Научная статья на тему 'Парад дирижеров — эффективная форма совершенствования народно-оркестрового исполнительства'

Парад дирижеров — эффективная форма совершенствования народно-оркестрового исполнительства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
155
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Парад дирижеров — эффективная форма совершенствования народно-оркестрового исполнительства»

НАУЧНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

В. Ф. Кочеков ПАРАД ДИРИЖЕРОВ - ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАРОДНО-ОРКЕСТРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

Новый, 76 сезон в Большом зале Башкирской государственной филармонии открылся 23 октября 2014 г. Парадом дирижеров. Музыкальное мероприятие было посвящено легендарной исполнительнице русских народных песен Людмиле Зыкиной, которой в истекшем году исполнилось бы восемьдесят пять лет. «Имя Людмилы Георгиевны Зыкиной ассоциируется не только с русским народом, русской песней, но и со всем многонациональным Советским Союзом, - сказала московская гостья народная артистка России, исполнительница русских народных песен Надежда Крыгина, - в ее репертуар входили песни разных народов, башкирского в том числе».

То, что открытие филармонического сезона состоялось специально под Парад дирижеров, является событием во многом уникальным в среде профессиональных дирижеров оркестров народных инструментов. Это показатель высокого академического уровня народных инструментов, безусловное признание значимости и важности народно-оркестрового исполнительства как одной из главных составляющих народно-инструментальной культуры России.

Парад дирижеров - это концерт, во время которого одним оркестром по очереди управляют разные дирижеры. Подобные первые музыкальные мероприятия дирижеров России проводил в 1990-х гг. Н. Н. Калинин, будучи руководителем Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н. П. Осипова. Проведение Парада дирижеров имело целью привлечь внимание к дирижерским проблемам русского народно-инструментального исполнительства России. Подобная акция Н. Н. Калинина была направлена: а) на поддержку функционирования и развития народно-оркестрового исполнительства в регионах; б) повышение статуса дирижеров, руководителей оркестров русских народных инструментов.

Первый Парад дирижеров и проведение в дальнейшем серии подобных мероприятий имели мощный общественный резонанс. В больших трехчасовых концертах, проходивших в зале им. П. И. Чайковского, принимали участие 25-30 значимых российских дирижеров оркестров народных инструментов. Челябинскую область в 1996 г. представляли два дирижера -В. Лебедев и В. Лавришин (по два участника было еще только от двух городов - Москвы и Санкт-Петербурга, что характеризует Уральский регион как один из важных в сфере народно-оркестрового исполнительства).

Проведение серии Парадов дирижеров, огромная работа Н. Н. Калинина во всех российских регионах в контакте с губернаторами привели к мощному движению в области народно-оркестрового искусства - в стране было создано более 100 профессиональных оркестров народных инструментов. Н. Н. Калинин в контексте вышеуказанной деятельности во многом оказал содействие в организации одного из главных героев состоявшегося праздника музыки - прекрасного коллектива, Национального оркестра народных инструментов Республики Башкортостан.

«Предтечей» уфимских Парадов дирижеров можно обозначить конкурсы дирижеров и научно-практические конференции по тематике народно-оркестрового исполнительства, которые проходили в Челябинске с 2004 г. На заключительных концертах в качестве дирижеров выступали члены жюри конкурсов и участники конференций. Традиция прижилась и ее «апогеем» стала Всероссийская научно-практическая конференция «Ансамблево-оркестровое исполнительство на русских народных инструментах и вопросы подготовки дирижерских кадров», состоявшаяся 17 января 2011 г. в Челябинске. В концерте приняло участие 11 дирижеров: от Челябинска - А. Кузнецов, В. Бычков, В. Лавришин, Д. Арсланбеков; от Башкортостана - А. Семенов, В. Турченко, О. Буланкина, Ю. Селезнев; от Оренбурга - А. Асабин; от Тюмени - Т. Жданова; от Перми - Н. Шулепова.

191

Данная практика показала свою жизнестойкость и большой интерес со стороны как дирижеров-участников, так и слушательской аудитории. Перспектива подобных мероприятий легла в основу проведения уфимских Парадов дирижеров, инициаторами которых выступили заслуженный артист РФ, народный артист РБ художественный руководитель и главный дирижер Национального оркестра народных инструментов РБ Р. Гайзуллин и заслуженный работник культуры РФ и РБ, заслуженный деятель искусств профессор В. Лавришин.

Нужно сказать, что до проведения первого Парада дирижеров осуществлялась своего рода подготовительная работа, опробовались элементы и форма будущих мероприятий, готовился фундамент для конечной реализации проекта. С самого начала создания Национального оркестра народных инструментов РБ его руководитель Р. Гайзуллин ориентировался на практику участия дирижеров из разных регионов России в концертах оркестра. На юбилеях оркестра регулярно выступало 5-6 дирижеров. Постепенно их количество увеличивалось. Этот количественный рост привел к необходимости качественного изменения содержания концертного участия сторонних дирижеров - организации Парада дирижеров.

Необходимо добавить, что проведению музыкально-дирижерского форума способствовало трепетное отношение слушателей ко всему, что связано с башкирским фольклором, национальными традициями, уважением и любовью к народным инструментам. Постоянный и широкий интерес публики к музыкальным мероприятиям с участием народных инструментов, с одной стороны, и всесторонняя поддержка административных органов, понимающих непреходящее значение развития национальной культуры, - с другой, обусловили возможность организации новой для Башкортостана концертно-дирижерской формы.

Первый Парад дирижеров, посвященный выдающемуся дирижеру Н. Калинину, состоялся в конце прошлого сезона, и в нем участвовали руководители оркестров народных инструментов из разных городов Башкортостана.

Он сразу доказал наличие в республике очень интересных и талантливых коллективов и профессиональных дирижеров.

О значимости и масштабах второго Парада дирижеров говорят многие факты. Огромный объем работы осуществила Филармония: работа на местах, мощная рекламная кампания через средства массовой информации, Интернет, обеспечение самого широкого информационно пространства. В преддверии состоялась большая пресс-конференция, посвященная проблемам народно-инструментального искусства. Убедительным доказательством результативности проделанной работы, всеобщего интереса горожан служит следующий пример - за неделю до начала Парада были проданы все билеты (хотя их цена составляла не совсем маленькую сумму - 500 руб.). Билеты приобретались через кассы и через Интернет. Также значимость музыкального мероприятия подтверждается освещением концерта телевидением - 4 передвижные телевизионные станции и 12 камер, снимающих с разных ракурсов.

Дирижерский корпус был представлен семнадцатью музыкантами, в их числе: народный артист РФ, художественный руководитель и главный дирижер Санкт-Петербургского государственного академического русского оркестра им. В. Андреева Д. Хохлов; заслуженный работник культуры РФ и РБ профессор В. Линник; заслуженный деятель искусств России, заслуженный работник культуры РБ, главный дирижер Оркестра русских народных инструментов театрально-концертного объединения Стерлита-мака В. Турченко; отличник просвещения РФ, руководитель оркестра русских народных инструментов Уфимского училища искусств В. Сля-гузов; заслуженные работники культуры РБ Р. Ахмедзянов и Е. Токарчук; заслуженный деятель искусств РБ профессор Ю. Селезнев; лауреат международных и всероссийских конкурсов, доцент кафедры оркестрового дирижирования УГАИ им. З. Исмагилова О. Буланкина; лауреат всероссийских и республиканских конкурсов, руководитель оркестра башкирских народных инструментов Уфимского училища искусств Р. Халиков; лауреат международных и всероссийских конкурсов, отличник образования РБ

192

Д. Абубакиров; лауреаты международных и всероссийских конкурсов Ю. Никифоров и Л. Дав-летбаев; лауреат Открытого республиканского конкурса хоровых дирижеров им. Ш. Ибрагимова, художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической хоровой капеллы Республики Башкортостан А. Хасбиул-лина; руководитель оркестра русских народных инструментов ССМК М. Сафин; гости мероприятия: лауреат международных конкурсов, художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» им. Л. Зыкиной Д. Дмитриенко и заслуженный работник культуры РФ и РБ, заслуженный деятель искусств профессор В. Лавришин.

Помимо инструментальной музыки концерт к открытию сезона БГФ украсили мастера эстрады: народная артистка РФ Н. Крыгина; народные артисты РБ В. Хызыров, Р. Вальмухаметов и Ф. Ганеев; заслуженная артистка РБ Л. Ишемья-рова; лауреат международных конкурсов В. Су-ходоева. Своей филигранной игрой вызвали восторг у зрителей баянист, заслуженный артист РФ, народный артист РБ Р. Фасхетдинов и домристка, лауреат международных конкурсов И. Куравина.

Конкурсы исполнителей можно организовывать на базе различных организаций: филармоний, учебных заведений, дворцов культуры и т. д. Содержание таких конкурсов, их организация и проведение с участием инструменталистов во многом унифицировано, стандартно, отработано. Но Парад и конкурс дирижеров всегда имеют особенность, во многом усложняющую данный процесс: они должны проводиться на базе квалифицированного оркестра, который не ориентирован на воспитание манерой одного дирижера. Оркестр должен быть универсальным, готовым к восприятию различных дирижерских техник, обладать исполнительской гибкостью, умением откликнуться на минимальные мануальные действия дирижера. Время, отводимое дирижерам на конкурсах, Параде, очень ограничено. В этом специфика таких мероприятий. Дирижер не может повести за собой оркестр, объясняя только словами требуемые задачи, как бы убедительно, конкретно и подробно они ни изла-

гались. Поэтому весь арсенал дирижерского мастерства реализуется через мануальные действия. Здесь самым важным фактором становится профессионализм оркестра, его исполнительский уровень, мастерство осуществить дирижерский замысел, исходя из творческого взаимодействия с дирижером любого индивидуального почерка, адекватно реагировать на многообразные дирижерские манеры. Но, помимо всего этого, музыканты оркестра должны быть в достаточно хорошей физической форме, так как подготовка обширных программ требует выносливости, мобилизации всех моральных и физических сил. Поэтому не каждый оркестр может осуществить такую емкую и напряженную работу.

Национальный оркестр народных инструментов РБ (под руководством заслуженного артиста РФ, народного артиста РБ Р. Гайзуллина) с честью выполнил возложенные на него функции и подтвердил свой высокий статус академического коллектива: мобильного, высокохудожественного, техничного и коммуникабельного. Это отражают объем программы, исполнительское мастерство, совершенство владения всей многообразной тембровой палитрой различных инструментов. «Встреча с новым оркестром - это всегда небольшой стресс, но и возможность открытий, -признался Д. Дмитриенко. - Будучи не только дирижерами, но и экспертами в области музыкального искусства, мы хорошо видим высокий профессионализм уфимских музыкантов, работающих в таком уникальном оркестре и влюбленных в свои инструменты». Безусловно, участие оркестра в подобных мероприятиях - самая лучшая аттестация данного коллектива, по большому счету являющаяся исчерпывающей характеристикой всего творческого ареала территории нахождения оркестра, отношения местных государственных органов к состоянию и развитию национальной культуры, народно-инструментального искусства.

Проблема взаимообогащения культур, взаимовлияния, их своеобразная «конвергенция» ярко отразилась во многих моментах прошедшего мероприятия. Репертуар представлял собой обширный музыкальный спектр, звучали произведения зарубежных, российских и башкирских

193

авторов. Музыкальный «интернационализм» убедительно проявился в авторских произведениях композиторов различных национальностей: башкирских (А. Кукубаев, Н. Даутова, Ф. Абдра-ков, З. Исмагилов); калмыкского (А. Маджиев); татарского (А. Каримов); бурятского (А. Прибы-лов); узбекского (А. Назаров); русских (А. Бызов, А. Цыганков, Г. Пономаренко, Л. Лядова).

Еще одним, существенным показателем музыкального «интернационализма» является совместная работа дирижеров национальных оркестров, оркестров русских народных инструментов, симфонистов (Л. Давлетбаев) и представителей академического хорового искусства - выступление Государственной академической хоровой капеллы под руководством А. Хасбиуллиной с Национальным оркестром народных инструментов РБ. К этому нужно добавить, что дирижерские традиции уфимской школы - творческий консенсус народников, симфонистов и хорови-ков - составляют единую, прочную и прогрессивную основу всего дирижерского искусства Башкортостана. Одна из ведущих ролей в подготовке квалифицированных дирижеров по праву принадлежит кафедре народных инструментов Уфимской государственной академии искусств им. Загира Исмагилова. Через обучение на кафедре прошли многие талантливые музыканты, ставшие профессиональными дирижерами высочайшего класса и продолжившие свои творческие карьеры в качестве дирижеров оркестров народных инструментов, симфонических оркестров (например, В. И. Платонов - главный дирижер симфонических оркестров Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского и Башкирского государственного театра оперы и балета).

Парад дирижеров высвечивает множество проблем, одной из которых является приглашение «чужих» дирижеров на какой-либо конкретный оркестровый коллектив. К большому сожалению, эта традиция отсутствует в сфере народно-оркестрового исполнительства, в отличие от симфонического, где данный процесс проходит самым активным образом. Повсеместное отсутствие практики обмена дирижерами оркестров русских народных инструментов носит во мно-

гом субъективный характер. Многие оркестры стали «оркестрами одного дирижера». Руководители таких коллективов со временем определили свою организационно-творческую «колею», которую считают единственно правильной. Данная стратегия вырабатывает инерцию, отсутствие желания совершенствовать мастерство. Такая творческая «скорлупа» вызывает у руководителя естественную боязнь допуска на свой коллектив другого дирижера, так как оркестр может сразу ощутить разницу в профессионализме (часто не в пользу своего руководителя). Такое положение вещей, конечно, не стимулирует общее развитие дирижерского искусства всей обширной сферы народно-оркестрового исполнительства.

Р. М. Гайзуллин - один из немногих руководителей, постоянно приглашающих других дирижеров, что характеризует его как совершенно уверенного в себе специалиста и личность, лишенную мелких амбиций; человека, искренне и горячо болеющего за процветание национальной народно-оркестровой культуры, всей своей практической деятельностью способствующего консолидации всего дирижерского корпуса России.

Заслуженный деятель искусств России В. Лавришин следующим образом обосновывает необходимость данного вида дирижерской деятельности: «Такая практика работы оркестра с разными дирижерами обогащает обе стороны. Оркестр повышает свою квалификацию, расширяет репертуар. Дирижеры в свою очередь знакомятся с музыкой разных народов, которая по-новому звучит в исполнении оркестра, где есть башкирские народные инструменты. Не надо забывать, что мы живем в многонациональном государстве, и народные инструменты играют большую роль в межэтническом общении».

Большой успех дирижерско-оркестрового праздника, атмосфера доброжелательности, взаимопонимания и уважения во многом определились стратегическим подходом организаторов: им удалось сделать главный акцент не на состязательной составляющей, а на содержательной. Несомненная творческая удача состоявшегося музыкального мероприятия стимулирует в будущем проведение Парада дирижеров, выявляет необходимость системной работы в этом направлении.

194

Инициатор Парада дирижеров Р. Гайзуллин однозначно дал понять, что они станут традиционными. Следующий проект планируется сделать международным. Свое согласие на участие в нем уже выразили друзья и коллеги Р. Гайзуллина из Узбекистана. Азербайджана, Казахстана.

Состоявшиеся два Парада дирижеров, все направления работы в сфере народно-оркестрового исполнительства, дирижерского искусства наглядно демонстрируют, что Башкортостан на Урале выходит вперед по многим позициям и приобретает статус региона с высоким творческим потенциалом.

КУЛЬТУРА - ИСКУССТВО - ОБРАЗОВАНИЕ

Накануне Дня российской науки - 6 февраля - прошла XXXVI научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава академии «Культура - искусство - образование: научные и прикладные аспекты». Лейтмотивом раскрытия заявленной проблематики стало осмысление теоретических и прикладных проблем социокультурной практики, художественного творчества и образовательной деятельности.

К началу работы научно-практической конференции был подготовлен и издан сборник материалов. Около 140 включенных в него научных докладов представителей всех факультетов и подразделений академии объективируют теоретико-методологические (философские и культурологические), исторические и прикладные аспекты познания социокультурных явлений и процессов, предметные сферы, задающие специфику исследовательских дискурсов, - социальные коммуникации, художественное творчество, образование в сфере культуры и искусства, высшее профессиональное образование.

Пленарное заседание конференции, в котором приняло участие около 200 преподавателей, сотрудников, аспирантов академии, открыл приветственным словом проректор по научно-исследовательской и инновационной работе кандидат педагогических наук, доцент А. В. Штолер, также выступивший с докладом, посвященным подведению итогов 2014 г. и определению перспектив научно-педагогического потенциала вуза, «Научно-исследовательская работа профес-

сорско-преподавательского состава академии: достижения, проблемы, перспективы».

Свидетельством масштаба и интенсивности данного направления деятельности научно-педагогического коллектива вуза в 2014 г. являются представленность академии на 194 научных и творческих форумах различного уровня, публикация свыше 500 работ (в том числе 99 статей в ведущих рецензируемых научных журналах), 6 защит в диссертационных советах академии, 12 защит кандидатских диссертаций аспирантами и соискателями. В прошедшем году 77 педагогов и сотрудников академии прошли различные формы повышения квалификации, выступили в качестве организаторов и ведущих семинаров, мастер-классов как внутри, так и за пределами вуза.

Проблемы отражения научных исследований в ведущих базах данных и исчисления индекса цитирования работ ученых и учреждения были отражены в выступлении «Библиометрические инструменты проектирования исследовательской траектории» директора Научной библиотеки академии И. А. Бачуриной. Роли и месту литературы в современной социокультурной ситуации посвящен доклад «Литература как инструмент социально-культурного проектирования» кандидата культурологии, доцента кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников, секретаря Союза писателей России Н. А. Ягодинцевой.

В работе 27 секций научно-практической конференции «Культура - Искусство - Образование» приняло участие более 200 преподавателей, сотрудников, аспирантов, соискателей, магистрантов нашей академии, их вниманию было представлено боле 140 научных докладов и сообщений. В рекомендациях, принятых по итогам секционных заседаний, подчеркивалась необходимость проведения междисциплинарных (межкафедральных), проблемно ориентированных круглых столов и дискуссий, использования новых форм научной коммуникации.

Данные выводы обуславливают актуальность формата ежегодной научной конференции профессорско-преподавательского состава академии, нацеленной на обозначение содержательных границ предметного поля научного поиска, представление целостной картины исследовательских при-

195

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.