Научная статья на тему 'Парадоксы электорального настроения'

Парадоксы электорального настроения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
371
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ELECTIONS / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ НАСТРОЕНИЕ / ELECTORAL MOOD / ЭЛЕКТОРАТ / ELECTORATE / ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ELECTORAL BEHAVIOR / ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ УЧАСТИЕ / ELECTORAL PARTICIPATION / АКТИВНОСТЬ / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Городецкая Е.Г.

В статье рассматриваются электоральные настроения, формирование мотивации электорального поведения населения. Проанализирован социально-психологический тонус электората и его поведение. Нами выявлена зависимость, что на настроение людей влияют их политические, социальные, экономические и личностные предпочтения, которые отражаются в электоральной активности, мотивации и электоральном поведении потенциальных избирателей. Рассматривается уровень социально-экономического состояния населения, которое влияет на их материальное положение. На материалах исследований центра «Социо» проанализированы активность и участие электората в выборах, а также роль и влияние СМИ на электоральное население.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PARADOXES OF ELECTORAL MOOD

The article considers electoral moods, formation of motivation for electoral behavior of the population. The socio-psychological tone of the electorate and its behavior are analyzed. We have revealed the dependence that the mood of people is affected by their political, social, economic and personal preferences, which are reflected in the electoral activity, motivation and electoral behavior of potential voters. The level of the socio-economic state of the population, which affects their financial situation, is considered. The materials of the Sotsio Center's research analyzed the activity and participation of the electorate in the elections, as well as the role and influence of the media on the electoral population.

Текст научной работы на тему «Парадоксы электорального настроения»

♦

СОЦИОЛОГИЯ

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 2 (68). 2016. № 2. С. 3-13.

УДК 316.022.2

ПАРАДОКСЫ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО НАСТРОЕНИЯ

Городецкая Е. Г.

E-mail: socio_melitopol@mail.ru

В статье рассматриваются электоральные настроения, формирование мотивации электорального поведения населения. Проанализирован социально-психологический тонус электората и его поведение. Нами выявлена зависимость, что на настроение людей влияют их политические, социальные, экономические и личностные предпочтения, которые отражаются в электоральной активности, мотивации и электоральном поведении потенциальных избирателей. Рассматривается уровень социально-экономического состояния населения, которое влияет на их материальное положение. На материалах исследований центра «Социо» проанализированы активность и участие электората в выборах, а также роль и влияние СМИ на электоральное население.

Ключевые слова выборы, мотивация, электоральное настроение, электорат, электоральное поведение, электоральное участие, активность.

ВВЕДЕНИЕ

Выборы являются ключевым механизмом представительной демократии, а также выступают в роли барометра, который позволяет называть данное общество гражданским, так как хоть на время объективно ставит власть в зависимость от масс. Если в странах с развитой либеральной демократией выборы - это лишь одна из форм привлечения граждан к публичной власти, то в нашем обществе, как показывает практика, это не единственная форма вовлечения населения в политический процесс. Именно это и позволяет тестировать с помощью социологических исследований содержание и характер электорального поведения основной массы населения и политические технологии субъектов избирательного процесса.

Участие в выборах, учитывая мотивацию электората, является достаточно сложным, многоуровневым процессом, который, по нашему мнению, включает в себя электоральное действие, электоральную деятельность и электоральное поведение. Результирующей составляющей участия в выборах является акт непосредственного электорального выбора.

Исследование электорального настроения, мотивации электорального выбора, электорального поведения и участия в выборах являются сегодня одной из

3

самых актуальных проблем, так как их изучение позволит спрогнозировать электоральную активность избирателей на предстоящих выборах.

Проблемы выборов и голосования на выборах, особенности электорального поведения в своих работах рассматривали - П. Бурдье, М. Вебер, К. Джанда, Э. Даунс, Д. Ламберт, Э. Ноэль-Нойман, С. Липсет и многие другие. Они предлагали как вербальные модели электорального поведения, так и критерии их оценки с использованием социологических и даже математических методов. Проблемы участия/неучастия в выборах рассматривали С. Верба и Л. Пай.

Свой вклад в изучение электорального поведения внесли и российские исследователи, в частности В. Амелин, Б. Грушин, В. Ильин, В. Комаровский, А. Кудинов, Ю. Левада, А. Ледяева, Е. Малкин, А. Морозова, А. Ослон, В. Пугачев, А. Соловьев, Е. Сучков, А. Шестопал, Г. Шипилов и др.

Однако, определяя вклад каждого из этих ученых, представляется целесообразным изложить и нашу точку зрения на проблему электорального настроения, электорального поведения и вопросы мотивации в современном украинском обществе, базируясь на результаты социологических исследований, которые проведены Центром научно-прикладных исследований «Социо».

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Подавляющее большинство авторов в разные времена утверждали, что именно выборы должны быть основным условием перехода власти из рук в руки, поскольку все другие формы и методы являются противоестественными, антигуманными, наконец, противоречащими системе общечеловеческих ценностей.

Следует согласиться с утверждением Ю. А. Веденеева и В. В. Смирнова, согласно которому именно выборы - «это политико-правовой институт, дает возможность выйти из состояния закрытого общества, преодолеть тоталитарное социополитическое и социокультурное наследие» [1, с. 25].

При этом наименее изученным в классических источниках направлением был анализ поведения людей в сфере политической жизни, особенно в плоскости электорального процесса, который со временем охватывал все большие слои общества, всех вместе и каждого в отдельности.

В работе «Основные социологические понятия» Макс Вебер писал: «"Мотивом" называется некое смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю достаточной причиной для определенного действия» [2, с. 611].

С точки зрения социологии электоральное поведение является одной из форм коллективного поведения [3]. В этом случае она может определяться как совокупность групповых представлений, настроений и действий, направленных на выбор вождя (лидера), группы (партии) и/или определенного социального порядка.

Итак, субъект участвует в голосовании потому, что этим действием он пытается прямо или косвенно удовлетворить свои определенные базовые потребности [4].

4

Одной из главных целей (мотивов) электорального поведения является не выбор того или иного кандидата, а изменения в нужную сторону (или сохранения) социальной (политической, экономической, психологической, экологической, криминальной, бытовой) ситуации.

Итак, у избирателя нет такой специфической потребности выбрать определенную человека на руководящую должность, но у него есть целый ряд потребностей, которые он пытается (надеется) удовлетворить через акт участия в выборах.

Таким образом, избиратель голосует не за кандидата, а за «свои нужды», и вся проблема сводится к вопросу о том, насколько кандидат (для избирателя) олицетворяет возможность эффективного удовлетворения актуализированных потребностей, насколько он может удовлетворить электорат.

Следует признать, что именно в неструктурированном обществе на отношение к политике и политикам, а следовательно, и к выборам все больше влияет уровень социального самочувствия граждан, который определяет переменные, характеризующие электоральные действия избирателей.

Понятие переменной уровня социального самочувствия включает в себя в первую очередь социально-психологический тонус населения определенной территории, который, в свою очередь, зависит от двух вводных - общей социально-экономическая ситуация в стране, а также состояния решения неотложных проблем определенной территории. Эти составляющие, а также самооценка своего статуса -социального и материального - представляют основу состояния социального самочувствия людей.

Между состоянием социально-психологического тонуса людей и их поведением в его многих сегментах нами выявлены зависимости, в соответствии с которыми это состояние неоднозначно влияет на политические и личностные предпочтения людей, на их электоральную активность, электоральные преференции, вообще на мотивацию всего электорального поведения потенциальных избирателей.

Как следует из многочисленных исследований, избиратели с высоким уровнем психологического тонуса, то есть довольные жизнью, активно поддерживают политические силы и политиков, которые представляют власть. Голоса избирателей, которые характеризуются средним состоянием тонуса, также способны склоняться в ее пользу или в пользу умеренной оппозиции, поскольку эта категория избирателей часто голосует за сохранение «статус-кво», боясь, если бы не было хуже. «Болото», которое не может определиться с состоянием своего тонуса, голосует по принципу «Как Бог на душу положит», что повторяется от выборов к выборам. Практика свидетельствует, что прогнозировать электоральное поведение и тем более электоральный выбор этой группы избирателей - самое сложное и часто неблагодарное дело.

Наконец, избиратели с плохим состоянием тонуса, как правило, распределяют свои голоса между политическими силами, которые находятся в оппозиции, в том числе - агрессивной. Сегодня «неструктурированные» протестники, которые злятся на все и на всех, как правило, не могут определить

5

единственного кандидата. Рассмотрим в связи с этим следующую таблицу, которая дает нам возможность определения состояния социально-психологического тонуса жителей восточных регионов [5, 6, 7].

Таблица 1

Распределение ответов респондентов на вопрос «Как Вы оцениваете _ситуацию в городе?» (%)_

Суждения респондентов исследования 2014 2015 2016

Ситуация такая же, как и везде - плохая. 14,0 23,3 34,9

Ситуация хуже, чем в других городах, районах и регионах, местная власть никак не может стабилизировать ситуацию. 12,1 7,7 18,9

Не знаю, не могу ответить. 32,4 28,4 17,0

Ситуация несколько лучше, чем в других городах и регионах, местная власть старается стабилизировать ситуацию. 19,7 16,7 12,3

Ситуация вполне удовлетворительная. 21,9 23,9 17,0

На нынешнем этапе мы наблюдаем увязку оценки ситуации на местах с общими проблемами страны и государства. Мы видим, что за три года оценка ситуации как «вполне удовлетворительная» и «лучше, чем в других городах...» снизилась, что и не удивительно. При этом резко возросла оценка в ухудшении ситуации, а доля уклонившихся от ответа на данный вопрос снизилась до 17 %. Дело в том, что глобальные проблемы хотя и волнуют обывателей, но не оказывают на них определяющего воздействия, поскольку проявляются именно в ценах, тарифах, дорогах, школах и т. п. конкретной территории.

Следует учитывать, что в сознании обывателей оценка ситуации во времени и пространстве, как правило, замыкается на самооценке своего материального положения. Анализ результатов исследования дает основание для однозначного вывода:

Таблица 2

Распределение ответов респондентов на вопрос «Какое из суждений

наиболее соответствует финансовому состоянию Вашего домохозяйства?» (%)

Суждения респондентов исследования 2014 2015 2016

Нам не хватает денег даже на еду. 1,9 9,7 20,5

Нам хватает денег на еду и оплату коммунальных платежей, но покупать одежду уже трудно. 26,9 33,7 46,8

Нам хватает денег на еду, одежду, и мы можем кое-что откладывать, но этого не хватает, чтобы покупать дорогие вещи (такие как холодильник или телевизор). 61,1 51,3 26,9

Мы можем позволить себе покупать некоторые дорогие вещи (такие как телевизор или 9,5 5,3 4,9

6

холодильник).

Мы можем позволить себе купить все, что захотим. 0,5 0,0 0,5

Из приведенной таблицы наглядно видно, что сохранился удельный вес «богатых» (последняя позиция), а число «зажиточных» уменьшилось, в течение трех лет уменьшается более чем в два раза удельный вес «малообеспеченных», увеличивается удельный вес «бедных» (с 27 до 46,8 %), и резко (почти в 10 раз) вырос процент «нищих».

Понятие уровня социального самочувствия включает в себя, как мы отмечали выше, также состояние решения неотложных проблем определенной территории и отношения к местным и региональным субъектам власти.

Напомним, что по расчетам отечественных специалистов, если оценка остроты какой-то проблемы превышает 60 процентов, то последняя может вызывать повышенную протестность, то есть стимулировать участие в протестных акциях, голосование против или «голосование ногами».

Резкое ухудшение самооценки материального положения (экономический статус) людей влияет на электоральное настроение участвовать в выборах, что и приводит к резкому падению и рейтинга власти. За последние два года почти треть взрослого населения можно отнести к противникам нынешней власти, которую респонденты характеризуют как такую, что «еще хуже прежней». Действия местных властей в целом поддерживают в тех регионах, где она хоть что-то пытается сделать, например: благоустройство города, ремонт дорог, вывоз мусора, организация досуга и т. д., и в то же время эти же респонденты не одобряют действия киевских властей. При этом около 10,0 % опрошенных считают с точностью до наоборот, а менее 9,0 % представляют так называемый «властный электорат», который поддерживает власть как на местах, так и в центре. Наконец, порядка 30 % респондентов склонны «соблюдать нейтралитет» либо из предосторожности, либо из принадлежности к абсентиентам.

Проводя исследования в регионах и округах, мы убедились, что электоральное поле каждого региона, каждого округа, каждого города или села имеет присущие только ему особенности и закономерности. Хотелось бы отметить следующее: чем более мотивированным является электоральный выбор, тем более активен и устойчив электорат. Мотивация в таких случаях приобретает фундаментальность причинности. Так, А. Шопенгауэр подчеркивал, что «все мотивы - причины... Мотивация по своей сущности не отличается от причинности и есть лишь ее особый вид, именно, причинность, проходящая через среду познания... Мотивация - это причинность, видимая изнутри...» [8, с. 34].

Понятие «мотивация» можно рассматривать в ключе социологии и психологии в двояком смысле.

Во-первых, оно обозначает систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое).

7

Во-вторых, это понятие применяется как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В конечном итоге мотивацию можно определить как совокупность причин социального и/или психологического характера, объясняющих социально значимое поведение человека или групп людей во всех его составляющих. Речь идет, в частности, о причинах - внешних или внутренних, - породивших данный вид социальных действий (практик), их направленности, моделях поведения при осуществлении этих действий и т. д.

Однако, по справедливому замечанию В. Д. Нечаева, чем выше оценивает избиратель цену выборов, тем больше его рациональное поведение будет похоже на поведение вкладчика банка, который, решая для себя куда вложить деньги, собирает информацию о предлагаемых процентных ставках, интересуется репутацией и надежностью банка, старается заручиться гарантиями относительно выполнения им своих обязательств. Если же цена выборов с точки зрения избирателя низка, то рациональным с его стороны станет получение прямой и непосредственной выгоды от участия в выборах или же неучастия в них. То есть его рациональное поведение будет скорее похоже на поведение покупателя (продавца), стремящегося получить выгоды от обмена в максимально краткосрочной перспективе [9].

Возможно, именно поэтому активность избирателей может падать вследствие потери у них интереса к выборам. Это происходит, как правило, когда речь идет о выборах, от которых, по мнению избирателей, мало что зависит, а избирательная кампания проходит скучно, без интриги и ярких событий. Чтобы достучаться до избирателей в ходе таких выборов, надо обладать мощным положительным образом, что встречается довольно редко.

Что касается проективной электоральной активности, то мы столкнулись с тем, что свое желание принимать участие в будущих выборах высказывают далеко не все жители, которые в нестабильной обстановке не видят рационального объяснения необходимости проведения этих выборов. Об этом говорит следующая таблица.

Таблица 3

Распределение ответов респондентов на вопрос «Если бы были

назначены досрочные выборы, Вы бы приняли участие в голосовании?» (%)

Суждения респондентов исследования 2014 2015 2016

Обязательно проголосовал бы. 23,4 21,3 18,5

Скорее всего, проголосовал. 46,5 36,0 38,8

Трудно сказать. 14,1 18,1 22,5

Скорее всего, не проголосовал бы. 4,5 6,5 5,9

Точно не проголосовал. 14,1 18,1 14,3

Самое парадоксальное состоит в том, что пассивная протестность к власти вообще стимулирует нежелание части избирателей идти на выборы, как и пассивная поддержка городских властей. Как правило, всплеск проективной активности наблюдается социологами по мере приближения выборов.

8

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что, во-первых, «поствыборные настроения» после выборов в местные органы власти и результатов политики нынешнего руководства («безвиз», «коммуналка», «закрытие предприятий», Крым и Донбасс) некоторое время еще будут влиять на симпатии и антипатии людей, а также их активность на любых выборах. Во-вторых, возможное редактирование формулы проведения выборов в советы любого уровня продолжит тенденцию на выпячивание партийно-политического сегмента малых и больших выборов.

Как показывают исследования, проведенные нами в ряде областей Украины, группирование электората вокруг определенной личности, вполне резонно проведенное в ходе президентских выборов, привело к возникновению большего количества избирательных проектов с целью популяризации лидера, а также оттягивания электората у других партий и их лидеров. Люди это видят, о чем свидетельствуют скачки рейтингов ведущих партий, фиксируемые украинскими социологами.

В результате мы можем констатировать, что сейчас партии не являются полноценным аккумулятором и артикулятором интересов населения, как бы это не пытались доказать сторонники «пропорционалки». Достаточно внимательно взглянуть на карту выборов в части голосования на президентских и парламентских выборах, чтобы увидеть результаты раскола менталитетов в Украине в целом. Кроме того, мы знаем, что часто в избирательные списки (как в центре, так и в первую очередь на местах) попадают особы, чья причастность к той или иной политической силе не имеет никакой идеологической почвы, а мотивирована стремлением пролоббировать и защитить собственные экономические интересы или обеспечить за счет этих «особ» пополнение партийной казны.

Таким образом, раскол менталитетов, персонифицированный подход в политике и слабость партий являются ключевыми методологическими проблемами политической системы Украины, которые в том числе существенно влияют и на процессы в регионах.

Начнем с того, что сегодня простому обывателю уже трудно понять «кто из ху» в партийной палитре страны. Уж больно быстро парламентские партии перебегают из одного лагеря в другой (благо коммунистов и регионалов выгнали из парламента), а также возникают как грибы и уходят в небытие новые партии. Все это отражается на «пересичных выборцях», все больше запутывающихся в трех политических соснах. Об этом свидетельствуют рейтинги политических партий.

Таблица 4

Рейтинг политических партий и блоков

_(%)____

Суждения респондентов 2014 2015 2016

Блок Петра Порошенко «Солидарность» 13,7 8,0 8,1

Всеукраинское объединение «Батькивщина» 3,9 3,3 3,6

Всеукраинское объединение «Свобода» 1,0 0,5 1,7

УКРОП - 11,1 3,0

Партия «Объединение "Самопомич"» - 3,1 3,7

Партия «Оппозиционный блок» 12,9 25,5 15,5

9

Наш край - 0,7 2,9

Радикальная партия Олега Ляшка 7,0 2,2 2,5

Примечание: меньше 1 % не указывались

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-первых, происходит общее снижение электоральной активности взрослого населения практически на всех территориях.

Во-вторых, исследование зафиксировало рост неструктурированной протестности части населения, что, как правило, приводит к перераспределению голосов избирателей в пользу, прежде всего, радикальных и популистских политических сил.

В-третьих, происходит обвал устойчивости базовых электоратов партий и блоков, представленных в парламенте, за исключением, пожалуй, оппоблоковцев (они единственная оппозиционная сила, которая пытается защитить права промышленных регионов, но как показывает практика, зачастую безуспешно).

В-четвертых, под воздействием потока противоречивой информации значительная часть населения теряет необходимый посыл на свое участие в выборах.

Сюда можно отнести и неадекватные события в Верховной Раде, показывающие, что депутаты более озабочены своими виртуальными разборками и противостоянием лидерских амбиций, отталкивают людей. В результате партиям, представленным в Раде, доверяют около 4-х процентов. Столько же респондентов считают, что их кандидат должен представлять какую-либо партию.

Раскол менталитетов, персонифицированный подход в политике и слабость партий являются ключевыми методологическими проблемами политической системы Украины, которые существенно влияют на процессы в регионах.

Отвечая на вопрос «Если будут назначены досрочные выборы в Верховную Раду Украины, будете ли Вы и дальше голосовать за старые партии или будете искать новую политическую силу?», приблизительно 20 % высказалось за поиск новой политической силы, ибо парламентские партии дискредитировали себя, не выполняя предвыборных обещаний.

Что касается образовательных групп, то здесь известные партии могут рассчитывать на голоса людей с минимальным уровнем образования. Но трудно сказать, не поддадутся ли они на популизм крайних сил украинского политикума? А вот интеллигенция будет искать новые политические силы, и именно на нее они должны рассчитывать. Среди возрастных групп молодое поколение, разочаровавшиеся в парламентских партиях, будет искать новые, а вот старшее поколение более консервативно, 35 % отдают предпочтение партиям, имеющим опыт работы в парламенте.

Анализируя ответы на следующий вопрос «Если Вы решили голосовать за новую партию, то какими должны быть ее приоритеты?», видим следующую картину: 42 % указали, что новая партия, прежде всего, должна иметь новых лидеров; 37,5 % - новая партия будет отвечать моим интересам, если ее приоритетом будет восстановление экономики Украины во всех регионах - от Львова до Донбасса; 21,6 % - политику государства должны определять интересы

10

его экономики; 20,2 % - основным приоритетом новой партии должна стать политика большей самостоятельности регионов; 18,8 % - основным направлением работы новой партии должна быть борьба с коррупцией, только 7,2 % - главным ее приоритетом должно стать объединение Украины перед лицом внешней угрозы [7].

Ни для кого не секрет, что средства массовой информации выступают важнейшим источником и фактором формирования социально активной личности и электорального настроения, политического сознания, стимулятором групповой активности, показателем социальной зрелости, развитости и открытости общественной системы.

Исследователи роли СМИ отмечают, что телевидение, Интернет и социальные сети, по сравнению с газетами и радио, являются главными каналами получения информации для избирателей. Об этом свидетельствуют следующие данные.

Таблица 5

Распределение ответов на вопрос «Скажите, пожалуйста, из каких источников Вы обычно узнаете о событиях?»

_(%)_

Суждения респондентов 2014 2015 2016

Общенациональные телеканалы 77,9 69,8 53,8

Зарубежные телеканалы - - 14,1

Областные, местные телеканалы 51,8 39,4 29,8

Газеты центральные 17,5 13,9 7,3

Газеты региональные, местные 16,3 21,9 19,3

Проводное, эфирное радио 19,0 24,9 7,5

Интернет-сайты 41,3 56,6 38,1

Социальные сети - - 17,8

Разговоры с родственниками, друзьями, знакомыми 22,3 34,5 20,4

Случайные разговоры в общественных местах, слухи 2,5 8,6 8,3

Трудно сказать 5,5 8,2 12,8

Наиболее действенным источником формирования общественного мнения остается телевидение (респондентам можно было отметить несколько позиций, поэтому общий процент ответов существенно превышает 100 %). На второе место выходит Интернет с социальными сетями, которые подверглись суровому наказанию Президента, но «голь на выдумку хитра», и мы сомневаемся, что этот процент серьезно уменьшится. Отметим также, что Интернет сегодня становится неплохим организатором социальных акций самого разнообразного характера. И это следует учитывать всем - от власти до бизнесменов. Третью позицию держит «сарафанное радио».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ електорального настроения и мотивации электорального поведения показывает, что на активность и устойчивость избирателей можно осуществлять

11

прогнозирование электоральной участия граждан, а также влиять на ход избирательной кампании.

Следует признать, что именно в неструктурированном обществе на отношение к политике и политикам, а следовательно, и к выборам все больше влияет уровень социального самочувствия граждан, которое характеризует предстоящие электоральные действия, электоральное поведение. На сегодня этот уровень не соответствует готовности электората принимать активное участие в выборах, наблюдается усталость и разочарование, даже получение безвиза не дало желаемого результата. Фиксируется увязка оценки ситуации на местах с общими проблемами страны и государства, резкое падение уровня жизни дает неудовлетворительную самооценку материального благосостояния. Парадоксом выступает то, что некогда активное и сплоченное население пытается выживать самостоятельно, не надеясь на государство. Количество запретов (социальные сети, сайты, телеканалы, язык, церковь) уже начинает давать обратную реакцию, даже старшее поколение обходит этот запрет, а это рано или поздно может привести к новым протестам, которые могут оказаться еще более кровавыми и непредсказуемыми.

Следует отметить, что, с одной стороны, чем однообразнее социум, ограниченнее информационное пространство, примитивнее образ жизни, тем более управляем и предсказуем избирательный процесс. С другой - в современном мире информационных технологий «желающий увидеть - да увидит, желающий услышать - да услышит».

Список литературы

1. Представительная демократия и электорально-правовая культура / Под общ. ред. Ю. А. Веденеев; В. В. Смирнова. - М. : Весь Мир, 1997. - 224 с.

2. Основные социологические понятия / М. Вебер // Избранные произведения: Пер. с нем. - М. : Прогресс, 1990. - 808 с.

3. Большевизм: норма или отклонение? / Ф. Ильясов // Вестник Рос. Академии наук. - 1996. -№ 2. - С. 47.

4. Тощенко Ж. Т. Социология: Общ. курс: Учеб. пособие для вузов / Ж. Т. Тощенко - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Прометей, 1999. - 512 с.

5. Анализ результатов исследования социально-политической ситуации жителей восточного региона Украины: научный отчет ЦНПИ «Социо», август 2014 г. / В. А. Чигрин, Е. Г. Городецкая. - Мелитополь - Симферополь, [б. и], 2014. - 64 с.

6. Анализ результатов исследования социально-политической ситуации жителей восточного региона Украины: научный отчет ЦНПИ «Социо», февраль 2015 г. / В. А. Чигрин, Е. Г. Городецкая. - Мелитополь - Симферополь, [б. и], 2015. - 54 с.

7. Анализ результатов исследования социально-политической ситуации жителей восточного региона Украины: научный отчет ЦНПИ «Социо», ноябрь 2016 г. / В. А. Чигрин, Е. Г. Городецкая. - Мелитополь-Симферополь, [б.и], 2016. - 64 с.

8. Этика Шопенгауэра / Н. В. Устрялов // Известия Юридического факультета. - Харбин, 1927. -Т. 4. - С. 34.

9. Избиратель: покупатель, продавец или вкладчик? / В. Д. Нечаев // Полит. исслед. - 2001. -№ 6 (65). - С. 40-50.

12

10. Анализ результатов исследования социально-политической ситуации жителей восточного региона Украины: научный отчет ЦНПИ «Социо», май 2017 г. / В. А. Чигрин, Е. Г. Городецкая. -Мелитополь — Симферополь, [б. и], 2017. - 67 с.

UDC 316.022.2

THE PARADOXES OF ELECTORAL MOOD

Gorodetskaya E. G.

E-mail: socio_melitopol@mail.ru

The article considers electoral moods, formation of motivation for electoral behavior of the population. The socio-psychological tone of the electorate and its behavior are analyzed. We have revealed the dependence that the mood of people is affected by their political, social, economic and personal preferences, which are reflected in the electoral activity, motivation and electoral behavior of potential voters. The level of the socioeconomic state of the population, which affects their financial situation, is considered. The materials of the Sotsio Center's research analyzed the activity and participation of the electorate in the elections, as well as the role and influence of the media on the electoral population.

Keywords: elections, motivation, electoral mood, electorate, electoral behavior, electoral participation, activity.

References

1. Substantial democracy and electoral-legal culture / Ed Yu. A. Vedeneev; V.V. Smirnova. — M.: The whole world, 1997. — 224 p.

2. Basic sociological concepts / M. Weber // Selected works. — M.: Progress, 1990. — 808 p.

3. Bolshevism: the norm or the deviation? / F. Ilyasov // Herald of the Ros. Academy of Sciences. — 1996. — № 2. — P. 47.

4. Toshchenko Zh. T. Sociology: Society. Course: Proc. Manual for universities / Zh.T. Toshchenko — 2nd ed. — M.: Prometheus, 1999.- 512 p.

5. Chigrin V. A., Gorodetskaya E. G. Analysis of the results of a study of the socio-political situation of residents of the eastern region of Ukraine: a scientific report of the Center for the Analysis of Socio-Economic Situations "Sotsio", August 2014. — Melitopol-Simferopol, 2014. — 64 p.

6. Chigrin V. A., Gorodetskaya E. G. Analysis of the results of a study of the socio-political situation of residents of the eastern region of Ukraine: the scientific report of the Center for Socio-Economic Analysis "Sotsio", February 2015. — Melitopol-Simferopol, 2015. — 54 p.

7. Chigrin V. A., Gorodetskaya E. G. Analysis of the results of a study of the socio-political situation of residents of the eastern region of Ukraine: a scientific report of the Center for Socio-Economic Analysis "Sotsio", November 2016. — Melitopol-Simferopol, 2016. — 64 p.

8. Ustryalov N. V. Ethics of Schopenhauer // News of the Faculty of Law. — Harbin, 1927. — T. 4. — P. 34.

9. Nechaev V. D. Voter: the buyer, the seller or the investor? // Polit. Issled. — 2001. — № 6 (65). — P. 40-50

10. Chigrin V. A., Gorodetskaya E. G. Analysis of the results of a study of the socio-political situation of residents of the eastern region of Ukraine: the scientific report of the Center for Socio-Economic Analysis "Sotsio", May 2017. — Melitopol-Simferopol, 2017. — 67 p.

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.