Научная статья на тему 'ПАРАДОКС ГИФФЕНА'

ПАРАДОКС ГИФФЕНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПРОС / ПАРАДОКС ГИФФЕНА / ЭФФЕКТ ДОХОДА / ПОТРЕБЛЕНИЕ / ЦЕНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева Ю.А., Рыжкова О.И.

Самый первый парадокс стал известен в экономической теории под названием “парадокса Гиффена”. В научной и учебной литературе встречается несколько вариантов объяснения этого парадокса. В большинстве работ по экономической теории говорится о том, что английский экономист XIX века Р.Гиффен обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX века объём спроса на картофель существенно увеличился при росте цен на него. Подобная ситуация полностью противоречит классической постановке закона спроса - при росте цены на товар объём приобретаемого товара должен уменьшаться, а он увеличивается. Это явление и получило название «парадокса Гиффена».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПАРАДОКС ГИФФЕНА»

знании // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 4; URL: http://www.science-education.ru/110-9705

3. Сабекия Р.Б. Самореализация человека в мире / Р.Б. Сабекия. - Уфа: Гилем, 2006. - 141 с.

Алексеева Ю.А. студент

факультет ветеринарной медицины

Рыжкова О.И. доцент

ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА Россия, г. Ижевск

ПАРАДОКС ГИФФЕНА Аннотация: Самый первый парадокс стал известен в экономической теории под названием "парадокса Гиффена". В научной и учебной литературе встречается несколько вариантов объяснения этого парадокса. В большинстве работ по экономической теории говорится о том, что английский экономист XIX века Р.Гиффен обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX века объём спроса на картофель существенно увеличился при росте цен на него. Подобная ситуация полностью противоречит классической постановке закона спроса - при росте цены на товар объём приобретаемого товара должен уменьшаться, а он увеличивается. Это явление и получило название «парадокса Гиффена».

Ключевые слова: спрос, парадокс Гиффена, эффект дохода, потребление, цена.

Парадокс Гиффена экономистами объясняется следующим образом: «Дело в том, что картофель представлял основной продукт питания ирландских бедняков. Повышение его цены вынудило их сократить потребление других, более дорогих и качественных продуктов. Поскольку все же картофель оставался сравнительно наиболее дешевым продуктом, объём спроса на него вырос...»

Рассмотрим парадокс Гиффена в виде кривой - зависимости цены товара (Р) от количества получаемого блага^).

1_I.

о <2* —Яа С}

Рис. 1. Парадокс Гиффена

Если цена на товар повышается с Р1 до Р , то количество покупаемого блага должно сократиться с Ql до Q2. Однако в результате неурожая с ростом цены на картофель спрос на него не упал, а возрос при цене Р2 с до Q3. Это означает сдвиг кривой спроса из положения D1 в состояние D2. Если соединить точки N1, N2 и так далее, то в долговременном плане получится, что спрос на картофель (кривая D) изменяется в том же направлении, что и цена, т. е. кривая долговременного спроса имеет не отрицательный, а положительный наклон. Данный парадокс относится не к конкретно-историческому промежутку времени, а к типичной ситуации, которая может повториться. Поэтому появилось даже оригинальное разделение товаров на две группы - нормальные товары и «товары Гиффена». Часто понятие товаров Гиффена употребляется применительно к современной российской экономике. В принципе, к товарам Гиффена относят товары «благ низшего порядка»: крупы, картофель, хлеб, искусственные жиры, синтетическую одежду, дешёвые овощи и т.п. В любом случае "парадокс Гиффена" рассматривается экономистами как исключение из закона спроса. Но так как целый ряд товаров стал называться "Гиффеновским", то следует отметить, что разговор должен вестись уже не об исключении, а о хорошо изученной закономерности. В экономической науке есть несколько очень логичных интерпретаций этого явления и построено несколько теорий, объясняющих суть парадокса, и дополняющих теорию спроса. При этом правда, приходится делать ряд допущений о замкнутости системы, о характере доходов и т.п. Считается, что наиболее аргументировано обосновал возможность появления парадокса Гиффена русский учёный Е.Е.Слуцкий, который в 1915 году опубликовал статью «К теории сбалансированного бюджета потребителя». Краткий смысл его обоснований заключается в следующем: доход малообеспеченной группы населения ограничен и практически полностью уходит на потребление товаров первой необходимости. Повышение цен на хлеб (или картофель) приводит к тому, что реальный доход потребителя уменьшается. В результате этого он вынужден сокращать потребление одного из товаров.

Этим товаром является более дорогое благо, поэтому потребитель вынужден сокращать объёмы потребления мяса и подобных товаров. При этом он недополучает часть необходимых для удовлетворения потребностей в еде и продуктов. Их недостаток он компенсирует увеличением объёмов потребления хлеба, картофеля и других, более дешёвых благ. Парадокс Гиффена наблюдался в России с первой половины 90-х гг. Спад уровня потребления в 90-е гг. охватил практически все продукты, за исключением картофеля (потребление которого выросло на 16%) и хлебобулочных изделий (объем потребления которых остался практически на том же уровне. При этом следует отметить, что количество хлеба в России население потребляет не везде одинаково: в Москве, например, 90 кг в год, а в некоторых российских регионах - до 260 кг в год.

Наибольшие объемы производства пшеничного хлеба из муки высшего сорта производились в таких регионах РФ как: Республика Татарстан, Самарская область, Тюменская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Ростовская область, Республика Саха (Якутия), Алтайский край, Башкортостан, Оренбургская область, Саратовская область, Наибольшие объемы ржаного хлеба по-прежнему производились в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Нижегородской области, Кировской области и Республике Татарстан.

Классическими примерами эффекта Гиффена в России являются:

• спрос на соль и спички в России в периоды социальных потрясений - запасы этих товаров, накопленные в период массовой истерии, могут потом расходоваться годами;

• ажиотажный спрос на гречиху в России и Украине в 2010 г. (удачная манипуляция массовым сознанием, позволившая экспортерам получить сверхприбыли).

По данным Росстата, стоимость продуктов в 2014 году увеличилась на 10%. Основной пик взлета цен был зафиксирован в последние месяцы года — ноябрь и декабрь, в остальное же время темпы подорожания не обгоняли инфляцию. Больше всего за 2014 год подорожали следующие продукты: гречневая крупа (72%); сахарный песок (29%); рыба (20%); сыр (17%); яблоки (17%); мясо (15%).

Указанные цифры являются средними по всем регионам. В некоторых городах изменение стоимости продуктов было более существенным. Ощутимым оказалось изменение стоимости овощей и фруктов. При этом цены выросли не только на импортную продукцию, но и на российскую. В среднем рост цен на продукты данной категории составил 15-20%. За год (с 2014 по 2015), как свидетельствуют данные Росстата, больше всего в процентном соотношении подорожали товары невысокой ценовой категории

со средней стоимостью не выше 500 рублей. В лидерах годового роста оказались таблетки и продукты: ртутный термометр, гречка, орехи, валидол, сухофрукты, замороженные овощи, валокордин.

Среди продуктов питания всех остальных обогнала гречка. С июня 2014 года цена на нее выросла на 91% — до 67 руб. С декабря 2014-го эта крупа подорожала всего на 0,3%, а в апреле 2015 года Росстат фиксировал снижение цены. Рост цен на гречку осенью 2014 года произошел на слухах о неурожае в Алтайском крае — главном производителе в России. Минсельхоз тогда уверял, что гречки хватит на всех, однако цены на полках магазинов взлетели почти вдвое: производители стали «придерживать» сырье, переработчики и поставщики повышать цену, покупатели сметать с полок крупу «про запас». В 2015 году тяжелее всего пришлось людям, которые привыкли покупать импортные деликатесы. При среднем подорожании продовольственной корзины на 15-17% повышение цен на иностранную продукцию окажется более существенным — до 70-100%.

В 2016 году стоит ожидать серьезного повышения цен на следующие продукты:

1. Шоколад, какао, кофе. Основная причина роста цен на эту группу товаров — лихорадка Эбола, которая привела к снижению объемов производства.

2. Яблоки и все продукты, их содержащие. Причина этому одна — санкции.

3. Рыбная продукция (по той же причине).

4. Подсолнечное масло. В России урожай подсолнечника в прошедшем году был плохой, а импортное сырье стоит дорого.

5. Птица, мясо, яйца. Все наши животные питаются импортными комбикормами, что серьезно отразится на ценах.

Говоря проще, существенное подорожание произошло на все импортные продукты из-за роста курсов евро и доллара, а также сильно выросли цены на отечественную продукцию, которую производят с использованием зарубежных ингредиентов. На все остальные продовольственные товары цены также повысились, но по сравнению с перечисленными продуктами подорожание будет не так заметно.

Использованные источники:

1. Светуньков С.Г. Модели спроса и предложения в пространстве цена-объем-доход/ М.: Аналитическое агенство BENSON// 2002 - с.106

2. Грязнова А.Г., Юданова А.Ю. Микроэкономика: практический подход: учебник/ М.: КН0РУС//2004 - с.672

3. Мэнкью Н. Принципы микроэкономики. 2-е изд./ СПб.: Питер// 2003 -с.560

4. http://www.rbc.ru/business/ Дата обращения к сайту: 30.10.15

5. http://sovetnik.consultant.ru/ Дата обращения к сайту: 30.10.15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.