Научная статья на тему 'Образ человека в этнохудожественной традиции черкесов (адыгов)'

Образ человека в этнохудожественной традиции черкесов (адыгов) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
396
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА АДЫГОВ-ЧЕРКЕСОВ / НАРТСКИЙ ЭПОС / АДЫГСКИЙ ЭТИКЕТ / АРХЕТИП / ОБРАЗНО-СМЫСЛОВОЙ АРСЕНАЛ / МЕНТАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / АРХЕТИПИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ / IMAGE OF MAN / TRADITIONAL CULTURE OF THE ADYGHE-CIRCASSIANS / NART EPOS / ADYGHE ETIQUETTE / ANCIENT ARCHETYPE / ARCHETYPAL FIGURATIVE ARSENAL / MENTAL CHARACTERISTICS / ARCHETYPAL SCHEME / ETHNIC CULTURE / ETHNIC IDENTIFICATION / ETHNIC IDENTITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бекизова Лейла Абубекировна

Исследуется кардинальная литературоведческая проблема, связанная с основополагающей темой принципами художественного воссоздания образа человека, героя литературы на материале близкородственных литератур черкесской, адыгейской, кабардинской. Анализируются этнохудожественные и этнокультурные традиции адыгов-черкесов в художественном воссоздании образа человека представителя этноса. Заявленная тема занимает центральное место в трудах этнографов, литературоведов и фольклористов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of man in ethnic literary tradition of the Circassians (Adyghes)

The paper discusses the fundamental literary problem associated with the basic theme the principles of artistic restore of a man image as a literature hero using the material of the closely related Circassian, Adyghe and Kabardian literatures. In this work we trace literature, ethic and cultural traditions of the Adyghe-Circassians in the artistic image of the person as a representative of the ethnic group. The declared theme is central in the works of ethnographers, folklorists and literary critics.

Текст научной работы на тему «Образ человека в этнохудожественной традиции черкесов (адыгов)»

УДК 821.352.3.09 ББК 83.3 (235.7) Б 42

Бекизова Л.А.

Доктор филологических наук, главный научный сотрудник отдела литературы и фольклора народов Карачаево-Черкесии, академик Адыгской (Черкесской) Международной академии наук, e-mail: Fatima_M73@mail.ru

Образ человека в этнохудожественной традиции черкесов (адыгов)

(Рецензирована)

Аннотация:

Исследуется кардинальная литературоведческая проблема, связанная с основополагающей темой - принципами художественного воссоздания образа человека, героя литературы на материале близкородственных литератур - черкесской, адыгейской, кабардинской. Анализируются этнохудожественные и этнокультурные традиции адыгов-черкесов в художественном воссоздании образа человека - представителя этноса. Заявленная тема занимает центральное место в трудах этнографов, литературоведов и фольклористов.

Ключевые слова:

Образ человека, традиционная культура адыгов-черкесов, нартский эпос, адыгский этикет, архетип, образно-смысловой арсенал, ментальные характеристики, архетипические конструкции.

Bekizova L.A.

Doctor of Philology, Chief Researcher of Department of Literature and Folklore of the People of Karachay-Cherkessia, Academician of the Adyghe (Circassian) International Academy of Sciences, e-mail: Fatima_M73@mail.ru

Image of man in ethnic - literary tradition of the Circassians (Adyghes)

Abstract:

The paper discusses the fundamental literary problem associated with the basic theme - the principles of artistic restore of a man image as a literature hero using the material of the closely related Circassian, Adyghe and Kabardian literatures. In this work we trace literature, ethic and cultural traditions of the Adyghe-Circassians in the artistic image of the person as a representative of the ethnic group. The declared theme is central in the works of ethnographers, folklorists and literary critics.

Keywords:

Image of man, traditional culture of the Adyghe-Circassians, Nart epos, Adyghe etiquette, ancient archetype, archetypal figurative arsenal, mental characteristics, archetypal scheme, ethnic culture, ethnic identification, ethnic identity.

Богоборческие мотивы, выраженные в нартском эпосе, свидетельствуют об

антропоцентрическом признании человеческой личности.

Доисторический базис традиционной культуры адыгов, как и любой другой цивилизации, сложился в связи с «прометеевским» открытием мира природы, мира, человека, мира добра и зла, получившим выражение в архетипе адыгской культуры, в нартском эпосе в первую очередь. Без осмысления базисной основы культуры, представленной в мифологии, эпосе и этикете, ораторском искусстве, нельзя воссоздать целостный образ типа личности -носителя этно-национальной культуры. В настоящее время идут научные поиски по выявлению универсальных компонентов ментальности, способных стать, по мысли А.И. Андреева, психологической и мировоззренческой основой межнационального диалога. Решение этой задачи на материале древнейших культур этносов Кавказа связано с необходимостью самоидентификации. В этом смысле актуально признание непреходящего значения мифов, нартских преданий и других форм словесного наследия, рассмотрение проблем идей и образов в определенном историко-культурном контексте.

В науке становится преобладающей мысль о том, что генетика человека и генотип культуры остаются прежними по своей сути. Меняются лишь факторы, внешние по отношению к человеку. Это положение подтверждается нартским эпосом и мифологией и актуально для этнологии в целом. В качестве важнейшего методологического принципа необходимо осмысление модификационного потенциала (Л. Мосолова) исторических перспектив «традиционных» культур, возможностей рецепции их ценностных норм в современной культуре, и больше этого - в философии культуры.

Основоположник зарубежного «неомифологизма» К.Юнг (1975-1961) выдвинул теорию об «архетипах» - абстрактных первообразах искусства, обретающих содержательную характеристику только тогда, когда они проникают в «сознание» и наполняются «материалом сознательного опыта». Значительный вклад внесли в науку и такие сторонники «неомифологизма», как Дж. Кэмпбелл (США), Ж. Дюмезиль (Франция) и др. С ними нельзя не согласиться. Ведь герои нартского эпоса действительно «адаптированы», если можно так сказать, в культуре каждого кавказского этноса не только в плане языковом, но и в ментальном.

В древнем памятнике адыгов, эпосе «Нарты», обусловившем героико-эпические традиции адыгов, их представления о герое и героическом, получил художественное воплощение образ Человека как эпического героя. Нравственным ориентиром, на который держат равнение древние герои эпоса «Нарты», была высота, выраженная в символике горы Эльбрус, в звездной высоте. Не случайно герой эпоса добыл огонь для замерзающих соотечественников, одолев вершину горы. Бог плодородия Хагалеш возвращает стране нартов семена проса, обретенные на вершине горы Хъурамэ. Обращаясь к согражданам в благородном порыве, он заявляет: «Я решил одарить вас семенами доброго проса. Сейте их каждый год, и не будет у вас отныне ни одного неурожайного года» [1].

Адыгское общество во все времена жило в согласии с законами и правилами адата и шариата, по адыгскому этикету. Герои эпоса в своих поступках руководствуются нравственными и этическими постулатами древнего Хабза - этикета. Человека, не почитавшего эти правила, нарушавшего их, изгоняли из общества, выражали ему презрение и неуважение, объявляли изгоем. Так было во все времена. В этнокультурной традиции адыгов отчетливо выражены постулаты, характеризующие истинного адыга как настоящего человека прежде всего. Об этом свидетельствуют характеристики героев нартского эпоса, для

которых защита Родины, любовь к ней являются главнейшими атрибутами характеристики образа, исповедующего принцип: только тот достоин счастья, кто добудет счастья людям. Чувство патриотизма является определяющим началом в характеристике человека нравственного как достойного представителя народа. В «Черкесских преданиях» Султана Хан-Гирея герой Джанбулат в порыве страсти и любви к избраннице заявляет: «В любви к отечеству я люблю бога, люблю мою честь, спокойствие моей совести, укрощаюсь высочайшим достоинством человека, а в любви к женщине мы любим самих себя, ищем суетного, временного блага мимолетного как красота и верность женщины, как счастье... Отчизне грозит опасность - я пойду навстречу опасности, навстречу смерти, но не для тебя, гордая женщина, не из любви к тебе, а для блага и славы Родины» [1: 84-85].

Исследования свидетельствуют о близости, сходстве ценностного смысла сюжетов нартского эпоса с угро-финскими мифами, русскими былинами, украинскими думами. Можно также сказать об образно-структурных и жанровых параллелях эпоса и древнегреческой мифологии: Прометей, прикованный к кавказской горе Эльбрус, и Тлепш - нартский кузнец сродни Гефесту, Ашемез - аналог древнегреческого Орфея.

Начало историческому развитию адыгских литератур, обозначаемых с начала XX в. как черкесская, адыгейская и кабардинская (по территориальному принципу), было положено эпосом «Нарты». Некоторые исследователи - Ж. Дюмезиль, В. Абаев, А. Гадагатль, М.А. Кумахов, З.Ю. Кумахова, А. Гутов — находят в нартском эпосе элементы протокультуры адыгов (черкесов), получивших дальнейшее отражение в фольклоре и литературе этноса. М.А. Кумахов, отмечая в труде «Нартский эпос. Язык и культура» особое место эпоса в духовной культуре его создателей, пишет о том, что «для многих народов веками складывавшееся и обрабатывавшееся устно-поэтическое творчество в условиях отсутствия письменной традиции выполняло функции не только художественной литературы, но и театра, других форм искусства и общественного сознания» [2: 3]. Сказанное верно, но только отчасти. У большинства народов, упоминаемых автором, было литературное наследие, которому необходима дальнейшая конкретизация его роли, форм проявления (как это уже сделано, к примеру, в книгах Н. Суюновой, Ю. Тхагазитова и др).

В научном и художественном творчестве просветителей прояснялись особенности жизнеустройства народов Северного Кавказа, история адыгов-черкесов, современный порядок быта и нравов их Родины. Об этом свидетельствуют труды Ш. Ногмова, автора «Истории адыхейского народа» [3], этнографа С.Хан-Гирея - «Вера, нравы, образ жизни черкесов» [4], художественные произведения С. Казы-Гирея, напечатанные на русском языке в журнале «Современник», издаваемом А.С. Пушкиным; рассказы и повести Адиль-Гирея Кешева, проза Ю.Ахметукова и многих других феноменальных личностей, чье наследие получает теперь научное осмысление в трудах историков, языковедов и литературоведов (А. Хакуашев, [5] Р. Хашхожева, [6] и др.).

Адыгские просветители на новом историческом витке показали, как в новых условиях выражается специфика жизненного мира и национального духа черкесов, включающего идею этикетного долженствования. Сквозь призму этикета осуществляется самооценка личности, воспринимается окружающий мир. Настоящий адыг-черкес ведет себя в соответствии с заповедями адыгской этики. Настоящий адыг тот, в котором живет дух его предков, проявленный, как у просветителей, по-новому в новых условиях. Адыгство как синоним человечности должно формировать в каждом представителе этноса ментальность в

соответствии с нравственными представлениями народа, - такой вывод читается в творениях просветителей. Здесь присутствуют по-новому выявленные главные заповеди адыгской этики: человечность (тот, кто обладает человечностью, обладает адыгством), почтительность (понятие «намыс», включающее в себя воспитанность, скромность, деликатность), честь, совесть и мужество (сопряженные с понятием «напа» - лицо) и, наконец, мудрость, т.е. этически (по-адыгски) ориентируемый ум [7: 15].

Первый адыгский историк и этнограф Ш.Б. Ногмов указывал на то, что древние «адыхе» одарены были благородством души и хорошими умственными способностями, славились деятельностью и сметливостью. Главные нартские герои сохранили во времени свою суть, свое имя, ценностный смысл деяний и поступков, Строгое воспитание приучало их твердо противостоять сильному зною и холоду в горах и без ропота испытывать всевозможные лишения. Таков был древний «адыхейский» народ.

Прежние хорошие качества исчезли: народ впал в беспечность, ленность и во все происходящие от них пороки, которые вовлекли его в бедность и нищету, заставляя довольствоваться самою грубою пищею и весьма худым жилищем. Упражнения в искусствах, принесенных греками и введенных под влиянием христианской веры, утрачены и забыты. Ногмов именует восточных славян антами, рассказывает о том, что с середины X века оформляется русское княжество в Тмутаракани, где «в XI веке происходит часть деятельности певца Баяна», что свидетельствует о контактах между славянами и адыгами [8: 65-66].

И действительно, «адыхе» были известны в древние времена своим трудолюбием. Но после грозных нашествий, переселений, частых побегов в горы, где они вынуждены были скитаться по самым скудным местностям, от частой перемены и от притеснений владельцев, а в позднейшие времена - от беспрестанных набегов татарских и калмыцких орд, нравы их совершенно изменились.

Уникальная культура, созданная древними предками современных адыгов-черкесов -синдами, меотами, - оказала заметное влияние на культуру этноса, обусловив генетические истоки феномена адыгской культуры. В формировании феномена национальной культуры, в данном случае художественной, сыграли обычаи и традиции, выработанные адыгами на протяжении исторического развития.

Уяснение этногенетических основ адыгской духовной культуры, их исторической трансформации дает возможность ответить на вопросы, связанные с особенностями художественного мировидения адыгов. Известно, что в процессах кавказского культурогенеза особая роль принадлежит этикету. Он тесно соотнесен с адыгской культурой в целом, с образным миром и философией нартской мифологии. Адыгский этикет - целостная мыслительная и чувственная энциклопедия способов, правил и законов регулирования отношений людей, навыков общения и поведенческих норм человека.

Б.Х. Бгажноков, исследуя адыгскую этику как систему, выделяет термин «адыгство» (адыгагъэ) в связи с жизненным миром личности. Он дает толкование термина, произведенного от самоназвания народа: адыг - адыгство, который ассоциируется с аккумулятором и транслятором духовно-нравственной культуры и энергии многих поколений. Это не только моральный идеал, но и специфическое выражение жизненного мира и национального духа черкесов [7: 15]. Человечность, чуткость, благовоспитанность, скромность, гостеприимство - совокупность принципов и норм адыгской этики - адыгство (адыгагъэ). Все они были подчинены воспитанию физически здорового и духовно

полноценного человека. Перед каждым членом общества стояла воспитательная задача, обозначаемая изречением Щыхум «ц1ыху къыхэщ1ык1ын (Вылепить из человека Человека). Философский смысл понятия «Щыху» трактуется в кабардино-русском фразеологическом словаре следующим образом: Щыху (человек) - 1)Лъэк1иныгъз зи1 ц1ыху - Человек, имеющий вес; 2) Дуней ц1ыхум хуэдэк1ым (ар) - он не таков, как все люди мира, не от мира сего; 3) Ц1ыху ц1ыху ш1ыжия (Человек делает, формирует из человека Человека) [9].

Из определения «Ц1ыху» - «Человек», умеющий, в понятии черкесов, мыслить, думать, выражать мысли, проистекает и важное этикетное определение «Щыхугъэ» (человечность) как лучшее качество, которым должен обладать человек.

В языке адыгов понятие «достойный, настоящий человек» связаны с представлениями о наличии таких нравственных качеств, как человечность, порядочность в качестве его важнейших характеристик и определений.

Антиподом этих характеристик являются эпитеты, адресуемые человеку, не обладающему качествами достойного человека. О таких в народе говорят - Щыхугъэнша «бесчеловечный, бессовестный, бездуховный». О человеке безликом и бессовестном принято говорить Напэнщэ (букв. без лица, без совести). Существует в языке нравственная оценка, адресованная плохому человеку - Щыхуей «плохой человек». Черкесы прибавляют обозначение человек к понятиям человека мужского или женского пола - Щтхубэ (букв. много людей), ЩыхуцЪзиЪ - носящие имя человек, все - стар и млад. Без определения «Человек» не обходится наименование главного, державного лица, руководителя сообщества, а человека, удостоившегося своими делами эпитета «большой, значительный человек», называют Щыхушхуэ «выдающаяся личность».

В фольклоре адыгов содержится много определений, пословичных выражений, относящихся к человеку, к его характеристике. Например, Щыхум и мэр къэбз эмэ, игури къабзэш (пословица) - Если у человека ясный взгляд (ясные глаза), то и душа у него добрая, честная, ЩыхузыМ ц1ыху уасэх он - Воспитывающий человека лишает себя цены, соотносимой с ценой Человека.

Важным является изречение Щыху хъун (стать человеком), выйти в люди, стать в ряды достойных представителей общества. С этим соотносится другая пословица - Выхъунур шк1э щ1ык1э боцыху - Уже в теленке можно распознать будущего быка, или Щ1ыху хъунур ц1ык1у щ1ык1э боц1ыху - В ребенке виден человек. В языке адыгов много эпитетов, с помощью которых характеризуется человек, дается моральная оценка его достоинствам - Щ1ыху ш1ын «сделать из него человека». Пословицы и поговорки позволяют охарактеризовать человека в тех или иных качествах: Щ1ыхур зыгъэщ1эращ1эр и гуаш1эрш «человека украшает труд», Щ1ыхум и ныбэр и бийщ «желудок человека - его же враг».

В адыгской этнокультурной и этнохудожественной традиции особое внимание уделялось именно системе воспитания в человеке человека, его поступки, поведение и воспитание определялись предписаниями этикета, выработанными в нем правилами и нормами поведения. Вне рамок этикета человек не воспринимался как носитель морали этноса. В основу этикетного определения «ц1ыхугъэ» (человечность), ставшего синонимом понятия «адыгство» (адыгэгъэ) - человек, живущий по этикетным нормам, определяемым понятием «человечность», в свою очередь, был и носителем адыгства. Отсюда необходимость исследования антропологического статуса эпоса, специфики, типа и характера эпического антропологизма «Нартов», определившего этнологические воззрения

просветителей. Из этих характеристик, способствующих познанию человека, как главного объекта художественной культуры адыгов, ее феномена, мы узнаем о представлении адыгов, о месте человека на земле и в жизни народа.

Соблюдение древнейшего кодекса - «Адыгэ хэбзэ» (адыгский этикет), следование общепринятым нормам и правилам является обязательной нормой для каждого члена сообщества.

Из этих характеристик, способствующих познанию человека как главного объекта художественной культуры черкесов (адыгов), ее феномена, мы узнаем о их представлении о месте человека на Земле и в жизни народа. Феномен человека как объекта культуры в этнохудожественной традиции черкесов (адыгов) необходимо рассматривать в связи со средой его обитания, с традициями, нравами и обычаями, природой, космосом, сформировавшими склад души человека, его душу (псэ), образ мышления и философию жизни. Таким образом, адыгам, считавшим себя потомками нартов, важно было с помощью этих характеристик воспитывать в своих детях те черты идеала, которые были присущи любым героям. Эта традиция не была утрачена ни одним из жанров фольклора и, конечно же, древнейшим из них - искусством красноречия.

Примечания:

1. Хан-Гирей. Черкесские предания. Избранные произведения. Нальчик: Эльбрус, 1989. 288 с.

2. Кумахов М.А., Кумахова З.Ю. Язык адыгского фольклора. Нартский эпос. М.: Наука, 1986. 220 с.

3. Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа. Нальчик: Кабардино-балкарское кн. изд-во, 1958. 240 с.; Хан-Гирей. Вера, нравы, обычаи жизни черкесов // Русский вестник. 1842. № 4.

4. Хан-Гирей. Вера, нравы, обычаи ...

5. Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. Нальчик, 1978.

6. Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители XIX - начала XX века. Нальчик: Эльбрус,

1996.

7. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. Нальчик: Эльфа, 1999. 97 с.

8. Ногмов Ш.Б. История адыхейского народа. Нальчик: Кабардино-балкарское кн. изд-во, 1994. 240 с.

9. Кабардино-русский фразеологический словарь. Нальчик: Эльбрус, 1968.

References:

1. Khan-Girey. The Circassian legends. Selected works. Nalchik: Elbrus, 1989. 288 pp.

2. Kumakhov M.A., Kumakhova Z.Yu. Language of the Adyghe folklore. The Narts' epos. M.: Nauka, 1986. 220 pp.

3. Nogmov Sh.B. History of the Adyghe people. Nalchik: Kabardian-Balkar publishing house, 1958. 240 pp.; Khan-Girey. Belief, customs, Circassians' lifestyle // The Russian Bulletin. 1842. No. 4.

4. Khan-Girey. Belief, customs, .

5. Khakuashev A.Kh. The Adyghe educators. Nalchik, 1978.

6. Khashkhozheva R.Kh. The Adyghe educators of the XIX - the beginning of the XX century. Nalchik: Elbrus, 1996.

7. Bgazhnokov B.Kh. The Adyghe ethics. Nalchik: Elfa, 1999. 97 pp.

8. Nogmov Sh.B. History of the Adyghe people. Kabardian-Balkar publishing house, 1994. 240 pp.

9. Kabardian-Russian phraseological dictionary. Nalchik: Elbrus, 1968.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.