Научная статья на тему 'ПАРАД САММИТОВ "КОЛЛЕКТИВНОГО ЗАПАДА" НА ФОНЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ ДЖ. БАЙДЕНА'

ПАРАД САММИТОВ "КОЛЛЕКТИВНОГО ЗАПАДА" НА ФОНЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ ДЖ. БАЙДЕНА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
239
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САММИТЫ "КОЛЛЕКТИВНОГО ЗАПАДА" / МИРОВОЙ ПОРЯДОК / США / РФ / ЕС / СДЕРЖИВАНИЕ КИТАЯ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / НАТО / АФГАНИСТАН / ИНДО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / AUKUS / ГЕРМАНИЯ / ФРАНЦИЯ / ВЫЗОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА ДЖ. БАЙДЕНА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Арзаманова Татьяна

В статье анализируется череда прошедших весной-летом 2021 г. саммитов «коллективного Запада», ставших отражением унификации подхода союзников к России и Китаю, рассматриваемых в качестве автократической угрозы для западной демократии и системы ценностей. Предложенная Западом формула взаимоотношений с РФ и КНР звучит как стратегическое сдерживание плюс сохранение диалога по определенному кругу вопросов. Формат контактов при этом предполагается разный: речь идет, образно говоря, о диалоговом окне для Пекина и форточке для Москвы. Автор приходит к выводу, что формирование единой позиции «коллективного Запада» было детерминировано новой внешнеполитической доктриной администрации Дж. Байдена, которая представляет собой переход от попыток силовой трансформации существующего миропорядка путем мультипликации демократий к точечному присутствию, обусловленному национальными интересами США и предложенной ими в качестве регулятора международных отношений защиты либеральных ценностей «коллективного Запада» от автократий. Подробно анализируются причины формирования новой внешнеполитической стратегии Соединенных Штатов, а также первые шаги, предпринятые в рамках последней: вывод американских войск из Афганистана и создание блока AUKUS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПАРАД САММИТОВ "КОЛЛЕКТИВНОГО ЗАПАДА" НА ФОНЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ ДЖ. БАЙДЕНА»

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

ПАРАД САММИТОВ «КОЛЛЕКТИВНОГО ЗАПАДА» НА ФОНЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ ДЖ. БАЙДЕНА

Татьяна Арзаманова,

ведущий редактор, Отдел проблем европейской безопасности, ИНИОН РАН

Аннотация. В статье анализируется череда прошедших весной-летом 2021 г. саммитов «коллективного Запада», ставших отражением унификации подхода союзников к России и Китаю, рассматриваемых в качестве автократической угрозы для западной демократии и системы ценностей. Предложенная Западом формула взаимоотношений с РФ и КНР звучит как стратегическое сдерживание плюс сохранение диалога по определенному кругу вопросов. Формат контактов при этом предполагается разный: речь идет, образно говоря, о диалоговом окне для Пекина и форточке для Москвы. Автор приходит к выводу, что формирование единой позиции «коллективного Запада» было детерминировано новой внешнеполитической доктриной администрации Дж. Байдена, которая представляет собой переход от попыток силовой трансформации существующего миропорядка путем мультипликации демократий к точечному присутствию, обусловленному национальными интересами США и предложенной ими в качестве регулятора международных отношений защиты либеральных ценностей «коллективного Запада» от автократий. Подробно анализируются причины формирования новой внешнеполитической стратегии Соединенных Штатов, а также первые шаги, предпринятые в рамках последней: вывод американских войск из Афганистана и создание блока AUKUS.

Ключевые слова: саммиты «коллективного Запада»; мировой порядок; США; РФ; ЕС; сдерживание Китая; стратегическая стабильность; НАТО; Афганистан; Индо-Тихоокеанский регион; AUKUS; Германия; Франция; вызовы безопасности; внешнеполитическая доктрина Дж. Байдена.

Keywords: Western democracies summits; world order; USA; Russia; European Union; containment of China; strategic stability; NATO; Afghanistan; Indo-Pacific; AUKUS; Germany; France; security challenges; world security; J. Biden's foreign policy doctrine.

Геополитический контекст: новая спираль конфронтации

16 июня 2021 г. президенты России и США обменялись на берегах Женевского озера рукопожатием, которое мировые СМИ тут же окрестили историческим. В предшествовавшие саммиту месяцы противостояние между Москвой и Вашингтоном, как и Западом в целом, столь стремительно закручивалось в спираль конфронтации, что от встречи Владимира Путина и Джозефа Байдена уже не ждали прорыва.

Надежды возлагались если не на снижение уровня эскалации, хотя бы на ее некоторое упорядочивание, а также возобновление между РФ и США диалога по определенному кругу вопросов. В первую очередь речь шла о вопросах выработки основ новой стратегической стабильности, климатической повестке дня, противодействии пандемии COVID-19, борьбе с международным терроризмом и т.д. Собственно говоря, успехом можно считать уже то, что эти переговоры вообще смогли состояться в ситуации, когда отношения сторон достигли своей низшей точки. Пресс-секретарь Президента РФ Д. Песков накануне встречи в верхах обратил внимание на то, что даже в период советской истории стороны «никогда не доходили до такого дефицита контактов, дефицита диалога. А сейчас этот дефицит имеет место на фоне растущего конфликтного потенциала в мире»1. Действительно, весной 2021 г. мир, еще не очнувшийся от морока пандемии COVID-19, с изумлением наблюдал беспрецедентный за последние годы рост эскалации в отношениях России с Соединенными Штатами и Евросоюзом.

События развивались по обвальному сценарию: внезапная концентрация российских войск вдоль границы с Украиной, которую Министерство обороны РФ объяснило «контрольными проверками»; последовавшее в ответ заявление Пентагона об отправке двух кораблей ВМС США в акваторию Черного моря (впоследствии, впрочем, отозванное); анонсированное Вашингтоном введение новых антироссийских санкций, сопровождавшее заявление президента Дж. Байдена о растущей российской угрозе; требования Германии и Франции немедленно отвести российские войска от украинской границы; многочисленные обвинения в адрес Москвы в причастности к проведению «кампании дезинформации» в странах Запада. Немалый вклад в копилку эскалации внес и беспрецедентный парад персон нон грата, начавшийся вслед за дипломатическим кризисом в отношениях РФ и США и обвинениями Праги в причастности Москвы к взрыву на складе боеприпасов в чешской Врбетице в 2014 г. В итоге он обернулся взаимной высылкой нескольких

1 Цит. по: Песков заявил, что дефицит контактов РФ и США сейчас больше, чем во времена СССР // https://news. rambler.ru/ conflicts/46631908-peskov-zayavil-chto-defitsit-kontaktov-rf-i-ssha-seychas- bolshe-chem-vo-vremena-sssr/ (date of access: 16.06.2021).

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

сотен россииских и западных дипломатов и административно-технических сотрудников. Далее последовало утверждение российским правительством 13 мая 2021 г. перечня иностранных государств, «совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации», который глава Европейского совета Шарль Мишель расценил как «очередной шаг России в направлении эскалации», «подрывающий дипломатические отношения»1.

Этот список можно продолжать еще долго. Особого упоминания заслуживает выступление главы европейской дипломатии Жозепа Борреля на прошедшем 28 апреля 2021 г. заседании Европарламента, посвященном России, которое может служить прекрасной иллюстрацией для понимания глубины пропасти, разверзшейся между Москвой и европейскими столицами. Высокопоставленный дипломат тогда заявил, что, по его мнению, Москва окончательно «вступила на путь усиления конфронтации с Западом», поскольку российские власти, по словам Борреля, рассматривают такой подход как «самый верный путь для того, чтобы укрепить собственную легитимность»2. При этом он подчеркнул, что непреложным условием для улучшения отношений по линии РФ-ЕС является «полное соблюдение» Россией европейских «принципов, ценностей и интересов».

Между тем стоит отметить, что подобные установки в отношении РФ на уровне руководства Евросоюза до сих пор сохраняют свое определяющее значение для взаимодействия между Москвой и Брюсселем. Поскольку, с точки зрения России, такая постановка вопроса Западом заведомо исключает саму возможность компромиссного подхода как такового: она по определению несовместима со статусом члена так называемого ядерного клуба и постоянного члена Совета безопасности ООН. Для Москвы оба эти пункта продолжают сохранять свое определяющее значение: статус крупного геополитического игрока, обладающего паритетным с Соединенными Штатами ядерным потенциалом, - это именно тот рубеж, на сдачу которого она никогда не пойдет. Самая жирная красная линия из всех существующих.

Таким образом, победителем этого весеннего раунда противостояния по линии РФ-Запад есть все основания считать все-таки российскую сторону, которая в итоге получила то, что хотела: Кремль пытается вернуться в рамки того стратегического диалога с Соединенными Штатами, который долгое время являлся несущей конструкцией международных отношений. При этом использовалась бинарная стратегия: если дипломатическая активность шла по сценарию эскалации, то администрация Президента РФ в свою очередь демонстрировала достаточно сдержанный подход. Этот маневр оставлял окно возможностей для установления диалога на высшем уровне между Москвой и Вашингтоном. Показательны в этом отношении и действия админи-

страции Белого дома, который в ходе обострения противостояния с Москвой каждый свой выпад в сторону России - будь то введение новой порции санкций или принятие решения о направлении в район Черного моря кораблей ВМФ США, - тут же либо отыгрывал назад либо в очередной раз анонсировал свою готовность к проведению двусторонней российско-американской встречи на высшем уровне. В преддверии запланированной встречи президентов В. Путина и Дж. Байдена в Вашингтоне, видимо, таким образом пытались немного сбить градус напряженности между сторонами, создав тем самым если не благоприятный, то хотя бы нейтральный фон для предстоящих переговоров.

Парад саммитов «коллективного Запада»

Переговорам президентов В. Путина и Дж. Байде-на в Женеве (16 июня 2021 г.) предшествовал парад саммитов Большой семерки, НАТО, ЕС-США, которые в целом вполне можно рассматривать как некий аналог «саммита коллективного Запада». Главной задачей последнего являлась сверка часов и формирование унифицированной позиции по Китаю и России. Участники проходившего в английском Корнуолле 11-13 июня 2021 г. саммита «Большой семерки» -лидеры Великобритании, Германии, Италии, Канады, США, Франции и Японии, а также приглашенные представители Австралии, Индии, Южной Кореи, ЮАР и руководство Евросоюза - включили в повестку форума и тему выработки общей стратегии Запада в отношении Китая и России, чье стратегическое сближение так беспокоит США и Европу в последнее время. Участники саммита подтвердили свою готовность противостоять действиям Москвы в случае необходимости. «Мы вновь призываем Россию прекратить дестабилизирующее поведение и злонамеренные действия, в том числе вмешательство в демократические системы других стран», - цитирует финальный документ агентство «Блумберг»3. В итоговом коммюнике саммита лидеры «Большой семерки» призвали Москву действовать в соответствии со своими международными обязательствами. «Мы твердо убеждены, что Россия является стороной конфликта на востоке Украины, а не посредником. Мы подтверждаем нашу поддержку "нормандского процесса" по обеспечению выполнения Минских соглашений и призываем Россию и поддерживаемые ею вооруженные формирования к конструктивному взаимодействию и подтверждению приверженности перемирию», - говорится в документе.

Наряду с критикой в адрес РФ в итоговом коммюнике саммита страны-участницы подтвердили и свою заинтересованность в «стабильных отношениях и сотрудничестве» с Россией. По крайней мере формальную.

Участники саммита призвали Китай уважать права человека и основные свободы, гарантировав среди

1 North Atlantic Council Statement following the announcement by the United States of actions with regard to Russia. Issued on 15 April 2021 // https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_183168.htm (date of access: 15.04.2021).

2 Ibid.

3 https://www.bloomberg.com/news/articles/2021-06-13/leaders-zero-in-on-climate-change-in-summit-talks-g-7-update?srnd=premium-europe (date of access: 13.06.2021).

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

прочих автономию и права жителей Гонконга, а также анонсировали свою готовность совместно противодействовать растущему влиянию Пекина.

Не обошлось и без кулуарных скандалов на полях саммита. Так, резкой критикой в адрес Вашингтона разразился министр иностранных дел Польши Збигнев Рау. Глава польской дипломатии был возмущен избирательным партнерством Вашингтона в Европе, сконцентрировавшего свою дипломатическую активность на Германии. «Байден приравнивает Европу к Германии», - возмущенно подчеркнул Рау в интервью польской газете «Речь Посполита»1. При этом глава МИД Польши уверен, что в связи со «спорным» российско-германским газопроводом «Северный поток - 2» Германия «пожертвовала ценностями и интересами безопасности свободного мира ради сотрудничества с Россией»2. Гнев высокопоставленного польского дипломата вызвало то обстоятельство, что решение отказаться от санкций в отношении компании - оператора «Северного потока - 2» Nord Stream AG (в целях сохранения отношений с Берлином) принималось администрацией Байдена в мае 2021 г. без проведения консультаций с «регионом, который больше всего пострадал от последствий этого решения»3. Возмутил польские власти и тот факт, что о принятом Белым домом решении в Варшаве узнали не от союзников, а из СМИ. Недовольны в Варшаве остались и тем, что «приезжающая в Европу американская делегация с президентом Байденом во главе настолько увлечена его встречей с Владимиром Путиным, что не нашла времени для встречи с союзниками с восточного фланга НАТО»4, - подчеркнул Рау. Он также отметил, что пока речь идет не о «продуманной политике» новой американской администрации, а о «каскаде ошибок», которых можно было бы избежать, «если бы к консультациям с союзниками относились серьезно»5. Глава МИД Польши выразил свою уверенность в том, что такая форма американо-российско-германского диалога «не сможет заменить переговоры между США и восточноевропейскими союзниками Америки»6.

Столь негативная реакция польской стороны во многом определяется тем обстоятельством, что у президента Польши А. Дуды в свое время сложились хорошие рабочие отношения с предшественником Байдена на посту президента Д. Трампом. Речь тогда даже шла о передислокации на территорию Польши части американского воинского контингента, размещенного в Германии, поэтому нынешнее возвращение Вашингтона к формату «Германия - ближайший союзник США в Европе» вызывает у Варшавы искреннее возмущение. Польское руководство уже открыто говорит о том, что Берлин - это далеко не вся Европа, часть которой считает стремление канцлера

Меркель сохранить диалог с Россией стратегической ошибкой и уступкой давлению Москвы.

В итоговом коммюнике саммита НАТО (14 июня 2021 г.) первое место в списке актуальных угроз занимает как раз «поведение России». Согласно тексту документа, та «продолжает нарушать ценности и принципы НАТО, международное право, а также свои международные обязательства»7. Поэтому альянс оставляет за собой право отказаться от «обычного сотрудничества» с РФ до тех пор, пока ситуация не изменится. В коммюнике также указывается, что «ядерная стратегия России и комплексная модернизация, диверсификация и расширение систем ядерных вооружений все в большей степени поддерживают более агрессивную политику стратегического запуги-вания»8. Москве вменялась и «агрессивная и безответственная ядерная риторика»9. Ранее генсек НАТО Йенс Столтенберг уже заявлял, что альянс планирует продолжать наращивание своего военного потенциала для противостояния «растущей агрессии России»10. НАТО уже прибегла к наиболее серьезному со времен «холодной войны» усилению коллективной обороны и планирует дальнейшее наращивание потенциала.

В отношении Пекина Йенс Столтенберг выразился уже более обтекаемо: «Китай - не наш противник, не наш враг. Но альянс должен совместно противостоять вызовам, которые представляет для нашей общей безопасности возвышение Китая»11. В итоговой декларации саммита НАТО подчеркивается, что поведение КНР представляет собой «вызов международному порядку, основанному на правилах». В альянсе также настаивают на необходимости «большей прозрачности» в отношении ядерного потенциала Пекина и призывают последний «принять меры по укреплению доверия»12. В рамках новой стратегии по сдерживанию Китая НАТО также планирует активизировать сотрудничество со странами Тихоокеанского региона - с целью создания более тесной платформы между союзниками и странами региона, которые «отстаивают общие ценности, такие, как свобода и права человека»13.

На саммите ЕС-США, прошедшем в Брюсселе 15 июня 2021 г., царила явно приподнятая атмосфера: Европа чествовала возвращение в свои объятия блудной заокеанской «дочери». Глава Европейского совета Ш. Мишель эмоционально обратился к президенту Байдену: «Америка вернулась на глобальную сцену. Это прекрасная новость!» Президент США хозяев встречи не разочаровал, озвучив ровно то, что от него так ждали услышать в европейских столицах. «Америка вернулась... Иметь прекрасные отношения с

1 Bielecki Jedrzej. Rau: Biden decyduje ponad naszymi glowami // https://www.rp.pl/kraj/art8565331-rau-biden-decyduje-ponad-naszymi-glowami (date of access: 10.06.2021).

2 Ibid.

3 Ibid.

4 Ibid.

5 Ibid.

6 Ibid.

NATO - News: Brussels Summit Communiqué issued by the Heads of State and Government participating in the meeting of the North Atlantic Council in Brussels 14 June 2021. Date of access: 14.06.2021.

8 Ibid.

9 Ibid.

10 Ibid.

11 Ibid.

12 Ibid.

13 https://www.nato.int/cps/en/natohq/events_184241.htm7selected Locale=en (date of access: 14.06.2021).

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

НАТО и ЕС чрезвычайным образом отвечает интересам Америки», - отметил Дж. Байден.

Центральными темами саммита стали борьба с пандемией, проблема изменения климата, сотрудничество в технологической сфере, но, прежде всего, защита западных демократий от воздействия со стороны России и Китая. В итоговой декларации саммита ЕС-США России в отличие от итогового коммюнике саммита НАТО, уже пришлось потесниться в списке озвученных угроз, уступив пальму первенства Китаю. Да и критика в адрес Москвы на этом форуме прозвучала куда более сдержанная, чем днем ранее (хотя все равно более жесткая, нежели в отношении КНР). Глава Евро-комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что Евросоюз воспринимает Пекин, прежде всего, как экономического конкурента. В целом подход ЕС, как и его заокеанского союзника, содержит элементы «сотрудничества» (в Брюсселе, например, очень заинтересованы во взаимодействии с Пекином по вопросам изменения климата, без участия КНР эту проблему просто не решить), «конкуренции» и «системного соперничествам». Когда речь идет о правах человека и политической системе в целом, ЕС и Китай становятся уже «системными соперниками», подчеркнула фон дер Ляйен. Со стороны Евросоюза, несмотря на ощутимое давление США, упорно державшегося за образ Пекина как крупнейшего торгового партнера ЕС (пусть и с некоторыми политическими «изъянами»), подобный «переворот сознания» выглядит как явная уступка Вашингтону, для которого Пекин действительно представляет главный стратегический вызов столетия.

Что касается России, то в итоговом документе саммита есть следующие формулировки: «Мы едины в нашем принципиальном подходе к России и готовы решительно реагировать на повторяющуюся схему негативного поведения и злонамеренных действий, которые Россия должна исправить, дабы предотвратить дальнейшее ухудшение отношений»1. При этом и Евросоюз, и Соединенные Штаты едины в том, что каналы коммуникации с Россией должны сохраняться. Также был согласован запуск диалога на высоком уровне между ЕС и США по России, хотя этот пункт декларации и не был детализирован. Кроме того, было принято решение и о необходимости более тщательного согласования мер ограничительного характера, вводимых Евросоюзом и Соединенными Штатами в отношении РФ.

Нашла свое отражение в декларации саммита и приверженность сторон поддержке суверенитета и территориальной целостности стран «Восточного партнерства» (Грузия, Молдова, Украина). Не забыли упомянуть и Белоруссию: «Мы поддерживаем народ Беларуси в его стремлении к соблюдению прав человека и демократии», - отмечается в тексте итогового документа.

Сторонам также удалось достичь промежуточного согласия в споре о «больших гражданских самолетах» (речь идет о субсидиях для Airbus и Boeing): взаимное введение штрафных пошлин решено было отсрочить на пять лет.

1 ЕС и США запустят формат консультаций для координации политики в отношении России // https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/11656609 (date of access: 15.12.2016).

Формирование единой позиции «коллективного Запада»: размен фигур

Таким образом, очевидно, что, если брать шахматную терминологию, произошел своего рода размен фигур. США окончательно определились с тем, что геополитический и экономический рост Китая является для Вашингтона стратегическим вызовом номер один в этом столетии. При этом для европейских стран - участниц НАТО (и прежде всего, для стран Восточной Европы) приоритетной угрозой традиционно представляется «российская». В итоге под нажимом Вашингтона, которому крайне важно иметь за спиной сплоченный фронт союзников в его противостоянии с КНР, сейчас происходит формирование единой позиции «коллективного Запада». Необходимо отметить, что при этом в отношении Китая она до сих пор не является унифицированной. Для Евросоюза Пекин продолжает оставаться главным торговым партнером, и отказываться от экономически выгодного сотрудничества с ним в европейских столицах явно не спешат. Показательный пример: говоря о достигнутой в ходе саммита ЕС-США договоренности о «больших гражданских самолетах», американская сторона особо выделила пункт о сотрудничестве для противодействия «угрозам амбиций Пекина, направленных на развитие авиастроительного сектора с помощью нерыночных практик». В то время как Еврокомиссия в этой связи предпочла Китай и вовсе не упоминать, ограничившись расплывчатой формулировкой о противодействии «нерыночным практикам третьих сторон». Еще одним ярким примером разницы в подходах к Пекину между ЕС и США может служить заявление канцлера Германии Ангелы Меркель, которое та поспешила сделать сразу после завершения саммита НАТО. Глава немецкого правительства подчеркнула, что в отношении Китая у Европы нет однозначной позиции: Пекин является как вызовом для ЕС, так и партнером. Помимо попытки сохранить торговые преференции от сотрудничества с Поднебесной в Евросоюзе прекрасно отдают себе отчет и в том, что без участия Китая невозможно будет решить вопросы, связанные с изменением климата, поэтому сохраняют все возможные каналы для ведения конструктивного диалога.

Позиция Евросоюза: диалоговое окно для Пекина и форточка для Москвы

И если в отношении необходимости сохранения перманентного диалога с Пекином Европа едина, то в отношении России этот пункт вызвал уже серьезные разногласия между союзниками. Повестка прошедшего 24-25 июня 2021 г. в Брюсселе саммита Евросовета предусматривала проведение стратегической дискуссии об отношениях ЕС с Россией. При этом настоящую бурю в стакане воды вызвало озвученное канцлером ФРГ Ангелой Меркель и президентом Франции Эммануэлем Макроном предложение о возобновлении диалога с Москвой, в том числе и на уровне лидеров. Иными словами, речь шла о воссоздании действовавшего до

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

Украинского кризиса 2014 г. формата саммитов РФ-ЕС.

A. Меркель, выступая с этой инициативой накануне саммита ЕС в бундестаге, акцентировала необходимость «сохранения разговора с Россией, как бы это ни было трудно» - ради «безопасности и стабильности в ЕС». Канцлер озвучила идею разработки перечня интересующих обе стороны тем, которые могли бы послужить фундаментом для возобновления диалога в данном формате. Таковыми, по мнению А. Меркель, могли бы стать вопросы защиты климата, а также мирного урегулирования в Сирии и Ливии. Канцлер подчеркнула свою убежденность в том, что Евросоюз должен найти возможность для установления прямого диалога с Россией и ее президентом, одной только встречи Дж. Байдена с

B. Путиным для возобновления диалога Запада с РФ недостаточно. «Именно Евросоюз должен создать соответствующие переговорные форматы, иначе конструктивный разговор не начнется никогда»1, - после этого заявления А. Меркель зал пленарных заседаний бундестага взорвался аплодисментами.

Параллельно с призывом к установлению перманентного диалога с Россией на высшем уровне канцлер ФРГ подчеркнула и необходимость создания Евросоюзом «совместных механизмов реагирования» на «гибридные угрозы со стороны России». Собственно говоря, в сухом остатке речь идет о возвращении европейской политики в отношении России на круги своя: старая добрая Peitsche und Zuckerbrot -политика кнута и пряника.

Однако в Брюсселе реакция на неожиданную для многих участников саммита инициативу канцлера ФРГ была уже далека от эйфории. В полном объеме инициативу Меркель (по крайней мере публично) поддержали только президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Австрии Себастьян Курц. Последний при этом заявил, что Евросоюз «не может просто смотреть со стороны, как Соединенные Штаты и Россия ведут диалог», тем более что ЕС «географически ближе» и более уязвим перед лицом таких региональных вызовов, как украинский кризис, нежели США. Эммануэль Макрон в свою очередь подчеркнул, что после встречи РФ-США в верхах (16 июня 2021 г.) возрождение формата диалога между лидерами стран - участниц ЕС и Россией выглядит вполне логичным.

Однако достичь компромисса не получилось. Эстония, Латвия, Литва, Польша, Нидерланды выступили категорически против возобновления саммитов Россия-ЕС и официальных контактов на уровне лидеров государств. В итоговом коммюнике саммита нашла отражение только готовность Евросоюза к избирательному взаимодействию с Россией: прежде всего, по вопросам климатической политики, противодействия пандемии, мирного урегулирования конфликтов в Ливии и Сирии. Непосредственной разработкой формата диалога с РФ займется Европейский совет. Это то, что касается «пряников». В роли «кнута» выступает при этом пункт о «неизбежном скоординированном

ответе ЕС на любые дальнейшие злонамеренные, незаконные и подрывные действия России».2

Таким образом, по итогам прошедшего саммита принцип взаимодействия между Евросоюзом и Москвой остался прежним. Не изменилась и санкционная политика ЕС в отношении России: действовавшие на тот момент антироссийские санкции были продлены еще на шесть месяцев. Глава Евросовета Ш. Мишель так прокомментировал это решение: «Мы продлили действие экономических санкций против России. Москва должна выполнить свою домашнюю работу, нацеленную на выполнение Минских соглашений»3. Последний пункт представляется крайне важным: уже даже обывателям становится очевидным, что реализация Минских соглашений окончательно зашла в тупик, поэтому постоянное апеллирование к ним все больше напоминает переливание из пустого в порожнее. А. Меркель после окончания саммита выразила сожаление в отношении того, что «более мужественного шага» со стороны Евросоюза не получилось. «Мы не смогли договориться о том, что мы немедленно встретимся на высшем уровне. Но для меня важно, что формат диалога [с Россией] остается и над ним работают», - подчеркнула канцлер.

В Кремле также выразили сожаление в связи с неудавшейся франко-германской инициативой: пресс-секретарь Президента России Д. Песков подчеркнул, что «президент Путин был и остается заинтересованным в налаживании рабочих отношений между Москвой и Брюсселем»4. Он также добавил, что в Кремле не теряют надежды на то, что «страны, которые придерживаются более сбалансированного подхода, как мы надеемся, продолжат работу по продвижению идеи о налаживании диалога между Брюсселем и Москвой. Москва сохраняет свою заинтересованность в этом»5.

Подводя итог череды саммитов «коллективного Запада», необходимо отметить, что наиболее сильное беспокойство со стороны последнего вызывает стратегическое сближение России и Китая. Именно призрак российско-китайского альянса и послужил катализатором готовности европейцев к ужесточению своей официальной риторики в адрес Москвы и Пекина. Команда президента Байдена, безусловно, нашла удачный с точки зрения политического маркетинга лозунг для решения внутренних проблем расколотого американского общества и политического класса, и объединения нации вокруг флага: «наша (западная) демократия в опасности». Россия и Китай, в адрес которых не перестают звучать обвинения в ведении кампаний по дезинформации и перманентным кибератакам на территории стран Запада, при таком раскладе уже

1 Fleming S., Khan M. Merkel and Macron fail in push for EU summit with Putin // Financial Times. - June 25, 2021. - https:// www.ft.com/content/3c397438-d662-4c02-8f1e-2cf1e5a66426 (date of access: 06.25.2021).

Donahue P., Delfs A. Merkel Calls for Direct EU Line of

Communication With Putin // https://www.google.ru/amp/s/www. bnnbloomberg. ca/merkel-calls-for-direct-eu-line-of-communication-with-putin-1.1621139.amp.html (date of access: 06.24.2021).

3 https://www.europarl.europa.eu/plenary/en/vod.html?mode=unit& vodLanguage=EN&vodId=43fac6a4-a7b6-c1db-e645-85bf0da8b43c& date=20210428#

4 Цит. по: В Кремле выразили сожаление из-за отказа ЕС провести саммит с Путиным // https://www.rbc.ru/politics/25/06/2021/ 60d59b4d9a794783ba6a4e09?utm_source=amp_full-link

5 Ibid.

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

автоматически классифицируются как «авторитарные режимы», от влияния которых и следует защищать западное сообщество и западную систему ценностей. В рамках трансатлантического партнерства происходит взаимовыгодный обмен: Североатлантический альянс усиливает официальную критику в адрес Пекина, Вашингтон же в свою очередь формально окончательно возвращается в евро-атлантическую семью. В отличие от президента Трампа, считавшего НАТО крайне затратным и невыгодным для США рудиментом «холодной войны», президент Байден, к восторгу европейцев, назвал НАТО «жизненно важной» для интересов Соединенных Штатов. Подчеркнув при этом, что если бы эта организация не существовала, США пришлось бы изобрести нечто подобное.

В отношении России консенсус между союзниками по Атлантике был вообще достигнут уже без труда и, что называется, «без купюр». Поскольку тема «российской угрозы» не только представляется крайне актуальной для европейских стран - участниц альянса с учетом взрывоопасного «Донбасского узла» под боком, но и служит консолидирующим моментом для проявления солидарности союзников. Ведь происходящая консолидация позиции Запада вовсе не означает, что у стран - участниц НАТО при этом единая повестка дня: для «старых» и «новых» членов альянса градус угроз все-таки разный. На восточном фланге НАТО критической величиной продолжает оставаться как раз «российский фактор». Очень показательно в этом отношении заявление премьер-министра Эстонии Каи Каллас, сделанное накануне саммита НАТО: «В наших интересах подтвердить единство альянса и обеспечить единое понимание союзниками стоящих перед НАТО угроз. Россия продолжает оставаться для альянса самой большой угрозой». В этом смысле признанная всеми союзниками «российская угроза» служит оправданием и для роста ассигнований в оборонный бюджет НАТО и даже для самого продолжения ее существования в качестве классического оборонного альянса. Когда-то очень емко и образно высказался на эту тему бывший глава ЦРУ генерал в отставке Дэвид Петреус, заявивший, что «приход Путина к власти стал для НАТО новым поводом к существованию» и лучшим подарком, а «политика российского лидера помогла США остаться опорой для ряда стран».

По итогам саммита РФ-США (16 июня 2021 г.) на высшем уровне можно предположить, что Вашингтон сделал ставку на попытку достижения минимальной стабилизации в отношениях с Москвой - как водится, на своих условиях. Это создает определенную иллюзию «потепления» в российско-американских отношениях, однако очевидно, что серьезного прорыва по линии Россия-Запад ожидать сейчас не приходится. Критической величиной в этом отношении остается взаимное недоверие, равно как и фундаментальная разница внешнеполитических подходов Москвы и Вашингтона. Последний продолжает придерживаться концепции «закрытого клуба»: Соединенные Штаты и круг влиятельных геополитических игроков в их фарватере разрабатывают правила игры для всех остальных. При этом для России, как и для Китая, место в этом клубе не зарезервировано. И для Пекина, и для

Москвы подобный подход по определению неприемлем. Таким образом, вопрос пока стоит не о том, как избежать противостояния между Россией и Западом, а как придать ему более контролируемый, а, соответственно, и менее взрывоопасный характер с сохранением всех возможных каналов коммуникации. Наиболее выигрышным в этом отношении представляется максимально прагматичный подход сторон с вынесением за скобки по возможности ценностной составляющей и сохранением канализированного диалога по избранному кругу вопросов.

При этом принципиально важным с точки зрения настоящего и будущего российско-американских отношений (как минимум, в среднесрочной перспективе), равно как и отношений по линии Россия-Запад в целом представляется следующий момент. До тех пор, пока этот диалог не будет вестись «на равных», для Москвы он так и останется форматом монолога из Вашингтона. Статус крупного геополитического игрока, обладающего ядерным паритетом, с единственным глобальным игроком -Соединенными Штатами - вот тот рубеж, на сдачу которого Москва никогда не согласится.

Провал «Афганской политики» Запада

и формирование внешнеполитической доктрины Дж. Байдена

Уход Соединенных Штатов из Афганистана, столь откровенно напоминавший бегство, кадры хаоса и отчаяния, царивших в аэропорту Кабула, потрясли мир, казалось бы, уже привыкший ко всему за эти полтора года ковидного безумия. Ледяным душем для европейских союзников стал тот факт, что талибы взяли под свой контроль столицу Афганистана еще до того, как ее покинули американские военные. Ведь еще всего несколько месяцев назад глава внешнеполитического ведомства ФРГ Хайко Маас, опираясь на выводы немецкой Внешней разведки (BND) (как потом выяснилось, их французские и американские коллеги также ошиблись в своих прогнозах), публично утверждал, что переход власти в Афганистане в руки талибов ранее декабря 2021 г. является крайне маловероятным сценарием. В итоге союзники оказались совершенно не готовы к масштабной эвакуации, которую европейские СМИ окрестили провальной. С этой оценкой трудно спорить, равно как и с тем, что «Афганская» политика Соединенных Штатов и Запада в целом также провалилась. Представляется, что главная причина подобного сценария заключается в том, что стратегия Запада в Афганистане изначально была основана на ошибочном целеполагании. 16 августа 2021 г. президент Дж. Бай-ден заявил, что Соединенные Штаты выполнили все свои задачи в Афганистане. А именно: уничтожили «гнездо терроризма» и тем самым устранили непосредственную террористическую угрозу для территории США. А теперь переходят от масштабного присутствия к тактике высокоэффективных точечных антитеррористических операций с широким использованием многоцелевых беспилотников. При этом, по словам Дж. Байдена, к военным спецоперациям будут прибе-

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

гать лишь как к средству последнего выбора и только в том случае, если соответствующая миссия будет четко определена и осуществима. Откровенно говоря, эта аргументация критики не выдерживает. Более чем очевидно, что тогда, двадцать лет назад, речь шла о глобальном и гораздо более амбиционном проекте американской администрации - о доктрине «национального строительства» (Nation-building), являющейся частью тогдашнего внешнеполитического курса Вашингтона на принудительный «экспорт» демократии по всему миру. В Белом доме на полном серьезе полагали (в реалиях сегодняшнего дня это звучит поразительно наивно), что насаждение «демократических» правительств и институтов - вообще без всякого учета национальных, этнических и культурных особенностей регионов - автоматически будет способствовать росту безопасности в мире. Довольно быстро выяснилось, что демократический газон в принципе не произрастает путем насильственного перенесения на неподготовленную почву институтов и собственной системы ценностей, сколько его не поливай. А поливать его пришлось очень щедро: за двадцать лет расходы Соединенных Штатов на Афганистан составили более 2,1 трлн долл. США потеряли более 2300 военнослужащих, еще более 20 700 оказались ранены. Располагавшие в Афганистане самыми крупными после США воинскими контингентами Великобритания и Германия потратили за все время конфликта около тридцати и девятнадцати млрд долл. соответственно.

И вот теперь мы практически в «прямом эфире» наблюдаем смену американской внешнеполитической доктрины: отказ США от «экспорта» демократии в пользу крайне прагматичной политики, ориентированной, прежде всего, на интересы, цели и задачи самих Соединенных Штатов. Для последних в условиях раскола американского общества и политического класса, а также весьма взрывоопасной внутренней повестки становится крайне актуальной стратегия, рассматривающая любое вмешательство США вовне с точки зрения решения внутренних проблем Америки. И с этой точки зрения - замыкания на своих собственных проблемах - Америка Байдена, по сути, ничем глобально не отличается от Америки Трампа. Концентрация на проблемах собственной безопасности приходит на смену утопичной идеи принудительной трансформации мира по «демократическим лекалам» - без учета национального менталитета, истории, культурных особенностей готовности местного населения вообще кардинально менять свой жизненный уклад, формировавшийся веками. За примерами даже ходить далеко не нужно: показательно, что афганская армия, к моменту захвата Кабула в несколько раз превосходящая по численности формирования талибов и в отличие от них обладающая авиацией, предпочла просто уклониться от сражения, предоставив проливать кровь за свои «свободы» шокированным подобным поворотом дел западным союзникам.

Таким образом, Соединенные Штаты, несмотря на просоюзническую внешнеполитическую риторику Байдена о «возвращении Америки», действительно возвращаются, но - в определенном плане - к изоляционистскому курсу, начатому еще задолго до Трампа. При этом для американской внешней политики новая

доктрина Байдена - практически квантовый скачок от попыток силовой трансформации существующего миропорядка путем мультипликации демократий (с экспортом своей политической культуры, своих ценностей и своего менталитета на неподготовленную почву) к точечному присутствию, обусловленному национальными интересами.

Последствия смены внешнеполитической

стратегии США для Китая, России и Европы

Такое изменение внешнеполитической стратегии Соединенных Штатов неизбежно скажется и на западных союзниках, и на связке Россия-Китай, чье стратегическое сближение так беспокоит коллективный Запад, да и в целом будет иметь серьезные последствия для международной безопасности. Что касается Китая, то как раз его быстрый геополитический подъем, переформатировавший всю международную повестку, сыграл значительную роль и в принятии Белым домом решения о выводе американских войск из Афганистана. Как только Соединенные Штаты окончательно определились, что именно геополитическое противостояние с Пекином становится для них стратегическим вызовом номер один, распылять ресурсы и дальше администрация Байдена сочла неразумным. Особенно с учетом того, что после ухода США из Афганистана ввиду разницы географического положения Соединенные Штаты, Китай и Россия автоматически оказываются на разных уровнях безопасности. Для Вашингтона пока не просматривается непосредственная угроза с территории Афганистана, контролируемой талибами, в то время как Пекин и Москва окажутся вынуждены задействовать значительные дополнительные ресурсы для обеспечения собственной безопасности, поскольку оба государства расположены в непосредственной близости от афганской границы.

Непросто придется и европейским союзникам, которые много лет пытались оправдать в глазах собственного населения участие их стран в западном альянсе в Афганистане, убеждая, что безопасность Европы лежит, в том числе, и в горах Гиндукуша. И вдруг внезапно выяснилось, что речь с самого начала шла о безопасности непосредственно Соединенных Штатов, а правительства Германии и Франции в итоге оказались не в силах спасти всех, кто на протяжении многих лет оказывал на месте помощь западной коалиции. 26 августа 2021 г. перед началом своего турне по странам региона (Турция, Таджикистан, Узбекистан, Пакистан) министр иностранных дел Германии Хайко Маас обозначил фундаментальную проблему, стоящую сейчас перед Западом: «Атаки в кабульском аэропорту показывают нам, насколько велика опасность того, что международный терроризм вновь обретет силу. Образовался властно-политический вакуум, в который ИГИЛ-К и другие террористы сейчас стремятся с ужасающей скоростью»1. Крайне важно, чтобы «крах в Афганистане не дестабилизировал весь регион», подчеркнул Маас.

1 https://www.sueddeutsche.de/politik/afghanistan-heiko-maas-rettungsaktion-tuerkei-taliban-1.5395082 (date of access: 29.08.21).

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

AUKUS и отказ Австралии от «сделки века» с Францией

Наглядным отражением новой внешнеполитической доктрины Байдена стала и ситуация вокруг отказа Австралии от контракта на поставку ей французской компанией Naval Group двенадцати дизельных субмарин на общую сумму около 56 миллиардов евро. Отказа тем более неожиданного, поскольку буквально за пару недель до этого министры обороны и иностранных дел Австралии подтвердили французской стороне, что «сделка века», как ее окрестили французские СМИ, остается в силе. Премьер-министр Австралии Скотт Моррисон принял шокировавшее Елисейский дворец решение после консультаций с Соединенными Штатами и Великобританией, пообещавшими в рамках только что созданного пакта AUKUS оказать помощь Канберре в создании собственного подводного флота (состоящего из подлодок уже с ядерными силовыми установками). Сам блок AUKUS был презентован 15 сентября 2021 г. президентом США Джо Байденом и премьер-министрами Австралии Скоттом Моррисоном и Великобритании Борисом Джонсоном. Белый дом объявил, что целью AUKUS является «долгосрочное обеспечение мира и стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе».

Между тем очевидно, что за этой весьма обтекаемой формулировкой стоит стремление Соединенных Штатов притормозить рост геостратегического потенциала Пекина в этом ключевом для противостояния этих стран регионе. Особенно принимая во внимание усиливающуюся в последнее время напряженность в районе Южно-Китайского моря. О непосредственной передаче Австралии ядерного оружия речь, естественно, не идет: с Канберрой поделятся только необходимыми технологиями. Скотт Моррисон, прекрасно понимая всю конфликтную «заряженность» этого вопроса, особо подчеркнул, что его страна останется приверженной всем взятым на себя обязательствам в сфере нераспространения ядерных вооружений. Однако де-факто ситуация остается щекотливой. Премьер-министр соседней Новой Зеландии Джесинда Арден уже поспешила заявить, что она не собирается ради соседей отменять принятый в стране в 1984 г. запрет на прохождение судов с ядерным оружием на борту через новозеландские территориальные воды. Как бы там ни было, Австралия станет седьмым государством в мире, имеющим на вооружении ядерные подводные лодки. Особую пикантность ситуации придает то, что у Канберры, так лихо «прокатившей» Париж, будет теперь 12 субмарин с ядерными силовыми установками против 8 у последнего.

Реакцию французской стороны на неожиданный демарш Австралии нетрудно предугадать: Елисейский дворец был в ярости. Президент Э. Макрон назвал решение правительства Австралии «ударом в спину», французские СМИ вновь вернулись к обсуждению «смерти мозга НАТО» - разрушению коммуникаций между союзниками по Атлантике и отсутствию «нормального» процесса принятия решений в альянсе. 17 сентября МИД Пятой республики заявил о принятом президентом Макроном решении отозвать в Париж для консультаций своих послов из Вашингтона и Кан-

берры. Любопытно, что Великобританию это решение не затронуло. Глава французского внешнеполитического ведомства Жан-Ив Ле Дриан объяснил это тем, что, мол, для Франции британская политика «постоянного оппортунизма» не является секретом, а кроме того, Британия во всей этой истории, по выражению министра, - «пятое колесо». С Австралии же и тем более явившихся «зачинщиком» Соединенных Штатов, по мнению Парижа, совсем другой спрос.

«Это одностороннее, жесткое и непредсказуемое решение [Вашингтона] очень напоминает то, что делал господин Трамп. Из слов президента Байдена мы неожиданно узнали, что заключенный Францией и Австралией контракт [на поставку субмарин с дизельными двигателями] прекращен, а Соединенные Штаты предложат австралийцам ядерную сделку, о содержании которой нам ничего не известно. Так не поступают с союзниками. Мы совсем недавно обсуждали все это с США и вот теперь этот разрыв. Это не лезет ни в какие ворота», - с возмущением прокомментировал ситуацию Ле Дриан. Он также подчеркнул в интервью радиостанции France Info, что доверие между союзниками «теперь предано»1. Министр обороны Французской республики Флоранс Парли назвала отказ австралийской стороны от контракта с Naval Group «ужасным решением» в сфере международной политики: по ее словам, теперь со всей ясностью очевидно, как США относятся к своим союзникам и партнерам.

Удар по Индо-Тихоокеанской стратегии Макрона

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на все попытки «виновников» этого крупного дипломатического скандала подсластить для Парижа горькую пилюлю и многочисленные заверения в том, что Франция остается «важнейшим партнером и старейшим союзником», отношениями с которым «чрезвычайно дорожат», нанесенный авторитету Пятой республики ущерб (не говоря уже о необходимости как-то компенсировать колоссальные издержки Naval Group) трудно поддается подсчету. Дело в том, что «сделка века» с Австралией рассматривалась Парижем в качестве одной из несущих опор Индо-Тихоокеанской стратегии Макрона. «Выбор США, который ведет к отстранению такого союзника и европейского партнера, как Франция, от многолетнего партнерства с Австралией в тот момент, когда мы сталкиваемся с беспрецедентными проблемами в Индо-Тихоокеанском регионе, свидетельствует об отсутствии последовательности, что Франция не может не отметить и о чем сожалеет», -говорится в совместном заявлении глав внешнеполитического и оборонного ведомств Ле Дриана и Ф. Парли.

Действительно, быстрый геополитический рост Китая уже привлек к этому региону внимание ведущих

1 Affaire des sous-marins : «Il y a vraiment une crise grave» entre la France, l'Australie et les Etats-Unis, déplore Jean-Yves Le Drian sur France 2 // https://www.google.ru/amp/s/www.francetvinfo.fr/monde/ usa/affaire-des-sous-marins-il-y-a-vraiment-une-crise-grave-entre-la-france-l-australie-et-les-etats-unis-deplore-le-ministre-des-affaires-etrangeres-sur-france-2_4776039.amp (date of access: 18.09.2021).

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

мировых акторов. По словам главы европейской дипломатии Ж. Борреля, нигде более гегемонистский конфликт между США и КНР не ведется так интенсивно, как здесь. Более того, по оценкам военных аналитиков, именно расклад сил в Индо-Тихоокеанском регионе в итоге решит, какое именно место займет Пекин в системе будущего миропорядка.

Эффект «AUKUS-деформации» для трансатлантического партнерства

Безусловно, этот скандал будет иметь определенные последствия и для «духа» трансатлантического партнерства. С точки зрения президента Э. Макрона, ситуация выглядит наглядной иллюстрацией его наделавших в свое время немало шума заявлений о ненадежности американского союзника. Министры иностранных дел стран - участниц Евросоюза выразили свою солидарность с Францией в этом вопросе. «Министры выразили явную солидарность с Францией. Это объявление [о разрыве контракта] противоречило призывам к более тесному сотрудничеству с ЕС в Индо-Тихоокеанском регионе», - процитировало слова Ж. Борреля агентство Франс Пресс1. Примечательно в этой связи заявление главы Европейского совета Ш. Мишеля, подчеркнувшего, что ему трудно понять действия Австралии, Великобритании и США. «Почему? Потому что с новой администрацией Джо Байдена Америка вернулась. Это было историческое послание, направленное этой новой администрацией, и теперь у нас есть вопросы. Что это значит -Америка вернулась? Америка снова в Америке или где-то еще? Мы не знаем», приводит слова высокопоставленного чиновника агентство Reuters2.

На самом деле это очень хороший и важный для понимания новой внешнеполитической доктрины США вопрос: что конкретно в действительности означает расплывчато анонсированное Дж. Байденом «возвращение Америки»? Ведь, по сути, несмотря на смену риторики, внешняя политика Соединенных Штатов при Дж. Байдене во многом останется на тех же рельсах, что и при Д. Трампе. «Вернувшиеся» Соединенные Штаты и своим уходом из Афганистана, и ситуацией с AUKUS, и соглашением по ядерным субмаринам с Австралией уже четко продемонстрировали нынешний расклад: страна сосредотачивается, прежде всего, на своих внутренних проблемах. Окончательно отказавшись от идеи экспорта демократии по всему миру в пользу защиты либеральных ценностей «коллективного Запада» от автократических режимов, Вашингтон больше не стремится перекроить по своим лекалам Китай и Россию: теперь он предлагает от них «защищаться» сообща. Используя все ресурсы, имеющиеся в активе западных союзников, в том числе и НАТО. Анонсированные Североатлантическим альянсом планы

по активизации сотрудничества с государствами Тихоокеанского региона для создания платформы между союзниками и странами региона, которые «отстаивают общие ценности, такие как свобода и права человека»3, уже стали частью этой новой стратегии, главной целью которой является геополитическое сдерживание Поднебесной.

В самом Пекине вполне ожидаемо подвергли жесткой критике как создание блока AUKUS, так и достигнутые в его рамках договоренности. При этом МИД КНР настаивает на том, что все заинтересованные страны должны отказаться от «мышления холодной войны и правил игры с нулевой суммой»4. Пресс-секретарь посольства КНР в США Лю Пэнью в интервью агентству Reuters подчеркнул, что «Государствам не следует создавать изолирующих пактов, направленных против интересов третьих стран или подрывающих их, а в первую очередь им следует отказаться от менталитета холодной войны и идеологических предрассудков»5. Официальный представитель внешнеполитического ведомства Чжао Лицзянь заявил, что решение о создании австралийского подводного флота является «исключительно безответственной угрозой для региональной стабильности»6. «Это соглашение серьезно подрывает региональный мир и стабильность и приведет к дальнейшей гонке вооружений», - подчеркнул дипломат.

Что касается Парижа и Евросоюза, то им придется исходить из того, что ни у одной страны - участницы ЕС, равно как и у Союза в целом, нет потенциала, сравнимого с возможностями Соединенных Штатов. А, следовательно, и иного выбора, кроме как следовать в фарватере США. Глава европейской дипломатии Ж. Боррель уже озвучил, что ЕС получил «тревожный сигнал» и должен стремиться к большей стратегической автономии. Можем предположить, что это в свою очередь означает, что теперь Евросоюзу нужен лидер, который не станет второй Ангелой Меркель, превратившейся за 16 лет своего правления в символ стабильности и преемственности для многих европейцев. На новом этапе новые вызовы требуют уже иного «политического психотипа»: стремящейся к стратегической автономии Европе нужны лидеры, которые в отличие от уходящей с европейской политической авансцены канцлера Германии с ее реактивной, взвешенной, крайне осторожной политикой способны рисковать, претворяя в жизнь самые амбициозные проекты. В условиях оголенного нерва трансатлантического партнерства и утраченного доверия между

1 https://www.reuters.com/world/europe/eu-foreign-ministers-discuss-submarine-dispute-monday-2021-09-20/ (date of access: 20.09.2021).

2 Ibid.

Schiltz Ch. Nato warnt Putin und Lukaschenko vor

Destabilisierung // Die Welt. - June 6, 2021. - https://www.google.ru/

amp/s/amp.welt.de/politik/ausland/article231618999/Jens-Stoltenberg-Nato-warnt-Putin-und-Lukaschenko-vor-Destabilisierung.html (date of access: 06.06.2021).

4 China sees 'Cold War mentality' in U.S., British, Australia pact // https://www.reuters.com/world/china-sees-cold-war-mentality-us-british-australia-pact-2021-09-15/ (date of access: 2021.09.16).

5 Kornelius S. Der neue Kalte Krieg// Zueddeutsche Zeitung. -September 16, 2021. - http://www.sueddeutsche.de/meinung/china-usa-australien-u-boote-pazifik-1.5412701 (date of access: 16.09.2021).

6 https://www.sueddeutsche.de/politik/suedpazifik-usa-australien-1.5412706 (date of access: 16.09.21).

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

союзниками по Атлантике, а также ухода из политики такого политического тяжеловеса, как А. Меркель, пользующегося непререкаемым авторитетом в Европе, последней неизбежно предстоит побороться за европейское лидерство. И здесь было бы уместным вспомнить высказывание 26-го президента США Теодора Рузвельта: «Люди спрашивают, какая разница между лидером и боссом. Лидер работает в открытую, босс -в закрытую. Лидер ведет, босс погоняет». Администрация 46-го президента США в реализации своей

внешнеполитической доктрины и борьбе за стратегический выигрыш в противостоянии с Пекином пока явно делает ставку на второй вариант. Кроме того, не стоит забывать и о том, что любому мировому гегемону априори присуща структурная ошибка культуры принятия решений - неумение идти на компромисс. Даже если он гарантирует выигрыш для обеих сторон. И остальному миру следует быть к этому готовым: иллюзии в политике лишь умножают предрассудки и, как правило, приводят к горьким разочарованиям.

РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЙ САММИТ В ЖЕНЕВЕ: «ЗАРНИЦЫ СЧАСТЬЯ» В МИРЕ БЕЗ НАДЕЖДЫ

Анастасия Понамарева,

Зав. Отделом проблем европейской безопасности ИНИОНРАН

Аннотация. В статье рассмотрены динамика и итоги российско-американского саммита с участием глав государств, прошедшего в Женеве 16 июня 2021 г. Автор делает попытку оценить вероятность того, что достигнутые на встрече договоренности о стратегическом диалоге и поиске новых правил игры с учетом модернизации технологий станут основой для постепенного потепления в отношениях Москвы и Вашингтона.

Ключевые слова: саммит Путина Байдена в Женеве 2021; Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III); кибер-безопасность; Украина; права человека.

Keywords: Putin Biden Summit in Geneva 2021; Strategic Arms Reduction Treaty (New START); cybersecurity; Ukraine; human rights.

6 июня 2021 г. состоялся первый за последние три года российско-американский саммит с участием глав государств. Последний раз лидеры США и России встречались в 2018 г., когда В.В. Путин проводил переговоры с предшественником Дж. Байдена -Д. Трампом - в Хельсинки.

На консультациях в узком составе помимо президентов присутствовали министр иностранных дел С.В. Лавров и государственный секретарь США

Э. Блинкен. Затем переговоры продолжились в расширенном составе: на второй сессии было задействовано больше помощников, в том числе послы А. И. Антонов и Дж. Салливан, начальник Генерального штаба ВС России В.В. Герасимов и спецпредставитель Президента РФ по Сирии А.Л. Лаврентьев, заместитель госсекретаря по политическим делам В. Нуланд, директор по России и Центральной Азии Совета национальной безопасности при Белом доме Э. Грин.

Встреча в узком составе началась около 14.36 (мск) и должна была завершиться в 15.45, однако главы государств беседовали до 16.19. Если первый раунд переговоров продлился на полчаса больше, чем было запланировано протоколом, то сам саммит занял всего три с половиной часа вместо предполагавшихся четырех с половиной1. Отметим, что на встречу Путина и Байдена курс рубля в ходе валютных торгов Московской биржи отреагировал ростом, составив 71,86 рубля за доллар и 87,12 рубля за евро на 14.31 (мск)2.

1 Саммит Россия-США в Женеве завершился // Известия. -16 июня 2021 г. - https://iz.ru/1179608/2021-06-16/sammit-rossiia-ssha-v-zheneve-zavershilsia

2 Рубль перешел к росту на фоне встречи Путина и Байдена // ТАСС. - 16 июня 2021 г. - https://tass.ru/ekonomika/ 11664105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.