Научная статья на тему 'ПАРАДОКСЫ РОССИЙСКОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ'

ПАРАДОКСЫ РОССИЙСКОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / МОЛОДЕЖНАЯ БЕЗРАБОТИЦА / СПЕЦИАЛИСТЫ / ЦЕНТРЫ ЗАНЯТОСТИ / РАБОТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мастюгин А.Ю., Кабаненко М.Н.

В статье сделана попытка обозначить основные причины и последствия низкой конкурентоспособности молодежи на рынке труда. Предложены способы для решения проблемы трудоустройства молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISES OF HOTEL BUSINESS

The reasons of bad employment among young people, a research of a condition of unemployment of youth, statistical indications, the estimating unemployment of the young population. The main reasons and consequences of small competitiveness of youth in labor market are established. Ways for a solution of the problem of employment of youth are offered.

Текст научной работы на тему «ПАРАДОКСЫ РОССИЙСКОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ»

УДК 331.538

Мастюгин А.Ю.

студент группы ИМп 41, кафедры «Экономика и менеджмент» Донской государственный технический университет

Россия, г. Ростов-на-Дону Кабаненко М.Н., доцент кафедры «Экономика и менеджмент» Донской государственный технический университет

Россия, г. Ростов-на-Дону ПАРАДОКСЫ РОССИЙСКОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ В статье сделана попытка обозначить основные причины и последствия низкой конкурентоспособности молодежи на рынке труда. Предложены способы для решения проблемы трудоустройства молодежи.

Ключевые слова: рынок труда, молодежная безработица, специалисты, центры занятости, работа.

Mastyugin A. Y.

student of the IMP 41 group, Economy and Management department

Don State Technical University Russia, Rostov-on-Don Kabanenko M.N., PhD Econ. associate professor «Economy and management» Don State Technical University Russia, Rostov-on-Don

COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISES OF HOTEL BUSINESS

The reasons of bad employment among young people, a research of a condition of unemployment of youth, statistical indications, the estimating unemployment of the young population. The main reasons and consequences of small competitiveness of youth in labor market are established. Ways for a solution of the problem of employment of youth are offered.

Keywords: labor market, youth unemployment, experts, job centers, work.

Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы.

Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах главной производительной силы общества - рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны. Очевидно, что при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных

возможностей. Таким образом, показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки его эффективности. В силу этого проблема безработицы в Российской Федерации приобретает исключительную актуальность.

Эта проблема нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций по обеспечению занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня.

Обозначим причины, обуславливающие региональную, частичную безработицу.

Первая причина - общемировой кризис экономики, отягощенный взаимными санкциями. Безработица растет во всем мире, отнюдь не только в России. Санкции на нашей экономике сказались не фатально, но все же сказались. К примеру, при закрытии или сокращении выпуска продукции каким-либо из градообразующих предприятий в разряд безработных попадают не только те сотрудники, которые были сокращены, но и те, кто занимался обслуживанием их труда, кто в той или иной степени был с ними связан экономически. Мультипликатор подсчитать непросто, встречаются разные значения, но в первую очередь страдают торговля, сфера услуг, транспорт, что зачастую ведет к дополнительным сокращениям уже в этих отраслях.

Вторая причина - отсутствие у молодежи должного профессионального образования. Благодаря системе учебно-производственных комплексов (УПК) советский десятиклассник вместе с аттестатом получал еще «корочку» о том, что у него есть определенная профессия. И это, не считая просто полезных навыков, полученных за время обучения в школе, - от банальных уроков труда, где учили держать в руках напильник и показывали основы работы на станках, и до кружков по интересам - автомотовождения, радиолюбительских и многих других. Большинство знаний у современной молодежи - из интернета, а практические навыки в среднем немногим выше нуля и достигнуты почти исключительно за счет самообразования.

Третья причина - «наследие 1990-х». В те годы считалось, что каждый уважающий себя молодой человек рожден «для работы в офисе», труд рабочего стал считаться уделом неудачников, так же, как и работа инженера, как и служба военного. Сперва котировались торговцы (спекулянты), потом брокеры (оптовые спекулянты), несколько позже - экономисты (высококвалифицированные бухгалтеры) и юристы, еще позже — люди свободных творческих профессий, теперь именуемые «креаклиат». И вот в этих-то областях в нашей стране явный «кризис перепроизводства», именно здесь - основная безработица.

Ну и четвертая причина, не менее важная: косность и нежелание,

инерция. Человек, «всю сознательную жизнь», то есть лет десять, проработавший в офисе, далеко не всегда готов менять привычный уклад на нечто принципиально новое, даже если оно лучше оплачивается.

Возникновение безработицы в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. Предпосылкой безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике в результате кризисных явлений 2014-2015 годов.

Подсчетом уровня безработицы в России занимаются следующие ведомства:

- Федеральная служба государственной статистики;

- Федеральная служба по труду и занятости;

- Министерство здравоохранения и социального развития (Минздравсоцразвития) РФ.

Однако, методика расчетов такова, что не учитывается скрытая безработица (те безработные, которые не получают пособия по безработице, т.е. не состоят на бирже труда). Поэтому полученный уровень безработицы в стране ниже уровня, полученного в результате социального обследования, опросов населения и предприятий.

Анализируя динамику безработицы в России можно убедиться, что в доперестроечный период практически отсутствовала проблема трудоустройства. В обществе господствовал принцип всеобщности и обязательности труда.

Так с 1992 г. по 1998 г. наблюдается резкий рост уровня безработных в стране (в среднем на 1,6 % в год), и достигает максимального показателя в момент кризиса 1998 года - 14 % в результате спада производства и структурных преобразований в экономике. Данной тенденции способствовали следующие факторы: во-первых, приватизация отечественных предприятий привела к сокращению работников, происходила волна массовых увольнений; во-вторых, несостоятельность и неконкурентоспособность предприятий привела к их банкротству; в- третьих, структурная перестройка экономики способствовала увеличению структурной безработицы.

На современное состояние безработицы в стране во многом повлиял кризис 2014-2015 годов. Реакцией на данный кризис стало сокращение затрат на персонал у 62 % опрошенных компаний (опрос проводила исследовательская компания НеаёНийег, участие в котором приняли 222 российские компании). Самый распространенный способ сокращения затрат на сотрудников - сокращение штата. Треть компаний (33 %) уволили часть сотрудников. Далее по популярности следуют такие меры, как уменьшение заработной платы (22 %), сокращение рабочей недели (14 %), вынужденный отпуск (16 %). Также довольно распространенным способом является

сокращение социального пакета (15 %).

Кризис не только привел к массовым увольнениям и безработице в России, но и породил спрос на ряд профессий, ранее не слишком популярных: юрист, специализирующийся на банкротствах, слияниях и поглощениях, инновационный менеджер, специалист по сокращению персонала, антикризисный управляющий, специалист в области финансового мониторинга и кредитных рисков и т.д.

В результате в 2015 году был достигнут максимальный уровень безработных после кризиса 1998 года. Согласно данным Росстата, число людей, ищущих работу, в России увеличилось до 7,7 миллиона человек, что составляет 10,2 % от экономически активного населения.

Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в сентябре 2015 г. составила 45,7 % (3,51 млн. человек), однако данный показатель снизился по сравнению с предыдущим годом на 1,6 %. Превышение доли мужчин среди безработных связано с тем, что «мужские» отрасли (такие как ВПК и др.) понесли большие потери, тогда как «женские» отрасли социального сектора (образование здравоохранение), напротив, увеличились.

Доля городских жителей среди безработных составила 66,4 процентов.

Безработица характеризуется превышением ее уровня среди сельских жителей по сравнению с уровнем среди городских жителей. В сентябре 2015 г. это превышение составляло 1,5 раза. Доминирование безработных среди городского населения объясняется тем, что сельским жителям проще переходить к производству товаров и услуг в домашних условиях. Также часть избыточного сельского населения передислоцируется в город, выравнивая сельскую и городскую безработицу.

Средний возраст безработных в сентябре 2015 г. составил 34,8 года, в том числе безработных мужчин - 35,3 года, безработных женщин - 34,3 года.

По данным на 2015 год, наибольшее количество безработных приходится на возрастные группы 20-25 лет, в результате высокой степени неопределенности, с которой сталкивается «новичок» на рынке труда и частой сменой работы (высокий уровень фрикционной безработицы). Наименьшее -55-59 лет в результате того, что люди предпенсионного возраста не склонны менять работу.

Среди безработных 31,4 % составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 30,4 % безработных. Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских.

В сентябре 2015 г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников (структурная безработица), составила 16,2 %, а доля лиц,

оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 19,8 процентов (фрикционная).

Проанализировав таблицу, можно сделать вывод, что высокий уровень безработицы наблюдается в регионах с высокой численностью населения, но с недостаточным экономическим развитием для обеспечения трудоспособного населения работой. Низкий уровень безработицы - в промышленных регионах и в регионах, массово создающих новые рабочие места в рыночных отраслях.

Отличительной особенностью безработицы в настоящее время является ее скрытый характер. Наибольшими масштабами скрытой безработицы отличаются регионы Северо-Востока и Дальнего Востока. Люди этих регионов склонны сами искать работу, не доверяя службе занятости. Также значительная часть населения занята в криминальной сфере.

В 2010 году в России, несмотря на преодоление последствий кризиса, уровень безработицы по-прежнему остается высоким. Так, по расчетам МОТ, в сентябре этого года было 5 миллионов безработных россиян. Каждый седьмой из ста человек подпадает под определение «безработный», следовательно, уровень безработицы составляет 7 процентов. По сравнению с предыдущим годом - снижение показателя на 3,2 процентов.

Однако посткризисные последствия все еще активно дают о себе знать: часть рабочей силы оказалась невостребованной, например, в связи с переходом на новые технологии в промышленности, или на электронный бухгалтерский учет

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры.

Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

- выплата пособий по безработице;

- создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей

выступают:

1) усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);

2) создание специальных служб для этих целей.

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

1) создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;

2) помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

1) проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;

2) создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

Пути решения проблемы безработицы подразделяются на прямой и косвенный.

Прямой путь - это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.

Косвенный - это административное или законодательное регулирование занятости. Это означает:

1. Обеспечение правовой защищенности наемных работников.

2. Использование альтернативных форм занятости.

Помимо гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками, нужно использовать и мировой опыт работы «дележа рабочих мест» (job-sharing) и «дележа работы» (work-sharing) во времени и пространстве. Сегодня ты работаешь, а завтра - я; ты - там, а я - здесь.

3. Развитие системы страхования от безработицы:

- повышение доли отчислений в фонд занятости, что позволит стимулировать структурную перестройку предприятий;

- использование страховых принципов, когда наряду с работодателем в формировании фонда участвует и сам работник;

- адаптация безработных к изменившимся требованиям рынка через систему профессиональной подготовки при максимальном учете имеющейся базовой квалификации;

- упрощение процедуры регистрации безработных в службах занятости.

4. Усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы.

5. Создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства, важнейшей задачей которого является устранение конфликтных ситуаций. Система социального партнерства на федеральном уровне призвана обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев - выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и занятости. Важнейшей задачей социального партнерства является устранение конфликтных ситуаций.

Перечисленные мероприятия не смогут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается

лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране. Поэтому проводимая в стране политика по борьбе с безработицей должна ориентироваться на долгосрочный период, обеспечивая не только занятость населения, но и стабильный экономический рост.

Использованные источники: 1.Коростелева А.А. Проблема молодежной безработицы и пути ее решения в современном обществе / А.А. Коростелева, М.Н. Кабаненко // Вопросы экономики и управления: мат. II Междунар. студ. науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2016. С. 53-57.

2.Чернышева Н.И. Пути решения проблемы молодежной безработицы в современном обществе // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2014. №2-1 С.155-160.

3.Панкратова Т.Б. Проблема молодежной безработицы и пути её решения // Сибирский педагогический журнал. 2011. №9 С.268-276.

4.Малин С.В. Особенности безработицы выпускников вузов в современной России // ГСЯР. 2013. №3 С.21-26.

Матвеева О. А. студент ЭМФ УлГТУ ФГБО У ВО УлГТУ Научный руководитель: Бабкина Е. В к.э.н доцент кафедры «Финансы и кредит» ФГБО У ВО УлГТУ

РФ, г. Ульяновск СТРАХОВЫЕ ФОНДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Что такое страховые фонды? Страховые фонды - это государственные органы, основная функция которых заключается в управление и руководстве обособленными видами государственного общеобязательного социального страхования. Задача страховых фондов состоит в следующем:

• собирать и аккумулировать страховые взносы;

• контролировать целевое использование денежных средств;

• обеспечивать своевременное финансирование страховых выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию;

• осуществлять ряд других функций, законодательно утвержденных Уставом (Положением).

Итак, можно выделить 3 основных внебюджетных фонда в Российской Федерации:

• Фонд обязательного медицинского страхования;

• Фонд социального страхования;

• Фонд пенсионного страхования. [1 ]

Так же деятельность страховых фондов регулируется рядом федеральных законов, нормативными актами и Бюджетным кодексом Российской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.