Научная статья на тему 'Параграфемные средства как элемент манипуляции сознанием целевой аудитории'

Параграфемные средства как элемент манипуляции сознанием целевой аудитории Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
583
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Катенева И. Г.

Статья посвящена выявлению и анализу параграфемных средств, которые являются базой для реализации манипуляции в массовой коммуникации. Объектом исследования являются материалы, опубликованные в общественно-политических изданиях «Завтра» и «Новая газета». Рассмотрены особенности функционирования параграфемных средств в оппозиционной прессе, а также выявлен их манипулятивный потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Катенева И. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Параграфемные средства как элемент манипуляции сознанием целевой аудитории»

4. Король О. Несколько жизней Бориса Ардалина // Самарские судьбы.

- Самара, 2010. - № 2. - С. 4-22.

5. Нохрин А. Путь к победе // Самарские судьбы. - Самара, 2011. -№ 5. - С. 69-77.

6. Король О. Я люблю тебя, Отрадный! // Самарские судьбы. - Самара, 2009. - № 4. - С. 4-19.

7. Пашинская Т. «Самара-городок» на волжско-немецкий лад // Самарские судьбы. - Самара, 2011. - № 1. - С. 133-136.

8. Карасев В. Шукшин и Самарский край // Самарские судьбы. - Самара, 2011. - № 3. - С. 91.

9. Самарцев В. Виктор Хальзов // Самарские судьбы. - Самара, 2010. -№ 10. - С. 26.

10. Игнашов А., Ершова Е. «Экспо-Волга» - 20 лет спустя // Самарские судьбы. - Самара, 2011. - № 1. - С. 12-24.

11. Король О. От меня к тебе с «Добрым сердцем» // Самарские судьбы. - Самара, 2009. - № 4. - С. 130-133.

12. Путилова О. Рок, джаз и медные трубы // Самарские судьбы. - Самара, 2007. - № 8. - С. 16-21.

13. Король О. Новый взгляд - новые возможности // Самарские судьбы. - Самара, 2010. - № 2. - С. 134.

ПАРАГРАФЕМНЫЕ СРЕДСТВА КАК ЭЛЕМЕНТ МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ © Катенева И.Г.*

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск

Статья посвящена выявлению и анализу параграфемных средств, которые являются базой для реализации манипуляции в массовой коммуникации. Объектом исследования являются материалы, опубликованные в общественно-политических изданиях «Завтра» и «Новая газета». Рассмотрены особенности функционирования параграфемных средств в оппозиционной прессе, а также выявлен их манипулятивный потенциал.

Сегодня в процессе анализа ресурсов воздействия СМИ на сознание целевой аудитории особое внимание следует уделить изучению парагра-фемных средств, что обусловлено увеличением объема визуальной информации в современной коммуникации, а также значительным воздействующим потенциалом невербальных средств [Горина, 2003; Бойко, 2006; Горелов, 2006 и др.].

* Доцент кафедры Журналистики, кандидат филологических наук.

К параграфемным средствам относятся шрифтовые выделения (курсивное, полужирное, капитель), подчеркивающие и отчеркивающие линейки, цветовые выделения (выворотка, растры, фоновые подложки), особенности верстки (композиционное расположение основного текста, элементов заголовочного комплекса и иллюстративного материала).

Как показал анализ номеров общественно-политических оппозиционных зданий «Завтра» и «Новая газета» именно параграфемные (композиционные) средства наиболее востребованы для реализации различных манипулятивных стратегий. Под манипулятивной стратегией понимается механизм реализации коммуникативного намерения инициатора общения, стремящегося внедрить в сознание адресата определенную информацию, которая рассчитана на коррекцию его мировоззрения и трансформацию системы ценностей.

К параграфемным средствам, обладающим манипулятивным потенциалом относятся: курсивное выделение слов, предложений, абзацев внутри основного текста; капитель; постскриптумы; подчеркивающие и отчеркивающие линейки и др. Рассмотрим особенности функционирования данных средств на страницах анализируемых изданий. Специфика использования параграфемных средств для реализации манипуля-тивного воздействия связана с коммуникативной политикой издания. Так, на страницах газеты «Завтра» часто встречается курсивное выделение слов, предложений, абзацев внутри основного текста, что позволяет корреспондентам не только привлечь читательское внимание, но и расставить акценты. В частности, курсивом выделяются цитаты, на комментировании которых строится весь материал, например:

Орешкин в этой статье и впрямь демонстрирует предельную определенность позиции:

«Трудно сказать, определяющий, решающий или завершающий год прожил В.В. Путин... Мне кажется - завершающий. Определяющим был год Беслана, когда стало окончательно ясно, что он за человек и по каким рельсам едет. Решающим - когда высокая нефть ударила в слабое темечко и он начал посверкивать глазками. Вполне допускаю, что для большинства соотечественников определяющий год только начинается. Как часто бывает в России, он может слиться с решающим и завершающим в один клубок прозрения, разочарования и ненависти. А не хотелось бы... То есть, если уж совсем начистоту, очень даже хотелось бы. Послать бы Гитлереныша и всех-всех и всех-всех-всех его сказочных друзей в Красно-каменск для овладения навыками швеи-мотористки. Ненадолго - лет этак на 8-10...».

Путин - хуже, чем «крошка Цахес». Он даже не Гитлер, а Гитлереныш. Сюжет со сказочными друзьями Гитлереныша, которых надо послать на 810 лет в Краснокаменск, - тоже, согласитесь, расшифровки не требует [З., 2009, № 22].

Манипулирование сознанием целевой аудитории происходит за счет того, что графически выделенный элемент текста прочитывается первым и, обладая дополнительной смысловой нагрузкой, влияет на восприятие оставшейся части публикации. Таким образом, в сознании читателя стирается грань между словами цитируемого лица (Орешкина) и оценкой автора данного материала. Корреспондент снимает с себя ответственность, так как его точка зрения замаскирована под комментирование чужого мнения и его интерпретацию. К тому же журналист нивелирует возможную негативную реакцию адресата коммуникации, автоматически превращая читателя в своего союзника (согласитесь).

На страницах газеты «Завтра» выделение курсивом используется для реализации таких манипулятивных стратегий, как стратегия дискредитации и псевдорационально-эвристическая стратегия. Стратегия дискредитации -стратегия, в основе которой лежит интенция, направленная на умаление авторитета оппонента (конкретного политика, партии, правительства), нивелирование образов конкретных деятелей в сознании читателя (делегитимизация), а также унижение, оскорбление и опорочивание объекта критики. Псевдорационально-эвристическая стратегия - стратегия, направленная на создание иллюзии объективного и непредвзятого исследования действительности, логичности авторского рассуждения и адекватности комментирования, в то время как адресант коммуникации, используя логические «ловушки» и подстановку суждений, «навязывает» целевой аудитории определенную точку зрения.

На страницах «Новой газеты» важную роль в реализации манипуляции играет такое средство шрифтового и композиционного выделения, как постскриптум.

Постскриптум, являющийся своеобразным выводом материала, позволяет корреспондентам акцентировать внимание на важных фактах, как правило, дискредитирующих конкретного деятеля, например:

Р.8. В минувшую пятницу Градостроительный совет Петербурга предложил застройщику «уменьшить высоту здания» новой биржи до 4851 метра. Губернатор Валентина Матвиенко говорит, что архитектурное решение «неудачно» и она его «не одобряет». Как будут «уменьшать»

- непонятно, ведь все уже построено. Генеральный директор компании «Товарная биржа Санкт-Петербург» Виктор Николаев заявил, что снижать высоту не будет и готов обратиться в суд, поскольку все сделано «в соответствии с высотным регламентом». Регламент, напомним, допускает 42-метровую (не более) высоту, но Матвиенко сделала для новой биржи исключение. Теперь она «не одобряет» то, что сама разрешила [НГ, 2009, № 22].

Такое оформление помогает журналисту привлечь и удержать внимание целевой аудитории, а также представить собственную точку зрения как объективное и адекватное освещение происходящих событий.

Постскриптум, представляющий собой навязчивый комментарий цитаты, представленной в основном тексте публикации. В процессе авторской интерпретации слова героя, которые, как правило, выделяются полужирным шрифтом, превращаются в информацию дискредитирующего характера (происходит девальвация профессиональных и личностных заслуг объекта описания), например:

Первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов внес свой посильный вклад в борьбу против обнаглевших прихлебателей.

«Мы должны раз и навсегда отбить охоту у кого бы то ни было наживаться за счет населения».

P.S. Вам, Олег Викторович, историку по образованию, негоже не знать: отбить такую охоту у нас не получается не только «навсегда», но даже на один день [НГ, 2007, № 39].

За счет вынесения информации в отдельный блок (постскриптум) и использования дополнительных шрифтовых выделений (курсив) внимание читателя акцентируется на иронизировании корреспондента

Постскриптумы могут являться дополнением к уже законченному материалу и представлять собой анонс другой публикации. На страницах «Новой газеты» таким образом рекламируются громкие расследования. Например, анонс корреспонденции об ограблении бизнесмена, в котором участвовал генерал-лейтенант ГРУ Алишер Трифонов:

P.S. В ближайших номерах - расследование «Новой», посвященное «генералу ГРУ» Трифонову, мошеннику, которого перед арестом в стенах Государственной Думы наградили орденом Боевого Красного Знамени [НГ, 2009, № 5].

Такие постскриптумы призваны привлечь внимание читателя, а также заранее сформировать соответствующее отношение к объекту дискредитации.

Востребованным параграфемным элементом, участвующим в реализации манипулятивного воздействия, является капитель - написание слов прописными буквами. Такое текстовое выделение позволяет акцентировать внимание на авторской позиции, а также программировать читательское восприятие информации за счет использования определенного кода, ключом к которому являются выделенные слова и предложения.

Корреспонденты газеты «Завтра» при помощи капители реализуют в текстах различные техники нейролингвистического программирования, например, гипнотический повтор: За полгода о кризисе написано чудовищное количество статей. По преимуществу абсолютно невразумительных. Из вороха бросовых сентенций можно отобрать какое-то количество суждений с нулевой степенью содержательности. Принадлежащих людям, которые и хотят и умеют думать. Ну, так вот - никто из этих, крайне немногочисленных для огромной страны, людей не удосужился ДОКАЗАТЬ «граду и миру», что обсуждаемый ими процесс действительно является кризисом... А откуда следует, что мы имеем дело с кризисом? ДОКАЖИТЕ! Если вы не болту-

ны, а интеллектуалы - ДОКАЖИТЕ! Потому что дело, согласитесь, нешуточное! От того, кризис ли это (и если да, то какой - структурный, системный, парадигмальный?) или коллапс, или катастрофа - зависит слишком многое. В том числе и адекватность всех без исключения политрешений. Так что уж, пожалуйста, ДОКАЖИТЕ! [З., 2009, № 7].

Автор материала эксплуатирует особенности визуального восприятия газетного текста и целой полосы номера. В связи с тем, что взгляд читателя охватывает всю область печатной площади, в первую очередь он воспринимает выделенные элементы в тексте (слова, набранные капителью), которые образуют новую смысловую сетку. В итоге адресат коммуникации неосознанно примеряет на себя роль обвинителя (ДОКАЖИТЕ!), разделяет журналистскую точку зрения.

Также капитель используется журналистами для реализации такой техники манипулирования сознанием, как «перезагрузка». Корреспондент предлагает реципиенту большой объем фактической информации (даты, события и т.п.), который читатель не в состоянии сразу воспринять и усвоить. В результате основной массив данных обрабатывается подсознанием, а сознание в соответствии с объемом оперативной памяти (7 + 2 единицы информации) воспринимает слова, набранные капителью.

Пример: Кризис уже вызвал во многих странах стихийные бунты. Они прокатились по Латвии, Литве, Франции, Англии. Даже в Женеве побун-товали антиглобалисты. Не было бунтов только в России. Но кому-то бунты нужны. Кто-то ускоряет процесс. И мы знаем кому. Тем, кому нужна ДЕСТАБИЛИЗАЦИЯ В РОССИИ. Тем, кто РАЗВАЛИЛ СССР и никак не добьет РФ. СТРАТЕГИЯ ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ давно известна. Сначала кто-нибудь из лидеров оппозиции или просто известных людей публикует или оглашает некий МАНИФЕСТ. Потом этот манифест становится программой действий. Действия заключаются в главном - вывести недовольных людей на улицу. Люди выходят, и начинается сама ДЕСТАБИЛИЗАЦИЯ... Нарушен баланс мирового равновесия. ИМЕННО РАЗРУШЕНИЕ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СТАЛО НАЧАЛЬНЫМ МОМЕНТОМ СЕГОДНЯШНЕГО МИРОВОГО КРИЗИСА [З., 2009, № 7].

Для введения читателя в трансовое состояние журналист использует как графические, так и вербальные средства, в частности, особым воздействующим потенциалом обладают повторы и синтаксическая организация материала. Цепочная связь предложений в тексте, их минимальная распространенность и парцеллированность создают определенный ритм прочтения и восприятия публикации.

Таким образом, параграфемные элементы, участвующие в реализации манипулятивного воздействия, связаны с вербальными средствами на композиционном уровне, так как шрифтовое и графическое выделение различных частей текста позволяют организовать читательское восприятие в нужном для журналиста направлении (акцентировать внимание на отдельных

моментах, установить псевдологическую связь между различными событиями, задать определенный ритм прочтения материала, ввести адресата коммуникации в трансовое состояние, создать эффект психологической напряженности или эмоциональной разрядки).

Список литературы:

1. Бойко М.А. Функциональный анализ средств создания образа страны (на материале немецких политических креолизованных текстов): автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Воронеж, 2006. - 22 с.

2. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации / И.Н. Го -релов. - М.: КомКнига, 2006. - 112 с.

3. Горина Е.В. Газета в аспекте речевого воздействия на личность: дисс. ... канд. филол. наук. - М., 2003. - 247 с.

КРИТИКА О РАЗВИТИИ РАДИОВЕЩАНИЯ В МОРДОВИИ © Михалкина Т.Н.*

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, г. Саранск

Автор исследует критические выступления в печати 1920-1930-х годов о формировании системы радиовещания Мордовии, что позволяет воссоздать целостную картину развития аудийных средств региона на начальном этапе.

Критика входит в очень сложный кругооборот общественной мысли: она комментирует и оценивает представленную художником картину мира, высказывает общественные требования, пожелания, запросы к искусству, выделяет из потока произведений наиболее значительные и актуальные для идейно-нравственной жизни общества. Критика идет чаще всего по «целине», анализирует преимущественно новые произведения, явления. Так, в 1920-1930-х годах внимание мордовских критиков было обращено на развитие аудиовизуальных средств - радио и кино.

В 1927 году общество друзей радио (ОДР) устанавливает в Саранске радиоузел мощностью 15 ватт, способный обслужить немногим более 50 радиоточек. В критических публикациях подчеркивалось, что «было крайне мало радиоаппаратуры, не хватало деталей. К тому же в работе радиоузлов и радиоустановок отсутствовали плановость и целенаправленность. Передачи транслировались, как правило, без учета контингента и запросов слушателей. При всех положительных моментах радио, организаторам про-

* Преподаватель кафедры Теории и практики региональной журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.