УДК 81
Кумаева Мария Владимировна
аспирант Югорского государственного университета г. Ханты-Мансийска [email protected]
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ В СТРУКТУРЕ ТЕКСТОВ МАНСИЙСКОГО ФОЛЬКЛОРА
Kumaeva Maria Vladimirovna
Postgraduate Student of Yugra State University - Khanty-Mansiysk [email protected]
PARALLEL CONSTRUCTIONS IN THE STRUCTURE OF THE TEXTS OF MANSI FOLKLORE
Фольклорные формулы, архаизмы, сравнения, эпитеты, Folklore formulae, archaisms, similes, epithets, met-
метафоры и другие изобразительно-выразительные aphors and other figurative and expressive means in
средства в текстах фольклора сохранились с давних folklore texts have been preserved since long ago
времен, и придают особую выразительность языку уст- and add special expressiveness to the language of
ного народного творчества. В статье рассматриваются oral folk art. The article considers parallel structures
параллельные конструкции в структуре текстов различ- in the structure of the texts of different genres of
ных жанров устного народного творчества народа манси Mansi oral folklore and presents their characteristic
и дается их характеристика. features.
Ключевые слова: Фольклор, сказка, параллелизм, числа Key words: folklore, fairy tales, parallelism, numbers
в фольклоре, песня, загадка. in folklore, song, mystery.
Параллелизм «как синтаксическое средство способствует созданию упорядоченности,
симметрии композиции текста. Самое важное требование в параллельной конструкции - это подобие структур в частях текста, близко следующих друг за другом, либо в двух или более предложениях сверхфразового единства» [1, с. 59]. Одним из ярких изобразительновыразительных средств языка мансийской устной народной поэзии является параллелизм. Обратимся к толкованию значения параллелизма в словаре О.С. Ахмановой: «Параллелизм -связь между отдельными образами, мотивами и т. п. в произведении речи, выражающаяся в одинаковом расположении сходных элементов; одинаковое расположении сходных членов предложения в двух или нескольких смежных предложениях» [2, с. 311]. А.Н. Баландин, исследователь мансийского языка и фольклора отмечает: «Параллелизм, ... передача одной и той же мысли двумя параллельно стоящими выражениями, в той или иной мере отличными одно от другого по форме, является важнейшей особенностью художественного стиля мансийского фольклора». <...> «Особенно своеобразным является параллелизм, отличаемыми словами которого являются числительные. Например: «Сат хар хайтум тэпынг Асн, хот хар хайтум тэпынг Асн лаввесум. / Определен я на питательную Обь с семью бегающими быками, на питательную Обь с шестью бегающими быками»; Эква-пыгрись, нанг сат мутранг, хот мутранг хотёлимтаве / Эква-пыгрись, разве можно побороть твои семь мудростей, твои шесть мудростей». Семь-шесть имеют значение бесконечного количества, и потому они синонимы» <...> «Сат хотал ол-сум / Семь дней жил. Этэ сат, хоталэ сат олыс / Ночей семь, дней семь жил. Сат тал, сат тув ропитас / Семь зим, семь лет работал. Талэ сат ялсыт, туве сат ялсыт / Зим семь ходили, лет семь ходили. Талэ сат олэыг, туве сат олэыг / Зим семь живут, лет семь живут» <.> «Часто встречающееся в сказках число семь (сат) несомненно является священным. Оно не только играет роль определения к различным объектам, персонажам и героям мифологической поэзии, но иногда имеет и самостоятельное мифологическое значение, как то: товлынг товлынг сат, лаглынг сат - семь крылатых, семь ногатых (священная семерица). Лувынг сат, нёвлинг сат
- костяная неделя, мясная неделя» [3, с. 78]. В.С. Ивановой зафиксирована мансийская песня «Миснэ ос вораян хум» - «Миснэ и охотник» от информанта П.Р. Кугина, в тексте данной песни мы находим параллелизмы, которые придают тексту эмоциональность, выразительность.
Приведем пример:
Миснэ начинает уговаривать мужчину. Стрелу свою трехгранную
Поет: Вынимай из него,
Мужчина, рожденный человеком, При- Вытаскивай из него.
слушайся ко мне, Мужчина, рожденный человеком,
Прислушайся ко мне. Мужчина, рожденный человеком,
Не без соболей семь холмов, Прислушайся ко мне.
Семь холмов с лесным зверем Дом лиственничный с семью углами, Семь
Тебе в руки отдаю, холмов для охоты,
Тебе все отдаю. Если и этого тебе мало,
Миснэ опять продолжает петь: Если это мало тебе.
Семь холмов со зверем, Голову свою с семью косами Мужчине, рож-
С петлями на соболей семь холмов, денному человеком
Если это тебе мало, В нечистый угол дома
С семью углами дом из лиственницы Туда я положу,
За это я тебе отдам. Туда я явлюсь.» [4, с. 36].
В выше приведенном тексте наблюдается также случаи аллитерации, тавтологии. Примером параллелизма может служить песня «Я месыг хум» («Мужчина излучины реки»):
«.Как мелких монет звонкий звук,
Как мелких монет звенящий звук Пусть за семь плёсов слышится,
Пусть за шесть плёсов слышится.
После моего ухода
Плёсы семи лесных рек быстротечных,
Плёсы семи лесных рек ветряных Плавниковой рыбой пусть наполнятся,
Чешуйчатая рыба пусть к ним поднимается.» [5, с. 272].
«Параллелизм как синтаксическое средство способствует созданию упорядоченности, симметрии композиции текста. Самое важное требование в параллельной конструкции - это подобие структур в частях текста, близко следующих друг за другом.» [6, с. 59]. «Язык песен отражает не только язык того периода, когда песня была записана, но и язык диалекта данной местности в прошлые времена, иногда очень далекие; кроме того, в репертуар песен данной местности входят и песни, заимствованные из других мест, которые содержат свои диалектные особенности» [7, с. 224]. В песнях отражаются чувства, мысли, переживания исполнителя, непременно находит место в песне и то пространство, все то, что его окружает - в образных выражениях. Исполнитель песни с любовью, с восхищением, с восторгом воспевает свою малую родину.
Параллелизм, как и метафора, является распространенным и в таком жанре как загадка, приведем пример: «Ам амыщма! Этэ сат йиквегыт, хотылэ сат йиквегыт. - Ты маныр, ваглына?! (Ты вотна хойим йивыт) / Моя загадка - эй! И семь ночей пляшут - танцуют, и семь дней пляшут
- танцуют. - Что это, знаете? (Порывом ветра деревья раскачивает)» лз. (Мункачи). «Ам амы-щум-ов! Ты самт саграпан порнтул та самна паты, та самт саграпан порнтул ты самна паты. - Я, ханьщелын, маныр? (Ты хон нэпак тыг тув яласы) / Моя загадка - эй! В этом краю рубанут щепку - в тот край падает, в том краю рубанут щепку - в этот край падает. - А ну-ка, отгадайте, что это? (Официальная бумага туда-сюда «ходит» лз. (Каннисто)» [8, с. 178].
Обратимся к следующему примеру, к тексту «Улылап» («Колыбельная песня»):
Качаю я своё дитятко Вынесу я тебя на улицу
В хорошей люльке с обручевым ободом. За посёлок с площадью.
Качаю я своё дитятко Опростай свой животик,
В хорошей люльке с корневым ободом. Маленькая женщина с животиком.
Качаю я своё дитятко Руки твои - молодые деревца,
Пятипалой ногой (с пятью пальцами). Ноги твои - молодые деревца.
Маленькая Федосья, дитятко моё, А после этого -
Без отца грудью тебя выращивала. Тщи! Спи, моя маленькая.
Маленькая Федосья, доченька моя, Тщи! Спи, моя родненькая.
Без отца грудью тебя выкармливала. Очень-то не рыдай,
Маленькая Федосья, доченька моя, Очень-то не кричи.
Маленькая Федосья, дитятко моё, Закружилась головка
Выращиваю я подрастающие концы рук тво- Маленькой женщины.
их, А после этого -
Выращиваю я подрастающие концы ног тво- Выйду я на улицу из своего дома.
их. С двумя прирубами.
Как бы не случилось что с твоими ручками, Много женщин со всего посёлка
Как бы не случилось что с твоими ножками, Скажут мне: «Ох, у тебя дитятко!»
А после этого, А после этого - Как отвечу я им?
Маленькая Федосья, дитятко моё, Зайду я, бедная, в дом
Очень-то не кричи - будет, родненькая. Очень-то не хныкай - будет, славненькая. Тщи глазыньки твои,
Тщи глазыньки твои - Опухнут.
А после этого, А после этого,
Маленькая Федосья, дитятко моё, Маленькая Федосья, доченька моя,
С площади посёлка с площадью.
Выну я тебя из хорошей люльки С корневым ободом,
Подниму я тебя вверх
Пятипалой рукой (с пятью пальцами),
Буду я с тобой похаживать По тесовому полу с десятью тесинами.
Буду я понашивать
По тесовому полу с десятью тесинами» [9, с. 136].
Песня состоит из множества параллелизмов и тавтологии. По мнению Солодовой И.А. «.синтаксически параллельные конструкции задерживают внимание читателя. Повышение внимания обусловлено усилением остроты восприятия при скоплении конструктивно одинаковых предложений» [10, с. 12].
В сказке «Торум лавум акв нуса» («Богом назначенный самый бедный человек») мы находим параллелизмы и числовые значения: «.Сярык мувылтангкве патэгум, сат хотал мувылтэгум. / Начинаю обходить свое стадо оленей, семь дней обхожу его. <.> Тав ойкатэ хуйн сыс ань молал сат ампар тагыл тэнут, сат ампар тагыл маснут сунн та талттыстэ.» / «Пока спит ее муж, она нагрузила прежние полные семь амбаров одежды, (прежние) семь амбаров пищи на нарты нагрузила...»[11, с. 143].
Выразительные средства мы находим в тексте мансийской народной сказки «Ас-талях-отыр мойт» («Сказка о духе-хранителе реки Обь»):
«Нангкныл нангк порнтул вис, ховтыл ховт порнтул хусатас, ульпал ульпа порнтул хуса-тас, таргыл тарыг порнтул хусатас, пунгк ултта лысанэ. Холытан алпыл нох-квалманылт: сат нангк олтым кол унлы, кол кивырт хуегыт. / Взял он с ели щепку еловую, с лиственницы щепку лиственничную взял, с кедра щепку кедровую взял, с сосны щепку сосновую взял, через голову бросил. Затем они закрыли глаза и головы и легли спать. На следующий день утром встали: оказывается, они спят в доме длиною в семь бревен из лиственницы» [12, с. 176].
В тексте сказки «Астальх-отыр-лувынгхум мойт» («Сказка о духе-хранителе реки Обь»), мы также находим встречающееся в тексте числовое значение (сат) и параллелизмы: «.Пыгрись тув минас. Хайтыс, хайтыс, вагтал патыс. Тув ёхтыс, нонгхаль сунсы: халь, хотал нэглапан палыл сат лупта ханэгыт. Сяр сорнияныл ёлаль пасгегыт, сорнияныл нонгхаль суртге-гыт, нас хотыглы. / Юноша пошёл туда. Бежал, бежал, устал. Туда пришел, вверх смотрит: береза, на стороне восходящего солнца, (на березе) висят семь листьев. Золотой свет (от них) вниз опускается, золотой свет вверх поднимается, ярким светом всё освещается (как днём)...
.Когда-нибудь он тебе слугой будет. Его семи амбаров мука, семи амбаров золота, всё он тебе отдаст.».
.Семь столов с золотой едой, с медовой едой стол соединили, пригласили жителей города, жителей деревни. Гостили, ели, пили, до сих пор живут, до сих пор здравствуют».
В текстах мансийских сказок обязательными элементами являются «сказочные формулы»: олэг-хулэг / живут-поживают; Муйлысыт, тэсыт, айсыт, ань ты мус олэгыт, ань ты мус щу-негыт / Гостили, ели, пили, до сих пор живут, до сих пор здравствуют; эрыг тотнэ хум, мойт тотнэ хум / в песнях прославляемый человек, в сказках прославляемый человек; элмхолас исынг торм паты и элмхолас нотынг торм паты / наступит долгая человеческая жизнь, наступит вечная человеческая жизнь и др. Сказочные формулы также построены на параллельной конструкции.
В рассмотренных нами мансийских фольклорных текстах мы выявили употребление частого числового элемента (сат) семь в параллелизмах в таких жанрах, как песни, загадки, сказки. «В устном народном творчестве, особенно в мифах, и молитвах, числа выступают в соответствии с космогонической моделью мира - вселенной. <.> .число 7 встречается во всех сферах духовной культуры обско-угорских народов. Очень часто встречается число 3. Очень редко встречаются числа 10, 12.» [13, с. 36].
Таким образом, параллелизм в текстах устного народного творчества имеет различные модификации - полный параллелизм и частичный. В рассмотренных текстах параллельные конструкции опираются на повторы знаменательных и служебных слов (послелогов, союзов), аллитерацию, ассонанс.
Одной из главных функций, которые выполняют различные виды повторов, параллелиз-
мов в произведениях устного народного творчества, является создание их экспрессивности, мелодичности, напевности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Глухова Н.Н. Структура и стиль текстов марийских заговоров. Йошкар-Ола, 1996.
2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов, изд. 2-е, стереотипное. М., 2004.
3. Баландин А.Н. Язык мансийской сказки. Л., 1939.
4. Иванова В.С. О семантике чисел в духовной культуре обских угров. Томск, 2002.
5. Иванова В.С. Локальные особенности в обрядности северных манси (конец XIX - XXI века). Ханты-Мансийск, 2010.
6. Глухова Н.Н. Структура и стиль текстов марийских заговоров. Йошкар-Ола, 1996.
7. Язык фольклора: хрестоматия / сост. А.Т. Хроленко. М., 2005.
8. Загадки мансийские (вогульские) / авт.-сост. Т.Д. Слинкина; науч. ред. Е.И. Ромбандеева, д-р филол. наук. Ханты-Мансийск, 2002.
9. Земляной братец: мансийские сказки, предания, песни, загадки / записи, перевод, сост. и примеч. В.В. Чернецова, публикация Н.В. Лукиной. Томск, 2002.
10. Солодова И.А. Синтаксический параллелизм в акте коммуникации: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. М., 1993.
11. Мансийские сказки: для уч-ся 5-8 классов / авт.-сост. Е.И. Ромбандеева, Т.Д. Слинкина. СПб., 2003.
12. Сказки, предания и былички верхнесосьвинских манси / авт.-сост. М.В. Кумаева. Ханты-Мансийск,
2012.
13. Иванова В.С. О семантике чисел в духовной культуре обских угров. Томск, 2002.