Научная статья на тему 'Параллелизм как прием выражения цикличности'

Параллелизм как прием выражения цикличности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
216
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DISCOURSE / PARALLELISM / PROPERTY / RECEPTION / CYCLE / ДИСКУРС / ПАРАЛЛЕЛИЗМ / СВОЙСТВО / ПРИЕМ / ЦИКЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Воробьева С.Н.

Религиозный дискурс в последнее время оказывается в поле зрения ученых разных направлений. Однако имеющиеся научные результаты не дают основание говорить о полной его изученности, некоторые вопросы еще не получили полного освещения, например, недостаточно информации о том, какими свойствами обладает дискурс. В данной статье речь идет о параллелизме как приеме выражения цикличности, которую можно рассматривать в качестве конститутивного свойства религиозного дискурса. Анализ проводится на примере первых двух псалмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARALLELISM AS TAKING THE EXPRESSION OF CYCLICITY

Religious discourse has recently been in the field of view of scientists of different directions. However, the available scientific results do not give reason to say that it is fully studied, some issues have not yet received full coverage, for example, insufficient information on the properties of discourse. This article deals with parallelism as the acceptance of the expression of cyclicality, which can be seen as a constitutive property of religious discourse. The analysis is carried out on the example of the first two psalms.

Текст научной работы на тему «Параллелизм как прием выражения цикличности»

PARALLELISM AS TAKING THE EXPRESSION OF CYCLICITY

Vorobyova S.

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor Tver State Technical University,

Tver

ПАРАЛЛЕЛИЗМ КАК ПРИЕМ ВЫРАЖЕНИЯ ЦИКЛИЧНОСТИ

Воробьева С.Н.

кандидат филологических наук, доцент Тверской государственный технический университет, Тверь

Abstract

Religious discourse has recently been in the field of view of scientists of different directions. However, the available scientific results do not give reason to say that it is fully studied, some issues have not yet received full coverage, for example, insufficient information on the properties of discourse. This article deals with parallelism as the acceptance of the expression of cyclicality, which can be seen as a constitutive property of religious discourse. The analysis is carried out on the example of the first two psalms.

Аннотация

Религиозный дискурс в последнее время оказывается в поле зрения ученых разных направлений. Однако имеющиеся научные результаты не дают основание говорить о полной его изученности, некоторые вопросы еще не получили полного освещения, например, недостаточно информации о том, какими свойствами обладает дискурс. В данной статье речь идет о параллелизме как приеме выражения цикличности, которую можно рассматривать в качестве конститутивного свойства религиозного дискурса. Анализ проводится на примере первых двух псалмов.

Keywords: discourse, parallelism, property, reception, cycle

Ключевые слова: дискурс, параллелизм, свойство, прием, цикличность

Представление верующих людей о цикличности мироздания возникло на основе веры в то, что мир существует как неизменный цикл, заданный Богом, поэтому человеческая деятельность, все формы сообществ, отношений могут существовать лишь в контексте Божественного циклического мироздания. Цель жизни человеческого общества и отдельного человека поэтому заключается во включении своей реальности в неизменный цикл мироздания, что выражается, например, в участии их в годовых, недельных, суточных богослужениях и т.д. Эти формы (ритуал) воспринимаются как заданные извне, сакральные, подлежащие воспроизводству с максимальной точностью. Циклически организованная деятельность верующего человека составляет фундамент его жизни и передается из поколения в поколение, например, через письменную культуру, механизмы которой заключаются в определенной организации текста и движения мысли, нацеленной на формирование смыслов и переоценку человеческой реальности.

В современном понимании цикличность рассматривается как свойство процесса, который представляет собой закономерный ряд каких-либо явлений, действий. Их элементы (фазы, стадии, этапы), следуя друг за другом или чередуясь, составляют единый ряд, единое целое. Основными признаками цикличности являются последовательность, повторяемость и завершенность. В свете современных представлений они принимаются за объективный

критерий наличия у объектов/явлений внешней/внутренней закономерности, которая прослеживается и в религиозных текстах.

Одним из таких текстов является Псалтирь, уникальность которой состоит в сжатом повторении всего того, что содержится в Библии. Использование ее в ветхозаветном богослужении поэтому не было случайным: она читалась и пелась в скинии, а затем в Иерусалимском храме, а с первых веков христианства становится и ее важнейшей богослужебной книгой. В Православной Церкви цикличность использования Псалтири проявляется в том, что она звучит на каждом утреннем и вечернем богослужении; за неделю прочитывается полностью и дважды за неделю — в течение Великого поста.

Само греческое слово («псалтирь») обозначает музыкальный инструмент, на котором исполнялись молитвы. Они становились своеобразной формой непосредственного коллективного или частного непрекращающегося общения верующего с Богом (во многих монастырях до сих пор осуществляется круглосуточное чтение Псалтири), при котором дистанция между человеком и Богом сокращалась или полностью исчезала. Процесс взаимодействия основывался на обмене информацией. Речевое действие отправителя (адресанта), направленное получателю (адресату), реализовывало его речевую интенцию: информировать, воздействовать на адресата, запрашивать информацию, побуждать к

действию. Со стороны собеседника предполагалось ответное действие, у верующего не возникает сомнение в том, что обращение будет услышано. В псалмах этот момент всегда обозначен вербально, например, «Помилуй меня. Господи!» - «Услышал

Господь моление мое». Организованный таким образом непосредственный контакт создавал эффект петли обратной связи, что делало коммуникацию цикличной по своей структуре. Схема выглядит так:

Псалтирь - произведение с четко выраженной циклической структурой, основной формой построения которой является кольцевая конструкция, создающая замкнутое и устойчивое образование с особыми приемами выражения информации. Тексты Псалтири заключаются в рамку, состоящую из серии молитв, которые являются обязательными перед чтением основного текста. Внутреннее деление 151 песни образует 20 кафизм, каждая из которых должна начинаться также с чтения определенных молитв и завершается ими, внутри кафизмы тексты делятся на три «Славы». В каждой кафизме определенное количество псалмов, которые имеют собственную структуру.

Основой построения и изложения материала в текстах является параллелизм - повторение одной и той же мысли, оформленное поэтическими парами. С помощью парных полустиший, стихов, строк, строф образуется циклическая структура, формой построения которой выступает, например, кольцевая конструкция. В первом псалме для ее создания использовались разные виды параллелизма. Одним из них является хиазм - прием расположения предложения (текста), при котором в первой его половине слова даны в одной последовательности, а во второй — в обратной (инверсия), его еще называют «вращающийся». В этой форме парные ключевые слова или строки выстраиваются вокруг центральной темы. Схема хиастического пяти-стишья первого псалма выглядит следующим образом: А: В: С: С': В': А.

Л Ьмшя И)пя iimfUI к шк) м ям щалнл ■ ш пул ijiiiimn ar ktywi i ас aun i сбфше кЯ

U llot NtK I и in и и aun cío ■ шяц t iu ISJT Bmiwi ом жш i muí

С ti tyjti mena) Miunn » яшм MÍA 41» цчмпп r*u tv4 v Rpno cauc ■ кий сто к мип II и mu, iMfn. im и цч С Не !щ Oyjn с ara таишь к гш* lio мм ut цш а мпкмй icijun, am cui И'ПкМ) т aupntti mnnn* ■ сух • грсаши i сааст цмсяа

А Ивоют1осви11^пцммям

• пи imkimia И i мЛт,

В строфе I говорится о действиях, которые праведный отвергает и о том, что «только в законе Господнем воля его». В следующих стихах, строфа II, дается образное сравнение праведных с плодоносящим деревом, а нечестивых - с прахом. В пятом стихе, строфа III, нечестивым выносится приговор, который объясняется в последнем стихе, противопоставляющим «путь праведных» и «путь нечестивых». Первый и последний стих, выражают одну и ту же мысль (блажен (счастлив) тот, кто исполняет закон и живет по нему), и в смысловом отношении образуется круг. Внутреннее движение повествования направлено как бы вглубь, так как строки псалма расположены таким образом, что читать их необходимо от центра к краям, от краев к центру.

В связи с этим выделяются два противоположных смысловых блока: 1) праведник, путь праведника и 2) грешник, путь грешника, т.е. в центре внимания путь - жизнь человека, состоящая из циклов (этапов), точкой определения становится соблюдение / несоблюдение Божьего закона. Уравновешенность и гармония противоположных частей целого осуществляется за счет использования специальных бинарных конструкций, представляющих собой разные виды параллелизма.

Это антитетический параллелизм (а также лексический, синтетический), способствующий представлению в тексте оппозиций: праведник-грешник: праведник не участвует в собраниях грешников ^ грешники не будут участвовать в собрании праведников. Праведник поучается в законе Господнем, а грешник - нет, праведники воскреснут ^ грешники не устоят на суде. Праведник будет вечно живым и плодоносным ^ грешники будут сметены с лица земли.

Существительные «нечестивые - грешники -губители» выступают в тексте псалма как близкие синонимы, повторение слов с одним и тем же значением позволяет привлечь внимание читателя к главной для автора информации. В конструкциях «совет нечестивых», «путь грешных», «сборище губителей» (лексический параллелизм) слова «совет - путь - собрание» становятся контекстуальными синонимами. И если «совет и собрание» обозна-

чают присутствующих (людей), то «путь» указывает на избранный ими образ жизни. С существительными «блажен муж», «праведник» они вступают в антонимические отношения. Антитетический параллелизм дает возможность в данном псалме противопоставить разные жизненные позиции людей по отношению к исполнению Закона.

Обратим внимание на первые строки псалма. Первый колон дает объявление - «блажен». Второй, третий и четвертый колоны этой строки описывают мужа, «который...»: 1. не пошел на совет нечестивых, 2. не вступил на путь грешных, и 3. не сидел в сборище губителей, потому что в законе Господнем воля его. Глаголы «не пошел-не вступил - не сидел» (синтетический параллелизм) указывают на три разных действия (этапа), данные по степени возрастания в грехе и свидетельствующие об утверждении грешника во зле - от временного «хождения» к стабильному «вступил» и к постоянному «сидел». С этими глаголами связаны три типа нечестивых: нечестивые, грешники и губители (три стадии возрастания в грехе). Порядок слов при этом в средних строках - глагол, дополнение -меняется, и это перекрестное, хиастическое изменение дает эффект усиления. Симметричное расположение дальнейшей информации, оформленное параллельными конструкциями, касается итогов жизни праведника-грешника. Сравнения в строфе II (ст. 3 и 4) одинаковы по форме, что усиливает различие этих образов: «как дерево, которое дает плод свой вовремя», «как прах, который несет ветер». В стихе 5 - сокращенный параллелизм (вторая строка сокращена, эллиптична): «Поэтому не воскреснут нечестивые на суд, а грешники - в совет праведных».

И будет он словно древо, Не так будет с нечестивыми, не так!

насажденное у истоков вод, они, как прах, взметаемый ветром

принесет плод свой во время свое; с лица земли и листва его не опадет, не воскреснут нечестивые на суд,

и грешники - в совет праведных. В последнем стихе хиастический параллелизм: «Ибо ведом Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет». Содержащийся здесь вывод еще раз фиксирует неоднократно повторяемую в тексте информацию. Используемые в произведении параллельные конструкции указывают на цикличность описываемых событий, смену настроения, идущего от напряжения между двумя противоположными силами, и приводят повествование к конечной гармонии.

Вынесенный в начало сборника первый псалом служит зачином Псалтири неслучайно, потому что дальнейшее повествование будет раскручиваться на контрасте добра и зла, через сопоставление пути праведных и грешных, нравственным и духовным критерием оценки которых станет их верность Богу и Божественному Закону. Вокруг этой осевой точки уже в первом псалме начинает задаваться движение полярных тем (праведный/неправедный путь) произведения, которые будут то

постепенно приближаться, то удаляться от Божественного центра. Без этого единого центра (Закон Божий, Бог, Господь) повествование делается бессмысленным, так как только через отношение Бога к человеку и человека к Богу определяется богословская ценность. Счастлив тот, кто поступает так, как задумал Господь, ориентирует свою жизнь на соблюдение Его закона, потому что этот человек во всех своих начинаниях преуспеет. Он во всем будет иметь поддержку Бога, который своей благодатью питает и укрепляет праведника, как вода корни дерева. По противоположному сценарию складывается жизнь грешника, которая сравнивается с прахом, взметаемым ветром с лица земли. Бог концептуальный центр, вокруг которого происходит движение авторской мысли, Творец Вселенной, главное действующее лицо текста, объект размышления и поклонения псалмопевца.

Второй псалом является продолжением первого, так как содержит его развернутый комментарий и включает ряд уточнений и пояснений. Стихи 1-3—восстание оппозиции против Помазанника. Оно оценивается автором как одно из проявлений греха. Стихи 4-9 — Центр псалма, вокруг которого формируется повествование: Помазанник - Сын Господень, Царь над всеми народами земли, оспаривание Его господства бессмысленно, так как оно получено от рождения, по праву наследования. Стихи 10-12—наставление псалмопевца, призыв к нечестивым уверовать и служить Богу и Его Помазаннику.

1. Что возмутились народы, и племена замыслили суетное?

2. Восстали цари земли, и князья собрались вместе на Господа и на Помазанника.Говорят они:

3. «Расторгнем узы, наложенные Ими, и свергнем иго Их!».

4. Но Живущий на небесах посмеется над ними, Господь посрамит их.

5. Тогда изречет Он им в гневе волю Свою и яростью Своею ввергнет их в смятение:

6. А я поставлен Им царем над Сионом, горою святою Его,

7. Возвещать повеление Господне.

Господь сказал Мне: «Ты Сын Мой;ты ныне

рожден Мною.

8. Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и во владение Тебе - пределы земли.

9. Пасти их будешь жезлом железным, как сосуды горшечника,сокрушишь их!».

10. И ныне, цари, разумейте, поучайтесь, судьи земли!

11. Служите Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом!

12. Примите наставление, да не прогневается Господь и не погибнете вы, сойдя с пути праведного, ибо возгорится вскоре ярость Его! Блаженны все, уповающие на Него!

В стихах первой строфы - хиастический параллелизм: подлежащее и сказуемое меняются местами: «Что возмутились народы, и племена замыслили суетное?» Повторение одной и той же информации фиксирует внимание читателя на

совершенных действиях и тех, кто их пытается совершить. Сами эти стихи связаны хиастической перестановкой, инверсией: в строках первого и в начале второго стиха - прошедшее время, во второй части второго стиха - прошедшее время меняется на настоящее: «возмутились, замыслили, восстали, собрались, говорят» - свидетельство о решении воплотить ранее задуманное. В стихе 3 - прямой параллелизм (порядок слов в строках не меняется): «Расторгнем узы наложенные ими, и свергнем иго Их» - решительность в осуществлении плана.

В самом начале повествования дается более полная информация о том, кто относится к категории «нечестивых, грешников, губителей», упомянутых в первом тексте. Это «народы» и «племена», «цари земные» и «князья» (лексический параллелизм). Автору важно было не только уточнить, но и показать, что круг богоборцев увеличивается, участники заговора осуществляют бунт против божественной перспективы под руководством высших правителей государства, военачальников, которые не хотят, чтобы управляющий ими Бог ограничивал своим законом их греховные замыслы. Степень их вражды настолько высока, что власть Бога воспринимается ими как «узы», «оковы», т.е. кандалы, цепи (усиление через синонимический повтор), которые невозможно больше терпеть.

Особое внимание обращается на совершаемые ими действия, на продуманность и последовательность осуществления греховного плана. В синтетических параллельных конструкциях глаголы располагаются по принципу градации; каждый поступок воспринимается, как новый этап предполагаемых действий, ведущих к нравственному и духовному падению: 1. «возмутились народы», 2. «племена замыслили», 3. «восстали цари», 4. «племена собрались», 5. «они говорят», 6. «расторгнем узы», 7. «свергнем иго». Здесь мы также имеем дело с проявлением цикличности: от эмоционального порыва («возмутились») до полного завершения планируемого результата («свергнем»).

В стихе 4 прямой параллелизм: «Но Живущий на небесах посмеется над ними, Господь посрамит их», в стихе 5 - хиастический: «Тогда изречет Он им в гневе волю Свою и яростью Своею ввергнет их в смятение». В них представлена реакция Бога. Эта смысловая часть текста находится в контрастных отношениях с предыдущей: «Живущий на небесах 1. посмеется», 2. «Господь посрамит их», 3. «изречет Он им волю Свою», 4. «ввергнет (заставит) их в смятение». Используемые глаголы демонстрируют этапы Божественного действия. Как показано в тексте, борьба восставших против Бога бессмысленна и тщетна, так как Помазанник (речь идет о Христе, Сыне Божьем) имеет право на господство по праву рождения, и никакая власть не может ему противостоять. Задуманное предприятие

врагов вместо славы обречено на поругание и посмеяние. И если оппозицией не исключается и физическое устранение Царя, то Сын Божий предстает в псалме как милосердный правитель, любящий и не желающий смерти своему созданию.

В начале повествования чувствуется эмоциональный накал, вызванный кипучей деятельностью заговорщиков. Однако в середине повествования наблюдается его выравнивание: «Живущий на небесах посмеется над ними, Господь посрамит их, изречет им волю, ввергнет их в смятение». И важным в этом плане является призыв псалмопевца, который передается в тексте глаголами в императивной форме: цари, 1. разумейте, 2. поучайтесь, судьи земли, 3. служите Господу со страхом, 4. радуйтесь Ему с трепетом. Наставление построено таким образом, что полустишия выстраиваются в единое целое поэтапно (циклично) и не создают смысловых напряжений, постепенно подводя повествование к гармонии. Уровень эмоциональной напряженности поэтапно снижается. И если первый стих псалма содержит вопрос-недоумение: «Что возмутились народы, и племена замыслили суетное?», то последний - утверждение-успокоение: «Блаженны все, уповающие на Него!», счастье возможно только с Богом.

Таким образом, мы можем сказать, что фиксация цикличности в религиозном тексте осуществляется на разных уровнях от создания особым образом организованной структуры до приемов выражения информации через разные виды параллелизма (хиазм, синонимический, антитетический, синтаксический). Он выступает в текстах как прием выражения цикличности и свидетельствует о наличии этого свойства в религиозном дискурсе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Воробьева С.Н. Сакральность (сакральное) как конститутивное свойство религиозного дискурса // Филология: научные исследования. 2019. № 6. С.140-149.

2. Вэндленд Эрнст Р. Гармония и алгебра Псалтири: литературный и лингвистический анализ библейских псалмов. Институт перевода Библии. Москва, 2010, 171с.

3. Десницкий А. Поэтика библейского параллелизма. М.: ББИ 2007, 554 с.

4. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград :Перемена, 2002, 477с.

5. Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2009. 688 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.