Научная статья на тему 'Украинский ленд-арт период «Новой волны»: истоки и тенденции развития'

Украинский ленд-арт период «Новой волны»: истоки и тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
459
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕНД-АРТ / ЭНВАЙРОНМЕНТ / ФЕСТИВАЛЬ / ВЫСТАВКА / LAND ART / FESTIVAL / EXHIBITION / ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вышеславский Глеб Анатолиевич

В данной статье рассматривается проблема становления и развития украинского ленд-арт периода, обозначенного как «новая волна»; рассмотрено творчество отдельных представителей данного направления, дан анализ двум главным тенденциям; обозначены хронологические вехи развития ленд-арт движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UKRAINIAN LAND ART OF THE “NEW WAVE” PERIOD: ITS BEGINNINGS AND DEVELOPMENT TRENDS

This article deals with the problem of formation and development of the Ukrainian land art period which is called “new wave”; works of some representatives of this trend are studied; two main tendencies are analyzed; chronological periods of Land Art movement are marked.

Текст научной работы на тему «Украинский ленд-арт период «Новой волны»: истоки и тенденции развития»

Я • 7universum.com

vEL UNIVERSUM:

//л филология и искусствоведение

УКРАИНСКИМ ЛЕНД-АРТ ПЕРИОД «НОВОЙ ВОЛНЫ»: ИСТОКИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Вышеславский Глеб Анатолиевич

научный сотрудник отдела проблем эстетики и культурологи Института проблем современного искусства,

Украина, г. Киев E-mail: ulib@ i.ua

UKRAINIAN LAND ART OF THE "NEW WAVE" PERIOD: ITS BEGINNINGS AND DEVELOPMENT TRENDS

Vysheslavskiy Gleb

Research Scientist of Department of Aesthetics and Culturology Problems,

the Institute of Contemporary Art,

Ukraine, Kiev

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается проблема становления и развития украинского ленд-арт периода, обозначенного как «новая волна»; рассмотрено творчество отдельных представителей данного направления, дан анализ двум главным тенденциям; обозначены хронологические вехи развития ленд-арт движения.

ABSTRACT

This article deals with the problem of formation and development of the Ukrainian land art period which is called "new wave"; works of some representatives of this trend are studied; two main tendencies are analyzed; chronological periods of Land Art movement are marked.

Вышеславский Г.А. Украинский ленд-арт периода «Новой волны»: истоки и тенденции развития // Universum: Филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2014. № 4 (6) URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/1245

Ключевые слова: ленд-арт, энвайронмент, фестиваль, выставка.

Keywords: land art, environment, festival, exhibition.

Украинский ленд-арт — яркая страница в современном искусстве последних десятилетий. Становление этого направления на территории Украины происходило постепенно, но любой этап являет собой определенную ступень, каждая из которых является многогранной и не до конца исследованной. В данной статье представлена попытка анализа этого направления через выявление истоков и формирования определенных тенденций в дальнейшем.

Начиная со второй половины 1990-х годов, ленд-арт как творческий метод привлекал многих художников Киева, Ужгорода, Ивано-Франковска и других городов. Массовое увлечение ленд-артом началось с фестиваля «Весенний ветер» в Киеве, с мастерских В. Бахтова в Ольвии, с пленэров в Закарпатье. Позднее, к концу 1990-х, география была расширена, благодаря чему возникли многочисленные ленд-арт симпозиумы в Могрице, Шишорах, Виннице, Херсоне, Гурзуфе и на Хортице.

Однако современному периоду существования ленд-арта предшествовали времена, когда композиции художников в окружающей среде еще не воспринимались как нечто самостоятельное. Ленд-арт в 1960 — 1900-х годы не мыслился художниками и зрителями в качестве самостоятельного явления. Он возникал как параллельные проявления сценографии. К примеру, ленд-артовские композиции режиссера и художника Сергея Параджанова создавались во время съемок фильма «Цветок на камне» (1962), «Тени забытых предков» (1964) и др. Но существовали исключения. Так, по рассказам современников, в 1972 году художник и искусствовед Борис Лобановский (1926—2002) демонстрировал знакомым на территории археологического раскопа в Киеве ленд-арт композицию «Вагон» (1972). На огромной площади автор прокопал рвы, которые изображали древние постройки. Из железнодорожной цистерны через систему шлангов рвы заполнялись водой

и красной краской — древним символом оживотворения вещей «кровью». Композицию следовало смотреть с вечера, с расчетом отражения захода солнца и первой зари в животворящей «воде-крови». Очевидно, что автор произведения широко использовал обрядово-ритуальные и этнические аллюзии. Заинтересованность художника архаикой материалов подтверждается и тем, что незадолго до этого им была издана монография под названием «На скалах и в глубине пещер» (Киев, 1971). Таким образом, взаимосвязь праисторического искусства и новейших проявлений украинского ленд-арта, благодаря Б. Лобановскому, имеет достаточно выразительные очертания. Кроме ритуальной составляющей, которая, безусловно, доминировала, произведение содержало и социально-политическую подоснову. Со временем, в 1970—1980-х годы в украинском ленд-арте можно проследить обе тенденции: архаично-ритуальную и социально-политическую. Обе возникали каждый раз спонтанно, поскольку авторы по известным причинам ограниченного обмена информацией не знали о достижениях своих коллег. Чаще всего художники объединяли ленд-арт с акционизмом, однако в большинстве случаев природная среда или элемент стихий были центральной и неотъемлемой частью произведения, равноправным субъектом композиции.

Интересно и то, что подобные эксперименты очень созвучны с идеями так называемой «украинской проповеднической традиции», в частности, с идеями Пантелеймона Кулиша и с его резким противопоставлением периферии и центра. Игорь Юдкин обобщает эту идею более конкретно: «Осуждение Вавилона и его башни предполагает своеобразную морфологию культурного ландшафта, в основу которой положено сопоставление центра и периферии [...] только периферия обеспечивает перманентность культурогенеза, притяжение, наследие развития культуры» [10, с. 79]

Социально-политическая тематика с элементами абсурда привлекала круг художников одесского АПТАРТА. Это сказалось и на их работе в природной среде. Ими были спроектированы несколько произведений на границе ленд-арта и перфоманса, которые можно охарактеризовать как живую ленд-арт

скульптуру. К примеру, Леонид Войцехов разработал «концептуальный ленд-проект» (определение автора) под названием «Ниагарский фонтан» (1976—1977). В 1982 году в Одессе Юрий Лейдерман и Игорь Чайкин сделали перфоманс с элементами ленд-арта под названием «Русская идиллия». В следующем 1983 году был создан ленд-арт проект Л. Войцехова и В. Хруща «Зельечко». Название и действие участников порождали ассоциации, связанные с проблемой распространения наркомании в СССР. В 1984—1985 годы Людмила Скрипкина и Олег Петренко фотографировали композиции из собственных тел в природной среде предместья Одессы. В композициях прослеживался отход от социальной тематики в сторону архаики, а также в сторону игры с культурными архетипами. В 1983 году художники объединения одесского АПТАРТА принимали участие в выставках нонконформистского искусства на подмосковной даче художника Мироненко: «АПТАРТ в натуре» и «АПТАРТ за забором». Именно тогда они создали несколько ленд-арт объектов. «Концептуализм АПТАРТА был ярким проявлением периода постмодернизма, которое обусловило уникальность опыта одесского нонконформизма в контексте других городов Украины» [2, с. 43]. Искусство ленд-арта в 1980-х развивали и другие украинские художники, которые жили на тот момент в Москве: Петлюра (Александр Ляшенко), Константин Победин, Глеб Вышеславский, Людмила Ковальчук.

В конце 1970-х годов художник Федор Тетяныч (1942—2007) выработал собственно «учение» (в смысле соединения мироощущения, художественной практики и способа жизни) под названием «Фрипулья». Его произведения — живопись, графику — сложно отнести к ленд-арту, однако общие ориентиры творчества Ф. Тетяныча, которое утверждает единение каждого человека и вселенной, соотносятся с идеалами многих ленд-артистов, и их можно обобщить как действенное созерцание. В его хепенингах и «Биотехносферах» (первые были созданы в 1979) прослеживается общие с ленд-артистами приемы роботы с материалом — включение в композиции природных стихий,

необработанных или минимально измененных объектов, т. е. экофактов в пространственном и временном измерениях.

Такие проявления в искусстве были связаны с изменениями в мироощущении художников данного периода. Надежда Маньковская в своем исследовании «Эстетика постмодернизма» отмечает «Два полюса постмодернистской культуры — экологическая и алгоритмическая эстетика — свидетельствуют о стремлении создать целостную духовную среду, воссоединяющую природу, культуру и технику» [5, c. 237].

Отдельные объекты и инсталляции, которые по некоторым приемам работы можно было причислить к ленд-арту, создавались во время работы молодежных пленэров в доме творчества «Седнев». В 1988 году это были объекты Александра Полоника, Игоря Броуна, Сергея Бережненко и других. В 1992 году во время пленера «Снов» ленд-арт композиции создавали Анна Сидоренко и Сергей Якунин. Их работы, пожалуй, впервые продемонстрировали «чистый» от примесей акционизма ленд-арт. Это были масштабные композиции из поваленных деревьев над узким и глубоким яром с учетом утонченной композиционной ритмики и орнаменты из снега на ледяной поверхности реки Снов.

В развитии украинского ленд-арта середины 1990-х годов можно проследить несколько тенденций. Появляются существенные отличия от практик художников иностранного ленд-арта. Так, например, характерная для ленд-артистов западных стран сосредоточенность на социальной тематике, феминизм, минимализм, протест против распространенных в обществе норм и правил арт-рынка остались в украинском ленд-арте в качестве одиночных случаев. То есть социально-протестные проявления искусства отошли под категорию contemporary art — энвайронмента и акционизма. Для художников восточно-украинского ленд-арта стала более характерной созерцательная, экологическая, вневременная или ритуально-фольклорная семантика произведений (украинская обрядовая аутентика, мифология трипольцев или античных времен, квази-буддистское мироощущение).

Исключения составляют ленд-арт 1990-х годов за западе Украины — во Львове (П. Старух, В. Кауфман), Ивано-Франковске (Р. Котерлин, А. Звижинский, Я. Яновский и др.), Ужгороде (группа «Поп-Транс»), а также произведения художников киевских групп "FGE" и «Комбинат революций». В их среде продолжал развитие социальный ленд-арт в соединении с провокативными формами акционизма. По своей эстетике восточно-украинский ленд-арт тяготеет к модернизму, в то время как социальный ленд-арт (западно-украинский) — к неоавангардизму и постмодернизму.

Рассмотрим подробнее обе тенденции.

Среди огромного количества вариантов восприятия оппозиционной пары «природа-цивилизация» более близким для большинства художников Украины (особенно на востоке) оказалась трактовка «природность — искусственность». То есть «природность» как квинтэссенция настоящего, непосредственного, ясность, к которой обращаются как к панацее от политической демагогии, искусственности или извращений техногенной среды. Вместо активной творческой позиции в социальных процесса, художники востока Украины выбрали созерцательность и «вневременность». Ситуация несколько изменилась только в конце 1990-х годов с появлением новых инициатив социально-ориентированного ленд-арта.

Среди примеров социально-ритуального ленд-арта нужно вспомнить произведение Петра Старуха (Львов) «Der winter kaput» (1993, с. Оброшин Львовской области). Он использовал механизм природных стихий в качестве «исполнителей»: снег был расписан красками, он таял, а изображения попадали в круговорот воды в природе. По словам автора, именно тогда состоялась «межконтинентальная выставка». Стихии будто преодолевали искусственность границ, выступали в единении с художником за настоящую нераздельную Вселенную человеческих добродетелей.

В Киеве путь к восточным созерцательным практикам и пантеистическому растворению в стихиях одним из первых декларировал Валентин Раевский.

Члены его объединения «Новый круг» занимались выявлением «сакральных мест силы» и энергетических линий «восток-запад».

В 1994 году по инициативе Анатолия Федирко возле Запорожья состоялся международный пленер «Хортица». В нем принимали участие Владимир Яковец (Черкасы), Владимир Гулич (Запорожье), Виктория Минайлова-Мурашко (Запорожье), Анатолий Федирко, Уте Кильтер (Одесса) и др. После двухнедельной работы на острове художники представили масштабный энвайронмент с элементами ленд-арта в галерее «Киев»: из 24 тонн песка был построен искусственный остров, на котором установили палатки. Картины и инсталляции художников были подвешены к потолку или погружены в песок.

Симпозиум «Могрица» был основан в 1997 году, однако его появление произошло гораздо раньше. В 1994 году в селе Охтырка периодически проводился симпозиум «Раку-керамика» по инициативе Григория Протасова, Анны Гидоры, Валерия Шкарупы и галереи «АРТ'С». После 1997 года Пантелеимона Кулиша симпозиум постепенно превратился в ленд-арт фестиваль «Раку-керамика Land-art», а далее в международный фестиваль «Могрица» (по названию села в Сумской области). С самого начала симпозиум был ориентирован на творческое переосмысление древних традиций, выявление связи творчества с космическими и природными циклами [4].

В 1996 году в Киеве, по инициативе художников Андрея Блудова и Виталия Сердюкова, был основан ежегодный фестиваль «Весенний ветер». Первые фестивали проводились на склонах центра Киева — Детинце, в последующие годы на одном из островков Днепра. «Весенний ветер» стал самым масштабным и запоминающимся из всех украинских ленд-арт фестивалей. Именно с «Весенним ветром» стал в первую очередь ассоциироваться украинский ленд-арт, а увлечение ленд-артом как направлением достигло кульминационной точки. Искусствовед Виктория Мироненко так характеризует феномен фестиваля: «Свобода высказывания явилась для «Весеннего ветра» фундаментом, а субъективизм и личностное начало — основным стержнем. Если западный ленд-арт, сознавая то, что мир

абсурден и враждебен, протестует, то адепты «Ветра», прекрасно сознавая то же самое, моделируют новые реальности /.../ Перманентные попытки протеста, гиперсоциальный характер художественного высказывания, юродствующий феминизм — все это чуждо «Ветру». Его интересует глубина межчувственных ассоциаций, синестезия, когда одно ощущение влечет за собой другое» [6, с. 17].

Параллельно с созерцательно-медитативной «восточной» тенденцией развития ленд-арта, складывалось его социальное направление, условно названый «западным».

Социальная направленность присутствует почти во всех проектах Владимира Кауфмана (Львов). Его акция «Зеркальный карп» (1994) иллюстрировала состояние христианской духовности в развращенном мире. По принципу роботы с материалом акция сочетала элементы акционизма и ленд-арта.

В 1994—1997 году элементы ленд-арта присутствовали в концептуальных акциях киевской группы «Комбинат революций», в которую входили Петр Мамчич, Владимир Задирака, Игорь Ищенко, Павел Шидловский, Сергей Лукашов и др. Как пример их творчества можно вспомнить символическое засевание урочища Гончары гречкой (1994). Концепция предшествовала эстетике также в проектах киевской группы "FGE", хотя представители последней не брезговали спектакулярностью. Группа существует с 1994 году в составе Игорь Коновалов, Анатолий Варваров, Владимир Заиченко, Сергей Корниевский, Константин Милитинский.

В 1996 году Павел Ковач, Петр Пензель, Вадим Харабарук, Иштван Коштура, Роберт Саллер создали в Ужгороде группу «Поп-транс». В их проектах, которые были реализованы в природной среде, таких как: «Проба одухотворения праздника» (1996), «Серебряная земля» (1996), «Китайское небо» (1997), они соединили социальную тематику с восточной созерцательностью.

В 1996—1997 году традицию социально направленного ленд-арта продолжили художники Ивано-Франковска. Ими были созданы проекты «Малая стена» (принимали участие писатель Юрий Андрухович, художники Ростислав Котерлин, Назар Кардаш, Александр Чулков, Ярослав Яновский и др.), «Река» (Ростислава Котерлина и Ярослава Яновского), проект-каталог «Ландшафт» Ярослава Яновского совместно с Юрием Андруховичем, Тарасом Прохасько, Ярославом Довганем, Веселой Найденовой, Владимиром Ешкилевим, Виктором Мельником и др. В тексте Яновского, сопровождающем проект, значилось: «Искусство есть освобождение ландшафта. Вне ландшафта нет ничего. Ландшафт есть бытием-тут».

Таким образом, проанализировав историю становления и развития украинского ленд-арта, можно сделать следующие выводы. Украинскому ленд-арту предшествовал этап, который заложил прочную, прежде всего, духовную основу для последующих поколений художников. В 1980-х годах ленд-арт не воспринимается как самостоятельное явление. Однако уже в 1990-х с появлением крупных ленд-арт фестивалей это направление приобретает иной статус. В начале 2000-х годов украинский ленд-арт достигает нового этапа развития. Он окончательно осознается авторами как самостоятельная и самодостаточная творческая практика и, как говорилось выше, уже имеет несколько сложившихся направлений, отличающихся по семантике и приемам работы с материалом. Явление ленд-арт пользуется массовым вниманием творческой среды, число симпозиумов и фестивалей растет.

Список литературы:

1. Бевза П. Довкшля — концепщя, що надае мiри речам // Метроном. — 2002. — № 4. — С. 14—20.

2. Вишеславський Г.А., Сидор-Пбелинда О.В. Термшолопя сучасного мистецтва. Означення, неолопзми, жаргошзми сучасного вiзуального мистецтва Украши — Париж; К.: Terra incognita, 2010. — 416 с.

3. Гуренко А. Вiзiя можливостей // Метроном. — 2001. — № 3. — С. 21—25.

4. Кохан Н. Могриця — 2008 // Галерея. — 2008. —№ 3—4 (35—36). — С. 25—29.

5. Маньковськая Н. Б. Эстетика постмодернизма. — Спб.: Алетейя, 2000. — 347 с.

6. Мироненко В. Синестезия ветра // Галерея. — 2008. — № 3—4 (35—36). — С. 16—19.

7. Мистецтво довкшля. Украша 1989—2010. Альбом./ Упор. П. Бевза, А. Пдора. — К., 2010.

8. Никитюк О. Багатоголосся Шешорського фестивалю// Галерея. — 2008 — № 3—4 (35—36) — С. 29—32.

9. Никитюк О. Трансмiфiчнi проекцп // Галерея. — 2009. — № 1—2 (37—38). — С. 29—32.

10. Юдкш 1.М. «Формування визначниюв украшсько!' культури. — К.: 1нститут культурологи академи мистецтв Украши, 2008. — 182 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.