Научная статья на тему 'Парадигма творчества Виктора Сидоренко в художественном пространстве Украины рубежа ХХ и ХХІ веков'

Парадигма творчества Виктора Сидоренко в художественном пространстве Украины рубежа ХХ и ХХІ веков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
77
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
CONTEMPORARY ART / INSTALLATION / PAINTING / ART CURATOR / ART CRITICISM / SOCIALIST REALISM / СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / ИНСТАЛЛЯЦИЯ / ЖИВОПИСЬ / АРТ-КУРАТОР / ИСКУССТВОВЕД / СОЦРЕАЛіЗМ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кривушенко Богдан Олегович

Статья посвящена творчеству известного украинского художника Виктора Сидоренко. Рассматривается общий характер художественного языка мастера, освещается его выставочная, кураторская, научная деятельность, роль в презентации современного искусства Украины в мировом культурном пространстве. Акцентируется концептуальность проектов В. Сидоренко, многослойность их философского содержания, взаимодействие публики с его арт-объектами. Анализируются определенные, наиболее значимые проекты В. Сидоренко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VICTOR SIDORENKO'S CREATIVITY PARADIGM IN UKRAINE'S ART SPACE BOUNDARY OF THE XX AND XXI CENTURIES

The article is dedicated to the work of the famous Ukrainian artist Viktor Sidorenko. The general character of the artistic language of the master is considered, its exhibition, curatorial, scientific activities, the role in the presentation of modern art of Ukraine in the world cultural space are highlighted. The author emphasizes the conceptual nature of V. Sidorenko's projects, the multilayered nature of their philosophical content, and the interaction of the public with his art objects. Certain, most significant projects of V. Sidorenko are analyzed.

Текст научной работы на тему «Парадигма творчества Виктора Сидоренко в художественном пространстве Украины рубежа ХХ и ХХІ веков»

VICTOR SIDORENKO'S CREATIVITY PARADIGM IN UKRAINE'S

ART SPACE BOUNDARY OF THE XX AND XXI CENTURIES Krivushenko B.O. (Ukraine) Email: Krivushenko447@scientifictext.ru

Krivushenko Bogdan Olegovych - Graduate Student, DEPARTMENT OF ART CRITICIZM AND EXPERTIZE, NATIONAL ACADEMY OF CULTURE AND ARTS MANAGEMENT, KIEV, UKRAINE

Abstract: the article is dedicated to the work of the famous Ukrainian artist Viktor Sidorenko. The general character of the artistic language of the master is considered, its exhibition, curatorial, scientific activities, the role in the presentation of modern art of Ukraine in the world cultural space are highlighted. The author emphasizes the conceptual nature of V. Sidorenko's projects, the multilayered nature of their philosophical content, and the interaction of the public with his art objects. Certain, most significant projects of V. Sidorenko are analyzed.

Keywords: contemporary art, installation, painting, art curator, art criticism, socialist realism.

ПАРАДИГМА ТВОРЧЕСТВА ВИКТОРА СИДОРЕНКО В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ УКРАИНЫ РУБЕЖА

ХХ И ХХ1 ВЕКОВ Кривушенко Б.О. (Украина)

Кривушенко Богдан Олегович - аспирант, кафедра искусствоведения и экспертной деятельности, Национальная академия руководящих кадров культуры и искусств, г. Киев, Украина

Аннотация: статья посвящена творчеству известного украинского художника Виктора Сидоренко. Рассматривается общий характер художественного языка мастера, освещается его выставочная, кураторская, научная деятельность, роль в презентации современного искусства Украины в мировом культурном пространстве. Акцентируется концептуальность проектов В. Сидоренко, многослойность их философского содержания, взаимодействие публики с его арт-объектами. Анализируются определенные, наиболее значимые проекты В. Сидоренко. Ключевые слова: современное искусство, инсталляция, живопись, арт-куратор, искусствовед, соцреал1зм.

Рубеж ХХ и ХХ1 в. в украинской художественной культуре обозначен, как и любая рубежная эпоха, появлением множества различных стилевых поисков. Этот период характерен тенденций к противостоянию реалистической школы и актуального искусства, взаимопроникновением видов и жанров искусства, стремлением к стиранию граней между ними, укреплению эпатажа как одного из инструментов воздействия художника на публику. Все эти процессы, наметившиеся уже давно, особенно активно дают себя знать в «рубежные» периоды, которым особенно присуща смена мировоззренческой парадигмы творческой личности. Начало «нулевых» в украинской культуре отмечено знаковыми событиями, связанными не только с традиционными процессами открытия новых галерей, выставочных пространств, появления новых проектов в арт-поле страны, но и активизацией, обновлением и заметной трансформацией форпостов ее официального искусства, представленного Академией Искусств Украины, Национальным Союзом художников. Уникальность этого времени для официального украинского искусства заключается в том, что среди его представителей, помимо почтенных седовласых носителей

академизма, нередко дискредитирующих его идею своей архаичностью и невосприимчивостью к веяниям времени, активно появляются представители прогрессивных новых веяний, занимающие ведущее положение на культурном горизонте. Именно они, ворвавшись свежим дыханием в затхлость стоячей воды искусства страны, начали наново форматировать его облик. Противостояние между мэтрами и неофитами - одна из характерных черт периода обновления искусства, и в «нулевых» она снова дает себя знать. Вдохновленность и смелость молодого поколения пробивает брешь в традиционном восприятии творчества, создает новую философию, формирует новую парадигму искусства в художественной культуре рубежа веков. Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры -alma-mater для многих поколений украинских художников втечение вот уже ста лет, именно здесь зарождалось то, что впоследствии становилось ядром художественного авангарда государства. А Национальный Союз художников Украины - организация, чей строгий суд в течение многих десятилетий выносил вердикт, быть или не быть тому или иному мастеру в сонме общепризнанных творцов украинской арт-элиты. Но в начале 2000-х ситуация меняется. Из этой же среды, сформированной вековыми традициями и освященной непререкаемостью авториретов, вышла плеяда художников, создавших новый облик украинского искусства, изменивших его русло и ход течения. Имея за спиной академическую выучку и пройдя крепкую традиционную школу, они пошли по пути отказа от традиционализма, зачастую - пути противостояния ему, создав собственную, альтернативную реальность, в которой получили спасение многие представители молодой генерации художников. И эта профессиональная общность, объединенная инакомыслием, часто - бунтарством и всеотрицанием, начала пропагандировать новое и свежее, декларируя свободу самовыражения и отчетливо видя разницу между приверженностью традициям и устаревшими взглядами, отсутствием развития. Для таких личностей, которых становилось все больше, тоже нужен был форпост, под эгидой которого можно было бы объединять все творческие веяния, склонные к новому и нестандартному, что назревало давно и лишь в 2001 г. получило свою материализацию. В 20001 г. в Киеве был создан Институт проблем современного искусства, инициатором, идеологом и директором которого стал Виктор Дмитриевич Сидоренко (1953 г.р.). Именно эта сруктура, преимущественно благодаря Сидоренко, быстро стала идеологическим форпостом молодой генерации украинской арт-элиты.

Виктор Сидоренко - одна из наиболее влиятельных, знаковых фигур художественной жизни Украины втечение уже многих лет. Возможно, в силу того, что его собственная творческая биография складывалась не так гладко и легко, как хотелось бы, он, получив возможность влиять на судьбы молодых художников, приложил максимум усилий для того, чтобы у них была площадка для самовыражения, экспериментов и поле для новаторства. Он создал новое арт-пространство, с собственной мировоззренческой парадигмой - здесь не приходится пробиваться через тернии, художник обладает правом быть самим собой, не скованный цензурой и не подавляемый авторитетами. В. Сидоренко стал неким модулем художника рубежа веков нового типа - с прекрасной академической выучкой, но совершенно новым типом мышления, складом ума и методами самоутверждения в художественном мире, культурном пространстве. Сидоренко создал очаг, к теплу пламени которого потянулись творческие личности, создающие альтернативную художественную реальность, - далекую от пафоса, официоза и штампов. Среди них львиная доля молодежи, получившей шанс реализовать свои саме смелые замыслы и презентовать их как у себя в стране, так и за ее рубежами. Персоналии «круга Сидоренко» входят в число наиболее известных, ангажируемых художников, представляющих Украину на Венецианском Биеннале (кстати, в 2007 г. наполнением украинского павильона в Венеции занимался как раз Виктор Сидоренко [7]), на престижных мировых аукционах. Одна из особенностей, отличающих

105 ■ European science № 6 (48)

художников круга Сидоренко, - их высокий интеллектуальный уровень, они не просто художники, но философы, создатели собственных арт-концепций, которые сами в состоянии сформулировать как при помощи инструментария своего творчества, так и дать им вербальные экспликации, что бывает не так часто.

Сам Виктор Сидоренко - художник, начинавший в реалистической манере, в связи с чем творческий почерк его раннего периода даже оценивали как фотореализм и документаизм [5]. Сидоренко можно отнести и к харьковской, и к киевской школам: он родился в Казахстане, учился и проходил творческое становление в Украине, в Харькове, откуда позже переехал в Киев, а на сегодняшний день является еще и иностранным членом Академии художеств Узбекистана [7]. Художник занимается живописью, с которой связан его ранний период, этап формирования творческого ego, и от которой он не отказался и сейчас, скульптурой, фотографией, инсталляцией, его проекты многоуровневы по замыслу и сложны по техническому воплощению. Но главное - они являются визуализацией философских сентенций, откликом художника на реальность, или же инструментом для его борьбы с ней, для ее переформатирования. Сидоренко, пройдя харьковскую школу, стал прекрасным рисовальщиком, начинал с масляной живописи («Натюрморт со ступкой и горохом», 1990 г.; «Вторжение», 1996 г.), к которой обращается и ныне («Несвоевременные», 2018 г.), но техника мастера всегда необычна, это не классическая масляная живопись в ее традиционном понимании. Сидоренко не остановился на постижении академических основ изобразительного искусства. Его интересы разносторонни. Он побывал и народным депутатом от Союза художников Украины (1989-1991 гг.), и заместителем Союза художников Украины (1997-2005 гг.), в 2002 г. получил профессорское звание, стал кандидатом искусствоведения (2005 г.), является вице-президентом Академии искусств Украины, работает и как арт-куратор, пишет научные статьи, монографии. С 2001 г. по сегодняшний день Сидоренко возглавляет Институт проблем современного искусства, который ныне можно считать одной из наиболее престижных художественных платформ и дискуссионных площадок страны. Институт занимается не только выставочной деятельностью, но и научной -организует конференции, издает научные сборники, журналы, готовит аспирантов, которые имеют возможность защитить свои диссертации в этих же стенах, - институт открыл специализированный ученый совет. Таким образом, Сидоренко инициировал процесс, демонстрирующий замкнутый арт-цикл, структура обеспечивает себя как художниками, так и критиками, часто эти две ипостаси синтезированы в одной личности. Интеллектуальное искусство - среда, создаваемая кругом Сидоренко, декларирующая мысль, выход из толпы, главенство индивидуальности.

Работы В. Сидоренко узнаваемы, хорошо принимаемы публикой, арт-критиками, галеристами, продаваемы на аукционах. Они хранятся в коллекциях разных стран мира (Украина, США, Финляндия, Казахстан), его персональные выставки, помимо Украины, проводились во Франции, Италии, США, России, групповых проектов, в которых принимал участие художник, насчитывается много десятков (Украина, Россия, Германия, Франция, Италия, США, Китай, Финляндия, Нидерланды) [6]. Но работы ныне Народного художника Украины (1998 г.) успешно продаваться начали не сразу, несмотря на высокий эстимейт, - путь мастера к «арт-олимпу» не был усеян лепестками роз [1]. Идеи его проектов всегда необычны, сложны и часто несут зерно вызова. Почи все работы автора тяготеют к огромным размерам - но это не гигантомания, это монументализм. Например, на выставке в одесском музее в 2018 г. зрителя встречала четырехметровая черная скульптура «человека в кальсонах» - как символ угрозы довлеющей серости и обезличивания, привлечение внимания к проблеме (ил. 1). О герое большинства проектов Сидоренко зрелого периода, пришедшегося как раз на рубеж веков, давно пишут критики, журналисты, философы. Его, уже ставший нарицательным, знаменитый «человек в кальсонах» - красная нить множества проектов, от фотографии и скульптуры до сложных инсталляций, которые

увидели разные страны мира. От натюрмортов и образов женщин, которые были решены вполне в духе времени, в 1980-начале 1990-х гг., еще в харьковский период, Сидоренко переходит к поискам сути человеческого естества, идее поиска человеком самого себя в социуме, борьбы за утверждение собственного «я» и страха перед самоутратой, страха слияния с серой массой. Темы проектов Сидоренко говорят сами за себя: «Амнезия» (1995 г.), «Ритуальные танцы» (1996/97 г.), «Цитохронизмы» (2002 г.), «Жернова времени» (2003 г.), «Аутентификация» (2006 г.), «Левитация» (2008/2009 гг.), «Деперсонализация» (2009 г.; 2017 г.), «Погружение»,

Рис. 1. Выставка В. Сидоренко «Атональная реальность». Одесса, 2018 г.

«Отражение в неизвестном» (2012 г.), «Сдача крови» (2013 г.), «Атональная реальность» (2018 г.), «Упражнения по энтузиазму» (2019 г.), др. Некоторые проекты имеют довольно большую протяженность во времени, как, например, «Деперсонализация», идея которой с 2008 г. претерпевала определенные трансформации (рис. 2), и спустя десятилетие проект в обновленной форме снова презентовался публике (рис. 3). Сидоренко с помощью своего «человека-клона» или «человека в кальсонах» привлекает внимание к темам, которые еще не так давно были «табу», а последние десятилетия стали особенно обсуждаемыми в связи с обретением возможности высвобождения творческого духа из-под гнета тоталитаризма и освобождением от цензуры. Типизация, обезличивание, унификация - синонимы страха для творческого человека, сохранение памяти, акцентирование индивидуальности, свобода полета фантазии - его цели.

Рис. 2. Сидоренко В. Из проекта «Деперсонализация». Париж, 2009 г.

107 ■ Еигореап Баепсе № 6 (48)

Все это можно прочесть в проектах художника. Художественный язык Сидоренко универсален, его прекрасно воспринимает и считывает публика разных стран мира. Могие из проектов автора проходят своего рода апробацию на площадке Института проблем современного искусства, основанного Сидоренко, и уже оттуда выходят в открытое пространство. Цветные клоны его «человека в кальсонах» можно было видеть на улицах Киева, Парижа, под открытым небом, где любой проходящий мимо мог почувствовать сопричастность и очередной раз задуматься о собственном «я» и способах его сохранения в серой массе толпы и о методах борьбы с машиной типизации и обезличивания, в престижных галереях, на выставочных пространствах разных городов.

Но среди самых строгих судей - как раз коллеги мастера по институту, поскольку здесь собран «цвет» отечественного современного искусства и весьма придирчивые представители ученого мира. Однако концепции проектов Сидоренко жестко выверены, сформированы так, что ни один аспект не сможет быть подвергнут критике без ответа - идея, до того как воплотиться в материале (от живописи до инсталляции), проходит не одну стадию трансформации: Сидоренко - и философ, и историк искусства, и критик, поэтому собственную идею в состоянии и продуцировать, и дать ей экспликацию в вербальной форме, и визуализовать в разных формах. К тому же, размышления мастера о художественном процессе находят отображение и в монографиях, и в статьях (к слову, каждый издаваемый в институте журнал, как и большинство монографий, содержат и вступительные комментарии, написанные директором института).

Рис. 3. Сидоренко В. Из проекта «Деперсонализация». Киев, 2017 г.

Арт-пространство, демиургом которого выступил Виктор Сидоренко, - это экспериментаторская площадка для апробации новых идей, технологий, материалов. На этом поле ведут дискуссии как о вечных темах - смыслах искусства, поиске истины, исторической памяти, героизации человека или методах его уничтожения. Художники о говорят о вечном, но по-новому: говорят инновационными проектами, эпатажными и нестандартными как по форме, так и по содержанию, привлекая внимание к визуализации концепцияй своего мироощущения. Но главное, что есть в каждом проекте, либо созданном самим Сидоренко, либо курируемым им, - это синтез свободы творческого самовыражения, наличие глубокого философского подтекста и высокой планки профессионального уровня практического воплощения идеи.

Еигореап Баепсе № 6 (48) ■ 108

Список литературы /References

1. Белькевич Д. Арт-каток, или цифрами по творческому самолюбию/Mrt Ukraine. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://artukraine.com.ua/a7art-katok-ili-ciframi-po-tvorcheskomu-samolyubiyu-viktor-sidorenko#.XaMj0lUzbIV/ (дата обращения: 13.10.2019).

2. Булавта Н. Футурама Вжгора Сидоренка // Fine Arts. 2009. № 1.

3. Буцинина Е. Виктор Сидоренко: найти человека. Art Ukraine. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://artukraine.com.ua/a/viktor-sidorenko--nayti-cheloveka#.Xa7TfpIzbIU/ (дата обращения: 22.10.2019)

4. Киев: проект Виктора Сидоренко в галерее «Триптих АРТ». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://museum.net.ua/news/kiev-proekt-viktora-sidorenko-v-galeree-triptih-art/ (дата обращения: 13.10.2019)

5. Свое место в искусстве. [Электронный ресурс]. https://zn.ua/personalities/svoe-mesto-v-prostranstve-.html/ (дата обращения: 30.10.2019).

6. Сидоренко BiKmop Дмитрович. [Электронный ресурс]. http://www.mari.kiev.ua/about/our-staff/sydorenko-viktor (дата обращения: 13.10.2019).

7. Сидоренко BiKmop Дмитрович. [Електронний ресурс]. Режим доступу: http://academia.gov.ua/sites/Sydorenko/Sydorenko.htm (дата обращения: 13.10.2019).

8. Смирна ЛВктор Сидоренко: мистецтво шюзш i трансформацш // Мистецтвознавство Украши: зб. наук. праць; 1ПСМ НАМ Украши. К.: Муз. Украна, 2013. Вип. 13. С. 33-41.

109 ■ European science № 6 (48)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.