Научная статья на тему 'ПАНДЕМИЯ COVID-2019 КАК ФАКТОР ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ И ТРАНСФОРМАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ: ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ'

ПАНДЕМИЯ COVID-2019 КАК ФАКТОР ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ И ТРАНСФОРМАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ: ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / КОРОНАВИРУС / ИНДИВИД / ОБЩЕСТВО / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / ДЕСТАБИЛИЗАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / «ОТЧУЖДЕНИЕ» / ТРАНСГУМАНИЗМ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ / ЦЕННОСТИ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Марченко Светлана Анатольевна

Обосновывается актуальность философского подхода к осмыслению проблемы влияния пандемии коронавируса на духовно-нравственную жизнь современного общества. В аспекте экзистенциально-ценностных оснований существования современной личности делается акцент на необходимости переосмысления трансформации современных реалий в условиях пандемии Covid-2019. В этой связи ключевым понятием данной статьи становится явление «отчуждения», которое рассматривается как некий результат противоположностей и противоречий в реальной действительности, как некий процесс преодоления возникающих в мышлении индивида противоречий. Эти противоречия обостряются в осмыслении сути добра и зла, проявлении духовности, «соборности», взаимопомощи, коллективизма, которые так необходимы в ситуациях нестабильного развития социума. Делается вывод о том, что в условиях нестабильного развития общества следует учиться выстраивать собственную концепцию трансгуманизма, то есть осуществлять «ценностную революцию» в своём сознании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PANDEMIC COVID-2019 AS A DESTABILIZATION FACTOR AND THE TRANSFORMATION OF THE SPIRITUAL AND MORAL LIFE OF THE MODERN PERSON: EXISTENTIAL-VALUE ASPECT

The article justifies the relevance of the philosophical approach to understanding the problem of the impact of the coronavirus pandemic on the spiritual and moral life of modern society. In the aspect of the existential and value foundations of the existence of a modern personality, emphasis is placed on the need to rethink the transformation of modern realities in a Covid-2019 pandemic. In this regard, the key concept of this article is the phenomenon of "alienation", which is considered as a certain result of opposites and contradictions in reality, as a certain process of overcoming the contradictions that arise in the individual's thinking. These contradictions are aggravated in understanding the essence of good and evil, the manifestation of spirituality, «conciliarity», mutual assistance, collectivism, which are so necessary in situations of unstable development of society. It is concluded that in the context of the unstable development of society, one should learn to build one's own concept of transhumanism, that is, to carry out a «value revolution» in one's mind.

Текст научной работы на тему «ПАНДЕМИЯ COVID-2019 КАК ФАКТОР ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ И ТРАНСФОРМАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ: ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ»

ФИЛОСОФИЯ

(шифр научной специальности: 5.7.8.)

Научная статья УДК 101

doi: 10.18522/2070-1403-2022-92-3-16-21

ПАНДЕМИЯ COVID-2019 КАК ФАКТОР ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ И ТРАНСФОРМАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ: ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ

© Светлана Анатольевна Марченко

Пятигорский государственный университет, г. Пятигорск, Россия amor-lora@mail. ru

Аннотация. Обосновывается актуальность философского подхода к осмыслению проблемы влияния пандемии коронавируса на духовно-нравственную жизнь современного общества. В аспекте экзистенциально-ценностных оснований существования современной личности делается акцент на необходимости переосмысления трансформации современных реалий в условиях пандемии Covid-2019. В этой связи ключевым понятием данной статьи становится явление «отчуждения», которое рассматривается как некий результат противоположностей и противоречий в реальной действительности, как некий процесс преодоления возникающих в мышлении индивида противоречий. Эти противоречия обостряются в осмыслении сути добра и зла, проявлении духовности, «соборности», взаимопомощи, коллективизма, которые так необходимы в ситуациях нестабильного развития социума. Делается вывод о том, что в условиях нестабильного развития общества следует учиться выстраивать собственную концепцию трансгуманизма, то есть осуществлять «ценностную революцию» в своём сознании.

Ключевые слова: пандемия, коронавирус, индивид, общество, духовно-нравственная жизнь, дестабилизация, трансформация, «отчуждение», трансгуманизм, экзистенциализм, ценности, экзистенциально-ценностная сфера жизни общества.

Для цитирования: Марченко С.А. Пандемия Covid-2019 как фактор дестабилизации и трансформации духовно-нравственной жизни современной личности: экзистенциально-ценностный аспект // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 92. № 3. С. 16-21. doi: 10.18522/2070-1403-2022-92-3-16-21

PHILOSOPHY

(specialty: 5.7.8)

Original article

Pandemic Covid-2019 as a destabilization factor and the transformation of the spiritual and moral life of the modern person: existential-value aspect

© Svetlana A. Marchenko

Pyatigorsk state university, Pyatigorsk, Russian Federation amor-lora@mail.ru

Abstract. The article justifies the relevance of the philosophical approach to understanding the problem of the impact of the coronavirus pandemic on the spiritual and moral life of modern society. In the aspect of the existential and value foundations of the existence of a modern personality, emphasis is placed on the need to rethink the transformation of modern realities in a Covid-2019 pandemic. In this regard, the key concept of this article is the phenomenon of "alienation", which is considered as a certain result of opposites and contradictions in reality, as a certain process of overcoming the contradictions that arise in the individual's thinking. These contradictions are aggravated in understanding the essence of good and evil, the manifestation of spirituality, «conciliarity», mutual assistance, collectivism, which are so necessary in situations of unstable development of society. It is concluded that in the context of the unstable development of society, one should learn to build one's own concept of transhumanism, that is, to carry out a «value revolution» in one's mind.

Key words: pandemic, coronavirus, individual, society, spiritual and moral life, destabilization, transformation, «alienation», transhumanism, existentialism, values, existential and value sphere of society.

For citation: Svetlana A. Marchenko Pandemic Covid-2019 as a destabilization factor and the transformation of the spiritual and moral life of the modern person: existential-value aspect. The Humanities and Social Sciences. 2022. Vol. 92. No 3. P. 16-21. doi: 10.18522/2070-1403-2022-92-3-16-21

Введение

Начавшаяся в Китае в 2019 г. пандемия Covid-2019 кардинально изменила привычный уклад жизни социума. В первую очередь уязвимыми вопросами в условиях неопределённости и новой социокультурной реальности становятся фундаментальные проблемы, отражающие в своей природе диалектическое начало: соотношение индивидуального и общественного (массового), осознанного и бессознательного, материального и духовного, вопроса власти и права в определении границ и баланса между ними.

Пандемия Covid-2019 выступает, по нашему мнению, как фактор возникновения «сдвига» в экзистенциально-ценностной сфере жизни человека, трансформации ценностных установок социума. Такой «сдвиг» дестабилизирует современную личность и общество относительно экзистенциально-ценностных установок. Цепочка «индивид - общество - государство» тоже претерпевает изменения, связанные с разрушением экзистенциально-ценностных оснований существования личности, где высшим благом становятся нарциссизм, гедонизм и безграничное самоутверждение личности. Данные формы проявления трансформации личности и общества подтверждают, говоря словами Ю. Хаберма-са, наличие проблемы «новой вседозволенности», выражавшейся в утверждении в обще -стве искажённой мотивации индивидов. Эта искаженность проявляется в разрозненности отношений граждан общества, трансформации их «нормативного сознания», «должного» понимания вещей (в рамках этики), отсутствии солидарности, справедливости. Такое положение дел, как считают Ю. Хабермас и Д. Белл, позволяет говорить о пессимистичном развитии либерального государства.

Поднимаемый вопрос диктует размышления философского характера относительно трансформационных процессов личностного «Я». Экзистенциальный аспект рассматриваемого вопроса заключается в анализе социокультурных изменений в духовно-нравственной жизни современного общества. И не всегда эти изменения можно назвать положительными, или ценностными.

Обсуждение

По мнению Н.А. Бобровой и С.И. Ивентьева, «духовность человека - это главная сущность и деятельность души и духа человека» [2, с. 10]. И эта духовность в условиях новой социальной реальности стала ощущаться и рассматриваться иначе. Пандемия Covid-2019 заставила современную личность осознать положительную и отрицательную стороны бытия. Современная социальная реальность позволила внести свои коррективы в деятельность каждого человека. В ментальности современной личности, связанной с рассуждениями, появляются суждения о «ковид-диссидентстве», «смерти экспертизы», «философии как вакцины» [10, с. 27].

С одной стороны, пандемия Covid-2019 дестабилизирует духовно-нравственную жизнь современной личности, а с другой - трансформирует её, предопределяя траекторию её развития с учётом флюктуационных процессов, так называемых «"шатаний" из стороны в сторону, то теряя свой духовно-нравственный стержень, то приобретая или возвращая, но уже в изменённом варианте, свои духовно-нравственные характеристики» [3, с. 10].

Пандемия Covid-2019 заставила нынешнее поколение погрузиться в виртуальную реальность хотя бы даже потому, что этого требовала цифровизация образования молодого поколения, которому пришлось перейти из режима оффлайн в режим онлайн. Дистанционная форма обучения позволила обучающимся многих учебных заведений использовать цифровые ресурсы при обучении с целью оптимизации образовательного процесса. С одной стороны, учитывая особенности педагогического процесса, цифровизацию можно охарактеризовать как необходимое явление в целях соответствия задачам цифровой экономики, с другой - как положительное изменение, которое позволило преобразовать сущность педагогического процесса [7, с. 10].

Рассмотрим феномен цифровизации, бурно развивающийся в условиях пандемии ко-ронавируса. Не стоит подчёркивать лишь позитивный аспект тотального освоения моло-

дым поколением Интернета, программных приложений и других типов цифровых технологий. Э. Тоффлер даёт следующую оценку новой современной реальности, связывая её функционированием закона «клип-культуры» [11, с. 277]. Современная личность и общество в условиях новой реальности испытали на себе воздействие большого потока информации. Общество находится в постоянном «информационном резонансе» [9, с. 90]. Столь объёмную информацию необходимо осмыслить, а осмысливать её, в силу того же объёма, не каждый готов. «Скачкообразное» поглощение информации формирует «клиповое мышление», что не позволяет индивиду вникать в глубокий смысл вещей. В восприятии индивида доминирует фрагментарность явлений и событий, не позволяющая ему с достаточной степенью уверенности ориентироваться в реальной действительности, что порождает хаотичность восприятия целостной картины мира или хотя бы отдельных явлений и событий и уничтожает «фундаментальность» восприятия информации [4, с. 4]. Современная личность, уже не ощущая времени и пространства, а также испытывая на себе постоянный «информационный резонанс», дезориентируется в происходящем. Информационная «атака» продуцирует различные состояния человека, которые сложно объяснить не только с позиции со -циальной философии, но и с позиции других наук.

Поднимая вопрос о трансформационных процессах, происходивших в условиях пандемии коронавирусной инфекции, следует затронуть вопрос о понятии «отчуждение», научно разработанном в философии Г.В.Ф. Гегеля, в отношении которого весьма уместно осуществить анализ. Философ «отчуждение» рассматривает через призму «диалектического пути Духа к себе». Социально-философский аспект теория «отчуждения» приобретает чуть позже, в частности в марксизме. Г.В.Ф. Гегель утверждает, что отчуждение необходимо рассматривать как некий результат противоположностей и противоречий в реальной действительности, как некий процесс преодоления возникающих в мышлении индивида противоречий. Хотя идеи К. Маркса часто соотносят с гегелевской традицией, разница в понимании феномена отчуждения всё же существует.

Противоречия, возникающие в сознании индивида, носят экзистенциально-ценностный характер, так как преодоление отчуждения происходит между «Я для» и «Я от», самосознанием и сознанием, объектом и субъектом [5, с. 56]. В таких противоречиях, как считает Г.В.Ф. Гегель, и состоит весь смысл экзистенциального существования личности: в её развитии, преодолении отчуждения в целом, ведь Homo Sapiens выступает в философии учёного как результат мыслительной деятельности, как результат Абсолютного Духа. Поскольку этот процесс связан с глубинными основаниями экзистенции человека, то снятие отчуждения тоже происходит в мире идей и духа индивида (в его мышлении), в то время как в объективной реальности всё происходит закономерно или остаётся в неизменном состоянии, то есть ничего не происходит.

Обращаясь к вопросу об отчуждении, стоит сказать и о влиянии Интернета как экзистенциально-ценностного или деструктивного источника развития личности и общества. Известный футуролог Р. Курцвейл, например, связывает виртуальную реальность с понятием «сингулярности», пытаясь обратить внимание на возможность освобождения интеллектуального потенциала индивида «из тюрьмы тела, загрузив себя в Интернете». Интернет у учёного ассоциируется с приёмом «500 витаминов в день» (с «гибридным мышлением») [13]. В условиях пандемии коронавируса современному поколению пришлось погрузиться в атмосферу виртуального пространства (в целях «оптимизации» процесса обучения и построения коммуникации между людьми), в результате чего экзистенциально-ценностные основания личности пошатнулись. Большой поток информации сети Интернет способствовал дестабилизации и трансформации духовно-нравственной жизни современной личности.

Таким образом, опираясь на мнения многих учёных, исследовавших проблему влияния медиапространства на современное общество, можно заключить, что, с одной стороны, Интернет является трансгуманистической экзистенциально-ценностной реальностью, без которой индивид не сможет прожить ни дня. Глобальная сеть Интернет - это мгновенный доступ

к информации, ко всему массиву знаний, который был накоплен человечеством. Более того, по мнению трансгуманистов, Интернет как великое достижение науки и технологии способствует улучшению умственных и физических возможностей человека.

Учитывая идею конвергенции многих сторон развития человеческой деятельности, возможности и риски в применении технологий, трансгуманисты всё же считают, что современные достижения науки и техники позволят устранить некоторые аспекты человеческого существования, связанные с нежелательными проявлениями личности, такими как страдания, болезнь, старение, смерть. Ведь самое страшное, как считают представители данной концепции, - это признать свою уязвимость (старость, болезнь, смерть), почувствовав «высший духовный смысл Covid-2019» [12]. Оказалось, что перед лицом угрозы жизни все поняли, что их силы и положение равны, как у последней черты перед Богом. Интернет как великое явление научно-технического прогресса позволит усилить возможности разума индивида [14].

С другой стороны, Интернет несёт опасность, которая таится в необработанной гражданами информации, либо её поверхностным восприятием. В сети Интернет информация может дезинформировать индивида и содержать пропаганду, разобщая между собой людей. Дуальная природа виртуальной реальности заставляет современное общество выстраивать собственную концепцию трансгуманизма, так называемую «постчеловеческую форму существования». Главное, как считают трансгуманисты, современное общество обязано понимать «важность смирения»: избегать гордости и высокомерия, учиться объективно оценивать ситуацию, то есть осуществлять «ценностную революцию» в своём сознании, особенно тогда, когда мир сталкивается с проблемами глобального масштаба, с такими, как пандемия коронавируса [8]. Выводы

Философы, психологи, политологи и другие учёные констатируют факт того, что влияние пандемии коронавируса повлияло не только на сознание современного общества, но и на психологическое состояние людей на фоне растущей угрозы здоровья населению, выражающейся в появлении «пандемии психических расстройств» [1]. В сознании людей появилась неопределённость, а именно: какую необходимо выбрать вакцину, кто прав в выборе позиции, учитывая вопрос о необходимости введения QR-кодов, «ковид-лоялисты» (полагающие, что вакцина сможет положить конец эпидемии) или «ковид-диссиденты» (отрицающие необходимость прививки) и т.п. Споры, которые ведутся между представителями двух названных выше антагонистических групп, не прекращаются и в настоящее время, когда ситуацию можно охарактеризовать уже более стабильной, чем первые годы её развития. Современное общество в условиях риска и дестабилизации ситуации научилось противостоять угрозам извне.

Таким образом, такая трансформация духовно-нравственной жизни позволяет осуществить переоценку традиционных экзистенциально-ценностных аспектов существования современного человека и общества: осознание положительной коннотации феномена «жизнь», понимание сути добра и зла, проявления духовности, «соборности», взаимопомощи, коллективизма, которые так необходимы в ситуациях нестабильного развития социума [6, с. 57].

Список источников

1. Белый М. Пандемия сформировала депрессию. Психолог о том, как не сойти с ума // Главные новости Москвы. Редакция «ФедералПресс». - URL: https://fedpress.ru/ interview/2535316 (дата обращения 22.05.2022).

2. Боброва Н.А., Ивентьев С.И. Духовно-нравственная основа становления личности // Духовно-нравственное воспитание в семье и школе как основа становления личности подрастаю -щего поколения. Материалы Международной научно-практической конференции (22-23 ноября 2019 г.). Махачкала: Дагестанский институт развития образования, 2019. С. 8-11.

3. Газгиреева Л.Х., Бурняшева Л.А., Марченко С.А. Экзистенциально-ценностные основания существования человека в условиях современной «ускользающей» реальности // Гуманитарные и социальные науки. 2020. № 6. С. 2-10.

4. ГазгирееваЛ.Х. Государственная (официальная) педагогика России XVII-XIX веков // Автореф. дис. канд. пед. наук. Пятигорск: ПГЛУ, 2006. 24 с.

5. Газгиреева Л.Х. Концептуальные основы ноосферизации современного человека и общества. Ставрополь: ГОУ ВПО «СевКавГТУ», 2010. 150 с.

6. Газгиреева Л.Х. Мотивация и специфика духовно-нравственных ориентаций современной личности. Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. 152 с.

7. Данилова Л.Н., Ледовская Т.В., Солынин Н.Э., Ходырев А.М. Основные подходы к пониманию цифровизации и цифровых ценностей // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. № 2. С. 5-12.

8. Зайцева У. Концепция «отрицательной способности» Джона Китса - или пребывание в неопределённости - сейчас нужна как никогда / Pechorin.net. Портал больших литературных возможностей. - URL: https://pechorin.net/articles/view/kontsieptsiia-otritsatiel-noi-sposobnosti-dzhona-kitsa-ili-priebyvaniie-v-nieopriedieliennosti-sieichas-nuzhna-kak-nikoghda (дата обращения 15.05.2022).

9. Игнатьев В.И., Пальцева Е.А. Человек в виртуальных сетях. Жизнь после «информационного взрыва» // Идеи и идеалы. 2017. № 4(34). Т. 1. С. 84-94.

10. Муртазин С.Р. Ковид-диссидентство, «смерть экспертизы» и философия как вакцина от них // Основы экономики, управления и права. 2021. № 5 (30). С. 27-30.

11. Toffler A. The third wave. New York, Morrow, 1999. 783 p.

12. Питеркина Е. Есть ли у ковида высший духовный смысл? / Дзен. - URL: https://zen.yandex.ru/media/lizapiterkina/est-li-u-kovida-vysshii-duhovnyi-smysl-61ebc8ba1b287f5c6ddbc4ee (дата обращения 14.05.2022).

13. Философ Джон Грей считает, что стремление человека к свободе - это иллюзия / Vice.com. -URL: https://www.vice.com/ru/article/exmj3e/john-gray-freedom (дата обращения 06.05.2022).

14. Трансгуманизм / Википедия: свободная энциклопедия. - URL: https://ru.wikipedi-a.org/wiki/Трансгуманизм (дата обращения 14.05.2022).

References

1. Beliy M. Pandemic has shaped depression. Psychologist on how not to go crazy/Main news of Moscow. FederalPress Editorial Office. - URL: https://fedpress.ru/interview/2535316 (accessed 22.05.2022).

2. Bobrova N.A., Iventiev S.I. Spiritual and moral basis for the formation of the person // Spiritual and moral education in the family and school as the basis for the formation of the person of the younger generation. Materials of the International Scientific and Practical Conference (November 22-23, 2019). Makhachkala: Dagestan Institute for the Development of Education, 2019. P. 8-11.

3. Gazgireeva L.Kh., Burnyasheva LA, Marchenko S.A. Existential and value grounds for human existence in the conditions of modern «slipping» reality // Humanities and social sciences. 2020. № 6. P. 2-10.

4. Gazgireeva L.Kh. State (official) pedagogy of Russia of the XVII-XIX centuries // Thesis abstract. Pyatigorsk, 2006. 24 p.

5. Gazgireeva L.Kh. Conceptual foundations of noospherization of modern man and society. Stavropol, 2010. 150 p.

6. Gazgireeva L.Kh. Motivation and specifics of spiritual and moral orientations of the modern personality. Stavropol, 2009. 152 p.

7. Danilova L.N., Ledovskaya T.V., Solynin N.E., Khodyrev A.M. Main approaches to understanding digitalization and digital values // Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2020. № 2. P. 5-12.

8. Zaitseva W. The concept of «negative ability» by John Keats - or being in uncertainty - is needed now more than ever/ Pechorin.net. Portal of great literary possibilities. - URL: https://pechorin.net/articles/view/kontsieptsiia-otritsatiel-noi-sposobnosti-dzhona-kitsa-ili-priebyvaniie-v-nieopriedieliennosti-sieichas-nuzhna-kak-nikoghda (accessed 22.05.2022).

9. Ignatiev V.I., Paltseva E.A. Man in virtual networks. Life after the «information explosion» // Ideas and ideals. 2017. № 4 (34). Vol. 1. P. 84-94.

10. Murtazin S.R. Covid dissidence, «death of expertise» and philosophy as a vaccine against them // Fundamentals of economics, management and law. 2021. № 5 (30). P. 27-30.

11. Toffler A. The third wave. New York, Morrow, 1999. 783 p.

12. Peterkina E. Does covid have the highest spiritual meaning? // Zen. - URL: https://zen.yan-dex.ru/media/lizapiterkina/est-li-u-kovida-vysshii-duhovnyi-smysl-61ebc8ba1b287f5c6d-dbc4ee (accessed: 22.05.2022).

13. Philosopher John Gray believes that a person's desire for freedom is an illusion / Vice.com. -URL: https://www.vice.com/ru/article/exmj3e/john-gray-freedom (accessed 06.05.2022).

14. Transhumanism / Wikipedia: Free Encyclopedia. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/TpaHC-ryMaHH3M (accessed 22.05.2022).

Статья поступила в редакцию 25.05.2022; одобрена после рецензирования 05.06.2022; принята к публикации 10.06.2022.

The article was submitted 25.05.2022; approved after reviewing 05.06.2022; accepted for publication 10.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.