы является обоснование методологии изучения феномена профессиональной идеологии журналистики. Объект изучения — профессиональная идеология журналистики как совокупность мировоззренческих идей и принципов, выражающих интересы профессионального сообщества журналистов и обеспечивающих системную целостность института журналистики. Уточним, что речь идет именно о профессиональной журналистике, функционирующей в заданных государственными органами нормативных рамках. В качестве предмета исследования предлагается рассмотреть сущностные (универсальные) компоненты и характеристики профессиональной идеологии во взаимодействии с ее пространственно-временными вариациями.

Построение алгоритма анализа профессиональной идеологии жур-

налистики базируется на основе способов ее интерпретации. Для исследовательского процесса имеет значение разделение его последовательности в зависимости от уровней институционального и ролевого видов анализа. Методология системного институционального анализа в применении к профессиональной идеологии, прежде всего, позволяет выделить внутренние характеристики сообщества журналистов, которые служат индикаторами его целостности и устойчивости. Далее определяются внешние свойства среды журналистской деятельности, которые обусловлены социальными требованиями и общественными ожиданиями. Таким образом, на этапе интерпретации выделяются две основные группы источников — журналисты и аудитории. С учетом отмеченной двойственности, как уже отмечалось в формулировке объекта изучения, профессиональная идеология журналистики определяется как совокупность мировоззренческих идей и принципов, во-первых, выражающая интересы профессионального сообщества, а во-вторых, обеспечивающая системную целостность института журналистики в комплексе общественных отношений. Учитывая структурную сложность профессиональной идеологии журналистики, нельзя игнорировать и возможности ее оценки с позиций традиционных методологий лингвистического анализа и с использованием развивающихся подходов в русле дискурс-анализа. В данном контексте особую группу источников составляют тексты журналистских произведений и, в целом, продукты массмедиа.

В качестве методологической базы ролевого анализа професси-

ональной идеологии журналистики выступают три концептуальных подхода, обоснованные в парадиг-мальных рамках различных научных дисциплин. Единицей пространства профессиональной идеологии на уровне личности является журналистская идентичность, которая структурно опирается на представления специалиста о целеполагании и адресации своей деятельности. Целеполагание связано с осознанием профессионального функционала, а адресация предполагает понимание интересов и потребностей аудитории, в интересах которой осуществляется деятельность. Первый подход предполагает социологический анализ института журналистики с опорой на функциональные основания, подкрепленные организационными структурами редакций средств массовой информации. Идентичность журналиста в институциональном значении проявляется как осознание принадлежности к профессиональной группе, в наличии редакционного статуса и профильного образования. Второй подход оперирует коммуникативными значениями идентичности, проявлениями психологических свойств творческой индивидуальности, наличием уникальных персональных практик. Третий подход связан с семиотикой среды журналистского существования, формирующей культурно-антропологические и исторические типы профессионалов.

Результаты

Первый этап изучения профессиональной идеологии журналистики состоит в разработке модели, в центре которой находятся ее сущностные компоненты и характери-

стики, обладающие универсальными неизменными свойствами, не зависящими от внешних условий функционирования. Наличие таких ядерных компонентов позволяет использовать институционально-организационные и структурно-функциональные методологические подходы к исследованию профессиональной идеологии. Периферийные уровни модели позволяют идентифицировать пространственно-временные вариации профессиональных идеологий журналистики, зависящие от динамических факторов социального исторического времени, политических условий функционирования, наличия структур специализированного образования, научной рефлексии и осмысления, степени эффективности общественной реакции на авторское творчество и информационную продукцию.

На втором этапе исследования определяются методологические траектории идентификации профессиональной идеологии журналистики. Выделение траекторий зависит от дифференциации внутренних и внешних сред порождения идеологии. Внутренняя профессиональная (субстанциональная) среда эмпирически представлена журналистами-практиками, редакторами, руководителями СМИ и их подразделений, специалистами, обслуживающими медиапроизводство, а также материалами авторских произведений. К внешним (реляционным) средам порождения профессиональной идеологии, прежде всего, относится нормативно-правовое пространство. Регуляция профессиональной деятельности осуществляется на уровнях государственного законодательства, общепрофессиональных

стандартов и положений, организационных форм редакционно-кон-цептуальной и административно-трудовой политики, неформального климата отношений в редакциях и саморегулирования журналистов. К другим внешним средам порождения идеологии следует также отнести социальную среду аудиторных групп потребителей продукции СМИ, опосредованно выраженной в данных медиастатистики и непосредственно в форматах сетевой коммуникации. Для учета факторов профессиональной социализации необходимо учитывать воздействие образовательно-педагогической среды, которая выражена в представлениях о журналистике студентов и преподавателей, в содержании образовательных и профессиональных стандартов (в частности, в формулировках трудовых функций и согласованных с ними компетенций), учебных планов, рабочих программ учебных дисциплин, учебно-методической литературы и документации. Также в исследовании профессиональной идеологии имеет значение научно-теоретическая среда, изучающая ценности журналистики, выявляющая и объясняющая противоречия в журналистской деятельности, формирующая прогнозы развития профессии.

Третий этап исследования заключается в определении параметров идентификации и отражения профессиональной идеологии журналистики. К параметрам идентификации относятся: миссия как смысл профессии, стратегия как выражение планирования профессиональных целей, тактика как совокупность способов их достижения и культурный базис, представленный в качестве системы профессиональных

ценностей. Параметры отражения профессиональной идеологии журналистики непосредственно связаны с параметрами идентификации и представляют собой совокупности их компонентов, форм выражения, регуляторов деятельности и способов реализации. Компоненты профессиональной идеологии журналистики представлены: идеалами как высшей степенью представлений о миссии как смысле профессии; целями как осознанными образами направления устремлений профессиональной деятельности; средствами как инструментами достижения профессиональных целей; ценностями как характеристиками профессии, имеющими значение для их носителя и в совокупности образующими системные иерархии. Формами выражения идеологии являются: идеи как образы и принципы выражения миссии профессии; процесс планирования как регламентация этапов профессиональной деятельности; мотивация как совокупность установок, интересов и потребностей, побуждающих к действиям и поддержанию поведенческой активности; концепты как понятия, выражающие профес-

сиональные ценности. К идеологическим регуляторам относятся: нормы как стандарты, правила и предписания осуществления профессиональной деятельности; логики как рациональные алгоритмы, закрепленные нормами и опытом; профессиональные роли, соответствующие статусу журналиста; дискурсы как совокупности языковых конструкций принадлежности к профессиональному сообществу. Способы реализации идеологии состоят: во власти как возможности регуляции общественных отношений профессиональными средствами; в последовательности порядка осуществления профессиональных действий; в практиках как упорядоченных и закрепленных в опыте способах осуществления профессиональной деятельности; в интеграции как процессе обеспечения социального единства средствами профессии. Взаимосвязь параметров идентификации и отражения отражена в табл. 1.

Четвертый этап исследования профессиональной идеологии журналистики заключается в определении индикаторов параметров ее оценивания, в перечне которых при-

Таблица 1 / Table 1 Параметры идентификации и отражения профессиональной идеологии Parameters of Identification and Representation of Professional Ideology

Параметры идентификации / Identification Parameters Параметры отражения / Representation Parameters

Компоненты / Components Формы выражения / Representation Forms Регуляторы / Regulators Способ реализации / Implementation Way

Миссия / Mission Идеалы Идеи Нормы Власть

Стратегия / Strategy Цели Планирование Логики Последовательность

Тактика / Tactics Средства Мотивация Роли Практики

Базис (культура) / Basis (Culture) Ценности Концепты Дискурсы Интеграция

сутствуют как универсальные, так и вариативные, в соответствии с представленной моделью анализа, предполагающей выделение идеологического ядра и периферийных компонентов. К универсальным параметрам оценивания относятся:

качество содержания, требования к информации, установки и принципы журналистской деятельности, функции журналистики, социальные и психологические эффекты. Набор универсальных параметров (табл. 2) представляет собой словарь про-

Таблица 2 / Table 2 Универсальные индикаторы параметров оценивания профессиональной идеологии журналистики Universal Indicators of Parameters for Evaluating the Professional Ideology of Journalism

Параметры \идентификации / Identification Базис (культура) / Basis (Culture)

XjParameters Параметры\ оценивания / ^ч Evaluation Миссия / Mission Стратегия / Strategy Тактика / Tactics

Parameters \

Качество содер- Точность, Объектив- Оператив- Выявление и

жания / Quality of фактологич- ность, кор- ность, пери- обозначение

Content ность, доку-ментализм ректность одичность, регулярность смыслов

Требования к инфор- Достовер- Актуальность, Инструк- Обеспечение

мации / Information ность, на- социальная тивность, социальной

Requirements дежность значимость четкость коммуникации

Установки / Attitudes Контроль Ответствен- Беспри- Обоснован-

ность, обяза- страстность, ность, управ-

тельность непредвзятость ление контекстами

Принципы деятель- Правди- Свобода Независи- Честность

ности / Operating вость, под- мость, само-

Principles линность стоятельность

Функции / Functions Регулирова- Просвеще- Информиро- Формирова-

ние социаль- ние, социаль- вание, ориен- ние единого

ных отноше- ное познание, тирование пространства

ний формирование мировоззрения культуры

Социальные (рацио- Преоб- Доверие, уве- Убедитель- Оценочность,

нальные) эффекты / разование ренность ность, весо- формирова-

Social (Rational) Effects действительности, действенность мость ние систем ценностей

Окончание табл. 2 / The End of the Table 2

Параметры Xjидентификации / ^ч Identification XjParameters Параметры\ оценивания / ^ч Evaluation Parameters \ Миссия / Mission Стратегия / Strategy Тактика / Tactics Базис (культура) / Basis (Culture)

Психологические (эмоциональные) эффекты / Psychological (Emotional) Effects Формирование иден-тичностей, искренность Сбалансированность, гармоничность Любознательность Образность, выразительность

фессиональной идеологии журналистики, перечень ключевых слов для учета высказываний респондентов на этапе сбора исследовательской информации.

В перечне вариативных параметров оценки профессиональной идеологии представлены организационные, текстологические, социально-политические и культурно-образовательные индикаторы. Вариативные параметры отличаются в зависимости от конкретных условий функционирования журналистики, исторического времени, лидирующих технологий производства, нормативных ограничений ме-диасистемы и т.д. К организационным параметрам относятся каналы медиакоммуникаций и типы СМИ, особенности целевых аудиторий, принципы редакционной этики, стили управления в медиаорганизаци-ях. Текстологические параметры представлены темами, сюжетами, жанрами, способами построения композиции и перспективы, речевыми характеристиками и средствами выражения, типами ситуаций, характеров и героев медиапроизведений. Социально-политические параметры описываются с помощью про-

странственно-временных характеристик, оказывающих воздействие на журналистскую деятельность: политической идеологии и цензурного режима, сословности, классовости, партийности и корпоративности. Культурно-образовательные параметры включают разнообразие систем ценностей социального окружения журналистики и факторов профессиональной социализации, престижность профессии, направления деятельности национальных и региональных научно-педагогических школ [24].

Содержание пятого этапа исследования профессиональной идеологии связано с задачей определения персональных параметров оценивания на уровне личности журналиста. Механизмы включения в профессионально-идеологические отношения описываются в зависимости от культурно-антропологических оснований деятельности, доминирующих в различные периоды исторического времени [25], а также исследовательских установок. Функциональная социологическая установка предполагает обращение к категории социального профессионального статуса, процессу включения в отно-

шения интернализации, состоящей в переводе индивидуального знания в коллективные, общественно значимые формы, в том числе профессиональные практики. Журналист в рамках социологической установки описывается в терминах социального престижа, образа жизни, дохода, карьеры, включенности в систему профессиональной иерархии. Коммуникативная психологическая установка апеллирует к механизмам интериоризации как процессу усвоения, адаптации и присвоения профессиональной роли, проявляющейся в журналистике в уникальных формах индивидуального творчества как результат осознания себя в качестве профессионала, отличающегося от других.

Индикаторы параметров оценивания профессиональной идеологии журналистики на персональном уровне группируются на основании четырех методологических подходов. Во-первых, по признакам профессиональной ориентации в зависимости от отношения к базовым профессиональным ценностям можно выделить типы просветителя-миссионера, борца-правдору-ба, бизнесмена-предпринимателя, работника-труженика. Во-вторых, принимая во внимание профессиональные установки, определяются такие типы деятельности, как трансляция, аналитика, критика, социальный контроль, инициирование принятия решений и участие в их реализации [26]. В-третьих, традиционным является обращение к типам, в основе выделения которых находятся профессиональные статусы: корреспондент, репортер, обозреватель, специалист в сфере медиа, организатор и регулятор де-

ятельности, журналист-любитель, преподаватель и исследователь журналистики. В-четвертых, определяются типы профессиональных ролей: информатор, хроникер-летописец, комментатор, навигатор, модератор, коммуникатор, популист, скептик, мотиватор, популяризатор-культуртрегер, пропагандист, агитатор, организатор, шоумен-инфотей-мер и т.д.

Формированию профессиональной идеологии на личностном уровне способствуют наличие идеального образа журналиста («обобщенного другого» [27, с. 173]), который в редакциях корректируется практикой и ближним профессиональным окружением, а в условиях фрилан-серства — статистикой обращений к произведенному медиапродукту и отраженным в комментариях эмоциональным восприятием. Авторы, соответствующие идеальному образу, представляют компаративную референтную группу, с которой журналист сравнивает себя, формирует самооценку и персональный профессиональный стандарт. Для общества в целом и отдельных аудиторных сообществ журналисты как «значимые другие» [27, с. 192] выступают в качестве одной из нормативных референтных групп, оценивающих действительность и задающих социальные стандарты.

Выводы

Необходимость социальной интеграции требует определения качественных характеристик институтов, участвующих в ее функциональном достижении. В данном ряду находится и журналистика, универсальные параметры которой лежат в основе профессиональной идеологии.

Наличие идеологии, в свою очередь, определяет потенциальные интегра-тивные возможности, что следует отнести не только к институту журналистики, но и другим, в частности, к институту образования.

На институциональном уровне анализа базовым нормативным ограничителем журналистской деятельности является следование фактам, относительно и вокруг которых выстраивается авторское повествование. Проблема факта является отдельным исследовательским направлением, требующим своего феноменологического и структурного развития. Можно заключить, что факт проявляет себя на разных пространственных уровнях: естественном, материальном, социальном, лично-персональном, виртуальном. На каждом уровне формируются свои формы журналистской деятельности со специфическими методическими и формально-жанровыми особенностями. Но при всем разнообразии, сущность работы журналиста заключается в переводе фактов в медиапростран-ство, наделением их значениями,

распределением по уровням смысловых иерархий и установлением контекстуальных взаимосвязей между ними.

Изучение подходов к ролевому анализу позволяет выделить в структуре современной журналистской идентичности два культурно-исторических типа, сосуществование которых оказывает непосредственное влияние на профессиональную интеграцию. Первый тип характеризуется ориентацией на практики коллективного редакционного производства, объективно — на социальное действие в пространстве общественных отношений. Для второго типа профессионального существования характерна опора на виртуальное пространство и порождаемые им фантомные рефлексивные формы.

Уровни анализа профессиональной идеологии журналиста находятся в непосредственной связи с компонентами эмпирической базы и с используемыми методами (табл. 3), что позволяет перейти от стадии организации исследования к сбору эмпирической информации.

Таблица 3 / Table 3 Уровни анализа профессиональной идеологии журналистики в связи с эмпирической базой и методами Levels of Analysis of the Professional Ideology of Journalism in Connection with the Empirical Base and Methods

Уровень анализа / Level of Analysis Эмпирическая база / Empirical Base Методы / Methods

Социальный / Social Аудитория Медиастатистика, референ-тометрия

Государственный / State Законодательство Контекстный анализ, дискурс-анализ порождающей идеологию законодательной дискурс-рамки, контент-анализ

Окончание табл. 3 / The End of the Table 3

Уровень анализа / Level of Analysis Эмпирическая база / Empirical Base Методы / Methods

Институциональный (образовательно-педагогический) / Institutional (Educational and Pedagogical) Преподаватели журналистики, обучающиеся. Экспертное интервью, опрос.

Образовательные стандарты, профессиональные стандарты (трудовые функции-компетенции), учебные планы, рабочие программы, учебно-методическая литература Контекстный анализ, дискурс-анализ порождающей идеологию образовательной дискурс-рамки, контент-анализ

Институциональный (научно-теоретический) / Institutional (Scientific and Theoretical) Исследователи журналистики Экспертное интервью

Научные труды Контекстный анализ, дискурс-анализ порождающей идеологию научно-теоретической дискурс-рамки, контент-анализ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессиональный / Professional Кодексы, профессиональные стандарты Контекстный анализ, дискурс-анализ порождающей идеологию профессионально-кодифицированной дискурс-рамки, контент-анализ

Профессиональное журналистское сообщество Медиастатистика, индексы цитирования авторов в СМИ

Организационный (редакционный)/ Organizational (Editorial) Руководители СМИ, редакторы Экспертное интервью

Уставы СМИ, концепции, положения, инструкции, договоры, соглашения Контекстный анализ, дискурс-анализ порождающей идеологию редакционно-ре-гулятивной дискурс-рамки, контент-анализ

Индивидуальный / Individual Журналисты-практики, специалисты медиа, руководители СМИ, редакторы, начальники подразделений Опрос, интервью, фокус-группа

Авторские журналистские произведения Контекстный анализ, дискурс-анализ произведений, неформализованный и структурный анализ текстов, контент-анализ

Аудитория Контекстный анализ сетевых сообщений

Список использованной литературы

1. Дзялошинский И.М. Ценности и качества российских журналистов: теоретические модели и результаты эмпирического исследования / И.М. Дзялошинский, М.И. Дзя-лошинская. — EDN RVMCTD // Меди@льманах. — 2013. — № 6. — С. 8-19.

2. Вырковский А.В. Профессиональные и личные качества российских журналистов: оценка менеджеров печатных и интернет-СМИ / А.В. Вырковский, А.В. Лаврено-ва. — EDN TYNMTH // Меди@льманах. — 2015. — № 2. — С. 49-56.

3. Мазлова В.И. Профессиограмма современного журналиста / В.И. Мазлова. — EDN PTDXOX // Актуальные проблемы современной филологии, востоковедения и журналистики : материалы Всерос. науч.-практ. конф., Уфа, 29 апреля 2021 г. — Уфа, 2021. — С. 281-283.

4. Cherkashina S.A. Flexible Project Management in Media / S.A. Cherkashina — EDN YUQQEZ // Век информации. — 2018. — No. 2-2. — P. 157-158.

5. Kolomiets V.P. Mediatization of the Media as Industrial Transformation / V.P. Kolomiets. — DOI 10.22363/2312-9220-2021-26-4-623-630. — EDN GLNSQA // RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism. — 2021. — Vol. 26, No. 4. — P. 623-630.

6. Вырковский А.В. Трансформация редакционного менеджмента под влиянием ди-гитализации / А.В. Вырковский. — DOI 10.18500/1817-7115-2016-16-2-203-210. — EDN WLUSPD // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. — 2016. — Т. 16, № 2. — С. 203-210.

7. Демина И.Н. Методологические подходы к миссии и целям медиасистемы / И.Н. Демина. — EDN QJBMZL // Вопросы теории и практики журналистики. — 2013. — № 1. — С. 172-181.

8. Дружинин А.М. Цифровая трансформация российского медиабизнеса в условиях неопределенности / А.М. Дружинин. — DOI 10.26425/2658-347X-2021-4-4-50-59. — EDN RLVBNS // Цифровая социология. — 2021. — Т. 4, № 4. — С. 50-59.

9. Нигматуллина К.Р. Дискурсивность понимания профессионализма в современной журналистике / К.Р. Нигматуллина. — DOI 10.17072/2073-6681-2020-1-127-139. — EDN JZEXLS // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. — 2020. — Т. 12, № 1. — С. 127-139.

10. Абилькенова В.А. Этика блогера и журналиста: точки пересечения / В.А. Абиль-кенова. — DOI 10.36906/NVSU-2022/54. — EDN RCTXDR // Актуальные проблемы гуманитарных наук : материалы Всерос. науч.-практ. конф., Нижневартовск, 22 марта 2022 г. / ред. Д.А. Погонышев. — Нижневартовск, 2022. — С. 319-323.

11. Назарова Ю.В. Профессиональная этика журналиста в контексте конфликта интересов (на основе российского и британского опыта) / Ю.В. Назарова, Е.А. Толкачев. — DOI 10.30853/mns210201. — EDN SLEEZL // Манускрипт. — 2021. — Т. 14, № 6. — С. 1134-1137.

12. Старых Н.В. Профессиональная этика журналиста в эпоху трансформации социального института медиа / Н.В. Старых. — eDn ZBLRDV // Век информации. — 2019. — Т. 7, № 1. — С. 196-205.

13. Cancela P. "To Me, It's Normal Journalism" Professional Perceptions of Investigative Journalism and Evaluations of Personal Commitment / P. Cancela, D. Gerber, A. Dubied. — DOI 10.1080/17512786.2021.1876525. — EDN RDMUTJ // Journalism Practice. — 2021. — No. 15. — P. 878-893.

14. Deuze M. Popular Journalism and Professional Ideology: Tabloid Reporters and Editors Speak Out / M. Deuze. — DOI 10.1177/0163443705057674. — EDN JOKMTZ // Media, Culture and Society. — 2005. — Vol. 27, No. 6. — P. 861-882.

15. Lauk E. Journalistic Autonomy as a Professional Value and Element of Journalism Culture: The European Perspective / E. Lauk, H. Harro-Loit. — EDN LJFBQV // International Journal of Communication. — 2017. — Vol. 11. — P. 1956-1974.

16. Волкова А.А. К вопросу о необходимости изучать компетенции руководителя средств массовой информации / А.А. Волкова. — EDN RTZMPB // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. — 2018. — № 23. — С. 96-98.

17. Воскресенская М.А. Допустимое и неприемлемое в профессиональной идеологии журналистики / М.А. Воскресенская. — EDN FKRCYA // Медиалингвистика : материалы VI Междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 30 июня 2022 г. / науч. редактор Л.Р. Дускаева, отв. редактор А.А. Малышев. — Санкт-Петербург, 2022. — С. 135-139.

18. Корконосенко С.Г. Похвальное слово профессиональной идеологии журналистики / С.Г. Корконосенко. — EDN YHEDKB // Век информации. — 2017. — № 1. — С. 11-21.

19. Hanitzsch T. Journalistic Roles and the Struggle over Institutional Identity: The Discursive Constitution of Journalism / T. Hanitzsch, T.P. Vos. — DOI 10.1111/comt.12112. — EDN IKVJJU // Communication Theory. — 2017. — Vol. 27, No. 2. — P. 115-135.

20. Nygren G. The Formation of a Professional Identity: Journalism Students in Different Media Systems / G. Nygren, K. Stigbrand. — DOI 10.1080/1461670X.2013.834163. — EDN UTBMON // Journalism Studies. — 2014. — Vol. 15, No. 6. — P. 841-858.

21. Simons G. The Theoretical Perceived Transgressing Role and Identity of Contemporary Journalism: Revolution or Evolution? / G. Simons, D. Strovsky. — DOI 10.22363/23129220-2021-26-4-631-640. — EDN CDBPDT // RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism. — 2021. — Vol. 26, No. 4. — P. 631-640.

22. Колянов А.Ю. Профессиональная идентичность журналиста в условиях гибридной медиасистемы / А.Ю. Колянов. — DOI 10.32603/2412-8562-2020-6-4-62-72. — EDN MAEBSM // Дискурс. — 2020. — Т. 6, № 4. — С. 62-72.

23. Сосновская А.М. Профессиональная идентичность журналиста (анализ случаев) / А.М. Сосновская. — EDN NBYOED // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2004. — Т. 7, № 3. — С. 116-138.

24. Научно-педагогические школы журналистики в России / С.Г. Корконосенко, И.Н. Бло-хин, М.А. Бережная [и др.]. — Санкт-Петербург : Алетейя, 2021. — 276 с. — EDN QTUVVK.

25. Блохин И.Н. Институциональная память журналистики / И.Н. Блохин. — DOI 10.17150/2308-6203.2022.11(2).233-248. — EDN AQDZES // Вопросы теории и практики журналистики. — 2022. — Т. 11, № 2. — С. 233-248.

26. Аникина М.Е. Институциональные роли российского журналиста в начале XXI века / М.Е. Аникина — DOI 10.30547/mediascope.4.2019.7. — EDN JTRSJW // Медиа-скоп. — 2019. — № 4. — URL: http://www.mediascope.ru/2592.

27. Мид Д.Г. Разум, Я и общество / Д.Г. Мид // Избранное / отв. ред. Д.В. Ефремен-ко. — Москва : ИНИОН РАН, 2009. — С. 138-219. — EDN MQGIOV.

References

1. Dzyaloshinskii I.M. Values and Qualities of Russian Journalists: Theoretical Models and Empirical Research Results. MediaAl'manakh = MediaAlmanah Journal, 2013, no. 6, pp. 8-19. (In Russian). EDN: RVMCTD.

2. Vyrkovskii A.V., Lavrenova A.V. Professional and Personal Qualities of Russian Journalists: an Assessment by Print and Online Media Managers. MediaAl'manakh = MediaAlmanah Journal, 2015, no. 2, pp. 49-56. (In Russian). EDN: TYNMTH.

3. Mazlova V.I. Professiogram of a Modern Journalist. Actual Problems of Modern Philology, Oriental Studies and Journalism. Materials of All-Russian Research Conference, Ufa, April 23, 2021. Ufa, 2021, pp. 281-283. (In Russian). EDN: PTDXOX.

4. Cherkashina S.A. Flexible Project Management in Media. Vek informatsii = The Information Age, 2018, no. 2-2, pp. 157-158. EDN: YUQQEZ.

5. Kolomiets V.P. Mediatization of the Media as Industrial Transformation. RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 2021, vol. 26, no. 4, pp. 623-630. EDN: GLNSQA. DOI: 10.22363/2312-9220-2021-26-4-623-630.

6. Vyrkovskii A.V. Editorial Management Transformation under the Digitalization Influence. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika = Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philology. Journalism, 2016, vol. 16, no. 2, pp. 203-210. (In Russian). EDN: WLUSPD. DOI: 10.18500/1817-7115-2016-16-2-203-210.

7. Demina I.N. Methodological Approaches to the Mission and Purpose of Media System. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2013, no. 1, pp. 172-181. (In Russian). EDN: QJBMZL.

8. Druzhinin A.M. Digital Transformation of the Russian Media Business in the Face of Uncertainty. Tsifrovaya sotsiologiya = Digital Sociology, 2021, vol. 4, no. 4, pp. 50-59. (In Russian). EDN: RLVBNS. DOI: 10.26425/2658-347X-2021-4-4-50-59.

9. Nigmatullina K.R. Discourse on Professionalism in Modern Journalism. Vestnik Perm-skogo universiteta. Rossiiskaya i zarubezhnaya filologiya = Perm University Herald. Russian and Foreign Philology, 2020, vol. 12, no. 1, pp. 127-139. (In Russian). EDN: JZEXLS. DOI: 10.17072/2073-6681-2020-1-127-139.

10. Abil'kenova V.A. Ethics of a Blogger and a Journalist: Points of Intersection. Actual Problems of Humanitarian Sciences. Materials of All-Russian Research Conference, Nizhnevartovsk, March 22, 2022. Nizhnevartovsk, 2022, pp. 319-323. (In Russian). EDN: RCTXDR. DOI: 10.36906/NVSU-2022/54.

11. Nazarova Y.V., Tolkachev E.A. Journalists' Professional Ethics in the Context of Conflict-of-Interest Situation (On the Basis of the Russian and British Experience). Manuskript = Manuscript, 2021, vol. 14, no. 6, pp. 1134-1137. (In Russian). EDN: SLEEZL. DOI: 10.30853/ mns210201.

12. Starykh N.V. Journalist's Professional Ethics in the Era of the Social Institute of Media Transforming. Vek informatsii = The Information Age, 2019, vol. 7, no. 1, pp. 196-205. (In Russian). EDN: ZBLRDV.

13. Cancela P., Gerber D., Dubied A. "To Me, It's Normal Journalism" Professional Perceptions of Investigative Journalism and Evaluations of Personal Commitment. Journalism Practice, 2021, no. 15, pp. 878-893. EDN: RDMUTJ. DOI: 10.1080/17512786.2021.1876525.

14. Deuze M. Popular Journalism and Professional Ideology: Tabloid Reporters and Editors Speak Out. Media, Culture and Society, 2005, vol. 27, no. 6, pp. 861-882. EDN: JOKMTZ. DOI: 10.1177/0163443705057674.

15. Lauk E., Harro-Loit H. Journalistic Autonomy as a Professional Value and Element of Journalism Culture: The European Perspective. International Journal of Communication, 2017, vol. 11, pp. 1956-1974. EDN: LJFBQV.

16. Volkova A.A. On the Issue of the Need to Study the Competencies of the Head of the Mass Media. Vestnik Khakasskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.F. Katanova = Bulletin of N.F. Katanov Khakass State University, 2018, no. 23, pp. 96-98. (In Russian). EDN: RTZMPB.

17. Voskresenskaya M.A. Acceptable and Unacceptable in the Professional Ideology of Journalism. Duskaeva L.R., Malyshev A.A. (eds). Media Linguistics. Materials of the VI International Scientific Conference, Saint Petersburg, June's 30, 2022. Saint Petersburg, 2022, pp. 135-139. (In Russian). EDN: FKRCYA.

18. Korkonosenko S.G. The Eulogy to the Professional Ideology of Journalism. Vek informatsii = The Information Age, 2017, no. 1, pp. 11-21. (In Russian). EDN: YHEDKB.

19. Hanitzsch T., Vos T.P. Journalistic Roles and the Struggle over Institutional Identity: The Discursive Constitution of Journalism. Communication Theory, 2017, vol. 27, no. 2, pp. 115-135. EDN: IKVJJU. DOI: 10.1111/comt.12112.

20. Nygren G., Stigbrand K. The Formation of a Professional Identity: Journalism Students in Different Media Systems. Journalism Studies, 2014, vol. 15, no. 6, pp. 841-858. EDN: UTBMON. DOI: 10.1080/1461670X.2013.834163.

21. Simons G., Strovsky D. The Theoretical Perceived Transgressing Role and Identity of Contemporary Journalism: Revolution or Evolution? RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 2021, vol. 4, no. 4, pp. 631-640. EDN: CDBPDT. DOI: 10.22363/2312-92202021-26-4-631-640.

22. Kolyanov A.Yu. Professional Identity of Journalist in Hybrid Media System. Diskurs = Discourse, 2020, vol. 6, no. 4, pp. 62-72. (In Russian). EDN: MAEBSM. DOI: 10.32603/24128562-2020-6-4-62-72.

23. Sosnovskaya A.M. The Professional Identity of Journalists (Case Study). Zhurnal sotsiologii i sotsial'noi antropologii = Journal of Sociology and Sosial Antropology, 2004, vol. 7, no. 3, pp. 113-138. (In Russian). EDN: NBYOED.

24. Korkonosenko S.G., Blokhin I.N., Berezhnaya M.A., Khubetsova Z.F., Fateeva I.A. Scientific and Pedagogical Schools of Journalism in Russia. Saint Petersburg, Aleteiya Publ., 2021. 276 p. EDN: QTUVVK.

25. Blokhin I.N. Institutional Memory of Journalism. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2022, vol. 11, no. 2, pp. 233-248. (In Russian). EDN: AQDZES. DOI: 10.17150/2308-6203.2022.11(2).233-248.

26. Anikina M.E. Institutional Roles of a Russian Journalist at the Beginning of the 21st. Me-diaskop = Mediascope, 2019, no. 4. Available at: http://www.mediascope.ru/2592. (In Russian).

27. Mead G.H. Mind, Self and Society. Chicago, 1934. 445 p. (Russ. ed.: Mead G.H. Mind, self and Society. In Efremenko D.V. (ed.). Favourites. Moscow, INION RAN Publ., 2009 pp. 138-219.).

Информация об авторе

Блохин Игорь Николаевич — доктор политических наук, профессор, профессор кафедры теории журналистики и массовых коммуникаций, Санкт-Петербургский государственный университет, г Санкт-Петербург, Российская Федерация, i.blokhin@spbu. ru, О https://orcid.org/0000-0002-6582-3951.

Author Information

Igor N. Blokhin — D.Sc. in Political Sciences, Full Professor, Professor of the Department of the Theory of Journalism and Mass Communications, Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russian Federation, i.blokhin@spbu.ru, @ https://orcid.org/0000-0002-6582-3951.

Для цитирования

Блохин И.Н. Параметры идентификации и оценки профессиональной идеологии журналистики / И.Н. Блохин. — DOI 10.17150/2308-6203.2023.12(2).183-198. — EDN KVECAF// Вопросы теории и практики журналистики. — 2023. — Т. 12, № 2. — С. 183-198.

For Citation

Blokhin I.N. Parameters of Identification and Evaluation of the Professional Ideology of Journalism. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2023, vol. 12, no. 2, pp. 183-198. (In Russian). EDN: KVECAF. DOI: 10.17150/2308-6203.2023.12(2).183-198.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.