УДК 316
Касьянов Валерий Васильевич
доктор социологических наук, доктор исторических наук, профессор,
заведующий кафедрой истории России,
Кубанский государственный университет
culture@kubsu. ru
Власова Виктория Николаевна
доктор философских наук, заведующая кафедрой педагогики, Ростовский государственный медицинский университет oip08@mail.ru
Гафиатулина Наталья Халиловна
кандидат социологических наук, доцент, докторант кафедры региональной
социологии и моделирования социальных процессов,
Института социологии и регионоведения,
Южный федеральный университет
gaflatulina@yandex.ru
Valery V. Kasyanov
Doctor of Social Sciences, Doctor of Historical Sciences, Professor, head of chair of history of Russia Kuban state University culture@kubsu.ru Victoria N. Vlasova
doctor of Philosophy, candidate of pedagogical sciences, professor of the chair of pedagogics of the faculty of pedagogical sciences and the faculty of education, Rostov State Medical University oip08@mail.ru Natalya Kh. Gafiatulina
Candidate of sociological science, associate professor of chair of region sociology and modeling of social processes Institute of sociology and regional studies; Southern federal university gafiatulina@yandex.ru
ПАНДЕМИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ТРАГЕДИЯ ДЛЯ РОССИЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ: ОБОСТРЕНИЕ СИСТЕМЫ НЕРАВЕНСТВ
PANDEMY AS A SOCIAL TRAGEDY FOR THE RUSSIAN POPULATION: EXCERNING THE SYSTEM OF INEQUALITIES
Аннотация. В рамках данной статьи пандемия рассматривается как социальная трагедия для российского населения. Анализируется соотношение и категориального аппарата «пандемия», «эпидемия» и «карантин». Пандемия серьезно отразилась на всех сферах жизнедеятельности российского населения, обострила все существующие социальные противоречия и отразила очевидную картину системы неравенств, в числе которых: экономическое, региональное неравенство;
неравенство в сфере трудовой занятости и профессионально-трудовое неравенство; возрастное и гендерное неравенство; а также неравенство по уровню символического и культурного капитала.
Ключевые слова: пандемия COVID-19, российское население, социальная трагедия, система неравенств, эпидемия, карантин.
Abstract. In the framework of this article, the pandemic is viewed as a social tragedy for the Russian population. The ratio of the categorical apparatus "pandemic", "epidemic" and "quarantine" is analyzed. The pandemic had a serious impact on all spheres of life of the Russian population, exacerbated all existing social contradictions and reflected an obvious picture of a system of inequalities, including: economic, regional inequality; employment inequality and occupational inequality; age and gender inequality; as well as inequality in the level of symbolic and cultural capital.
Key words: COVID-19 pandemic, Russian population, social tragedy, inequality system, epidemic, quarantine.
Ситуация, связанная с пандемией COVID-19 в мировом сообществе в целом, и российском, в частности, является новым небывалым вызовом, спровоцировавшим бедственное положение среди всех слоев российского населения. Пандемия разрушила все тактические и стратегические планы, прекратила нормальное функционирование экономики, приостановила финансирование сферы образования и развитие социальной политики, вынудила бросить все современные ресурсы на напряженную борьбу невидимым врагом [1]. Как подчеркивает О.Ю. Яценко, «мы имеем дело с первым серьезным глобальным вызовом человечеству в XXI веке. И этот вызов имеет свою специфику не только как угроза здоровью людей, но влечет трудно прогнозируемые последствия для общества» катастрофического характера [2, С. 503]. «Многие страны, оказавшись один на один с последствиями пандемии, будут испытывать трудности с экономическим восстановлением, и государства на грани коллапса станут более частым явлением», формирующим новую социальную реальность [3].
Эмпирические данные об анализе пандемии как социальной трагедии и бедственном влиянии пандемий в целом, и COVID-19, в частности, на российское население более ограничены, чем о других стихийных бедствиях или антропогенных катастрофах. Несмотря на то, что в последние годы внимание социологов к исследованиям в этом направлении возросло, большинство пандемий в прошлом веке исследовались бихевиористами в весьма ограниченном объеме.
Надо заметить, что влияние пандемии на общество - собирательное понятие: оно предполагает изменения, произошедшие в мировом сообществе по мере выявления COVID-19 и борьбы с ним. Как полагают эксперты, не существует ни одной сферы, на которой не отразился бы установленный карантин и введенная система ограничительных мер. Приоритеты людей изменились в сторону соблюдения социальной изоляции, дистанции, укрепления здоровья [4,5].
Категория «пандемия» (в пер. с греч. «весь народ») - это распространение нового заболевания на уровне глобального мирового масштаба, заболевания, несущего угрозу жизни и здоровью населения. Как правило, «речь идет о новом виде инфекционного заболевания, к возбудителю которого у большинства людей нет иммунитета, и которое распространяется одновременно на разных континентах» [6].
Раскрывая тематическую направленность статьи, необходимо разграничить существующее в научном дискурсе соотношение и различия категориального аппарата «пандемия», «эпидемия» и «карантин».
Категория «пандемия», как указывают в своей статье С.Б. Сыропятова и Л.М. Алланина, употребляется в ситуации широкого, повсеместного географического распространения «и не имеет отношения к степени тяжести заболевания. По своей сути, пандемия - вышедшая из-под географического контроля эпидемия, когда люди заражаются без видимых причин» [7, С. 144]. Авторы подчеркивают, что в Российском законодательстве данная категория не урегулирована, в отличие от категории «эпидемия», которая характеризуется как массовое, прогрессирующее во времени и пространстве в пределах конкретно взятого региона распространение инфекционной болезни населения, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости [8].
Карантин же несет иное семантическое значение, в отличие от двух вышеуказанных категорий - «это не состояние, а комплекс специальных и организационно-хозяйственных мероприятий, направленных на локализацию и ликвидацию очагов заразных болезней» [7, С. 144].
Решение об объявлении режима пандемии в мире, было принято в марте 2020 г. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), признавшей, что параметры распространения вируса и его последствия достигли стадии пандемии. Причем данное решение основополагалось на таких факторах, как: география распределения вируса, тяжести заболевания, его влияния на общество, экономику, а также на состояние физического, психического и социального здоровья [9].
Всякая пандемия, как и пандемия СОУГО-19 не является исключением, она имеет глобальные масштабы массового уничтожения и исторически считается более разрушительной, чем любые другие бедствия. На протяжении многих веков только антропогенные катастрофы и преднамеренное истребление этнических групп соперничали со смертельным исходом от вспышек инфекционных и вирусных заболеваний. История пандемии гриппа, происходящей примерно каждые 10-30 лет, выявила глобальный охват и обеспокоенность массовыми заболеваниями, хронической инвалидностью и высокой летальностью.
Безусловно, пандемия серьезно отразилась на всех сферах жизнедеятельности российского населения, обострила все существующие социальные противоречия и отразила очевидную картину системы неравенств. А.Н. Шеремет подчеркивает, что любое неравенство «влечет за собой ряд комплексных проблем, таких как ограниченность доступа к
образованию, «круг бедности», болезни, социальная напряженность и политическая нестабильность, вызванные отсутствием выбора и возможностей у незащищенной части общества» [10, С. 137].
Итак, какие неравенства стали более заметными и в каких стратификационных измерениях эти неравенства представляется возможным рассматривать?
Во-первых, экономическое неравенство. Пандемия уже привела к существенной трансформации многих сфер экономической и общественной жизни. Бедность - важный социально-экономический аспект пандемии. По справедливому замечанию А.Н. Шеремет, повсеместно «страдают самозанятые, малый и средний бизнес, который не останавливался в периоды прошлых кризисов, а пристраивался, трансформировался, выживал в конкуренции», «цена потерь от карантина нарастает в геометрической прогрессии» [10, С. 139].
Это ли не социальная трагедия для подавляющей части российского населения? Новизна этой трагедии в том, «насколько сильно ее преследует экономизм» и насколько болезненно она ударяет по потребительской корзине среднего класса [10, С. 139].
Во-вторых, региональное неравенство. Весьма явными становятся и региональные различия, которым соответствует и классовое неравенство. «Режим всеобщей самоизоляции со всеми вытекающими запретами, введенный в Москве и ряде регионов России, не вполне соответствует нормам законодательства» [11]. В результате - возникает отсутствие порядка и ясности с точки зрения правовых основ на уровне вводимых ограничений в рамках региональных постановлений для населения на региональных уровнях [12].
В-третьих, неравенство в сфере трудовой занятости. Пандемия вызвала не только безработицу и неполную занятость, но также повлияла на условия и оплату труда и доступность социальной защиты, особенно пагубно воздействуя на определенные категории населения, более подверженные негативной динамике рынка труда. Многие работники, оказывающие услуги по уходу и занимающиеся доставкой товаров - те, которые сейчас нужнее всего - лишены оплачиваемого отпуска по болезни и вынуждены продолжать работу, даже если они заболели [13].
В-четвертых, возрастное неравенство. Наиболее уязвимой категорией для воздействия пандемии стало население старшего возраста (65+). С одной стороны, влияние длительного режима самоизоляции, введенных ограничительных мер по передвижению и отсутствия возможности очной (оффлайн) работы; с другой стороны, - пагубное влияние агрессивной информационной среды - все это в совокупности вызвало состояние дистресса, и привело к обострению многих психосоматических заболеваний, а также к возникновению аффективных расстройств [14].
В-пятых, профессионально-трудовое неравенство. Согласно документу «Охрана труда в условиях пандемии» (2020), СОУГО-19 признан профессиональным заболеванием. Действительно, во время пандемии
медицинские работники подвергаются риску заражения COVID-19 в ходе выполнения своей профессиональных обязанностей. Кроме того, предполагаемый контакт медицинского работника с зараженным и связь с носителем (переносчиком) заболевания, повлекла за собой наклеивание ярлыков, распространение стереотипов, дискриминации со стороны обывателей. Вследствие этого у многих специалистов медицинского профиля уже прогнозируется, помимо прочего, риск возникновения посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) [13].
В- шестых, гендерное неравенство. Пандемия по-разному воздействует на мужчин и женщин. Эксперты посредством опроса в апреле 2020 г. выделили следующие основные нарушения прав женщин на рабочем месте: отправляют во внеплановый отпуск за свой счет, растет трудовая нагрузка; сокращают размер заработной платы при выполнении того же объема работы; женщин сокращают, так как оптимизируют штат предприятия, их увольняют; переводят на сокращенный рабочий день; буллинг (травля) [15].
В-седьмых, неравенство по уровню символического капитала. Очевидны различия в символическом капитале, и они проявляются также острее. Как подчеркивает А.А. Темкина, население «видит, что есть те, кто ездит в Европу и «привозят» оттуда коронавирус, и те, кто сидит дома и отдыхает на даче» - и это говорят «про обычный средний класс». Для среднего класса, по мнению А.А. Темкиной, «угроза - сидящие у метро нищие или продавцы продуктового магазина, которые работают без масок и перчаток». Для последних угрозу представляет - «средний класс, который поездил по заграницам и привез инфекцию» [16].
В-восьмых, неравенство по уровню культурного капитала. Согласно А.А. Темкиной, «доступ к информации довольно четко разделяет людей». Невзирая на то, что у молодых представителей среднего класса может не быть больших материальных ресурсов, они в основном очень хорошо умеют искать и анализировать информацию благодаря образованию, профессии, навыкам и знанию иностранных языков [16].
Это неравенство по уровню доступа к информации, т.н. «инфодемия», приобрело катастрофический характер для социально и экономически уязвимой части населения. Так, на протяжении уже длительного времени из всех каналов СМИ происходит быстрое распространение всякого рода информации о пандемии, исходящей из разных источников, включая слухи, сплетни и другие непроверенные сведения, которые послужили триггером разжигания страхов и панических настроений среди населения [17,18].
Сегодня население более явственно, как указывает О.Ю. Яценко, «живет не только в разных экономиках: первого, второго и третьего мира, но и в разных социальных условиях. Культурный и общественный уклад могут кардинально отличаться, несмотря на схожие экономические критерии, используемые для оценки благополучия страны» [2, С. 506].
Таким образом, кризис, подобный пандемии COVID-19, создавая чрезвычайную ситуацию во всех сферах жизнедеятельности и вызывая потрясения, непосредственно влияющие на рынки, производство и
предложение (товаров и услуг), спрос (потребление и инвестиции) и сферу труда, оказывает кардинальное влияние на углубление и расширение системы стратификационных измерений неравенств, свидетельствует о бедственно-катастрофическом положении населения.
Литература:
1. Гафиатулина Н. Х., Касьянов В. В., Самыгин П. С., Самыгин С. И. Российское общество в условиях самоизоляции. Социальные эффекты и последствия пандемии covid-19. Монография / Москва, 2020.
2. Яценко О.Ю. Пандемия как глоьбальный вызов: социально-экономический и правовой тезаурус // Образование и право. 2020. №4. С. 504-507.
3. Электронный ресурс https://lenta.ru/articles/2021/01/01/coronavirus/
4. Власова В.Н. Психологическое здоровье обучающихся как основа организации образовательного процесса / В сборнике: Актуальные проблемы здоровьесбережения и медицинской профилактики в современном педагогическом процессе. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 23-28.
5. Касьянов В.В., Гафиатулина Н.Х., Самыгин С.И. Особенности и проблемы социального поведения в условиях режима самоизоляции российского населения // Гуманитарий Юга России. 2020. №2. С. 51-63.
6. Электронный ресурс https://rg.ru/2020/03/11/kakie-mery-prinimaet-rossiia-chtoby-ogranichit-rasprostranenie-covid-19.html
7. Сыропятова С.Б., Алланина Л.М. Правовое регулирование национальной безопасности и жизнедеятельности в условиях пандемии // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2020. №2. Т.1. С. 139147.
8. ГОСТ Р 22.0.04-95. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 25.01.1995 N16).
9. Электронный ресурс Coronavirus disease (COVIDE19) Pandemic. Geneva: World Health Organization, March 23, 2020 - Available at: https://www.who.int/emergencies/diseases/novelEcoronaviErusE2019 (accessed April 4, 2020)
10. Шеремет А.Н. Пандемия неравенства. Социально-экономические аспекты и последствия COVID-19 // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2020. №4. С. 136-141.
11. Электронный ресурс https://realnoevremya.ru/articles/170518-samoizolyaciya-i-zakonodatelstvo-rossii
12. Гафиатулина Н. Х., Касьянов В. В., Самыгин С. И. Социальный иммунитет российского общества в условиях угрозы коронавируса: риски социокультурной травматизации // Гуманитарий Юга России. - 2020. - Т. 9. - №2. - С. 147-158.
13. Охрана труда в условиях пандемии. 2020. [Электронный ресурс] https://docviewer.yandex. ru/view/18275625/.
14. Мосолов С.Н. Актуальные задачи психиатрической службы в связи с панлемией COVID-19 // Современная терапия психических расстройств. 2020. №2.
15. Гафизова Н.Б., Шнырова О.В. Нарушение прав женщин в период пандемии. Исследование ИЦГИ. Электронный ресурс http://rosalux.ru/2020/11/13/нарушение-прав-женщин-в-период-пандем/
16. Темкина А. «Пандемия как учебник по социологии». Электронный ресурс https://covid19.fom.ru/post/pandemiya-kak-uchebnik-po-sociologii
17. Власова В.Н. Информационно-психологическая безопасность личности в информационном обществе / В сборнике: Актуальные проблемы научно-методического обеспечения процесса безопасной жизнедеятельности школьников и студентов в сфере образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 1821.
18. Ageeva N.A., Shapoval G.N., Vlasova V.N., Kartashova E.A., Safronenko A.V., Sidorenko Yu.A. High level of legal awareness formation in medical students. Way from competencies to competence // Espacios. 2019. Т. 40. № 9. С. 11.
Literature:
1. Gafiatulina N.Kh., Kasyanov V.V., Samygin P.S., Samygin S.I. Russian society in conditions of self-isolation. Social effects and consequences of the COVID-19 pandemic. Monograph / Moscow, 2020.
2. Yatsenko O.Yu. Pandemic as a global challenge: socio-economic and legal thesaurus // Education and Law. 2020. No. 4. Р. 504-507.
3. Electronic resource https://lenta.ru/articles/2021/01/01/coronavirus/
4. Vlasova V.N. Psychological health of students as the basis of the organization of the educational process / In the collection: Actual problems of health preservation and medical prevention in the modern pedagogical process. Materials of the III All-Russian scientific-practical conference. 2020. Р. 23-28.
5. Kasyanov V.V., Gafiatulina N.Kh., Samygin S.I. Features and problems of social behavior in the conditions of the regime of self-isolation of the Russian population // Humanitarian of the South of Russia. 2020. No. 2. Р. 51-63.
6. Electronic resource https://rg.ru/2020/03/11/kakie-mery-prinimaet-rossiia-chtoby-ogranichit-rasprostranenie-covid-19.html
7. Syropyatova S.B., Allanina L.M. Legal regulation of national security and life in the context of a pandemic // Bulletin of the Volga University. V.N. Tatishcheva. 2020. No. 2. Vol. 1. Р. 139-147.
8. GOST R 22.0.04-95. «Safety in emergencies. Terms and definitions» (approved by the Resolution of the State Standard of the Russian Federation of 25.01.1995 N16).
9. Electronic resource Coronavirus disease (COVIDE19) Pandemic. Geneva: World Health Organization, March 23, 2020 - Available at: https://www.who.int/emergencies/diseases/novelEcoronaviErusE2019 (accessed April 4, 2020)
10. Sheremet A.N. Pandemic of inequality. Socio-economic aspects and consequences of COVID-19 // Medicine. Sociology. Philosophy. Applied research. 2020. No. 4. P. 136-141.
11. Electronic resource https://realnoevremya.ru/articles/170518-samoizolyaciya-i-zakonodatelstvo-rossii
12. Gafiatulina N. Kh., Kasyanov V. V., Samygin S. I. Social immunity of the Russian society under the threat of coronavirus: risks of socio-cultural traumatization // Humanitarian of the South of Russia. 2020. T. 9. №2. P. 147-158.
13. Labor protection in a pandemic. 2020. [Electronic resource] https://docviewer.yandex. ru/view/18275625/
14. Mosolov S.N. Current tasks of the mental health service in connection with COVID-19 panlemia // Modern therapy of mental disorders. 2020. № 2.
15. Gafizova N.B., Shnyrova O.V. Violation of women's rights during a pandemic. Research by ICGI. Electronic resource http://rosalux.ru/2020/11/13/ violation of the rights of women during the period ofpandem.
16. Temkina A.A. «Pandemic as a textbook on sociology». Electronic resource https://covid19.fom.ru/post/pandemiya-kak-uchebnik-po-sociologii
17. Vlasova V.N. Information and psychological security of the individual in the information society / In the collection: Actual problems of scientific and methodological support of the process of safe life of schoolchildren and students in the field of education. Materials of the All-Russian scientific-practical conference. 2019. P. 18-21.
18. Ageeva N.A., Shapoval G.N., Vlasova V.N., Kartashova E.A., Safronenko A.V., Sidorenko Yu.A. High level of legal awareness formation in medical students. Way from competencies to competence // Espacios. 2019. T. 40. № 9. C. 11.