84
Общетехнические задачи и пути их решения
распространенных моделей с экспоненциальными аппроксимациями.
Дальнейшее развитие программного комплекса предусматривает добавление возможностей по работе с моделями, где распределения имеют комплексно-сопряженные параметры, расширение перечня рассчитываемых вероятностных характеристик и интеграционных возможностей комплекса.
Библиографический список
1. Теория массового обслуживания / Л. Клейн-рок ; ред. В. И. Неймана ; пер. с англ. - Москва : Машиностроение, 1979. - 432 с.
2. Модель оценивания оперативности распределенной обработки данных с учетом затрат на обеспечение информационной безопасности / C. И. Гиндин, А. Д. Хомоненко, В. В. Яковлев, С. В. Матвеев // Проблемы информационной безопасности. Компьютерные системы. - 2013. -№ 4. - С. 59-67.
3. Численный расчет многоканальной системы массового обслуживания с рекуррентным входящим потоком и «разогревом» / C. И. Гиндин, А. Д. Хомоненко, С. Е. Ададуров // Известия ПГУПС. - 2013. - № 4 (37). - С. 92-101.
4. Численные методы анализа систем и сетей массового обслуживания / А. Д. Хомонен-ко. - Санкт-Петербург : МО СССР, 1991. - 179 с.
5. Теория очередей и управление запасами / Ю. И. Рыжиков. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 384 с.
6. Cox, D. R. (1955). A use of complex probabilities in the theory of stochastic processes. Proceedings of Cambr. Phil. Soc., 51 (2), 313-319.
7. Takanashi, U., Takami, Y. (1976). A numerical method for the steady-state probabilities of a GI/G/c queuing system in a general class. Journal of the Operat. Res. Soc. of Japan, 19 (2), 147-157.
8. Итеративный расчет многоканальных систем с произвольным распределением времени обслуживания. / Ю. И. Рыжиков, А. Д. Хомоненко // Проблемы управления и теории информации. - 1980. - № 3. - С. 32-38.
9. Canadilla, P. (2013). Analysis of Queueing Networks and Models, available at: http://cran.r-project.org/web/packages/queueing/index.html
10. Пакет прикладных программ МОСТ для расчета стационарных режимов в системах массового обслуживания. - Эстонское НПИ ВТИ, 1988.
11. Hicklin, J., Moler, C. (2008). A Java Matrix Package, available at: http://math.nist.gov/ javanumerics/jama/
УДК 534.12 А. В. Индейкин
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ СТЕРЖНЕВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ПРИ ДЕЙСТВИИ СТАЦИОНАРНЫХ И ПОДВИЖНЫХ ДИНАМИЧЕСКИХ НАГРУЗОК
Рассматриваются параметрические колебания стержней строительных конструкций, их взаимодействие с общими колебаниями конструкции. Для анализа используются декомпозиционные модели стержневых элементов. В качестве источников местных колебаний рассматриваются кинематические возмущения концов стержней при общих вынужденных колебаниях конструкций, вызванных стационарными и подвижными нагрузками, действующими на конструкцию.
2014/2
Proceedings of Petersburg Transport University
Общетехнические задачи и пути их решения
85
Рассмотрен случай, когда кинематические возмущения заданы гармоническими и полигармоническими функциями времени. Произведена оценка степени возрастания амплитуд резонансных параметрических колебаний при воздействии на конструкцию подвижных динамических нагрузок. Исследовано взаимодействие вынужденных и параметрических колебаний стержневых элементов конструкций.
стержневой элемент, строительная конструкция, кинематическое возмущение, параметрический резонанс, декомпозиционная модель (расчетная схема), коэффициент возбуждения, линия влияния.
Введение
Вопросы динамической устойчивости и параметрических колебаний отдельных стержней, подвергающихся воздействию переменных продольных сил, достаточно полно представлены в научной литературе [1-3 и др.].
Однако при действии на некоторые строительные конструкции (например, решетчатые фермы) систем стационарных и подвижных переменных сил в стержневых элементах возникает возможность потери динамической устойчивости под воздействием кинематических возмущений концов стержня при общих колебаниях конструкции.
При исследовании этих динамических процессов перспективным представляется метод декомпозиции, позволяющий получить приближенные решения в замкнутой форме и проанализировать динамические процессы в строительных конструкциях с точки зрения динамической устойчивости стержневых элементов, входящих в их состав.
1 Исследование колебаний стержней конструкции при помощи декомпозиционных схем
Динамические расчеты строительных конструкций, производимые с помощью современных вычислительных комплексов, а также результаты натурных наблюдений показывают, что при рассмотрении высших форм свободных колебаний стержневых конструкций выделяются группы однотипных элементов, принимающих участие в опреде-
ленной форме колебаний. При этом другие стержни не колеблются.
Это явление позволяет скорректировать декомпозиционные расчетные схемы стержневых элементов путем согласования значений основных частот колебаний стержня, рассчитанных по декомпозиционной модели и полученных в результате исследования общих свободных колебаний стержневой конструкции [4].
Декомпозиционная расчетная схема стержневого элемента в виде стержня представляется в виде стержня, упруго заделанного в подвижных узлах, колеблющихся вместе с конструкцией.
Колебания узлов являются кинематическими возмущениями для рассматриваемого стержня (рис. 1).
Кинематические возмущения от колебаний узлов можно разделить на поперечные по отношению к стержню v. и продольные и:
vi = hicos a + gisin a;
и. = g. cos a. - h. sin a.,
где (i = 1, 2).
Продольное кинематическое возмущение эквивалентно силовому
s(t)=^h(t)-ui(/)]. (1)
При учете поперечных смещений узлов колебания стержневых элементов конструкции описываются неоднородной системой дифференциальных уравнений, соответствующей однородной системе уравнений
В. Н. Челомея [2]:
ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС
2014/2
86
Общетехнические задачи и пути их решения
Рис. 1. Расчетная схема
ф1 + Q
q - S (t)Ё % q
к=1
{ф,- (x )dx
V + v о
(2)
{ ф2 (xx)dx
i = 1,2,...,да,
где Q =-^4 0; mi
0. - собственное значение дифференциального оператора уравнения колебаний системы в отсутствие параметрической нагрузки
s (t);
1 i dфi (x) dфk (x)
aik Тл 2
{
Q2 0 dx dx
dx;
Ф,(x) = ■
Ф,(x)
m { ф2 (x) dx
^ (0) + ^1^ Fi (0) +
©2 ' 0, Л
+H (0) = 0,
cl
где a ■ =^—, j = 1, 2; c. - угловой коэффици-
j El j
ент жесткости концевых защемлений; G. (0), F. (0), H. (0) - функции Гогенмзера-Прагера вида
F (©) = ch 0, sin 0, - sh 0, cos 0,;
G, (0) = ch 0, sin 0, -1;
Ht (0) = 2sh 0, sin 0,.
Соответствующие значениям 0, собственные функции имеют вид:
Ф/(x) = sin 0, -j +
+A
ch0,x - cos 0,x
- нормированные соб-
V
i
i
(4)
- B. sh 0,- ,
, , i
где
ственные функции упомянутого выше оператора.
При стержне с упругим относительно угловых перемещений защемлением концов значения 0, определяются как корни трансцендентно-алгебраического значения
B =
a
sin 0, + —— (ch0, - cos 0,)
_______20,_______________,
a
sh0, + —— (ch0i - cos 0,)
, 20. , ’
(3)
A = 20;(1 - B )■
На рис. 2 представлена зависимость собственных значений 01 от коэффициентов a в случае а1 = а2 = а.
2
2014/2
Proceedings of Petersburg Transport University
Общетехнические задачи и пути их решения
87
Асимпт. при
Рис. 2. Зависимость собственных значений 01 от коэффициентов упругой заделки
Значения а. можно приближенно определять по формуле [5], [6]:
n - £
а «3,5 £ —,
' V= - £ v
(5)
где - и lv - соответственно, момент инерции и длина v-го стержня, защемляющего данный стержень в узле; n - число таких стержней в узле.
На рис. 3 показана одна из высших форм колебаний решетчатой фермы пролетного строения моста с расчетным пролетом I = = 110 м.
Значения коэффициентов упругой заделки а1, а2, радианных частот 01 и 01, полученных при рассмотрении декомпозиционной схемы и расчетной схемы общих вибраций фермы, соответственно, квадратов частот свободных колебаний стержней ^21 и соот-
- 01 п
ношений между —1, а также___, характери-
01 „ 01
зующих степень упругой заделки и отличие реальной конструкции от классической схемы фермы с шарнирными узлами.
Приведенные в таблице значения параметров показывают удовлетворительное совпадение общих вибраций ферм с применением
вычислительного комплекса COSMOS/M и декомпозиционной схемы отдельного стержневого элемента с учетом его упругой заделки в узлах фермы.
Если 01 < 3,70, появляется возможность приближенного интегрирования уравнений системы (2) независимо друг от друга.
Следует иметь в виду, что в указанном случае и в ряде других, представляющих практический интерес, матрица коэффициентов ajk близка к диагональной, это позволяет упростить интегрирование системы (2) и даже приближенно интегрировать уравнения системы независимо друг от друга [7].
2 Исследование режимов главных параметрических резонансов
Если стержень загружен переменной продольной силой S(t) = S0 + St и его шарнирные узлы совершают заданное поперечное движение v1(t) и v2(t), дифференциальное уравнение его колебаний в первом приближении имеет вид
q + Q2 [1 ±2p(t)] q
2
п
( +V 2 ),
(6)
ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС
2014/2
88
Общетехнические задачи и пути их решения
ТАБЛИЦА. Динамические характеристики стержневых элементов
Обозначение стержня на рис. 3 а1 а2 01 (рад/с) 2 01 01 01 п 01
Н0-В1 0 7,94 3,65 2214,6 3,358 0,92 0,936
В1-Н2 23,08 32,71 4,37 4180,8 4,168 0,95 0,754
Н8-В9 32,71 34,08 4,37 4392,5 4,219 0,97 0,744
В9-Н10 7,94 0 3,65 2594,9 3,494 0,96 0,899
Н4-В5 89,81 77,39 4,40 2178,1 4,228 0,96 0,743
В5-Н6 77,39 89,81 4,40 2208,2 4,242 0,96 0,741
Н2-Н3 7,10 10,75 3,96 17 590 3,662 0,92 0,858
Н8-Н9 10,75 7,10 3,96 15 746 3,569 0,90 0,880
Н4-Н5 8,85 8,11 3,93 18 905 3,728 0\.95 0,843
Н5-Н6 8,11 8,85 3,93 20 289 3,794 0,97 0,828
В1-В2 9,19 8,10 3,94 12 453 3,327 0,85 0,944
В8-В9 8,10 9,19 3,94 12 171 3,308 0,84 0,950
В4-В5 8,10 8,92 3,93 9111,9 3,154 0,80 0,996
В1-Н1 340,0 318,0 4,71 1524,8 4,380 0,93 0,717
В5-Н5 346,2 363,6 4,71 1554,8 4,403 0,93 0,713
В9-Н9 340,0 318,0 4,71 1582,4 4,442 0,94 0,710
где
П2
EI п4 т£4
f
1 ±
V
Как известно, при значении частоты возбуждения
ю* = 2Пу/1 ±ц (8)
2Ц(/) =
Skp ± S0
причем знак «+» относится к случаю растянутого стержня, знак «-» - сжатого; S =
п2 EI
£2
- Эйлерова критическая сила; I -
длина стержня; т - его погонная масса.
Однородное уравнение, соответствующее уравнению (6) при p,(t) = pcosrot является уравнением Матье и описывает параметрические колебания стержневого элемента конструкции
q + П2 [1 - 2ц cos ю/] q = 0.
(7)
имеет место главный параметрический резонанс [6].
При этом амплитуда параметрических колебаний возрастает во времени по экспоненциальному закону
A = A ev'. (9)
При отсутствии сопротивления максимальное значение показателя экспоненты
v max = . Следовательно,
A = A (10)
2014/2
Proceedings of Petersburg Transport University
Общетехнические задачи и пути их решения
89
При учете вязкого сопротивления дифференциальное уравнение Матье принимает вид
В последнем случае пренебрегли влиянием высших форм колебаний и комбинационных параметрических резонансов.
q + 2nq + 02 [1 - 2ц cos rot]q = 0. (11)
Значения критических частот, соответствующие границам первой (главной) области динамической неустойчивости при параметрическом резонансе:
го* = 20,
Га Л
t—1 1+ 0*- т=" t- 1 —
Чп)
(12)
где А - логарифмический декремент местных свободных колебаний стержня.
Значение экспоненциального показателя возрастания амплитуды в этом случае:
цО цО А
V max = ~ П = ~
2 2 п
О
f а Л о, ч
ц = ~(ц-ц*)'>
п) 2
(13)
где ц* = — - критическое значение коэф-п
фициента возбуждения, при превышении которого наступает динамическая неустойчивость.
Если коэффициент ц(/), представленный
от
рядом Фурье ц(/) = ^ цк cos кюt, носит
k=1
периодический характер, критические значения частот, соответствующие параметрическим резонансам, определяются выражением [3]
ю. = (14)
При полигармоническом процессе возбуждения:
5
ц(/) = Z цкcos юкt,
k =1
(15)
при котором значения юк не кратны к,
ю*к = 20 V1 ±цк. (16)
3 Вычисление продольных
переменных усилий в стержнях при динамическом нагружении конструкции
При стационарном приложении гармонической нагрузки в узлах фермы усилие в стержне, колебания которого рассматриваются по декомпозиционной схеме, определяются выражением
Sj(t) = £ ajк Рк(ю/^
к=1
(17)
где j - коэффициенты влияния, учитывающие воздействия в к-м узле фермы.
Учитывая характер формы колебаний фермы (рис. 3), значения ак определяются квазистатически.
Аналогично можно вычислить значения Sj(t) в случае периодической узловой нагрузки общего вида, представляемой рядом Фурье.
Если в различных узлах фермы приложены узловые нагрузки (силы), изменяющиеся по гармоническому закону с различными частотами гок, то усилие в j-м стержне фермы описывается полигармоническим процессом
Sj(t) = Za jkP ю). (18)
к=1
При возбуждении параметрических колебаний стационарными силами, приложенными в узлах фермы и действующими в течение неопределенного промежутка времени, единственным способом виброзащиты является исключение возможности возникновения параметрических колебаний путем повышения параметров демпфирования (коэффициента затухания n) с тем, чтобы было обеспечено неравенство
ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС
2014/2
90
Общетехнические задачи и пути их решения
Р*<Р* • (19)
Такими способами виброзащиты могут стать, например, лакокрасочное покрытие стержней материалами, обладающими высокой степенью поглощения энергии колебаний в поверхностном слое, а также совершенствование конструкций узлов - соединения стержней фермы в узлах на высокопрочных болтах вместо заклепочных соединений.
В случае воздействия подвижной нагрузки усилие в узлах фермы определяется выражением
S(t) = PЧ(t) n(vt), (20)
где n (vt) - ордината линии влияния усилия в стержне фермы от амплитудного значения движущейся переменной силы P(t).
Разложим уравнение линии влияния n (vt) в ряд Фурье по sinnpt, продолжив функцию нечетным образом:
n(vt) = Zhn sin npt, (21)
n=1
nv Л где p = —; €
расчетный пролет фермы;
v = const - скорость движения нагрузки. Значения коэффициентов Фурье:
• для однозначной линии влияния
h =
2П
n2п2а0 (1 -а0)
sin а0 пп; (22)
• для двузначной линии влияния
о ^2 г г
влияния, а0 = — , Р0 = — , ^ и ^ - соответствующие абсциссы вершин.
При движении по поясу фермы силы P(t) = P(t)coswt переменное усилие в стержне фермы определяется выражением
S(t) = P cos rot Z hn sin npt =
n=1
P Ю
= ^Z hn (sin ro1nt - sin ro2nt)
2 n=1
(24)
nnv
где ro1n = ro + np = ro + —^~;
nnv
ro2n = ro- np = ro---
2n l •
Значение коэффициента p(t) в уравнении (6) в этом случае:
p(t) =
P
4 ± S0)
ю
XZ hn (sin ro1nt - sin ro2nt) =
n =1
= ZP n (sin ro1nt - sin ro2nt)
n =1
(25)
где Ц n
P
4(кр ±S„) '
Частоты ro1n и ro2n являются модулированными при несущей частоте ro.
В первом приближении критические частоты, соответствующие одночастотным параметрическим резонансам, определяются выражением
h =-------------
n 2 2 in \
n п (Р0-а0)
в0
П1~ + П
V а0
sin а0 nn-
П + П
1-а
1 -в
sin в0 nn
0 J
(23)
В выражениях (22) и (23): n, П1, П2 - абсолютные значения ординат вершин линии
X
ro,= 2П,/П^ т =. (26)
Несущие частоты пропорциональны скорости движения нагрузки, если источником возмущения являются силы инерции неуравновешенных вращающихся масс, связанных с перемещающимся по форме объектом (поездом - для ферм железнодорожных мостов, грузовыми тележками - для ферм мостовых
2014/2
Proceedings of Petersburg Transport University
Общетехнические задачи и пути их решения
91
кранов и др.), т. е. ю = — , где R колес.
В этом случае
радиус
Ю(1,2) n = Ю
г 1 ± nnR Л
V ± ~т J
и
2Q /р±—
ю* =-----тг V1 ± Р n
1 ±
nnR
£
Pn ° *
-Vt _ Л „ 2
A = Ле = A0e 2 . (30)
Время движения груза по пролету фермы ограничено:
(27)
(28)
f
£
nnR
t = ■
1 ±
v £
v
кр
2QR ф
(31)
±Р n
Следовательно, значение показателя экспоненты при этом
Как правило,
nR
~£
<< 1. Например, при
движении вагона (R = 0,525 м) для расчетных пролетов ферм I = 33-110 м значение nR
составляет 0,005-0,015.
В этом случае области динамической неустойчивости концентрируются вокруг области ю* = 2Q-J1 ± p , ширина этих областей по мере разбегания вокруг значения ю* = 2Q убывает с ростом n, так как существенно уменьшаются коэффициенты Фурье к.
4 Критические скорости подвижной нагрузки и оценка амплитуд параметрических колебаний
С помощью выражения (28) можно определить критические скорости движения груза по ферме:
v* = ю* R =
2QR V1 ±pп
1±
nnR
(29)
Так как колебания стержней высших ферм являются высокочастотными, критические скорости движения нагрузки по железнодорожному мосту реализуются только в режиме высокоскоростного движения [4].
Возрастание во времени амплитуд резонансных параметрических колебаний происходит без учета сопротивления по экспонен-
u,Q
циальному закону с показателем V =--:
V =
4R Ф
nnR
£
±Pn
4 R
(32)
Для пролетного строения с решетчатыми фермами большого железнодорожного моста при pn = 0,03, I = 110 м, R = 0,525 м
A
значение v составляет 1,57 и — = 4,806; для
ферм мостового крана при р = 0,03, I = 36 м,
A
R = 0,3 м значение v = 0,9 и — = 2,46.
о * A
В обоих случаях имеет место существенное возрастание амплитуд колебаний даже при относительно малом коэффициенте возбуждения pn.
Следует отметить, что параметрические резонансы стержневых элементов ферм могут реализовываться лишь в высших формах колебаний, так как являются высокочастотными.
При этом не происходит существенного наложения параметрических и вынужденных колебаний стержней, так как критические частоты в два раза превышают частоты колебаний стержня, при которых может возникнуть обычный резонанс (ю = ^). Вынужденные колебания при этом происходят в закритической области, где динамический коэффициент меньше единицы (в рассматриваемом случае он составляет 0,33).
При исследовании вынужденных колебаний можно пренебречь влиянием переменной частоты свободных колебаний и вос-
ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС
2014/2
92
Общетехнические задачи и пути их решения
пользоваться уравнением (6) при значении р = 0. Значения кинематических возмущений концов стержня можно определить из анализа общих вибраций фермы, для исследования которых следует применить известные методы динамики сооружений или воспользоваться соответствующими вычислительными комплексами (например, COSMOS/M).
Заключение
В итоге анализа полученных результатов исследования местных параметрических колебаний стержней:
1. Показана эффективность применения метода декомпозиции.
2. Получены оценки показателей возрастания амплитуд параметрических колебаний стержневых элементов конструкции при воздействии на нее подвижной динамической нагрузки в виде сосредоточенных сил. Эти показатели оказываются высокими даже с учетом малых значений коэффициентов возбуждения р и ограниченного времени нахождения силовой нагрузки на конструк-
£
ции t =---.
^кр
3. Взаимодействие вынужденных и парметрических колебаний стержневых эле-
ментов в резонансных режимах существенным образом не выражено.
Библиографический список
1. Устойчивость призматических стержней под действием переменных продольных сил / Н. М. Беляев // Инженерные сооружения и строительная механика : сб. - Ленинград, 1924. -
С. 149-167.
2. Динамическая устойчивость авиационных конструкций / В. Н. Челомей. - Москва : Аэрофлот, 1939.
3. Динамическая устойчивость упругих систем / В. В. Болотин. - Москва : ГИТТЛ, 1956.
4. Indejkin, A. V., Fedotova, I. A. The rod elements oscillations of the railway truss bridge in the conditions of high-speed motion of the load. Proceedings of the third European conference on structural dynamics: Eurodyn'96, 1996, Florence, 783-789.
5. Определение характеристик защемления элементов сооружений методом частот / И. И. Ка-зей // Тр. ЦНИИС. - Москва : Трансжелдориздат, 1955. - Вып. 3. - С. 60-75.
6. Продольно-поперечный изгиб гибких призматических стержней / В. П. Польевко // Тр. ЦНИИС. - Москва : Трансжелдориздат, 1955. -Вып. 16.
7. Прочность, устойчивость, колебания. Т. 3. - Москва : Машиностроение, 1968.
УДК 624.21.01 С. Ю. Каптелин
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
ИСПЫТАНИЕ СООРУЖЕНИЙ ДИНАМИЧЕСКИМИ НАГРУЗКАМИ
Для обеспечения безопасной эксплуатации мостового сооружения необходима достоверная информация о динамических воздействиях на несущие конструкции и их способности противостоять этим воздействиям. Такие данные можно получить только в процессе динамических испытаний. В статье описаны методы динамических испытаний транспортных сооружений, позволяющие получить необходимую информацию о работоспособности конструкции при условии воздействия на нее динамических нагрузок.
2014/2
Proceedings of Petersburg Transport University