Научная статья на тему 'ОБРАЗ ПИЯ XII В СОВРЕМЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ (НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА "ПОД НЕБОМ РИМА")'

ОБРАЗ ПИЯ XII В СОВРЕМЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ (НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА "ПОД НЕБОМ РИМА") Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
63
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИЙ XII / ЭУДЖЕНИО ПАЧЕЛЛИ / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ОБРАЗ / КИНЕМАТОГРАФ / ФИЛЬМ "АМИНЬ" / ФИЛЬМ "ПОД НЕБОМ РИМА" / РОЛЬФ ХОХХУТ / КОСТА-ГАВРАС / КРИСТИАН ДЮГЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мордзилович Анна Андреевна

В основе статьи лежит доклад, прочитанный автором в сентябре 2020 г. в рамках международной научной онлайн-конференции «75-летие Великой Победы: память, уроки, противодействие фальсификациям». Статья посвящена формированию образа папы римского Пия XII (1939-1958) в современном кинематографе. В центре внимания автора - фильм «Под небом Рима» (2010), повествующий о событиях немецкой оккупации Рима во время Второй мировой войны. Прослеживается эволюция образа папы в кино с 1940-1950-х гг. до наших дней. Делается вывод о том, что фильм «Под небом Рима» является одной из первых попыток преодолеть негативный образ Пия XII, сложившийся в кинематографе прошлых лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF PIUS XII IN MODERN CINEMA (ON THE EXAMPLE OF THE FILM "PIUS XII: UNDER THE ROMAN SKY")

The article is dedicated to the formation of the image of Pope Pius XII (1939-1958) in modern cinema. The author focuses on the film «Pius XII: Under the Roman Sky» («Sotto il cielo di Roma», 2010, directed by Christian Duguay), which tells about the story of the events during the German occupation of Rome in World War II. Besides, the article traces the evolution of the Pope’s image in cinema from the 1940s/1950s to the present day. The first films about Pius XII appeared already during his lifetime and created a positive image of the Pope. For instance, the Italian director Romolo Marchellini portrayed the pontiff as a mediator of peace between peoples and as a «living saint». Since the 1960s a negative image of Pius XII is being formed in the cinema. The reasons are the beginning of a critical rethinking of the Nazi past and the trials of Nazi criminals, during which new details of the Holocaust were revealed. The silence of Pius XII was criticized in a number of fiction books (Rolf Hochhut, Robert Katz), which later was used as a basis of several films. Among them, the most popular is the film «Amen» (2002, directed by Costa-Gavras). The film «Pius XII: Under the Roman Sky» (2010) is one of the first attempts to overcome the negative image of Pius XII that has developed in cinema over the past years. Unlike previous films, here the pontiff is portrayed not only as a political, but also as a spiritual leader. Since the film is based on beatification documents, the Pope appears as an active defender of the Jews. This film and the features of the Pius XII’s image are analyzed in detail in the article. It is concluded that the opening of Vatican archives on the pontificate of Pius XII may contribute to the further development of this Pope’s image in cinema.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ ПИЯ XII В СОВРЕМЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ (НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА "ПОД НЕБОМ РИМА")»

DOI: 10.37490/mh2022247

УДК 94(100)"1939/45

Мордзилович А. А.

ОБРАЗ ПИЯ XII В СОВРЕМЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ (НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА «ПОД НЕБОМ РИМА»)

В основе статьи лежит доклад, прочитанный автором в сентябре 2020 г. в рамках международной научной онлайн-конференции «75-летие Великой Победы: память, уроки, противодействие фальсификациям». Статья посвящена формированию образа папы римского Пия XII (1939-1958) в современном кинематографе. В центре внимания автора — фильм «Под небом Рима» (2010), повествующий о событиях немецкой оккупации Рима во время Второй мировой войны. Прослеживается эволюция образа папы в кино с 1940-1950-х гг. до наших дней. Делается вывод о том, что фильм «Под небом Рима» является одной из первых попыток преодолеть негативный образ Пия XII, сложившийся в кинематографе прошлых лет.

Ключевые слова: Пий XII, Эудженио Пачелли, Вторая мировая война, образ, кинематограф, фильм «Аминь», фильм «Под небом Рима», Рольф Хоххут, Коста-Гаврас, Кристиан Дюге.

Папа римский Пий XII (1939-1958, в миру — Эудженио Пачелли) является одной из самых загадочных и спорных исторических фигур XX в. На годы его понтификата выпала трагедия Второй мировой войны, и роль понтифика в спасении евреев и открытом осуждении нацизма до сих пор остается актуальнейшим вопросом в историографии. Условно можно выделить два полярных «лагеря» среди исследователей, один из которых резко критикует Пия XII за то, что он ни разу, даже после окончания войны, не выступил с публичным осуждением массового истребления нацистами еврейского народа, другой же полагает, что усилиями папы было спасено сотни тысяч евреев. Неоднозначное отражение личность Пия XII находит не только в научной среде, но и в искусстве, в частности, в кино.

В кинематографе 1940-1950-х гг. формировался позитивный образ Пия XII. Наиболее яркими примерами могут служить две работы итальянского режиссера Ромоло Марчеллини: документальные фильмы «Ангельский пастор» («Pastor Angelicus», 1942) и «Война войне» («Guerra alla guerra», 1946, совместно с Джорджо Симонелли). Первый фильм представлял собой биографический очерк и рассказывал о ранних годах жизни Пачелли, о его восхождении к папскому престолу и коронации, о повседневном быте нового папы и важнейших решениях первых лет его правления. Значение «Ангельского пастора» для популяризации понтифика трудно переоценить: во многом именно благодаря ему Пия XII стали воспринимать в Италии как ключевую фигуру после падения Муссолини1. Фильм стремился противопоставить папу как

1 Pollard J.F. The Papacy in the Age of Totalitarianism, 1914-1958. Oxford, 2014. P. 352.

подвижника мира воинственному дуче. Вторая кинолента, «Война войне», также развивала эту мысль и изображала Пия XII в качестве «защитника цивилизации» от войны — Божьей кары тем, кто не следовал учению папы2. Таким образом, создавался образ папы как высшего посредника мира между народами, способного противостоять диктаторам, как «живого святого», направившего все усилия на достижение мира.

После смерти Пия XII в 1958 г. в историографии и в общественном сознании в Италии и за ее пределами зарождается «негативный миф» о папе. Это стало результатом начавшегося в 1960-е гг. переосмысления нацистского прошлого, в связи с чем развернулась активная дискуссия вокруг роли Пия XII в спасении евреев во время Холокоста. Такой постановке вопроса в немалой степени поспособствовал судебный процесс над «архитектором Холокоста» Адольфом Эйхманом (1961), который открыл для общественности многие страшные подробности депортации евреев в концлагеря. В связи с этим уже в 1963 г. была опубликована скандально известная пьеса немецкого драматурга Рольфа Хоххута «Наместник», в которой папа предстает слабохарактерным оппортунистом и фактически молчаливым пособником Гитлера. Согласно Р. Хоххуту, Пий XII отказывается выступить с публичным осуждением нацизма из тактических и политических соображений. В 1967 г. вышла книга американского писателя Роберта Каца «Смерть в Риме» о массовом убийстве более трехсот итальянских граждан в Ардеатинских пещерах в 1944 г. По мнению автора, Пий XII узнал о готовившихся казнях за 19 часов до их свершения, но ничего не предпринял для предотвращения трагедии. В 1973 г. эта работа стала основой для французско-итальянского фильма «Убийство в Риме» («Massacre in Rome», реж. Джордж П. Косматос). После выхода монографии «Папа Гитлера: тайная история Пия XII» (1999) британского журналиста и историка Джона Корнуэлла, обвинившего папу не только в молчании перед лицом Холокоста, но и в антисемитских взглядах, Пия XII нередко стали называть «папой Гитлера».

Нельзя не упомянуть о попытках отдельных режиссеров изобразить Пия XII в более или менее нейтральном ключе. В 1983 г. Джерри Лондон снял телевизионный фильм «Алое и черное», сюжет которого строился вокруг антинацистской деятельности ирландского священника Хью О'Флаэрти, служившего в Ватикане в годы Второй мировой войны. Пий XII — лишь второстепенный персонаж и появляется всего несколько раз на экране, однако режиссеру удалось создать, как представляется, достаточно взвешенный и приближенный к истине образ. Папа предстает человеком, терзаемым сомнениями в правильности своих решений: с одной стороны, он призывает Х. О'Флаэрти к осторожности в борьбе с нацистами, дабы не спровоцировать их вторжение в Ватикан, с другой — велит священникам поступать по совести и не запрещает оказывать помощь евреям и военнопленным. Своим делом он провозглашает поддержание нейтралитета Ватикана во имя «сохранения

2 Ruozzi F Pius XII as Actor and Subject: On the Representation of the Pope in Cinema during the 1940s and 1950s // Moralizing Cinema. Film, Catholicism and Power / Ed. by D. Biltereyst, D. Treveri Gennari. New York; London, 2015. P. 165.

непрерывности существования Святой Церкви»3, но в то же время, очевидно, страдает от невозможности сделать больше для осуждения нацизма. Большинство современных биографов Пия XII часто подчеркивают эту моральную дилемму, стоявшую перед ним в годы Второй мировой войны, — действовать как политик или как пастырь душ — и Дж. Лондону удалось хорошо продемонстрировать ее в своей работе.

Тем не менее отрицательный образ Пия XII надолго закрепился в кинематографе: одним из примеров может служить вышедший на экраны в 2002 г. фильм «Аминь» («Amen») режиссера Коста-Гавраса, основанный на пьесе Р. Хоххута4. В отличие от пьесы, в фильме на первый план выходит не проблема бездействия Пия XII, а моральная сила молодого священника Рикардо Фонтана, секретаря нунция в Берлине. Вместе с офицером СС Куртом Герштейном он безуспешно пытается призвать Ватикан открыто выступить против преследования нацистами евреев. На этом фоне в негативном ключе подается не только личность папы, но и римская курия. В одной из самых сильных сцен фильма отец Рикардо приходит на обед с доказательствами массовых убийств евреев в концентрационных лагерях, но гости-дипломаты и кардиналы не проявляют участия: они просматривают принесенные документы, не прекращая трапезы, словно читая газету за завтраком.

В другом эпизоде рано утром Пию XII сообщают о том, что прямо сейчас немцы преследуют евреев — «здесь, за углом», — однако он, потрясенный, не произносит ни слова в ответ и не предпринимает никаких действий.

В «Аминь» в ответ на просьбу отца Рикардо остановить депортацию евреев из Рима папа говорит: «Мы сделали все, что в нашей власти, пытались убедить преследователей, но... Сейчас нам поможет лишь терпение». Однако все переговоры Пия XII с немцами о прекращении преследования еврейского населения города остаются за кадром, а потому зрителю трудно поверить в то, что действительно было сделано все возможное.

На фоне вышеперечисленных кинолент выделяется двухсерийный фильм «Под небом Рима» («Sotto il cielo di Roma») канадского режиссера Кристиана Дюге, который вышел в мировой прокат в октябре 2010 г.5 Еще ранее, в апреле того же года, был проведен предпоказ фильма для папы Бенедикта XVI в летней резиденции Кастель Гандольфо.

«Под небом Рима» — это результат совместного производства телерадиокомпании «Баварское вещание» (Bayerischer Rundfunk), Tellux Film, EOS Entertainment, акционерного общества «Итальянское радио и телевидение»

3Мордзилович A.A. «... в глубине души я чту вас». Пий XII в фильме «Алое и черное» II История и политика в искусстве: материалы V Всероссийской научно-практической конференции для школьников, студентов и аспирантов. Красноярск, 27 апреля 2021 г. I отв. ред. Е.С. Меер. Красноярск, 2021. С. 71.

4 Amen: [художеств. фильм] I сцен. Costa-Gavras, J.-Gl. Grumberg; реж. Costa-Gavras; в ролях: U. Tukur, M. Kassovitz, U. Mühe [и др.]; Uno Coproduction KatharinaIRenn Productions [и др.]. Франция; Германия; Румыния. (132 мин) : цв., зв. Фильм вышел в 2002 г. Доступен для просмотра онлайн на сайте «Военные фильмы». URL: https://voenhronika.ru/news/amin_2001/2016-10-28-1082 (дата обращения: 26.02.2022).

5 Sotto il cielo di Roma: [художеств. фильм: в 2 сер.] I сцен. F. Bettelli, F. Arlanch; реж. C. Duguay; в ролях: A. Mastronardi, M. Foschi, M. Herz-Kestranek [и др.]; Rai Fiction, Lux Vide, EOS Entertainment [и др.]. Италия; Германия. (200 мин): цв., зв. Фильм вышел в 2010 г. Доступен для просмотра онлайн на сайте «Kino-History». URL: https://kino-history.net/pod-nebom-rima-papa-pij-xii (дата обращения: 26.02.2022).

(RAI) и продюсерской компании Lux Vide. Основными акционерами кинокомпании Tellux Film являются девять немецких католических епархий, а большая часть выпускаемых ею фильмов посвящена библейским сюжетам и персонажам. Lux Vide специализируется на исторических сериалах, фильмография EOS Entertainment представлена различными историческими драмами, в том числе и на религиозную тематику. Таким образом, за созданием фильма стояли религиозные кинематографисты.

Сюжет охватывает период с 19 июля 1943 г. по 4 июня 1944 г. и рассказывает о деятельности папы Пия XII по спасению евреев во время немецкой оккупации Рима, начавшейся после подписания Италией перемирия в сентябре 1943 г. Линия Ватикана не является основной: на первый план выходит история любви двух молодых евреев — Мириам и Давиде, — которые с частью своей общины скрываются от нацистов в одном из римских монастырей. Хотя название, с которым фильм вышел в международный прокат, — «Пий XII: Под небом Рима» — указывает на то, что главным героем является именно папа римский.

«Под небом Рима» формирует новый образ Пия XII — образ папы-спасителя, который кардинально отличается от образа понтифика в предшествующих фильмах.

Как отмечает Аксу Палмен, самая первая сцена первой серии (вырезанная в версии, выходившей на российских телеканалах) демонстрирует жизненное кредо Пия XII. Проснувшись рано утром, после молитвы он садится за работу и начинает писать. В это время на его руку садится оса, и вместо того, чтобы спугнуть ее или убить, папа открывает окно и выпускает насекомое. Таким образом, на угрозу Пий XII отвечает не силой, а мягкостью, и эта идея красной нитью будет проходить через весь фильм6.

В киноленте наблюдается скрытое противопоставление образов папы и Марко, друга Мириам и Давиде, который присоединяется к левым партизанам. И тот, и другой не приемлют нацизма и фашизма, однако деятельность друзей Марко почти всегда остается за кадром и представляется безуспешной и незначительной. Сам Марко изображается слабым и неуклюжим: он постоянно попадает в неприятности и в конце трагически погибает. Таким образом, создателями фильма проводится мысль о том, что именно католицизм в лице Пия XII, а не Сопротивление является главной силой в борьбе с нацизмом7.

На протяжении всего фильма Пию XII постоянно докладывают обо всех акциях нацистов против римских евреев. Не единожды для оказания давления на Берлин он грозит в случае новых арестов или других актов насилия против евреев тем, что «заставит всех услышать свой голос» или публично проклянет нацистский режим. В отличие от образа бездействующего папы в «Аминь», понтифик в «Под небом Рима» постоянно хлопочет об арестованных евреях. С его согласия монастыри Вечного города укрывают евреев под видом

6 Palmén A. Paavi Pius XII elokuvissa Aamen ja Under the Roman Sky: yleisen kirkkohistorian pro gradu - tutkielma. Helsinki, 2015. S. 48.

7 Brook C.J. Screening Religions in Italy: Contemporary Italian Cinema and Television in the Post-Secular Public Sphere. Toronto; Buffalo, [2019]. P. 71.

священников и монахинь; по распоряжению Пия XII, в эти монастыри начинаются поставки продовольствия из запасов Ватикана, ради чего папа сокращает свой рацион и рацион кардиналов. Когда на один из таких монастырей немцы устраивают облаву, Пий XII велит опубликовать официальную ноту протеста в газете Ватикана и отменяет полуночные мессы во всех церквях. По мнению Клоды Брук, создатели фильма «Под небом Рима» стремились представить отношения Пия XII с римской еврейской общиной как метонимию заботы папы обо всех евреях Европы8.

Кульминацией первой серии является встреча папы с польским послом, который умоляет Пия XII открыто выступить против зверств нацистов. Понтифик отвечает, что уже давал услышать свой голос: в разных документах он не раз объявлял себя противником расизма и насилия. «Это всего лишь концепции, идеи, абстрактные слова, имеющие ценность только для нас, дипломатов! Мир хочет слышать имена и фамилии тех, кто творит ужас. И эти имена — Германия, нацизм, Адольф Гитлер. Мы просим Вас только об одном. Займите ясную позицию...» — призывает посол. Но ответ Пия XII не тот, на который он рассчитывал: «... Я не могу этого сделать. Я не могу соединиться с одним народом против другого».

Причины действий (или бездействия) Пия XII в «Аминь» носят политический характер: он действует осторожно, так как рассчитывает выступить посредником в мирных переговорах между воюющими сторонами. В одной из ключевых сцен фильма понтифик заявляет: «В Германии и Австрии так много христиан просили лишь поддержать их надежду. Должны ли мы дать ее им или они должны быть готовы к этим ужасным гонениям? В этот самый момент мы нуждаемся в том, чтобы восстановить мир во всем мире, который объединит всех христиан».

Но если «Аминь» сосредотачивается на изображении Пия XII как политического лидера9, то фильм К. Дюге дает представление о папе как о лидере духовном (неслучайно первая серия начинается именно с молитвы Пия XII). В кинофильме «Под небом Рима» молчание Пия XII объясняется не его антисемитизмом, снисходительностью к антикоммунистическому режиму или политическим расчетом, а опасением вызвать еще большие жертвы открытым выступлением с осуждением нацизма («Если они уничтожили 40 тысяч невинных людей из-за высказываний епископов, сколько они уничтожат из-за высказывания папы?»). Об этом же в фильме предупреждает прогосударственного секретаря архиепископа Монтини (будущего Павла VI) немецкий посол в Ватикане Эрнст фон Вайцзеккер: даже предположение о возможном вмешательстве папы может привести к прискорбным последствиям, а любой протест с его стороны сделает процесс депортации евреев еще более жестоким.

8 Brook C.J. Screening Religions in Italy: Contemporary Italian Cinema and Television in the Post-Secular Public Sphere. Toronto ; Buffalo, [2019]. P. 69.

9 Makino R. O Vaticano na Segunda Guerra Mundial e o filme Amém: Contrastando narrativas da produgao historiográfica e da produgao cinematográfica // Revista Moinhos. Tangará de Serra. 2019. Vol. 7. P. 55.

Исследователи указывают на целый ряд исторических неточностей в фильме. Так, во второй серии нацисты вторгаются с обысками в монастырь, где по распоряжению папы прячут евреев. Однако в действительности инициаторами этого рейда выступали не немцы, а фашистская полиция во главе с Пьетро Карузо. До сих пор у историков нет документального подтверждения о личной встрече Райнера Штаэля, военного коменданта Рима, с понтификом10, хотя в фильме между ними состоялось несколько бесед, после которых генерал подписывает указ о признании католических храмов и монастырей экстерриториальными зонами. Один из эпизодов первой серии рассказывает об участии кардинала Пачелли в подготовке энциклики Пия XI «Mit brennender Sorge» (1937), которая осуждала расизм и неоязычество нацистов. Однако вместе с тем, как отмечает Эмилиано Перра, в фильме умалчивается тот факт, что после интронизации Пий XII не решился обнародовать готовившуюся его предшественником энциклику «Humani Generis Unitas», содержавшую еще более жесткую критику нацистского расизма 11 . Еще больше ошибок и упрощений в историческом повествовании фильма выделяет немецкий историк и католический теолог Клаус Кюльвайн12.

Образ Пия XII, заложенный в фильме К. Дюге, получит дальнейшее развитие в современном кинематографе. В 2015 г. на экраны выходит малобюджетный фильм Лианы Марабини «Оттенки истины» («Sfumature di verità»), на постере которого папа изображается с желтой звездой Давида на груди. Главный герой фильма, журналист еврейского происхождения, начинает собственное расследование о жизни Пия XII и постепенно меняет свое представление о позиции понтифика во Второй мировой войне. Пий XII предстает уже в образе «ватиканского Шиндлера»: по мнению режиссера, он спас от депортации и смерти более 800 тысяч евреев13. Хотя Л. Марабини заявляет, что в основе сценария лежат более чем 100 тысяч страниц исторических документов14, кинолента подверглась критике даже со стороны Ватикана. В частности, газета L'Osservatore Romano отмечает, что излишнее стремление режиссера к драматизму сделало фильм «наивным и, соответственно, не заслуживающим доверия»15. Кроме того, подчеркивается, что «Под небом Рима», посвященный той же теме и несущий в себе такой же посыл, воспринимается гораздо лучше и кажется «более убедительным»16.

Конструирование нового, положительного образа Пия XII и борьба с так называемой «черной легендой» о нем не в последнюю очередь связаны с подготовкой процесса беатификации папы. Впервые вопрос о причислении Пия

10 Minerbi S. Quella parola mai pronunciata poteva forse salvare delle vite II Pagine ebraiche. 2010. №11. P. 36.

11 Perra E. Buon cattolico, buon italiano: Shoah, religione e salvataggio degli ebrei in alcune recenti miniseries // Televisionismo: Narrazioni televisive della storia italiana negli anni della seconda Repubblica / Ed. M. Jansen, M. Bonaria Urban. Venice, 2015. P. 54.

12 См. Kühlwein K. Pius XII. und die Judenrazzia in Rom. Berlin, 2013. S. 291-298.

13 Grana F.A. Pio XII, il film-inchiesta: «Fu lo Schindler del Vaticano, non il Papa di Hitler» (27.01.2015) II Il Fatto Quotidiano: [il quotidiano online]. 2015. 27 gen. URL: https://www.ilfattoquotidiano.it/2015/01/27/pio-xii-film-inchiesta-shades-of-truth-fu-schindler-vaticano-non-papa-hitlerI1374453I (дата обращения: 24.03.2022).

14 Ibid.

15 Ranzato E. «Shades of Truth»: Meglio rinunciare II L'Osservatore Romano. 2015. Lunedi-Martedi 2-3 Marzo. P. 5.

16 Ibid.

XII к лику блаженных Ватикан поставил еще в 1960-е гг., однако из-за острой полемики по поводу его позиции во время Второй мировой войны этот процесс растянулся на долгие годы. В 2008 г. Святой Престол подтвердил свое намерение беатифицировать Пия XII, и в следующем году был сделан первый шаг — с одобрения Бенедикта XVI папе был присвоен титул досточтимого (venerabilis). Согласно информации на официальном сайте Lux Vide, в основу «Под небом Рима» были положены документы, используемые в ходе беатификационного процесса17. Таким образом, можно говорить о том, что целью данного фильма было создание позитивного имиджа Пия XII для преодоления сопротивления процессу беатификации со стороны определенной части мировой общественности (прежде всего, ряда еврейских организаций).

Однако фильм «Под небом Рима» встретил ожесточенную критику со стороны еврейской общины Рима. Так, главный раввин Рима Рикардо де Сеньи назвал его «пропагандистской подделкой», указывая на упрощенное представление образа Пия XII, большое количество исторических ошибок, одностороннее изображение событий. По его мнению, создатели фильма стремятся дать «политическое и моральное оправдание» всем действиям понтифика18.

Окончательные выводы о роли Пия XII в деле спасения евреев можно будет сделать только после получения историками полного доступа к материалам этого периода в Ватиканском апостольском архиве. В марте 2020 г. по решению папы Франциска I для исследования была открыта часть архива понтификата Пия XII, насчитывающая около 16 миллионов страниц документов. Не исключено, что новые данные станут толчком к дальнейшему развитию того или иного образа папы в кинематографе.

Источники

Amen: [художеств. фильм] / сцен. Costa-Gavras, J.-Gl. Grumberg; реж. Costa-Gavras; в ролях: U. Tukur, M. Kassovitz, U. Mühe [и др.]; Uno Coproduction Katharina/Renn Productions [и др.]. Франция; Германия; Румыния. (132 мин): цв., зв. Фильм вышел в 2002 г. Доступен для просмотра онлайн на сайте «Военные фильмы». URL: https://voenhronika.ru/news/amin_2001/2016-10-28-1082 (дата обращения: 26.03.2022).

Sotto il cielo di Roma: [художеств. фильм: в 2 сер.] / сцен. F. Bettelli, F. Arlanch; реж. C. Duguay; в ролях: A. Mastronardi, M. Foschi, M. Herz-Kestranek [и др.]; Rai Fiction, Lux Vide, EOS Entertainment [и др.]. Италия; Германия. (200 мин) : цв., зв. Фильм вышел в 2010 г. Доступен для просмотра онлайн на сайте «Kino-History». URL: https://kino-history.net/pod-nebom-rima-papa-pij-xii (дата обращения: 26.03.2022).

17 Pius XII - Under the Roman Sky // Lux Vide S.p.A.: [site]. URL: https://www.luxvide.it/en/pius-xii-under-the-roman-sky/ (дата обращения: 24.03.2022).

18 Fiction Rai su Pio XII, e polemica. Di Segni: «Una patacca propagandistica» // La Reppublica : [il quotidiano online]. 2010. 1 nov. URL: https://www.repubblica.it/spettacoli-e-cultura/2010/11/01/news/polemica_fiction-8650752/ (дата обращения: 24.03.2022).

Литература

Мордзилович А. А. «... в глубине души я чту вас». Пий XII в фильме «Алое и черное» // История и политика в искусстве: материалы V Всероссийской научно-практической конференции для школьников, студентов и аспирантов. Красноярск, 27 апреля 2021 г. / Отв. ред. Е. С. Меер. Красноярск, 2021. С. 71-72.

Brook C. J. Screening Religions in Italy: Contemporary Italian Cinema and Television in the Post-Secular Public Sphere. Toronto; Buffalo, [2019].

Fiction Rai su Pio XII, e polémica. Di Segni: «Una patacca propagandística» // La Reppublica: [Электронный ресурс]. 2010. 1 nov. URL: https://www.repubblica.it/spettacoli-e-cultura/2010/11/01/news/polemica_fiction-8650752/ (дата обращения: 24.03.2022).

Grana F. A. Pio XII, il film-inchiesta: «Fu lo Schindler del Vaticano, non il Papa di Hitler» (27.01.2015) // Il Fatto Quotidiano : [Электронный ресурс]. 2015. 27 gen. URL: https://www.ilfattoquotidiano.it/2015/01/27/pio-xii-film-inchiesta-shades-of-truth-fu-schindler-vaticano-non-papa-hitler/1374453/ (дата обращения: 24.03.2022).

Kühlwein K. Pius XII. und die Judenrazzia in Rom. Berlin, 2013.

Makino R. O Vaticano na Segunda Guerra Mundial e o filme Amém: Contrastando narrativas da produ?ao historiográfica e da produ?ao cinematográfica // Revista Moinhos. Tangará de Serra. 2019. Vol. 7. P. 48-60.

Minerbi S. Quella parola mai pronunciata poteva forse salvare delle vite // Pagine ebraiche. 2010. №11. P. 36-37.

Palmén A. Paavi Pius XII elokuvissa Aamen ja Under the Roman Sky: yleisen kirkkohistorian pro gradu - tutkielma. Helsinki, 2015.

Perra E. Buon cattolico, buon italiano: Shoah, religione e salvataggio degli ebrei in alcune recenti miniseries // Televisionismo: Narrazioni televisive della storia italiana negli anni della seconda Repubblica / Ed. M. Jansen, M. Bonaria Urban. Venice, 2015. P. 49-60.

Pius XII — Under the Roman Sky // Lux Vide S.p.A.: [Электронный ресурс]. URL: https://www.luxvide.it/en/pius-xii-under-the-roman-sky/ (дата обращения: 24.03.2022).

Pollard J. F. The Papacy in the Age of Totalitarianism, 1914-1958. Oxford,

2014.

Ranzato E. «Shades of Truth»: Meglio rinunciare // L'Osservatore Romano.

2015. Lunedi-Martedi 2-3 Marzo. P. 5.

Ruozzi F. Pius XII as Actor and Subject: On the Representation of the Pope in Cinema during the 1940s and 1950s // Moralizing Cinema. Film, Catholicism and Power / Ed. by D. Biltereyst, D. Treveri Gennari. New York; London, 2015. P. 158172.

Мордзилович Анна Андреевна, аспирантка кафедры Нового и Новейшего времени Института истории (Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия); эл. почта: annamordzilovich@gmail.com.

The Image of Pius XII in Modern Cinema (on the Example of the Film «Pius XII: Under the Roman Sky»)

The article is dedicated to the formation of the image of Pope Pius XII (1939-1958) in modern cinema. The author focuses on the film «Pius XII: Under the Roman Sky» («Sotto il cielo di Roma», 2010, directed by Christian Duguay), which tells about the story of the events during the German occupation of Rome in World War II. Besides, the article traces the evolution of the Pope's image in cinema from the 1940s/1950s to the present day.

The first films about Pius XII appeared already during his lifetime and created a positive image of the Pope. For instance, the Italian director Romolo Marchellini portrayed the pontiff as a mediator of peace between peoples and as a «living saint».

Since the 1960s a negative image of Pius XII is being formed in the cinema. The reasons are the beginning of a critical rethinking of the Nazi past and the trials of Nazi criminals, during which new details of the Holocaust were revealed. The silence of Pius XII was criticized in a number of fiction books (Rolf Hochhut, Robert Katz), which later was used as a basis of several films. Among them, the most popular is the film «Amen» (2002, directed by Costa-Gavras).

The film «Pius XII: Under the Roman Sky» (2010) is one of the first attempts to overcome the negative image of Pius XII that has developed in cinema over the past years. Unlike previous films, here the pontiff is portrayed not only as a political, but also as a spiritual leader. Since the film is based on beatification documents, the Pope appears as an active defender of the Jews. This film and the features of the Pius XII's image are analyzed in detail in the article.

It is concluded that the opening of Vatican archives on the pontificate of Pius XII may contribute to the further development of this Pope's image in cinema.

Key words: Puis XII, Eugenio Pacelli, World War II, image, cinema, film «Amen», film «Under the Roman Sky», Rolf Hochhut, Costa-Gavras, Christian Duguay.

Anna A. Mordzilovich, Post-Graduate Student of The Chair of Modern and Contemporary History of the Institute of History (St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia); e-mail: annamordzilovich@gmail.com

References

Mordzilovich A. A. «V glubine dushi ya chtu vas». Pij XII v fil'me «Aloe i chernoe» // Istoriya i politika v iskusstve: materialy V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii dlya shkol'nikov, studentov i aspirantov. Krasnoyarsk, 27 aprelya 2021 g. / Otv. red. E. S. Meer. Krasnoyarsk, 2021. S. 71-72.

Brook C. J. Screening Religions in Italy: Contemporary Italian Cinema and Television in the Post-Secular Public Sphere. Toronto; Buffalo, [2019].

Fiction Rai su Pio XII, e polemica. Di Segni: «Una patacca propagandistica» // La Reppublica: [Elektronnyj resurs]. 2010. 1 nov. URL: https://www.repubblica.it/spettacoli-e-cultura/2010/11/01/news/polemica_fiction-8650752/ (data obrashcheniya: 24.03.2022).

Grana F. A. Pio XII, il film-inchiesta: «Fu lo Schindler del Vaticano, non il Papa di Hitler» (27.01.2015) // Il Fatto Quotidiano : [Elektronnyj resurs]. 2015. 27 gen. URL: https://www.ilfattoquotidiano.it/2015/01/27/pio-xii-film-inchiesta-shades-of-truth-fu-schindler-vaticano-non-papa-hitler/1374453/ (data obrashcheniya: 24.03.2022).

Kühlwein K. Pius XII. und die Judenrazzia in Rom. Berlin, 2013. Makino R. O Vaticano na Segunda Guerra Mundial e o filme Am é m: Contrastando narrativas da produçao historiográfica e da produçao cinematográfica // Revista Moinhos. Tangará de Serra. 2019. Vol. 7. P. 48 - 60.

Minerbi S. Quella parola mai pronunciata poteva forse salvare delle vite // Pagine ebraiche. 2010. №11. P. 36 - 37.

Palmén A. Paavi Pius XII elokuvissa Aamen ja Under the Roman Sky: yleisen kirkkohistorian pro gradu - tutkielma. Helsinki, 2015.

Perra E. Buon cattolico, buon italiano: Shoah, religione e salvataggio degli ebrei in alcune recenti miniseries // Televisionismo: Narrazioni televisive della storia italiana negli anni della seconda Repubblica / Ed. M. Jansen, M. Bonaria Urban. Venice, 2015. P. 49 - 60.

Pius XII — Under the Roman Sky // Lux Vide S.p.A.: [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.luxvide.it/en/pius-xii-under-the-roman-sky/ (data obrashcheniya: 24.03.2022).

Pollard J. F. The Papacy in the Age of Totalitarianism, 1914-1958. Oxford,

2014.

Ranzato E. «Shades of Truth»: Meglio rinunciare // L' Osservatore Romano.

2015. Lunedi -Martedi 2-3 Marzo. P. 5.

Ruozzi F. Pius XII as Actor and Subject: On the Representation of the Pope in Cinema during the 1940s and 1950s // Moralizing Cinema. Film, Catholicism and Power / Ed. by D. Biltereyst, D. Treveri Gennari. New York; London, 2015. P. 158 -172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.