УДК 821.352.3.09«1917/1991»
ББК 83.3(2=Ады)5
П 93
Пшимахова Б.Б.
Преподаватель русского языка и литературы КЧР ГБПОО «Технологический колледж», e-mail: [email protected]
Панеш У.М.
Доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и журналистики Адыгейского государственного университета, e-mail: filfak-A GY@mail. ru
О взаимосвязи макро- и микроконфликтов в произведениях о войне адыгских писателей ХХ века
(Рецензирована)
Аннотация:
Рассмотрены социально-политические и нравственно-этические конфликты в адыгской прозе и драме о войне ХХ века. Анализируется мотивация макро- и микроконфликтов. Проводятся сравнения между характером конфликта в прозаических произведениях и драме. Выявляются типы конфликтов, способы воплощения противоречий реального мира в произведениях кабардинских и черкесских авторов. Делается вывод о том, что макроконфликты, отражающие типологические черты отечественной прозы и драмы ХХ века, определяют художественные особенности адыгских литератур.
Ключевые слова:
Драматургия, проза, документальная пьеса, художественные особенности, макроконфликт, военно-политический конфликт, социальные катаклизмы, коллизия, историзм мышления.
Pshimakhova B.B.
Teacher of Russian and Literature in College of Technology, e-mail: [email protected]
Panesh U.M.
Doctor of Philology, Professor of Literature and Journalism Department, Adyghe State University, e-mail: [email protected]
On interrelation of macro - and microconflicts in works of the Adyghe writers of the 20th century about the war
Abstract:
The paper discusses the socio-political, moral and ethical conflicts depicted in the Adyghe prose and in the drama about the war of the 20th century. An analysis is made of the motivation of macro - and microconflicts. Character of the conflict in prosaic works and in the drama is compared. Types of the conflicts and ways of an embodiment of contradictions of the real world in works of the Kabardian and Circassian authors come to light. The conclusion is drawn that the macroconflicts define the art features of the Adyghe literatures reflecting in turn typological lines of national prose and drama of the 20th century.
Keywords:
Dramatic art, prose, documentary play, art features, macroconflict, military-political conflict, social cataclysms, collision, historicism of thinking.
Интерес адыгских прозаиков к макроконфликту, социально-политическим катаклизмам исторического прошлого послужил мотивом для создания целого ряда романов и повестей на историческую тематику. Обращение к хронике, документам, содержащим ценную историческую информацию, было неизбежным. Документализация и историзм прозы и драматургии в адыгской литературе диктовались изначально историческими сдвигами, произошедшими в первой половине века ушедшего - Великой Отечественной войной, а до того, как правило, авторы нередко обращались к революции 1905 и 1917 годов.
Адыгские прозаики создавали произведения, фабулой которых являлись военно-политические конфликты. Так, кабардинский поэт и писатель А. Кешоков создал трилогию «Долина белых ягнят», являющуюся летописью трагедии прошлого века - войны 1941-1945 годов. Реально существовавшее военно-политическое противоречие между двумя державами легло в основу сюжета трилогии Кешокова. Неизбежно построение политического конфликта в романе «Сломанная подкова» в диалоге между полицаем Питу Герговым и матерью комсомолки Апчары - Хабибой. Здесь показана конфликтная ситуация, возникшая на почве взаимоисключающих ценностей, установок, потребностей, вследствие чего конфликт перерастает в противостояние. Важную роль романист отвел индивидуальным качествам героев, их личной самооценке, индивидуальному порогу толерантности, типу поведения, предсказуемости или непредсказуемости поступков в будущем.
Ярким примером социально-политического конфликта в романе «Долина белых ягнят» стала встреча передовиков-комсомольцев Апчары Казаноковой, Чоки Мутаева с предателем Мухтаром Казуховым. Данная конфликтная ситуация есть результат общественно-политических отношений между потенциальными участниками конфликта, их статусно-ролевыми позициями. Накал борьбы и возможности нахождения компромиссов во многом были определены конфликтными установками тех социально-политических групп, представителями которых являются герои трилогии.
Подобные противоречия нашли место в повестях А. Туаршева «Испытание мужества». События периода гитлеровской оккупации Карачаево-Черкесии немецко-фашистскими войсками легли в основу произведения. В фокусе внимания писателя - жизнь и борьба молодежи в тылу. Через конфликты, коллизии, противоречия А. Туаршев показал модель поведения с особым распределением ролей, последовательность событий, способы выражения взглядов и ценностных ориентаций, мотивации и формы отстаивания интересов. Автор вывел на авансцену глобальный конфликт, показав его посредством разногласий во мнении героев, путем обрисовки кардинально противоположных жизненных установок. Старик Буба получил задание «внедриться» в полицию. Но об этом не знали даже близкие. Поэтому, безусловно, для всех он настоящий полицай и изменник. Ситуация более чем трагическая. Ценностные противостояния героев и приоритеты были основаны на вере.
Социолог А.Г. Здравомыслов пишет: «Ценностные противостояния и приоритеты основаны на вере. Люди верят в возможность достижения лучшей жизни, в то, что именно эта группа политических лидеров знает правильный путь выхода из кризиса. Они верят в тот или иной вариант идеи справедливости и свободы» [1: 126]. Подобная расстановка позиций
наблюдается в повести А. Туаршева. От Бубы отказались даже жена и дочь. «Как ты будешь смотреть в глаза своему сыну, когда он вернется с нашими, - кричала с ненавистью жена, -родной сын, и тот пристрелит тебя. А большего ты и не заслуживаешь, раз предал и продал собственный народ».
В повести-трилогии «Фатимат» внимание автора также акцентируется на политических, идеологических, вытекающих вследствие этого межличностных и внутриличностных конфликтах. Характер героини фирмируется в процессе становления ее как личности, в сложной идеологической борьбе. Мобилизация всех духовных, моральных, гражданских сил, раскрытие характера Фатимат происходят через различные конфликтные ситуации, коллизии, вытекающие на почве несовпадающих ценностей и представлений. По мысли антрополога П.С. Гуревича, «... повороты истории погружают людей в иную реальность. Человеческая природа способна адаптироваться к различным ситуациям» [2: 78]. Но каждый человек, по мнению антрополога, видит человеческую природу через призму собственной социальной или культурной роли. Взаимоисключающие взгляды героев на вещи и явления в трилогии «Фатимат», как правило, порождают бескомпромиссные, конфликтные взаимоотношения.
Ц. Кохова провела образ героини повести-трилогии Фатимат через годы, охватывающие время с первых лет советской власти до завершения Великой Отечественной войны. Это дало возможность автору показать причины поступков героини, раскрыть особенности ее внутреннего мира. Тесно увязывая судьбы персонажей с обстоятельствами военной поры, Кохова осталась верна жизненной правде. У Фатимат война отняла мужа, у нее и в дальнейшем не сложилась личная жизнь. И в этом виновата война, которая разрушила счастье многих людей. Но в каких бы трудных ситуациях ни оказывались герои повести, автор не вызывает к ним чувство жалости. Мегаконфликт прошлого века повлек за собой множество бытовых, общественных, нравственных катаклизмов. Данный исторический момент затронут Коховой: фабулой повести-трилогии стали события Великой Отечественной войны, и именно на фоне этих событий она показывает характеры своих персонажей.
Историзм и документальность затронули также и драматургию о войне. Писатели зачастую отказывались от обычных драматургических способов изображения, избегая вымысла и перенося на сцену подлинные события минувших дней.
Процесс художественно-эстетического осмысления военно-политического конфликта продолжался в тяжелых условиях социальной дестабилизации. Х. Теунов создал пьесу «Испытание» о борьбе советских людей против иноземных захватчиков. Сложен и драматичен образ Ханигуаши. Через заблуждения и тяжелые утраты пришла она к осознанию необходимости борьбы. Глобальный военно-политический конфликт порождает конфликты внутриличностные, групповые и т.д. В пьесе зачастую межличностная несовместимость становилась причиной эмоционального конфликта (психологического антагонизма), который является наиболее сложной формой какого бы то ни было противоборства.
Пьеса М. Тубаева «Парень из Кабарды» также посвящена Великой Отечественной войне. Он показал в пьесе жизненный путь молодого горца в предвоенные и военные годы. В центре внимания драматурга - формирование новой личности, глубокое раскрытие творческого, духовного роста через макроконфликт, социально-политические потрясения, которые стимулировали внутреннее самопостижение, а вследствие этого происходило раскрытие ранее неизвестных сторон сущности героев - мужества, патриотизма, гуманизма,
товарищества, любви, дружбы и т.д. «В процессе типизации возникает образ не только единично-индивидуальный, но и множественно-конкретный» [3: 109]. Главным героем пьесы «Парень из Кабарды» является простой сельский мальчишка Аслан. Потеряв рано своих родителей, мальчик остался один со своим братом. Социально-политические катаклизмы напрямую отразились на личной жизни каждого из героев. М. Тубаев показывает отвагу и мужество персонажей, в пьесе прослеживается трудный путь горцев, их духовный рост, формирование моральных и нравственных качеств. Вызревание героя как личности происходит через внутренние конфликты, связанные с преодолением трудностей, борьбой за идеи и взгляды, важнейшие жизненные установки.
Макроконфликты, отраженные в адыгской драмо-эпике, позволяют проследить историко-культурные связи и взаимодействие с другими народами в процессе их исторического «формирования, путем обращения адыгов к историческим событиям» [4: 18]. Посредством изображения глобального социально-политического конфликта адыгские писатели осветили кризисные моменты как истории народа на различных ее этапах, так и общества в целом.
Примечания:
1. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1995. 317 с.
2. Гуревич П.С. Философская антропология. Нальчик, 1996. 607 с.
3. Панеш УМ. О духовном наследии Тембота Керашева // Вестник Адыгейского Государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2012. Вып. 2. С. 31-35.
4. [Электронный ресурс]. URL: www Musa Uysal. Dissercat. Com literatura-cherkesskogo-zarubezhya-problemy-gen.
References:
1. Zdravomyslov A.G. Sociology of a conflict. M., 1995. 317 pp.
2. Gurevich P.S. Philosophical anthropology. Nalchik, 1996. 607 pp.
3. Panesh U.M. On Tembot Kerashev's spiritual heritage // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Philology and the Arts». Maikop. 2012. Iss. 2. P. 31-35.
4. [Electronic resource]. URL: www Musa Uysal. Dissercat. Com literatura-cherkesskogo-zarubezhya-problemy-gen.