Научная статья на тему 'Безработица как глобальная проблема современной России'

Безработица как глобальная проблема современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1601
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
EMPLOYMENT / UNEMPLOYMENT / QUALIFICATIONS / LABOUR MARKET / UNEMPLOYMENT RATE / ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / КВАЛИФИКАЦИЯ / РЫНОК ТРУДА / УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ / ТРУДОУСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кириченко Светлана Васильевна, Шумилина Анастасия Борисовна

Статья посвящена исследованию одной из главных проблем в развитии экономики всего мира безработицы, в непосредственной зависимости от фактического уровня которой находится уровень эмиграции населения, преступности, а также в целом уровень жизни населения. Авторы отмечают, что, несмотря на возрастающий интерес к изучению проблемы безработицы со стороны широких слоев общественности и государственных органов, данные вопросы до настоящего времени остаются малоизученными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNEMPLOYMENT AS A GLOBAL PROBLEM OF MODERN RUSSIA

The article is devoted to the study of one of the main problems in the development of the economy of the whole world-the problem of unemployment, because close depending on the actual rate of unemployment is the level of emigration, crime rates, and the General standard of living of the population. The authors note that despite the growing interest in studying the problem of unemployment by the general public and government bodies, these issues remain undetermined to date.

Текст научной работы на тему «Безработица как глобальная проблема современной России»

УДК 342.734 ББК 67.400

© 2016 г. С. В. Кириченко,

доцент кафедры процессуального права Донского государственного технического университета кандидат юридических наук. Тел.: 8 (908) 513-85-53.

А. Б. Шумилина,

доцент кафедры коммерческого и предпринимательского права Донского государственного технического университета кандидат юридических наук. Тел.: 8 (904) 448-84-82.

БЕЗРАБОТИЦА КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Статья посвящена исследованию одной из главных проблем в развитии экономики всего мира -безработицы, в непосредственной зависимости от фактического уровня которой находится уровень эмиграции населения, преступности, а также в целом уровень жизни населения. Авторы отмечают, что, несмотря на возрастающий интерес к изучению проблемы безработицы со стороны широких слоев общественности и государственных органов, данные вопросы до настоящего времени остаются малоизученными.

Ключевые слова: занятость, безработица, квалификация, рынок труда, уровень безработицы, трудоустройство.

Kirichenko S. V. - Associate Professor, Department of Procedural Law, Don State Technical University, PhD in Law.

Shumilina A. B. - Associate Professor, Department of Commercial and Business Law, Don State Technical University, PhD in Law.

UNEMPLOYMENTAS A GLOBAL PROBLEM OF MODERN RUSSIA

The article is devoted to the study of one of the main problems in the development of the economy of the whole world-the problem of unemployment, because close depending on the actual rate of unemployment is the level of emigration, crime rates, and the General standard of living of the population. The authors note that despite the growing interest in studying the problem of unemployment by the general public and government bodies, these issues remain undetermined to date.

Key words: employment, unemployment, qualifications, the labour market, unemployment rate, employment.

Конституция РФ, занимая главенствующее место среди источников трудового права, провозглашает основные принципы и права в сфере труда. Конституционные основы трудового права составляют нормы ст. 2, 7 и 37. Так, в ст. 7 Основного закона установлено, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1]. В свою очередь, социальный характер нашего государства, в обязанности которого в соответствии со ст. 2 Конституции РФ входит «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина», и предопределяет необходимость создания системы прав и гарантий в сфере труда и социального обеспечения. Кроме того, п. 2 ст. 7 Конституции РФ закреплено: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер опла-

ты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» [1].

Эти положения соответствуют современной политике Международной организации труда, заключающейся в продвижении Концепции достойного труда, впервые представленной в 1999 году на 87-й сессии Международной конференции труда. Согласно Концепции достойным называется производительный труд, который одновременно является свободным, безопасным, справедливо оплачиваемым, не принижающим достоинство человека. Концепция достойного труда содержит четыре ключевых элемента, устанавливающих основные права в сфере труда, такие как социальный диалог, социальная защита и, что самое важное, достойная оплата труда и занятость.

По нашему мнению, защита от безработицы на сегодняшний день является важнейшим компонентом систем социальной защиты населения развитых и развивающихся государств. Часть 3 ст. 37 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы» [1]. Таким образом, принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве соответствует закрепленному в Конституции РФ праву на защиту от безработицы. Кроме того, данный принцип нашел свое выражение в Законе РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», которым установлены направления государственной политики в области занятости, полномочия органов государственной службы занятости, включая разработку и реализацию целевых программ и государственной политики в области занятости.

Рядом ученых принцип защиты от безработицы рассматривается в качестве основополагающего и непосредственно устанавливающего базу правотворчества в сфере трудовых отношений. Полагаем, что в конечном счете под принципом защиты от безработицы понимается возможность гражданина рассчитывать на получение работы, однако в условиях настоящего экономического кризиса это далеко не всегда представляется возможным.

Так, по официальным данным Федеральной службы государственной статистики, безработица в России в декабре 2015 года составила 5,8 % экономически активного населения, при этом в апреле 2016 года она увеличилась на 0,2 %. В то же время набирает обороты и скрытая безработица, увеличивающая реальную как минимум в два раза.

По нашему мнению, это объясняется тем, что данные официальной статистики формируются исходя из численности безработных граждан, официально зарегистрированных в органах службы занятости населения. При этом в связи с тем, что адекватная вероятность подбора работы, соответствующей уровню образования и квалификации безработного крайне мала, многие граждане, потерявшие работу, на учет в органы службы занятости не

встают, а предпочитают самостоятельный поиск работы. Кроме того, как показывает действительность, работодатель предпочитает не увольнять сотрудников, а оптимизировать свои расходы путем снижения их заработной платы.

Безработица является одним из итогов изменения социально-экономических отношений и органической составной частью формирующегося рынка труда. По сути, это неизбежный спутник экономики, где господствует несовершенная конкуренция. Как следствие, безработица оказывает крайне негативное влияние на все стороны жизни общества, в том числе социальную сферу, политику и экономику. В частности, она приводит к углублению социальной дифференциации в обществе, сокращению материального достатка граждан, росту количества людей с де-виантным поведением и преступности.

В трудах современных ученых данное явление рассматривается как долгосрочная и постоянная проблема, наносящая значительный экономический, социальный, психологический ущерб. Так, например, зарубежные экономисты определяют безработицу как несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Несмотря на то, что безработица имеет больше отрицательных моментов, нежели положительных, по мнению многих специалистов, она даже необходима, поскольку увеличивает производительность труда, стимулирует заинтересованность в качественном его выполнении, повышении квалификации работников.

Само понятие «безработица» действующим российским законодательством не регламентировано, а установлено определение «безработные». Так, ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 №9 1032-1 установлено, что «безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней» [2].

В настоящее время многообразие видов безработицы усложняет задачу ее сокращения. При этом единого мнения о классификации безработицы не существует. Так, например, выделяют естественную и вынужденную безработицу. Естественная безработица - это отражение равновесного состояния на рынке труда при совершенной занятости. В данном

случае количество людей, находящихся в поиске работы, приравнивается к числу вакансий. Однако естественная безработица имеет важную особенность, состоящую в том, что естественный уровень безработицы не является постоянным, поскольку подвергается пересмотру ввиду институциональных изменений. Нормой естественной безработицы считается ее уровень, составляющий 1,5-3 % от экономически активного населения. При этом применительно к Российской Федерации невозможно установить какой-либо допустимый уровень безработицы по причине низкого уровня жизни населения. Что касается вынужденной безработицы, то довольно емкое ее определение предложил В. И. Плакся: «...потеря работы лицами наемного труда по независящим от них экономическим причинам, выталкивающим наемных работников из сферы занятости, лишающим их возможности трудиться вопреки воле и желанию самих работников» [4, с. 176]. Таким образом, причинами вынужденной безработицы являются изменения в социально-хозяйственной жизни общества, приводящие к сокращению рабочих мест. В целом же вынужденная безработица выступает показателем реакции рынка труда на конъюнктуры процессов.

При этом единого способа борьбы с безработицей не существует. В числе наиболее распространенных методов решения данной проблемы во многих странах можно выделить социальную поддержку безработных, разработку способов переподготовки безработного населения, а также содействие в создании дополнительных рабочих мест.

Несмотря на то, что Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 предоставляет достаточно широкий спектр механизмов содействия занятости населению, первое место по-прежнему занимает материальная поддержка, выраженная в выплате пособия по безработице. Несомненно, размер пособия по безработице, как, впрочем, и минимальной заработной платы, невысок. Так, минимальный размер пособия по безработице в 2016 году составляет 850,00 рублей, а максимальный - 4900,00 рублей (постановление Правительства РФ от 12.11.2015 № 1223).

В настоящее время в Министерстве труда и соцзащиты РФ осуществляется подготовка проекта закона о расширении пакета выплат по безработице на 70 %. Глава ведомства счи-

тает, что именно такой должна быть поддержка государства тем людям, которые сейчас находятся действительно в тяжелых жизненных условиях.

В теории права существует два пути решения проблемы безработицы - прямой и косвенный. Первый - предполагает организацию новых рабочих мест, а также восстановление отечественного производства. Второй путь основан на законодательном регулировании занятости посредством усиления гарантий в сфере труда, развития института страхования от безработицы, нормативной проработки и обеспечении механизмов правовой защищенности наемных работников.

В России реализуется большое количество программ, способствующих сокращению безработицы в стране. Правительством РФ предпринимаются усилия по снижению ее уровня. Так, в целях создания правовых, экономических и институциональных условий, способствующих предотвращению роста напряженности на рынке труда, эффективному его развитию распоряжением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 298 утверждена государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» со сроком реализации - 2013-2020 годы [3]. В числе основных мероприятий, направленных на реализацию государственной программы, можно выделить: рост занятости населения и повышение эффективности использования труда; улучшение качества рабочей силы; создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры; создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и принципа приоритетного использования национальных кадров.

Реализация плана осуществляется Министерством труда и социальной защиты РФ, Федеральной миграционной службой. Сложно не согласиться с тем, что ведущую роль в создании необходимого рынка труда должно играть государство, создавая благоприятные условия для инвестирования, в том числе в новые технологии, внедряя различные программы переобучения работников, оказывая реальную поддержку малому и среднему бизнесу. Ввиду того, что Россия находится в состоянии затяжного экономического кризиса,

данные меры должны быть реализованы в ближайшее время.

Указанные положения корреспондируют с международными актами, где под правом на труд понимается именно обязанность государства содействовать занятости и право на свободу труда. К примеру, в ст. 6 Международного пакта от 16 декабря 1966 года «Об экономических, социальных и культурных правах» установлено, что государства признают право на труд, включающее в себя право каждого человека на наличие возможности зарабатывать тем трудом, который он свободно выбирает, тем самым акцент делается именно на свободе труда.

Важно осознавать, что в целом реализация программ по содействию населению способствует существенному сокращению безработицы, но не может ликвидировать ее в корне. Это возможно лишь на фоне улучшения экономической ситуации в стране. Очевидно, что при всем многообразии типов и форм безработицы нельзя выделить один метод борьбы с ней, каждому такому виду будет соответствовать своя политика борьбы.

Исходя из вышесказанного считаем целесообразным обозначить основные пути решения проблемы безработицы:

- бюджетное субсидирование рабочей силы на действующих предприятиях, в том числе путем кредитования государством заработной платы дополнительно нанятых рабочих;

- установление и работа системы профессиональной подготовки с учетом имеющейся базовой квалификации с целью адаптации работника к изменяющимся требованиям рынка труда;

- упрощение процедуры регистрации безработных в службах занятости;

- использование в трудовых отношениях страховых принципов, при которых в формировании фонда участвует как работодатель, так и непосредственно сам работник;

- стимулирование перехода предприятий на неполный рабочий день в целях перераспределения спроса на труд.

Для недопущения роста безработицы среди молодежи и оказания помощи ей в дальнейшем трудоустройстве могут использоваться следующие методы:

- финансовое поощрение молодежной занятости, в том числе путем предоставления налоговых льгот предприятиям, в штате ко-

торых молодые работники занимают оговоренную долю;

- создание специализированных организаций, предлагающих работу исключительно молодежи;

- создание центров обучения молодежи наиболее востребованным профессиям.

Как отмечалось выше, в рамках реализации прав граждан на полную и свободно выбранную занятость государством разрабатываются целевые программы с определенным сроком действия на рынке труда в Российской Федерации. Основную работу по их реализации осуществляет Государственная служба занятости населения, в обязанности которой входит создание условий для повышения качества рабочей силы, ее конкурентоспособности, обеспечения отраслей экономики работниками, а также содействие возвращению безработного в экономику, развитию форм социального партнерства, формированию региональных рынков труда и т. д.

В то же время при детальном рассмотрении деятельности всей системы можно заключить, что она в основном направлена на устранение уже существующей безработицы, ликвидацию последствий неравномерного распределения производственных сил и прав человека на труд, и такое положение необходимо изменить. Службам занятости необходимо работать на опережение безработицы.

Несмотря на существование множества программ по сокращению безработицы, все они не могут полностью ликвидировать данное явление. Для этого необходимо улучшение экономической ситуации в стране в целом, когда начинает расти спрос на товары, а значит, и на рабочую силу для их производ-

ТЛ и ________и

ства. В нынешней ситуации именно такой путь и нужен России, результатом которого должно стать сокращение безработных до уровня, соответствующего только фрикционной и структурной безработице.

Безработица носит ярко выраженную социально-экономическую окраску. С развитием экономики происходят изменения и в социальной сфере. Государство ищет способы, если не ликвидировать безработицу, то хотя бы найти рычаги ее снижения и методы поддержки безработных граждан.

При этом последствия безработицы как сложного социально-экономического явления нельзя оценить однозначно. В настоящее время американские специалисты признают, что

безработица - это нечто большее, чем экономическое бедствие или социальная катастрофа, она ведет к депрессии населения, бездеятельности, утрате квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев. Однако существует и иная точка зрения, сторонники которой считают, что в результате безработицы происходит перераспределение кадров путем сосредоточения их в

Литература

1. Конституция Российской Федерации // Собр. законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2015) // Собр. законодательства РФ. 1996. № 17. Ст. 1915.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 298 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения"» // Собр. законодательства РФ. 2014. №18. Ст. 2147.

4. Плакся В. И. Безработица: теория и современная российская практика (социально-экономический аспект). М., 2005.

видах деятельности, пользующихся наибольшим спросом.

В настоящее время безработица является одной из острейших проблем современного общества и неоспоримым показателем нестабильности экономики России. Добиться ее эффективного функционирования возможно только путем решения проблемы безработицы.

Bibliography

1. The Constitution Of The Russian Federation // Code of laws of the Russian Federation. 2014. № 31. Art. 4398.

2. The law of the Russian Federation from April 19, 1991 № 1032-1 «On employment in the Russian Federation» (ed. by 29.12.2015) // Code of laws of the Russian Federation. 1996. № 17. Art. 1915.

3. The Decree of the Government of the Russian Federation from April 15, 2014 № 298 «On approval of the State program of the Russian Federation "To promote employment"» // Code of laws of the Russian Federation. 2014. № 18. Art. 2147.

4. Plaksa V. I. Unemployment: theory and modern Russian practice (socio-economic aspect). Moscow, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.