Научная статья на тему 'ПАНДЕМИЯ КАК КАТАЛИЗАТОР ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА'

ПАНДЕМИЯ КАК КАТАЛИЗАТОР ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
317
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НОВАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ / АДАПТАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / new habitat / adaptation / innovative digital technologies

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Новиков В.А., Бобрышев Е.Б., Барменков Е.Ю., Борисова Е.В.

Говорится о необходимости ускоренной разработки и повсеместного внедрения инновационных технологий. Основные направления и преимущества реализации этого процесса рассматриваются с точки зрения управления качеством и производственной сферой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PANDEMIC AS A CATALYST FOR THE DIGITALIZATION OF SOCIETY

We believe that, despite the negative consequences associated with the pandemic, its undeniable advantage has been the accelerated digitalization of society. During the period of global self-isolation, the introduction of digital tools proved to be the only correct strategy for safe activities. This strategy is able to ensure the survival of humanity and the economy of states through the continuous production of goods and services necessary for treatment and nutrition, the preservation of employment of the population, and the expansion of remote forms of work. Accelerated digitalization is positive for the environment. It is obvious that the active introduction of artificial intelligence and innovative digital technologies for the digitalization of product quality management contributes to improving the environmental situation and the quality of life in various regions of Russia. This is achieved by increasing the production of goods with stable quality, reducing the share of counterfeit and counterfeit goods in enterprises where digital QMS operate, using alternative energies, including electric vehicles, etc.

Текст научной работы на тему «ПАНДЕМИЯ КАК КАТАЛИЗАТОР ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА»

34 МЕНЕДЖМЕНТ

Пандемия как катализатор цифровизации общества

Говорится о необходимости ускоренной разработки и повсеместного внедрения инновационных технологий. Основные направления и преимущества реализации этого процесса рассматриваются с точки зрения управления качеством и производственной сферой

В.А. Новиков1

ФГАОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)» (ФГАОУ ДПО АСМС), канд. техн. наук, доцент, nva@asms.ru

Е.Б. Бобрышев2

ФГАОУ ДПО АСМС, канд. техн. наук, доцент

Е.Ю. Барменков2

ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (Национальный

исследовательский университет)» (ФГБОУ ВО МАИ), канд. техн. наук

Е.В. Борисова2

ФГБОУ ВО МАИ, канд. техн. наук, доцент

1 проректор, Москва, Россия

2 доцент, Москва, Россия

Для цитирования: Новиков В.А., Бобрышев Е.Б., Барменков Е.Ю., Борисова Е.В. Пандемия как катализатор цифровизации общества // Компетентность / Competency (Russia). — 2021. — № 3. DOI: 10.24412/1993-8780-2021-3-34-39

ключевые слова

новая среда обитания, адаптация, инновационные цифровые технологии

ак ни парадоксально, но каждое масштабное потрясение, будь то крупный военный конфликт, эпидемия, техногенная катастрофа или другое мировое бедствие, является катализатором развития цивилизации. Нынешняя пандемия коронавируса не стала исключением. Судя по всему, она пришла к нам надолго, и, хотим мы этого или нет, простыми, традиционными методами с ней не справиться. Мировое сообщество вынуждено быстро перестроиться, максимально активизироваться во всех сферах, чтобы найти новые, эффективные пути адаптации к формирующейся среде обитания. Одним из таких актуальных решений является ускоренная разработка и повсеместное внедрение инновационных технологий, другими словами — цифровизация общества. Рассмотрим более подробно основные направления и преимущества реализации этого процесса с точки зрения управления качеством и производственной сферой.

Пандемия COVID-19, одним из условий борьбы с которой является изоляция людей, в том числе и сотрудников производства, включая специалистов по контролю качества, заставляет руководство предприятий, так или иначе участвующих в обеспечении жизненных циклов различной продукции, активизировать модернизацию процессов, обеспечивающих различные операции. Это касается всех моментов без исключения: от разработки проектной документации до утилизации или переработки конкретных изделий после снятия с эксплуатации. Ускоренная цифровизация коснулась как коммуникаций или связи в виде видеосовещаний для разработки и внедрения наиболее эффективной системы менеджмента качества, так и контроля готовых изделий или предоставления

рекомендаций по повышению их конкурентоспособности на основании анализа отказов и удовлетворения ожиданий потребителей.

Такое явление, как цифровизация в период пандемии, носит не локальный или выборочный характер, когда ускоренная модернизация касается только отдельных подразделений или предприятий, например занимающихся производством лекарственных препаратов, оборудования или других средств борьбы с распространением ко-ронавируса.

Создавшаяся ситуация способствовала тотальному усовершенствованию с использованием инновационных цифровых технологий всех процессов во всех сферах экономики или жизнедеятельности общества без исключения. Помимо здравоохранения, потребности в ускоренном внедрении «цифры» значительно возросли в образовании, производственной, финансовой, развлекательной и других отраслях. В числе наиболее востребованных продуктов — технологии, обеспечивающие при минимальном участии человеческого фактора автоматическое выполнение различных технологических процессов, удаленную работу и логистику, в том числе реализацию готовой продукции, включая управление качеством и анализ удовлетворения потребительского спроса.

Ускорение цифровизации производства и управления качеством в период пандемии

ыступив катализатором всеобщей цифровизации общества, пандемия COVID-19 способствовала тому, что больше трети ведущих компаний в мире ужесточили политику информационной безопасности, а больше половины — начали активно

внедрять на производстве практику дистанционного аудита и цифрового управления качеством. По данным исследования компании Qualsys, мирового лидера по разработке программного обеспечения для менеджмента качества, отмечено, что те предприятия, которые внедрили в свое производство СМК (системы менеджмента качества), разработанные согласно требованиям международного стандарта ISO 9001:2015, смогли добиться в период первой волны пандемии значительного превосходства по сравнению с конкурентами, минимизировав пагубные последствия изоляции.

Ключевыми проблемами, с которыми столкнулись компании в связи с введением карантина, стали такие моменты, как необходимость перевода сотрудников в режим удаленной работы. При этом возникла сложность обеспечения соответствия производственным, трудовым, налоговым, другим государственным требованиям, а также долгосрочного сохранения рабочих мест и обеспечения санитарно-гигиенических норм, гарантирующих безопасность здоровья и благополучия работников. В связи со сложившейся ситуацией в период пандемии в несколько раз возросла роль автоматизированных систем управления качеством не столько для повышения конкурентоспособности предприятия, сколько для обеспечения элементарного выживания. Именно цифровые СМК на базе искусственного интеллекта, максимально исключающие человеческий фактор, способны эффективно решать множество проблем, связанных с пандемией.

При глобальных карантинных мерах, обусловивших повсеместное сокращение персонала и переход на удаленное взаимодействие партнеров, участвующих в обеспечении производства, более активно стали использоваться цифровые технологии для поддержания постоянной, надежной связи и эффективного документооборота, а также для обеспечения приема и обработки заявок, подготовки специалистов, решения других вопросов.

Предприятия, которые внедрили в свое производство СМК, разработанные согласно требованиям международного стандарта ISO 9001:2015, смогли добиться в период первой волны пандемии значительного превосходства по сравнению с конкурентами

Во втором квартале 2020 года 40-45 % предприятий, которые не имели в своем распоряжении хорошо развитых цифровых конфигураций СМК, были вынуждены приостановить производство. Отсутствие современных инструментов организации и ведения менеджмента негативно отразилось как на выпуске самой продукции, так и на модернизации, внедрении новых технологий и инструментов ведения бизнеса.

В то же время компании, которые вошли в эпоху затяжной пандемии с хорошо налаженным цифровым менеджментом, смогли обеспечить высокую гибкость методов работы всех подразделений, надежную информационную безопасность, непрерывное производство с эффективно действующей системой управления качеством. Такое положение дел вынудило руководство всех компаний, в том числе и остановивших производство из-за пандемии, заняться в ускоренном порядке циф-ровизацией, продвижением даже тех проектов, которые по тем или иным причинам ранее были заморожены или считались нецелесообразными с точки зрения администрации предприятия.

Направления ускоренной цифровизации управления качеством и производством

Ускоренная цифровизация управления качеством и производством в период пандемии — это быстрый перевод ручных операций, которые требуют использования людских ресурсов, в цифровой вид. Реализуется она одновременно по нескольким на-

правлениям. В их числе разработка и внедрение новых технологий электронного документооборота, планирование эффективного использования ресурсов производства, организация удаленного взаимодействия как с партнерами, так и с клиентами — конечными потребителями, а также управление менеджментом качества и бизнес-процессами. Наиболее трудоемкими в плане использования человеческих ресурсов являются такие задачи, как сбор и анализ информации о различных технологических процессах, мониторинг характеристик и свойств готовой продукции, отзывов и пожеланий потребителей, разработка планов устранения выявленных дефектов, оперативного реагирования на сбои в цепочке поставок и многое другое.

Ключевым направлением ускоренной цифровизации управления качеством и производством в период пандемии стала разработка и внедрение программных приложений по следующим направлениям.

Сбор и обработка информации

Зто одна из наиболее трудоемких и затратных задач менеджмента управления качеством как в плане использования человеческих ресурсов в больших масштабах, так и в плане больших расходов. Для регистрации, обработки и анализа многочисленных данных требуется привлечение множества персонала, что является непозволительной роскошью при пандемии. Разработка и внедрение на производстве высокопроизводительных цифровых утилит позволили не только сократить расходы на сбор и обработку информации, но и обеспечили практически безболезненное решение поставленных задач, которые были бы невыполнимы в условиях полной или частичной самоизоляции. Наряду с решением проблемы самоизоляции, использование интеллектуальных СМК дало возможность существенно увеличить скорость, точность и объективность обработки информации, сведя к минимуму вероятность ошибок, связанных с человеческим фактором.

В зависимости от решаемых задач и назначения в период пандемии разработано множество разных видов программных приложений: для бизнеса, управления проектами, взаимоотношения с клиентами, технологических и др. Они позволяют автоматизировать, например, ведение бухгалтерского учета, клиентской базы, планирование технологических процессов, использование ресурсов или логистики. Но наиболее востребованными являются комплексные решения на базе искусственного интеллекта с возможностью удаленной организации и управления производством, мониторинга качества готовых изделий, прогнозирования рисков, объединяющие компетенции нескольких специалистов, обеспечивающие автоматический контроль параметров выпускаемой продукции на протяжении ее жизненного цикла и многое другое.

Важным преимуществом цифрови-зации процессов сбора и обработки информации является универсальность при расширенной функциональности и быстрой адаптации к текущим условиям или потребностям производства. Регистрация, анализ и другие функции утилит доступны как в реальном времени непосредственно на рабочем месте при отсутствии угрозы заболевания коронавирусом, так и в удаленном режиме в период самоизоляции. При необходимости цифровые системы менеджмента качества оперативно перенастраиваются не только для работы в новых условиях, но и для решения других производственных задач. Современные СМК обеспечивают удаленный доступ для просмотра и обработки данных с использованием различных устройств: персонального компьютера, ноутбука, планшета, смартфона, айфо-на или другого гаджета.

Мониторинг технологических операций, процессов

Цифровые системы мониторинга технологических процессов способны не только быстро, объективно и с высокой точностью оценивать параметры текущих операций, но и систематизировать их по опре-

деленному алгоритму. Результаты деятельности позволяют менеджерам по качеству адекватно реагировать на ситуации, своевременно принимая единственно верные решения по управлению качеством отдельных продуктов в частности и производства в целом. Искусственный интеллект в виде глубоко обученной нейронной сети в несколько тысяч раз более эффективно и быстро решает следующие задачи:

1. Автоматизированный сбор и анализ параметров работы основных, дополнительных и смежных (обеспечивающих) механизмов, машин, оборудования и технологических линий.

2. Постоянная оценка и визуализация соответствия текущих параметров настройкам, регламентным требованиям.

3. Автоматическая сигнализация, предупреждение оператора или менеджера по качеству о критической, аварийной, другой нештатной ситуации.

4. Формирование статистики — отчетной документации о количестве изготовленных изделий, объемах расходуемого сырья, масштабах отгрузок, выполнения заявок и др.

5. Учет времени работы оборудования, выработки моторесурса, контроль и регистрация сбоев, простоев, причин неисправностей и др.

6. Мониторинг соблюдения технологии, качества выпущенной продукции, дефектов, выявленных на производстве, отказов и сбоев, случившихся в процессе эксплуатации, их причин.

7. Подготовка данных для разработки рекомендаций или помощи в принятии решений по повышению эффективности технологических процессов, качества продукции, услуг.

Подтверждение соответствия

Производство многих товаров или услуг (например, в медицине, авиационной промышленности, экспертных организациях и др.) требует подтверждения соответствия характеристик готовой продукции или оказанных услуг спецификации, стандартам, техническим условиям, другим нормам или правилам. Цифровизация управления качеством и производством

Именно цифровые СМК на базе искусственного интеллекта, максимально исключающие человеческий фактор, способны эффективно решать множество проблем, связанных с пандемией

позволяет организовать формирование абсолютно точных, объективных и независимых доказательств соблюдения требований регламентов.

Современные системы способны автоматически определять номенклатуру показателей с учетом конкретного наименования товара или услуги, оценивать соблюдение установленных норм, правил. Путем измерения характеристик готовых изделий с последующим их сопоставлением с настройками, регламентными параметрами осуществляется формирование отчетов в виде электронного свидетельства, сертификата.

Принятие решений

Помимо выполнения многочисленных рутинных операций по сбору данных или мониторингу разных процессов, ключевым направлением цифровизации управления качеством и производством является разработка рекомендаций менеджеру для принятия решений. А при необходимости, главным образом в неоднозначной или критической ситуации, автоматическое принятие решения — осуществление оперативного вмешательства в технологические процессы или операции для предотвращения выпуска бракованной продукции, аварии или исключения другого происшествия.

Цифровые системы менеджмента управления качеством и производством строятся на базе множества жестко оговоренных алгоритмов выполнения различных технологических процессов с учетом строгих регламентных требований. Они прописываются в виде технологических карт, определяющих

конкретные параметры исполнения как отдельных операций, так и технологических процессов в целом. При этом назначаются не только стационарные, но и динамические показатели, при изменении которых автоматически происходит корректировка условий исполнения той или иной операции. Например, малейшее изменение плотности структуры готового материала или детали сопровождается мгновенным увеличением концентрации в сырье компонента, непосредственно влияющего на характеристики плотности.

В зависимости от режима работы или сложности ситуации программное приложение формирует рекомендации менеджеру по качеству для принятия решения либо автоматически отправляет сигналы на исполнительные механизмы для оперативной регулировки параметров или даже прекращения текущей технологической операции.

В числе наиболее прогрессивных российских разработок, появившихся в результате ускоренной цифровиза-ции общества в период пандемии, — интеллектуальные системы управления компании «Цифровые контрольные технологии». Их преимущество в следующих моментах:

► снижение до минимума участия человека в выполнении трудоемких операций по контролю технологических процессов и параметров готовой продукции, вследствие чего значительно снижается себестоимость при повышении качественных показателей;

► эффективное управление качеством продукции с возможностью прогнозирования конечных результатов;

► повышение рентабельности производственного предприятия путем оптимизации технологических процессов, использования наиболее эффективных и экономичных режимов работы, оперативности принятия правильных решений и высокой точности их выполнения;

► минимизация эксплуатационных расходов благодаря исключению брака, предупреждению ущерба в результате некомпетентных действий, исключению аварий, сокращению энергопотре-

бления за счет выбора экономичных режимов.

Коммуникации: взаимодействие с партнерами, клиентами

Ограничение непосредственных контактов между людьми и переход на удаленную работу в период пандемии обеспечили мощный импульс для активного развития цифровых коммуникаций. По сравнению с традиционными технологиями они отличаются более высокими характеристиками и возможностями при расширенном функционале. Все это положительно сказывается на качестве взаимодействия как с партнерами, участвующими в производственных циклах, так и с клиентами — потребителями.

Благодаря цифровизации существенно возросла интенсивность общения, расширился охват аудитории потенциальных клиентов, в том числе из удаленных регионов. Также сократились расходы на обслуживание средств коммуникаций, поездок для согласования условий сотрудничества или решения спорных вопросов и др. В свою очередь, высвободилось больше времени для выполнения других обязанностей, разработки и реализации новых проектов.

Заключение

Несмотря на все негативные последствия, связанные с пандемией, ее бесспорным плюсом стала ускоренная цифровизация общества. В период глобальной самоизоляции внедрение цифровых инструментов является единственно верной стратегией безопасной деятельности, способной обеспечить выживание человечества и экономики государств за счет непрерывающегося производства необходимых для лечения и питания товаров и услуг, сохранения трудовой занятости населения, расширения удаленных форм работы.

Так, буквально в течение одного месяца после официального начала пандемии в Российской Федерации было разработано около тысячи новых ин-

тернет-сервисов, количество которых росло с каждым днем в геометрической прогрессии. Примером этому является портал «все.онлайн», который представил в момент открытия в марте 2020 года всего 60 интерактивных сервисов. А через две недели объем действующих цифровых ресурсов уже превысил 370 наименований и продолжает расти.

Ускоренная цифровизация положительно коснулась не только социальной, политической, экономической или духовной сфер общества, но и окружающей среды. Очевидно, что активное внедрение искусствен-

ного интеллекта и инновационных цифровых технологий для цифрови-зации управления качеством продукции и ее производства способствует улучшению экологической обстановки и качества жизни в различных регионах России. Это достигается благодаря увеличению производства товаров со стабильным качеством, снижению доли фальсификата и кон-трафакта товаров на предприятиях, где действуют цифровые системы менеджмента качества, использованию альтернативных энергий, в том числе электромобилями, и других многочисленных моментов. ■

Статья поступила в редакцию 3.03.2021

Kompetentnost / Competency (Russia) 3/2021

ISSN 1993-8780. DOI: 10.24412/1993-8780-2021-3-34-39

MANAGEMENT 39

Pandemic as a Catalyst for the Digitalization of Society

V.A. Novikov1, FSAEIFVT Academy for Standardization, Metrology and Certification (Training) (FSAEI FVT ASMS), Assoc. Prof. PhD, nva@asms.u

E.B. Bobryshev2, FSAEI FVT ASMS, Assoc. Prof. PhD

E.Yu. Barmenkov2, FSBEI HE Moscow Aviation Institute (National Research University) (FSBEI HE MAI), PhD E.V. Borisova2, FSBEI HE MAI, Assoc. Prof. PhD

1 Vice-rector, Moscow, Russia

2 Associate Professor, Moscow, Russia

Citation: Novikov V.A., Bobryshev E.B., Barmenkov E.Yu., Borisova E.V. Pandemic as a Catalyst for the Digitalization of Society, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2021, no. 3, pp. 34-39. DOI: 10.24412/1993-8780-2021-3-34-39

key words

new habitat, adaptation, innovative digital technologies

We believe that, despite the negative consequences associated with the pandemic, its undeniable advantage has been the accelerated digitalization of society. During the period of global self-isolation, the introduction of digital tools proved to be the only correct strategy for safe activities. This strategy is able to ensure the survival of humanity and the economy of states through the continuous production of goods and services necessary for treatment and nutrition, the preservation of employment of the population, and the expansion of remote forms of work.

Accelerated digitalization is positive for the environment. It is obvious that the active introduction of artificial intelligence and innovative digital technologies for the digitalization of product quality management contributes to improving the environmental situation and the quality of life in various regions of Russia. This is achieved by increasing the production of goods with stable quality, reducing the share of counterfeit and counterfeit goods in enterprises where digital QMS operate, using alternative energies, including electric vehicles, etc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.