Научная статья на тему 'Параллелизм типологии конфликтов в адыгской и русской прозе от средневековья до ХХ века'

Параллелизм типологии конфликтов в адыгской и русской прозе от средневековья до ХХ века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
132
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"НАРТСКИЙ ЭПОС" / "СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ" / КЛАССОВЫЙ КОНФЛИКТ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ГРУППА / ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / "ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ РОМАН" / ТРУДОВОЙ КОНФЛИКТ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / "THE NART EPOS" / "THE TALE OF IGOR'S CAMPAIGN" / "THE PRODUCTION NOVEL" / CLASS CONFLICT / PUBLIC GROUP / MILITARY-POLITICAL CONFLICT / LABOR CONFLICT / SPIRITUAL CULTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пшимахова Бэла Биляловна

Рассматривается общность типологии конфликтов, определяется проблематика и тематика прозаических произведений в адыгской и русской литературах через призму сравнительно-сопоставительного анализа. С целью выявления типологической общности литератур исследованы внутриличностные, межличностные, гендерные, морально-этические, социальные, политические конфликты, конфликты микрои макроуровня. Установлено, что художественные конфликты осветили в адыгской и русской литературах важнейшие проблемы жизни: статусно-ролевые различия в социальной структуре общества, определенные жизненные установки. Выведенные адыгскими и русскими писателями на авансцену конфликты широкопанорамно представили ментальность и духовную культуру своих народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concurrency of conflict typology in the Adyghe and Russian prose from the Middle Ages to the 20th century

The paper studies community of conflict typology, the subjects and challenges issued in prosaic works in the Adyghe and Russian literatures through a prism of the comparative analysis. In order to identify a typological community of literatures, the intra personal, interpersonal, gender, moral, ethical, social and political conflicts, as well as the conflicts of micro and macrolevel are examined. It is established that the art conflicts shed light on the most important problems of life in the Adyghe and Russian literatures: status and role distinctions in social structure of society and certain vital directions. The conflicts brought to a proscenium by the Adyghe and Russian writers, presented mentality and spiritual culture of their people from a wide-angle view.

Текст научной работы на тему «Параллелизм типологии конфликтов в адыгской и русской прозе от средневековья до ХХ века»

УДК 82.0

ББК 83.00

П 93

Пшимахова Б.Б.

Преподаватель русского языка и литературы КЧР ГБП ОО «Технологический колледж», e-mail: [email protected]

Параллелизм типологии конфликтов в адыгской и русской прозе от средневековья до XX века

(Рецензирована)

Аннотация:

Рассматривается общность типологии конфликтов, определяется проблематика и тематика прозаических произведений в адыгской и русской литературах через призму сравнительно-сопоставительного анализа. С целью выявления типологической общности литератур исследованы внутриличностные, межличностные, гендерные, морально-этические, социальные, политические конфликты, конфликты микро- и макроуровня. Установлено, что художественные конфликты осветили в адыгской и русской литературах важнейшие проблемы жизни: статусно-ролевые различия в социальной структуре общества, определенные жизненные установки. Выведенные адыгскими и русскими писателями на авансцену конфликты широкопанорамно представили ментальность и духовную культуру своих народов.

Ключевые слова:

«Нартский эпос», «Слово о Полку Игореве», классовый конфликт, общественная группа, военно-политический конфликт, «производственный роман», трудовой конфликт, духовная культура.

Pshimakhova В.В.

Teacher of Russian and literature of College of Technology, Karachay-Circassion Republic, e-mail: [email protected]

Concurrency of conflict typology in the Adyghe and Russian prose from the Middle Ages to the 20th century

Abstract:

The paper studies community of conflict typology, the subjects and challenges issued in prosaic works in the Adyghe and Russian literatures through a prism of the comparative analysis. In order to identify a typological community of literatures, the intra personal, interpersonal, gender, moral, ethical, social and political conflicts, as well as the conflicts of micro and macrolevel are examined It is established that the art conflicts shed light on the most important problems of life in the Adyghe and Russian literatures: status and role distinctions in social structure of society and certain vital directions. The conflicts brought to a proscenium by the Adyghe and Russian writers, presented mentality and spiritual culture of their people from a wide-angle view.

Keywords:

"The Nart epos", "The Tale of Igor's Campaign", class conflict, public group, military-political conflict, "the production novel", labor conflict, spiritual culture.

Средневековая литература имела в основном национально-историческое содержание. Говоря об эпосе правомерно обращение к произведениям, выражавшим авторитарно-гражданские идеалы национального единства, имеющие на сегодняшний день мировое значение. В Киевской Руси это «Слово о Полку Игореве», у адыгов - небезызвестный «Нартский эпос».

В древнерусской литературе «Слово о Полку Игореве» стало откликом на военно-политический конфликт, возникший во второй половине XII в. между русскими и половцами. Оно было написано под впечатлением от этих событий, являясь призывом к прекращению внутриполитических конфликтов - княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. По выражению К. Маркса: «Смысл поэмы - призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монголов» [1: 122]. Этот призыв и составляет основное содержание «Слова ...». На примере поражения войска Игоря показаны печальные последствия политического разъединения Руси. Межличностный конфликт между князьями стал результатом бесславного исхода в сражении для русского войска. Игорь терпит поражение и по той причине, что пошел в поход один, действуя по феодальной формуле: «Мы собе, а ты собе».

Святослав Киевский обращался к Игорю Святославовичу с небезукоризненной речью, суть которой заключалась в обиде на то, что они без сговора с ним отправились в поход, ради удовлетворения своего тщеславия, намереваясь разделить только между собой славу своего похода. Принципиальным для Святослава Киевского является вопрос о способах и средствах, которые использовали Игорь и Всеволод в качестве инструментов стабилизации и социально-политического контроля. В понимании Святослава эти средства не являлись всеобщими - распространенными на всех одинаково, а имели избирательный характер. Данный меж-

личностный конфликт следует рассматривать как раздор по поводу общезначимых интересов, ценностей, позиций, установок жизни, то есть как разновидность социального конфликта. Воспроизводя реальные исторические события второй половины XII века, автор «Слова» акцентировал внимание на методе урегулирования конфликтов межличностного плана путем создания новой системы ценностей. Значимым стало общественное мнение против феодальных раздоров князей, заклеймение вредных феодальных представлений, настрой общества против поисков князьями личной «славы», личной «чести» и отомщения ими личных «обид».

Проблема соотношения общественного и личного, роль личности в общественном процессе была намечена в русской литературе периода предклассициз-ма. Внимание авторов привлекал самостоятельный герой, его сознательная деятельность. Активное личное начало проявлялось в характерах героев повести о Василии Кориотском, об Александре - российском дворянине и т.д. К. Тредиаковским, А. Кантемиром, Ф. Прокоповичем были затронуты проблемы соотношения личности и общества, предназначение человека в общественной борьбе. Интерес к личности привел авторов к постановке проблемы гражданского долга, проблеме обязанностей человека перед обществом.

Николаевым, Сумароковым, Ломоносовым были затронуты конфликты классового характера, которые активизировались в идеологическом противостоянии между помещиком и крепостными крестьянами. В «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева обнаруживается антагонизм между помещиком-дворянином и крепостным крестьянином, который проявляется в совершенно независимом тоне реплик пахаря, его иронически-пронзительных словах.

Адыгская устная литература не осталась равнодушной к социальным противоречиям. Большая и важнейшая

часть духовной культуры адыгов - устное народное творчество. Эпическая литература адыгского народа - одновременно и политическая трибуна нации, и его взгляд на историю, жизнь, мораль. Эпос «Нарты» - один из мировых эпосов [2: 1]. Его герои - богатыри, жизнь которых -цепь героических подвигов, во имя счастья и благополучия народа. Социально-экономические, социально-политические противоречия, пронизывающие все сферы жизнедеятельности адыгского общества того времени нашли отражение в эпосе «Нарты». В нем выражены самые глубокие мысли и чувства, своеобразие понимания мира и человека. Фольклор каждого народа имеет немало общего с устным народным творчеством других народов, оставаясь при этом национально своеобразным и самобытным: «На национальной почве возникают общечеловеческие мысли, чувства, понятные всем людям, независимо от их национальной принадлежности» [3: 105].

Сказания о нартах - это эпический памятник грандиозный по масштабу отражения народной истории, военно-политических, социально-

экономических, межличностных, тендерных, внутриличностных конфликтов. В различных сказаниях на первый план выступают национальные герои - Сосру-ко, Бадиноко, Батарез, Ашамез, они - воплощение героизма и мужества, «не ведают, что такое страх, и не боятся смерти». Специфика изображения нартских героев обусловлена героико-эпической эстетикой древнего эпоса. В сознании народа с нартами ассоциируется понятие о воинской доблести, чести, мужестве. Герои адыгского эпоса предстают богатырями, обладающими гипербализирован-ными физическими характеристиками, но рядом с эменежами они ничтожно малы. Эменежам присуща огромная циклопическая мощь, но они глупы и неразумны.

Межличностный конфликт является движущей силой сюжетов сказаний

данного цикла. Нартские герои наделяются неординарными способностями, а также обладают чудесными предметами. Героям адыгского нартского эпоса - Сосру-ко, Бадыноко, Ашемезу, Сатаней-гуаше - они необходимы в разрешении межличностных, внутриличностных конфликтов, в борьбе против враждебных сил. Идеологическая борьба нартов с противниками на почве несовместимых целей, установок, отражение конфликтов глобальных, локальных - это главная эпическая тема. «Между нартами и эменежами велась постоянная борьба, в которой благодаря своему умственному превосходству нарты всегда оставались победителями» [4: 111]. Эменежы - не только постоянные оппоненты героев, постоянные эпические враги нартов, они - источник зла на земле. Чтобы очистить от них землю, нарты ведут с ними непрерывную борьбу. Главная задача героев - уничтожение в конфликте соперников, нарушающих мирную жизнь их племени.

В эпосе также отражены события более позднего времени, процессы, происходящие в жизни адыгского народа, противоречия, конфликты классового характера. «Сказания об Айдемиркане» отличаются конкретно-исторической диалектикой. Здесь освещены духовные, этические, нравственные, социальные, политические проблемы времени. Национальный герой - Айдемиркан - борец за справедливость. Конфликтность - непременное условие сюжетного действия «Айде-миркановского цикла». Также в адыгской литературе нашли свое отражение злободневные темы борьбы за освобождение от крепостного права. О классовых конфликтах, доходивших до кровопролития, повествовали песни и сказания «Жамбот Куш-хов», «Алимхан Каширгов» и т.д. Здесь конфликты были ясно очерчены, так как имели классовый характер. Налицо раскол общественных групп по причине разности социального положения, уровня дохода и степени власти. Классовый конфликт,

по мнению исследователя Р. Дарендор-фа, проясняет противоречия между богатством и гражданскими правами или иначе - между ресурсом и притязаниями.

Военно-политический конфликт, имевший место в истории России начала XX века - революция 1917 года, свершившаяся благодаря действиям рабоче-крестьянских масс, явилась ведущей темой адыгской литературы начала ушедшего века. За этот период были созданы героические произведения о неординарных личностях, верно служивших делу революции: Нашхо Ахохове - командире красногвардейского полка, Мажиде Фан-зиеве и т.д. Борьба классов, политических группировок не оставила безучастным литературного деятеля Т. Борукаева. Им создана «Песня о Бетале Калмыкове». Бе-тал Калмыков как личность стоит в центре исторической коллизии, он активный участник в столкновении противоречий и внешние события находят отражение в самом его характере. Коллизии и конфликты, к которым обратился Т. Борукаев, вобрали в себя противоречия эпохи и те его характерные черты, которые побудили героя двигаться вперед.

Герои кабардинского писателя А. Шогенцукова, являющиеся представителями социальных низов, не желали жить по-старому. В рассказе «Пуд муки» наглядно показано, как социальные институты распределения теснейшим образом связаны с организацией экономической жизни и имеют продолжение в сфере политических отношений. А. Шоген-цуковым прослежена тенденция превращения экономических интересов в интересы политические. Причиной экономического кризиса, по мнению социолога Г. Здравомыслова, является «кризис общества, смена форм правления» [5: 165]. В произведении автор отобразил расслоение и раскол общества вследствие экономических преобразований.

Русская, как и адыгская, литература XX века обратились к пробле-

мам социально-экономического характера, рассматривая область производства, вследствие чего и появились «производственные романы». В произведении «Обратная связь» формула конфликта и проблемы, которые предстоит решить героям, заключаются в противовесе личной выгоды и государственных интересов: Вязни-кова отстаивает свою позицию правильно и логично, Саккулин печется о государственной пользе и убеждается в том, что работать предстоит не с идеальными категориями, а с реальными людьми, которые преследуют свои цели, боятся за принятое решение и т.д.

В романе В. Гейдеко освещены противоречия социально-экономические, провоцирующие межличностные конфликты. Авария на очистных сооружениях комбината дала повод главному инженеру Черепанову для вступления в конфликт с директором Новиковым, безусловно, с целью занять его место. В защиту директора поднялись честные люди, вследствие чего восторжествовала правда.

В романе «Таксопарк» директор таксопарка Андрей Таружин слышит от одного из таксистов: «У нас свои игры, директор...». Роман отличается проникновением в социально-экономические конфликты и коллизии посредством социально-бытовых противоречий, конфликтных взаимодействий и взаимоотношений героев. Производственный конфликт был также освещен А. Прохановым в романе «Место действия». Через героя Пушкарева А. Проханов приблизил читателя к пониманию проблем социально-экономического плана, раскрыл сложный механизм управления и руководства, напомнил о необходимости живого единства народа и человека, дал почувствовать историческую значимость настоящего. Межличностные же конфликты в произведении явились отправной точкой в развертывании сюжета, «видом социального взаимодействия» [6: 5].

Очередную параллель в типологии

конфликтов русской и адыгской литератур правомерно провести в отражении тендерных противоречий, определении роли женщины в общественно-политическом движении. Повесть Адама Шогенцуко-ва «Весна Софият» посвящена нелегкому пути самоутверждения героини как личности. Тендерный конфликт - основной конфликт повести. Героине приходится преодолевать препятствия на пути к осуществлению своего простого и естественного желания - стать трактористкой. Преодоление трудностей идеологического характера, противостояние сложившимся стереотипам составляют главное конфликтное зерно повести.

Женский вопрос в русской литературе осветил В. Белов в повести «Воспитание по доктору Споку», а также в рассказах «Чок - получок», «Свидание по утрам». Межличностные конфликты преломились через призму женской самостоятельности в произведениях В. Тендрякова, Г. Семенова.

Рассмотрение произведений, охватывающих огромный временной отрезок, позволило выявить глубокие проблемы индивидуального существования и образа жизни в целом - как в центре, так и регионе, родивших перекличку проблематики и тематики между адыгской и русской литературами.

Примечания:

1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. XXII. М., 1988.

2. [Электронный ресурс]. URL: www.noar.ru/rso_a/fiill/kultural/nartskij_epos/1880-90

3. Панеш С.Р., Соколова Г.В. Усиление проблемности и аналитического начала в поэмах 70-90-х годов XX века (X. Беретарь, Н. Куек) // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2012. Вып. 4. С. 102-106.

4. Урусбиев С.А. Сказания о нартских богатырях // СМОМПК. 1881. Вып. 1.

5. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1995. 317 с.

6. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. М., 1998. 154 с.

References:

1. Marx К., Engels F. Works. V. XXII. M., 1988.

2. [Electronic resource]. URL: www.noar.ru/rso_a/full/kultural/nartskij_epos/1880-90

3. Panesh S.R., Sokolova G.V. Strengthening the problematical nature and analytical basis in poems of the 70-90's of the XX century (Kh. Beretar, N. Kuyek) // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop, 2012. Iss. 4. P. 102-106.

4. Urusbiyev S.A. Legends about Nart epical heroes // SMOMPK. 1881. Iss. 1.

5. Zdravomyslov A.G. Sociology of the conflict. M., 1995. 317 pp.

6. Kozyrev G.I. Introduction to conflictology. M., 1998. 154 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.