Научная статья на тему 'Электоральное поведение населения в рамках стратегического развития регионов и городов'

Электоральное поведение населения в рамках стратегического развития регионов и городов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
744
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НАСЕЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / ГОРОД / АКТИВНОСТЬ / ПОЛИТИКА / ВЫБОРЫ / ВЛАСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / РЕСУРС / ПАРТИЯ / ГЕНДЕР / СТРАТЫ / ELECTORAL BEHAVIOR / POPULATION / STRATEGIC DEVELOPMENT / REGION / CITY / ACTIVITY / POLITICS / ELECTIONS / POWER / INFORMATION / RESOURCE / PARTY / GENDER / STRATA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Татьяна Николаевна

В статье автор рассматривает электоральную активность населения, что становится важнейшим фактором развития регионов и городов. Электоральная активность граждан напрямую связана с определением направлений социально-экономической политики регионов и городов. Процесс выборов можно рассматривать как средство обратной связи электората и власти. Автор считает, что в современном российском обществе выборы являются процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании различных органов государственной власти, то есть осуществляется реализация гражданами их основных политических прав. На взгляд автор, важным направлением в изучении электорального поведения является исследование электоральной активности избирателей, которая характеризуется степенью вовлеченности индивида в электоральный процесс, а именно характером этой вовлеченности, выраженным в различных формах участия, а также определенными моделями поведения. В статье автор анализирует особенности электорального поведения граждан, которое имеет особое значение в условиях стратегического развития регионов и городов. На взгляд автора, результаты электоральных исследований являются ценным информационно-аналитическим ресурсом для органов государственной власти и местного самоуправления. Изучение особенностей электорального поведения граждан имеет особое значение в условиях стратегического развития города. Результаты электоральных исследований также являются ценным информационно-аналитическим ресурсом для органов государственной власти и местного самоуправления при формировании и реализации стратегий развития городской среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Иванова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTORAL BEHAVIOR OF THE POPULATION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE STRATEGIC DEVELOPMENT OF REGIONS AND CITIES

In the article, the author considers the electoral activity of the population, which becomes the most important factor in the development of regions and cities. Citizens' electoral activity is directly related to determining the directions of the socio-economic policies of regions and cities. The election process can be viewed as a means of feedback for the electorate and the authorities. The author believes that in modern Russian society elections are the procedure by which citizens participate in the formation of various state authorities, that is, citizens realize their basic political rights. In the author’s opinion, an important direction in the study of electoral behavior is the study of electoral activity of voters, which is characterized by the degree of an individual’s involvement in the electoral process, namely the nature of this involvement, expressed in various forms of participation, as well as certain patterns of behavior. In the article, the author analyzes the features of electoral behavior of citizens, which is of particular importance in the context of the strategic development of regions and cities. In the author’s opinion, the results of electoral research are a valuable information and analytical resource for state and local government bodies. The study of the characteristics of citizens' electoral behavior is of particular importance in the context of the strategic development of the city. The results of electoral research are also a valuable information and analytical resource for public authorities and local self-government in the formation and implementation of strategies for the development of the urban environment.

Текст научной работы на тему «Электоральное поведение населения в рамках стратегического развития регионов и городов»

социологически науки

Иванова Татьяна Николаевна ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ...

UDC 316.334.3:324

ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В РАМКАХ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ И ГОРОДОВ

© 2019

Иванова Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, доцент кафедры «Социология» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 16В, e-mail: IvanovaT2005@tltsu.ru)

Аннотация. В статье автор рассматривает электоральную активность населения, что становится важнейшим фактором развития регионов и городов. Электоральная активность граждан напрямую связана с определением направлений социально-экономической политики регионов и городов. Процесс выборов можно рассматривать как средство обратной связи электората и власти. Автор считает, что в современном российском обществе выборы являются процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании различных органов государственной власти, то есть осуществляется реализация гражданами их основных политических прав. На взгляд автор, важным направлением в изучении электорального поведения является исследование электоральной активности избирателей, которая характеризуется степенью вовлеченности индивида в электоральный процесс, а именно характером этой вовлеченности, выраженным в различных формах участия, а также определенными моделями поведения. В статье автор анализирует особенности электорального поведения граждан, которое имеет особое значение в условиях стратегического развития регионов и городов. На взгляд автора, результаты электоральных исследований являются ценным информационно-аналитическим ресурсом для органов государственной власти и местного самоуправления. Изучение особенностей электорального поведения граждан имеет особое значение в условиях стратегического развития города. Результаты электоральных исследований также являются ценным информационно-аналитическим ресурсом для органов государственной власти и местного самоуправления при формировании и реализации стратегий развития городской среды.

Ключевые слова: электоральное поведение, население, стратегическое развитие, регион, город, активность, политика, выборы, власть, информация, ресурс, партия, гендер, страты.

ELECTORAL BEHAVIOR OF THE POPULATION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE STRATEGIC DEVELOPMENT OF REGIONS AND CITIES

© 2019

Ivanova Tatyana Nikolaevna, Doctor of Sociology, Associate Professor of the Department "Sociology" Tolyatti State University (445020, Russia, Tolyatti, Belorusskaya str., 16B, e-mail: IvanovaT2005@tltsu.ru)

Abstract. In the article, the author considers the electoral activity of the population, which becomes the most important factor in the development of regions and cities. Citizens' electoral activity is directly related to determining the directions of the socio-economic policies of regions and cities. The election process can be viewed as a means of feedback for the electorate and the authorities. The author believes that in modern Russian society elections are the procedure by which citizens participate in the formation of various state authorities, that is, citizens realize their basic political rights. In the author's opinion, an important direction in the study of electoral behavior is the study of electoral activity of voters, which is characterized by the degree of an individual's involvement in the electoral process, namely the nature of this involvement, expressed in various forms of participation, as well as certain patterns of behavior. In the article, the author analyzes the features of electoral behavior of citizens, which is of particular importance in the context of the strategic development of regions and cities. In the author's opinion, the results of electoral research are a valuable information and analytical resource for state and local government bodies. The study of the characteristics of citizens' electoral behavior is of particular importance in the context of the strategic development of the city. The results of electoral research are also a valuable information and analytical resource for public authorities and local self-government in the formation and implementation of strategies for the development of the urban environment.

Keywords: electoral behavior, population, strategic development, region, city, activity, politics, elections, power, information, resource, party, gender, strata.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

В результате завершения выборов в 2018 году высокий интерес вызывает изучение факторов, влияющих на выбор избирателей. К этим факторам можно отнести образованные на основе жизненного опыта политические установки, которые выражают отношение людей к различным политическим явлениям. В первую очередь, это установки по отношению к политической системе, к отдельным политическим институтам, а также интерес к политике и к выборам. Особый интерес также вызывает изучение мотивов электорального поведения.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы.

Исследователи данной темы утверждают, что на электоральное поведение значительное влияние оказывают социально-демографические характеристики избирателей. К этим характеристикам относятся пол, возраст, уровень образования, материальное положение.

В работах таких отечественных ученых, как И. П. Яковлев [1], В. Р. Маркарян, А. М. Паликова [2], С. В. Пацынко и др. рассматривается проблема влияния на электоральное поведение средств массовой информации

и различных видов коммуникации [3-00000].

Изложение основного материала.

Таким образом, гипотезы исследования были построены на основе сравнения мнений жителей старшего поколения (от 36 лет и старше) и молодежи (от 18-35 лет), поэтому выборочная совокупность представлена в пропорции 50/50. По половому признаку респонденты разделились следующим образом: 50% - мужчины, 50% - женщины. Согласно уровню образования выборочная совокупность была представлена следующим образом: 7% - среднее (средняя школа), 4% - начальное профессиональное (профессиональное училище, технический лицей), 9% - среднее специальное (колледж, техникум), 80% - высшее, неоконченное высшее (ВУЗ).

Для начала следовало выяснить, в какой степени респонденты интересуются политикой. Примерно половина опрошенных ответили, что лишь изредка обсуждают политику с друзьями и родственниками (52%), распределение по возрастным группам оказалось примерно равным: молодежь - 54%, старшее поколение - 50%, однако женщины (31%) выбирали данный вариант ответа чаще, чем мужчины (21%). Четверть отметили, что внимательно наблюдают за политической информацией (25%),

Ivanova Tatyana Nikolaevna sociological

ELECTORAL BEHAVIOR ... sciences

совсем не интересуются политикой 14% опрошенных и 8% респондентов ходят на выборы, но не более того. В результате удалось выяснить, что жители г.о. Тольятти мало интересуются политической информацией и политикой в целом.

Далее мы узнали, знакомы ли респонденты с правовыми актами, регулирующими избирательный процесс. Имеют некоторое представление об их содержании 49% опрошенных, 40% респондентов знают, что они существуют, но не знают об их содержании, вариант ответа «знаю достаточно хорошо» выбрали 8% респондентов и 3% затруднились ответить на поставленный вопрос.

Затем мы поинтересовались, насколько хорошо респонденты знакомы с политическими партиями Российской Федерации (4 - Хорошо знаком с деятельностью этой партии и в целом её поддерживаю; 3 - Знаком с деятельностью этой партии, но не поддерживаю её; 2 -Слышал, но ничего не знаю об этой партии; 1 - Впервые слышу об этой партии; 0 - Затрудняюсь ответить). В результате наиболее популярной среди респондентов оказалась партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (3,16), следует отметить, что респондентов старшего поколения, поддерживающих данную партию оказалось больше, чем молодежи - 3,24 и 3,08 соответственно. Далее следуют «ЛДПР» - 2,67, «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» - 2,54, СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - 2,25, «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» - 2,17, «ПАТРИОТЫ РОССИИ» - 1,92, «Партия народной свободы» (ПАРНАС) - 1,48, «Демократическая партия России» - 1,46, «ПАРТИЯ РОСТА» - 1,38, «Социал-демократическая партия России» - 1,34, «АЛЬЯНС ЗЕЛЁНЫХ» и ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ - 1,31, «Народная партия России» - 1,27, «Народная партия «За женщин России» - 1,24, «Союз Горожан» - 1,19. В результате удалось определить, что респонденты в основном хорошо знакомы только с наиболее популярными политическими партиями Российской Федерации.

С помощью номинальной шкалы удалось выяснить из каких источников респонденты чаще всего получают информацию о политических событиях в городе/ регионе/ стране. Большинство опрошенных (81%) отметили, что получают информацию из Интернета. Молодёжь выбирала этот вариант ответа чаще (84%), чем представители старшего поколения (78%). Две трети опрошенных (62%) выбрали вариант ответа «Телевидение» (молодежь - 56%, старшее поколение - 68%). Половина респондентов (53%) отметили, что получают информацию с помощью Социальных сетей, данный вариант ответа молодежь (60%) выбирала чаще, чем представители старшего поколения (46%). С помощью радио получают информацию 23% респондентов (20% молодежь, 23% старшее поколение). Меньше всего респонденты пользуются Печатными СМИ (11%). Вариант ответа «Другое» выбрали 5% опрошенных. Таким образом, можно предположить, что СМИ, с помощью Интернета, Телевидения и Социальных сетей, оказывают значительное влияние на электоральное поведение жителей г.о. Тольятти, в то время как Печатные СМИ уходят на второй план в обеих возрастных группах.

Далее следует выяснить, какая форма политического участия респондентам ближе всего. Более половины респондентов (66%) предпочитают участвовать в выборах и референдумах. Этот вариант ответа старшее поколение (70%) выбирало чаще, чем молодежь (62%). Встречи с политическими лидерами выбрала 1/10 от общего числа респондентов (молодежь - 12%, старшее поколение - 8%). Участие в митингах и пикетах оказалось ближе 7% респондентов, 5% респондентов отметили участие в избирательных кампаниях и 3% выбрало вариант ответа «членство в политических партиях». 9% респондентов отметили, что им не близка никакая из перечисленных форм политического участия. Данный вариант ответа молодежь выбирала практически в 4 раза чаще, чем 86

представители старшего поколения - 14% и 4% соответственно. Таким образом, удалось выяснить, что выборы на сегодняшний день являются самой распространенной формой участия людей в политической жизни города.

Далее, с помощью порядковой шкалы, удалось выяснить, как часто респонденты участвуют в выборах. Одна треть опрошенных (31%) выбирала вариант ответа «Часто. Стараюсь не пропускать выборы» (молодежь - 30%, старшее поколение - 32%). Четверть опрошенных (26%) отметила, что ходит на выборы всегда. Представители старшего поколения выбирали данный вариант ответа в два раза чаще, чем молодежь - 36% и 16% соответственно. Вариант ответа «Редко. От случая к случаю» отметили 22% опрошенных. Совсем не ходят на выборы 20% респондентов, молодежь (30%) данный вариант ответа выбирала в три раза чаще респондентов старшего поколения (10%). Один респондент затруднился ответить на данный вопрос. Таким образом, можно сделать вывод о том, что молодежь как особая социально-возрастная группа менее активна в электоральном отношении, чем представители старшего поколения.

Для того, чтобы понять, чем руководствуются избиратели перед принятием решения, респондентом был задан вопрос: «На что Вы обращаете внимание перед тем как проголосовать за того или иного кандидата/ партию?». Две трети респондентов (35%) ответили, что изучают предвыборные программы кандидатов/ партий, 32% опрошенных ответили, что смотрят политические передачи по Телевидению, представители старшего поколения (36%) выбирали этот вариант ответа чаще, чем молодежь (28%). Читают блоги и статьи в Интернете 30% опрошенных, изучают биографии кандидатов - 18% респондентов (молодежь - 20%, старшее поколение -16%). Также 18% респондентов ответили, что принимают решение о том, за кого проголосовать на избирательном участке, стоит отметить, что данный ответ старшее поколение (22%) выбирало чаще, чем молодежь (14%). На мнение родителей, родственников, общества и окружающих полагаются лишь 10% опрошенных. Мнение друзей в данном вопросе волнует 4% респондентов, а 8% респондентов ответили, что голосуют по привычке. Двое респондентов в графе «Другое» отметили, что перед тем, как проголосовать изучают то, что кандидаты уже сделали. Один респондент ответил, что принимает решение интуитивно, на основе мелких фактов. Таким образом, удалось определить, что большинство респондентов стараются сформировать собственное мнение о кандидатах посредством просмотра политических программ и чтения статей и биографий кандидатов.

С помощью анкетирования удалось выяснить, с какой целью респонденты участвуют в выборах. Самым распространенным вариантом ответа среди опрошенных оказался «участвую потому, что считаю это важным» (42%), представители старшего поколения (46%) выбирали его чаще, чем молодежь (38%). Вариант ответа «участвую потому, что считаю это своим гражданским долгом» обе возрастные группы выбирали в равной мере - 34%, однако стоит отметить, что мужчины (23%) данный вариант ответа выбирали в два раза чаще, чем женщины (11%). 32% опрошенных участвуют в выборах для того, чтобы их голос не «украли» (молодежь - 30%, старшее поколение - 34%), 28% опрошенных своей целью участия в выборах видят в поддержке определенного кандидата/ партии (молодежь - 34%, старшее поколение - 32%). Четверть респондентов (25%) участвуют в выборах потому, что считают, что это способ что-то изменить в городе/ регионе/ стране, в то время как 15% респондентов участвуют в выборах ради интереса. Таким образом, основными мотивами участия в выборах у жителей г.о. Тольятти являются осознание важности выборов и своего участия в них, а также ощущение чувства выполненного гражданского долга.

Далее респондентам, которые ранее высказались о том, что не участвуют в выборах был задан вопрос: «По Balkan Scientific Review. 2019. Т.3. № 1(3)

социологически науки

Иванова Татьяна Николаевна ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ...

какой причине Вы не участвуете в выборах?», в результате чего были получены следующие результаты: обе возрастные группы в равной степени выбирали вариант ответа «выборы - это лишь формальность, всё решено заранее» - 18%, а также варианты ответов «от моего голоса ничего не изменится» и «не верю и в честность выборов» - 15%; 13% опрошенных считают, что на выборах обычно нет достойного кандидата. Своё недоверие по отношению к кандидатам и партиям высказали 12% опрошенных, молодежь (16%) выбирала данный вариант ответа в два раза чаще, чем представители старшего поколения (8%). В качестве причины неучастия в выборах 11% респондентов отметили нехватку времени. Примечательно то, что данный вариант ответа выбирала исключительно молодёжь (22%). Не считает участие в выборах важным 10% опрошенных, молодежь (16%) этот вариант ответа выбирала в четыре раза чаще, чем старшее поколение (4%). Не участвуют в выборах потому, что не знают, за кого голосовать 7% опрошенных. Один респондент в графе «Другое» отметил, что не участвует в выборах потому, что не разбирается в политике. В результате удалось определить, что основной причиной отказа от участия в выборах в обеих возрастных группах является недоверие к выборам и к кандидатам.

Далее удалось выяснить степень доверия респондентов к основным субъектам политической деятельности (4 - Доверяю; 3 - Доверяю частично; 2 - Не доверяю; 1 - Затрудняюсь ответить). Наибольшую степень доверия респонденты отметили по отношению к Президенту Российской Федерации (2,75), немного меньше респонденты доверяют выборам (2,54), Правительству Российской Федерации (2,53), Средствам массовой информации (2,53) и избирательной системе в целом (2,5). Следует отметить, что молодежь (2,6) склонна чуть больше доверять Средствам массовой информации, чем представители старшего поколения (2,46). Меньше всего респонденты доверяют Политическим партиям (2,34), Правительству Самарской области (2,27) и Администрации г.о. Тольятти (2,23).

С помощью порядковой шкалы удалось выяснить, насколько респонденты интересуются тем, как развиваются события в социально-политической жизни нашей страны. Половина опрошенных (52%) следят за развитием событий, но им это всё же не очень интересно. Молодежь (64%) выделяла данный вариант ответа значительно чаще, чем представители старшего поколения (40%). Также удалось определить, что мужчины (23%) выбирали данный вариант ответа практически в два раза чаще, чем женщины (11%). В то время как старшее поколение (44%) практически в два раза чаще, чем молодежь (24%) отмечало, что внимательно следит за развитием событий в стране (общий результат - 34%). Женщины (33%) выбирали данный вариант ответа чаще, чем мужчины (19%). Совсем не интересуются новостями страны 10% опрошенных, 4% - затруднились ответить на поставленный вопрос. Как выяснилось, молодежь проявляет меньший интерес к происходящим в стране социально-политическим событиям.

Также было интересно узнать, насколько респонденты интересуются социально-политическими событиями, происходящими в нашем городе. Результаты оказались схожими с результатами предыдущего вопроса - следят за развитием событий, но не интересуются ими 45% опрошенных (молодежь - 56%, старшее поколение -34%); внимательно следят за новостями 29% респондентов (молодежь - 20%, взрослое поколение - 38%); совсем не интересуются развитием событий в городе 16%, стоит отметить, что мужчины (11%) выбирали данный вариант ответа чаще, чем женщины (5%). Затруднились ответить на поставленный вопрос 10%.

Далее респондентам был задан вопрос: «Как Вы думаете, от чего в наибольшей степени зависит Ваше благосостояние?». Практически половина (42%) опрошенных считает, что их личное благосостояние зависит

от них самих, а именно от их целеустремленности и активности (мужчины - 24%, женщины - 18%). Молодежь (48%) данный вариант ответа выбирала чаще представителей старшего поколения (35%), в то время как старшее поколение (22%) практически в два раза чаще молодежи (12%) связывает своё благополучие с положением дел в обществе и условиями жизни в нем (общий результат -17%), данный вариант ответа женщины (13%) выбирали значительно чаще, чем мужчины (4%). Обе возрастные группы отмечали, что их жизненное благосостояние зависит от условий жизни в обществе и их собственных усилий в равной степени - 36% опрошенных. Мужчины (20%) выбирали данный вариант ответа чаще (16%). Затруднились ответить 4% опрошенных. Один респондент в графе «Другое» высказался о том, что его благополучие зависит от совокупности различных факторов. В результате удалось определить, что молодежь связывает свое благополучие в основном со своими собственными силами и возможностями, а не с положением дел в обществе. Можно предположить, что это в некоторой степени обуславливает пассивность молодежи в электоральном отношении.

С помощью следующего вопроса удалось выяснить, насколько респонденты оценивают свои собственные силы в решении городских вопросов. Респондентам предлагалась оценить в какой степени, по их мнению, они способны оказывать влияние на решения органов городской власти. В результате выяснилось, что респонденты склонны низко оценивать возможность своего влияния на органы городской власти. Варианты ответов «В малой степени» (41%) и «Ни в какой» (37%) преобладали в обеих возрастных группах. Тем не менее 18% опрошенных считают, что все же в некоторой степени могут оказывать влияние на городскую власть. Затруднились ответить 4% респондентов.

Далее интересно было бы узнать, какие проблемы, по мнению респондентов, являются наиболее распространенными в городе. Большинство опрошенных (86%) в обеих возрастных группах считают главной городской проблемой безработицу. Чуть менее остро, по мнению респондентов, стоит проблема, связанная с системой здравоохранения (63%). Следует отметить, что плохая экология в городе волнует молодежь (70%) сильнее, чем представителей старшего поколения (54%). Чуть более половины опрошенных считают, что коррупция (54%), алкоголизм (53%) и низкая социальная активность граждан (52%) являются наиболее важными проблемами в городе (мужчины - 31%, женщины - 21%). Также в обеих возрастных группах примерно в равной степени было отмечено, что наркомания (48%) на сегодняшний день является актуальной проблемой в городе. Меньше всего, по мнению респондентов, в городе распространена преступность (24%). Затруднились ответить на поставленный вопрос 4% опрошенных. Двое респондентов высказались о том, что к важнейшим проблемам города следует отнести также низкий уровень культуры, депрессивную городскую среду и неухоженность. Изучение тех общественных проблем, которые в большой степени волнуют избирателей, необходимо для разработки стратегии и тактики предвыборной кампании, поскольку они выступают в качестве требований избирателей к нынешним и будущим представителям власти. Следовательно, электоральная активность граждан также зависит от того, как разработаны предвыборные кампании кандидатов или партий - рассматриваются ли в них определенные решения наиболее важных для избирателей проблем.

Поскольку опрос проводился незадолго до выборов Президента Российской Федерации, следовало выяснить готовность респондентов участвовать в выборах. Так респондентам был задан вопрос: «Если бы выборы Президента России состоялись бы в следующие воскресенье, Вы бы пошли?». В результате удалось выяснить, что 40% опрошенных отметили свою готовность прий-

Ivanova Tatyana Nikolaevna

ELECTORAL BEHAVIOR .

sociological sciences

ти на выборы. Старшее поколение (48%) чаще, чем молодежь (32%) давало положительный ответ на данный вопрос. Вариант ответа «Скорее, да» отметило 26% респондентов. Большую неуверенность в своем участии в выборах показала молодежь (30%) (старшее поколение -22%). Вариант ответа «Скорее, нет» отметило 11% опрошенных. Точно не пойдут на выборы 17% опрошенных, стоит отметить, что молодежь (20%) данный вариант ответа выбирала чаще, чем представители старшего поколения (14%). 6% опрошенных ответили, что не знают, пойдут они на выборы или нет. Таким образом, можно наблюдать у старшего поколения более высокую готовность к участию в выборах по сравнению с молодежью.

Рассмотренные критерии оценки электоральной активности, а именно критерий интереса к политике, критерий участия в выборах, критерий значимости выборов, критерий доверия к институту выборов позволяют выделить несколько особенностей электорального поведения жителей г.о. Тольятти. В целом электоральное поведение жителей г.о. Тольятти характеризуется средней степенью вовлеченности в социально-политическую жизнь общества. Если старшее поколение внимательно следит за событиями, происходящими в городе и стране, а также более активно в вопросах участия в выборах, то молодежь скорее пассивна. Как показывают результаты исследования, большинство респондентов отмечают важность выборов и считают своим гражданским долгом прийти на них и проголосовать, тем не менее, даже несмотря на регулярное участие в выборах, у некоторых жителей г.о. Тольятти всё же присутствует представление о том, что от их участия в политике ничего не изменится. Также большинство считает, что не способно оказывать влияние на администрацию города в решении городских вопросов.

Выводы исследования и дальнейшее изучение перспектив в этой области.

В результате проведенного социологического исследования удалось определить, что возраст, как фактор, влияющий на электоральную активность, имеет большое значение в исследовании электорального поведения жителей г.о. Тольятти. Была подтверждена одна из гипотез исследования о том, что молодежи в большей степени свойственен абсентеизм. В этой связи целесообразным представляется более глубокое изучение причин низкой электоральной активности среди молодежи г.о. Тольятти. В качестве причин отказа от участия в выборах в этой возрастной группе можно выделить нехватку времени, недоверие к кандидатам, партиям и выборам в целом, убежденность в том, что выборы - это лишь формальность, и что всё решено заранее. Также следует отметить, что молодежь менее интересуется новостями города и страны. Как выяснилось, молодежь в вопросах собственного благополучия склонна больше полагаться на себя, чем на положение дел в обществе, что, предположительно, может являться причиной низкой электоральной активности молодежи г.о. Тольятти. Можно сделать вывод о том, что молодежь г.о. Тольятти характеризуется преимущественно направленностью на себя, тем самым значимость участия в политической и социальной жизни города для молодежи снижается. Таким образом, важнейшей характеристикой электорального поведения жителей г.о. Тольятти является низкая электоральная активность среди молодежи. В этой связи значимым является совершенствование и реализация наиболее эффективных методов вовлечения молодёжи в избирательный процесс, а также развитие правовой культуры молодежи.

В отличие от молодежи, старшее поколение характеризуется более высокой электоральной активностью. Опираясь на полученные данные можно сделать вывод о том, что готовность участия в выборах у старшего поколения выше, чем у молодежи. В данной возрастной группе ярко выражена заинтересованность в социально-политической жизни общества, а также отмечается

важность выборов в целом. Представители старшего поколения склонны считать, что их личное благополучие в большей степени зависит от положений дел в обществе, следовательно, они более заинтересованы в решении социально-политических проблем общества.

В результате проведенного исследования также было установлено, что разница в характеристике электорального поведения мужчин и женщин незначительна.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Яковлев И. П. Современные теории массовых коммуникаций. — СПб: Роза мира, 2004. — 95 с.

2. Паликова А. М. Роль СМИ в формировании электорального выбора российских избирателей // Государственное управление. Электронный вестник. — 2011. — № 27. — С. 20.

3. Савченко С. М. Электоральное поведение граждан в контексте модернизации современного российского общества: Автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04; [Место защиты: ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»]. — Ростов-на-Дону, 2012. — 32 с.

4. Ярыгин Г.О., Ярыгин О.Н. Моделирование электорального процесса: от концептуальной к компьютерной модели //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 101-106.

5. Инджиев А.А. Современное электоральное поле социальных медиа: рекурсии и перспективы //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 339-342.

6. Монне Т.А. Многоуровневый анализ языковых единиц политического газетного текста в России и Франции //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 75-80.

7. Ежов ДА. Актуальные тенденции и факторы электоральной активности российской молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 356-358.

8. Девдариани Н.В., Рубцова Е.В. Управление средствами массовой информации и манипулирование общественным сознанием // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 349-353.

Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ 18-411-630001 р_а «Концептуальная модель региональной идентичности населения Самарского региона».

Balkan Scientific Review. 2019. Т.3. № 1(3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.