Научная статья на тему 'Параметрические прилагательные русского языка: исследование онтогенеза на материале данных спонтанной речи'

Параметрические прилагательные русского языка: исследование онтогенеза на материале данных спонтанной речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1094
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТОНИМЫ / ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ / СИНОНИМЫ / СОЧЕТАЕМОСТЬ / ОСВОЕНИЕ ЯЗЫКА / ANTONYMS / ADJECTIVE / COMBINATORY / LANGUAGE ACQUISITION / SYNONYMS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пузанова Юлия Сергеевна

Рассматривается онтогенез параметрических прилагательных русского языка. Освоение данных единиц ребенком происходит системно: одновременно с формированием лексического значения устанавливаются отношения (парадигматические, синтагматические, деривационные) между единицами, входящими в индивидуальную языковую систему, и чем шире сеть системных связей параметрических прилагательных, тем быстрее они будут освоены ребенком. Работа осуществлялась в рамках программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (проект ¹ 2.1.3/9368).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Пузанова Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Parametric Adjectives: A Study on Ontogenesis Based on Spontaneous Speech Data

The article regards ontogenesis of Russian parametric adjectives. The acquisition of these adjectives is systemic: the development of lexical meaning occurs simultaneously with the establishing of relations (paradigmatic, syntagmatic, derivational) among items belonging to the individual language system. The wider word network the adjective has the more rapid is the process of its acquisition by a child.

Текст научной работы на тему «Параметрические прилагательные русского языка: исследование онтогенеза на материале данных спонтанной речи»

Ю. С. Пузанова

ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ РУССКОГО ЯЗЫКА: ИССЛЕДОВАНИЕ ОНТОГЕНЕЗА НА МАТЕРИАЛЕ ДАННЫХ СПОНТАННОЙ РЕЧИ

Работа осуществлялась в рамках программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (проект № 2.1.3/9368).

Рассматривается онтогенез параметрических прилагательных русского языка. Освоение данных единиц ребенком происходит системно: одновременно с формированием лексического значения устанавливаются отношения (парадигматические, синтагматические, деривационные) между единицами, входящими в индивидуальную языковую систему, и чем шире сеть системных связей параметрических прилагательных, тем быстрее они будут освоены ребенком.

Ключевые слова: антонимы, прилагательное, синонимы, сочетаемость, освоение

языка.

Yu. Puzanova

Russian Parametric Adjectives: A Study on Ontogenesis Based on Spontaneous Speech Data

The article regards ontogenesis of Russian parametric adjectives. The acquisition of these adjectives is systemic: the development of lexical meaning occurs simultaneously with the establishing of relations (paradigmatic, syntagmatic, derivational) among items belonging to the individual language system. The wider word network the adjective has the more rapid is the process of its acquisition by a child.

Keywords: antonyms, adjective, combinatory, language acquisition, synonyms.

Поиск эффективных путей изучения и объяснения онтогенеза речи — процесса освоения родного языка детьми, безусловно, является одной из наиболее актуальных исследовательских задач. Это определяется самой парадигмой современной лингвистической науки, ориентированной, в первую очередь, на изучение языковой способности человека, на выявление особенностей речевой деятельности, ее лингвистических и психолингвистических основ, на рассмотрение закономерностей развития речи и мышления в их тесной взаимосвязи.

Становление в онтогенезе речи слова как важнейшей номинативной единицы языка — это развивающийся динамический процесс, обусловленный деятельностным характером познания ребенком предметной и языковой действительности. Формирование

лексического значения слова и связей единиц лексикона в онтогенезе обеспечивается развитием сложного речемыслительного механизма. Принципиальным значением для исследования речевого онтогенеза является признание того факта, что каждый ребенок самостоятельно конструирует индивидуальную языковую систему, опираясь на инпут (получаемую речевую продукцию), совершая сложнейшие операции анализа, синтеза, категоризации и классификации. Процесс конструирования индивидуальной языковой системы может быть представлен как смена временных языковых систем, самоценных относительно автономных сущностей, представленных теми же уровнями, что и система «взрослого» языка [5, с. 15-22]. В процессе освоения лексических единиц одновременно с формированием их

лексического значения происходит установление отношений (парадигматических, синтагматических, деривационных) между единицами, входящими в индивидуальную языковую систему.

Для исследования онтогенеза лексической системы, а именно адъективного словаря, особый интерес представляют параметрические прилагательные русского языка. Эти единицы появляются в лексиконе ребенка одними из первых и обладают наиболее полным набором характеристик признаковых слов, вследствие чего становятся на первых этапах речевого онтогенеза своеобразным «полигоном» для освоения детьми системных отношений лексических единиц, категорий качественности и количест-венности, градуальной семантики и способов ее языкового представления.

Семантические и структурные характеристики параметрических прилагательных русского языка

Для семантики и разрядной характеристики параметрических прилагательных главными являются как категориальнограмматическое значение качества, так и категориально-лексические характеристики, определяемые типами лексических значений. Параметрические прилагательные русского языка — качественные прилагательные с номинативным размерным значением, отображающие эмпирийные признаки, которые устанавливаются по отношению к точке отсчета. Нами рассматриваются следующие параметрические прилагательные: большой, высокий, глубокий, длинный, короткий, маленький, мелкий, низкий, толстый, тонкий, узкий, широкий, а также анализируются синонимические ряды, образуемые данными единицами.

Исследуемые единицы, как и все качественные прилагательные, наиболее полно характеризуют прилагательное как часть речи и выступают ее лучшим представителем, имеющим наиболее полный набор признаков данной части речи: категориального значения, морфологических признаков и

синтаксических функций. «Эмпирийная» природа параметрических прилагательных является одним из значимых факторов когнитивной доступности данных единиц. Поскольку эмпирийными традиционно называют такие качественные прилагательные, которые «обозначают признаки, воспринимаемые органами чувств и осознаваемые человеком в результате одноступенчатой мыслительной операции сопоставления с “эталоном”» [6, с. 21], сферой их референции являются объекты реальной действительности, окружающей ребенка, те объекты, характеристики которых ребенок может вычленить в результате предметной деятельности.

Наличие точки отсчета как «представления о некоем среднем, обычном количестве признака у данного класса предметов» признается исследователями онтологически обусловленным свойством качественных прилагательных, связанным с тем, что в процессе формирования их значений «языковое сознание человека пошло не по пути отображения всех количественных проявлений одного признака в значениях разных слов, а свело все их многообразие к параметрическим характеристикам двух типов: к типу «больше — меньше точки отсчета» и к типу «соответствующий — несоответствующий точке отсчета» [6, с. 16]. Параметрические прилагательные в этом смысле наиболее ярко отражают указанный принцип, являясь единицами с качественноколичественной семантикой: они выражают количественное изменение признака, не переходящее в новое качество. Это определяет способность параметрических прилагательных к выражению градации и интенсивности признака, разных его количественных проявлений, что реализуется в значениях степеней сравнения, а также в сочетаемости с наречиями меры и степени.

Параметрические прилагательные образуют лексико-семантическую группу, отличительной особенностью которой является оппозиция позитивно-ориентированных па-

раметрических прилагательных негативно ориентированным. Параметрические прилагательные формируют порядковую шкалу, крайние элементы которой представляют отношения контрарной антонимии: между крайними полюсами шкалы, маркированными параметрическими прилагательными (# большой — маленький), существует средняя часть и члены шкалы, ее маркирующие (средний, нормальный). В основе семантики параметрических прилагательных лежит представление о параметре объектов как величине, значения которой служат для различения элементов некоторого множества между собой. Единицы, маркирующие крайние точки шкалы, можно определить следующей схемой, сформулированной Ю. Д. Апресяном: «такой, <параметр> которого больше/меньше нормы» (# высокий —

имеющий высоту больше нормы) [1, с. 295]. Таким образом, для выделения группы параметрических прилагательных значимыми основаниями для нас являются как семантические, так и структурные характеристики единиц.

Становление системных отношений параметрических прилагательных в онтогенезе

При анализе системных связей лексики традиционно отмечается, что лексикосемантическая система представляет собой синтез сложного взаимодействия слов и их значений, которые могут быть упорядочены по трем основным направлениям: парадигматическому, синтагматическому и деривационному. Мы рассматриваем системные отношения в их взаимообусловленности с развитием лексических значений параметрических прилагательных в онтогенезе.

Большинством исследователей отмечается, что прилагательные появляются в речи ребенка позже, чем существительные и глаголы. Обусловлено это, в первую очередь, тем, что прилагательные обозначают признаки, свойства предметов, а для выделения из образа предмета какого-либо признака нужен достаточно высокий уровень когни-

тивного развития. Активные мыслительные процессы задействованы даже при усвоении конкретных наименований, и еще в большей степени, как пишет М. Д. Воейкова, это проявляется при усвоении абстрактных понятий, которые основаны на обобщении чувственно воспринимаемых явлений. К таким понятиям в детской речи традиционно относят временные, количественные и качественные признаки [2, с. 13]. На ранних этапах онтогенеза ребенок обходится без прилагательных, в первую очередь, потому что предметы и признаки слиты для него. Так, мячик, кубик, мишка в начальном детском лексиконе являются наименованием не только объектов окружающей ребенка действительности, но и их характерных признаков, «диффузным комплексом», по выражению С. Н. Цейтлин [4, с. 123]. Подтверждением этого являются и детские лексико-семантические сверхгенерализации,

большая часть которых основана на перцептивном сходстве объектов, то есть значимыми оказываются не только сами предметы, но и признаки предметов. Такое исходное «единство» существительного и прилагательного в детской речи вполне отражает их действительную исконную близость.

Необходимость рассмотрения процесса освоения детьми сочетаемостных возможностей параметрических прилагательных определяется не только тем, что прилагательные «включаются в сферу обозначения предметов или явлений через взаимодействие с существительными, обозначающими денотативную область, характеризующуюся соответствующим признаком» [3, с. 41], но и тем, что параметрические прилагательные являются по своей содержательной и когнитивной сути интерпретационными и отражают то, как человек измеряет, оценивает, классифицирует определенные явления, события и предметы реального мира.

В процессе освоения детьми семантики параметрических прилагательных часто происходит нарушение привычной сочетаемости: *Поезд, смотри, какой высокий*

(Дима С., 2;6); *Ай, какая змея высокая* (Лиза Е., 2;10). Стоит полагать, что подобные семантические сбои обусловлены тем, что ребенок не освоил дифференциальную сему прилагательного высокий, связанную с ориентацией в пространстве: если для прилагательного длинный ориентация в пространстве не принципиальна, то прилагательное высокий требует не просто вертикальной ориентации объекта, но и фиксиро-ванности его положения. Если ребенок учитывает первый компонент (вертикальную ориентацию), но не учитывает второй (фик-сированность), появляются примеры употреблений, нарушающих привычную сочетаемость: *Чьи ноги высокие?* (Женя Г., 3;3). При этом ребенок может одновременно употреблять прилагательные в их «нормативном» значении и создавать лексикосемантические инновации. Это объясняется тем, что освоение семантической структуры слова ребенком — это своеобразный эксперимент, результаты которого могут быть как положительными (когда ребенок «попадает» в привычное употребление), так и отрицательными (когда происходят семантические сбои, обусловленные отсутствием какой-либо семы в структуре значения слова).

Одним из факторов, способствующих освоению параметрических прилагательных, является их представленность антонимическими парами. Именно в антонимических парах общие и дифференциальные семы максимально четко выражены, и это, бесспорно, значительно облегчает ребенку задачу освоения семантики параметрических прилагательных. Но, тем не менее, существует и немало трудностей, подстерегающих ребенка в процессе освоения антонимических отношений в лексике. Достаточно длительный период функционирования параметрических прилагательных в речи детей характеризуется расширением семантики одних лексем и сужением других. В результате таких семантических сдвигов появляются пары, которые ребенком, очевидно, воспринимаются в качестве антонимов:

Скамья длинная, полоска какая? —

*Недлинная, маленькая* (Женя Г., 4;5). Среди антонимических пар, образованных детьми, большинство нестандартных элементов представлены лексико-семантическими инновациями, но встречаются также и словообразовательные инновации, вызванные замещением антонима префиксальным прилагательным, образованным по модели (НЕ+прил.), где мотивирующим словом деривата является ПП. И если в приведенном нами примере прилагательное недлинный совпадает с существующим в современном русском языке и вопрос о продуктивном или репродуктивном характере замены не может быть решен однозначно, то прилагательные *неузкий*, *некороткий*, *ненизкий* позволяют с уверенностью говорить о конструировании ребенком антонимов к известным лексемам. Несмотря на то, что формально такие замены являются отклонениями от литературной нормы, мы склонны считать их позитивными проявлениями, естественными на определенном этапе освоения семантики и антонимических отношений параметрических прилагательных.

В действительности лексические средства выражения качественно-количественной семантики сложно отделить от словообразовательных, во многих случаях имплицитный план выражения, когда значение заключено в самой лексеме, дополняется эксплицитным — другими средствами, передающими качественно-количественную семантику и значение градации (редупликацией, словообразовательными аффиксами, соединением нескольких способов выражения): *Эта хрюшка большая-пребольшая* (Лиза Е., 2; 1),*Малюсенькая она!* (Витя О., 2;8). В настоящей статье мы приводим лишь немногие примеры детских словообразовательных инноваций, хотя словообразовательные и формообразовательные процессы имеют колоссальное значение в онтогенезе речи.

Освоение ПП русского языка детьми является одним из элементов онтогенеза

лексического компонента языковой системы ребенка и может быть представлено в соответствии с процессом смены временных языковых систем ребенка, представляющих собой в каждый момент времени особую языковую систему со специфичными именно для нее единицами, отношениями между

ними и правилами функционирования. Проведенное исследование наглядно показывает, насколько важным при освоении слова как полнозначной единицы является усвоение принципов функционирования слова в различных системных отношениях, организующих лексикон.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. АпресянЮ. Д. Избранные труды. Т. I. Лексическая семантика: синонимические средства языка. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. 464 с.

2. Воейкова М. Д. Прагматические аспекты усвоения ребенком прилагательных // Труды по русской и славянской филологии. Т II. Прагматический аспект усвоения языка. Тарту, 1999. С. 11-21.

3. Вольф Е. М. Грамматика и семантика прилагательного: на материале иберо-романских языков. М.: Наука, 1978. 200 с.

4. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М.: Владос, 2000. 240 с.

5. Цейтлин С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. М.: Знак, 2009. 592 с.

6. Шрамм А. Н. Очерки по семантике качественных прилагательных: на материале современного русского языка. Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1979. 135 с.

REFERENCES

1. Apresjan Ju. D. Izbrannye trudy. T. I. Leksicheskaja semantika: cinonimicheskie sredstva jazyka. M.:

Shkola «Jazyki russkoj kul'tury», 1995. 464 s.

2. VoejkovaM. D. Pragmaticheskie aspekty usvoenija rebenkom prilagatel'nyh // Trudy po russkoj i slavjan-skoj filologii. T II. Pragmaticheskij aspekt usvoenija jazyka. Tartu, 1999. S. 11-21.

3. Vol'f E. M. Grammatika i semantika prilagatel'nogo: na materiale ibero-romanskih jazykov. M.: Nauka, 1978. 200 s.

4. Tsejtlin S. N. Jazyk i rebenok. Lingvistika detskoj rechi. M.: Vlados, 2000. 240 s.

5. Tsejtlin S. N. Ocherki po slovoobrazovaniju i formoobrazovaniju v detskoj rechi. M.: Znak, 2009. 592 s.

6. Shramm A. N. Ocherki po semantike kachestvennyh prilagatel'nyh: na materiale sovremennogo russkogo jazyka. L.: Izd-vo Leningr. gos. un-ta, 1979. 135 s.

Ю. В. Смирнова

СТРУКТУРА РАССРЕДОТОЧЕННОГО «ВНЕШНЕГО» ПОРТРЕТА (На материале романа «Beloved» Тони Моррисон)

Статья посвящена концепту <APPEARANCE> и его репрезентации в романе «Beloved» Тони Моррисон. Концепт <APPEARANCE> является одним из ключевых понятий в языковой картине мира афроамериканцев, так как они отличаются по своим антропологическим признакам от других жителей США. В статье предложен анализ репрезентации концепта <FAITH> c привлечением культурологического материала.

Ключевые слова: концепт <ВНЕШНОСТЬ>, репрезентация концепта, структура концепта, фрейм, слот, концептуальная метафора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.