Пантомима как средство невербальной коммуникации Pantomime as a means of non-verbal communication
Маслеева Виктория Валерьевна,
Северо-Западный институт управления - филиал РАНХиГС (Санкт - Петербург) Студент 2 курса, направления «Реклама и связи с общественностью»
Masleeva Victoria Valeryevna,
North-West Management Institute - a branch RANEPA (St. Petersburg) 2nd year student, specialization "Advertising and public relations"
Аннотация.
Автор статьи раскрывает понятие «пантомима», а также рассказывает откуда пошел такой термин и как его назвали в древности. В статье рассмотрены несколько стран, в которых пантомима играет значительную роль, а также делает выводы и приводит примеры рассуждений известных людей разных времен.
Ключевые слова:
пантомима, невербальная коммуникация, общество, театр.
Annotation.
The author of this article tells about the meaning of the word "pantomime". He explains why it was named"pantomime" exactly and how it was called in ancient times. A few countries were considered in this article where "pantomime" is very important and also it draw conclusions and gives different examples from famous people's life who lived in different times.
Keywords:
pantomime, non-verbal communication, society,theatre.
Пантомима - один из видов театрального искусства, в котором все сценические действия выражаются с помощью пластических средств человеческого тела: жестов, телодвижения и мимики. Само слово «пантомима» происходит из двух греческих слов, сочетание которых обозначает искусство подражания.
Корни искусства пантомимы уходят глубоко в античность, оно возникло в Древней Греции еще задолго до нашей эры. Греки полагали, что актер пантомимы способен не только перевоплощаться в богов или героев, женщин или мужчин, в стариков или юношей, но он также обязан уметь выражать людские эмоции и чувства, более того настоящий актер должен уметь изобразить и течение воды, и стремительность огня и свирепого льва
Искусство пантомимы широко используется в современном мире, однако для того, чтоб грамотно преподносить ее зрителю, необходимо узнать ее исторические истоки. Этот факт доказывается актуальность данной статьи.
Цель работы: изучение истории пантомимы, как средство невербальных коммутаций в театрально деятельности.
Для достижения цели автор ставит перед собой следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие «Пантомима».
2) Изучить корни этого понятия.
3) Рассмотреть использование пантомимы в разных странах.
Методологическую основу работы составляют труды таких ученых, как К.С. Станиславский, М.А. Чехов, М. Нэпп, Г.Е. Крейдлин.
Существует множество разнообразных научных трудов о театральном искусстве, однако, пантомима, как средство невербальной коммуникации в современном мире не изучена по настоящее время.
Для дальнейшего изучения пантомимы необходимо углубиться в прошлое и рассмотреть все стадии становления этого вида искусства с самого начала.
Пантомима - это самая древняя форма человеческого творчества. Основы пантомимы входили в состав церемониальных ритуалов древнего, первобытного человека, когда он поклонялся богам, перевоплощаясь в животных или в образы героев. Они пытались изобразить события с помощью мимики и плясок.
Элементы пантомимы помогали народам, чьим занятием была охота. Человек, который охотился на животных с целью добыть мех и пищу, подражал повадкам зверей, чтобы приблизиться на близкое расстояние. Эти движения обеспечивали удачный исход охоты. После завершения охоты, в играх воспроизводились обряды и сам процесс охоты: одна группа участников изображала поведение охотника, а другая- играла роль животных, телодвижениями изображая смерть от руки охотников. Между тем, в таких играх существовало не только пластическое перевоплощение, но и сюжет.
В древние времена воспевались наиболее могущественные герои, чья жизнь становилась материалом для драм, в которых повествовалось о его славных подвигах, о борьбе с демонами, о смерти. Рассказы аккомпанировали жестами, на основе чего возникли различные формы театрального представления.
Первобытные люди обыгрывали не только сцены охоты, но и все значимые события для племени (сбор урожая, победы и поражения, рождение, бракосочетание, смерть).
Как известно, в античности существовало две формы театра: Греческая и Римская.
В Греции появилось на свет европейская пантомима, которая возникла еще до нашей эры и стремилась отразить древние мифы и все сказания, связанные с их религиозными представлениями. Основным видом греческих телодвижений была пляска. Греки считали, что через пляски человек возвышается духовно, становится нравственно лучше и богаче. Детей начинали обучать пляске, когда им исполнялось пять лет. [11,с. 40]
Множество античных писателей и мыслителей изучали природу пляски.
Платон считал пляску одной из гражданских добродетелей. Софокл исполнил победную пляску.
Античная пляска и была пантомимой, это подтверждает Аристотель, который описал пляску как совокупность движений, которые передавали страсти людей.
Со временем содержание плясок менялось. Вначале они изображались благодаря гимнам-дифирамбам, именно их содержание давало основной материал для изображения телодвижения жизни и смерти.
В последствии, из плясок в сочетании с дифирамбами родилась античная драма, где пантомима была выражена в ритмичной жестикуляции главных героев.
Своего расцвета античная драма достигла в V веке до нашей эры, в это время искусство пантомимы уже достигло совершенства.
В античной Греции пантомима была разных видов: лирическая, комическая, любовная. Труппа актеров делилась на две части: одна группа пела, а другая изображала события песни жестами. Известно, что техника пантомимы того времени заключалась в том, что ноги плясали, а руки «рассказывали» истории. Особое значение придавалось жестам. Существовали жесты, обозначающие испуг, размышление, злость, страх, боль, радость победы. Зрители того времени хорошо понимали язык жестов актеров, они восхищали их. Каждый считал, что мелодия жеста может рассказать неуловимые чувства и мысли, которые не поддаются понимаю разумом.
Золотым веком пантомимы в Риме стала эпоха царей, когда она достигла своего величия, какого не было за всю историю. В первые века нашей эры Римская империя была широким политическим центром, в него входили сотни народностей. Сюда приезжали множества иностранцев, поэтому перед римским театром ставилась сложная задача: спектакли должны были быть понятны не только римлянам, но и иностранным гражданам. Таким образом возникли блистательные празднества с бесплатными спектаклями, в которых на первый план вышли танцевальные зрелища. Для просмотра не требовались знания языка, а сюжеты привлекали не только богатых людей, но и нищих, варваров, плебеев.
Одной из форм пантомимы в Риме, возникшей в III веке до нашей эры было исполнение актером значительных и наиболее эффектных фрагментов трагедии на языке жестов и телодвижений. В это время другой актер озвучивал пояснительный текст. Эту форму пантомимы создал Ливия Андроника, он исполнял перед публикой переведенные им греческие трагедии. Однажды он сорвал себе голос и привлек мальчика, который помогал ему, исполняя песню текста, а сам творец движениями своего тела показывал эти события. Это представление имело огромный успех, который упрочнил этот прием зрелищ. В эпоху царей, когда люди предпочитали пышные празднества, этот вид получил широкое распространение. Движения, танцы, мимика, жесты были намного интереснее, чем обычные спектакли.
Кроме пантомимы в римском театре исполнялись близкие по форме немые пьесы, содержание которых имели как мифологические, так и сатирические сюжеты. Они исполнялись одним актером, который по очереди играл мужские или женские роли, в зависимости от истории.Кассиодор писал, что во время просмотра такого спектакля зрители видели разные лица, даже не замечая, что всю пьесу играет всего одно лицо, которое настолько профессионально владело телодвижением, стремительно менявший походку и быстро приноравливался к сюжетам. У римлян появлялись свои любимые актеры, которых обожали и поклонялись им, за их честь мог разгореться бой, каждый римлянин готов защищать доброе имя своего героя.
После того, как Рим завоевали варвары, роскошная, яркая и эффектная пантомима еще недолгое время продолжала существовать, но постепенно клонилась к своему увяданию. В средние века элементы сохранялись в творчестве гистрионов, которые донесли их до эпохи Возрождения, когда пантомима вновь приобрела свой расцвет.
Самые древние театральные формы, которые дошли до нас из глубины веков без кардинальных изменений, сохранились на Востоке. Кроме тотального бережного отношения к традициям для всего восточного театра, существует множество общих черт, таких, как нереальная и религиозная основа сюжетных линий, музыкальный и танцевальный характер показов, и, наконец, особая роль пантомимы, для которой действия и танцы - это неделимое целое.
В Индии слова, обозначающие драму, танец и пантомиму происходят от одинакового санскритского корня, а сами индийцы не видят между этими понятиями различия. В древних руководствах по театральному искусству очень часто можно встретить странное для современного человека выражение «танцевать драму». Объясняется это тем, что драма и танец на протяжении множества тысячелетий были очень тесно связаны друг с другом. С древних лет и по настоящее время танец имеет свой сюжет, историю, которую танцоры рассказывают своими телодвижениями, иллюстрируют текст пластикой своего тела, одновременно исполняющийся певцом или декламатором. Следовательно, спектакль носил характер танцуемой драмы или другими словами, танцевальной пантомимы. В этих пантомимах изображалось все религиозное воззрение народа Индии, мифы и легенды.
Немалую часть индийских танцев можно назвать пантомимами, потому что в основе лежат сюжетные линии, выраженные посредством ритмических движений и эмоциональных жестов. Исключительно все движения и мимика актеров в Индии было подчинено сложной системе правил. В самых древних руководствах, предназначенных для режиссеров и актеров находился раздел, который был посвящен телодвижениям, жестам и мимике, а если обобщить, то пластическим выражениям героя. В разделе отдалось предпочтение жестам, подражающим жизни.
Система условных жестов Индии включала в себя богатейшее разнообразие. Для изображения определенных понятий и эмоций были предусмотрены точные положения всех частей тела: каждой по отдельности и всех в совокупности. Наибольшее внимание уделялось жестам рук, особенно пальцам, положения которых имело название «мудра». Жесты уподоблялись представлению о предмете (например, быка обозначали положением рук, изображающих изгиб рогов. Всего основных мудр двадцать четыре, но каждая мудра имеет дополнительные значения, которых можно было насчитать более тридцати в зависимости от соотношений с другими частями тела. Индийские танцовщицы изображали не только вещественные понятия, конкретно визуальные, привычные для зрителей, но и духовные, чувственные, такие как доброта, созерцание, любовь, вера, надежда, красота.
Помимо всего этого, для изображения различных эмоций были разработаны различные позиции ног, бедер, шеи, головы, глаз и бровей, которые в сочетаниях могли нарисовать целую картину.
Поведение актеров для индийских драм регламентировались определенными правилами:
• походка демонов должна весьма отличаться от походки богов;
• владыки змей должны двигаться иначе, чем цари обезьян;
• актер всю жизнь играет роли одного типа, совершенствуется в своих героях, стараясь как можно глубже передать образ;
• качество игры должно оцениваться только по тому, насколько правильно и красиво актер танцует свою роль, а не потому насколько он изобретателен. Если актер не смог донести до зрителей понимание своего героя, то он считается плохим, лишенным всяких способностей;
• наиболее высоко ценится отождествление актера с его ролью. Не важно кого он играет, обезьяну или цветок лотоса.
Мифологическая основа индийский танцев, всегда подробно продуманный сюжет - все это объединяло все пантомимические движения в Индии, но они различались по стилям.
Наиболее ярким стилем был Катхакали, именно он наиболее ярко отображает природу индийской пантомимической драмы и танца. Драматургия Катхакали сооружена на извечных противоречиях: добра и зла, правды и лжи, света и тьмы, огня и воды. Спектакли носили характер мистерий и длились всю ночь, кончаясь только на рассвете, в этом время все духи тьмы повержены, и в знак победы восходит солнце. Добрые и прекрасные силы изображались в образах богов и героев, небесных вед, животных, а злые в виде демонов, ведьм и оборотней. Они все ползают, скачут, кружатся, ходят друг за другом, преследуя противника. В Индии считали, что в мире существует только два начала добро или зло, и только добро должно всегда выходить победителем. Как и во многих других, в мистериях Катхакали актеры представляли всю зримую часть танцами на языке телодвижений, а певцы повествовали свои сюжеты в песнях и музыке.
В Катхакали входят не только сложные мистерии со многими актерами, но и выступление одного актера - сольные пантомимы, в которых он должен изображать сразу несколько ролей. Одной из распространенных сольных пантомим была «Слон и змея». В ее сюжетной линии актер играет слона, пришедшего на водопой и разорившего гнездо змей. Борьба между слоном и удавом была наполнена драматическими жестами. Действие продолжалось до тех пор, пока слону не удалось сбросить с себя змею и затоптать ее
Стиль Катхакали очень глубокий и сложный, поэтому от актера требуется много труда и настойчивости. Они должны беспрерывно упражняться, отдаваться полностью своей роли, вложить всего себя в своего героя, чтобы зрители верили ему. Этот стиль распространяется не в крупном городе, а в периферическом городке Малабаре , это означает, что пантомима процветает и продолжает жить только, питаясь творчеством всего народа.
Китайская пантомима была не такой грандиозной и помпезной, как в другие странах, но такой же важной. Она являлась лишь компонентом сценического театра, который включал в себя не только движения, но и пение, речь, танцы и акробатическую пантомиму. Наибольшей полноты пантомима достигла в пекинской музыкальной драме, она объединяла весь опыт, собранный китайским театром за многие тысячелетия. В пантомиме уделяется одно из решающих мест не только в эпизодах без использования слов, но и в тех сценах, когда актеры говорят и поют. Каждая группа ролей имела свой особый стиль походки манер, а эмоций - способ выражения, обязательный для исполнения в такой же мере, как и сам текст. Все образы имели свои собственные манеры поведения.
Каждый символ языка тела должен изображать характер действующего лица, его эмоции, и в тоже время отображать правду жизни. Жесты в китайском театре должны соответствовать специфическим требованиям:
• жест обязан быть красивым;
• актер должен осознано использовать свои жесты, понимать, что они обозначают, точно показывая мысли своего героя;
• над жестами необходимо много работать, его оттачиванию посвящать много времени и внимания. Поэтому обучению актерскому мастерству в Китае начинали с самого детства;
• китайский театр не терпит смазанного языка тела. Все должно быть четко.
Эмоциональные жесты всегда чередовались с изобразительными, причем им требовалась особая
стилизация, которая иногда граничила с условностью. Очень часто стилизация переходила за черту, которая отнимала у жеста его первоначальный смысл.
Зрителям хорошо понятен изобразительный жест, когда актер входит в помещение, открывая несуществующую дверь, и переступает воображаемый порог. Всем понятна и походка, показывающая подъем или спуск по лестнице с опорой на перила, которых в общем-то и не существует. Всегда четкие и точные жесты, обозначающие путешествия по реке в тихую погоду или бурю: видно, как лодка, несется по быстрой реке, как человек бьет веслами по воде, как слышится плеск волн и порывы ветра. Актер может сыграть все эти действия физически наглядно, что зритель не усомнится в существовании данной картинки перед собой.
Существуют и условные жесты. Актер закрывает лицо рукой, разговаривает через растопыренные пальцы - это значит, что он беседует через щель в двери. Если актер начинается метаться по сцене в разные стороны, а потом и вовсе стремительно убегает за нее, то это не что иное, как разгоревшийся пожар. А самоубийц в Китайском театре изображали как человека, уходящего со сцены с опущенной головой.
Тем не менее, даже в условных жестах нетрудно угадать их историю, те первоначальные жесты, из которых они возникли. Актер, трясущий руками над головой, интерпретирует страх, для размышления необходимо прикоснуться средним пальцем к виску, а голову опустить и посмотреть вниз, заложив правую руку за спину.
Но особое значение в Китайском театре придают игре с реальными предметами. Актерам на сцене помогают надставные рукава или веер, которые выражают самые различные оттенки чувств. Если актер взял в руки весло, то это скорее всего означает путешествия по воде. Предметы могут изображать и смену дня, так фонарь, подвешенный к столбу непременно предвещает ночь. Настоящие, реальные предметы являются настоящими помощниками китайским актерам, они мирно уживаются и с воображаемыми, являясь их дополнениями.
В одной из знаменитых китайских пьес «Нефритовый браслет» актриса была настолько занята вышиваем, изображая это действие до мельчайших подробностей, что зрители словно увидели ту картинку, которую девушка хотела изобразить с помощью ниток.
Китайская пантомима сопровождалась не только реальными предметами, но и пением и речью, придавая каждому символу дополнительный смысл.
Итальянская пантомима появилась в ХУ1веке среди актеров комедии масок, но именно оттуда и берет свое начало современная европейская пантомима, которая действует и в нашем современном мире.
Народная комедия масок в Италии вошла в историю театрального искусства под названием «коммедиа дель арте» . Это имя подчеркивало высокое профессиональное мастерство актеров, играющих в этой организации. (arte- в переводе означает искусство, мастерство). Название комедии было обоснованным, оно выражалось в синтетической технике, которая позволяла включать в спектакль не только речевые элементы, но и разнообразные виды пантомимического искусства, играющие особую важную роль.
Итальянские театры были олицетворением театра действия, а не слова. Пантомима в была основной игрой актера, который произносит разнообразные реплики, помогающие раскрытию образа. Такая игра должна была быть понятна всем зрителям, посещающим театр: не только обычным наблюдателям, но и даже глухим. Поэтому действия играли важнейшую и главенствующую роль в итальянской комедии.
Спектакли отличались не только широкой аудиторией, но и исключительным разнообразием пластических невербальных коммуникаций: танцы, погони, драки, прыжки, сальсо, жонглирование, жестикуляция, бег и многие другие. Они дополняли или раскрывали слова актеров, но часто слова исчезали со сцены, оставляя жестам сыграть главную роль.
Актеры итальянской комедии были настолько обучены пластике, что во время спектаклей время от времени врезались вставные импровизированные сценки, где их изобретательность раскрывалась в забавных трюках, или, как говорили в старину в «игрушках, свойственных театру». Чтобы развлечь своего зрителя артисты гадали на пуговицах куртки «любит не любит», ловили разнообразных насекомых и съедали их, вытирали посуду концом широких штанов, или ели вишню, выплевывая косточки прямо в зрительный зал. Актеры итальянского театра умело использовали пантомиму, что делало их спектакли популярными.
Комедия deИ'arte была театром импровизаций. Актеры на ходу придумывали текст и действия к уже написанному краткому сценарию, который вывешивался за кулисами. Это требовало серьезной работы и большой находчивости, но актерам облегчал задачу тот факт, что на протяжении всей своей жизни они играли один и тот же образ, совершенствуясь в нем игра за игрой, используя одну и ту же маску, переходящую пьеса за пьесой.
Масками называли не определенный предмет, а театральных персонажей, которые олицетворяли разные социальные типы, прежде всего в сатирическом плане. Некоторые актеры действительно носили определенные маски, передающие различные эмоции, но многие ограничивались гримом. Характеры и внешность масок были неизменными, менялись только сценические ситуации в пьесах, а здесь исполнителям отрывался большой простор для собственных фантазий и импровизации. Артисты охотно пользовались предоставленной возможностью, потому что некоторые маски использовали такие итальянские обороты, которые были неизвестными даже самим итальянцем. Более уместной оказалась и пластическая тренированность актеров, особенно в тех моментах, когда маски скрывали лица исполнителей, и им приходилось объяснять свои действия телодвижениями. Совсем скоро результатами такого труда стали необычная система актерской игры, где немые действия переходят в диалог, а диалог притекает в пантомиму. Именно это обстоятельство объясняет успех итальянской комедии за рубежом: в Англии, на родине Лопе де Вега и даже в столице Анны Иоанновны, где, сыграв несколько спектаклей с пением, актерам пришлось перейти на язык пантомимы, потому что императрица не знала итальянский язык.
Традиционных масок итальянской комедии было большое множество, однако они различались по всей Италии. На севере их характер был совершенно другим, чем на юге, они носили другие имена и ситуации. Но существовало шесть особенных самых главных персонажей, без которых не проходил ни один спектакль:
• доктор и Панталоне, которые пародировали скупых, глупых и высокомерных стариков;
• влюбленная пара. Они имели привлекательную внешность и красивые и звучные имена;
• двое слуг. Два деревенских парня, которые приехали в город на заработки. Их имела были различными. На севере они имели имена Бригелла и Арлекин. Один парень - ловкий весельчак, авантюрист; другой - простодушный, постоянно попадающий в разные истории.
Стандартный сценарий имел простую схему: пара влюбленных стремится соединиться друг с другом, старики стараются всеми средствами помешать им, а слуги наоборот прилагают все усилия, чтобы молодая пара добилась своего. Спектакль всегда заканчивался победой любви. [14,с. 55]
Маски были постоянны и передавались из поколения в поколение. Однако, находились актеры с ярко выраженной индивидуальностью, которые всегда нарушали эту традицию, принося что-то новое в характеры, и их толкование по традиции передавалось другим поколениям. Такую метаморфозу пережил образ маски Арлекина, который из неудачливого героя, в исполнении Доменико Бьянколелли , стал остроумным парнем на все руки, заслонив собой второго слугу. Эта маска стала героем пантомим-арлекинад, которые запомнили подмостки всех европейских сцен, в течении множества лет, даже тогда, когда комедия масок перестала существовать, этот герой жил на своей сцене.
Комедия масок в Италии оказала огромное влияние на формирование пантомимы во многих странах Европы. Многие итальянские маски были видоизменены и прочно вошли в английский, французский, а позже и в русский театр пантомимы.
В России множество самых разных театров, однако один из них самый удивительный.
Существует множество людей, которые лишены способности слышать, но могут чувствовать эмоциями. Множество людей любит театр, но из-за ограниченных возможностей они лишены этого. На основе этого, в 1963 году родился один из самых удивительных театров в Москве. Это первый в мире и единственный в России профессиональный театр глухих актеров. Все спектакли в этом театре основаны на пластике, музыке, танце, мимике. В этом театре жесты актером доведены до совершенства, чтобы сделать представления доступными абсолютно всем зрителям. Однако все происходящее на сценической площадке озвучивается дикторами. Все представления театра поражают своей эмоциональностью и чувственностью. 6
6 Театр мимики и жестов: Театр сегодня.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tmig.su/ (дата обращения: 20.03.2015)
А в 1957 году в Москве состоялся первый в мире конкурс пантомим, в котором участвовали группы молодых людей их разных стран.
В античные времена в открытых театрах было сложно рассмотреть мимику актеров, поэтому они надевали большие маски, которые изображали разнообразные эмоции. В будущем в Японии, на основе античных, возник театр масок «Но».
Образование театра в Японии связывают с возникновением в VII пантомимы Гигаку7и танца Бугаку8. Однако, разная судьба постигла эти жанры. Занимая в X веке подмостки театров, Гигаку очень скоро был вытеснен, не выдержав конкуренции с более сложными пантомимическими жанрами. Бугаку постигла лучшая судьба: сначала представления влились в религиозные празднества, а позже их начали исполнять отдельно. Бугаку исполняют и в настоящее время.
Театр масок «Но» или «ногаку», зародился в XIV веке и почти сразу приобрел популярность у аристократии и самураев. Театр развивался в течение долгого времени, превращаясь в национальную традицию, которая включала в себя глубокий философский смысл. Декорации в «Но» просты или вовсе отсутствуют, основной акцент делается на масках, имеющих определенные значения, которые подчеркиваются кимоно. Все театральные маски и кимоно передаются из поколения в поколение. 9
Маски театра «ногаку» не привязаны к определенной роли, они созданы для передачи эмоций актеров на сцене. Радость, гнев, боль, сожаление, печаль и даже любовь, - все эти чувства передают маски. На каждой маске изображена определенная эмоция, которая усиливается за счет игр света, наклонов головы актера, композиции речевого хора и музыкального сопровождения. Разные японские школы используют для одних и тех же спектаклей разные маски и кимоно. В настоящее время насчитываются около двухсот масок, сохранившихся до наших дней.
Театр «Но» - это удивительный театр, который в большей степени рассчитан на богатое воображение зрителей. Во время всего спектакля на сцене совершаются минимум действий, но характер персонажей можно понять по выражению его маски и хоровому сопровождению.
Театральная пантомима - спектакль, содержащий в своей основе расширенную и законченную драматургическую материю или, другими словами, сценарий. Сценическое действие разыграно и оживленно актерами в соответствии со всеми требованиями, оснащено необходимыми атрибутами: костюмами, гримом, декорациями, светом и музыкой. Сюжет должен быть абсолютно разным и его исполнение не заключено в строгие рамки. Театральная пантомима почти ничем не отличается от стандартного театра, наложен всего один запрет - нельзя использовать реплики.
Мимика и телодвижения актеров в пантомиме обычно требуют особого укрупнения, увеличенную подчеркнутость, это обуславливается отдаленностью сцены от зрителей.
Сильно распространена пантомима, в которой действующим лицом выступает всего один актер. На таком представлении отсутствуют декорации и прочие средства выразительности, а существует только один артист в своем постоянном костюме. На первый взгляд, такое представление кажется скупым, скучным и серым, однако один актер в течение небольшого количества времени сможет прожить целую жизнь, мгновенно перевоплотиться во множество образов, в птицу, растение или дерево.
Такое перевоплощение может получиться благодаря точности жестов и мимических движений, демонстируемых актером. Существует множество шагов, создающих иллюзию движения, когда актер стоит на месте. Если язык телодвижения у артиста отработан точно и четко, то он сможет заставить зрителя поверить, что на нем одет прекрасный наряд или он полностью обнаженный.
В основу современной пантомимы входят физические действия, которые выражают непринужденные или естественные состояния человека. Эти действия называются жестами. Ценность жестов в пантомиме заключается в том, чтобы каждое телодвижение актера легко интерпретировалось зрителями даже в измененном виде. Только такой жест уместен. Жест не должен быть загадкой, над которой стоит раздумывать или пластическим ребусом.
В специализированной литературе понятие «жест» определяется более в широком смысле, чем в обычной разговорной речи, где оно обозначает только движение руками. Руки, несомненно, играют ведущую роль в выражении чувств. Это отображается во всех известных движениях: эмоция недоумения передается разведением рук, состояние гнева человек грозит кулаком, а когда испытывает печаль, опускаются руки. Именно руками люди утверждают, разрешают, приветствуют, прогоняют, ласкают. Огромное множество всевозможных оттенков рукопожатий.
Тем не менее, в пантомиме к жестикуляции относятся не только руки. Типичным для актера жестом считается улыбка, которая является жестом лица. Жест в пантомиме - действие, которое изображает эмоциональный оттенок, показывающий отношение человека к условиям внешнего мира (жест головы, уходящей в плечи, выражает испуг или страх). [10,с. 78]
Одним из разновидностей жестов этого жанра называются действия с несуществующими воображаемыми предметами. Очень часто встречается в пантомиме, когда невидимый предмет возникает
7Гигаку - в переводе означает «актерское искусство»
8Бугако - если перевести на русский «искусство танца»
9Руднев, А., Пантомима и ее возможности. - Москва: Знание, 2000. - 70 с.
вактерских руках из пустоты. Благодаря мастерству актера, зритель может увидеть этот предмет: форму, цвет, размер, материал. Такая иллюзия достигается разными способами, но самый распространенный из них-это использование жестов, демонстрирующих способ употребление предмета - иголки и нитки, ножа, штопора, насоса, каната, весла и многих других. Тем не менее, актеру необходимо настолько четко отточить этот жест, чтобы у самого актера создавалось впечатление, что он имеет дело с настоящими предметами.
С давних времен психологи, писатели, ораторы, философы, художники изучали жест, как знак, выражающий определенное эмоциональное состояние.
Леонардо да Винчи очень тщательно изучал этот вопрос, он посвятил ему множество остроумных замечаний. Он считал, например, что у женщин и девушек жесты должны быть скромные и скрытые, чтобы случайно не показать смелость и отсутствие стыда.
Чарльз Дарвин утверждал, что поиски эмоционального жеста базируются на том, что все люди в независимости от происхождения и расы выражают свои чувства идентичными движениями. Взволнованный человек пьет воду по-другому, нежели уравновешенный. Однако, жесты проявляются не только в движениях, они могут быть отмечены в паузах, в неподвижности.
В пантомиме не бывает случайных жестов, или жестов, которые ничего не значат. Все жесты должны быть точными, четкими, необходимыми и актуальными.
Список использованной литературы
1. Барбой, Ю. М. К теории театра. Спб.:СПбГАТИ, 2008г. - 500 с.
2. Барбой, Ю. М. Структура действия и современный спектакль. — Л., 2008 г. — 201 с.
3. Винокур, Т. Г., Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. - М.: «Наука», 2000. -
159 с.
4. Василик, М.А.,Основытеории коммуникации: Учебник /Под ред. проф. О-75 М.А. Василика. —
М.: Гардарики, 2003. — 615 с.
5. Ковальчук, А.С., Основы делового общения. М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и
К». 2009г.,- 300 с.
6. Крейдлин, Г.Е., Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. - М.: Новое
литературное обозрение, 2002. - 523 с.
7. Морозов, В. П., Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М: ИП РАН, Центр
«Искусство и наука»., 2000 г., 189с.
8. Масюкевич, Н.В., Психология эффективного общения. Минск : Соврем. школа., 2007г., с. 384
9. Махлина, С.С. Семиотика культуры повседневности. - СПб.:Алетейя, 2009 - 500с.
10. А., Язык телодвижений. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 400 с.
11. Руднев, А. Пантомима и ее возможности. - Москва: Знание, 2000. - 200с.
12. Станиславский, К.С., Моя жизнь в искусстве. - М.: Изд-во АСТ, 2009 г.- 780 с.
13. Станиславский, К.С., Работа актера над собой. - М.: Изд-во АСТ, 2009 г. - 870 с.
14. Славский, Р., Искусство пантомимы. - Москва: Наука, 2009 г.- 350 с.