Научная статья на тему 'Парадоксы современного популизма. Причины его взлета в развитых демократиях и отсутствия на постсоветском пространстве'

Парадоксы современного популизма. Причины его взлета в развитых демократиях и отсутствия на постсоветском пространстве Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
843
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Paradoxes of modern day populism. The causes of its upsurge in developed democracies and lack thereof in the former USSR

The article focuses on the populist parties, leaders and movements in the developed Western countries and the post-Soviet countries that actually influence on the domestic policy progress in their countries. Two traits important for understanding the essence of populism are determined: firstly, upon their foundation and during their rise to power populist movements and parties are always set against the current establishment. Secondly, challenging the ruling elites in the attempt to get the protest electoral votes, populists usually offer solutions based on simplified notions existing in mass consciousness which can rarely be realized without disorganizing the country’s economic, social and political life. The rise of populism does not hinge on the country’s socio-economic or political development level, while the most important condition for the growth of populist influence is high levels of civic and political activity of the populace. It is present in Europe and is absent in the post-Soviet countries. In developed Western countries it takes place during adevelopment crisis that signifies a shift from the socio-liberal capitalism of the second half of the 20th century to a different societal model, matching the realities of the new century. The power of populism in this day and age is not in the kind of ideas it offers which either boil down to simple solutions or face the past, but in the absence of serious projects of the future on the political market. Therefore the current rise of populism in developed democracies will most likely be short-lived. In post-soviet countries, amidst a different kind of crisis, – that of stagnation and decline – that the region’s countries are going through, there are no conditions for the development of populism. The elites here are autonomous from society and have no need for mass political mobilizations, while the masses are passive and at best only rarely demonstrate high levels of political involvement.

Текст научной работы на тему «Парадоксы современного популизма. Причины его взлета в развитых демократиях и отсутствия на постсоветском пространстве»

Андрей РЯБОВ

Парадоксы современного популизма.

Причины его взлета в развитых демократиях и отсутствия на постсоветском пространстве

Критерии определения популизма

Популизм как общественно-политическое явление имеет чрезвычайно широкое толкование в литературе. В настоящей статье объектом внимания являются популистские партии, лидеры и движения, которые оказывают реальное влияние на внутриполитические процессы в своих странах. Иными словами, популизм рассматривается сквозь призму акторного подхода, и при этом в поле зрения остаются лишь те «игроки», которые участвуют в формировании политики тех или иных государств. При таком подходе для понимания сути популизма важнейшими представляются две его особенности. Во-первых, популистские движения и партии на стадии возникновения и восхождения к вершинам власти, закрепления в центрах принятия решений, если таковое удается, всегда направлены против существующего истеблишмента. Во-вторых, бросая вызов властным элитам и стремясь получить протестные голоса избирателей, популисты обычно предлагают решения, опирающиеся на упрощенные представления и стереотипы, бытующие в массовом сознании. Впрочем, в практической политике решения такого рода редко удается реализовать, не дезорганизовав при этом экономическую, социальную и политическую жизнь страны (наглядный пример — системный кризис в современной Венесуэле, сопровождающийся развалом потребительского рынка).

Взлет популизма как явления наблюдается в условиях, когда политическая система, и прежде всего институты представительной и исполнительной власти, традиционные политические партии утрачивают способность решать проблемы, остро затрагивающие интересы широких слоев населения. В результате в обществе возникает кризис доверия к существующей политической системе и ее институтам и формируется запрос на перемены. Популизм появляется как попытка предложить ответ на этот запрос, «вырастающий» из недовольства снизу.

Нынешний интерес к популизму среди академических экспертов и политических наблюдателей связан в первую очередь с тем, что популисты резко усилились в той части планеты, где этого меньше всего ждали, — в наиболее развитых странах Европы и США. Контрастом выступает постсоветское пространство, в странах которого, несмотря на слабость политических институтов и кризис доверия к ним, несмотря на стагнацию экономики и социальную пропасть между бедными и богатыми, популизм как значимый фактор внутренней политики отсутствует. В статье предпринята попытка выяснить, почему при внешней схожести экономических и общественно-политических причин, порождающих его, наблюдается взлет популизма в одной части планеты и его отсутствие в другой.

Стадии и формы развития популизма

Популистские партии и движения проходят разные стадии развития и используют разные формы политической самореализации. Некоторые, если говорить о Европе, понимая трудную выполнимость своих программ, стремятся к тому, чтобы ограничиться ролью парламентской оппозиции или, в крайнем случае, младшего партнера по правящей коалиции. Это, с одной стороны, позволяет им снимать с себя ответственность за нереализованность предвыборных обещаний, но, с другой — иметь хорошие институциональные условия для продвижения популистских идей в общество и демонстрации избирателям усилий хотя бы по частичному осуществлению своих программных установок, несмотря на мощное сопротивление партий, представляющих интересы истеблишмента. До последнего времени большинство право- и левопопулистских партий в странах ЕС придерживались именно такой линии (Австрия, Германия, Испания, Италия, Нидерланды, Франция). Однако сейчас ситуация стала стремительно меняться, и некоторые популист-

ские партии и движения настолько приблизились к получению власти, что это открывает перед ними уже другие перспективы.

Одна из них состоит в том, что, добившись власти, популисты со временем под давлением обстоятельств и прежде всего нереалистичности данных ими обещаний нередко отказываются от их исполнения, сохраняя за собой лишь соответствующую политическую стилистику. В результате происходит их постепенная интеграция в существующую политическую систему, которую они с таким пылом ранее критиковали. В этом смысле они сами становятся частью истеблишмента, выталкивая на периферию политического процесса его ослабевшие фракции. Яркий пример тому дает эволюция правящей ныне в Греции партии СИРИЗА. Поначалу она позиционировала себя чуть ли не как антисистемная сила, отказывавшаяся платить долги Греции и даже допускавшая выход страны из зоны евро. Но, победив на парламентских выборах 2015 года и сформировав коалиционное правительство, СИРИЗА фактически отказалась от большинства предвыборных обещаний и вскоре заняла в политической системе Греции место некогда могущественной левоцентристской партии — Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК).

Альтернатива для популистов заключается в том, что если они все-таки пытаются осуществить свои программные установки на практике в течение относительно длительного периода времени, то рано или поздно это приводит к росту проблем в обществе и усилению кризисных явлений. Чтобы удержаться у власти, популисты начинают систематически нарушать демократические процедуры и переходить к авторитарному правлению. В современном мире наглядными примерами такой эволюции популизма являются чависты в Венесуэле и президент Белоруссии Александр Лукашенко. Усиление авторитаризма в этих странах происходило по мере углубления социально-экономического кризиса, роста недовольства (в Белоруссии) и сопротивления (в Венесуэле) политическому курсу правящих режимов со стороны различных общественных групп.

В том же направлении — к монополизации власти и ущемлению демократических прав и свобод — двигаются правящие в современной Венгрии и Польше партии ФИДЕС и «Право и Справедливость» (ПиС), в деятельности которых немало элементов популизма. Однако в отличие от мировой Периферии и Полупериферии, к которым относится постсоветское

пространство и большая часть Латинской Америки, в государствах ЕС существуют жесткие ограничители, препятствующие демонтажу демократических режимов. Поэтому усилия популистов произвольно трактовать и использовать законы в интересах своей партийной политики имеют вполне определенные пределы.

Таким образом, современная политика предоставляет аналитику возможность наблюдать популизм в разных формах и на разных стадиях его существования. Заметим, что в Большой Европе, в которую помимо развитых западных государств входит также и периферия ЕС, и часть постсоветского пространства, географически расположенная на европейском континенте, представлены все три стадии возможного развития популизма.

Кризис современного капитализма, дефицит проектов будущего и «зазоры» для популизма

Если говорить о современных развитых странах, то следует отметить, что широко распространено мнение, будто подъем популизма там вызван лишь неспособностью некоторых общественных групп, число которых в последнее время неуклонно увеличивается, адаптироваться к условиям глобализации, информатизации, изменению соотношения культур в государствах Запада, вызванному массовыми миграциями. На мой взгляд, причины этого явления гораздо глубже.

Всемирная история в ушедшем ХХ веке в решающей степени определялась конкуренцией и противоборством двух проектов — советского (социалистического) и западного (американского, капиталистического). Первый апеллировал к идеям создания общества, основанного на социальном равенстве, и всемирного братства трудящихся. Второй был ориентирован на рост материального благосостояния всех членов общества на основе неуклонного роста пространства свободы и исходил из безусловного права народов на самоопределение1. В 1991 году после распада СССР социалистический проект потерпел поражение и сошел с исторической сцены, хотя отдельные страны фактически продолжали следовать проложенному Советским Союзом пути развития (Куба, КНДР). Западная общественно-политическая и экономическая модель оставалась единственным глобальным проектом (проект радикальных исламистов в то время еще только формировался), к тому

1 Арриги Дж. Долгий двадцатый век. Деньги, власть и истоки нашего времени / пер. с англ. А. Смирнова и Н. Эйдельмана. М.: Книга по требованию, 2006. С. 110-112.

же не имевшим себе равных по привлекательности среди прочих общественных моделей, существовавших тогда на нашей планете. Это дало повод для появления популярного в конце 1980-х и начале 1990-х годов мнения о наступающем «конце истории», под которым понималась окончательная победа либеральной идеи и универсализация «западной либеральной демократии как окончательной формы правления»1. И в дальнейшем как само собой разумеющееся эта модель воспринималась как наивысшая на сегодняшний день и на обозримую перспективу форма организации человеческого общества. Для понимания причин нынешней волны популизма, захлестнувшей развитые западные страны, остановимся на наиболее сущностных ее особенностях.

Модель социально-либерального капитализма образца второй половины ХХ века, победившего в историческом соревновании с советским социализмом, отличалась высокой занятостью населения, надежной системой социальной защиты, эффективными механизмами обеспечения прав и свобод человека и представительной демократии. Это был «золотой век» среднего класса, составлявшего большую часть населения развитых стран. Капитализм той поры отличался комфортностью проживания и был обществом стабильности и предопределенности2. Основу мировоззрения этого социума составляли леволиберальные представления о политическом и социальном порядке, согласно которым по мере усложнения общества пространство свободы в нем постоянно увеличивается.

Однако, начиная с 1980-х, в недрах этого общества возникают и набирают силу тенденции, которые в первые десятилетия нового века приведут модель социально-либерального капитализма к глубокому системному кризису. Под влиянием «четвертой промышленной революции» рынок труда стал более гибким. В процессе роботизации и информатизации различных видов человеческой деятельности произошло существенное сжатие сферы занятости, которое в первую очередь затронуло представителей неквалифицированного и монотонного труда и нетворческих профессий. «Массовизация высшего образования приво-

1 Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3. С. 85.

2 ФишманЛ. Почему постфордизм? Рец. на кн.: Постфордизм: концепции, институты, практики / под ред. М.С. Ильченко, В.С. Мартьянова. М.: РОССПЭН, 2015. 279 с. // Мировая экономика и международные отношения. 2016. № 9. С. 125.

дит к тому, что выпускники зачастую не могут найти работу, соответствующую их ожиданиям по квалификации и оплате труда»3. Безработица в развитых странах по некоторым профессиям приобрела хронический характер. Особенно значительным оказался рост безработицы в странах Южной Европы (Греции, Испании, Италии и Португалии). Это обусловлено тем, что южноевропейский капитализм из-за широкого распространения семейно-родственных и клиентелистских отношений, непотизма в хозяйственной сфере и в обществе в целом, не обнаружил должной гибкости при адаптации к быстро меняющемуся рынку труда. Кстати, не случайно, что в трех странах Южной Европы популистские движения в последние годы приобрели большое влияние. В Италии Movimento 5 Stelle («Пять звезд») и в Испании Podemos («Можем!») стали мощными парламентскими силами. В Греции СИРИЗА, как отмечалось выше, пришла к власти и с 2015 года возглавляет правительство страны.

В контексте технологических и социальных изменений в развитых странах широкое распространение получила вынужденная частичная и временная занятость. Число частичных и временно занятых в странах Евросоюза за первые десятилетия выросло на несколько миллионов человек. Причем этот процесс затронул и наиболее успешные страны Центральной и Северной Европы (Германию, государства Бенилюкса, Скандинавские страны). В результате всех этих изменений возник новый социальный класс — прекариат, состоящий из работников с временной или частичной занятостью, которая носит постоянный и устойчивый характер4. Его характерными чертами являются «урезанный» социальный статус5, слабая социальная защищенность и отсутствие многих социальных гарантий, профессиональная дисквалификация. Это ограничивает для прекариата возможности доступа к пользованию многими благами современной цивилизации. И не случайно, по-видимому, отличительной чертой психологии этого класса является то, что он не видит будущего для себя при существующем социальном и политическом строе. И это создает объективные предпосылки для развития популистских движений.

3 Вольчик В.В., Посухова О.Ю. Прекариат и профессиональная занятость в контексте институциональных изменений // Terra Economicus. 2016. Т. 14. № 2. С. 163.

4 ТощенкоЖ.Т. Прекариат - новый социальный характер // Социологические исследования. 2015. № 6. С. 3-13.

5 СтэндингГ. Прекариат - новый опасный класс / пер. с англ. Н. Усовой. М.: Фонд развития и поддержки искусства «АЙРИС», 2014. С. 23.

Еще одним важным симптомом кризиса социально-либерального капитализма второй половины ХХ века стало постепенное размывание и сокращение численности среднего класса. Одновременно в условиях повсеместного доминирования неолиберальных моделей развития экономики в развитых странах быстрыми темпами происходило увеличение социального разрыва между богатыми и сверхбогатыми, с одной стороны, и остальными группами населения, с другой. В глобальном масштабе возникла замкнутая экономика потребления для богатых и сверхбогатых, в то время как потребление массовых слоев зачастую сдерживается стагнацией и даже сокращением реальных доходов различных групп населения. Попытки сократить разрыв в доходах методами традиционной социал-демократической политики не приносят успеха. Это, в частности, подтвердило президентство Франсуа Олланда во Франции (2012—2017 гг.), которому так и не удалось остановить рост социального неравенства. То же самое уместно сказать и о президентстве Барака Обамы в США (2008—2016 гг.), который активно использовал арсенал средств социал-демократической политики для решения социальных проблем. Однако социальное неравенство в США по итогам его президентства только увеличилось. Подобные «незапланированные» результаты были обусловлены тем, что экономика стала глобальной, а все институты социал-либерального проекта созданы для национальных государств. Поскольку глобальные (наднациональные) институты слабы, а возможности национальных правительств оказываются ограниченными, предпринимаемые ими попытки решения сложных социально-экономических проблем заканчиваются безрезультатно.

Рост социального неравенства, сопровождаемый «закупоркой» каналов вертикальной мобильности, переориентация части экономики исключительно на интересы богатых и сверхбогатых порождают среди части общественных слоев ощущение несправедливости существующего социального порядка, что объективно подрывает его легитимность. В этом плане нынешняя ситуация начинает чем-то напоминать «прекрасную эпоху» конца XIX — начала XX века, которую британский историк Э. Хоб-сбаум определил как «мир, созданный буржуазией и для буржуазии»1. Но та эпоха закончилась крупнейшим за всю историю кризисом капитализма, породившим советский проект.

1 Хобсбаум Э. Век империи. 1875-1914 / пер. с англ. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. С. 12.

Важным проявлением кризиса в политической сфере является набирающий силу процесс обособления правящих элит от общества, усиление их замкнутости и клановости. Этот процесс сопровождается ростом коррумпированности политических кругов, усилением влияния на осуществление политического курса теневых (в смысле невыборных) структур (PR-менеджеров, политконсультантов, специалистов по медийным технологиям, групп, обеспечивающих связи политиков с большим бизнесом). Многократно усиливают власть элит и их автономность от общества современные медиа, от национальных телеканалов до сетевых СМИ, позволяющие целенаправленно манипулировать общественным мнением. Все эти изменения, разворачивающиеся в условиях нормально функционирующих демократических институтов и регулярной сменяемости власти, в конечном итоге ведут к снижению ее ответственности перед обществом. Эта новая реальность, все более расходящаяся с нормативными моделями демократии, получила название постдемократии2. Эффективного противодействия отмеченным тенденциям, ведущим к эрозии демократических систем, пока не предложено.

Модель социально-либерального капитализма не смогла абсорбировать чужеродное культурное давление, исходящее от многочисленных диаспор мигрантов-мусульман. Концепции «мультикультурализма», «матчевой встречи культур» не сработали. В результате у части населения развитых стран возникла стойкая реакция отторжения мигрантов как чужеродного элемента для обществ Запада. Это обстоятельство также внесло заметный вклад в формирование общественно-политической среды, благоприятной для роста влияния популистских движений. Возможно, что неудача политики интеграции мигрантов в значительной мере была обусловлена доминированием ле-волиберальных представлений о справедливом социальном порядке в политическом дискурсе стран Запада. Согласно этим представлениям, меньшинство всегда право по отношению к большинству и население развитых стран должно ощущать вину за угнетение Западом в прошлом народов Азии и Африки, которое и стало причиной их отсталости. Такого рода установки оказались на руку представителям агрессивного исламизма, пустившего глубокие корни в мигрантской среде, которые шаг за ша-

2 Крауч К. Постдемократия / пер. с англ. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. 192 с.

гом усиливали влияние на социальные и культурные процессы в развитых странах.

Таким образом, явления и тенденции, о которых шла речь выше, указывают на то, что у социал-либерального капитализма второй половины ХХ века возникли сложности с адаптацией к реалиям начала нового столетия. Образовавшиеся «зазоры» между новыми проблемами и отсутствием со стороны политических систем развитых стран эффективных решений, которые помогли бы устранить эти проблемы, и создают питательную среду для возникновения и развития популистских движений как правого, так и левого толка. Ее можно было бы описать с помощью следующих критериев: усиление социальной напряженности и конфликтности в обществе между высшими и низшими классами; утрата доверия к существующим политическим партиям и элитам; потеря значительными социальными группами веры в будущее; возникновение чувства уязвимости и незащищенности перед лицом агрессивного поведения со стороны некоторых «пришлых» культур. Что же касается глобализации, маркетизации, информатизации, миграций, то эти явления существенно усиливают кризис социал-либерального капитализма второй половины ХХ века, но отнюдь не являются его первопричиной. Не глобализация как процесс, которому, очевидно, нет альтернативы, обрекает некоторые социальные группы, не способные встроиться в новую реальность, на маргинальное положение, а отсутствие на планетарном уровне эффективных институтов регулирования социально-экономическими и политическими процессами. Не миграции, которые в глобализирующемся мире носят естественный характер, являются источником межкультурной и межциви-лизационной напряженности, а отсутствие у рассматриваемой модели эффективных механизмов интеграции носителей иных культур, действенной идеологической «рамки», способной обеспечить взаимодополняемость этих культур.

Популизм пытается восполнить образующиеся «пустоты», предлагая либо нереалистичные картинки будущего, которые в силу многих причин невозможно воплотить в жизнь, либо готовые рецепты из прошлого, хорошо зарекомендовавшие себя в былую эпоху, но оказывающиеся бесполезными для решения проблем современности. При этом важно подчеркнуть, что сам по себе кризис социал-либеральной модели капитализма не ведет автоматически

к подъему популистских движений, который становится реальностью лишь в условиях высокой гражданской активности населения, присущей развитым демократическим странам. Высокий уровень гражданского и политического участия, таким образом, представляет собой важнейшую предпосылку, без которой трудно представить увеличение влияния популизма.

Возникновение условий, благоприятствующих росту популистских движений в развитых странах, нельзя признать уникальным случаем в их истории. Неожиданным оказалось то, что популизм вновь стал развиваться в рамках общественной модели, которая, как считалось, с ее эффективно работающими институтами и рационализированным массовым сознанием не оставляет места для усиления влияния популистов. Однако кризис этой модели и породил взлет популизма. Впрочем, важно отметить, что далеко не каждый кризис в развитии западной цивилизации оборачивался мощным подъемом популистских движений. Кризис «организованного», «монополистического» мирового капитализма первой трети ХХ века также носил системный и глубокий характер. Однако он не сопровождался сколько-нибудь значимым ростом популизма в мире, за исключением США (губернатор Луизианы Хью Лонг и его движение Share Our Wealth). Дело в том, что в ту эпоху «спросу» на новые идеи и проекты будущего соответствовало богатое предложение на политическом рынке. Это были как полностью альтернативные капитализму проекты (советский социализм, анархо-синдикализм в Испании), так и попытки «социализировать» капитализм (социал-демократические модели в Европе, «новый курс» Ф. Рузвельта в США). К сожалению, частью политического рынка того времени стали также человеконенавистнические проекты (национал-социализм, итальянский фашизм) и откровенно реакционные корпо-ративистские модели (Португалия Антониу ди Салазара). Места для популизма таким образом не оставалось.

Ныне спрос на перемены и реформу существующего порядка есть, но в отличие от первой трети ХХ века предложение на политическом рынке в виде реалистичных альтернативных проектов будущего отсутствует (различные «кабинетные» и утопические социальные теории не в счет). Возникающий «зазор» между высоким спросом и нулевым предложением и пытаются заполнить популистские движения. Примеры последнего времени хорошо известны: избрание президентом США До-

нальда Трампа, который в ходе избирательной кампании активно апеллировал к промышленным рабочим Америки, фактически обещая им вернуть времена утраченного «золотого века» 1950-1960-х, когда американские заводы и фабрики были главными производителями индустриальной продукции в мире; следует упомянуть брекзит и активизацию различных антиевропейских популистских движений в странах Западной Европы, исходящих из постулата о том, что полное восстановление национального суверенитета в результате разрыва с Евросоюзом якобы поможет эффективно решить накопившиеся социальные, экономические и культурные проблемы. Любопытно, что программы этих политических сил вдохновляются прошлым, или, точнее, идеализированными представлениями о нем, что еще раз указывает на дефицит проектов будущего в современной повестке дня.

Вопреки широко распространенному мнению современные популистские движения на самом деле не только вступают в противоречие с интересами истеблишмента, но и помогают ему создать иллюзию существования альтернативы (хотя властным элитам понятно, что никакой реальной альтернативы популисты не предлагают). Иллюзия же альтернативы дает возможность сохранить общественно-политическую стабильность и уберечь общество от углубления конфликтности.

Однако нет оснований полагать, что обращение к политическим решениям и инструментам из арсенала ушедших эпох позволит придать новый импульс развитию западных обществ и будет способствовать их модернизации в соответствии с потребностями XXI столетия. Скорее всего, дрейф вправо в его популистской трактовке, осуществляемый ныне в США, Великобритании и, возможно, в ближайшем будущем и в некоторых других западноевропейских странах, завершится неудачей. Это со всей очевидностью усилит спрос на новые левые (но не левопопулистские!) проекты будущего, которые должны будут стать альтернативой не только правому популизму, но и модели социально-либерального капитализма второй половины XX века как таковой. Подобное предположение можно сделать исходя из анализа чередования периодов доминирования правых и левых проектов в политическом развитии Европы и Северной Америки в предшествующем столетии. Налицо определенная смена циклов в политике. Так, после окончания Первой мировой войны, несмотря на победу в России боль-

шевиков с их проектом советского социализма, в целом в Европе превалируют различные правоавторитарные, тоталитарные и правокор-поративистские политические режимы. Смена тенденции происходит только в результате завершения Второй мировой войны и поражения германского нацизма и японского милитаризма, когда на первые позиции в странах Европы выдвигаются левые (социал-демократические и коммунистические) проекты преобразования общества. Этот период длится до конца 1970-х годов, когда под влиянием неолиберальной социально-экономической политики Маргарет Тэтчер в Великобритании и Рональда Рейгана в США начинается разворот западного мира вправо. Происходит отказ от идеи государства всеобщего благосостояния (вместо нее возникает концепция «общества 2/3»). Правительства повсеместно освобождаются от бремени многих социальных обязательств, делая ставку на поощрение сильных и успешных. В общих чертах эта политика доминировала вплоть до последнего времени и, как мы видим, на сегодняшний день уже демонстрирует неспособность эффективно решать накопившиеся социальные, политические и культурные проблемы. Исходя из описанной выше цикличности уже в ближайшие годы следует ожидать появления на политическом горизонте новых левых проектов. Их контуры и структурные особенности пока даже не просматриваются. Но с большей или меньшей точностью можно предположить, что эти проекты будут учитывать достижения и социально-политические последствия технологических революций — энергетической, цифровой и биологической. По всей видимости, такие последствия (в первую очередь в энергетике) ослабят централизаторские функции государства. Власть во все большей степени будет сдвигаться вниз, на уровень общин и местного самоуправления. Возможно, достигнутый уровень материального благосостояния позволит развитым странам содержать за счет общественных фондов значительные группы населения, которые не найдут себе места в новой экономике, а продление продолжительности человеческой жизни в условиях роботизации увеличит свободное время и создаст условия для формирования гораздо более гибкого и комфортного для работников рынка труда. Не вызывает сомнений и то, что в новом левом проекте центральное место будет занимать идея свободы и прав человека, среди которых повышенное внимание будет снова уделяться его социальным правам.

Постсоветская действительность: почему популизм неинтересен?

На фоне возрождения популизма в Западной Европе и США может показаться удивительным отсутствие сколько-нибудь заметных популистских движений и фигур в политической жизни стран постсоветского пространства. Использование лидерами некоторых государств этого региона мира популистской риторики или других приемов работы с массами не в счет. Можно говорить лишь о том, что популизм оставил заметный след только в Белоруссии, в какой-то мере в Грузии во время президентства Михаила Саакашвили и на Украине в деятельности некоторых парламентских партий и политических объединений, оказывающих определенное влияние на политику этой страны («Блок Юлии Тимошенко», партия «Свобода» и др.).

Хотя популистские партии довольно часто возникают и в других государствах постсоветского пространства, они не имеют там серьезного политического влияния. Такие партии или быстро перерождаются (Либерально-демократическая партия Владимира Жириновского в России), или оказываются в положении маргиналов (Народное движение «Антимафия» в Молдове).

Лидерам же большинства стран региона свойственна иная, монархическая стилистика. Они предпочитают возвышаться над обществом, нередко отождествляя себя с государством, его традициями и устоями. В тех же странах, которые взяли курс на демократизацию и евроинтеграцию, политические лидеры, напротив, страстно пытаются продемонстрировать, что, будучи демократами по убеждениям, они готовы действовать только в рамках строго рационального понимания целей и объективных возможностей для своей политики и только по правилам, которые диктуют демократические процедуры. И в том, и в другом случае лидеры постсоветских государств явно не стремятся быть популистами. В этой связи возникает вопрос: почему при столь значительном социальном неравенстве, при тотальной коррумпированности политической сферы, массовом недоверии к политикам из истеблишмента, повсеместном отсутствии независимого правосудия постсоветские общества так и не сформировали отчетливого запроса на популизм?

Ответ, думается, весьма прост. Популизм как политическое течение востребован только при высоком эмоциональном состоянии населения. Его развитие возможно лишь в условиях

социального и политического активизма у массовых слоев, их готовности к быстрым политическим мобилизациям. Однако на протяжении почти двух десятилетий политическую жизнь большинства государств характеризует как раз обратное явление — хроническая пассивность населения, обусловленная его неверием в возможность что-то изменить в обществе к лучшему. В массовом сознании господствует иная установка: «Все перемены к худшему».

В 1990-е в ситуации перехода к рынку, сопровождавшегося значительными социальными издержками, во многих постсоветских странах возобладали индивидуалистские поведенческие модели адаптации к изменившимся условиям жизни. Они не оставляли места для солидаристских действий, для совместной борьбы ради достижения общих целей. В таких условиях участие в выборах со временем стало принимать формальный характер и уже не связывалось избирателями с возможностью позитивных перемен. Властные же элиты становились фактически независимыми от общества и в отношениях с ним все чаще полагались на административные ресурсы государства и современные манипулятивные технологии, что в совокупности позволяло им быстро и эффективно задавить любые попытки независимой от правительства политической деятельности. В таких системах для популизма не оставалось места.

Одновременно на постсоветском пространстве помимо авторитарной, неразрывно связанной с политической иммобильностью населения и социальной пассивностью, представлена и другая, плюралистическая тенденция развития, которую часто отождествляют с демократической. Для этой тенденции характерны периодические всплески бурной политической активности. В таких странах, как Украина, Грузия, Молдова, Киргизия, внутриполитические изменения неоднократно приводили к революционной смене власти при активном участии массовых слоев населения. Впрочем, новые правительства, приходившие к власти в результате «цветных революций», в большинстве случаев быстро разочаровывали общество и в значительной мере начинали воспроизводить политику своих предшественников. Причины этого явления следует искать в результатах специальных исследований, которые были бы посвящены изучению трудностей демократических трансформаций на постсоветском пространстве. В рамках же контекста данной работы важно подчеркнуть другое: даже на волне

повышенных ожиданий в условиях революционной смены власти и при активном участии масс в политической жизни стран, придерживающихся ориентиров плюралистического развития, в них так и не появилось ни одного по-настоящему влиятельного популистского течения. Одна из причин этого заключается в том, что, как и в постсоветских странах с авторитарным правлением, в государствах с плюралистическим вектором развития все политические, экономические, информационные и административные ресурсы концентрируются в руках властных элит, объединяющих под своим началом власть, деньги и государственное принуждение. Истеблишмент же не заинтересован в длительных политических играх с массовыми слоями. Эти игры жестко ограничиваются рамками конкретных политических кампаний.

Вторая причина заключается в том, что даже в странах с относительно высокой, по постсоветским меркам, активностью населения она, как правило, не носит постоянного и целенаправленного характера. После революционного смещения коррумпированных режимов массы очень быстро возвращались с улиц домой, делегируя новым властям возможность распоряжаться их судьбами. Даже активная часть населения не продемонстрировала умения воспользоваться гражданскими инструментами контроля за властью, поскольку за семидесятилетнее господство советского социализма массовые слои в принципе не могли накопить никакого опыта солидаристских гражданских действий. Поэтому элитам так легко удавалось освободиться от каких-либо зависимостей от продвинувших их к вершинам власти революционеров из массовых слоев.

Отдельный вопрос касается причины «истории успеха» популизма в Белоруссии. Представляется, что это стало возможным лишь в уникальных условиях первых лет перехода к рынку. По моему мнению, в конце 1980-х перспективы подъема популистских течений существовали во многих республиках Советского Союза. Его социальной базой могли бы стать традиционные для советской системы социальные группы, опасавшиеся, что в результате демократических реформ они утратят свои социальные статусы и материальное благосостояние, но при этом и потерявшие веру в способность Коммунистической партии удержать в стране порядок и сохранить советский общественный строй. Этим слоям хотелось в целом сохранить данный строй, но избавиться от его наиболее раздражающих и архаичных черт: за-

силья бюрократии, стремления государства регулировать частную жизнь граждан, многочисленных запретов и ограничений. Они хотели бы придать советскому социализму новый импульс развития, приблизить государственные институты к интересам обычных граждан. В их представлении осуществить это мог новый энергичный лидер, «близкий народу», который мог бы обуздать произвол чиновников, заставить их бояться власти. Теоретически на такую роль в России вполне мог подойти Борис Ельцин, если бы он решился связать свою жизнь не с демократическим движением, а со стремлением сохранить прежнюю систему, модернизировав ее в соответствии с пожеланиями консервативно настроенных массовых групп, пришедших в движение в ходе горбачевских реформ вместе со всей страной. Борис Ельцин мог бы возглавить Компартию Российской Федерации и повести ее по пути левого популизма.

Белоруссия, считавшаяся одной из наиболее успешных в социально-экономическом отношении советских республик, настороженно относилась к курсу Михаила Горбачева на проведение демократических реформ и без энтузиазма встретила распад СССР. В Белоруссии не было сильного запроса на создание независимого национального государства, и долгое время сохранялись иллюзии по поводу возможности восстановления нового Союзного государства на базе бывшего СССР1. В этом контексте появление сильного и яркого популистского лидера Александра Лукашенко, выступившего за сохранение государственной экономики и взявшего курс на союз с Россией, полностью соответствовало надеждам большинства населения. Однако по прошествии целого периода постсоветской истории воспроизведение популизма такого же масштаба представляется невозможным не только в Белоруссии, но и в других государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР. Общество стало более рациональным, пассивным и не питающим иллюзий в отношении сохранения хотя бы «кусочка» прежней советской жизни.

В Грузии некоторые решения президента Михаила Саакашвили, особенно связанные с развитием отдельных территорий, кадровые назначения также испытывали на себе влияние популистских подходов. Президенту к тому же импонировала популистская стилистика взаимодействия с массами. Такое стало возможно

1 Подробнее об этом см.: Коктыш К.Е. Трансформация политических режимов в Республике Беларусь, 1990-1991. М.: Московский общественный научный фонд, 2000. С. 80, 82.

как противопоставление, альтернатива правлению предшественника — президента Эдуарда Шеварднадзе, при котором реальную власть осуществляла прежняя советская номенклатура, а коррупция достигла огромных масштабов. При режиме Эдуарда Шеварднадзе в стране отсутствовала какая-либо политическая динамика. В этих условиях молодой и энергичный Михаил Саакашвили оказался в нужное время и в нужном месте. Сказались и особенности грузинской политической культуры. В ней традиционно высоко оценивается роль политического лидера в развитии страны, а активное политическое участие не мыслится без высокого эмоционального подъема. Впрочем, и этот всплеск незавершенного, неоформившегося популизма оказался недолговечным. После прихода к власти в Грузии в 2012 году коалиции «Грузинская мечта» он сошел с политической сцены.

Заключение

В современных условиях популизм как политическое явление становится результатом комбинаторики и взаимодействия различных факторов. Во всех странах этот политический актор пытается ответить на вызовы XXI столетия, с которыми не справляются существующие политические институты и властные элиты.

При этом взлет популизма не зависит от уровня социально-экономического и полити-

ческого развития страны, а важнейшим условием роста влияния популистских движений является высокая гражданская и политическая активность населения. Она есть в Европе и отсутствует в странах постсоветского пространства.

Взлет популизма в развитых странах Запада происходит в условиях кризиса их развития, знаменующего переход от социально-либерального капитализма второй половины ХХ века к иной общественной модели, отвечающей реалиям нового столетия. Сила популизма на современном этапе не в характере предлагаемых им идей, сводящихся к простым решениям либо обращенных в прошлое, когда эти идеи были действенным инструментом преобразования действительности, а в отсутствии серьезных проектов будущего на политическом рынке. Поэтому нынешний взлет популизма в развитых демократиях, скорее всего, будет недолговечным.

На постсоветском пространстве, в условиях другого типа кризиса — стагнации и упадка, переживаемого странами этого региона, нет условий для развития популизма. Элиты здесь автономны от общества и не нуждаются в массовых политических мобилизациях, а массовые слои пассивны и в лучшем случае лишь эпизодически демонстрируют высокое политическое участие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.