Научная статья на тему 'ПАНДЕМИЯ COVID-19 В РОССИЙСКИХ МАССМЕДИА: ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ'

ПАНДЕМИЯ COVID-19 В РОССИЙСКИХ МАССМЕДИА: ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1436
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ЖУРНАЛИСТИКА / МЕДИАЛИНГВИСТИКА / МЕДИАДИСКУРС / МЕДИАТЕКСТЫ / СМИ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ЯЗЫК СМИ / ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА / РОССИЙСКИЕ СМИ / ИНФОДЕМИЯ / ФРЕЙМЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ / ПАНДЕМИЯ / КОРОНАВИРУС / ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / БОРЬБА С ЭПИДЕМИЕЙ / ВИРУСЫ / ПОЛЯРИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мухарямова Лайсан Музиповна, Заляев Артур Рустэмович, Шаммазова Екатерина Юрьевна

В статье рассматривается медиаполитика российских СМИ в контексте пандемии COVID-19. Целью исследования стало выявление того, как различные властные группы в условиях глобальной угрозы при помощи языка конструируют представления о правильности/неправильности, эффективности/неэффективности национальной политики в сфере здравоохранения, программируют готовность читателей изменить свое поведение для обеспечения коллективной безопасности; насколько социальные и политические акторы готовы к сотрудничеству и единству в условиях рисков для безопасности страны. Анализ выполнен на основе изучения материалов, опубликованных в официальном органе Правительства Российской Федерации - в газете «Российская газета» - и в независимом СМИ - «Новая газета» - в период с марта по октябрь 2020 г. Исследование выполнено с использованием метода фрейм - анализа, приемов контекстуального и ситуативного анализа. Показано, как влиятельные СМИ при помощи фреймов структурируют и упорядочивают социальную реальность во время эпидемии, какими смыслами и оценками наделяют действия различных субъектов. Проведенный анализ позволяет констатировать высокий уровень политизации кризиса COVID-19. Политики являются наиболее частыми действующими лицами, как в информационных, так и в аналитических материалах. Анализ двух федеральных газет различной идеологической направленности позволяет утверждать, что в обеих преобладали материалы, содержащие данные статистики, короткие новости, без контекстной информации и без моделей структурирования ситуации. Официальная «РГ» проводит сдержанную медийную политику, направленную на пропаганду активных и всеобъемлющих действий лидеров страны, практически не замечая наличия разных оценок и точек зрения на ситуацию, в том числе по оценке действий государственных институтов в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Оппозиционная «НГ» употребляет эмоциональные, экспрессивные заголовки, фреймы противопоставления государственных институтов и народа, способствующие конфликтному восприятию ситуации, повышению тревожности в силу усиления недоверия к властям, поляризации общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Мухарямова Лайсан Музиповна, Заляев Артур Рустэмович, Шаммазова Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COVID-19 PANDEMIC IN THE RUSSIAN MASS MEDIA: A POLITICAL CONTEXT

The article examines the media policy of the Russian newspapers in the context of the COVID-19 pandemic. The aim of the study is to find out how various political power groups in the context of the global threat use language to construct ideas about the correctness/incorrectness, effectiveness/ineffectiveness of the national health policy, and program the readers' readiness to change their behavior to ensure collective health security; how social and political actors are ready to cooperate and unite in the face of risks. The analysis is based on the study of messages published in the official press organ of the Government of the Russian Federation - in the newspaper “Rossiyskaya Gazeta” and in the independent publication - “Novaya Gazeta” - in the period from March to October 2020. The study was performed using the method of frame analysis and the contextual and situational analysis techniques. It is shown how influential media use certain frames to structure and organize social reality during the epidemic, and what interpretations and assessments are given to the actions of various parties. The analysis allows the authors to identify a high level of politicization of the COVID-19 crisis. Politicians are the most frequent actors both in informative and analytical reports. The analysis of two federal newspapers with different ideological orientations suggests that both are dominated by publications containing statistical data and short news, without contextual information or situation structuring models. The official “Rossiyskaya Gazeta” conducts a restrained media policy aimed to promote active and comprehensive actions of the country's leaders, practically with no reference to the presence of different assessments and points of view on the situation, including the assessment of the actions of state institutions in the context of the spread of the new coronavirus infection. The oppositional “Novaya Gazeta” uses emotional, expressive headlines and the frames of opposition between state institutions and the people, which contribute to conflict - ridden perception of the situation, increase anxiety due to the increased distrust of the authorities and the polarization of society.

Текст научной работы на тему «ПАНДЕМИЯ COVID-19 В РОССИЙСКИХ МАССМЕДИА: ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ»

УДК 811.161.142:811.161.138

ББКШ141.12-51+Ш141.12-55 ГСНТИ 16.01.13; 16.01.17; 11.15.89 Код ВАК23.00.02; 10.02.19

DOI 10.12345/1999-2629_2021_01_06

Л. М. Мухарямова

Казанский государственный медицинский университет, Казань, Россия ORCID ID: 0000-0002-5016-6928 0

А. Р. Заляев

Казанский государственный медицинский университет, Казань, Россия ORCID ID: 0000-0002-0595-6517 0

Е. Ю. Шаммазова

Казанский государственный медицинский университет, Казань, Россия ORCID ID: 0000-0002-5057-151X 0

0 E-mail: edu-prorector@kazangmu.ru; arthyran@mail.ru; shammazova.ekate@mail.ru.

Пандемия COVID-19 в российских массмедиа: политический контекст

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается медиаполитика российских СМИ в контексте пандемии COVID-19. Целью исследования стало выявление того, как различные властные группы в условиях глобальной угрозы при помощи языка конструируют представления о правильности/неправильности, эффективности/неэффективности национальной политики в сфере здравоохранения, программируют готовность читателей изменить свое поведение для обеспечения коллективной безопасности; насколько социальные и политические акторы готовы к сотрудничеству и единству в условиях рисков для безопасности страны. Анализ выполнен на основе изучения материалов, опубликованных в официальном органе Правительства Российской Федерации — в газете «Российская газета» — и в независимом СМИ — «Новая газета» — в период с марта по октябрь 2020 г. Исследование выполнено с использованием метода фрейм-анализа, приемов контекстуального и ситуативного анализа. Показано, как влиятельные СМИ при помощи фреймов структурируют и упорядочивают социальную реальность во время эпидемии, какими смыслами и оценками наделяют действия различных субъектов. Проведенный анализ позволяет констатировать высокий уровень политизации кризиса COVID-19. Политики являются наиболее частыми действующими лицами, как в информационных, так и в аналитических материалах. Анализ двух федеральных газет различной идеологической направленности позволяет утверждать, что в обеих преобладали материалы, содержащие данные статистики, короткие новости, без контекстной информации и без моделей структурирования ситуации. Официальная «РГ» проводит сдержанную медийную политику, направленную на пропаганду активных и всеобъемлющих действий лидеров страны, практически не замечая наличия разных оценок и точек зрения на ситуацию, в том числе по оценке действий государственных институтов в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Оппозиционная «НГ» употребляет эмоциональные, экспрессивные заголовки, фреймы противопоставления государственных институтов и народа, способствующие конфликтному восприятию ситуации, повышению тревожности в силу усиления недоверия к властям, поляризации общества.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: политический дискурс; журналистика; медиалингвистика; медиадискурс; медиатек-сты; СМИ; средства массовой информации; язык СМИ; языковые средства; российские СМИ; инфодемия; фреймы; социальная политика; здоровье населения; пандемия; коронавирус; ограничительные меры; борьба с эпидемией; вирусы; поляризация общества.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ: Мухарямова Лайсан Музиповна, доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой истории, философии, социологии, Казанский государственный медицинский университет Минздрава России; 420036, Россия, Казань, ул. Бутлерова, д. 49; e-mail: edu-prorector@kazangmu.ru.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ: Заляев Артур Рустэмович, кандидат социологических наук, ассистент кафедры истории, философии, социологии, Казанский государственный медицинский университет Минздрава России; 420036, Россия, Казань, ул. Бутлерова, д. 49; e-mail: arthyran@mail.ru.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ: Шаммазова Екатерина Юрьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры истории, философии, социологии, Казанский государственный медицинский университет Минздрава России; 420036, Россия, Казань, ул. Бутлерова, д. 49; e-mail: shammazova.ekate@mail.ru.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Мухарямова, Л. М. Пандемия COVID-19 в российских массмедиа: политический контекст / Л. М. Мухарямова, А. Р. Заляев, Е. Ю. Шаммазова // Политическая лингвистика. — 2021. — № 1 (85). — С. 72-80. — DOI 10.12345/1999-2629_2021_01_06.

БЛАГОДАРНОСТИ. Авторы выражают благодарность РФФИ и ЭИСИ, при финансовой поддержке которых в рамках научного проекта № 20-011-31521 выполнено исследование.

Пандемия коронавирусного заболевания — 2019 (СОУЮ-19) распространилась по всему миру с беспрецедентными последствиями для здоровья миллионов людей. Ко-

ронавирус вызвал панику среди гражданского населения и обнажил отсутствие безопасности в социально-политической, экономической, информационно-коммуникативной сфе-

© Мухарямова Л. М., Заляев А. Р., Шаммазова Е. Ю., 2021

рах, резко нарушив повседневную жизнь, глобальную экономику, международные поездки и торговлю. Всемирная организация здравоохранения объявила об «инфодемии» как переизбытке онлайновой и офлайновой информации, включающей в себя намеренные попытки распространения ложных сведений в целях срыва действенных мер охраны общественного здоровья и продвижения альтернативных групповых или индивидуальных целей [ВОЗ 2020]. В этих условиях устойчивость мирового сообщества постоянно ставится под сомнение, будущее кажется неопределенным [Horton 2020]. Исследователи отмечают обострение проблемы социальной справедливости, которая проявилась, например, в непропорционально высокой смертности от новой инфекции не только пожилых людей, но и людей, относящихся к другим уязвимым группам — расовых и этнических меньшинств, людей с низким уровнем дохода и образования, клиентов домов престарелых и других подобных учреждений [Ahmed et al. 2020; Bowleg 2020; Gu et al. 2020; Hatef et al 2020]. Отмечено влияние глобального неравенства на смертность: в обществах с сильнее проявляющимися формами неравенства и отсутствием доверия к институтам власти смертность оказалась выше [Elgar 2020]. Заболевание также вызвало депрессию у многих людей из-за крайних ограничительных мер, которые были приняты для предотвращения быстрого распространения вируса [Zoumpourlis et al. 2020] Ситуация, которая сложилась в социальных системах в эпоху пандемии, начала описываться словами «катастрофа», «глобальный кризис». Заметим, что использование этих метафор характерно не только для публицистов: катастрофой пандемию назвал в книге «Катастрофа COVID-19: что пошло не так и как не дать этому случиться снова» Р. Хортон — главный редактор одного из самых известных медицинских журналов, «The Lancet» [Horton 2020]. В этих условиях действия государств во время пандемии были объявлены своеобразным тестом на устойчивость и авторитет как институтов в целом, так и политических лидеров [Capano 2020; Poole 2020]. Политические лидеры не сразу оценили серьезность ситуации и, например, как президент Д. Трамп, объявили коронавирус «новой мистификацией», заявив, что «демократы политизируют коронавирус...». По мнению исследователей, такое снижение опасности языковыми средствами предопределило неудачи США в борьбе с пандемией [Gollust et al. 2020].

Повышение ожиданий населения и ответственности институтов в чрезвычайных

обстоятельствах привело к тому, что государства, используя самые разные телекоммуникационные технологии, усилили контроль за гражданами. Исследования, проведенные с применением инструментов геолокации, например, в Италии и США, показали, что социальное поведение людей, готовность к ограничению мобильности коррелируют с политическими предпочтениями людей, с тем, из каких источников и какую информацию люди получают [Paolini 2020; Hart 2020]. Это стало еще одним подтверждением того, что политическая поляризация является важным культурным барьером для согласованных действий [Barrios 2020].

Поляризация может быть мировоззренческой, когда группы занимают рационально обоснованные крайне противоположные позиции, может быть аффективной, означающей, что приверженцы одной точки зрения принципиально не доверяют сторонникам противоположной стороны. Именно аффективная поляризация имеет политические последствия, такие как снижение доверия, предпочтение голословных обвинений и ярлыков. Одна из проблем, связанных с поляризацией во время пандемии, отмеченная Ж. М. Барриос и Й. Хочберг, заключается в том, что вследствие этого явления разные слои населения, пользующиеся разными источниками информации, могут прийти к разным выводам об угрозе и соответствующих действиях [Barrios 2020]. Бедствия в современную эпоху глобализации и высокой мобильности становятся важнейшей темой обсуждений на повседневном и публичном уровнях, политически значимой темой [Чу-динов 2012].

Существующее положение дел с эпидемией, согласно официальным источникам информации, объясняет и оправдывает действия властей, а в оппозиционных СМИ, и особенно в киберпространстве (социальных сетях), интеллектуалы и активисты социальных движений все громче заявляют, что этот кризис должен привести к изменению экономической парадигмы и политических режимов [Лео 2020]. Как справедливо отметил Н. Карасик, освещение этой эпидемии в средствах массовой информации позволяет, с одной стороны, выявить ценности, определяющие картину мира наших современников, с другой — показывает столкновения разных точек зрения [Карасик 2020].

Анализ того, какие смыслы продуцируют СМИ, особенно важен в связи с тем, что, по оценкам специалистов, из-за ограничений мобильности и социального дистанцирования, введения ограничительных мер значительно возросла активность в потреблении

информации. В частности, пик медиапот-ребления совпал с первыми мерами социального дистанцирования и увеличивался в соответствии с правительственными сообщениями [Tejedor S. et al 2020].

Ключевой вопрос, на который предлагает решение эта статья, следующий: как различные властные группы в условиях глобальной угрозы при помощи языка и медиа-политики заставляют людей принять существующую национальную политику в сфере здравоохранения, изменить свое поведение для обеспечения безопасности в условиях рисков, возникших в связи с COVID-19? Насколько социальные и политические акторы готовы к сотрудничеству и «водному перемирию»? Мы рассматриваем эту проблему на примере анализа деятельности СМИ. Как пандемия COVID-19 репрезентируется в российских СМИ, какие смыслы доводятся до читателя, установлено ли в публичной сфере согласие, можно ли говорить об эффекте «сплочения вокруг флага», какие меры политики здравоохранения предлагаются государственным институтам и общественности? Дискурсивное пространство политики здравоохранения в эпоху пандемии стало объектом анализа в этой статье.

Эмпирическим объектом выступили материалы, опубликованные в газетах «Российская газета» и «Новая газета». Выбор данных медиа обусловлен двумя обстоятельствами. Во-первых, «Российская газета» (РГ) является официальным органом правительства Российской Федерации, безусловно, придерживается позиций, вырабатываемых в государственных органах, участвует в создании прогосударственного дискурса, и в этом качестве является респектабельным изданием со значительной читательской аудиторией. «Новая газета» (НГ) имеет имидж одного из самых оппозиционных к действующей власти СМИ, сотрудничающего со многими известными критически настроенными журналистами, активного творца критического дискурса, экспрессивно формулирующего свою миссию: «писать о том, о чем другие боятся и подумать». Во-вторых, на наш взгляд, эти издания обладают достаточным ресурсным потенциалом для качественного выполнения информационной и коммуникативно-когнитивной функций и обеспечения высокого уровня профессионального журналистского и экспертного анализа.

Исследование выполнено с использованием метода фрейм-анализа [Entman 2004; Кастельс 2017]. Мы стремились выделить то, как влиятельные СМИ при помощи фреймов структурируют и упорядочивают социальную реальность во время эпидемии,

какими смыслами и оценками наделяют действия различных субъектов. При анализе текстов выявлялись референциальные стратегии, направленные на именование социальных акторов, и предикационные стратегии, реализуемые через приписывание акторам определенных действий и качеств. Анализ проводился по электронным версиям газет, размещенным на официальных сайтах («Российская газета»: rg.ru; «Новая газета»: https://novayagazeta.ru/), с использованием системы поиска и рубрикатора за период март — октябрь 2020 г.

Результаты исследования. В «РГ» запрос «все о пандемии короновируса» дает ссылку на 5964 материала (по состоянию на 5 ноября 2020 г.). Наиболее многочисленными являются сообщения о статистике заражений в мире и в России, о мерах, которые принимаются различными странами или регионами по ограничениям, мнения специалистов относительно путей передачи вируса и методах профилактики или лечения и т. д. Газета подробно освещает деятельность государственных органов не только федерального, но и регионального уровня, публикуя полнотекстовые нормативные документы и репортажи с мест. Особое внимание уделяется мерам поддержки системы здравоохранения, предприятий и бизнесов, регионов, испытывающих наибольшие проблемы, отдельных групп населения. Анализ новостных лент газеты позволяет констатировать, что способы репрезентации, используемые фреймы имеют смысловые рамки, направленные на формирование доверия к власти, уверенности, что лидеры и государственные органы обладают полным контролем над ситуацией, знают о потребностях и ожиданиях различных групп. Особенно ярко такая стратегия фреймирования проявилась на ранней стадии эпидемии, когда правительством действительно был принят внушительный ряд мер для поддержки семей с детьми, малого и среднего бизнеса (Пакет помощи. Приняты новые законы по поддержке граждан и бизнеса // РГ. 19.04.20201; Президент объявил о новых мерах поддержки семей с детьми, самозанятых и бизнеса // РГ. 11.05.2020; Малоимущие семьи с детьми получат более 136 млрд рублей // РГ. 13.05. 2020; Пособия по уходу за детьми увеличены вдвое // РГ. 22.05.2020; Поддержку населения в условиях коронавируса оценили в 300 млрд рублей // РГ. 13.05.2020).

1 Здесь и далее названия публикаций даются без указания авторов, поскольку используемые фреймы имеют конвенциональную для данного конкретного СМИ природу в соответствии с позицией медиа.

Обращает на себя внимание, что репортажи из других стран либо нейтральны, либо освещают проблемы и дефициты здравоохранения (В Нью-Йорке развернули морги в трейлерах // РГ. 28.03.2020), ожидаемые потери экономики (Возможны осложнения: Прага и Париж: какие потери несет Европа из-за глобального кризиса // РГ. 25.06.2020). Нам не удалось найти в «РГ» ни одного материала, описывающего принятые в развитых странах меры социальной поддержки населения. При этом газета достаточно полно и весной, и осенью рассказывает о мерах ограничения свободы передвижения, работы предприятий, самоизоляции людей в других странах, используя языковые единицы, обладающие выраженной пессимистической, тревожной коннотацией (Публика сдает билеты. Как коронавирусный вопрос испортил парижан // РГ. 10. 03.2020; Европа оказалась бессильна перед второй волной пандемии // РГ. 10.10.2020; Барам приказано уснуть. В Европе ужесточают антикоронавирусные ограничения // РГ. 20.10.2020; Страны Европы снова возвращаются к локдаунам из-за ситуации с COVID-19 // РГ. 03.11.2020).

Материалы по России внушают читателям идею о том, что Россия лучше других стран способна отвечать на серьезные вызовы, она способна концентрироваться, объединиться и действовать для решения проблем. Такие посылы звучат в первую очередь в материалах, подготовленных напрямую по выступлениям лидеров. Например, «наша система [здравоохранения. — Л. М., А. З., Е. Ш.] может гораздо лучше мобилизоваться для решения общенациональных задач, — подчеркнул президент В. В. Путин, — это касается и лекарственных препаратов, и техники» (Путин сравнил эффективность российской системы здравоохранения с иностранными // РГ. 02.11. 2020). Премьер-министр М. В. Мишустин, напоминая о принятых решениях по поддержке граждан и экономики во время пандемии коронавируса весной, отметил, что «в результате мы прошли этот сложный период, во всяком случае, его первую фазу, лучше, чем целый ряд стран» (М. Мишустин: «Экономика РФ прошла первую фазу пандемии лучше многих стран» // РГ. 19.10. 2020). На наш взгляд, чрезвычайно важным является то, что пандемия дала основания для открытого провозглашения эффективности сложившегося в России режима власти. Президент В. В. Путин, характеризуя ценности и действия государства, подчеркивает: «Никогда и никто не будет оставлен в беде. Вся Россия обязательно придет на помощь. Если потребуется, всё соберем в кулак: ре-

сурсы наших ведущих медицинских центров, Вооруженных сил, МЧС, волонтеров» (Главное — это сберечь людей. Владимир Путин 23 июня обратился к гражданам России // РГ. 24.06.2020).

Осенью федеральные власти не стали вводить строгие ограничения, право принятия решения было отдано регионам. Федеральные же власти оставили за собой право контролировать и оценивать работу региональных органов и объявлять, что обострение ситуации в каких-то субъектах Федерации является результатом ошибок или недоработок региональных властей (Где ты, плато? Улучшения ждут через 2 недели // РГ. 20.10.2020).

Изучение изменений репрезентации пандемии COVID-19 в «РГ» в контексте темпоральной хронологии показывает, что, несмотря на серьезность эпидемической ситуации осенью 2020 г., активность «РГ» по освещению проблем снижается. Газета сохраняет на 1 странице специальную рубрику «Коронавирус COVID-19», однако количество материалов по сравнению с весной заметно меньше. Если по состоянию на 1 апреля из 77 публикаций газеты 29 были посвящены ситуации с COVID-19 (29 %) в самых разных контекстах, начиная от обсуждения мер государственной поддержки и заканчивая инициативами отдельных граждан по помощи нуждающимся, то 15 октября, например, из 69 публикаций только 8 освещают проблемы COVID-19 (11 %). За 11 ноября 2020 г. из 56 материалов (без учета опубликованных официальных документов) 6 содержат сюжеты, связанные с COVID-19 (10,7 %). Заметно меняется характер публикаций: меньше информации о мерах государственной поддержки, строительстве новых объектов здравоохранения и больше о ситуации в других странах или безусловных достижениях России в борьбе с пандемией, включая научные успехи (Российская наука способна ответить на любой вызов опасных инфекций // РГ. 20.10.2020), разработку и регистрацию российских вакцин (Вакцина от коронавируса — проверка на инновации // РГ. 30.11. 2020; В Подмосковье готовы к работе 18 пунктов вакцинации от коронавиру-са // РГ. 25.11.2020).

Политика «Новой газеты» («НГ») по освещению пандемии отличается коренным образом. Эта газета активно ведет новостную ленту по ситуации с COVID-19 с изложением официальных данных, здесь тоже главными акторами действий в условиях эпидемии являются государственные органы и чиновники различного уровня. Но оценки деятельности совершенно другие. «НГ»

фреймирует ситуацию, делая не очень заметными и важными те действия Российского государства, которые были направлены на поддержку семей, бизнесов, отдельных городов и даже субъектов Федерации, и направляя внимание читателей на предполагаемые нарушения, намеренное искажение властями данных о действительности, включение в поле зрения положения эксклюзивных или депривированных групп в условиях пандемии. Модели интерпретации, предлагаемые «НГ», находятся в рамках «естественности», «соответствия постоянным практикам» сокрытия властями объективной информации, формируют отношение недоверия к статистике, к методам диагностики, лечения (Заразные фейки и где они обитают. Откуда берутся слухи о тысячах заболевших коронавирусом в России // НГ. 11.03. 2020; Кто скрывает правду о коронавиру-се? // НГ. 18.03.2020; Дипломатический просчет. После скандала со статистикой в Москве изменился учет смертности от COVID-19 // НГ. 03.06.2020; Воскрешенные Росста-том. Число смертей от коронавируса в регионах занижено в 2—20 раз: исследование «Новой» // НГ. 19.07.2020).

«НГ» фокусирует внимание на «странных» закупках, формируя представление, что в условиях чрезвычайности, когда государственные контракты можно заключать без конкурса, у чиновников появляется еще больше возможностей для нарушений. Выгодные контракты получают близкие к федеральным, региональным или муниципальным властям компании, несмотря на то, что не все в их деятельности прозрачно или безупречно (Москва закупит тесты на коронавирус за 192 млн рублей. Разработчик — фирма из Казани без сайта и телефона // НГ. 18.03. 2020); «Открытые медиа»: компания Приго-жина без конкурса заключила контракты на поставку еды для больных коронавирусом // НГ. 18.03. 2020; Закупательная способность. На что тратят деньги российские госучреждения и госкомпании в связи с распространением коронавируса // НГ. 24.04. 2020).

Медийная кампания «НГ» направлена на фреймирующее противопоставление государства и народа. Строительство новых инфекционных госпиталей газета освещает с позиции угрозы для населения, живущего на близкой к строительству территории («Ветер подует — и все на меня». Как живет московская деревня, где экстренно начали строить больницу для зараженных COVID-19 // НГ. 16. 03.2020). Проблематизируя деятельность власти, «НГ» формирует мнение, что российские власти не очень-то и хотят сдерживать эпидемию коронавируса, создают ситуацию, чтобы

погибли старые и больные, а в стране быстро сформировалась иммунная прослойка с минимальными для экономики потерями (Человек человеку вирус. Почему карантин не может сдержать пандемию, а российские власти — не очень-то и хотят // НГ. 25.03.2020).

Газета еще до принятия пакета государственных мер поддержки начала утверждать, что социальная система в России стагнирует и поэтому правильных решений по поддержке населения быть не может. Россия, считает «НГ», по сравнению со странами Европейского союза, однозначно меньше поддерживает и людей, и реальный сектор экономики («Раздавать деньги людям — не в наших традициях». Почему российское правительство не торопится помогать населению по примеру других стран: эксперты // НГ. 23.03.2020; Помощь не по адресу. Почему в России раздача денег населению не поможет победить кризис // 24. 03.2020). «НГ» констатирует, что официальная позиция, которую выражают лидеры страны, прежняя: в России никаких бед быть не может (Режим «русского чуда» включен. Выступление Путина о коронавирусе глазами политтехнолога // НГ. 27.03.2020).

Газета уделяет значительное внимание состоянию в условиях эпидемии пенитенциарной системы. Заключенные на фоне эпидемии коронавируса оказались самой незащищенной категорией граждан, не имеющей возможности приобрести антисептики и лекарства, маски и дезинфицирующие средства. «НГ» обращает внимание, что об этой категории граждан просто забыли («Задержания и аресты — это не то, от чего государство готово отказаться». Заключенных лишили свиданий со всеми, кроме коронави-руса // 18.03.2020; Высшая мера заражения. Если вирус доберется до российских СИЗО и колоний, большинство жертв будет не спасти // НГ. 20.03.2020). Обращает внимание то, что используемые языковые средства описывают с принижением любые меры, которые принимаются: плохо и введение карантинных мер, но и возможная вспышка эпидемии в пенитенциарной системе тоже на ответственности руководителей.

Отдельная и важная тема для «НГ» — это тема российской вакцины. Газета, с одной стороны, размещает информацию, предоставленную разработчиками или госорганами (РФПИ: эффективность российской вакцины от COVID-19 «Спутник V» составила 95 % на 42-й день после введения первой дозы. 24.11.2020; В Венгрию доставили для исследований образцы российской вакцины от COVID-19 // НГ. 19.11.2020; РФПИ договорился с Южной Кореей о производстве 150 млн доз

«Спутник V» // НГ. 13. 11. 2020), а с другой — печатает фреймирующие материалы о том, что российская статистика по ковиду не имела ничего общего с реальностью и зависела от приказаний начальства. Какой шанс, что статистика по вакцине «Спутник» будет иметь отношение к реальности? (Комета Гамалеи. Стремительная регистрация вакцины от коронавируса в России: за и против // НГ. 24.08.2020). В сочетании с расследованиями по эффективности препаратов, рекомендованных Минздравом России для лечения коронавирусной инфекции, этот дискурс создает атмосферу недоверия к деятельности медицинских организаций.

По существу, фреймы, используемые «НГ», резонансные слова и образы, связывающие сообщения о действиях в эпоху COVID-19 с уже существующими фреймами «антинародности» российской власти, могут стать активаторами действий [Entman 2004].

Активность «НГ» в освещении COVID-19 снижается к осени. Если в номере газеты за 1 апреля из 21 публикации 16 (59 %) было так или иначе посвящено проблемам, связанным с эпидемией, то в номере за 16 октября из 18 материалов только 1 (5 %) посвящен этой теме.

Проведенное исследование является одной из первых российских работ, в которой изучается политизация и поляризация в российских медиа, освещающих COVID-19. Для новой общественной проблемы, такой как новая пандемия, СМИ обычно являются основным источником информации для населения [Druckman 2020]. Это определяет интерес исследователей к анализу медиа с позиций конструирования ими тех или иных моделей социальной реальности, оформления смыслов и моделей поведения. Такие работы проведены уже в целом ряде стран [Brennen et al. 2020; Tejedor et al. 2020; Pahayahay et al. 2020; Tsai et al. 2020], в том числе в России [Карасик 2020]. Проведенный анализ позволяет констатировать, что кризис COVID-19 стал шокирующей реальностью. Об этом свидетельствует в том числе то внимание, которое СМИ уделяли и уделяют пандемии, разнообразие тем и сюжетов. Сложность ситуации, видимо, определило то, что кризис COVID-19 освещался в основном информативно: анализ двух федеральных газет различной идеологической направленности позволяет утверждать, что в обеих преобладали материалы, содержащие данные статистики, короткие новости, без контекстной информации и без моделей структурирования ситуации.

Фрейм-анализ как метод исходит из того, что каждое СМИ имеет свой укорененный

способ описания социальной реальности, ожидаемый, понятный, принятый в определенных социальных группах [Кастельс 2017]. Поэтому, приступая к исследованию, мы не предполагали, что обе газеты будут пользоваться одинаковыми языковыми средствами для описания процессов, связанных с новой инфекцией. Для нас было важно выяснить, насколько позиции СМИ в условиях кризиса сблизятся в целях сплочения народа в условиях угрозы эпидемии. Однако близость позиций обнаруживается только в беспристрастной публикации официальной информации. Аналитические материалы, объемные репортажи и расследования написаны с применением технологий фреймирования, практически не содержат реакций или аргументов в поддержку или опровержения утверждений другой стороны и, на наш взгляд, не способствуют сплочению народа, если не идеологически, то в приверженности желательному поведению в целях общей безопасности.

Исследование показало высокий уровень политизации кризиса COVID-19: политики были наиболее частыми действующими лицами, как в информационных, так и в аналитических материалах. Официальная «РГ» проводит сдержанную медийную политику, направленную на пропаганду активных и всеобъемлющих действий лидеров страны, практически не замечая наличия разных оценок и точек зрения на ситуацию, в том числе по оценке действий государственных институтов в условиях коронавирусной инфекции. Оппозиционная «НГ» употребляет откровенно эмоциональные, экспрессивные заголовки, способствующие конфликтному восприятию ситуации, повышению тревожности в силу усиления недоверия к властям. А доверие к социальным и политическим субъектам в условиях неопределенности и угрозы, обращают внимание Д. Паолини и соавторы, таких как пандемия, сосредоточение внимания на более широкой и всеобъемлющей групповой идентификации может сыграть стратегическую роль в укреплении индивидуального благополучия [Paolini et al. 2020].

Анализ репрезентации проблем, связанных с новой коронавирусной инфекцией, в федеральных СМИ не является достаточным. Безусловно, федеральные медиа определяют основные репертуары для региональных СМИ, однако местный контекст, объемы вспышки на конкретных территориях могут менять медийную политику. На такой факт указывают Дракман и соавторы, подчеркивая, что реальные условия влияют на интенсивность партийных противоречий и на позицию граждан, устанавливают потенциальный предел аргументов противопостав-

ления [Druckman 2020]. Другим важным направлением исследований может стать изучение социальных медиа, которые являются важным и референтным источником информации для многих, и особенно для молодых людей. Дальнейшие исследования, на наш взгляд, необходимо сосредоточить именно в этих направлениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карасик, В. И. Эпидемия в зеркале медийного дискурса: факты, оценки, позиции / В. И. Карасик. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. — 2020. — № 2 (80). — С. 25—34. — DOI 10.26170/pl20-02-02.

2. Кастельс, М. Власть коммуникации / М. Кастельс ; пер. с англ. Н. М. Тылевич. — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. — Текст : непосредственный.

3. Лео, Г. Социальные и политические последствия пандемии и концептуализация экономик Запада / Г. Лео. — Текст : непосредственный // Научные труды Вольного экономического общества России. — 2020. — Т. 223. — N° 3.

4. Чудинов, А. П. Дискурсивные характеристики политической коммуникации / А. П. Чудинов. — Текст : электронный // Политическая лингвистика. — 2012. — № 2. — С. 53—59. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diskursivnye-harakteristiki-poli-ticheskoy-kommunikatsii (дата обращения: 13.12.2020).

5. Ahmed, F. Why inequality could spread COVID-19 / F. Ahmed [et al.]. — Text : electronic // The Lancet Public Health. — 2020. — Vol. 5. — Iss. 5. — P. e240. — URL: https:// doi.org/10.1016/S2468-2667(20)30085-2.

6. Barrios, J. M. Risk perception through the lens of politics in the time of the covid-19 pandemic / J. M. Barrios, Y. Hochberg. — Text : unmediated // National Bureau of Economic Research. — 2020. — №. w27008.

7. Bowleg, L. We're Not All in This Together: On COVID-19, Intersectionality, and Structural Inequality / L. Bowleg. — Text : unmediated // Am. J. Public Health. — 2020. — Vol 110. — Iss. 7. — P. 917. — DOI 10.2105/AJPH.2020.305766.

8. Brennen, J. Beyond (Mis) Representation: Visuals in COVID-19 Misinformation / J. Brennen, Felix Simon, Rasmus Nielsen. — Text : electronic // The International Journal of Press/Politics. — 2020. — DOI 10.1177/1940161220964780.

9. Capano, G. Mobilizing policy (in) capacity to fight COVID-19: Understanding variations in state responses / G. Capano [et al.]. — Text : unmediated // Policy and Society. — 2020. — Vol. 39. — Iss. 3. — P. 285—308.

10. Druckman, J. N. Affective polarization, local contexts and public opinion in America / J. N. Druckman [et al.] // Nature Human Behaviour. — 2020. — P. 1—11.

11. Elgar, F. J. The trouble with trust: Time-series analysis of social capital, income inequality, and COVID-19 deaths in 84 countries / F. J. Elgar, A. Stefaniak, M. J. Wohl. — Text : electronic // Social Science & Medicine. — 2020. — Vol. 263. — P. 113365. —

URL: https://doi.Org/10.1016/j.socscimed.2020.113365 (date of access: 08.11.2020)

12. Entman, R. M. Projections of power: Framing news, public opinion, and US foreign policy / R. M. Entman [et al.]. — University of Chicago Press, 2004. — Text : unmediated.

13. Gollust, S. E. The Emergence of COVID-19 in the US: A Public Health and Political Communication Crisis / S. E. Gollust, R. H. Nagler, E. F. Fowler. — Text : unmediated // Journal of Health Politics, Policy and Law. — 2020.

14. Gu, T. Characteristics Associated With Racial/Ethnic Disparities in COVID-19 Outcomes in an Academic Health Care System / T. Gu, J. A. Mack, M. Salvatore [et al.]. — Text : electronic // JAMA Netw Open. — 2020. — Vol. 3. — Iss. 10. — P. e2025197. — DOI 10.1001/jamanetworkopen.2020.25197.

15. Hart, P. S. Politicization and Polarization in COVID-19 News Coverage / P. S. Hart, S. Chinn, S. Soroka. — Text : unmediated // Science Communication. — 2020. — Vol. 42. — Iss. 5. — P. 679—697.

16. Hatef, E. Assessing the Impact of Neighborhood Socioeconomic Characteristics on COVID-19 Prevalence Across Seven States in the United States / E. Hatef, H. Y. Chang, C. Kitchen, J. P. Weiner, H. Kharrazi. — Text : electronic // Front Public Health. — 2020. — Vol. 8. — 571808. — DOI 10.3389/fpubh.2020.571808.

17. Horton, R. The COVID-19 Catastrophe: What's Gone Wrong and How to Stop It Happening Again / R. Horton. — John Wiley & Sons, 2020. — Text : unmediated.

18. Pahayahay, A. What Media Helps, What Media Hurts: A Mixed Methods Survey Study of Coping with COVID-19 Using the Media Repertoire Framework and the Appraisal Theory of Stress / A. Pahayahay, N. Khalili-Mahani. — Text : unmediated // Journal of medical Internet research. — 2020. — Vol. 22. — Iss. 8. — P. e20186.

19. Paolini, D. COVID-19 lockdown in Italy: the role of social identification and social and political trust on well-being and distress / D. Paolini, F. Maricchiolo, M. Pacilli, S. Pagliaro. — Text : electronic // Current Psychology. — 2020. — No 26. — Oct: 1—8. — DOI 10.1007/s12144-020-01141-0.

20. Poole, D. N. Responding to the COVID-19 pandemic in complex humanitarian crises / D. N. Poole [et al.]. — Text : unmediated // International Journal for Equity in Health. — 2020. — Vol. 19. — Iss. 1. — P. 1—2.

21. Tejedor, S. Information on the COVID-19 Pandemic in Daily Newspapers' Front Pages: Case Study of Spain and Italy / S. Tejedor [et al.]. — Text : unmediated // International Journal of Environmental Research and Public Health. — 2020. — Vol. 17. — Iss 17. — P. 6330.

22. Tsai, J. Y. Intergroup Contact, COVID-19 News Consumption, and the Moderating Role of Digital Media Trust on Prejudice Toward Asians in the United States: Cross-Sectional Study / J. Y. Tsai [et al.]. — Text : unmediated // Journal of medical Internet research. — 2020. — Vol. 22. — No 9. — P. e22767.

23. Zoumpourlis, V. [Comment] The COVID 19 pandemic as a scientific and social challenge in the 21st century / V. Zoumpourlis [et al.]. — Text : unmediated // Molecular medicine reports. — 2020. — Vol. 22. — Iss. 4. — P. 3035—3048.

L. M. Mukharyamova

Kazan State Medical University, Kazan, Russia ORCID ID: — 0

A. R. Zalyaev

Kazan State Medical University, Kazan, Russia ORCID ID: — 0

E. Yu. Shammazova

Kazan State Medical University, Kazan, Russia ORCID ID: — 0

0 E-mail: edu-prorector@kazangmu.ru; arthyran@mail.ru; shammazova.ekate@mail.ru.

COVID-19 Pandemic in the Russian Mass Media: A Political Context

ABSTRACT. The article examines the media policy of the Russian newspapers in the context of the COVID-19 pandemic. The aim of the study is to find out how various political power groups in the context of the global threat use language to construct ideas about the correctness/incorrectness, effectiveness/ineffectiveness of the national health policy, and pro-

78

gram the readers' readiness to change their behavior to ensure collective health security; how social and political actors are ready to cooperate and unite in the face of risks. The analysis is based on the study of messages published in the official press organ of the Government of the Russian Federation - in the newspaper "Rossiyskaya Gazeta " and in the independent publication - "Novaya Gazeta " - in the period from March to October 2020. The study was performed using the method offrame analysis and the contextual and situational analysis techniques. It is shown how influential media use certain frames to structure and organize social reality during the epidemic, and what interpretations and assessments are given to the actions of various parties. The analysis allows the authors to identify a high level ofpoliticization of the COVID-19 crisis. Politicians are the most frequent actors both in informative and analytical reports. The analysis of two federal newspapers with different ideological orientations suggests that both are dominated by publications containing statistical data and short news, without contextual information or situation structuring models. The official "Rossiyskaya Gazeta " conducts a restrained media policy aimed to promote active and comprehensive actions of the country's leaders, practically with no reference to the presence of different assessments and points of view on the situation, including the assessment of the actions of state institutions in the context of the spread of the new coronavirus infection. The oppositional "Novaya Gazeta " uses emotional, expressive headlines and the frames of opposition between state institutions and the people, which contribute to conflict-ridden perception of the situation, increase anxiety due to the increased distrust of the authorities and the polarization of society.

KEYWORDS: political discourse; journalism; media linguistics; media discourse; media texts; mass media; mass media language; linguistic means; Russian mass media; infodemic; frames; social policy; health of the population; pandemic; coronavirus; restrictive measures; fight against the epidemic; viruses; polarization of society.

AUTHOR'S INFORMATION: Mukharyamova Laysan Muzipovna, Doctor of Political Sciences, Professor, Head of Department of History, Philosophy and Sociology, Kazan State Medical University, Ministry of Health of Russia, Kazan, Russia.

AUTHOR'S INFORMATION: Zalyaev Artur Rustemovich, Candidate of Sociological Sciences, Assistant Lecturer of Department of History, Philosophy and Sociology, Kazan State Medical University, Ministry of Health of Russia, Kazan, Russia.

AUTHOR'S INFORMATION: Shammazova Ekaterina Yur'evna, Candidate of Philosophy, Associate Professor of Department of History, Philosophy and Sociology, Kazan State Medical University, Ministry of Health of Russia, Kazan, Russia.

FOR CITATION: Mukharyamova, L. M. COVID-19 Pandemic in the Russian Mass Media: A Political Context / L. M. Mukharyamova, A. R. Zalyaev, E. Yu. Shammazova // Political Linguistics. — 2021. — No 1 (85). — P. 72-80. — DOI 10.12345/1999-2629_2021_01_06.

ACKNOWLEDGMENTS. The study is accomplished with financial support of the Russian Foundation for Basic Research (RFBR) and the Social Research Expert Institute (EISI), Project № 20-011-31521.

REFERENCES

1. Karasik, V. I. Epidemic in the Mirror of Media Discourse: Facts, Evaluations, Positions / V. I. Karasik. — Text : unmediated // Political Linguistics. — 2020. — No 2 (80). — P. 25—34. [Epi-demiya v zerkale mediynogo diskursa: fakty, otsenki, pozitsii / V. I. Karasik. — Tekst : neposredstvennyy // Politicheskaya ling-vistika. — 2020. — № 2 (80). — S. 25—34]. — DOI 10.26170/pl20-02-02. — (In Rus.)

2. Castells, M. The Power of Communication / M. Castells; per. from English by N. M. Tylevich. — Moscow : Publishing house of House of the Higher School of Economics, 2017. — Text : unmediated. [Vlast' kommunikatsii / M. Kastel's ; per. s angl. N. M. Tylevich. — Moskva : Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2017. — Tekst : neposredstvennyy]. — (In Rus.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Leo, G. Social and political consequences of the pandemic and conceptualization of Western economies / G. Leo. — Text : unmediated // Scientific works of the Free Economic Society of Russia. — 2020. — Vol. 223. — Iss. 3. [Sotsial'nye i politiche-skie posledstviya pandemii i kontseptualizatsiya ekonomik Zapada / G. Leo. — Tekst : neposredstvennyy // Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. — 2020. — T. 223. — № 3]. — (In Rus.)

4. Chudinov, A. P. Discoursive characteristics of political communication / A. P. Chudinov. — Text : electronic // Political Linguistics. — 2012. — No 2. — P. 53—59. [Diskursivnye kha-rakteristiki politicheskoy kommunikatsii / A. P. Chudinov. — Tekst : elektronnyy // Politicheskaya lingvistika. — 2012. — № 2. — S. 53—59]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/diskursivnye-harakteristiki-politicheskoy-kommunikatsii (date of access: 13.12.2020)

5. Ahmed, F. Why inequality could spread COVID-19 / F. Ahmed [et al.]. — Text : electronic // The Lancet Public Health. — 2020. — Vol. 5. — Iss. 5. — P. e240. — URL: https://doi.org/ 10.1016/S2468-2667(20)30085-2.

6. Barrios, J. M. Risk perception through the lens of politics in the time of the covid-19 pandemic / J. M. Barrios, Y. Hochberg. — Text : unmediated // National Bureau of Economic Research. — 2020. — №. w27008.

7. Bowleg, L. We're Not All in This Together: On COVID-19, Intersectionality, and Structural Inequality / L. Bowleg. — Text : unmediated // Am. J. Public Health. — 2020. — Vol 110. — Iss. 7. — P. 917. — DOI 10.2105/AJPH.2020.305766.

8. Brennen, J. Beyond (Mis) Representation: Visuals in COVID-19 Misinformation / J. Brennen, Felix Simon, Rasmus Nielsen. — Text : electronic // The International Journal of Press/Politics. — 2020. — DOI 10.1177/1940161220964780.

9. Capano, G. Mobilizing policy (in) capacity to fight COVID-19: Understanding variations in state responses / G. Capano [et al.]. — Text : unmediated // Policy and Society. — 2020. — Vol. 39. — Iss. 3. — P. 285—308.

10. Druckman, J. N. Affective polarization, local contexts and public opinion in America / J. N. Druckman [et al.] // Nature Human Behaviour. — 2020. — P. 1—11.

11. Elgar, F. J. The trouble with trust: Time-series analysis of social capital, income inequality, and COVID-19 deaths in 84 countries / F. J. Elgar, A. Stefaniak, M. J. Wohl. — Text : electronic // Social Science & Medicine. — 2020. — Vol. 263. — P. 113365. — URL: https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2020. 113365 (date of access: 08.11.2020)

12. Entman, R. M. Projections of power: Framing news, public opinion, and US foreign policy / R. M. Entman [et al.]. — University of Chicago Press, 2004. — Text : unmediated.

13. Gollust, S. E. The Emergence of COVID-19 in the US: A Public Health and Political Communication Crisis / S. E. Gol-lust, R. H. Nagler, E. F. Fowler. — Text : unmediated // Journal of Health Politics, Policy and Law. — 2020.

14. Gu, T. Characteristics Associated With Racial/Ethnic Disparities in COVID-19 Outcomes in an Academic Health Care

System / T. Gu, J. A. Mack, M. Salvatore [et al.]. — Text : electronic // JAMA Netw Open. — 2020. — Vol. 3. — Iss. 10. — P. e2025197. — DOI 10.1001/jamanetworkopen.2020.25197.

15. Hart, P. S. Politicization and Polarization in COVID-19 News Coverage / P. S. Hart, S. Chinn, S. Soroka. — Text : unmediated // Science Communication. — 2020. — Vol. 42. — Iss. 5. — P. 679—697.

16. Hatef, E. Assessing the Impact of Neighborhood Socioeconomic Characteristics on COVID-19 Prevalence Across Seven States in the United States / E. Hatef, H. Y. Chang, C. Kitchen, J. P. Weiner, H. Kharrazi. — Text : electronic // Front Public Health. — 2020. — Vol. 8. — 571808. — DOI 10.3389/fpubh.2020.571808.

17. Horton, R. The COVID-19 Catastrophe: What's Gone Wrong and How to Stop It Happening Again / R. Horton. — John Wiley & Sons, 2020. — Text : unmediated.

18. Pahayahay, A. What Media Helps, What Media Hurts: A Mixed Methods Survey Study of Coping with COVID-19 Using the Media Repertoire Framework and the Appraisal Theory of Stress / A. Pahayahay, N. Khalili-Mahani. — Text : unmediated // Journal of medical Internet research. — 2020. — Vol. 22. — Iss. 8. — P. e20186.

19. Paolini, D. COVID-19 lockdown in Italy: the role of social identification and social and political trust on well-being and distress / D. Paolini, F. Maricchiolo, M. Pacilli, S. Pagliaro. — Text : electronic // Current Psychology. — 2020. — No 26. — Oct: 1—8. — DOI 10.1007/s12144-020-01141-0.

20. Poole, D. N. Responding to the COVID-19 pandemic in complex humanitarian crises / D. N. Poole [et al.]. — Text : unmediated // International Journal for Equity in Health. — 2020. — Vol. 19. — Iss. 1. — P. 1—2.

21. Tejedor, S. Information on the COVID-19 Pandemic in Daily Newspapers' Front Pages: Case Study of Spain and Italy / S. Tejedor [et al.]. — Text : unmediated // International Journal of Environmental Research and Public Health. — 2020. — Vol. 17. — Iss 17. — P. 6330.

22. Tsai, J. Y. Intergroup Contact, COVID-19 News Consumption, and the Moderating Role of Digital Media Trust on Prejudice Toward Asians in the United States: Cross-Sectional Study / J. Y. Tsai [et al.]. — Text : unmediated // Journal of medical Internet research. — 2020. — Vol. 22. — No 9. — P. e22767.

23. Zoumpourlis, V. [Comment] The COVID 19 pandemic as a scientific and social challenge in the 21st century / V. Zoumpourlis [et al.]. — Text : unmediated // Molecular medicine reports. — 2020. — Vol. 22. — Iss. 4. — P. 3035—3048.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.