Научная статья на тему 'ПАНДЕМИЯ COVID-19 В СОЦИАЛЬНОМ УЧЕНИИ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ'

ПАНДЕМИЯ COVID-19 В СОЦИАЛЬНОМ УЧЕНИИ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
126
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ВАТИКАН / КОРОНАВИРУС / COVID-19 / ПАНДЕМИЯ / СУБСИДИАРНОСТЬ / СОЛИДАРНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сардарян Г.Т.

Пандемия COVID-19 обнажила перед человечеством критические проблемы устройства не только современной системы здравоохранения, но и роли государства в управлении социально-экономическими процессами, институтов власти и их способности обеспечить безопасность и благополучие населения в условиях практической остановки экономики, самоизоляции граждан и сверхвысокой мобилизации государственных административных ресурсов для обеспечения полномасштабной борьбы с распространением вируса. Многие из неотъемлемых, в особенности для западных обществ прав и свобод человека оказались ограниченными для эффективного противостояния коронавирусу, что было бы сложно представить ещё за несколько месяцев до начала пандемии. Тезисы о постепенном снижении роли государства в организации управления социально-экономическими процессами на фоне усиления институтов гражданского общества также потеряли свою значимость, так как исключительно государство оказалось в состоянии организовать централизованную мобилизацию ресурсов для противостояния массовой угрозе здоровью населения. В совокупности данные вопросы приводят к пересмотру традиционно сложившейся аксиологии западного общества, основанной на примате индивидуализма и атомизации социума - подходов, против которых традиционно выступала Римско-католическая церковь, в своей доктрине опирающаяся на концепцию общего блага. Будучи наиболее крупной мировой конфессией, католицизм сохраняет своё влияние на широкие круги населения во многих ведущих странах современного Запада. Социальная доктрина церкви традиционно воспринимается, как самими католиками, так и различными объединениями граждан, в качестве этической основы организации жизни общества. Нельзя также недооценивать роль тезисов, выдвигаемых Папой Римским в политическом дискурсе некатолического мира, учитывая его важную символическую и публичную роль. В данной связи, в работе проводится анализ развития социальной доктрины католической церкви после начала пандемии в контексте как восприятия ею непосредственно коронавируса и необходимых мер по борьбе с ним, так и позиции по постковидному устройству мира. Ключевое значение в данной связи имеют папские энциклики, послания и выступления, в которых отражена официальная позиция Ватикана. Важным является рассмотрение доктрины, в том числе, в соотношении с ключевыми вопросами, традиционно составляющими ее содержание на протяжении нескольких столетий, учитывая, что большинство вопросов, поднимаемых Святым Престолом, имеют в своем корне идейно-теоретические корни, уходящие ещё в период эпохи Просвещения и развития либеральной политической философии. Автор приходит к выводу, что Ватикан не видит в COVID-19 нового кризиса, несущего в себе угрозу уничтожения человечества из-за невиданных до этого факторов. Все те вызовы, с которыми столкнулся мир с возникновением пандемии, являются объектом критики Святого Престола примерно с момента становления капитализма и либеральной политической философии. Коронавирус лишь демонстрирует несостоятельность тех тезисов, которые выдвигаются релятивизмом и философскими течениями, нацеленными на атомизацию человеческого общества. Папа Франциск, как правило, критикует капитализм с более кардинальных позиций, нежели его предшественники, и не видит в нём возможности достижения общего блага, являющегося краеугольным камнем католической социальной доктрины. Его озабоченность вызывает не столько само распространение болезни, сколько отсутствие решимости государств работать совместно на пути её преодоления, неравномерность распределения доступа к вакцинации и эгоистическая безответственность отдельных членов социума. И причиной всему этому он видит массовую культуру консюмеризма, насаждаемую крупными транснациональными корпорациями. В качестве возможного пути преодоления кризиса Ватикан предлагает классические для социального учения католической церкви принципы - солидарность и субсидиарность, которые требуют, с одной стороны субъектности общества и децентрализацию власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COVID-19 PANDEMIC IN THE SOCIAL TEACHING OF THE ROMAN CATHOLIC CHURCH

The COVID-19 pandemic exposed the critical problems of the structure not only of the modern health system but also of the role of the state in managing socio-economic processes, government institutions, and their ability to ensure the safety and well-being of the population in conditions of the practical economic shutdown, self-isolation of citizens and ultra-high mobilization of state administrative resources to ensure a full-scale fight against the spread of the virus. Inherent human rights and freedoms were limited to effectively counter the coronavirus, which would have been difficult to imagine even a few months before the pandemic outbreak. Arguments about the gradual decline of the role of the state in the organization of the management of socio-economic processes against the background of the strengthening of civil society institutions also lost their significance, as only the state was able to organize a centralized mobilization of resources to counter the mass threat to public health. These questions lead to a revision of the traditional axiology of Western society, based on the primacy of individualism and the atomization of society - approaches that the Roman Catholic Church has traditionally opposed, which in its doctrine is based on the concept of the common good. As the world's largest confession, Catholicism retains its influence over a wide range of people in many of the leading countries of the modern West. The church's social doctrine is traditionally perceived, both by Catholics themselves and by various associations of citizens, as an ethical basis for organizing the life of society. The paper analyzes the development of the social doctrine of the Catholic Church after the outbreak of the pandemic in the context of both its perception of the coronavirus itself and the necessary measures to combat it and its position on the post-ovoid structure of the world. The Papal encyclicals, messages, and speeches, which reflect the official position of the Vatican, are of crucial importance. As a possible way to overcome the crisis, the Vatican offers the classic principles for the social teaching of the Catholic Church-solidarity and subsidiarity, which require, on the one hand, the subjectivity of society and the decentralization of power.

Текст научной работы на тему «ПАНДЕМИЯ COVID-19 В СОЦИАЛЬНОМ УЧЕНИИ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ»

Вестник МГИМО-Университета. 2021. 14(3). С. 7-22 DOI 10.24833/2071-8160-2021-3-78-7-22

Ц) Check for updates

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ

Пандемия COVID-19 в социальном учении Римско-католической церкви

Г.Т. Сардарян

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России

Пандемия СОУЮ-19 обнажила перед человечеством критические проблемы устройства не только современной системы здравоохранения, но и роли государства в управлении социально-экономическими процессами, институтов власти и их способности обеспечить безопасность и благополучие населения в условиях практической остановки экономики, самоизоляции граждан и сверхвысокой мобилизации государственных административных ресурсов для обеспечения полномасштабной борьбы с распространением вируса. Многие из неотъемлемых, в особенности для западных обществ, прав и свобод человека оказались ограниченными для эффективного противостояния коронавирусу, что было бы сложно представить ещё за несколько месяцев до начала пандемии. Тезисы о постепенном снижении роли государства в организации управления социально-экономическими процессами на фоне усиления институтов гражданского общества также потеряли свою значимость, так как исключительно государство оказалось в состоянии организовать централизованную мобилизацию ресурсов для противостояния массовой угрозе здоровью населения. В совокупности данные вопросы приводят к пересмотру традиционно сложившейся аксиологии западного общества, основанной на примате индивидуализма и атомизации социума - подходов, против которых традиционно выступала Римско-католическая церковь, в своей доктрине опирающаяся на концепцию общего блага. Будучи наиболее крупной мировой конфессией, католицизм сохраняет своё влияние на широкие круги населения во многих ведущих странах современного Запада. Социальная доктрина церкви традиционно воспринимается, как самими католиками, так и различными объединениями граждан, в качестве этической основы организации жизни общества. Нельзя также недооценивать роль тезисов, выдвигаемых Папой Римским в политическом дискурсе некатолического мира, учитывая его важную символическую и публичную роль. В связи с этим в работе проводится анализ развития социальной доктрины католической церкви после начала пандемии в контексте как восприятия ею непосредственно коронавируса и необходимых мер по борьбе с ним, так и позиции по постковидному устройству мира. Ключевое значение здесь имеют папские энциклики, послания и выступления, в которых отражена официальная позиция Ватикана. Важным является рассмотрение доктрины, в том числе в соотношении с ключевыми вопросами, традиционно составляющими ее содержание на протяжении нескольких столетий, учитывая, что большинство вопросов, поднимаемых Святым Престолом, имеют в своем корне идейно-

УДК: 322

Поступила в редакцию: 15.03.2021 г. Принята к публикации: 10.05.2021 г.

теоретические корни, уходящие ещё в период эпохи Просвещения и развития либеральной политической философии. Автор приходит к выводу, что Ватикан не видит в СОУЮ-19 нового кризиса, несущего в себе угрозу уничтожения человечества из-за невиданных до этого факторов. Все те вызовы, с которыми столкнулся мир с возникновением пандемии, являются объектом критики Святого Престола примерно с момента становления капитализма и либеральной политической философии. Коронавирус лишь демонстрирует несостоятельность тех тезисов, которые выдвигаются релятивизмом и философскими течениями, нацеленными на атомизацию человеческого общества. Папа Франциск, как правило, критикует капитализм с более кардинальных позиций, нежели его предшественники, и не видит в нём возможности достижения общего блага, являющегося краеугольным камнем католической социальной доктрины. Его озабоченность вызывает не столько само распространение болезни, сколько отсутствие решимости государств работать совместно на пути её преодоления, неравномерность распределения доступа к вакцинации и эгоистическая безответственность отдельных членов социума. И причиной всему этому является, по его мнению массовая культура консюмеризма, насаждаемая крупными транснациональными корпорациями. В качестве возможного пути преодоления кризиса Ватикан предлагает классические для социального учения католической церкви принципы - солидарность и субсидиарность, которые требуют субъектности общества и децентрализацию власти.

Ключевые слова: Римско-католическая церковь, Ватикан, коронавирус, СОУЮ-19, пандемия, субсидиарность, солидарность.

Влияние COVID-19 на медицину, здоровье и качество жизни населения ещё предстоит оценить по прохождению достаточного времени представителям врачебного сообщества, однако уже сейчас очевидно, что данные сферы не являются единственными, которые затронула пандемия. От ставших уже привычными ограничений прав человека, до нового законодательства и образа жизни - всё это результат появления нового вида коронавирусной инфекции. Среди данных вопросов на первый план начинают выходить проблемы, составляющие предмет этики как индивидуальной, так и общественной. Становится очевидно, что за всеми иными видами кризиса пандемия несёт и существенный ценностный кризис, всё в большей степени обнажая растущее неравенство, в том числе и нового вида - цифровое. Общество сталкивается с заметным потрясением социально-философских основ собственного существования, пересмотром значительной части надбиологической регуляции отношений между людьми.

Ускорение цифровизации, которое вызвала пандемия, влечёт за собой крупномасштабные изменения в системе организации труда, сопоставимые, по крайней мере по реакции социально-философской мысли, с периодом индустриальной революции. Традиционные институты, обеспечивающие стабильное функционирование государственной власти, такие как демократический процесс, республиканские механизмы управления сталкиваются с острым кризисом своих идейно-теоретических основ, отказавшись, в данном качестве,

от христианства, однако так и не сумев произвести адекватной альтернативы, ограничиваясь анахронизмами, по примеру «светского гуманизма».

Несмотря на целенаправленные и системные, однако пока что безуспешные попытки по превращению христианства в форму субкультуры, наравне с маргинальными группами социума, влияние его общественных структур, в частности, Римско-католической церкви на борьбу с распространением коронави-русной инфекции как в виде непосредственной деятельности Ватикана, так и формирования общественного мнения в отношении наиболее острых вопросов, вызванных пандемией, нельзя недооценивать.

В данной связи представляется важным рассмотреть причины, по которым Римско-католическая церковь рассматривает пандемию, в качестве не только угрозы жизни населения, но и острой социально-экономической и этической проблемы, способной вызвать широкомасштабную трансформацию общества в посткоронавирусный период.

С этой целью необходимо рассмотреть основополагающие источники социального учения церкви, в том числе папские энциклики и обращения, изданные в период пандемии, сопоставив их как с традиционным содержанием доктрины католицизма, так и позицией непосредственно Папы Франциска, внесшего свой вклад в обновление принципов социального учения Святого Престола.

Отечественный и зарубежный научный интерес к вопросам социального учения Римско-католической церкви традиционно высок, учитывая весомое значение Святого Престола в определении этических нарративов в общественном сознании многих западных государств. Так, отечественная традиция изучения католической доктрины была заложена в работах М.В. Андреева (Андреев 1968), Э.О. Берзина (Берзин 1966), Л.Н. Великовича (Великович 1967), М.П. Мчедлова (Мчедлов 1964). Её исследование, как правило, было связано с решениями Второго Ватиканского Собора и их последующей имплементацией. К подобным работам можно также отнести труды таких авторов, как Л.Н. Великович (Великович 1981), Ф.Г. Овсиенко (Овсиенко и др. 1977), И.Я. Кантеров (Кантеров 1972), Н.А. Ковальский (Ковальский 1989), М.П. Мчедлов (Мчедлов 1974), Н.Н. Поташинская (Поташинская 1979), Р.Т. Рашкова (Рашкова 1989), М.М. Шейнман (Шейнман 1975) и др.

Временный спад исследований доктрины Святого Престола после распада СССР сменился периодом высокого интереса и издания значимых трудов после 2000 г. Работы В.М. Богомазова (Богомазов 2012), П.В. Крылова (Крылов 2010), Н.Н. Поташинской (Поташинская 2012), К. Каневского (Каневский 2003), Л.А. Оноприенко (Оноприенко 2014) и др. достаточно подробно рассматривали развитие социального учения церкви. Вопросом восприятия католической церкви в отечественной научной мысли занимался А.М. Руткевич (Руткевич 2016).

Исследуя зарубежный научный опыт в рассмотрении данной проблематики, можно отметить, что католическая доктрина на протяжении столетий была

в центре внимания достаточно большого круга учёных, однако большая часть работ так же, как и в советских источниках, оказывалась сильно идеологизирована. В случае с СССР речь идёт о влиянии марксизма-ленинизма, а в западных источниках отчётливо прослеживается ориентация исключительно на либеральные ценностные ориентиры в изучении как роли церкви, так и её социального учения. Тем не менее это ни в коей степени не уменьшает значимости и научности трудов таких авторов, как Майкл Шук (Schuck 1991), который провел комплексный анализ корпуса папских энциклик и их направленности по ключевым вопросам социальной, политической и религиозной повестки; Джеральд Маккул, рассмотревший схоластику XIX века и основные течения внутри самой церкви (McCool 1989); историк католический церкви Винченцо Ферроне, сопоставляющий ценности Святого Престола и Просвещения (Ferrone 2014); Робер-то Ди Маттеи (Mattei 2004) - один из ведущих специалистов по истории католической церкви, проанализировавший столкновение католической доктрины и Великой французской революции; Дарелл Джодок (Jodock 2000), Джин Бернс, проанализировавший последствия и формы политического участия католиков после объединения Италии и Германии (Burns 1994), посвятивший своё исследование проблемам течения модернизма внутри Святого Престола; Джон Фин-нис, исследовавший ход и развитие Второго Ватиканского Собора (Finnis 2011); Джозеф Вейлер (Weiler 2003), рассмотревший влияние католической доктрины на современную Европу и ЕС, и др.

Римско-католическая церковь и COVID-19

Римско-католическая церковь обладает одной из наиболее структурированных и систематизированных социальных доктрин, которая насчитывает несколько столетий и охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека - от экономики до политических вопросов. Она включает в себя апостольские конституции, апостольские послания, энциклики и письма, в которых отражена позиция Ватикана по наиболее насущным вопросам человеческого бытия. Учитывая тот факт, что, как уже говорилось выше, любая пандемия включает в себя не только медицинские, но и существенные социально-экономические аспекты, опирающиеся на этические нормы поведения человека и общества, церковь не могла обойти вниманием и COVID-19, внесший кардинальные изменения в привычную жизнь современного человечества.

Ватикан сам оказался подвержен существенному влиянию ограничений, вызванных пандемией. В конце февраля 2020 г. все публичные мессы в Милане и Венеции были приостановлены, а 8 марта правило распространилось на территорию всей Италии. Папа Франциск 9 марта подал пример остальным священнослужителям, проведя мессу в прямом эфире из своей резиденции в Domus Sanctae Marthae. Уже в считанные дни мессы были приостановлены и в католических церквях за пределами Италии. 27 марта Папа Франциск передал

благословение Urbi et Orbi, обычно предназначенное для Рождества и Пасхи, с пустой площади Святого Петра после молитвы за здоровье всего мира. Для молебна Франциск привез распятие из Сан-Марчелло-аль-Корсо, которое было пронесено по улицам Рима во время эпидемии чумы 1522 г. Распространение COVID-19 в Италии вскоре замедлилось, и 18 мая было разрешено возобновить публичные мессы.

В отдельных странах Римско-католическая церковь получала разные форы поддержки от государства. Скажем, в США она использовала специальное и беспрецедентное освобождение от федеральных налогов, чтобы аккумулировать не менее 1,4 млрд долл. в виде помощи в отношении коронавируса. При этом церковь оказывала в свою очередь помощь государственной власти в борьбе с пандемией. Так, в Бергамо, наиболее пострадавшем городе Италии, где в моргах не хватало места для жертв пандемии, епископ Франческо Бески приказал использовать территории церкви для погребения. Папа Римский оказывал поддержку правительствам в вопросе вакцинации населения, критикуя тех, кто призывал от неё отказаться1.

Во всём мире многие приходы приостановили присутствие верующих на своих мессах и прибегли к дистанционным технологиям для трансляции торжеств, таким как прямые трансляции. Ватикан объявил об отмене празднования Страстной недели в Риме, которое проводится в конце Великого поста.

Однако, помимо непосредственной вовлечённости церковных структур в борьбу с коронавирусом, Ватикан оказывал и существенное влияние на данный процесс путём формирования отношения и восприятия кризиса с точки зрения собственного учения. В одном из своих обращений Франциск сравнил2 ситуацию с пандемией в мире с одним из эпизодов в Евангелие, когда ученики Христа обращались к нему, говоря, что они погибают, когда началась буря, а Христос находился на корме лодки. Понтифик говорит, что подобно им, люди были застигнуты врасплох неожиданной бурей и осознали, что находятся в одной лодке, будучи хрупкими и дезориентированными, но в то же время важными и нужными, все призваны грести вместе, каждый нуждается в утешении другого.

Характерная для католической церкви критика капитализма, особенно ярко отражаемая в посланиях Франциска, часто становится объектом его отдельного внимания в вопросах борьбы против пандемии.

В своей третьей энциклике за время понтификата под названием «Fratelli Tutti » («Все братья») Франциск говорит3 об этом напрямую. Он осудил «магиче-

1 Pope Francis calls opposition to Covid vaccine 'suicidal denial' and says he will get jab. Independent. URL: https://www. independent.co.uk/news/world/europe/pope-francis-vaccine-coronavirus-b1785051.html (accessed 1.06.2021)

2 Pope Francis says 'We are all in the same boat,' during Urbi et Orbi ceremony. Religion News. URL: https://religionnews. com/2020/03/27/pope-francis-only-together-we-can-do-this-during-extraordinary-indulgence-ceremony/ (accessed 1.06.2021)

3 Francesco. Fratelli tutti. Lettera Enciclica sulla fraternita e l'amicizia sociale. URL: https://www.vatican.va/content/franc-esco/en/encyclicals/documents/papa-francesco_20201003_enciclica-fratelli-tutti.html (accessed 1.06.2021)

ские теории» рыночного капитализма как «единственное решение социальных проблем». Понтифик подвергает критике идею о свободе рынка как достаточном условии для обеспечения безопасности после пандемии. Хрупкость мировых систем перед лицом пандемии продемонстрировала, что не всё можно решить с помощью рыночной свободы. В приоритет, по мнению Святого Престола, необходимо поставить активную экономическую политику, направленную на продвижение экономики, которая способствует производственному разнообразию и бизнес-творчеству, позволяя создавать, а не сокращать рабочие места. Папа также повторил прошлые призывы к перераспределению богатства, сказав, что те, у кого его много, должны распоряжаться им на благо всех, при этом пояснив, что не предлагает авторитарного и абстрактного универсализма. Когда кризис в области здравоохранения пройдёт, худшим ответом будет ещё более глубокое погружение в лихорадочное потребление и новые формы эгоистичного самосохранения, отмечает понтифик.

По мнению понтифика, каждый кризис содержит в себе как опасность, так и возможность. Он считает, что необходимо замедлить темпы производства и потребления и научиться понимать и созерцать природный мир, а сам кризис необходимо использовать как возможность, чтобы обратить внимание на бедных. Он сравнил современную социальную политику государств с отношением к спасённым животным, когда бедные лишены возможностей, находятся в наркотической зависимости и не имеют права даже на мечту.

С целью оказания действенных мер по помощи нуждающимся в борьбе с коронавирусом Папа Франциск в апреле 2020 г. учредил чрезвычайный фонд при Папских миссионерских обществах. Средства, внесённые в этот фонд, предназначены для оказания помощи тем людям и общинам, которые трагически пострадали от распространения COVID-19. В заявлении4, опубликованном Agenzia Fides, информационной службой Папских миссионерских обществ, говорилось о том, что деньги будут напрямую поступать в страны, где Ватикан осуществляет миссионерскую деятельность через структуры и институты Церкви.

Необходимо отметить, что только в Африке насчитывается более 74 000 сестер и более 46 000 священников, которые управляют 7274 больницами и клиниками, 2 346 домами для престарелых и уязвимых групп населения, а также обучают более 19 млн детей в 45 088 начальных школах. Во многих сельских районах они являются единственными поставщиками медицинских услуг и образования.

Папа Франциск не только открыл этот фонд, но и первым внёс в него свой вклад в размере 750 000 долларов США.

Пасхальная служба в апреле 2020 г. происходила при практически полном

4 Vaticano - Istituito dal Papa un Fondo di emergenza presso le Pontificie Opere Missionarie per il Covid-19. Agenzia Fides. URL: http://www.fides.org/it/news/67703-VATICANO_Istituito_dal_Papa_un_Fondo_di_emergenza_presso_le_Pontifi-cie_Opere_Missionarie_per_il_Covid_19 (accessed 1.06.2021)

отсутствии верующих. Для сравнения, за год до этого на одной только площади Святого Петра собралось более 70 000 паломников со всего мира, чтобы услышать, как понтифик произносит своё послание «ЦтЫ et ОтЫ» («Городу и миру») после пасхальной мессы.

Ватикан транслировал послание Папы в прямом эфире для мировой аудитории. Франциск обращался к миру, который, по его словам, уже столкнулся с эпохальными проблемами и теперь подавлен пандемией, подвергающей серьёзным испытаниям всю человеческую семью5.

Понтифик говорил о тех, кто сталкивается с неопределённым экономическим будущим и опасениями по поводу безработицы, призывая политических лидеров активно работать на общее благо, предоставлять средства и ресурсы, необходимые для того, чтобы каждый мог вести достойную жизнь, и, когда позволяют обстоятельства, помочь им вернуться к нормальной повседневной деятельности.

Ватикан традиционно придает особое значение вопросам неравенства. Позиция понтификов может отличаться от противопоставления «свободы без правды» и «справедливости без свободы» Иоанна Павла II до более жёсткой критики рыночной экономики. Франциск в данном смысле занимает позицию значительно более резкую по отношению к несовершенствам капиталистической системы, способным создавать и увеличивать разрыв между богатыми и бедными. Папа призывал мировых лидеров заботиться о бедных, беженцах и бездомных, просил ослабления международных санкций, так как они мешают странам адекватно поддерживать своих граждан, требовал сокращения, если не прощения долгов беднейших стран, чтобы они могли наилучшим образом удовлетворить свои потребности. В центре его внимания было и прекращение огня во всех уголках мира -в Сирии, Йемене, Ираке, Ливане и многих африканских странах.

Другой традиционной темой, вызывающей озабоченность Франциска, является вопрос изменения мирового климата. Резкое сокращение загрязнения во время локализации коронавируса по всему миру должно привести к большей обеспокоенности окружающей средой по мере снятия ограничений, заявил Папа Франциск. Выступая перед верующими в июне 2020 г., он отметил6, что пандемия заставила многих людей задуматься о своих взаимоотношениях с окружающей средой. Локдаун уменьшил загрязнение и ещё раз показал красоту стольких мест, свободных от движения и шума, а по возобновлению деятельности, по мнению понтифика, человечество должно быть более ответственным в заботе о своём общем доме.

5 Messaggio urbi et orbi del Santo padre Francesco. URL: http://www.vatican.va/content/francesco/it/messages/urbi/doc-uments/papa-francesco_20200412_urbi-et-orbi-pasqua.html (accessed 1.06.2021)

6 Pope on Environment Day: We cannot pretend to be healthy in a world that is sick. Vatican News. URL: https://www.vati-cannews.va/en/pope/news/2020-06/pope-francis-sends-message-to-colombia-world-environment-day.html (accessed 1.06.2021)

В продолжение политики Франциска Ватиканом было опубликовано7 225-страничное руководство, в котором католиков призывают отказаться от инвестиций в отрасли ископаемого топлива и внимательно следить за компаниями в таких секторах, как горнодобывающая промышленность, чтобы проверить, не наносят ли они ущерб окружающей среде.

Говоря о жизни после СОУГО-19, Папа Франциск заявил, что новая нормальность должна включать в себя трансформацию системной несправедливости, а не просто поддержание статус-кво. По его мнению, все обеспокоены социальными последствиями пандемии, и многие люди хотят вернуться к нормальной жизни, возобновить экономическую деятельность, но эта нормальность не должна включать в себя социальную несправедливость и деградацию окружающей среды.

Франциск рассматривает пандемию как кризис, из которого никто не выйдет таким, как раньше - он либо выйдет из него лучше, либо хуже. И человечеству необходимо стать лучше, чтобы противостоять социальной несправедливости и экологическому ущербу.

Говоря о несправедливости в процессе борьбы с пандемией, Франциск указал на роль крупнейших финансовых компаний, к которым прислушиваются вместо того, чтобы слушать людей, которые действительно двигают экономику. Первых он считает сильными, а вторых - слабыми, говоря о том, что последними пренебрегают. Франциск традиционно настаивает на необходимости вовлечения самых различных групп общества — коренных жителей, бедных, пожилых — в процесс принятия решений о собственном будущем. В связи с этим он неоднократно призывал к всеобъемлющему переосмыслению экономических, социальных и политических структур мировой экономики, которые, по его словам, проявили слабость во время кризиса здравоохранения8.

Одним из важных измерений социальных трансформаций на фоне пандемии были карантинные режимы, в результате которых, с одной стороны, под угрозой оказались целые отрасли экономики, а с другой - психологическое состояние граждан, которые ратовали за снятие ограничений. В данном контексте Франциск проявлял достаточно сдержанное отношение. Ещё в мае 2020 г. он заявил, что люди важнее экономики, так как они, а не экономика, являются храмом Святого Духа, говоря о спешке стран по быстрому возобновлению работы предприятий после первой волны коронавируса9.

Действенной мерой для победы над пандемией он считает вакцинацию, в которой также видит и этическую сущность, называя скандалом возможность

7 Tavolo interdicasteriale della Santa Sede sull'ecologia integrale. In cammino per la cura della casa comune a cinque anni dalla "Laudato si. Libreria editrice vaticana. URL: https://www.ofsemr.it/wp-content/uploads/2020/08/In-cammino-per-la-cura-della-casa-comune.pdf (accessed 1.06.2021)

8 Inside Pope Francis' mission to make capitalism work for the common good. America Magazine. https://www.amen-camagazine.org/politics-society/2021/01/27/pope-francis-capitalism-mark-zuckerberg-economics-239827 (accessed 1.06.2021)

9 People more important than the economy, pope says about Covid crisis. Reuters. URL: https://www.reuters.com/article/ us-health-coronavirus-pope-idUSKBN2370E1 (accessed 1.06.2021)

направления всей экономической помощи, в основном за счет государственных денег, на спасение тех отраслей, которые не способствуют включению исключенных, продвижению наименьших, общему благу или заботе о созидании. Понтифик предостерег правительства государств от того, чтобы при вакцинации от Соу1д-19 приоритет был отдан самым богатым и от превращения вакцины в достояние той или иной нации, а не универсальное достояние для всех.

Многие эксперты отмечали жесткую критику со стороны Франциска, которой были подвергнуты так называемые ковид-диссиденты. Однако, необходимо отметить, что в данном контексте вопрос значительно шире простой поддержки мер правительства и необходимости вакцинации. Святой Престол традиционно скептически воспринимает философские течения, рассматривающие общество в качестве совокупности составляющих его индивидов. Любые формы атомиза-ции социума присущие, в первую очередь, либерализму, подвергались жесткой критике Ватикана, вне зависимости от личности Папы, так как противоречили концепции общего блага, лежащей в основе социального учения церкви. Именно в данной парадигме Франциск рассматривает проблему ковид-диссидентов, когда в ноябре 2020 года заявляет, что, за некоторыми исключениями, правительства прилагают огромные усилия, чтобы поставить благополучие своего народа на первое место, решительно действуя для защиты здоровья и спасения жизней, однако некоторые группы протестуют, отказываясь держаться на расстоянии, маршируя против ограничений на поездки - как будто меры, которые правительства должны вводить для блага своего народа, представляют собой какое-то политическое нападение на автономию или личную свободу. Понтифик считает, что стремление к общему благу - это гораздо больше, чем сумма того, что хорошо для отдельных людей. Это означает уважение ко всем гражданам и стремление эффективно реагировать на потребности наименее обеспеченных.

Мир после СОУШ-19

Все проблемы, обозначенные Франциском, являются традиционным объектом внимания католической социальной доктрины, которая исторически отстаивала идеи общего блага, солидарности и субсидиарности. Некоторые понтифики видели в рыночных механизмах возможность для реализации потенциала и таланта человека, особенно в противопоставлении марксизму. Франциск занимает более жёсткую позицию и критикует известные механизмы капитализма, видя в них основную причину многих проблем современного человечества, от бедности до климатических изменений. В упомянутой выше энциклике10 он предлагает своё видение мира после пандемии.

10 Ргапсе$со. FrateШ tutti. 1_еИега ЕпасПса БиНа (г^егпКа е 1'ат1с171а $оаа1е. . ШЬ https://www.vatican.va/content/franc-esco/en/encyclicals/documents/papa-francesco_20201003_enciclica-fratelli-tutti.html (accessed 1.06.2021)

Понтифик говорит о том, что древние конфликты, считавшиеся давно похороненными, вспыхивают вновь, в то время как случаи близорукого, экстремистского и агрессивного национализма растут. В некоторых странах концепция народного и национального единства под влиянием различных идеологий создаёт новые формы эгоизма и утраты социального смысла под видом защиты национальных интересов. Открытость миру в настоящее время, по мнению Франциска, используется исключительно в отношении открытости иностранным интересам или свободы экономических держав инвестировать без препятствий или осложнений во всех странах. Локальные конфликты и пренебрежение к общему благу эксплуатируются глобальной экономикой для навязывания единой культурной модели. Эта культура объединяет мир, но разделяет людей и нации, так как по мере того, как общество становится всё более глобализированным, она делает людей соседями, но не делает их братьями. Человечество более одиноко, чем когда-либо, во всё более массовом мире, который продвигает индивидуальные интересы и ослабляет общинное измерение жизни. По его мнению, есть рынки, где люди становятся просто потребителями или сторонними наблюдателями. Как правило, продвижение такого рода глобализма усиливает идентичность более сильных, которые могут защитить себя, но оно имеет тенденцию уменьшать идентичность более слабых и бедных регионов, делая их более уязвимыми и зависимыми. Таким образом, политическая жизнь становится всё более хрупкой перед лицом транснациональных экономических держав, действующих по принципу «разделяй и властвуй».

В результате, по мнению Франциска, происходит растущая утрата чувства истории, что приводит к ещё большему распаду, который он называет декон-структивизмом, продвигающим тезис о том, что человеческая свобода претендует на создание всего с нуля, при этом оставляя после себя только стремление к безграничному потреблению и выражение пустого индивидуализма.

Подобную парадигму понтифик рассматривает как форму культурной колонизации. Один из эффективных способов ослабить историческое сознание, критическое мышление, борьбу за справедливость и процессы интеграции - это, по мнению Франциска, опустошить великие слова или манипулировать ими. Он задается вопросом в духе Рене Декарта: что на самом деле означают такие слова, как «демократия», «свобода», «справедливость» или «единство»? Они были согнуты и сформированы, чтобы служить инструментами для господства, как бессмысленные метки, которые могут быть использованы для оправдания любого действия.

На фоне всех этих проблем человечество, по мнению понтифика, столкнулось с такой всемирной трагедией, как пандемия COVID-19, которая на мгновение возродила ощущение глобального сообщества, находящегося в одной лодке, где проблемы одного человека - это проблемы всех, где никто не спасается в одиночку, а только вместе.

Святой Престол рассматривает мировую экономику в неуклонном движении к техническому прогрессу, который стремится сократить человеческие из-

держки. Пандемия же заставила человечество вновь проявить заботу о людях, обо всех, а не о благе немногих, усилив необходимость переосмысления образа жизни, отношений, организации общества и, прежде всего, смысла существования.

Франциск выдвигает и собственную позицию по отношению к современным международным отношениям, говоря о том, что твердая вера в общее предназначение земных благ требует, чтобы этот принцип применялся также к нациям, их территориям и ресурсам. Здесь у понтифика можно проследить достаточно либеральную философскую позицию, так как он рассматривает не только законность частной собственности, но и первичность общего назначения товаров, утверждая, что каждая страна также принадлежит и иностранцу, поскольку в товарах той или иной территории не должно быть отказано нуждающемуся человеку, прибывшему из другого места.

Это предполагает иной подход к пониманию отношений и обменов между странами. По мнению понтифика, если каждый человек обладает неотчуждаемым достоинством, если все люди - братья и сестры, и если мир действительно принадлежит всем, то родился ли сосед в одной стране или где-то ещё, страна также разделяет ответственность за его развитие, выполняя эту ответственность различными способами. Она может оказать щедрый приём тем, кто в нём остро нуждается, или работать над улучшением условий жизни на их родных землях, отказываясь эксплуатировать эти страны или истощать их природные ресурсы, поддерживая коррумпированные системы, препятствующие достойному развитию их народов. То, что относится к нациям, справедливо и для различных регионов внутри каждой страны, поскольку там часто существует слишком большое неравенство. Иногда, по мнению Франциска, неспособность признать равное человеческое достоинство заставляет более развитые регионы в некоторых странах думать, что они могут сбросить мертвый груз более бедных регионов и таким образом повысить свой уровень потребления.

* * *

Таким образом, обобщая позицию католической церкви по борьбе с пандемией и устройству мира после её исчезновения, можно сказать, что Ватикан не видит в СОУГО-19 нового кризиса, несущего в себе угрозу уничтожения человечества из-за невиданных до этого факторов. Все те вызовы, с которыми столкнулся мир с возникновением пандемии, являются объектом критики Святого Престола примерно с момента становления капитализма и либеральной политической философии. Коронавирус лишь демонстрирует несостоятельность тех тезисов, которые выдвигаются релятивизмом и философскими течениями, нацеленными на атомизацию человеческого общества.

В некоторых аспектах, безусловно, Франциск критикует капитализм с более кардинальных позиций, нежели его предшественники, и не видит в нём возможности достижения общего блага, являющегося краеугольным камнем като-

лической социальной доктрины. Его озабоченность вызывает не столько само распространение болезни, сколько отсутствие решимости государств работать совместно на пути её преодоления, неравномерность распределения доступа к вакцинации и эгоистическая безответственность отдельных членов социума. И причиной всему этому является массовая культура консюмеризма, насаждае-маю крупными транснациональными корпорациями.

Что касается тех мер, которые Ватикан видит в качестве возможного пути преодоления кризиса, то они являются в достаточной степени классическими для социального учения католической церкви. Это два главных принципа - солидарность и субсидиарность, которые требуют, с одной стороны субъектности общества в целом, а не только составляющих его индивидов, а с другой - децентрализацию власти и действия в интересах общин, а не только национальных государств. Католическая церковь, построенная по принципу универсальности, не имеющая национальной привязки, традиционно выступала в роли одного из главных двигателей интеграционных процессов в самых разных частях света. И сегодня, в эпоху радикальных изменений в политических и партийных системах мира, в особенности Европы, она также настаивает на необходимости надгосударственной интеграции, видя в этом, в том числе, способ преодоления национализма, который исторически противопоставлял себя католицизму, в особенности в Германии и Италии.

Станет ли мир лучше или хуже, говоря языком Франциска, утверждать сложно. Однако с ним можно согласиться в том, что он точно не будет таким, как прежде, так как пандемия в действительности обнажила уязвимость тех институтов и систем, которые последние несколько столетий казались человечеству непререкаемыми. Тезисы о безальтернативном отмирании государства как способа организации человеческого социума стали мало реалистичными на фоне той масштабной мобилизации ресурсов, которую в состоянии осуществить исключительно государственная власть. Однако то, будет ли она в большей степени нацелена на достижение общего блага, либо будет движима краткосрочными политическими интересами, подталкивая эгоистичный консюмеризм и отстаивая интересы крупных корпораций - будет являться одним из главных вопросов, которые будут стоять перед человечеством после окончания пандемии.

Об авторе:

Генри Тигранович Сардарян - доктор политических наук, декан Факультета управления и политики МГИМО МИД России. 19454, г. Москва, проспект Вернадского, д. 76. E-mail: sgp@inno.mgimo.ru

Конфликт интересов:

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

UDC: 322

Received: March 15, 2021 Accepted: May 10, 2021

The COVID-19 Pandemic in the Social Teaching of the Roman Catholic Church

G.T. Sardaryan

DOI 10.24833/2071-8160-2021-3-78-7-22

Moscow State Institute of International Relations (University) of the Russian Ministry of Foreign Affairs

Abstract: The COVID-19 pandemic exposed the critical problems of the structure not only of the modern health system but also of the role of the state in managing socio-economic processes, government institutions, and their ability to ensure the safety and well-being of the population in conditions of the practical economic shutdown, self-isolation of citizens and ultra-high mobilization of state administrative resources to ensure a full-scale fight against the spread of the virus. Inherent human rights and freedoms were limited to effectively counter the coronavirus, which would have been difficult to imagine even a few months before the pandemic outbreak. Arguments about the gradual decline of the role of the state in the organization of the management of socio-economic processes against the background of the strengthening of civil society institutions also lost their significance, as only the state was able to organize a centralized mobilization of resources to counter the mass threat to public health. These questions lead to a revision of the traditional axiology of Western society, based on the primacy of individualism and the atomization of society - approaches that the Roman Catholic Church has traditionally opposed, which in its doctrine is based on the concept of the common good. As the world's largest confession, Catholicism retains its influence over a wide range of people in many of the leading countries of the modern West. The church's social doctrine is traditionally perceived, both by Catholics themselves and by various associations of citizens, as an ethical basis for organizing the life of society. The paper analyzes the development of the social doctrine of the Catholic Church after the outbreak of the pandemic in the context of both its perception of the coronavirus itself and the necessary measures to combat it and its position on the post-ovoid structure of the world. The Papal encyclicals, messages, and speeches, which reflect the official position of the Vatican, are of crucial importance. As a possible way to overcome the crisis, the Vatican offers the classic principles for the social teaching of the Catholic Church-solidarity and subsidiarity, which require, on the one hand, the subjectivity of society and the decentralization of power.

Keywords: Roman Catholic Church, Vatican, coronavirus, COVID-19, pandemic, subsidiarity, solidarity

About the author:

Henry T. Sardaryan - Doctor of Political Science, Dean of the Faculty of Management and Politics of MGIMO University, Ministry of Foreign Affairs of Russia. 76 Vernadsky Avenue, Moscow, 19454. E-mail: sgp@inno.mgimo.ru

Conflict of interest:

The author declares the absence of conflict of interest.

References:

Burns G. 1994. The Frontiers of Catholicism: The Politics of Ideology in a Liberal World. Oakland, CA: University of California Press. 320 p.

Ferrone V. 2014. The Politics of Enlightenment: Constitutionalism, Republicanism, and the Rights of Man in Gaetano Filangieri. New York: Anthem Press. 310 p.

Finnis J. 2011. Human Rights and Common Good: Collected Essays. Oxford: Oxford University Press. 470 p.

Jodock D. 2000. Catholicism Contending with Modernity: Roman Catholic Modernism and Anti-Modernism in Historical Context. Cambridge: Cambridge University Press. 360 p. Mattei R.D. 2004. Pius IX. Leominster: Gracewing Publishing. 224 p. McCool G.A. 1989. Nineteenth-century Scholasticism: The Search for a Unitary Method. New York: Fordham University Press. 301 p.

Schuck M.J. 1991. That They be One: The Social Teaching of the Papal Encyclicals, 17401989. Washington, DC: Georgetown University Press. 237 p.

Weiler J.H.H. 2003. Una Europa Cristiana. Madrid: Ediciones Encuentro Sa. 216 p.

Andreev M.V. 1968. Katolicizm i problemy sovremennogo rabochego i nacionalno-osvoboditelnogo dvizheniya [Catholicism and the Problems of the Modern Workers' and National Liberation Movement]. Moscow: Mysl'. 343 p. (In Russian)

Berzin E.O. 1966. Katolicheskaya cerkov' v Yugo-Vostochnoj Azii [Catholic Church in Southeast Asia]. Moscow: Glavnaya redakciya vostochnoj literatury «Nauka». 324 p. (In Russian)

Bogomazov V.M. 2012. Nravstvennost' i latinoamerikanskaya «teologiya osvobozhdeniya» v kontekste globalizacii [Morality and Latin American "Liberation Theology" in the Context of Globalization]. Evraziya: duhovnye tradicii narodov. №3. P. 68 - 79. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kanevskij K. 2003. Social'naya doktrina Katolicheskoj cerkvi [Social Doctrine of the Catholic Church]. Rossijskayayusticiya. №4. P. 69 - 72. (In Russian)

Kanterov I.Ya. 1972. Vatikan pod natiskom ateizma [Vatican under the Onslaught of Atheism]. Moscow: Nauka. 151 p. (In Russian)

Koval'skij N.A., Ivanova I.M. 1989. Katolicizm i mezhdunarodnye otnosheniya [Catholicism and International Relations]. Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniya. 268 p. (In Russian) Krylov P.V. 2010. Mir i vojna v «teologii osvobozhdeniya» i perspektivy rossijsko-lati-noamerikanskih otnoshenij [Peace and War in the "Theology of Liberation" and Prospects for Russian-Latin American Relations]. Nauchnye trudy Severo-Zapadnogo instituta upravleniya. 1(1). P. 184 - 197. (In Russian)

Mchedlov M.P. 1964. Pod svodami sobora sv. Petra [Under the Arches of St. Peter's Basilica]. Moscow: Politizdat. 93 p. (In Russian)

Mchedlov M.P. 1974. Katolicizm [Catholicism]. Moscow: Politizdat. 278 p. (In Russian) Onoprienko L.A. 2014. Princip subsidiarnosti i ego otrazhenie v social'noj doktrine Katolicheskoj cerkvi [The Principle of Subsidiarity and its Reflection in the Social Doctrine of the Catholic Church]. PolitBook. №3. P. 178-192. (In Russian)

Ovsienko F.G., Radugin A.A. 1977. Novye tendencii v katolicheskoj filosofii i teologii [New Trends in Catholic Philosophy and Theology]. Moscow: Znanie. 64 p. (In Russian)

Potashinskaya N.N. 1979. Katolicheskaya cerkov' i rabochee dvizhenie v Italii [The Catholic Church and the Labor Movement in Italy.]. Moscow: Nauka. 255 p. (In Russian)

Potashinskaya N.N. 2012. Benedikt XVI i problema ekumenizma [Benedict XVI and the Problem of Ecumenism]. E.V. Belyakova, A.V. Nazarenko. Religii mira: Istoriya i sovremennost'. Saint Petersburg: Nestor-Istoriya. Р. 659-689. (In Russian)

Rashkova R.T. 1989. Vatikan i sovremennaya kul'tura [The Vatican and Modern Culture]. Moscow: Politizdat. 416 p. (In Russian)

Rutkevich A.M. 2016. Rimskij katolicizm v istorii russkoj mysli [Roman Catholicism in the History of Russian Thought]. Filosofskie nauki. №2. P. 45-49. (In Russian)

Shejnman M.M. 1975. Katolicizm v menyayushchemsya mire [Catholicism in a Changing World]. Moscow: Nauka. 161 p. (In Russian)

Velikovich L.N. 1967. Krizis sovremennogo katolicizma [The Crisis of Modern Catholicism]. Moscow: Nauka. 160 p. (In Russian)

Velikovich L.N. 1981. Katolicizm vsovremennom mire [Catholicism in the Modern World]. Moscow: Znanie. 64 p. (In Russian)

Список литературы на русском языке:

Андреев М.В. 1968. Католицизм и проблемы современного рабочего и национально-освободительного движения. Москва: Мысль. 343 с.

Берзин Э.О. 1966. Католическая церковь в Юго-Восточной Азии. Москва: Главная редакция восточной литературы «Наука». 324 с.

Богомазов В.М. 2012. Нравственность и латиноамериканская «теология освобождения» в контексте глобализации. Евразия: духовные традиции народов. №3. С. 68 - 79. Великович Л.Н. 1981. Католицизм в современном мире. Москва: Знание. 64 с. Великович Л.Н. 1967. Кризис современного католицизма. Москва: Наука. 160 с. Каневский К. 2003. Социальная доктрина Католической церкви. Российская юстиция. №4. С. 69 - 72.

Кантеров И.Я. 1972. Ватикан под натиском атеизма. Москва: Наука. 151 с. Ковальский Н.А., Иванова И.М. 1989. Католицизм и международные отношения. Москва: Международные отношения. 268 с.

Крылов П.В. 2010. Мир и война в «теологии освобождения» и перспективы российско-латиноамериканских отношений. Научные труды Северо-Западного института управления. 1(1). С. 184 - 197.

Мчедлов М.П. 1974. Католицизм. Москва: Политиздат. 278 с. Мчедлов М.П. 1964. Под сводами собора св. Петра. Москва: Политиздат. 93 с. Овсиенко Ф.Г., Радугин А.А. 1977. Новые тенденции в католической философии и теологии. Москва: Знание. 64 с.

Оноприенко Л.А. 2014. Принцип субсидиарности и его отражение в социальной доктрине Католической церкви. PolitBook. №3. С. 178-192.

Поташинская Н.Н. 1979. Католическая церковь и рабочее движение в Италии. Москва: Наука. 255 с.

Поташинская Н.Н. 2012. Бенедикт XVI и проблема экуменизма. Е.В. Белякова, А.В. Назаренко. Религии мира: История и современность. Санкт-Петербург: Нестор-История. C. 659-689.

Рашкова Р.Т. 1989. Ватикан и современная культура. Москва: Политиздат. 416 с. Руткевич А.М. 2016. Римский католицизм в истории русской мысли. Философские науки. №2. С. 45-49.

Шейнман М.М. 1975. Католицизм в меняющемся мире. Москва: Наука. 161 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.