Научная статья на тему 'ПАПА РИМСКИЙ ПИЙ XII (1939-1958 ГГ.) О ПРОБЛЕМЕ ВОЙНЫ И МИРА'

ПАПА РИМСКИЙ ПИЙ XII (1939-1958 ГГ.) О ПРОБЛЕМЕ ВОЙНЫ И МИРА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТОЙ ПРЕСТОЛ / КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ВАТИКАН / ХОЛОДНАЯ ВОЙНА / ДОКТРИНА СПРАВЕДЛИВОЙ ВОЙНЫ / ПАПСКАЯ ЭНЦИКЛИКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Симонов Вениамин Владимирович, Жданова Екатерина Сергеевна

Целью данной статьи является определение вклада Пия XII в развитие католического учения по проблеме войны и мира, которое за время своего существования претерпело заметную трансформацию: от одобрения вооруженного конфликта в определенных случаях оно постепенно перешло на позиции пацифизма, что было подтверждено решениями Второго Ватиканского собора (1962-1965 гг.). В связи с этим интересным представляется вопрос, как видел проблему допустимости войны последний «предсоборный» папа Пий XII. он, на чей понтификат пришлась Вторая мировая война, регулярно призывал прекратить кровопролитие, а после завершения конфликта продолжал развивать идеи установления и поддержания мира на всей земле. основными задачами правительств, по мнению Пия XII, должны были стать поиск компромисса в кризисных ситуациях и предотвращение военных столкновений в будущем, чему могли способствовать католическое учение и идея установления христианского порядка во всем мире. В ходе данного исследования, основанного на анализе речей и энциклик Пия XII, был сделан вывод о том, что папа не поддерживал войну и тем более не призывал к ней, а наоборот, в условиях нарастания международной нестабильности и противостояния двух противоборствующих блоков выступал за диалог и отказ от войны как способа разрешения конфликтов. Таким образом, его воззрения являются логическим продолжением миролюбивых идей его предшественников. особое внимание папа уделял вопросам ограничения научных исследований, так как именно в период его понтификата было изобретено ядерное оружие, что при нарастании международной напряженности могло привести к беспрецедентному конфликту, грозящему обернуться всемирной катастрофой. Поэтому, оказавшись в более сложных условиях, нежели предыдущие римские понтифики, Пий XII более решительно осуждал войну, даже имеющую «справедливые цели», благодаря чему окончательно складывался идейный фундамент, на котором были построены решения Второго Ватиканского собора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POPE PIUS XII (1939-1958) ON THE PROBLEM OF WAR AND PEACE

Tis article aims to determine the contribution of Pius XII to the development of Catholic doctrine on the problem of war and peace, which has undergone a noticeable transformation during its existence. It gradually switched from the approval of the armed confict under certain circumstances to pacifsm, which was confrmed by the decisions of the Second Vatican Council (1962-1965). In this regard, the interesting question is how the last “preconciliar” pope Pius XII saw the problem of the allowability of war. His pontifcate witnessed the Second World War, he regularly called for an end to the bloodshed and, afer the end of the confict, he continued to develop the idea of establishing and maintaining peace throughout the globe. According to Pius XII, the principal tasks of governments were to search compromise in crisis situations and to prevent military clashes in the future. Tis could be facilitated by the Catholic teaching and the idea of establishing a Christian order throughout the world. Te authors base their conclusions on the analysis of Pius XII’s speeches and encyclicals and demonstrate that the Pope did not support the war and, moreover, did not call for it, but on the contrary, he advocated dialogue and rejection of war as a way to resolve disputes in the circumstances of growing international instability and confrontation between the two opposing blocs. Tus, his views were a logical continuation of the peaceloving ideas of his predecessors. Te Pope concerned with nuclear weapons, which appeared during his pontifcate and could give rise to an unprecedented confict and plunge the world into a worldwide catastrophe, paid special attention to the issues of limiting scientifc research. Finding himself in more difcult situation than the previous Roman pontifs, Pius XII more decisively condemned war, even the “just” one. Te ideological foundation of the decisions of the Second Vatican Council was fnally built on these concepts.

Текст научной работы на тему «ПАПА РИМСКИЙ ПИЙ XII (1939-1958 ГГ.) О ПРОБЛЕМЕ ВОЙНЫ И МИРА»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2021. № 1

В.В. Симонов, Е.С. Жданова*

ПАПА РИМСКИЙ ПИй XII (1939-1958 гг.) О ПРОБЛЕМЕ ВОЙНЫ И МИРА

V.V. Simonov, E.S. Zhdanova

POPE PIUS XII (1939-1958)

ON THE PROBLEM OF WAR AND PEACE

Аннотация. Целью данной статьи является определение вклада Пия XII в развитие католического учения по проблеме войны и мира, которое за время своего существования претерпело заметную трансформацию: от одобрения вооруженного конфликта в определенных случаях оно постепенно перешло на позиции пацифизма, что было подтверждено решениями Второго Ватиканского собора (1962-1965 гг.). В связи с этим интересным представляется вопрос, как видел проблему допустимости войны последний «предсоборный» папа Пий XII. Он, на чей понтификат пришлась Вторая мировая война, регулярно призывал прекратить кровопролитие, а после завершения конфликта продолжал развивать идеи установления и поддержания мира на всей земле. Основными задачами правительств, по мнению Пия XII, должны были стать поиск компромисса в кризисных ситуациях и предотвращение военных столкновений в будущем, чему могли способствовать католическое учение и идея установления христианского порядка во всем мире. В ходе данного исследования, основанного на анализе речей и энциклик Пия XII, был сделан вывод о том, что папа не поддерживал войну и тем более не призывал к ней, а наоборот, в условиях нарастания международной нестабильности и противостояния двух противоборствующих блоков выступал за диалог и отказ от войны как

* Симонов Вениамин Владимирович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Церкви исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Simonov Veniamin Vladimirovich, Doctor in Economics, Professor, Head, Department of Church History, Faculty of History, Lomonosov Moscow State University simonov_vv@gov.ru

Жданова Екатерина Сергеевна, специалист лаборатории теоретико-методологических проблем исторического образования исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Zhdanova Ekaterina Sergeevna, Specialist, Laboratory of Theoretical and Methodological Problems of Historical Education, Faculty of History, Lomonosov Moscow State University

Nacht1993@mail.ru

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-39-90026

способа разрешения конфликтов. Таким образом, его воззрения являются логическим продолжением миролюбивых идей его предшественников. Особое внимание папа уделял вопросам ограничения научных исследований, так как именно в период его понтификата было изобретено ядерное оружие, что при нарастании международной напряженности могло привести к беспрецедентному конфликту, грозящему обернуться всемирной катастрофой. Поэтому, оказавшись в более сложных условиях, нежели предыдущие римские понтифики, Пий XII более решительно осуждал войну, даже имеющую «справедливые цели», благодаря чему окончательно складывался идейный фундамент, на котором были построены решения Второго Ватиканского собора.

Ключевые слова: Святой престол, католическая церковь, Ватикан, холодная война, доктрина справедливой войны, папская энциклика.

Abstract. This article aims to determine the contribution of Pius XII to the development of Catholic doctrine on the problem of war and peace, which has undergone a noticeable transformation during its existence. It gradually switched from the approval of the armed conflict under certain circumstances to pacifism, which was confirmed by the decisions of the Second Vatican Council (1962-1965). In this regard, the interesting question is how the last "pre-conciliar" pope Pius XII saw the problem of the allowability of war. His pontificate witnessed the Second World War, he regularly called for an end to the bloodshed and, after the end of the conflict, he continued to develop the idea of establishing and maintaining peace throughout the globe. According to Pius XII, the principal tasks of governments were to search compromise in crisis situations and to prevent military clashes in the future. This could be facilitated by the Catholic teaching and the idea of establishing a Christian order throughout the world. The authors base their conclusions on the analysis of Pius XII's speeches and encyclicals and demonstrate that the Pope did not support the war and, moreover, did not call for it, but on the contrary, he advocated dialogue and rejection of war as a way to resolve disputes in the circumstances of growing international instability and confrontation between the two opposing blocs. Thus, his views were a logical continuation of the peace-loving ideas of his predecessors. The Pope concerned with nuclear weapons, which appeared during his pontificate and could give rise to an unprecedented conflict and plunge the world into a worldwide catastrophe, paid special attention to the issues of limiting scientific research. Finding himself in more difficult situation than the previous Roman pontiffs, Pius XII more decisively condemned war, even the "just" one. The ideological foundation of the decisions of the Second Vatican Council was finally built on these concepts.

Keywords: Holy See, Catholic Church, Vatican, Cold War, just war doctrine, papal encyclical.

* * *

XX столетие стало знаковым в процессе трансформации представлений римско-католической церкви по проблемам войны и мира. На сегодняшний день внешнеполитический курс Ватикана определяют пацифистские установки, однако такая позиция не всегда была

свойственна католическому учению, поэтому для исследователей интересным остается вопрос о вкладе каждого из понтификов в развитие идеи о первостепенной важности мира. В данной работе мы проанализируем богатое наследие Пия XII, размышлявшего о причинах и последствиях войны, о ее влиянии на международные отношения и общество. Какими видел понтифик «здоровые» международные отношения? Допускал ли он возможность ведения войны? Какую роль должна играть католическая церковь в случае возникновения ситуации, угрожающей стабильности мира? Ответам на эти вопросы будет посвящена наша работа.

Несмотря на то что социальное учение католической церкви изучено достаточно хорошо, вкладу Пия XII уделено не так много внимания: исследователи чаще концентрируются на его политической деятельности, нежели на вопросах, связанных с изменениями в католическом учении времен понтифика. С одной стороны, некоторые западные историки, обвинявшие папу в потворстве нацизму и фашизму, а также в активном участии в холодной войне, даже не рассматривали возможность изменения его взглядов на обозначенную проблему. С другой стороны, в тех работах, где исследователи изображают Пия XII поборником мира, подчеркивается его убежденность в недопустимости войны, однако эти выводы не выстраиваются в четкую систему представлений папы. Что касается советской историографии, то она по вполне понятным причинам не предлагала объективной оценки деятельности понтифика, и только на рубеже столетий отечественные исследователи по-новому взглянули на учительное наследие Пия XII. Однако его вклад, как правило, рассматривается в контексте эволюции католической доктрины, и посему исследователи не заостряли внимания на вкладе самого понтифика. Таким образом, обозначенный вопрос не был предметом отдельного изучения, и на сегодняшний день по-прежнему есть сторонники обоих подходов.

Стоит отметить, что источниковая база по данному вопросу достаточно широка: даже если не учитывать то, что Апостольский архив Ватикана (AAV) в 2020 г. открыл для изучения дела периода с 1939 по 1958 г., ежегодник Acta Apostolicae Sedis дает историкам возможность ознакомиться с папскими буллами, энцикликами и прочими официальными документами, в которых зафиксирована официальная позиция Святого престола по различным вопросам. Что касается выступлений понтифика и его радиообращений, то ранее они были опубликованы на сайте Ватикана, а с марта 2020 г. с ними можно ознакомиться в оригинальном формате. Carte Pio XII содержит не только уже ранее оцифрованные речи, но и новые, ранее недоступные исследователю документы.

Позиция католической церкви по вопросам войны и мира прошла несколько этапов становления, пока окончательно не приняла современный вид. На основании учений св. Августина и Фомы Аквинского католической мыслью были сформулированы понятия «справедливой» и «несправедливой» войны. Не останавливаясь в подробностях на их содержании, стоит отметить, что церковь в определенных случаях допускала ведение военного конфликта: согласно идеям Августина, заповедь «не убий» не нарушалась, если человек вел «справедливую» войну, т.к. он делал это по воле Бога. Учение Августина было развито Фомой Аквинским, благодаря которому размышления оформились в целостную доктрину: согласно ей, ведение войны допускалось в случае творящейся несправедливости, ради справедливого возмездия, а также ради защиты слабых («утверждение добра и предотвращение зла»). На этой основе идея развивалась дальше и, несмотря на безусловное осуждение войны как таковой и признание ее величайшим злом, богословы всё же допускали условия, при которых она была возможна. Стоит добавить, что результаты возмездия, по их мнению, должны быть соразмерны перенесенному насилию, а также не должны навредить всему остальному миру.

Проблема допустимости войны напрямую проистекает из трактовки понятия «война» в христианской мысли, что позволяет исследователям выделять четыре подхода к ее определению1. В соответствии с идеей превентивной войны (1) — это акт, предшествующий агрессии, т.е. некие действия, которые допустимы в случае потенциальной угрозы2. С другой стороны, с позиции концепции справедливой войны (2), война — это оборонительные действия, которые применимы в случае, когда исчерпаны все мирные средства. Обе эти мысли допускают возможность законно инициировать войну, а также отмечают тесную связь между христианскими постулатами и решениями властей. Однако идеи непротивления (3) и пацифизма (4) представляют иной подход к проблеме: в идеале они не допускают возможности развязывания войны. Идея непротивления идет дальше и фактически отрывает христианскую веру от властей, обозначая, что учение распространяется только на христиан, а следовательно,

1 Ряд исследователей выделяет не четыре, а три подхода к определению допустимости войны, объединяя непротивление и пацифизм как общую идею — положения этики ненасилия, отказ от агрессии. См., например: Конухова А. В. Этика войны и этика мира: сравнительный анализ классических и современных концепций // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2012. №1.

2 War: Four Christian Views. InterVarsity Christian Fellowship of the United States of America / Ed. by R.G. Clouse. Illinois, 1991. P. 155.

все постулаты доктрины относятся только к верующим. Вследствие этого непротивление означает внутреннюю работу каждого христианин, направленную на самосовершенствование и укрепление любви, в результате чего должна быть уничтожена озлобленность3. Тем не менее, все обозначенные идеи тесно связаны между собой и стремятся в конечном итоге к ограничению агрессии4.

Средневековая доктрина «справедливой войны» с некоторыми видоизменениями просуществовала до ХХ в., однако грандиозный по масштабам конфликт — Первая мировая война — стал одной из причин кардинального переосмысления допустимости вооруженного столкновения в современном мире. Папа Бенедикт XV (1914-1922 гг.) в своих энцикликах призывал к миру и одобрял идею создания нового органа, позволявшего поддерживать мировой порядок. Однако деятельность понтифика не имела своей целью переосмысление средневековых представлений о войны, а в первую очередь была реакцией на разворачивающиеся в мире события, так как его размышления имели не концептуальный, а более конкретный характер. Понтификат его преемника Пия XI (1922-1939 гг.) пришелся на сложный период становления тоталитарных режимов в Европе, и именно поэтому папа в первую очередь был озабочен внешнеполитическими проблемами, стремясь сохранять нейтралитет и соблюдать баланс между враждебными силами. Его деятельность, энциклики и выступления в большей степени были связаны с установлением дипломатических связей, с критикой атеистических режимов, с предупреждениями о возможной военной угрозе, нежели с развитием концепции по вопросу войны и мира.

Вторая мировая война, обострение противостояния между коммунизмом и капитализмом, а также создание ядерного оружия вынудили католическую церковь вновь обратить внимание на проблему войны и мира. Масштабы бедствий, разразившихся в период понтификата Пия XII (1939-1958 гг.), несопоставимы ни с какими-либо ранее происходившими военными конфликтами.

3 Ibid. P. 64.; см. также о ненасилии: Buttry D. Christian peacemaking: From Heritage to Hope. Pennsylvania, 1994.

4 Представители разных учений сходятся в том, что сами по себе разрушительные проявления войны являются абсолютным злом; споры вызывают размышления, как можно охарактеризовать дальнейшие последствия «насилия»: стоит ли их ассоциировать исключительно со «злом», или же возможно допустить наличие у него положительных последствий. См. подробнее: Матвеев П.Е. Насилие как зло и грех // Насилие и ненасилие: Философия, политика, этика: Материалы междунар. интернет-конференции / Под ред. Р.Г. Апресяна. М., 2003; Капустин Б.Г. Насилие/ ненасилие как ключевая проблема политической морали // Насилие и ненасилие: Философия, политика, этика...; Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 5. М., 1995; Гусейнов А.А. Понятия насилия и ненасилия // Вопросы философии. 1995. № 4.

Практически сразу же после интронизации, в мае 1939 г., понтифик выступил инициатором созыва международной конференции, основной задачей которой должно было стать обсуждение актуальных вопросов и разрешение противоречий между странами. Несмотря на то что государства Европы отказались от встречи, миротворческий вектор во внешней политике Ватикана не изменился, а сам папа не оставлял надежду на предотвращение конфликта и внимательно следил за развитием международной ситуации. «Ничто не потеряно, пока есть с мир, но все будет потеряно, если будет война», — заявил понтифик в своей первой энциклике "Summi Pontificatus", что и стало лозунгом его внешнеполитического курса на следующие 20 лет.

Придерживаясь позиции нейтралитета, в Рождественских посланиях 1939 и 1940 гг. папа провозгласил свою «программу мира», основным содержанием которой было:

- уничтожение ненависти, бороться с которой необходимо любовью к Христу и правдой;

- отказ от гонки вооружений в пользу принципов честности и открытости;

- соблюдение условий договоров и соглашений;

- равное распределение ресурсов между странами во избежание неравенства и зарождения новых конфликтов;

- укрепление христианских основ и превращение их в базис для послевоенного восстановления мира5.

В этих пунктах понтифик изложил собственную концепцию международных отношений, в которых фундаментальная роль отводилась католической вере. Однако на деле «программа мира» реализована не была: несмотря на то что слову папы внимали миллионы католиков по всему миру, лидеры стран Европы поблагодарили понтифика за его мирные инициативы, не воспринимая всерьез программу папы как путь к снижению уровня агрессии.

В дальнейшем, в годы войны, Ватикан соблюдал нейтралитет, но при этом был важным международным звеном, при посредничестве которого враждующие страны получали информацию о позициях друг друга; также он активно занимался благотворительной деятельностью: помощь евреям, перемещенным лицам, пострадавшим от конфликта — всё это постепенно способствовало росту авторитета Святого Престола, и он все активнее включался в систему международных отношений. Пий XII приветствовал создание ООН, выступал за интеграцию Европы и поддерживал создание наднационального европейского правительства, видя в этом возможность избежать нового кровопролитного конфликта.

5 Message de Noël du pape Pie XII (Extraits) // Actes et documents du Saint Siège relatifs à la Seconde Guerre Mondiale. Vol. 1. P. 356-358.

Именно поэтому после окончания войны Пий XII заявил, что мир всё еще хрупок и может быть сохранен только ценой усердной заботы6, и папа был прав: человечество оказалось вовлеченным в новый конфликт — холодную войну. Она была не так ощутима в своих проявлениях, как предыдущие войны, но нависала постоянной угрозой над странами, отдалявшимися друг от друга в «мучительном состоянии беспокойства и опасности»7. «Человечество, едва освободившись от ужасов войны, созерцает пропасть между надеждами вчерашнего дня и сегодняшними реалиями»8, — тревожно описывал сложившуюся международную обстановку понтифик.

Хотя в середине 50-х гг. ХХ в. напряженность в международных отношениях несколько снизилась, папа с тревогой смотрел на этот «холодный мир», считая его лишь временной передышкой. По мнению Пия XII, это затишье не давало уверенности в завтрашнем дне, оно не было настоящим, так как представляло собой лишь эпизод сосуществования разных народов, одержимых взаимным страхом и разочарованием9. Подлинный же мир для понтифика — это устремление к Христу, единство духа в одной истине, "pax Dei" («мира не будет, если Бог не будет править»10), который объемлет души и сердца людей и проявляется в их гармоничном союзе, включая политическую, социальную и экономическую сферы. Папа, тем не менее, ценил хрупкое затишье 50-х гг., подчеркивая, что «холодный мир с его противоречиями и неудобствами демонстрирует первые шаги на пути к истинному осознанию высокого учения церкви о справедливой и несправедливой войне, о законности и беззаконии в применении оружия»11.

Проблема войны и мира для папы была вопросом высшей христианской ответственности перед Богом12, и, исходя из этого, разрешение кризисных ситуаций следовало искать не в терроре, а в мирных консультациях. «Война должна быть чужда моральной

6 Allocutio ad Emo s PP. DD. Cardinales, in Festo S. Eugenii I PP. Beatissimo Patri fausta ominantes // AAS. 1945. P. 159.

7 Radiomessaggio di Sua Santita Pio XII a tutto il mondo in occasione del Natale // AAV. Segreteria di Stato. Carte Pio XII. Discorsi. Busta 17, fasc. 42, f. 2.

8 Discorso di Sua Santita Pio XII al Sacro Collegio in occasione del Natale. — URL: http://w2.vatican.va/content/pius-xii/it/speeches/1946/documents/hf_p-xii_ spe_1946l224_fu-mai.html (дата обращения: 05.10.2020)

9 Radiomessaggio di Sua Santita Pio XII a tutto il mondo in occasione del Natale // AAV. Segreteria di Stato. Carte Pio XII. Discorsi. Busta 17, fasc. 42, f. 2.

10 Radiomessaggio di Sua Santita Pio XII in occasione del Santo Natale // AAV. Segreteria di Stato. Carte Pio XII. Discorsi. Busta 14, fasc. 48. f. 9.

11 Radiomessaggio di Sua Santita Pio XII a tutto il mondo in occasione del Natale // AAV. Segreteria di Stato. Carte Pio XII. Discorsi. Busta 17, fasc. 42, f.7.

12 Ibid. f. 5.

ответственности»13, — утверждал понтифик, чем еще раз подтверждал свою позицию о неприемлемости войны.

Вооруженные конфликты, по его словам, приводят к разрухе и хаосу: «Ненависть, — как отмечается в энциклике "8ишш1 Маео-пз", — не порождала ничего хорошего, кроме лжи и всяческого беспорядка»14. Тем самым понтифик еще раз подчеркнул идею предшественников о войне как об абсолютном зле для человечества. Она, по мнению папы, приносит лишь руины, смерть и страдания, а после создания ядерного оружия могут быть уничтожены «не только армии и флоты, но и невинные дети, беззащитные старики и всё, что породил человеческий гений»15. «Изгнанные из дома и родной земли»16, как Пий XII говорил о жертвах любой вражды, они обречены на тягостные скитания в поисках защиты и правды. Понтифик также добавлял, что неизбежным последствием каждой войны является усугубление экономического кризиса в связи с уничтожением человеческих богатств и ресурсов.

отказ от военных конфликтов — один из важнейших пунктов учения Пия XII. Он считал, что общество еще далеко от истинного мира и что человеческими усилиями восстановить его невозможно17. Именно поэтому папа предлагал бороться с ненавистью и страстями не ответной агрессией, а совместной молитвой18 и заветами Христа. «Нет ничего, что могло бы... внести больший вклад в достижение этой цели, чем христианская религия. Мы не можем не поднять наш голос и не убедить всех отложить вражду и разногласия и принять тот мир, который будет защищать права религии, народов и отдельных граждан»19, — взывал папа. Целью борьбы за правду должна была стать победа человеческого братства и исцеление мира20, установление христианского порядка, который является единственным гарантом спокойствия21. Не война, а жизнь по Писанию, считал папа,

13 Ibidtm.

14 Summi maeroris // AAS. 1950. P. 514.

15 Mirabile Illud // AAS. 1950. P. 798.

16 Allocutio Ad Brnos PP. DD. Cardinales, in festo g. Eugenii I PP., Beatissimo Patri fausta ominantes // AAS. 1946. P. 257.

17 Radiomessaggio di Sua Santita Pio XII ai popoli di tutto il mondo in occasione del Natale. — URL: http://w2.vatican.va/content/pius-xii/it/speeches/1947/documents/ hf_p-xii_spe_19471224_natale.html (дата обращения: 05.10.2020).

18 Anni Sacri // AAS. 1950. P. 220.

19 Mirabile Illud // AAS. 1950. P. 798.

20 Radiomessaggio di Sua Santita Pio XII ai popoli di tutto il mondo in occasione del Natale. — URL: http://w2.vatican.va/content/pius-xii/it/speeches/1947/documents/ hf_p-xii_spe_19471224_natale.html (дата обращения: 05.10.2020)

21 Radiomessaggio di Sua Santita Pio XII in occasione del Santo Natale // AAV. Segreteria di Stato. Carte Pio XII. Discorsi. Busta 14, fasc. 48. f. 8.

является единственно верным путем к процветанию человечества. У Бога есть свой замысел — это бытие народов в мире, в сотрудничестве, в братстве, что сделает возможным установление на земле великой человеческой семьи22.

Одной из причин обеспокоенности понтифика по поводу «холодного мира» было существование ядерной угрозы («она способна вызвать огромную катастрофу и полностью уничтожить все растения и животных»23). Папа был обеспокоен наличием у двух сверхдержав смертельного оружия и регулярно выступал с предупреждениями о его опасности для человечества, и именно поэтому проблема его использования становится одной из важнейших в размышлениях Пия XII. «Оружие, — пишет понтифик, — способно постоянно загрязнять атмосферу, почву, океаны, даже если они находятся вдали от мест, где произведены сами взрывы»24. Последствия его применения могли быть ужасающими: это не просто разрушение и уничтожение плодородных и пригодных для жизни территорий, но и биологические мутации, которые окажут пагубное воздействие на весь человеческий род. Как минимум с целью самосохранения людям следовало осознать, какие невыносимые страдания может принести использование смертоносного инструмента.

В этой связи папа обращается к ученым, несущим ответственность перед миром за свои достижения. На них ложится обязанность оценивать возможные последствия своих исследований, которые по их представлениям способны сократить нужду и предотвратить бедствия. Неверное использование их достижений может превратиться в «демоническое насилие»25. «Грозная энергия»26, как охарактеризовал атомное оружие папа, должна быть направлена в мирное русло, а исследователям, раскрывающим тайны мироздания, следует изучать книгу природы и извлекать из нее пользу для общего блага27. Человечество должно ощущать границы использования своих возможностей и применения своих талантов. Несомненно, по мнению Пия XII, с одной стороны, ядерная энергия является огромным благом

22 Radiomessaggio di Sua Santità Pio XII in occasione del Santo Natale. — URL: http:// w2.vatican.va/content/pius-xii/it/speeches/1949/documents/hf_p-xii_spe_19491224_radi-omessage-holy-year.html (дата обращения: 05.10.2020).

23 Ad christifidelis die paschatis resurrections D. N. Iesu Christi devota omnia Summo Pontifici ac Veneratis simo petri in foro Sancti Petri proclamantes // AAS. 1954. P. 213.

24 Ibidem.

25 Ad christifidelis die paschatis resurrections D. N. Iesu Christi devota omnia Summo Pontifici ac Veneratis simo petri in foro Sancti Petri proclamantes // AAS. 1955. P. 284.

26 Die autem paschatis Resurrectionis D. N. I. C. // AAS. 1956. P. 187.

27 Allocuzione di Sua Santità Pio XII agli Ec.mi soci della Pontificia Accademia delle scienze // AAV. Segreteria di Stato. Carte Pio XII. Discorsi. Busta 18, fasc. 6. f. 2.

для мира, так как упрощает и облегчает жизнь, но с другой стороны, она является своего рода свидетельством «бедственного прогресса». Ввиду постоянного страха и появления новых видов вооружения, понтифик призывал народы и правительства прекратить гонку, которая ведет в бездну28, обратиться к свету и силе веры.

Проблема испытаний и применения ядерного оружия была рассмотрена папой в его Рождественском послании 1955 г. по следующим пунктам:

1) использование ядерного оружия может привести к увеличению температуры на планете, что породит разного рода катаклизмы;

2) опыты, проводимые с ним, ведут к возможной концентрации ядовитых продуктов в атмосфере;

3) из этого Пий XII делал вывод: необходимо установить совместный контроль за атомным оружием в виде инспекций и центров наблюдения.

Обозначенные три положения должны были стать объектом международного соглашения, на базе которого в дальнейшем было бы возможно совместно контролировать ядерную угрозу29.

Понтифик выступал против войны, по его мнению, в случае ее начала церковь не должна была принимать чью-либо сторону: «Церковь — мать, не просите мать благоволить или бороться на чьей-либо стороне»30. В то же время папа обращался к политикам, которые стремились использовать военный конфликт в своих интересах, и подчеркивал, что такие действия не способствуют делу мира31. В нейтралитете церковь заключалась важная функция — подавать пример и обращать людей к соблюдению закона32, религиозный авторитет церкви должен был стать основой для разрешения проблемы войны и мира33.

Идея всеобщей безопасности — еще один аспект, который затрагивал понтифик в своих выступлениях. Пий XII отмечал, что церковь ни в коем случае не запрещает, а даже наоборот, поощряет сотрудничество католиков и представителей иных религий, если их

28 Die autem paschatis Resurrectionis D. N. I. C. // AAS. 1956. P. 187.

29 Radiomessaggio di Sua Santità Pio XII a tutto il mondo in occasione del Natale // AAV. Segreteria di Stato. Carte Pio XII. Discorsi. Busta 18, fasc. 47. f. 15.

30 Discorso di Sua Santità Pio XII al Sacro Collegio in occasione del Natale. — URL: http://w2.vatican.va/content/pius-xii/it/speeches/1946/documents/hf_p-xii_ spe_19461224_fu-mai.html (дата обращения: 05.10.2020)

31 Radiomessaggio di Sua Santità Pio XII in occasione del Santo Natale // AAV. Segreteria di Stato. Carte Pio XII. Discorsi. Busta 14, fasc. 48. f. 2.

32 Allocutio ad Monsieur l'Ambassadeur // AAS. 1946. P. 154.

33 Radiomessaggio di Sua Santità Pio XII in occasione del Santo Natale // AAV. Segreteria di Stato. Carte Pio XII. Discorsi. Busta 14, fasc. 48. f. 4.

действия и намерения способствуют установлению порядка и гармонии34, и хотя мир раскололся на два противоположных лагеря, а человечество оказалось разделенным35, божественный порядок является делом рук не только христиан, но всех людей доброй воли36. И, ссылаясь на учительный авторитет католической церкви, понтифик приходил к выводу о единственно возможном пути для установления мира и спокойствия на земле — возвращении к Христу и католической вере. «Основанная на живом камне веры, — обращался понтифик в пасхальном послании 1954 г., — Церковь поднимает свое спасительное знамя среди народов», и именно под ним верующие всего мира смогут найти спасение. «Крепкая вера — обязательное условие торжества мира»37, который похож не на тихое умирание, а есть проявление силы и динамичности. Достичь его будет возможно, если все правительства объединятся в своем порыве внимать учению церкви. Именно поэтому Пий XII, несмотря на тревогу, ценил даже тот «холодный мир», который установился в Европе в 50-х гг. ХХ в.

В выступлениях Пия XII можно проследить неизменный курс на отказ от положений учения Фомы Аквинского о возможностях вооруженного конфликта. он считал, что любая война, смысл которой не заключается в защите, должна быть осуждена мировым сообществом, по его словам, мир «опечаленных» народов не может быть восстановлен «силой оружия — носителем смерти»38. Но стоит добавить, что Пий XII допускал возможность ведения войны с единственной целью — ради защиты человечества и общих духовных и моральных ценностей. Угроза им должна караться, так как сам божественный закон налагает строгую обязанность повергать в ужас тех, кто намерен нарушить мир39. Хотя и ранее, в Средние века и Новое время, многие богословы строили свои идеи на основе этого тезиса, последующие их размышления так или иначе подводили к выводам о защите, в первую очередь, «материального». Изменение характера войн в XIX — начале XX в.40, их страшные по-

34 Radiomessaggio di Sua Santita Pio XII ai fedeli e ai popoli del mondo intero per il Natale // AAV. Segreteria di Stato. Carte Pio XII. Discorsi. Busta 20, fasc. 83. f. 24.

35 Discorso di Sua Santita Pio XII al Sacro Collegio in occasione del Natale. — URL: http://w2.vatican.va/content/pius-xii/it/speeches/1946/documents/hf_p-xii_ spe_19461224_fu-mai.html (дата обращения: 05.10.2020)

36 Radiomessaggio di Sua Santita Pio XII ai fedeli e ai popoli del mondo intero per il Natale // AAV. Segreteria di Stato. Carte Pio XII. Discorsi. Busta 20, fasc. 83. ff. 26-27.

37 Die autem paschatis Resurrectionis D. N. I. C. // AAS. 1956. P. 187.

38 Luctuosissimi eventus // AAS. 1956. P. 742.

39 Radiomessaggio di Sua Santita Pio XII ai fedeli e ai popoli del mondo intero per il Natale // AAV. Segreteria di Stato. Carte Pio XII. Discorsi. Busta 20, fasc. 83. f. 29.

40 Военные теории XIX в. — Карла фон Клаузевица, Гельмута фон Мольтке, Альфреда фон Шлиффена — сводились к мобилизации всех сил и ресурсов, стре-

следствия — всё это могло поставить под угрозу общечеловеческие ценности41, вследствие чего риторика понтификов менялась: в своих рассуждениях они постепенно переходили к более глобальным проблемам, связанным со всем миром.

К концу ХХ в. в христианской мысли сформировалось три взгляда на войну:

1) война как меньшее из двух зол, которого полностью избежать невозможно;

2) война как самый крайний случай, когда все средства достижения компромисса использованы;

3) отказ от войны и ненависти посредством христианской

любви42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важным фактором, почему церковь всё больше настаивала на отказе от идеи превентивной войны, стало появление нового вида оружия, массового и более смертоносного. В таких условиях возможность нанесения первого удара могла привести к глобальной катастрофе. Осознавая важность индивидуального фактора, Пий XII всё чаще обращался не только к правительствам, но и ко всему человечеству, призывая его взрастить в себе внутреннее стремление к миру, тем самым делая верные шаги на пути к пацифизму. Однако убежденность в возможности войны ради защиты всего человечества не давали понтифику простора для того, чтобы окончательно принять миротворческий курс, поэтому воззрения папы представляют своего рода переходный этап от устоявшейся средневековой доктрины к пацифистскому направлению.

Таким образом, Пий XII, продолжая традиции своих предшественников, развивал учение о войне и привносил в него свои, новые взгляды. В рассуждениях понтифика мы видим переосмысление сути военного конфликта: Пий XII призывал к отказу от войны как средства восстановления справедливости, к общечеловеческой борьбе за мир, к ограничению использования ядерного оружия, при этом отмечая важную роль религиозного авторитета в общем деле. К этим идеям и отсылал Второй Ватиканский собор (1962-1965), утвердивший пастырскую конституцию "Gaudium et spes", которая определила пацифистский курс католической церкви.

мительному натиску, переходу к генеральному сражению и, как следствие, массовым потерям за короткий промежуток времени. См. об этом подробнее: Клаузевиц К. О войне. М., 2018; Харман Г. Введение в Клаузевица // Американский университет Каира. Т. 29. №3 (130). 2019; Мольтке Г.К. Военные поучения: Оперативная подготовка к сражению. М., 1938.

41 War: Four Christian Views. InterVarsity Christian Fellowship of the United States of America. P. 22.

42 Ibid. P. 96-97.

References

Buttry DD. Christian Peacemaking: From Heritage to Hope. Pennsylvania: Judson press. 1994.2214 p.

Guseynov A .A. Ponpatiya nasiliya i nenasil iya [The (Concepts of Violence and Non-Violence] // Voprosy filoshfii. 199 5. № 4. P. 15-41.

Kapustin B.G. Nasiliye/nenasiHye kak klyuchevayaproblema politicheskoy morali [Violence / Non -Violence 5s a Key Problem of Political Morality] // Nasiliye i nenariliye: Filosofiya, politika, etika: Materialy mezhdunarodnoy internet-konferentsii ['Violence and No n-Virlence: Philosophy,PoPities, Ethics:Procerdings or the International Internet Confeeence] / Ed. by R.G. Apresyan. Mosc5w: Institut filosofii RANp 2001. P. 120-127.

Konukhova A.V. Etika voyny i etika mira: sravnitel'nyy analiz klassicheskikh i sovremennykh kontseptsiy [Ethics of War and Ethics of Pecre: A Comparotioe Analysis ol Classical and Contemporary Concepts] // Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagoyichestogo universiteta imeni at/ Astof'yeva. 2012. № 1. P. 208-211.

M atveyev RE. Nasiliye kak zlo i grekh [Violence as Evil and Sin] // Nasiliye i nenasiliye: Filosofiya, politika, etika: Materialy mezhduwarodnoy internet-Sonferentsii [Viole nce andNon-Violence: Philosophy, Politics, Ethics: Proceedings of the International Internet Conference] / Ed. by R.G. Apresyan. Moscow: Institut filosofii RAN, 2001. P. 99-109.

War: Four Christian Views. InterVarsity Christian Fellowship of th e United States of America / Ed. by R.G. Clouse. Illinois: InterVarsity Press, 1991. 212 p.

goeeygyrt e piAtKsoro 14 Hoaöpa 2020 r.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.