Научная статья на тему 'Папа римский Иоанн Павел II'

Папа римский Иоанн Павел II Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1079
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кашин В. В.

Официальный титул: Епископ Рима, Викарий Иисуса Христа, Преемник Князя Апостолов, Верховный Первосвященник Вселенской Церкви, Патриарх Запада, Примас Италии, Архиепископ и Митрополит Римской Провинции, Глава государства Града Ватикан, Раб рабов Божьих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Папа римский Иоанн Павел II»

Кашин В.В.

Профессор кафедры социальной философии ОГУ, доктор философских наук ПАПА РИМСКИЙ ИОАНН ПАВЕЛ II

Официальный титул: Епископ Рима, Викарий Иисуса Христа, Преемник Князя Апостолов, Верховный Первосвященник Вселенской Церкви, Патриарх Запада, Примас Италии, Архиепископ и Митрополит Римской Провинции, Глава государства Града Ватикан, Раб рабов Божьих.

Папа Римский Иоанн Павел II (Кароль Йозеф Войтыла) родился 18 мая 1920 г. в Вадо-вицах (Краковское воеводство, Польша) в семье поручика польской армии. Мать умерла, когда Каролю было девять лет. В 1938 г. после окончания гимназии поступил на факультет философии и литературы Ягеллонского университета в Кракове, но был вынужден прервать обучение в связи с началом войны. Во время гитлеровской оккупации, чтобы избежать депортации, Кароль пошел работать на каменоломню резчиком камня, затем на Краковский химический завод «Сольвей», играл в самодеятельном театре-студии «Рапсодия», принимал участие в деятельности нелегального католического кружка.

В 1942 г. поступил в подпольную духовную семинарию Кракова. 1 ноября 1946 г. был рукоположен в сан священника архиепископом Кракова Адамом Стефаном Сапегой. В 19461948 гг. учился в Риме на философском факультете Доминиканского университета «Ангели-кум», а также в католических университетах Фрибурга (Швейцария) и Лувена (Бельгия), активно занимаясь пастырской деятельностью среди польской эмиграции.

По возвращении в Польшу в 1948 г. выполнял функции викария в приходе села Неговиц, а затем в одном из городских приходов Кракова. В 1953 г. получил степень доктора морального богословия на теологическом факультете Ягеллонского университета и вел курс лекций по социальной этике в Краковской духовной семинарии. В 1956 г. был назначен заместителем профессора в Люблинском католическом университете. В 1958 г. по назначению Папы Пия XII стал викарным епископом Краковского архиепископства и 28 сентября 1958 г. был рукоположен в сан епископа. Затем был назначен митрополитом Кракова. В 1967 г. был возведен в сан кардинала.

Был избран Папой Римским 16 октября 1978 г. и принял имя Иоанн Павел II. Владел шестью иностранными языками. Автор философских и теологических трудов, в том числе

пьес «Золотых дел мастера», «Брат нашего Бога», «Роковая весть», книг «Любовь и ответственность», «Личность и деятельность», «Переступить порог надежды», поэм и стихотворений. Опубликовал ряд энциклик богословского и социального содержания.

Книга «Переступить порог надежды» обречена была стать бестселлером, так как впервые в истории глава римско-католической церкви решил изложить свои мысли не в традиционной форме проповеди, апостольского послания, энциклики, а просто на страницах книги, пожелав непосредственно, минуя официальные каналы, обратиться к миллионам современников.

Книга о вечном - о Боге, добре и зле, любви и надежде. Это был манифест, обращенный в будущее, в которое Папа смотрит с оптимизмом, с верой в то, что добро больше всего зла. Было бы упрощением считать, что провидение Божие свергло коммунизм. Обошлось здесь без вмешательства свыше. Коммунизм пал сам, по внутренней своей слабости, ибо оказался «лекарством опаснее самой болезни».

Обладая огромной работоспособностью, Иоанн Павел II изменил и церковь и мир.

Далось все это непросто. Бывший рабочий, первый папа-поляк, первый папа - выходец из социалистической страны. Он стал папой в самый разгар «холодной войны», характеризующейся гонкой вооружений, угрозой ядерной войны, ожесточенным противостоянием идеологий, вообще Востока и Запада. Не все ладно было и в самом католическом мире: приходы сокращались, священники покидали свою паству, все громче звучала крамольная, как считал Ватикан, «теология освобождения».

Встав во главе католической церкви, Кароль Войтыла сломал веками сложившийся образ римского первосвященника. Он бегал в кроссовках по горным тропам, занимался на тренажерах, плавал в бассейне, играл в теннис, катался на горных лыжах. С пастырскими поездками папа посетил многие страны во всех частях света. Иоанн Павел II оставался непрек-

лонным в проповедовании принципов, которые, по его мнению, составляют нравственную основу человеческой цивилизации. Он выступал за категорическое запрещение абортов, искусственного оплодотворения, разводов, против применения противозачаточных средств, рукоположения женщин в священнический сан. Понтифик стал одним из интеллектуальных лидеров движения за преобразование католической церкви, начавшегося со II Ватиканского Собора в 1962 году, заострив особое внимание на проблеме свободы совести.

Ясный, гибкий ум, знание итальянского, немецкого, английского, русского, украинского, испанского языков, физическая крепость, непревзойденные артистические способности, умение дойти до сердца шахтера, металлурга, крестьянина, учителя - каждого человека - все говорило о том, что этому человеку уготована судьба занять высший пост в Ватикане, взять на себя одну из главенствующих ролей в борьбе против тоталитаризма.

«Папа? Сколько у него дивизий?» - спросил однажды Сталин. Но и без дивизий Ватикан внес мощную лепту в развал закованной в броню коммунистической системы. Его истинная роль, скорее всего, навсегда останется неизвестной. Правда, Горбачев признал: все, что в годы его руководства ЦК КПСС произошло в Восточной Европе, было бы немыслимо без участия папы.

В мае 1979 г., пролетая над родным Краковом, Кароль Войтыла приказал сделать круг над городом. А как же Варшава, ждут там? «Ничего, - усмехнулся Кароль Войтыла, - подождут. Я два года напрашивался на прием к Гереку и - тщетно». Папа римский, весь в белом, спускается по трапу лайнера, встает на колени и целует родную польскую землю. На родине, выступая на богослужениях с участием от четверти до миллиона верующих, папа римский мягко дал понять польским коммунистам, что их власть - шаткая.

Во второй приезд папы римского в Польшу (июнь 1983) всколыхнулась вся страна. «Ты только скажи нам, - требовала молодежь, - что надо делать?» Вняв просьбам генерала В. Яру-зельского, папа римский, отворив окно, бросил: «Идите спать, дурни». И Польша, которую он мог вздыбить, утихомирилась.

13 мая 1981 г. папа стал жертвой покушения турецкого террориста Мехмета Али Агд-жи, который выстрелил в него на площади свя-

того Петра в Риме с расстояния в три с половиной метра. Пуля из мощного девятимиллиметрового браунинга попала папе в живот и прошла в нескольких миллиметрах от аорты. Целых пять часов папа находился в критическом состоянии. Агджа на суде заявил, что был нанят болгарскими спецслужбами, а за этим многие усмотрели заказ КГБ. Папа навестил своего убийцу-неудачника в камере и простил его.

В сентябре 1984 г. в критическом документе о теологии освобождения страны реального социализма были названы «позором нашего времени». В тот же год, когда праздновали 500 лет св. Казимира - «сына короля Литвы и Польши», был подписан документ, где Литва считается не одной из советских республик, а «оккупированной страной» подчиненной «безжалостному режиму». В одной из проповедей папа заявил, что постоянная ядерная угроза вызвана атеизмом, то есть коммунизмом и Советским Союзом.

В апреле 1986 г. Ватикан опубликовал «Учение о христианской свободе и освобождении». Новое состояло в отношении к вооруженной борьбе. В новом учении Ватикан не исключал полностью такую борьбу, однако оговаривал, что «ее конкретное использование может быть предусмотрено лишь после очень тщательной оценки обстановки». В отношении прогресса было сказано, что он ведет к «новым угрозам, новому рабству, новым ужасам». «В каждом человеке живет стремление быть свободным; и все же это стремление превращается почти всегда в рабство или в угнетение».

В мае 1986 г. папа прибыл в главную синагогу Рима и заключил в свои объятья главного раввина Элио Тоафа. Впервые за две тысячи лет папа вошел в синагогу. Он назвал евреев «старшими братьями» и в их присутствии осудил антисемитизм во все времена и со стороны кого бы то ни было. Все поняли, что он имел в виду. Присутствовавшие аплодировали и плакали.

В августе 1986 г. папа заявил, что католической церкви «нечего бояться развития средств массовой информации» и она даже желает, чтобы ее дети заняли в этой области передовые позиции. Верущие должны устремиться в массовые средства связи «с тем, чтобы все дела человеческие поистине служили всестороннему росту личности». «Революция в информатике и телематике, которая изменяет саму природу труда, образования и досуга, требует от церкви и ее детей новых усилий, направленных на

изучение и развитие языка и техники информатики, чтобы соответствующим образом служить истине».

В сентябре 1987 г. папа выступил в США перед 1800 чернокожими католиками. В частности, он сказал: «Даже в этой богатой стране, от имени которой отцы-основатели присягнули на верность делу достоинства и равенства всех людей, черная община несет непропорционально большую долю экономических тягот и лишений. Слишком многие из вашей молодежи не имеют равных с другими возможностей для получения качественного образования и работы». По мнению папы, капитализм и коммунизм не более чем две стороны одной медали. «Этот мир не в состоянии сделать человека счастливым». Индустриальной культуре Запада папа дал краткое определение: культура смерти.

В июне 1994 г. Иоанн Павел II сделал жизненно важный шаг, на который до него не решался никто. Он созвал чрезвычайное заседание кардинальской коллегии, на которой поставил вопрос о покаянии Римско-католической церкви перед Богом и людьми.

В мае 1995 г. во время визита в Чехию Иоанн Павел II торжественно заявил: «Сегодня я, Папа Римской Церкви, от имени католиков прошу прощения за несправедливости, допущенные по отношению к некатоликам на протяжении истории».

В марте 2000 г. папа посетил Иерусалим. В пещере Рождества он долго молился, затем в проповеди сказал: «Царство Иисуса Христа -не мощь и сила, не богатство, не завоевания (о которых принято думать, что они формируют историю). Его сила иная: только Ему дано преображать нашу слабую природу и делать нас способными жить в мире друг с другом». В «Яд вашем» папа сказал: «Здесь, как в Освенциме и в стольких других местах Европы, мы стоим обессиленные и прислушиваемся к отзвукам душераздирающей жалобы стольких людей. Взрослые и дети вопиют к нам из бездны ужаса, который они познали. Как можем мы не прислушаться к этому крику? Как можем мы забыть и перестать спрашивать себя: как это могло случиться, как мог человек отнестись с таким презрением к другому человеку? Единственный ответ: человек дошел до того, что стал презирать Бога».

В трагическом мемориале «Ад вашем», этом пустом зале, где пылает пламя и на полу

можно прочесть проклятые названия нацистских лагерей Папа продолжает: «Как епископ Римский и преемник апостола Петра я говорю еврейскому народу, что Католическая Церковь, движимая евангельским законом истины и любви, а не политическими соображениями, глубоко сокрушается, что существовали преследования, проявления ненависти и антисемитизма, направленные против евреев христианами всех времен и повсюду, где это происходило. Церковь отвергает любую форму расизма как отрицание образа Творца, запечатленного в каждом человеке». Закончил свою речь папа словами: «Вера без любви мертва».

Вплоть до сравнительно недавнего времени католическое вероучение опиралось на знаменитую формулу «Вне Церкви нет спасения». Ватикан настаивал, что Церковь Христова обретается исключительно в пределах видимых границ Римско-Католической церкви и, следовательно, спасение достижимо только в ее лоне. В сентябре 2000 г. ватиканская конгрегация вероучения обнародовала документ «Декларация об уникальности и спасительной универсальности Иисуса Христа и Церкви», которая получила название «декларация Рат-цингера». Декларация отметила общую неудачу грандиозного проекта «объединения церквей», католической и православной. Было отмечено, что каждая церковь претендует на исключительную полноту церковности. Но далее признания церковности православного Востока Ватикан не пошел.

Как ни странно, одним из первых предлагал протянуть руку Святому престолу и заключить гуманитарное соглашение большевик Воровский. В 1922 году, будучи полпредом РСФСР в Риме, он писал в Наркоминдел: «Отбросьте все страхи наших пошехонцев перед иезуитами, инквизицией и т. п. и посмотрите на дело, как на важный политический шаг, связанный с серьезной материальной помощью голодающим». За время понтификата Иоанна Павла II численность государств, с которыми Ватикан поддерживает дипломатические отношения, увеличилась с 90 до 140. Понтифик совершил более ста зарубежных визитов, за что получил прозвище «летающего» папы.

На большевистский призыв откликнулись почти семь десятилетий спустя вначале М.С. Горбачев, а потом Б.Н. Ельцин. В 1995 году Москва установила с Ватиканом официальные

отношения и обменялась представителями. В Ватикане понтифика посещали Б. Н. Ельцин в 1998 и В.В. Путин в 2002 г. Но в силу особой казуистики и старых пошехонских опасений эти связи были и остаются усеченными, неполновесными. Отношения между Русской православной и Римской католической церквями обострились из-за спорных территорий на Украине. РПЦ обвиняет Ватикан в прозелитизме, с чем католики не соглашаются. Для России папа так и остался персоной нон грата, несмотря на слова: «Рим, центр западной цивилизации, город апостолов Петра и Павла, с надеждой взирает на Россию».

Иоанн Павел II насчитал по крайней мере четыре греха современности. Среди них - нена-божность, забвение моральных ценностей, терпимость к тоталитаризму и несправедливости

(коррупции, засилью организованной преступности).

В значительной степени благодаря позиции, занятой Иоанном Павлом II, католическая церковь приняла такое эпохальное решение, как реабилитация Галилео Галилея.

Обращаясь к миллионам землян, папа многократно повторял мысль: вглядитесь в Иисуса Христа, и вы поймете, что значит быть нищими духом, кроткими и милостивыми, плачущими, что значит жаждать правды, быть чистыми сердцем, миротворцами, изгнанными за правду. И не бойтесь вашей человеческой слабости, неуверенности в будущем, трудностей жизни. Иисус Христос может преобразить вашу слабость в силу. Сейчас, на рассвете третьего тысячелетия, настал ваш черед провозглашать Царство Божие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.